Производство стеклянных елочных игрушек. Фабрика елочной игрушки (г

Знаете ли вы, что в Московской области есть три фабрики елочных игрушек, не похожих друг на друга? Сезон интереса к новогодним активностям начинается уже в конце октября и длится, пока лежит снег. За это время можно успеть посетить все «игрушечные» места, побывать на каждом из мастер-классов и получить море впечатлений и позитива. Фабрики находятся в разных уголках Подмосковья, легко выстроить логистику, удобную лично для вас. А новогоднее настроение придет само собой.

«Елочка», Клин

Сюда не зарастает народная тропа любителей зимних забав. В Клину занимаются стеклодувным промыслом с конца XIX века, и за 150 лет достигли невиданных высот, которые с радостью демонстрируют гостям. Экскурсия начинается с показа старинных игрушек, которыми украшали дома наших пра-пра… Дворянская и крестьянская елки, украшения из подручных материалов – все это здесь! История продолжается игрушкой ленинской и коммунистической, ударной и краснознаменной – это уже немного ностальгии для родителей и бабушек. Все елочные украшения показаны в соответствующих интерьерах, что также вызывает бурю ностальгии.

На фабрике есть магазин, где можно купить игрушки и вкусняшки. Цена шаров – от 80 рублей до нескольких тысяч, средний чек – 500 рублей за набор игрушек.

Другие экспозиции – выставки елок из разных стран мира и космически-инопланетных елок. После зала Дедов Морозов – центральный зал с огромной елкой. Все помещения отделены друг от дуга, что очень удобно. В музее оборудован уголок производства, где можно посмотреть, как делают игрушки – те самые, что потом отправятся на продажу и будут радовать взрослых и детей по всей стране. Дальше – ручная роспись шаров и покрытие блестками. Тут не только показывают, но и учат: после экскурсии – мастер-класс с последующей выдачей свежерасписанного шарика.

Максимальная стоимость экскурсии для взрослого – 600 рублей (цена варьируется в зависимости от дня недели и близости к Новому Году). Детский билет – около 300 рублей. Приятное дополнение – в стоимость каждого билета входит подарок, стеклянный шарик.

С постройкой нового участка платной трассы до Клина от Москвы можно долететь меньше, чем за час. Лучше записаться заранее, а можно попробовать присоединиться к сборным группам по 25 человек, которые формируются каждые 10 минут.

«Иней», Павловский Посад

О существовании этой фабрики знают немногие, и совершенно зря. Дорога в павлово-посадское село Данилово – долгая, но на фабрике «Иней» очень интересно. Если на клинской «Елочке» для гостей специально построили два отдельных цеха, то здесь посетители могут запросто пройти на самое настоящее планово работающее производство и увидеть все его этапы. Вот работают стеклодувы, формируя из невзрачных стеклянных колбасок шары и шишечки, вот в большой вакуумной машине заготовки становятся зеркальными, вот идет покраска…

На взгляд Путеводителя, это лишь добавляет очарования процессу – в наш цифровой век детям будет полезно увидеть, из скольких сложных этапов складывается рождение новогодней красоты.

Музейное пространство павлово-посадской фабрики «Иней» – единый просторный зал, где выставлены потрясающе украшенные елки (отличная фотозона, даже фотостена) и в витринах кропотливо выложены игрушки – по годам, начиная с 1940-х. Рассматривать витрины можно долго – вспоминать игрушки, которые имелись дома в годы детства, стеклянные фрукты и колокольчики, игрушки с церковной символикой, матрешки, мультяшки, цветы и шары. Оказывается, было время, когда на елочки вешали симпатичных чернокожих пупсиков, но потом политкорректность возобладала.

Конечно, дело не обходится без театрализации со Снегурочкой и Дедом Морозом – и мастер-класса по украшению игрушки. Завершает программу чаепитие. Завсегдатаи говорят, что с ноября по январь у «Инея» очень плотный график, ориентированный на групповые экскурсии, и выезжающим частным порядком рекомендуется записаться заранее.

