Вступление к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила

Часто говорят, что Пушкин в своих произведениях зашифровал какие-то древние знания, которые ему передала Арина Родионовна. В прошлом году я как-то смотрела детский мультик, в котором как раз и был, упомянут этот отрывок из поэмы « Руслан и Людмила». В этот раз я совсем по - другому смотрела его и как – то сразу поняла, что хотел сказать Пушкин. Вполне возможно, что на это повлияло изучение древле – славянской буквицы. Итак - расшифровка, но сначала я напомню сам отрывок:
У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо песнь заводит,
Налево сказку говорит.
Там чудеса, там леший бродит.
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей.
Избушка там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.

ЛУКОМОРЬЕ – это не вымышленная страна, а вполне реально существовавшая область на северо-западе Тартарии в районе нынешнего полуострова Ямал, который Обская губа огибает в виде луки.
ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ – крепкое могучее дерево, испокон веков считавшееся одним из символов Славяно – Ариев. ЗЕЛЁНЫЙ – символ могущества и силы народа. ДУБ не случайно стоит у Лукоморья, ведь именно там, рядом с Лукоморьем проходил основной маршрут переселения наших Предков из Даарии в Азию. На всех европейских языках слово АЗИЯ пишется как ASIA, то есть Асия – место, где жили АСЫ – БОГИ, воплощённые на Земле (наши Предки) и только на русском языке это слово пишется, как АЗИЯ, чтобы мы забыли кто мы и откуда, забыли наше наследие и теперь азиатами называем тех, кто к АСАМ не имеет никакого отношения.
ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ – образы, из которых состоял Великий и Могучий Русский язык, нанизанные друг на друга и скреплённые в цепь несколькими видами письменности. Самая ценная информация: заповеди Богов, важные даты в жизни славяно-ариев записывались на золотых пластинах, скреплённых между собой золотыми кольцами и закрытых дубовыми обложками. Эти пластины назывались Сантии.
КОТ УЧЁНЫЙ – слово КОТЪ следует читать по образам букв (КАКО ОТ). А так как во времена Пушкина в конце каждого слова, заканчивающегося на согласную букву, писался твёрдый знак, слово КОТ означает «объём (мудрость), отошедший от предела в процессе сотворения». То есть, КОТ УЧЁНЫЙ – это мудрость, передаваемая из поколения в поколение, как письменно по цепи, так и устно (идёт на право – песнь заводит, налево – сказку говорит. Песнь более точная информация, сказка – один из видов сказа, переданный много раз с небольшими искажениями, но суть была верна.
РУСАЛКА – РУС – АЛ – КА
РУС – чистый, светлый, белый
АЛ – вобравший в себя всё
КА – один из многих
Таким образом, РУСАЛКА – это светловолосая ДЕВА – ПТИЦА (Сирин, Гамаюн, Алконост и т.д.). Именно поэтому она сидит на ветвях. Крылатому существу легко взлететь к небесам, так же легко сидеть на дереве. А существо с рыбьим хвостом наши Предки называли МАВКАМИ и к русалкам они не имеют никакого отношения, да и залезть на дерево им довольно сложно, рыбий хвост мешает.
НЕВЕДОМЫЕ ДОРОЖКИ – это то, что находилось на границе двух измерений или двух реальностей. Как правило, эти места были защищены от несведущих людей в глухих местах, в непроходимых лесных дебрях.
СЛЕДЫ НЕВИДАННЫХ ЗВЕРЕЙ – на границах двух измерений всегда существовали места перехода.
И звери из другого измерения появлялись в нашем мире, а они зачастую отличались от зверей, живших в нашем мире.
ИЗБУШКА НА КУРЬИХ НОЖКАХ – прилагательное курьи не имеет ничего общего с прилагательным куриные, так как является производным от глагола курить, а потому ИЗБУШКА стояла на ДЫМОВЫХ СТОЛБАХ.
ИЗБУШКА – являлась местом перехода в другое измерение, и чтобы защитить её от случайных незваных гостей, она была в нижней своей части окутана дымовой завесой образно называемой столбами. Ведь случайный неподготовленный посетитель, пройдя сквозь дымовую завесу, мог сразу попасть в другое измерение, а там его ждала только смерть, так как там были совсем другие мерности, не соответствующие нашим земным.
БЕЗ ОКОН, БЕЗ ДВЕРЕЙ – потому, что внешне походила на многомерный космический корабль, поэтому и говорили, что она мала снаружи и велика внутри.
Не случайно во всех русских сказках хозяйка избушки – БАБА – ЯГА (баба в переводе в Х,Арийского языка означает ВРАТА)встречая героев сказок(Ивана-царевича, Иванушку –дурачка) прежде всего парила их в бане, снимая с них энергетику нашего мира, потом кормила Духовной пищей, обучая как себя вести в чуждом мире, и только потом отправляла в путь, снабдив клубочком, указывающим правильный путь, чтобы герой мог благополучно вернуться в родной мир.
ВОТ ЭТО И ЕСТЬ ПОДМЕНА ОБРАЗОВ, заставляющая забыть нас наше прошлое! ТАК, что друзья, давайте начнём вспоминать свои корни, и «собирать камни». БЫТЬ ДОБРУ!
Валентина Покидова

Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пуш­кин при­гла­ша­ет нас в мир сла­вян­ско­го вол­шеб­ства. Мы вчи­ты­ва­ем­ся в стро­ки, ко­то­ры­ми от­кры­ва­ет­ся поэма Пуш­ки­на «Рус­лан и Люд­ми­ла», и что-то пле­ни­тель­ное, род­ное, та­ин­ствен­ное и немно­го пу­га­ю­щее от­кры­ва­ет­ся нам в этих строч­ках:

«У лу­ко­мо­рья дуб зе­ле­ный (рис. 1);

Зла­тая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот уче­ный

Всё ходит по цепи кру­гом;

Рис. 1. Дуб зе­лё­ный

Идет на­пра­во – песнь за­во­дит,

На­ле­во – сказ­ку го­во­рит.

Там чу­де­са: там леший бро­дит,

Ру­сал­ка на вет­вях сидит;

Там на неве­до­мых до­рож­ках

Следы неви­дан­ных зве­рей;

Из­буш­ка там на ку­рьих нож­ках

Стоит без окон, без две­рей;

Там лес и дол ви­де­ний полны;

Там о заре при­хлы­нут волны

На брег пес­ча­ный и пу­стой,

И трид­цать ви­тя­зей пре­крас­ных

Чре­дой из вод вы­хо­дят ясных,

И с ними дядь­ка их мор­ской;

Там ко­ро­ле­вич ми­мо­хо­дом

Пле­ня­ет гроз­но­го царя;

Там в об­ла­ках перед на­ро­дом

Через леса, через моря

Кол­дун несет бо­га­ты­ря;

В тем­ни­це там ца­рев­на тужит,

А бурый волк ей верно слу­жит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бре­дет сама собой;

Там царь Кащей над зла­том чах­нет;

Там рус­ской дух… там Русью пах­нет!

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зе­ле­ный;

Под ним сидел, и кот уче­ный

Свои мне сказ­ки го­во­рил.

