Положительные и отрицательные черты характера обломова, его противоречивость в романе гончарова. "Сон Обломова"— мир заспанной и поэтической души Положительные качества обломова

Роман Гончарова «Обломов» был написан в период перехода российского общества от устаревших, домостроевских традиций и ценностей к новым, просветительским взглядам и идеям. Наиболее сложным и тяжелым данный процесс стал для представителей помещичьего социального класса, так как требовал практически полного отказа от привычного уклада жизни и был связан с необходимостью подстраиваться под новые, более динамичные и быстро меняющиеся условия. И если часть общества легко адаптировалась к обновленным обстоятельствам, то для других процесс перехода оказался очень тяжелым, так как был по сути своей противопоставлен привычному укладу жизни их родителей, дедов и прадедов. Представителем именно таких помещиков, не сумевших изменяться вместе с миром, подстраиваясь под него, в романе является Илья Ильич Обломов. По сюжету произведения герой родился в далекой от столицы России деревне – Обломовке, где получил классическое помещичье, домостроевское воспитание, которое и сформировало многие основные черты характера Обломова – безвольность, апатичность, безинициативность, лень, нежелание работать и ожидание, что кто-то все сделает за него. Чрезмерная опека родителей, постоянные запреты, умиротворяюще-ленивая атмосфера Обломовки привели к деформации характера любопытного и активного мальчика, сделав его интровертным, склонным к эскапизму и не умеющим преодолевать даже самые незначительные трудности.

Противоречивость характера Обломова в романе «Обломов»

Отрицательная сторона характера Обломова

В романе Илья Ильич ничего не решает сам, надеясь на помощь со стороны – Захара, который принесет ему еду или одежду, Штольца, способного решить проблемы в Обломовке, Тарантьева, который хоть и обманет, но сам разберется в интересующей Обломова ситуации и т. д. Герою не интересна реальная жизнь, она вызывает у него скуку и усталость, тогда как истинный покой и удовлетворение он находит в придуманном им самим мире иллюзий. Проводя все дни, лежа на диване, Обломов строит несбыточные планы об обустройстве Обломовки и своей счастливой семейной жизни, во многом похожей на спокойную, однообразную атмосферу его детства. Все его мечты направлены в прошлое, даже то будущее, которое он сам себе рисует, – отголоски далекого прошлого, которое более невозможно вернуть.

Казалось бы, ленивый, живущий в неубранной квартире, герой-увалень не может вызывать симпатии и расположения у читателя, особенно на фоне деятельного, активного, целеустремленного друга Ильи Ильича – Штольца. Однако истинная сущность Обломова раскрывается постепенно, что позволяет увидеть всю многогранность и внутренний нереализованный потенциал героя. Еще в детстве окруженный тихой природой, заботой и контролем родителей, тонко чувствующий, мечтательный Илья был лишен самого важного – познания мира через его противоположности – красоту и уродство, победы и поражения, необходимость что-то сделать и радость обретенного собственным трудом. С малых лет герой имел все, что ему нужно – услужливые дворовые по первому зову выполняли распоряжения, а родители всячески баловали сына. Оказавшись вне родительского гнездышка, Обломов, не готовый к реальному миру, продолжает ожидать, что все вокруг будут относиться к нему так же тепло и приветливо, как и в родной Обломовке. Однако его надежды были разрушены уже в первые дни на службе, где никому не было до него дела, а каждый был только за себя. Лишенный воли к жизни, умения бороться за свое место под солнцем и настойчивости, Обломов уже после случайной ошибки сам уходит со службы, боясь наказания начальства. Первая же неудача становится для героя последней – больше он не хочет двигаться вперед, прячась от реального, «жестокого» мира в своих мечтах.

Положительные сторона характера Обломова

Человеком, который мог вытащить Обломова из этого пассивного, приводящего к деградации личности состояния, являлся Андрей Иванович Штольц. Пожалуй, Штольц выступает в романе единственным персонажем, который досконально видел не только отрицательные, но и положительные черты Обломова: душевность, доброту, умение прочувствовать и понять проблемы другого человека, внутреннее спокойствие и простоту. Именно к Илье Ильичу Штольц приходил в тяжелые моменты, когда ему нужна была поддержка и понимание. Голубиная нежность, чувственность и искренность Обломова раскрываются и во время отношений с Ольгой. Илья Ильич первым осознает, что не подходит активной, целеустремленной Ильинской, не желающей посвящать себя «обломовским» ценностям, – это выдает в нем тонкого психолога. Обломов готов отказаться от собственной любви, так как понимает, что не сможет дать Ольге то счастье, о котором она мечтает.