Экскурсии тут не дешевые, взрослый билет стоит 1000 рублей, детский – 950. Мастер-класс оплачивается отдельно (200 рублей), в стоимость экскурсии не входит. Зато тут очень дешевые игрушки, за 300 рублей можно сформировать небольшой подарочный наборчик в удобной тубе.

« «Стиль Студия», Химки

Эта фабрика находится в Химках практически у Ленинградского шоссе, она самая маленькая и самая молодая. «Стиль Студия» существует почти 20 лет. Ее организовали специалисты, которые много лет проработали на фабрике «Иней», обогатились прибалтийским опытом и решили создать своеобразное ателье по производству елочных украшений сложных форм. Никаких простых шаров; и стеклянные шедевры тут называют не «игрушки», а «украшения», настраиваясь на создание чего-то экстраординарного. Шарики, в которые хитро вмонтированы фигурки из плюша, сложные «цветочные» подвижные композиции, причудливые воланы – это здесь. Стоимость необычной игрушки – 350-500 рублей.

На производство «Стиль Студия» не пускает. Стеклодувная установка вынесена в отдельное помещение, доступное туристам, где можно, затаив дыхание, смотреть, как формируются хрупкие и сложные фигурки.

Здание фабрики находится в совершенно обычной промзоне. Внутри владельцы постарались создать уют и новогоднее настроение с европейской ноткой. Лаконичный декор, возможность усесться на мягкие пуфики и пеньки и порисовать на креативных досках – это здесь. В елочной комнате также можно влиться в новогоднее фотопространство и запечатлеться с перевернутой елкой, которая висит на потолке. Тут же проходит новогоднее представление. По соседству с шоу-залом – магазин, где легко накупить игрушек по цене от 50 рублей.

Стоимость экскурсии – 800-900 рублей, в стоимость входит изготовление собственного шарика (выдувание и роспись) и чаепитие.

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

До Нового года остались считанные дни, и все с нетерпением ждут приближения самого любимого праздника. Дети пишут письма Деду Морозу, взрослые закупают подарки и думают о том, где и как будут проводить Новогоднюю ночь. Одним из самых интересных событий в новогодние праздники может стать поездка на фабрику елочных игрушек. Таких фабрик в регионе несколько. Мы советуем посетить старейшую из них — фабрику в Высоковске, но для начала заглянем в соседний Клин.

Если вы обожаете скученность, толпы народа, череду школьников из 3Б, 5А и 4Г, то канун Нового года — это самое время, чтобы ехать на фабрику елочных игрушек. Ну а если вам больше по нраву спокойствие и умиротворенность, то лучшее время для поездки — это лето. Но волшебство момента тогда будет утрачено. Впрочем, выход есть: вставайте пораньше и приезжайте прямо к открытию — к 9 утра.

Наша первая остановка — это выставочный комплекс «Клинское подворье». Здесь работает самый большой в России музей ёлочной игрушки. Паркуемся у домика в псевдорусском стиле и слезно просим администратора присоединить нас к какой-нибудь экскурсионной группе. Даже рано утром группы идут плотным потоком. Охранник сообщает нам, что сегодня будет более 40 автобусов со школьниками. Администратор управляет группами при помощи мегафона, у нее это получается мастерски — никто не теряется, все организовано на высшем уровне.

Нас прикрепляют к группе третьеклассников из Мытищ. Надо отметить, что дети ведут себя гораздо лучше сопровождающих их родителей. Экскурсовод начинает свой рассказ.

Впервые новогоднюю ель поставили в 1510 году в Риге. В Средние века речи об украшении новогоднего дерева стеклянными игрушками не шло. Слишком дорог был этот материал. Лесную красавицу наряжали засахаренными розами и яблоками. В ту пору Рига находилась под влиянием немецкого Тевтонского ордена. Германия и поныне является законодателем мод в области новогодних украшений.