Одну я помню: сказ­ку эту

По­ве­даю те­перь я свету…» (рис. 2)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к строч­кам из про­ло­га

Эти стихи ка­жут­ся про­сты­ми и про­зрач­ны­ми, но стоит пом­нить, что каж­дое слово у Пуш­ки­на, как пра­ви­ло, со­дер­жит ка­кой-то сек­рет.

Мотивы славянской мифологии в сюжете поэмы «Руслан и Людмила»

Рас­смот­ри­те слово лу­ко­мо­рье. Рус­ский пи­са­тель Вла­ди­мир На­бо­ков с до­са­дой рас­ска­зы­вал, как один раз ино­стран­ный пе­ре­вод­чик пе­ре­вёл это слово так «на бе­ре­гу лу­ко­во­го моря».

Дей­стви­тель­но, в слове лу­ко­мо­рье спря­та­лись два корня лук и мор, а о – со­еди­ни­тель­ная глас­ная между ними.

В древ­не­рус­ском языке лу­ко­мо­рье – это изгиб, мор­ская из­лу­чи­на, по­бе­ре­жье, залив. А ещё сло­вом лу­ко­мо­рье древ­ние сла­вяне на­зы­ва­ли осо­бое про­стран­ство – центр Все­лен­ной, то место, в ко­то­ром рас­тёт Ми­ро­вое Древо.

Ми­ро­вое Древо – это нечто вроде ма­ги­че­ско­го стерж­ня, на ко­то­ром дер­жит­ся Все­лен­ная. Де­ре­во это на­хо­дит­ся на пе­ре­се­че­нии двух зем­ных про­странств. Одно про­стран­ство – «своё» – зна­ко­мое, род­ное, а дру­гое – неиз­ве­дан­ное, ми­сти­че­ское и пу­га­ю­щее. Для древ­не­го че­ло­ве­ка очень важ­ным ока­зы­ва­ет­ся это про­ти­во­по­став­ле­ние – своё и чужое.

По вер­ти­ка­ли Ми­ро­вое Древо тоже на­хо­дит­ся на пе­ре­се­че­нии двух про­странств: мир небес­ный (ветви де­ре­ва как бы упи­ра­ют­ся в небо) и по­ту­сто­рон­ний (корни его ухо­дят в мир тём­ный) (рис. 3).

Рис. 3. Ми­ро­вое древо

И дуб в сти­хах Пуш­ки­на тоже не про­стой. Но всё же это не гроз­ный страж между ми­ра­ми, а сим­вол рус­ской древ­но­сти, по­э­ти­че­ско­го вдох­но­ве­ния.

Охра­ня­ет этот дуб непро­стое су­ще­ство – кот учё­ный (рис. 4).

Рис. 4. Кот учё­ный

Ко­неч­но, мы по­ни­ма­ем, что слово учё­ный вряд ли озна­ча­ет, что он дрес­си­ро­ван­ный, ско­рее это кот, зна­ю­щий че­ло­ве­че­ский язык, вла­де­ю­щий ка­ки­ми-то вол­шеб­ны­ми сло­ва­ми. У об­ра­за учё­но­го кота есть свой сла­вян­ский пред­ше­ствен­ник.

В сла­вян­ской ми­фо­ло­гии мы на­хо­дим такое су­ще­ство, как Кот Баюн (рис. 5).

Рис. 5. Кот Баюн

По­чув­ствуй­те это слово. Рас­смот­ри­те од­но­ко­рен­ные слова:

Кот Баюн – ба­ю­кать

– ба­юш­ки-баю

Все эти од­но­ко­рен­ные слова вос­хо­дят к пра­сла­вян­ско­му гла­го­лу баять – го­во­рить кра­си­во, усып­ля­ю­ще, убе­ди­тель­но.

В древ­ней ми­фо­ло­гии Кот Баюн – не про­сто ска­зоч­ное, вол­шеб­ное су­ще­ство, но ещё и су­ще­ство гроз­ное и даже страш­ное. По по­ве­рьям древ­них сла­вян, Кот Баюн оби­та­ет как раз в том месте (в цен­тре Все­лен­ной), в ко­то­ром на­хо­дит­ся ма­ги­че­ская сила. Кот Баюн живёт на же­лез­ном стол­бе, раз­де­ля­ю­щем мир «свой» и «чужой». Он над­зи­ра­ет над этими ми­ра­ми: то под­ни­ма­ет­ся на столб, то спус­ка­ет­ся с него. Спус­ка­ясь по стол­бу, Баюн поёт, под­ни­ма­ясь – рас­ска­зы­ва­ет сказ­ки. У него на­столь­ко гром­кий голос, что слыш­но его за мно­го-мно­го вёрст (рис. 6).

Рис. 6. Кот Баюн

Сам кот от­ли­ча­ет­ся небы­ва­лой силой. Одо­леть его может разве что Иван Ца­ре­вич, но и ему при­хо­дит­ся очень по­ста­рать­ся. Чтобы не слы­шать ча­ру­ю­ще­го уба­ю­ки­ва­ю­ще­го пения (это пение может по­гу­бить че­ло­ве­ка), Иван-Ца­ре­вич на­де­ва­ет же­лез­ный кол­пак, чтобы спра­вить­ся с котом – же­лез­ные ру­ка­ви­цы. Таким об­ра­зом, Ива­ну-ца­ре­ви­чу уда­ёт­ся по­бе­дить чу­ди­ще, до­ста­вить его во дво­рец к ца­рю-ба­тюш­ке, и там кот на­чи­на­ет слу­жить царю: ле­чить уба­ю­ки­ва­ю­щим пе­ни­ем и рас­ска­зы­вать див­ные сказ­ки.

В сти­хо­твор­ных строч­ках Пуш­ки­на это уже не чу­до­ви­ще, а, ско­рее, доб­рый при­я­тель ав­то­ра. Кроме того, кот сидит не на же­лез­ном стол­бе, а на дубе. И ходит он не вверх и вниз, а на­пра­во или на­ле­во. Выбор пути – очень ча­стый эле­мент вол­шеб­ной сказ­ки, когда герой вы­би­ра­ет свою даль­ней­шую судь­бу.

В сказ­ке от­кры­ва­ет­ся перед нами мир древ­ней сла­вян­ской ми­фо­ло­гии, и ко­неч­но, эта ми­фо­ло­гия язы­че­ская. Русь при­ня­ла хри­сти­ан­ство, но ве­ро­ва­ния её ещё очень дол­гое время со­дер­жа­ли в себе язы­че­ство.

Древ­не­язы­че­ский миф ос­но­вы­вал­ся на про­ти­во­по­став­ле­нии «сво­е­го» и «чу­жо­го». «Свой мир» (бла­го­по­луч­ный, по­нят­ный, есте­ствен­ный, при­выч­ный) не со­дер­жал в себе тре­вож­ных, непо­нят­ных свойств. А мир по­ту­сто­рон­ний, ко­неч­но же, вы­зы­вал тре­во­гу, ведь имен­но от­ту­да при­хо­дят обо­рот­ни, злые духи, ведь­мы. По мере того как язы­че­ские ве­ро­ва­ния ухо­дят, ухо­дит и страх перед «чужим миром», и таким об­ра­зом по­яв­ля­ет­ся сказ­ка. В сказ­ке уже герой может по­бе­дить злую Ба­бу-Ягу, он уже может пойти в Три­де­ся­тое цар­ство (а это как раз и есть тот «чужой мир») и вер­нуть­ся живым и здо­ро­вым. Сказ­ка – это про­свет­лён­ный, пе­ре­осмыс­лен­ный древ­ний мир.