Характер и судьба Обломова тесно связаны – его безволие, неумение бороться за свое счастье вместе с душевной добротой и мягкостью приводят к трагичным последствиям – боязни трудностей и огорчений реальности, а также полному уходу героя в умиротворяющий, спокойный, чудесный мир иллюзий.

Национальный характер в романе «Обломов»

Образ Обломова романе Гончарова – это отражение национального российского характера, его неоднозначности и многогранности. Илья Ильич – это тот самый архетипичный Емеля-дурачок на печи, о котором герою в детстве рассказывала няня. Как и персонаж сказки, Обломов верит в чудо, которое должно произойти с ним само собою: появится благосклонная жар-птица или добрая волшебница, которая заберет его в прекрасный мир медовых и молочных рек. И избранником волшебницы должен быть не яркий, работящий, активный герой, а обязательно «тихий, безобидный», «какой-то лентяй, которого все обижают».

Беспрекословная вера в чудо, в сказку, в возможность невозможного – главная черта не только Ильи Ильича, но и любого русского человека, взрощенного на народных сказках и преданиях. Попадая на благодатную почву, эта вера становится основой жизни человека, подменяя реальность иллюзией, как это случилось у Ильи Ильича: «сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

В финале романа Обломов, казалось бы, обретает то «обломовское» счастье, о котором давно мечтал – спокойную, монотонную жизнь без стрессов, заботливую добрую жену, устроенный быт и сына. Однако Илья Ильич не возвращается в реальный мир, он остается в своих иллюзиях, которые становятся для него важнее и значимее, чем реальное счастье рядом с обожающей его женщиной. В сказках герой должен выдержать три испытания, после чего его будет ожидать исполнение всех желаний, в противном случае героя ожидает гибель. Илья Ильич не проходит ни одного испытания, пасуя сначала перед неудачей на службе, а затем перед необходимостью измениться ради Ольги. Описывая жизнь Обломова, автор словно иронизирует по поводу чрезмерной веры героя в несбыточное чудо, за которое не нужно бороться.

Заключение

Одновременно простота и сложность характера Обломова, неоднозначность самого персонажа, анализ его положительных и отрицательных сторон, позволяют увидеть в Илье Ильиче вечный образ нереализованной личности «не своего времени» – «лишнего человека», не сумевшего обрести собственное место в реальной жизни, а потому ушедшего в мир иллюзий. Однако причина тому, как подчеркивает Гончаров, не в фатальном стечении обстоятельств либо тяжелой судьбе героя, а неправильном воспитании чуткого и мягкого по характеру Обломова. Выращенный как «комнатное растение», Илья Ильич оказался неприспособленным к достаточно жесткой для его утонченной натуры реальности, заменив ее миром собственных грез.

Тест по произведению

Представленный урок предназначен для 10-го класса общеобразовательной школы. Это второй урок по изучению романа И.А. Гончарова «Обломов». Первый урок был посвящен изучению фламандского мастерства И.А. Гончарова, предметному миру в романе.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив те аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование двойственной натуры героя (с одной стороны, поэтическое сознание, с другой – бездеятельность, апатия, ленность жизни).

Задачи:

1. Познавательные:

  • Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.
  • Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».
  • Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

2. Развивающие:

  • Развитие внимания.
  • Развитие мышления.
  • Развитие воображения.
  • Развитие устной речи.

3. Воспитательные:

  • Воспитание любви к урокам литературы.
  • Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование: портрет И.А.Гончарова, кассета с отрывками из фильма Н.Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова».

Оформление: к доске прикреплен портрет И.А.Гончарова, записана первая часть темы и вопросы, на которые ученики будут отвечать в ходе урока.

Ход урока:

I. Вводный этап:

Слово учителя: Сегодня нам предстоит познакомиться с очень значимой в контексте романа главой, которая носит название «Сон Обломова». Кроме того, мы выясним композиционную особенность его использования, выявим черты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера Ильи Ильича.

Беседа (о традиции использования сна в литературе):

Примечание: У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

У: Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

у: А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны.

у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева.

у: «Баллады» В. Жуковского.

*У – вопрос учителя; у – ответ ученика.

У: Да, вы абсолютно правы. А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

у: Через сон открываются особенности внутреннего мира персонажа, здесь отражаются, в искаженном виде, мысли, страхи героев, в снах может быть представлено и будущее.

У: А давайте подумаем, в чем особенность композиционного использования сна в романе «Обломов»?

у: Сон представляет собой детство Обломова, но Гончаров не начинает роман с описания детства, а переносит его в 9 главу. Таким образом, нам сначала представляется герой, а потом лишь раскрывается его личность.