Как известно, указ об отмечании «новолетия» первого января подписал еще Петр I в 1700 году. Но россияне не торопились тащить в дом ель. Темный еловый лес страшил наших предков, они считали ель символом смерти.
По прошествии ста с небольшим лет великая княгиня Александра Федоровна решилась установить праздничную ель в своих покоях. А в 1828 году она же организовала первую «детскую ёлку». Мода распространялась неспешно. Прошло целых 20 лет прежде чем ёлки из императорских дворцов перекочевали в дома дворян.

в русских домах принят обычай немецкий… украшают… деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами, навешивают на ветки вызолоченные орехи. Красненькие, самые красивые яблоки, кисти вкусного винограда… всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками

Примерно в это же время начали устраивать и публичные елки, например, в зданиях вокзалов. Елки устраивались в гимназиях и школах, несмотря на настороженное отношение Православной церкви, которая видела в этом проявление языческих обрядов.

В 1929 году в СССР отменили празднование Рождества. А новогодняя елка стала считаться буржуазным обычаем. Но продлился такой запрет не долго. Уже в 1935 году вышла статья в газете «Правда», призывающая комсомольцев организовывать праздники для детишек во всех городах и колхозах страны.

Именно в это время в СССР начинается массовое производство новогодней игрушки. Самыми массовыми и дешевыми были картонажные игрушки. Библейские сюжеты заменяются на героев русских сказок, а Вифлеемская звезда — на пятиконечную советскую звезду с серпом и молотом.

Специальные инструкции описывают сценарии новогодних праздников, выпускаются соответствующие маски.

По елочной игрушке можно изучать историю страны. В 1936 году в советских кинотеатрах выходит фильм «Цирк». Фильм понравился и народу, и Сталину. Тут же появляются елочные игрушки из папье-маше, изображающие цирковых персонажей.

Тогда же в СССР активно развивается авиация и воздухоплавание. На новогоднюю ель вешают парашюты, дирижабли и самолеты.

Через 20 лет выходит другой хит — «Карнавальная ночь» с Людмилой Гурченко. Песня «Пять минут» становится всенародно любимой. И в продажу поступают елочные игрушки на тему часов, отсчитывающих минуты до наступления Нового года.

Конечно же выпускаются игрушки в костюмах народов СССР.

В 1960-х годах Юрий Гагарин становится первым человеком, поднявшимся в космос, Валентина Терешкова — первой женщиной-космонавтом, а Алексей Леонов впервые выходит в открытый космос. Все эти исторические события находят отражения не только в официальной пропаганде, но и на новогодней елке.

В музее постарались воспроизвести интерьер советской квартиры, украшенной к Новому году. Обязательные гирлянды-бусы, звезда из оргстекла. Телевизор «КВН», лыжи у стенки…

Одним из новогодних атрибутов является балет «Щелкунчик». В канун 2014 года его ставят Большой театр и Театр Станиславского, а также несколько менее известных трупп. Последние годы своей жизни Петр Ильич Чайковский провел в своей усадьбе в Клину. Именно здесь композитор и сочинил свой знаменитый балет. Конечно, в музее есть специальная елка, посвященная Чайковскому и Щелкунчику.

Как мы уже упоминали, законодателем новогодней моды является Германия. А там, где мода, там и дизайнеры, модели, подиум, дефиле. У высоковской фабрики есть свои дизайнеры, их работы не раз становились победителями международных дефиле рождественских елок.

Новогодняя коллекция этого года посвящена сказке Золушка. А если быть точным, то ее экранизации, созданной на «Ленфильме» в 1947 году. Самая маленькая елочка — это ученик Феи, тот самый, которой произносит знаменитую фразу «Я не волшебник, я только учусь». За ним стоит Золушка в бальном платье, а позади нее — добрая Фея.

Коллекция Дедов Морозов и Снегурочек. Кажущийся нам исконно русским Дед Мороз стал приходить к детям на елку лишь перед самой революцией. А окончательно его образ сформировался уже в советское время, в тридцатых годах. Свою внучку, Снегурочку, добрый зимний волшебник представил публике лишь в 1937 году, тогда она была еще совсем маленькой девочкой, но со временем подросла и стала вечно юной девушкой уже в послевоенное время.

Заканчивается экскурсия в зале, где стоит огромная 10-метровая ель.