Если в древ­нем мифе встре­ча с по­ту­сто­рон­ним про­стран­ством почти од­но­знач­но была свя­за­на со смер­тью, то те­перь почти во всех вол­шеб­ных сказ­ках мы видим дру­гую схему. Герой от­прав­ля­ет­ся за своей целью (это может быть ка­кой-то вол­шеб­ный пред­мет, это может быть Жар-пти­ца или та­ин­ствен­ная неве­ста), пре­одо­ле­ва­ет неко­то­рую гра­ни­цу. В этом Три­де­вя­том цар­стве ему встре­тят­ся необыч­ные су­ще­ства: волк-обо­ро­тень, Баба Яга (рис. 7), Кощей Бес­смерт­ный.

Рис. 7. Баба Яга

Герой будет про­хо­дить ис­пы­та­ния, в ко­то­рых ему встре­тят­ся вол­шеб­ные по­мощ­ни­ки, ко­то­рые по­мо­гут ему спра­вить­ся с нере­аль­ной за­да­чей, по­став­лен­ной перед ним. Таким об­ра­зом, герой до­стиг­нет своей цели и, бла­го­по­луч­но пре­одо­лев гра­ни­цу, вер­нёт­ся домой. Воз­ни­ка­ет уже со­вер­шен­но дру­гое ощу­ще­ние. Уже нет стра­ха перед миром «чужим», а ско­рее и в на­род­ных сказ­ках, и в сказ­ках Пуш­ки­на мы чув­ству­ем необыч­ную ат­мо­сфе­ру древ­но­сти. И нам очень хо­чет­ся в неё оку­нуть­ся. Аро­мат этой древ­но­сти, её ат­мо­сфе­ра и вправ­ду пле­ни­тель­ны.

Использование и значение непривычных слов

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на слово дол. Это место не со­всем обыч­ное. Это не ров­ное, про­стор­ное поле, где всё видно, не гора, ко­то­рая от­кры­та всем, а нечто сырое и та­ин­ствен­ное. И мы по­гру­жа­ем­ся в ат­мо­сфе­ру тайны. Это самое под­хо­дя­щее место для встре­чи с необыч­ным.

Рас­смот­рим неко­то­рые, не со­всем при­выч­ные, слова. На­при­мер:

«Там о заре при­хлы­нут волны…»

Пред­лог о в дан­ном слу­чае яв­ля­ет­ся си­но­ни­мом пред­ло­га на . Пред­лог о очень древ­ний. Часто в рус­ских сказ­ках он встре­ча­ет­ся нам в ка­ком-то не со­всем при­выч­ном зна­че­нии. На­при­мер, «змей о трёх го­ло­вах» озна­ча­ет «змей с тремя го­ло­ва­ми». Такое нестан­дарт­ное, несо­вре­мен­ное ис­поль­зо­ва­ние пред­ло­га о при­да­ёт строч­ке Пуш­ки­на ощу­ще­ние древ­но­сти и ста­ри­ны.

«И с ними дядь­ка их мор­ской…»

Слово дядь­ка озна­ча­ет во­е­во­да, ко­ман­ду­ю­щий.

«В тем­ни­це там ца­рев­на тужит…» (рис. 8)

Рис. 8. Ца­рев­на и бурый волк

Тужит – од­но­ко­рен­ное слово туга – гру­стит, пе­ча­лит­ся. Очень часто де­вуш­ка в рус­ской на­род­ной сказ­ке ока­зы­ва­ет­ся без­за­щит­ной перед злом. Ва­си­ли­са Пре­крас­ная, Алё­нуш­ка, Марья Ца­рев­на могут на­де­ять­ся толь­ко на героя, ко­то­рый вер­нёт­ся из «чу­жо­го мира», бла­го­по­луч­но пре­одо­ле­ет ис­пы­та­ния и спа­сёт её.

«Там царь Кощей над зла­том чах­нет…»

Чах­нет – сла­бе­ет от жад­но­сти, от на­пря­же­ния, му­ча­ет­ся от сво­е­го бо­гат­ства (рис. 9).

Рис. 9. Кощей

Сколь­ко смыс­ла, сколь­ко кра­со­ты от­кро­ет­ся перед вами, когда вы про­сто по­ра­бо­та­е­те со зна­че­ни­ем непо­нят­ных слов.

Цер­ков­ный сла­вя­низм

Цер­ков­но­сла­вян­ские слова (цер­ков­но­сла­вя­низ­мы) очень по­хо­жи на слова рус­ские. В корне цер­ков­но­сла­вян­ско­го слова вме­сто двух при­выч­ных глас­ных мы на­хо­дим дру­гой звук и дру­гую букву.

Срав­ни­те слова:

Цер­ков­но­сла­вя­низ­мы

За­клать

Млеч­ный

Рус­ские слова

Го­ло­ва

За­ко­лоть

Мо­ло­дой

Сто­ро­на

Мо­лоч­ный

Эти слова со­зда­ют осо­бое воз­вы­шен­ное, тор­же­ствен­ное, древ­нее зву­ча­ние. Об­ра­щай­те на них вни­ма­ние, когда чи­та­е­те ху­до­же­ствен­ные тек­сты.

Сказочные образы в поэме «Руслан и Людмила»

По­пы­тай­тесь всмот­реть­ся в ска­зоч­ные об­ра­зы, ко­то­рые встре­ча­ют­ся в сти­хах Пуш­ки­на.

По­ду­май­те, о каких су­ще­ствах го­во­рит автор, упо­треб­ляя фразу «следы неви­дан­ных зве­рей». Это могут быть такие су­ще­ства, как зве­ри-обо­рот­ни, го­во­ря­щие че­ло­ве­че­ским язы­ком, – волк, мед­ведь. Эти су­ще­ства ведут себя двой­ствен­но: они угро­жа­ют герою, пред­став­ля­ют для него опас­ность или, на­о­бо­рот, по­мо­га­ют ему, порой даже спа­са­ют ему жизнь.

«Там лес и дол ви­де­ний полны…»

Пуш­кин спе­ци­аль­но не го­во­рит, что это за ви­де­ния, чтобы про­бу­дить чи­та­тель­скую фан­та­зию. Ви­де­ния – это что-то на­столь­ко необы­чай­ное, от­кры­ва­ю­ще­е­ся на­ше­му взору, что мы не верим своим гла­зам. Может быть, это вол­шеб­ные сла­вян­ские птицы – Сирин, Ал­ко­ност, Га­ма­юн или Фи­нист – Ясный сокол (рис. 10). Это вол­шеб­ные птицы, вещие птицы, ко­то­рым от­кры­ва­ет­ся бу­ду­щее, ко­то­рые поют песни сво­и­ми незем­ны­ми, ча­ру­ю­щи­ми го­ло­са­ми.