II. Анализ произведения:

Слово учителя: А теперь перейдем к рассмотрению «Сна». Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые слова, эпитеты (определения, придающие выражению образность и эмоциональность), которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Художественное чтение отрывка учеником:

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Ученик выделяет эпитеты и значимые слова, остальные дополняют его: благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

У: Сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.

у: Это идеальное место, рай для Обломова.

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к реальной жизни в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. А для того, чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:

  1. Картина мира.
  2. Философия жизни.
  3. Воспитание ребенка.

А потом, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли мы можем назвать Обломовку раем и почему?»

Просмотр эпизодов из фильма:

  1. Любопытство Илюши.
  2. Бесхозяйственность обломовцев.
  3. Всеобъемлющий сон подобный смерти.
  4. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе.
  5. Молитва.

Дискуссия между двумя группами учеников. Результаты дискуссии оформляются в тетради и на доске в виде следующей таблицы.

«+» обломовской жизни «-» обломовской жизни

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней.

2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше.

1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно.

2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам».

1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров.

2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери.

2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора.

1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности.

2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя.

3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

Слово учителя: Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоположные стороны жизни Обломовки. И чаще всего, самого героя романа оценивали, лишь учитывая одну сторону, повлиявшую на его жизнь. Вот два высказывания критиков, какую сторону они приняли в Обломове?

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

У: Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Ученики приходят к выводу, что обе эти стороны есть в личности Обломова и ни ту, ни другую нельзя исключать или абсолютизировать.

III. Итог урока:

Класс придумывает уроку тему, которая и отражала бы двунаправленность обломовской сущности. (Например, «Сон Обломова – мир заспанной и поэтической души».)

Вершиной творчества талантливого русского прозаика и критика XIX века Ивана Гончарова стал роман «Обломов», изданный в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Его эпическая масштабность художественного исследования жизни русского дворянства середины девятнадцатого столетия позволили данному произведению занять одно из центральных мест в русской литературе.

Характеристика главного героя

Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, молодой (32-33 года) русский дворянин, праздно и беззаботно проживающий в своем имении. Имеет приятную внешность, главной особенностью которой является мягкость во всех его чертах и основным выражением его души.

Его самое любимое занятие — это апатичное лежание на диване и бессмысленное времяпровождение в пустых размышлениях и мечтательных раздумьях. Причем полное отсутствие каких-либо действий это его осознанный выбор, ведь когда-то он имел должность в департаменте и ждал продвижения по карьерной лестнице. Но потом ему это наскучило и он все бросил, сделав своим идеалом беззаботную жизнь, наполненную сонным миром и спокойствием, как в детстве.

(Старый верный слуга Захар )

Обломов отличается чистосердечностью, мягкостью и добротой, он даже не потерял такое ценное нравственное качество как совесть. Он далек от зла или плохих поступков, но в то же время уверенно сказать, что он положительный герой, нельзя. Гончаров нарисовал читателю страшную картину душевного запустения Обломова и его морального разложения. Старый и верный слуга Захар — зеркальное отражение характера его молодого барина. Он такой же ленивый и неряшливый, предан до глубины души своему барину и также разделяет с ним философию его жизни.

Одной из главных сюжетных линий в романе, которая как нельзя лучше раскрывает характер главного героя, становятся любовные взаимоотношения Обломова с Ольгой Ильинской. Внезапно вспыхнувшие в сердце Обломова романтические чувства к этой молодой и милой особе пробуждают в нем интерес к духовной жизни, он начинает интересоваться искусством и умственными запросами своего времени. Таким образом возникает луч надежды, что Обломов может вернуться к нормальной человеческой жизни. Любовь открывает в нем новые, ранее никому не известные черты его характера, окрыляет и вдохновляет на новую жизнь.

Но в итоге чувство любви к этой чистой и высоконравственной девушке становится яркой, но весьма кратковременной вспышкой в размеренной и однообразной жизни барина-лежебоки. Очень быстро развеиваются иллюзии, от том что они могут быть вместе, слишком они не похожи с Ольгой, он никогда не сможет стать тем, кого она хочет видеть рядом с собой. Происходит естественный разрыв отношений. В процессе выбора между романтическим свиданиями и безмятежным сонным состоянием, в котором он прожил большую часть своей сознательной жизни, Обломов выбирает привычный и любимый для него вариант ничегонеделанья. И только в доме Агафьи Пшенициной, окруженный такой привычной для него заботой и праздной, беззаботной жизнью, он находит свое идеальное убежище, где тихо и незаметно заканчивается его жизнь.