Здесь к гостям подворья приходит Дед Мороз. Дети с радостью помогают зажечь огоньки на елке, водят хоровод, а потом все — и дети и взрослые — загадывают желания. Чтобы они исполнились, нужно обязательно подержаться за посох с закрытыми глазами.

После экскурсии желающие могут пройти мастер-класс по росписи новогодней игрушки.

Фантазировать можно как угодно. Но если муза все не приходит, то можно взять готовую инструкцию и сделать рисунок по шагам. Очень приятно будет повесить у себя дома собственноручно расписанную игрушку.

Если одной игрушки вам маловато или результат далек от ваших ожиданий, то можно пройти в магазин елочной игрушки. В 2013 году игрушки фабрики «Елочка» можно купить в самом центре Москвы, ГУМе на месте центрального фонтана. Но в Клину вы купите елочные игрушки в полтора-два раза дешевле. Здесь продаются как наборы, так и отдельные шары, пики и прочие украшения. В магазине принимают платежные карты.

Во время экскурсии гости Клинского подворья проходят через помещения, где работают стеклодувы и художницы. Но чтобы по-настоящему познакомиться с процессом создания новогодней игрушки, надо ехать на производство — в Высоковск. Это следующий пункт нашей поездки. Между тем неплохо было бы подкрепиться.

Где поесть в Клину

С общепитом в Клину никаких проблем нет. В радиусе километра от Клинского подворья есть и представители известных американских фаст-фудов, и местные заведения. При посещении различных мест мы придерживаемся принципа «поддерживай местных», чего и вам советуем. Поэтому на обед мы отправились в кофейню «Копакабана» (улица Гагарина, дом 6). На наш взгляд, еду здесь готовят без изысков, но быстро. На втором этаже некурящая зона. Цены невысокие. Чайник чая — 130 рублей, столько же стоит кофе По-Венски. Тарелка супа — 80-100 рублей, блинчики — 70-80, спагетти — 150-200.

Фабрика в Высоковске

Подкрепившись, продолжим наше новогоднее путешествие и едем на фабрику елочной игрушки в соседний город Высоковск. Ехать недолго, примерно 15 километров. Дорога проходит по участку Клинско-Дмитровской возвышенности, для которой характерны наибольшие перепады высот вблизи Москвы, а следовательно, живописна в любое время года.

И вот мы у ворот фабрики. Народу здесь поменьше, чем в Клину, и работники уделяют нам больше внимания. Открывают ворота фабричной парковки и разрешают удобно припарковаться. Неожиданно и приятно. Начинаем осмотр.

До середины девятнадцатого века стеклянные елочные игрушки завозились в Россию из Германии, своего производства в нашей стране не было. В 1848 году князь Меньшиков получил разрешение на открытие стекольного производства в своем имении под Клином. Этому способствовали находящиеся здесь богатые залежи кварцевого песка. Завод выпускал, в основном, бутылки и лампы.

Предприимчивые крестьяне быстро переняли секреты стекольного производства и открыли в своих избах кустарное производство стеклянных изделий. В кустарных условиях было легко производить маленькие изделия, такие как бусы или серьги. Именно бусами и любили украшать рождественские ели. Технология производства за 150 лет не сильно изменилась. Исходный материал для создания изделия — это стеклянная трубка, которая называется стеклодрот. Трубка разогревалась в горелке, жар в которой создавался при помощи мехов. Ставшее пластичным стекло затем или выдувалось, или принимало форму в специальных небольших прессах, похожих на щипцы.

Мастерство стеклодувов передавалось из поколение в поколение. Наиболее предприимчивые и удачливые крестьяне создавали мастерские, в которых работали наемные рабочие. Именно поэтому высоковскую елочную игрушку можно отнести к .

После революции промысел не исчез, а наоборот, стал расти. Мастера-стеклодувы объединялись в артели. Для их профессиональной подготовки в одном из окрестных сел открыли училище, в котором готовили специалистов по созданию медицинской аппаратуры и елочных игрушек.