Рис. 10. Сирин и Ал­ко­ност

У Пуш­ки­на упо­ми­на­ет­ся Леший (рис. 11), или, как его на­зы­ва­ли на Руси, Лешак, – ле­со­вик, лес­ной хо­зя­ин. Сла­вяне ве­ри­ли, что к тем, кто хо­ро­шо от­но­сит­ся к лесу, ле­со­вик будет бла­го­скло­нен, он по­мо­жет со­брать лес­ные дары и бла­го­по­луч­но выйти из леса, не за­блу­дить­ся. А к недоб­рым людям он ми­ло­сер­ден не будет: он за­ста­вит их плу­тать, го­ло­дать, он будет кри­чать страш­ным го­ло­сом. У ле­со­ви­ка много го­ло­сов: он может кри­чать по-че­ло­ве­чьи, по-пти­чьи, он может при­чи­тать и всхли­пы­вать, он может пре­вра­щать­ся в птиц и жи­вот­ных и даже в че­ло­ве­ка.

Рис. 11. Леший

Ещё один ми­фи­че­ский пер­со­наж – ру­сал­ка. Ин­те­рес­но, что ру­сал­ка у Пуш­ки­на не вы­хо­дит из моря, а сидит на вет­вях (рис. 12).

Рис. 12. Ру­сал­ка

Дело в том, что у древ­них сла­вян ру­сал­ка не была мор­ским су­ще­ством. Пер­во­на­чаль­но это была оби­та­тель­ни­ца полей. Это вовсе не то крот­кое и неж­ное су­ще­ство, каким пред­став­ле­на Ру­са­лоч­ка из сказ­ки Ан­дер­се­на или из мульт­филь­ма Дис­нея.

Ру­сал­ка – это кра­са­ви­ца, ко­то­рая за­ча­ро­вы­ва­ет пут­ни­ков и губит их. Ру­сал­ку, как счи­та­ли сла­вяне, можно рас­по­знать вовсе не по ры­бье­му хво­сту (это при­ду­ма­ли го­раз­до позже), а по длин­ным рас­пу­щен­ным во­ло­сам. Во­ло­сы эти были, как пра­ви­ло, ру­со­го цвета. Имен­но от слова русый ис­то­ри­ки от­счи­ты­ва­ют на­зва­ние этого су­ще­ства. «Ходит, как ру­сал­ка»– так го­во­ри­ли на Руси о про­сто­во­ло­сой де­вуш­ке (рис. 13).

Рис. 13. Ру­сал­ка

Кре­стьян­ская де­вуш­ка ни в коем слу­чае не могла хо­дить с рас­пу­щен­ным во­ло­са­ми – у неё долж­на была быть коса или ка­кая-ни­будь дру­гая при­чёс­ка. Толь­ко су­ще­ство из «чу­жо­го мира», каким яв­ля­ет­ся мир ру­сал­ки, может поз­во­лить себе вести себя не так, как это при­ня­то в мире «своём», род­ном и при­выч­ном, имен­но по­то­му, что она при­ш­ла из по­ту­сто­рон­не­го мира.

В сти­хо­твор­ных строч­ках Пуш­ки­на ру­сал­ка, ко­неч­но, не ду­ма­ет ко­го-ни­будь гу­бить. Она сидит на вет­вях. Чи­та­тель удив­ля­ет­ся этой вол­шеб­ной кар­тине. И снова перед нами язы­че­ский мир в его пре­об­ра­зо­ван­ном, про­свет­лён­ном виде.

«И трид­цать ви­тя­зей пре­крас­ных

Чре­дой из вод вы­хо­дят ясных…»

«В свете есть иное диво:
Море взду­ет­ся бур­ли­во,
За­ки­пит, поды­мет вой,
Хлы­нет на берег пу­стой,
Разо­льет­ся в шум­ном беге,
И очу­тят­ся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Трид­цать три бо­га­ты­ря,
Все кра­сав­цы уда­лые,
Ве­ли­ка­ны мо­ло­дые,
Все равны, как на под­бор,
С ними дядь­ка Чер­но­мор» (рис. 14).

Рис. 14. Чер­но­мор и ви­тя­зи

Пуш­кин, со­зда­вая свои сказ­ки, ори­ен­ти­ро­вал­ся на сказ­ки на­род­ные, ко­то­рые очень любил. Не раз ещё встре­тят­ся его слова:

«Что за пре­лесть эти сказ­ки!

Каж­дая есть поэма!» – так он од­на­ж­ды на­пи­сал сво­е­му брату.

Об­ра­зо­ван­ный че­ло­век, вла­де­ю­щий несколь­ки­ми язы­ка­ми, об­ла­да­ю­щий ко­лос­саль­ны­ми зна­ни­я­ми по ис­то­рии и дру­гим на­у­кам, Пуш­кин ни­ко­гда не от­но­сил­ся к фольк­ло­ру, как к вы­дум­кам нераз­ви­то­го на­ро­да. На­о­бо­рот, он видел в фольк­ло­ре прав­ду, глу­би­ну и необык­но­вен­ную по­э­тич­ность.

Вот ещё один ав­тор­ский намёк на соб­ствен­ный текст:

«Кол­дун несёт бо­га­ты­ря…»

«Рус­лан, не го­во­ря ни слова,

С коня долой, к нему спе­шит,

Пой­мал, за бо­ро­ду хва­та­ет,

Вол­шеб­ник си­лит­ся, крях­тит

И вдруг с Рус­ла­ном уле­та­ет…

Ре­ти­вый конь во­след гля­дит;

Уже кол­дун под об­ла­ка­ми;

На бо­ро­де герой висит;

Летят над мрач­ны­ми ле­са­ми,

Летят над ди­ки­ми го­ра­ми,

Летят над без­дною мор­ской;

От на­пря­же­нья ко­сте­нея,

Рус­лан за бо­ро­ду зло­дея

Упор­ной дер­жит­ся рукой».

Кроме кар­ли­ка Чер­но­мо­ра, в тек­сте упо­ми­на­ет­ся ещё один недоб­рый пер­со­наж. Как раз упо­ми­на­ние о нём вно­сит в спо­кой­ное ве­ли­че­ствен­ное зву­ча­ние явные нотки тре­во­ги.

«Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бре­дёт сама собой…»

Баба Яга – это не про­сто ска­зоч­ный пер­со­наж. Корни этого об­ра­за очень древ­ние. Баба Яга живёт в осо­бой из­буш­ке на ку­рьих нож­ках (рис. 15).

Рис. 15. Из­буш­ка на ку­рьих нож­ках

Эта де­таль имеет ис­то­ри­че­скую при­ро­ду. Древ­ние сла­вяне ста­ви­ли свои де­ре­вян­ные дома на воз­вы­ше­ния – пень­ки с под­руб­лен­ны­ми кор­ня­ми, чтобы де­ре­во не сгни­ва­ло. Эта де­таль была осо­бым об­ра­зом пе­ре­осмыс­ле­на. По­лу­ча­ет­ся, что из­буш­ка Бабы Яги сама по себе по­лу­жи­вая, в неё невоз­мож­но по­пасть иначе, как ка­ким-то вол­шеб­ным спо­со­бом, толь­ко Баба Яга может туда войти, по­то­му что ни око­шек, ни две­рей нет.