Образ главного героя в произведении

После своего выхода роман подвергся пристальному вниманию как со строены критиков так и читателей. По фамилии главного героя данного произведения (по инициативе знаменитого литературного критика Добролюбова) появился целое понятие «обломовщина», которое впоследствии приобрело широкое историческое значение. Оно описывается как настоящая болезнь современного русского общества, когда молодые и полные сил люди благородного происхождения заняты рефлексией и апатией, они боятся что-либо менять в своей жизни и предпочитают ленивое и праздное прозябание вместо действия и борьбы за свое счастье.

По мнению Добролюбова образ Обломова представляет собой символ крепостного общества в России XIX века. Истоки его «заболевания» кроются именно в крепостническом укладе, в технической отсталости хозяйства, в процессе эксплуатации и унижения подневольных крестьян-рабов. Гончаров раскрыл пред читателями весь путь становления характера Обломова и его полной моральной деградации,кторая распространяется не только на одного отдельного представителя дворянского сословия, но и на всю нацию в целом. Путь Обломова, как не прискорбно, это путь большинства людей, которые не имеют определенной цели в жизни и абсолютно бесполезны для общества.

Даже такие благородные и высокие чувства как дружба и любовь не смогли разбить этот порочный круг лени и безделья, так что можно только посочувствовать Обломову, что он не нашел в себе силы отбросить оковы сна и зажить новой, полноценной жизнью.

Илья Ильич Обломов – главный герой романа И. А. Гончарова – является собирательным образом русских помещиков. В нем представлены все пороки дворянского общества времен крепостничества: не просто лень и безделье, но принятие этого как должное.
Илья Ильич целые дни

Проводит в бездействии: он даже не имеет государственной службы, не выбирается в театр не ходит в гости. Казалось бы, что человека, живущего столь бесполезной жизнью, иначе как отрицательным героем и не назовешь. Но еще в начале романа Гончаров дает нам понять, что это не так: Обломов упоминает Андрея Штольца – его друга детства, который не раз выручал Илью Ильича и улаживал его дела. Если бы Обломов ничего не представлял из себя как личность, то при таком образе жизни он бы едва ли сохранил такую тесную дружбу со Штольцем.
Что же заставляло немца заботиться об Обломове и пытаться “спасти” его от “обломовщины” даже спустя столькие годы тщетных попыток? Разобраться в этом поможет первая часть романа, сцена встречи Обломова с “друзьями”. Все они продолжают посещать Илью Ильича, но каждый для своих нужд. Они приходят, рассказывают о своей жизни, и уходят, не выслушав хозяина гостеприимного дома; так уходит Волков, уходит и Судьбинский. Уходит литератор Пенкин, пытавшийся разрекламировать свою статью, которая, несомненно, вызвала успех у общества, но нисколько не заинтересовала Обломова. Уходит Алексеев; он вроде бы и благодарный слушатель, но слушатель без своего мнения; слушатель, которому важен не сам Обломов, не личность говорящего, а его наличие. Также уходит и Тарантьев – тот вообще приходил извлечь выгоду из доброты Ильи Ильича.
Но при этом можно подметить одну черту Обломова – он не просто принимает гостей, но и подмечает их недостатки. Жизнь в бездействии сделала Обломова рассудительным и спокойным; он на все смотрит со стороны и замечает все пороки его поколения, которые молодые люди обычно принимают как должное. Обломов не видит смысла в торопливости, его не заботят чины и деньги; он умеет рассуждать и реально оценивать ситуацию. Илья Ильич не имел страсти к чтению, поэтому не умел красиво и умно рассуждать о политике или литературе, но при этом тонко подмечал настоящее положение дел в обществе. Лежание на диване стало не только пороком Обломова, но и его спасением от “гнилости” общества – отрекшись от суеты окружающего мира, Илья Ильич дошел в своих размышлениях до истинных ценностей.
Но, увы, как бы не рассуждал Обломов о том, как нужно жить, как бы не попрекал себя за лежание на диване, он все же не мог сподвигнуть себя хоть на какое-то действие, и идеи Обломова так и остались внутри него. Поэтому Илью Ильича нельзя назвать положительным героем, как нельзя назвать и отрицательным.
Штольц, в противоположность Обломову, – человек действия. Он мыслит узко и цинично, не позволяя себе вольных дум и мечтаний. Штольц четко продумывает план, оценивает свои возможности, и только тогда выносит решение и следует ему. Но и его нельзя назвать положительным или отрицательным героем. И Штольц, и Обломов – два разных типа людей, движущая и думающая сила, которые способны поддержать человечество только вместе. Я считаю, что суть романа “Обломов” не в том, чтобы искоренить “обломовщину”, но в том, чтобы направить ее сильные стороны в действующие руки. Во время крепостничества сильна была “обломовщина”: бездействие и лень помещиков, оставляющих труд на крестьян и знающих в жизни только веселье. Но сейчас, я считаю, большая проблема – это “Штольцы”, люди, активно действующие, но не способные мыслить так глубоко, как Обломов.
В обществе важны и “Обломовы”, способные принять правильные решения, и “Штольцы, осуществляющие эти решения. И только при равном присутствии и тех, и других возможно улучшение общества.