Журнал «Советская игрушка» писал в 1936 году:

Клинский район Московской области с давних пор был сосредоточением кустарей — стеклодувов. Отсюда на рынок (если не считать небольшой доли импортируемых из Германии) выбрасывалась вся масса ёлочных украшений из стекла. Стеклодув — игрушечник вырабатывал продукцию на дому, этим обычно занималась вся семья, по наследству передавалось искусство стеклодува…

А к 80-м годам артели и небольшие производства Клинского района объединились в предприятие «Ёлочка». Пройдя через перестроечный кризис, после приватизации предприятие не закрылось, продолжило выпускать елочные игрушки. В 2002 году клинские стеклодувные традиции были отнесены к народным промыслам, а в 2008 открылось Клинское подворье, где мы уже побывали.

В здании фабрики действует небольшой музей. Здесь тоже можно ознакомиться с традиционной советской елкой.

Посмотреть на самые модные в этом сезоне елочки.

В музее представлен ассортимент продукции разных периодов, начиная с 1930-х годов и заканчивая современными. Наверное, многие с детства помнят наборы «овощных» елочных игрушек. Представьте, что и в них прослеживается история страны, во времена Хрущева в наборе кроме традиционных огурцов и морковок появилась кукуруза.

Но самое интересное на фабрике, конечно же, — производство. Это и есть цель нашего визита, но к сожалению, фотографировать в цехах запрещено.

В Новый год случаются чудеса, в цехах вырастает елка в расцветке государственного флага, а у нас в памяти фотоаппарата появляется несколько снимков. Кстати, в левой нижней части снимка лежат те самые стеклодроты, которые превращаются в шары и другие елочные игрушки.

Цех, где работают стеклодувы. Технология за 150 лет не очень изменилась. Вот только вместо мужчин на производстве работают одни женщины, вместо мехов — газ и вместо печной трубы появилась принудительная вытяжка. От горелок и вытяжек в цеху очень шумно. Когда-то от шума защищались берушами, теперь же у всех наушники и приятная музыка.

Пожалуй, главное технологическое новшество — цех металлизации. Прозрачный стеклянный шар помещается в специальный бак. Туда же помещают вольфрамовые проволочки, на которые нанизана алюминиевая пищевая фольга (в точно такую же фольгу упаковывают шоколадки). Затем бак закрывают, откачивают воздух, создавая тем самым вакуум, и подают напряжение на вольфрамовые проволочки. Фольга плавится, и в баке создается аллюминиевый туман, который оседает на шарах, делая их блестящими.

Готовые шары, а также игрушки других форм, поступают в цех, где их окунают в нитрокраску, тем самым окрашивая основу. В цехе росписи художницы вручную расписывают игрушку. А чтобы создать эффект снега или позолоты — посыпают белыми, золотыми и другими посыпками.

Посмотреть как делают елочную игрушку можно в этом видеоролике (© «Вести Москва»).

На фабрике, как и в Клину, можно принять участие в мастер-классе. Игрушку для росписи вам дадут точно такую же, но рабочее места здесь более просторные. Если вы забыли оплатить мастер-класс маленькому ребенку, но он хочет творить — попросите у сотрудников какую-нибудь бракованную игрушку. Поверьте, брак будет заметен только профессионалам, а ребенок будет доволен. Если вам понравилось, то здесь же можно купить набор из четырех шаров и спокойно расписать их дома.

«Фабрика елочной игрушки» - настоящее сказочное королевство. Здесь живут непохожие друг на друга зимние волшебники из заморских стран, есть тайные ходы, алхимическая лаборатория, мост исполнения желаний и даже своя собственная снежная туча. Но мы хотим рассказать вам не обо всех чудесах, а только о том, что интересно «Квартблогу» больше всего – о елочных игрушках.

Музей фабрика елочных игрушек в Сокольниках

Чтобы попасть в мир игрушек, нужно сначала пройти по улочкам рождественского городка. Здесь уже все готово к празднику: светятся фонарики, мигают гирлянды, беззаботная молодежь кружит на катке… Случайный прохожий может провести здесь добрый час, разглядывая все детали и подробности уютного быта, ведь этот городок был создан голландской компанией Lenax специально для этого.