В древ­них сказ­ках Баба Яга окру­жа­ет своё жи­ли­ще че­ло­ве­че­ски­ми ко­стя­ми и го­ло­ва­ми. Это неспро­ста. Дело в том, что в пред­став­ле­нии древ­них сла­вян Баба Яга – это страш­ное, без­об­раз­ное, по­лу­ис­тлев­шее су­ще­ство, ко­то­рое оли­це­тво­ря­ет собой смерть (рис. 16).

Рис. 16. Баба Яга

Толь­ко потом, когда миф пре­об­ра­зу­ет­ся в сказ­ку, Баба Яга ста­но­вит­ся су­ще­ством, с ко­то­рым можно до­го­во­рить­ся, ко­то­рое уже можно пе­ре­хит­рить, ко­то­рое порой даже го­то­во ока­зать по­мощь.

Ло­ре­лея

Об­ра­зы пре­крас­ных оби­та­тель­ниц полян и вод, лес­ных дев, нимф и ру­са­лок, в целом ха­рак­тер­ны для ев­ро­пей­ской ми­фо­ло­гии. Одним из таких сю­же­тов яв­ля­ет­ся сюжет о вол­шеб­ной деве, ко­то­рая сидит на утёсе, рас­че­сы­ва­ет свои длин­ные во­ло­сы, смот­рит в воду, и от её ча­ру­ю­ще­го пения пут­ни­ки по­ги­ба­ют, по­то­му что за­слу­ши­ва­ют­ся и не чув­ству­ют опас­но­сти. Это немец­кий сюжет о Ло­ре­лее. Про­чи­та­е­те и по­слу­шай­те, как пишет, вос­со­зда­ёт его немец­кий поэт Ген­рих Гейне:

Ло­ре­лея

Не знаю, что стало со мною,
Душа моя гру­стью полна.
Мне все не дает покою
Ста­рин­ная сказ­ка одна.

День мерк­нет. Све­же­ет в до­лине,
И Рейн дре­мо­той объят.
Лишь на одной вер­шине
Еще пы­ла­ет закат.

Там де­вуш­ка, песнь рас­пе­вая,
Сидит вы­со­ко над водой.
Одеж­да на ней зо­ло­тая,
И гре­бень в руке – зо­ло­той.

И кос ее зо­ло­то вьет­ся,
И чешет их греб­нем она,
И песня вол­шеб­ная льет­ся,
Так стран­но силь­на и нежна.

И, силой пле­нен­ный мо­гу­чей,
Гре­бец не гля­дит на волну,
Он рифов не видит под кру­чей, –
Он смот­рит туда, в вы­ши­ну.

Я знаю, волна, сви­ре­пея,
На­ве­ки со­мкнет­ся над ним, –
И это все Ло­ре­лея
Сде­ла­ла пе­ньем своим.

По­ду­май­те, каких ещё общих пер­со­на­жей можно найти в рус­ской ми­фо­ло­гии и в ми­фо­ло­гии дру­гих ев­ро­пей­ских стран.

Звукопись

По­слу­шай­те, как ав­то­ру уда­ёт­ся со­здать ощу­ще­ние зло­ве­щей ти­ши­ны:

«Из­буш­ка та на ку­рьих нож­ках…»

По­вто­ре­ние ши­пя­щих зву­ков уже со­зда­ёт ощу­ще­ние ше­по­та. Перед вами осо­бый приём, ко­то­рый на­зы­ва­ет­ся зву­ко­пись. Это очень по­хо­же на жи­во­пись, толь­ко эф­фект со­зда­ёт­ся не при по­мо­щи кра­сок, а при по­мо­щи осо­бым об­ра­зом по­до­бран­ных зву­ков. Эти звуки как бы ими­ти­ру­ют звуки окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти, они со­зда­ют то или иное впе­чат­ле­ние по ас­со­ци­а­ции:

«Там лес и дол ви­де­ний полны…»

Глас­ные звуки о как бы раз­дви­га­ют про­стран­ство, и мы видим, какое оно ши­ро­кое и без­гра­нич­ное. Звук л (плав­ный, один из самых кра­си­вых рус­ских зву­ков) со­зда­ёт ощу­ще­ние гар­мо­нии, и мы чув­ству­ем, как по этому про­стран­ству бежит лёг­кий ветер.

«…Там о заре при­хлы­нут волны…»

По­вто­ря­ют­ся те же самые звуки.

«…На брег пес­ча­ный и пу­стой…»

Сна­ча­ла чи­та­тель чув­ству­ет, что волна при­бы­ва­ет, чув­ству­ет её напор, а потом она ухо­дит и остав­ля­ет за собой пу­стой песок.

Ал­ли­те­ра­ция

Зву­ко­пись – это осо­бый ин­стру­мент, при по­мо­щи ко­то­ро­го автор уси­ли­ва­ет то или иное впе­чат­ле­ние, он со­зда­ёт осо­бую му­зы­ку тек­ста.

Ал­ли­те­ра­ция – по­вто­ре­ние оди­на­ко­вых или од­но­род­ных со­глас­ных в сти­хо­тво­ре­нии, при­да­ю­щее ему осо­бую зву­ко­вую вы­ра­зи­тель­ность.

Ас­со­нанс – по­вто­ре­ние глас­ных зву­ков – в от­ли­чие от ал­ли­те­ра­ции.

По­ищи­те ал­ли­те­ра­ции и ас­со­нан­сы в сти­хах Пуш­ки­на. Ста­рай­тесь за­ме­чать не про­сто звуки с опре­де­лён­ной, немнож­ко неесте­ствен­ной ча­сто­той, но и по­пы­тай­тесь по­чув­ство­вать, какое при этом со­зда­ёт­ся впе­чат­ле­ние.

Употребление древних коротких слов

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что дуб опо­я­сан не зо­ло­той цепью, а зла­той. Это необыч­ное слово. Волны при­бы­ва­ют не на берег, а на брег. Такие ко­рот­кие древ­ние слова, как пра­ви­ло, яв­ля­ют­ся цер­ков­но­сла­вян­ски­ми по про­ис­хож­де­нию.

Цер­ков­но­сла­вян­ский язык – это язык древ­ней пись­мен­но­сти. Уже во вре­ме­на Пуш­ки­на он вос­при­ни­ма­ет­ся как нечто ар­ха­ич­ное, то есть древ­нее, свя­зан­ное с глу­бо­ким про­шлым. Пуш­кин вклю­ча­ет эти слова в свой текст, чтобы уси­лить ощу­ще­ние ста­ри­ны, ко­то­рое воз­ни­ка­ет у чи­та­те­лей.

«И там я был, и мёд я пил…»

Та­ки­ми строч­ка­ми обыч­но за­кан­чи­ва­ют­ся на­род­ные сказ­ки. Но в дан­ном слу­чае автор при­гла­ша­ет чи­та­те­лей с собой. Он вклю­ча­ет нас в круг тех, кому будет рас­ска­за­но о древ­них тай­нах, мы ста­но­вим­ся со­при­част­ны­ми к ска­зоч­ным со­бы­ти­ям.