Сочинения по темам:

  1. Имя героя романа Ивана Гончарова, Ильи Ильича Обломова, стало нарицательным. Оно стало обозначать в русской культуре человека, который ведет праздный...
  2. Раскрытие характера персонажа может происходить различными способами. Часто автор изображает свое героя в определенных обстоятельствах и условиях, заставляет его пройти...

Роман "Обломов", который написал Иван Гончаров, стал одним из ключевых в литературе XIX века, и такое понятие, как "обломовщина", великолепно раскрытое Гончаровым в романе, отразило как нельзя лучше характер общества того времени. Когда мы рассмотрим характеристику Обломова Ильи Ильича, главного героя романа, понятие "обломовщины" станет еще более понятным.

Итак, Илья Обломов родился в семье помещика с ее укладом жизни и принятыми нормами. Рос мальчик, впитывая окружающую среду и дух быта помещиков. Своими приоритетами он стал считать то, чему научился от родителей, и, конечно, личность его сформировалась именно в таких обстоятельствах.

Краткая характеристика Обломова Ильи Ильича

Уже в начале романе автор знакомит нас с образом Обломова. Это испытывающий ко всему апатию интроверт, который предается своим мечтам и живет иллюзиями. Обломов настолько ярко и живо может нарисовать в своем воображении картину, выдумав ее, что сам зачастую плачет или от души радуется тем сценам, которых на самом деле не существует.

Внешность Обломова в романе "Обломов" как будто отражает его внутреннее состояние, его мягкие и чувственные черты характера. Можно сказать, что его телодвижения были плавными, грациозными и отдавали какой-то неприемлемой для мужчины нежностью. Характеристика Обломова ярко выражена: он обладал мягкими плечами и маленькими пухлыми руками, давно уже обрюзг и вел малоактивный образ жизни. А взгляд Обломова - всегда сонный, лишенный сосредоточенности - свидетельствует о нем ярче всего остального!

Обломов в быту

От рассмотрения образа Обломова мы переходим к описанию его быта, что немаловажно понимать, изучая характеристику главного героя. Сперва, читая описание его комнаты, складывается впечатление, что она прекрасно убрана и уютна: там стоит и симпатичное деревянное бюро, и диваны с шелковой обивкой, и висят ковры с занавесами, и картины... Но вот мы присматриваемся получше к убранству комнаты Обломова и видим паутину, пыль на зеркалах, грязь на ковре и даже неубранную тарелку, на которой лежит обглоданная косточка. На самом деле его жилье неухоженно, заброшено и неряшливо.

Почему в характеристике Обломова для нас так важно это описание и его анализ? Потому что мы делаем существенный вывод о главном герое: он не живет реальностью, он погрузился в мир иллюзий, и быт его мало волнует. Например, встречая знакомых, Обломов не только не приветствует их рукопожатием, но и не изволит даже встать с кровати.

Выводы о главном герое

Конечно, воспитание Ильи Ильича сыграло важную роль в становлении его образа, ведь родился он в далеком поместье Обломовка, которое славилось умиротворяющей жизнью. Все там было спокойно и размеренно, начиная от погоды и заканчивая самим укладом жизни местных жителей. Это были ленивые люди, пребывающие постоянно в отдыхе и мечтающие о сытной еде с утра до вечера. Но образ Обломова, который мы видим, начиная читать роман, сильно разнится с характеристикой Обломова в детстве.

Когда Илья был ребенком, он всем интересовался, много размышлял и представлял, активно жил. Например, он любил рассматривать окружающий мир с его многообразием, ходить на прогулки. Но родители Ильи воспитывали его по принципу "тепличного растения", от всего его пытались оградить, даже от труда. Каким в итоге вырос этот мальчик? Что сеяли, то и выросло. Обломов, будучи взрослым человеком, не уважал труд, не хотел ни с кем общаться, а трудности предпочитал решать вызовом слуги.

Обратившись к детству главного героя, становится понятно, почему образ Обломова сложился именно так, кто в этом виноват. Да из-за такого воспитания и натуры Ильи Ильича, которая и так сама по себе была очень чувственной с хорошим воображением, он практически оказался не способен решать проблемы и стремиться к чему-то высокому.