Из игрушечного городка мы вышли в по-настоящему волшебном настроении, и оказались в сердце музея, в сокровищнице, где хранятся елочные игрушки.

У елочной игрушки в России была сложная судьба. Массово украшать домашние ёлки у нас начали в последние десятилетия XIX века, повторяя европейскую моду. Шары тогда были тяжелыми, стеклянные игрушки – невероятно дорогими, так что на рождественских деревцах обычно красовались украшения из картона или из ваты, накрученной на проволочный каркас. В моде был, например, «дрезденский картонаж» – игрушки, склеенные из двух выпуклых картонных половинок, покрытых красой и фольгой (видимо, они и были прародителями знакомых всем нам серебристых картонных рыбок и петушков).

Эпоха «Нового года – Рождества» закончилась скоропостижно, в конце 1920-х годов. Праздничный день сделали рабочим и даже частное празднование рождества фактически запретили.

Главный зимний праздник вернулся лишь в 1935 году, но его характер полностью поменялся. Вместо Рождества решено было праздновать светский Новый год. Поменялись и игрушки: больше никаких религиозных символов. Вместо ангелочков – солдаты, вместо Вифлеемской звезды – алая пятиконечная.

«Это была идеология. Елочные игрушки не должны были отражать религиозные мотивы, западные веяния. Постепенно стали делать упор на воспитание патриотического духа, и каждую игрушку утверждали только если она несла определенную информацию. Доходило даже до того, что во время войны с Испанией выпустили шар с изображением двух самолетов: русского и испанского, подбитого».

По советским игрушкам, действительно, с легкостью можно изучать историю. Например, говорят, что бусы из стекляруса (и очень по-конструктивистски выглядящие наборные игрушки-конструкторы из него же) клинских мастеров научили делать пленные немцы. Кстати, первые елочные игрушки в нашей стране появились именно в Клину, где с середины XIX века работал стекольный завод, на котором делали бутылки, аптечные склянки и прочие полезные вещи.

«Оттепель» принесла свою моду на елочные украшения. В них стало меньше патриотической пропаганды, зато появилась пропаганда сельскохозяйственная. История словно сделала оборот по спирали, и вместо рождественских лакомых яблок, орехов и сахарных роз среди хвои заблестели простые советские герои – огурцы, груши и зеленый горошек. Правила бал, конечно, царица полей кукуруза.

Попала в этот тренд и серия стеклянных персонажей книги «Приключения Чиполлино», выпущенных на рубеже 50-х – 60-х годов, после перевода этой книги на русский язык. Они стали частью большой серии игрушек на прищепках, которые в советское время можно было найти на любой елке.

Технологии не стояли на месте, и игрушкам приходилось шагать в ногу со временем. В 70-х – 80- х годах их стали делать с использованием алюминия, пластмассы, поролона...

Тяжелая чугунная «шкатулка» на фотографии, резко контрастирующая с хрупкостью украшений, – это форма, с помощью которой делались и делаются фигурные елочные игрушки. Раскаленный конец стеклянной трубочки помещается в форму, она закрывается, и мастер выдувает Деда Мороза или праздничный фонарик.

В музее хранится богатая коллекция современных игрушек от разных фабрик. Да-да, украшения до сих пор из производят вручную в России и странах СНГ, а не только на конвейерах в Китае! Более того, у каждой фабрики – свое лицо, свой излюбленный стиль.

Вот пензенские елочные шары с ручной росписью и декорированные объемной пастой. Нижегородская «Ариэль», наоборот, любит формовую игрушку. Старейшая, клинская фабрика «Елочка» хранит традиции и выпускает вогнутые шары, звенящие колокольчики и ретро-коллекции.

Впрочем, юным посетителям музея больше всего нравятся игрушки чешских мастеров: стеклянные мобильники, пакета молока, гамбургеры и другие признаки современности. Чем не продолжение советской традиции, только уже без идеологии?