Волшебный мир Пушкина

На этом уроке вы по­бы­ва­ли в вол­шеб­ном Лу­ко­мо­рье рус­ской сказ­ки бла­го­да­ря Алек­сан­дру Сер­ге­е­ви­чу Пуш­ки­ну и его вступ­ле­нию к поэме «Рус­лан и Люд­ми­ла» (рис. 17).

Рис. 17. Лу­ко­мо­рье

Вы слов­но сво­и­ми гла­за­ми уви­де­ли пер­со­на­жей рус­ской на­род­ной сказ­ки. Вы узна­ли, что рус­ская на­род­ная сказ­ка свои корни на­хо­дит в древ­ней язы­че­ской ми­фо­ло­гии, где весь мир раз­де­лен на «свой» и «чужой». Он полон чудес, опас­но­стей и при­клю­че­ний. При­гла­ше­ни­ем в этот мир ста­но­вят­ся для нас строч­ки Пуш­ки­на.

Вопросы к конспектам

1. В какой мир пе­ре­но­сит чи­та­те­лей на­ча­ло поэмы А.С. Пуш­ки­на «Рус­лан и Люд­ми­ла»? Оха­рак­те­ри­зуй­те его.

2. Об­ра­зы каких су­ществ сла­вян­ской ми­фо­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся в про­ло­ге поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла»? Как они пе­ре­осмыс­ле­ны в про­из­ве­де­нии?

3. Ка­ки­ми ху­до­же­ствен­ны­ми спо­со­ба­ми поль­зу­ет­ся автор при со­зда­нии об­раз­ной ат­мо­сфе­ры в про­ло­ге поэмы «Рус­лан и Люд­ми­ла»?

Рыбинская ош Учитель Н.В. Афонина

Урок русской литературы в 5 классе.

Тема : «Литературная сказка. А.С. Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила». История создания поэмы. Традиции народной сказки и богатство авторских образов ».

Цель : Раскрытие понятия «литературная сказка», её особенности и отличия от сказки народной, связь литературного произведения с устным народным творчеством ; развитие навыков правильного, вдумчивого и выразительного чтения и понимания прочитанного, развитие интереса к творчеству великого русского поэта; обогащение словарного запаса учащихся; воспитание нравственных качеств, любви и уважения к слову.

Оборудование: портреты А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского и его няни, иллюстрации к сказкам великого русского поэта, выставка книг «Сказки А.С. Пушкина», «Толковый словарь» В.И.Даля, таблица «Сказка. Народная и литературная» памятка «Как читать выразительно», М. Глинка «Руслан и Людмила», песня «В гостях у сказки»

Эпиграф : Пушкинская сказка – прямая наследница сказки

народной.

С.Я. Маршак

Народная сказка дала жизнь всему нашему

искусству.

Модель урока:
ВЧ

СУ – И – Т – АОЗ – ЛП - Т – СУ – И - ДЗ
СУ – слово учителя Т- текст ДЗ – дом. задание

И – игра ВЧ – выразительное чтение

Т – театрализация Б - беседа

АОЗ – актуализация опорных знаний СУ – сообщения уч-ся

ЛП – лингвистическая пятиминутка И - итог

К. Маркс

ХОД УРОКА


  1. Вступительное слово учителя. Постановка учебно-воспитательных задач урока .
Ребята, чем на ваш взгляд, детство лучше и теплее взрослой жизни?

Среди всего многообразия красот детства значимое место принадлежит сказкам, которые дают нам возможность обрести мечту, вселяют уверенность в торжество добра, помогают увидеть красоту простого народа, найти верных друзей. Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в мир литературной сказки, прикоснувшись к творчеству Пушкина, познакомимся с прологом к поэме «Руслан и Людмила», обратим внимание на структуру и образную систему вступления, будем работать над развитием речи, обогащением словарного запаса, развитием навыков выразительного чтения.

А знаем ли мы сказки А.С. Пушкина?..


  1. Проведение игры-викторины.
1-й раунд «Из какой сказки данные строки?»

1. В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди»)

2. Старичок отправился к морю

(Почернело синее море).

Стал он кликать золотую рыбку.

Приплыла к немцу рыбка, спросила:

«Чего тебе надобно, старче?» («Сказка о рыбаке и рыбке»)


  1. С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;

Со второго щелка

Лишился поп языка;

Вышибло ум у старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». («Сказка о попе и работнике его Балде»)

2-й раунд «О ком из героев идет речь?»

1. «…Камушки грызет, мечет золото и в груды загребает изумруды…» (Белка)

2. «Все красавцы удалые, великаны молодые, все равны, как на подбор…» (33 богатыря)

3. «Перед утренней зарею… выезжают погулять, серых уток пострелять». (Семь богатырей)

3-й раунд. «Истинный знаток сказок А.С. Пушкина»

1. Жил-был поп

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ:

«Нужен мне работник».

В сказке «О попе и работнике его Балде» Балда, соглашаясь усердно служить, требует оплату:

«В год за три щелка тебе по лбу!

Есть же мне давай вареную полбу».


  • Что же за любимое блюдо у Балды – полба? Из чего приготовлено? (Полба – зерновой злак, один из видов пшеницы).
2. В «Сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной Царевне-Лебеди» царь оставляет жену, уезжая на войну:
Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин.


  1. Дом царевна обошла,
Все порядком убрала,

Засветила богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась.


  • Что такое «палати» ? (Настил из досок для спанья, устраиваемый в избе под потолком)
3.Слово учителя.

Да, прекрасен мир пушкинских сказок, а их автор – настоящий мастер. Но сегодня я приберегла для вас историю, похожую на сказку, но расскажут ее только хорошим, добрым детям, только тем, кто умеет внимательно слушать. Это история о человеке, который, не имея ни короны, ни шпаги, покорил весь мир. Давайте закроем глаза и послушаем глаза и послушаем сказку нашей гостьи.

Арина Родионовна рассказывает о детских годах А.С. Пушкина.

Добрый день, ребята! Сегодня я расскажу вам сказку-быль о таком же мальчике, как и вы, которому судьба отвела короткий век (всего лишь 38 лет), но сделала гениальным русским поэтом, человеком, который, не обладая властью и оружием, покорил весь мир.

Помнится мне 26 мая 1811 года, тогда Сашеньке исполнилось 12 лет. В этот день мне особенно хотелось поздравить его с днем рождения первой. Подстерегла я минутку, когда он проснулся, подошла осторожно, так, чтобы не слышно было моих тяжелых шагов, к постели, поцеловала его руку и с улыбкой положила ему на табуретку красную рубашку собственной работы с вышивкой по вороту – подарок ко дню рожденья своего питомца:

Носи на счастье, - говорю.- Не верь, что люди говорят: в мае родиться – век маяться. Счастье – что пташка вольная: куда захотела, там и села.

Озорной, любопытный, с вьющимися темно-каштановыми волосами, с большими голубыми глазами и смуглым личиком, он подбежал ко мне и поблагодарил.

Помнится мне и мне и отец его, Сергей Львович, отставной военный старинного рода, любитель поэзии, нрава пылкого и раздражительного.