Есть среди игрушек и настоящие шедевры, точнее – копии шедевров. Коллекцию «Santa Hermitage » придумали на клавдиевской фабрике. Каждый шар расписан художником вручную и существует в единственном экземпляре.

Как же раскрашивают елочные игрушки и, главное, как шары становятся зеркальными? Ответ ждал нас в маленькой алхимической лаборатории. Здесь при нас произошло настоящее чудо: в прозрачный шар-заготовку капнули три вида жидкости, немного его покрутили, облили горячей водой и… шар стал зеркальным! Нам так и не сказали, что это за волшебные эликсиры смешиваются в шаре, но интернет подсказал: драгоценным налетом покрыла шар реакция «серебряное зеркало». Как рассказали в музее, это нужно не только для украшения, но и для укрепления шара.

Химия не всемогуща – изящные рисунки на поверхности шара с ее помощью создавать пока не научились, здесь по-прежнему нужны талант и мастерство художника.

В небольшой мастерской работают три помощницы Деда Мороза. Вера рисует зайчика. План на сегодня – восемь таких игрушек. «Шарами я начала занимать недавно, а раньше занималась много чем другим, но все было связанно с росписью. Расписывала деревянные грибочки, которые продаются на Вернисаже в Измайлово... Устаешь от одного, хочется переключиться», – рассказывает Вера. Объясняет технологию: наносится рисунок художественными акриловыми красками. Задача на сегодня - сделать восемь шаров, но сколько уходит на один, сказать сложно: они создаются параллельно. Сначала на всех вписывается один элемент, потом второй, третий…

«Сейчас мы заканчиваем год, потом целый февраль будем разрабатывать новые коллекции. Директора их утверждают, и мы запускаем их в работу. Целый год мы работаем», – рассказывает главный художник фабрики Ольга Нелипа.

Сама Ольга создает очень необычные шары – фактурные, сочные. Чтобы сделать такие, нужно работать не только кистью, но и мастихином, а на сферической поверхности это не так-то просто.

«Безусловно, мы следим, что сейчас в моде, какой цвет... Но каждый художник смотрит по какому-то собственному, внутреннему миру, чего ему хочется. Мне, например, сейчас хочется лета, и я вторую неделю сижу и прорисовываю летние мотивы». По признанию Ольги, кроме их фабрики никто таких фактурных шаров не делает. Они продаются тут же, в магазинчике при фабрике, и стоят 700 рублей, но разлетаются как горячие пирожки, только успевай делать.

Покупатели вообще любят все необычное. Многие покупают пейзажи или шары с декором объемной пастой.

Мы осмеливаемся спросить: а не пропадает ли от такой работы новогоднее настроение? «Болезненный вопрос, – улыбается Ольга. – Да, чувство праздника притупляется, круглый год у нас Новый год». Но все же художникам здесь нравится: интересная работа, веселая команда профессионалов (у всех мастериц есть художественное образование) и полная свобода творчества. В конце концов, кто-то же должен пожертвовать остротой праздничного настроения, чтобы сотни посетителей музея и те, кому потом подарят расписанные вручную игрушки, смогли им насладиться! В мастерской нам рассказали, что по просьбе покупателей могут сделать на шарике надпись, а если договориться заранее, то заказать можно и оригинальное изображение.

После мастерской мы еще надолго остаемся в магазинчике. Еще бы – оказывается, здесь можно купить те самые волшебные голландские домики, да еще и за весьма сносную цену – от полутора до трех тысяч рублей. Оторваться от них, пока не прочтешь все вывески, не заглянешь во все окошки и не рассмотришь всех обитателей этого выдуманного мира, застывших в очаровательных или забавных ситуациях, решительно невозможно!

…А за порогом музея нас встретил настоящий рождественский снегопад! Белые хлопья степенно падали в свете фонарей, оставаясь пушистым покрывалом на лапах сосен, на черных ветвях деревьев, на дорожках парка. Мы улыбались, замерев, и были счастливы, словно дети накануне Рождества.

Текст: Дарья Мышленникова
Фотографии: Вероника Грицай

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.