Матушка, Надежда Осиповна, была красива, но любимцем ее был Лев, брат Саши. Сашенька часто раздражал мать своим упрямством, неповоротливостью, привычкой грызть ногти, особым озорством. Поэтому привязалась я к нему всем сердцем, любила материнской любовью, спешила утешить и приласкать в трудную минуту. А как мы любили сказки! Знала я их множество, поведывала ему и про Бову-королевича и Кощея, добрых волшебников и злых колдунов. До глубокой ночи засиживалась у его кровати со сказками. Бывало лукаво гляну на него и спрошу: «Сказывать дальше али спать будешь?»

Ну что ты, матушка! – слышу в ответ. – Дальше.

Быстро досказывала сказку, потом крестила, приговаривая: «Спи, глазок, спи, другой. О хорошем думай – сон хороший увидишь».
Очень любила Сашеньку и бабушка его, Мария Алексеевна. Это она учила его русской грамоте, а когда подрос, жадно слушал ее рассказы о русской старине, о Петре 1, об удивительной жизни и приключениях своего прадеда Ганнибала, которым очень гордился. Девяти лет со всей страстью читал Сашенька книги, которые брал в кабинете отца – французские и недетские. Памятью он обладал исключительной и на одиннадцатом году жизни уже знал наизусть многих французских поэтов. В 12 лет Сашеньку родители отвезли на учебу в Царское Село, в учебное заведение для детей знатных господ – Лицей, а мне дали «вольную» за то, что вынянчила детей и внуков господ. Но куда мне было идти, здесь была моя семья. Вырос Сашенька, а я не покидала его нигде. Куда он, туда и я. Так стал меня и называть «подружка моя», «мамушка любимая».
- Откроем глаза. Итак, кто же и о ком поведал нам сказку-быль? (Обращение к портрету няни)

Мир пушкинских сказок, записанных со слов няни, о царе Салтане, о мертвой царевне, о попе и его работнике Балде, романтических легенд о вещем Олеге, киевском богатыре Руслане живет с нами и в школьные годы .


  1. РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ
Сказка

Народная

Литературная

Автор – коллективный (народ)

Автор – конкретное лицо

Существует в устной форме (записана собира- телями позднее создания)

Создается в письменной форме

Текст имеет варианты (могут вноситься изменения)

Вариантов нет (текст не меняется)

Передается от сказателя к сказателю, адресована слушателю

Создается писателем, адресована читателю

  1. Лингвистическая пятиминутка
УЧИТЕЛЬ. Я приглашаю вас в мир сказок, к лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба мы встретимся со многими сказочными героями. Но чтобы понять богатство языка произведения, нужно открыть одну «дверь». Это «Толковый словарь…» В.И. Даля.

Словарь состоит из 4 томов и содержит более 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц, поговорок, загадок. По образованию Даль не был филологом, он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции; написал для школьников учебник «Ботаника» и «Зоология». Где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей.

В 1832 году Даль обратился к Пушкину со своей книгой «Русские сказки». Поэт посоветовал не останавливаться на достигнутом, идти дальше, одним словом, заняться составлением словаря. Работал Даль в течение 53 лет. Мчится время. Многое меняется. Одни слова исчезают, другие появляются. Но каждый раз, когда мы открываем замечательную книгу – «Толковый словарь живого великорусского языка», с благодарностью вспоминаем человека, который собирал слова. Итак…

Страницами «Толкового словаря»…


  • Лукоморье – морская лука (старинное народное название морского залива, бухта).

  • Неведомый – неизвестный.

  • Дол (стар. ) – то же, что долина.

  • Видения – чудеса, чудесные картины.

  • Брег – берег.

  • Витязь – рыцарь, воин.

  • Чредой – по очереди, друг за другом.

  • Дядька (стар. ) – воспитатель.

  • Пленяет – берет в плен.

  • Чахнет – сохнет, худеет.

  1. Информация учителя.
Вы уже знаете, что в семье А.С. Пушкина стихи писали отец поэта, и дядя, и брат поэта – Лев. Уже в лицее Пушкин задумал поэму, но никому ничего не говорил. А когда приехал в имение Михайловское, слушал рассказы Арины Родионовны, работал над поэмой. Пушкин хотел рассказать читателям о седой старине, о Киевской Руси, о ее защитниках . И ему это удалось в поэме «Руслан и Людмила», где Руслан – это воплощение богатырей, которые защищали Русь от завоевателей, а Людмила – воплощение красоты, любви.

  1. Выразительное чтение пролога учителем и беседа по первичному восприятию.

    • Понравилось? Какое произведение устного народного творчества вам напоминает пролог?

    • Что такое сказка?

    • Какие знаем типы сказок?

    • Из каких частей состоит волшебная сказка?
(Рекомендация учителя к выразительному чтению, которое учащиеся будут готовить дома. Читать не спеша, напевно, с торжественностью. Делать логические паузы, выделять сказочные картины паузами, обратить внимание на произношение устаревших слов: дол, брег, чредой, златом. С этими словами картина становится волшебной, сказочной. Памятка «Правила выразительного чтения»)

  1. Беседа по композиции и содержанию пролога. Анализ текста пролога.

  • Обратите внимание на построение пролога. На какие части его можно разделить?

  • Прочитайте первую часть. Какой части волшебной сказки она соответствует? (Присказка .)

  • Кто является главным персонажем первой части? Каким видим его? Какие еще прозвища к нему можно подобрать? (Кот-баюн, кот-певун, кот-говорун .)
(В основе первой части лежит русская народная сказка «Чудесные дети». Она достоверно воспроизведена поэтом в записи: «Что за чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поет».)

  • Что представляет собой основная вторая часть? Прочитаем ее. Вторая часть начинается словом «Там». Сколько раз повторяется? (14 ) Чем это можно объяснить?

  • С какими сказочными существами мы встречаемся в начале второй части пролога ?
(Первые образы – леший и русалки – вовсе не сказочные. Они такие же, как водяной, домовой и др. фантастические существа, в которые верил народ.)

Сообщения учащихся

1-й ученик. Образ Бабы Яги встречается в сказках всех славянских народов. В русских народных сказках избушка Бабы Яги находится в дремучем лесу, и для того чтобы попасть в нее, необходимо произнести такие слова: «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, а ко мне передом». В избушке на печи лежит Баба Яга, «костяная нога из угла в угол, нос в потолок врос». Она чувствует запах человека и недовольно говорит: «Фу, фу, фу! Бывало русского духа слыхом не слыхать, видом не видать, а ныне русский дух в ложку садится и в рот валится». А встречались мы с Бабой Ягой в таких народных сказках: «Василиса Прекрасная», «Молодильные яблоки», «Мачеха и падчерица», «Бой на Калиновом Мосту» и другие.


  • Сказочная картина с «избушкой на курьих ножках» сменяется выходом тридцати витязей из морских глубин. Вспомните, в какой сказке А.С. Пушкина мы находим продолжение этой картины?
2-й ученик:

(В «Сказке о царе Салтане…»:

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег крутой,

Разольется в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними – дядька Черномор.)


  • Какие еще герои встречаются в Лукоморье?
3-й ученик: Образ колдуна – старого карлика с длинной бородой, летающего по воздуху, пришел из известной народной сказки «Три подземных царства».

Имя Кощея Бессмертного связано со словом «кость» и стало характеристикой самого образа, который, по толкованию В.И. Даля, означает «изможденного худобою человека, особенно старика, скупца».

9. Задание юным эрудитам: составить тестовые вопросы к увиденному и услышанному на уроке.

10. Проведение игры «Распредели героев»

Кот ученный

Леший

Русалка

30 витязей

Королевич

Силы зла Колдун Силы добра

Царевна


Серый волк

Баба Яга

Богатырь

Кощей


  • Вспомните традиционную народную концовку сказки.
Причитаем третью часть пролога. Чем она отличается от традиционной сказочной концовки?

(Слова «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказки говорил» говорят о том, что в чудесный мир сказки поэт вошел навсегда.

Слова «и мед я пил» следует понимать в переносном смысле, т.е. «наслаждаться прелестью сказок»).


  • Найдите главные строки пролога. Как вы их понимаете?
Там русский дух…

Там Русью пахнет!

(«Русский дух» - душа, духовность – это у поэта духовный мир народа с его великим богатством души, свободолюбием, мужественной борьбой за счастье и справедливость. В этом мире истинная красота несовместима со злодейством.)


  • Докажите, что вступление к поэме «Руслан и Людмила» имеет черты литературной сказки.
(Письменная форма сказки, один автор, имеет стихотворную форму, автор выражает свое отношение к героям, в основе – произведение устного народного творчества, но есть и авторские образы.)

11.Информация учителя.

Интересно, что поэму написал А.С. Пушкин в 1820 году, а «Пролог» на несколько лет позже. Поэма сразу привлекла внимание читателей своим необычным сюжетом, героями, задушевным голосом поэта. В.А. Жуковский после авторского чтения поэмы подарил А.С. Пушкину свой портрет с надписью : «Победителю-ученику от побежденного учителя в высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму «Руслан и Людмила».

Эта чудесная поэма вызвала интерес у композитора М.Глинки, который написал прекрасную музыку – одноименную оперу. Это и есть подтверждением мысли, сформулированной в эпиграфе: «Народная сказка дала жизнь всему нашему искусству».

(Прослушивание отрывка из музыкального произведения М.Глинки «Руслан и Людмила».)

12. Задание «Юных эрудитов».

13. Подведение итогов урока.

Слово учителя.

Произведения А.С. Пушкина: стихотворения, поэмы, повести, сказки – по праву вошли в золотой фонд мировой литературы. Творчество писателя знают и школьники, и взрослые, и даже малыши, которые, еще не умея читать, но, услышав задушевные сказки, помнят их всю жизнь.

Давно, в дитячий любий вік,

В далекім ріднім краю

Я чула казку. Чула раз,

А й досі пам’ятаю.

Эти строки принадлежат Лесе Украинке. Мне очень хочется, чтобы этот урок вы запомнили надолго.

Мир пушкинской сказки гармоничен тем, что ненависть, користь, зависть, жадность, притворство в нем обречены на гибель. Торжество истинной красоты связывает пушкинские сказки со сказками народними гораздо больше, чем сходство сюжета.

И нельзя не согласиться со словами С.Я. Маршака: «Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной». Эта фраза подтверждает доказательство гениальности поэта, большого знатока фольклора и мастера поэтического слова.

Наше путешествие в мир пушкинской сказки подошло к концу. Домашним заданием вам будет выучить наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила», составить кроссворд «Волшебный мир Лукоморья», нарисовать иллюстрации к прологу. А может быть, кому-то из вас еще раз захочется прочитать любимые сказки, встретиться с полюбившимися героями. И пусть это чтение принесет вам наслаждение, наполнит душу светом и теплом.

Не просто пробегать глазами,

Как часто делаем мы с вами,

А видеть, слышать, встречи ждать.
Учитесь Пушкина читать,

И он вам обрести поможет

Мечты, которые, быть может,

Уже успели потерять.
Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени,

И связь времен и поколений

Вас не устанет удивлять.

Если на уроке остается время

Живая пушкинская речь

В стихе то грустном,

То веселом.

Как сладостно

Гортань обжечь

Российским пламенным глаголом!

Над быстротечностью времен

И над превратностями жизни

Все так же

Изучает он

Огонь служения Отчизне.
Игра «Внимательный ли ты читатель».

Задание : продолжить строчку из пролога, вставляя пропущенные слова:


  • «леший бродит, Русалка…»

  • «избушка там…»

  • «тридцать витязей прекрасных// Чредой…»

  • «королевич мимоходом// Пленяет…»

  • «В темнице там…»

  • «ступа с Бабою Ягой идет…»

Литература:


  1. Журнал «Русский язык и литература в школах Украины» № 34, декабрь 2003 г. с. 16-20.

  2. Макаренко Л.А. «Литература. 5 класс./ планы-конспекты уроков.». Харьков, «Ранок», 2000.

а, о своеобразии вступления к поэме “Руслан и Людмила”; 2. А. Развивать творческое воображение, умение делового общения в парах, в группах; Б. Развивать память, внимание; В. Развивать речь; Г. Отработать навыки самостоятельного осознанного чтения; 3. Приобщаться к национальным истокам русской литературы.


Какие впечатления, связанные с именем этого человека, у вас возникают? Чей портрет перед вами? Что вы о нём знаете?



Запишите в словарь: ЛУКОМОРЬЕ - изгиб морского берега. (стар.). Морской залив. ДОЛ - То же, что долина. Туманный д. Горы и долы. По горам, по долам (в сказках: повсюду). За горами, за долами (в сказках: очень далеко). ПРИХЛЫНУТЬ - Хлынув, приблизиться. Прихлынули волны. Прихлынула толпа. Прихлынут воспоминания (перен.). ВИТЯЗЬ - В Древней Руси: отважный, доблестный воин. ЧРЕДА - То же, что череда 1. Всему своя ч. Ч. дней. Ч. годов. Ч. облаков. ЧЕРЕДА 1. То же, что очередь. Всему приходит своя ч. 2. То же, что вереница. Облака идут волнистой чередой. ТУЖИТЬ - Горевать, кручиниться. Т. о своей беде. Не тужи, всё образуется. Живёт - не тужит (о том, кто живёт хорошо). МИМОХОДОМ - 1. По пути, проходя мимо. М. зайти куда–н. 2. перен. Между прочим, вскользь (разг.). М. сказать, услышать.


1.Каковы ваши впечатления? Понравилось вам произведение? Чем? 2. В каких словах, по-вашему, выражена основная мысль отрывка? Как вы понимаете это выражение? 3. Как вы думаете, почему этот отрывок часто воспринимается не как часть поэмы, а как отдельное произведение (стихотворение)? 4. Какие народные и литературные сказки вы вспомнили, слушая строки А.С. Пушкин а?


Запишите тему урока (понравившуюся из предложенных) на пропущенной строке, а также домашнее задание к следующему уроку. Всем спасибо за работу. 1. Что на уроке понравилось, показалось интересным? 2. Хотите прочитать всю поэму? 3 Попробуйте сами сформулировать тему нашего сегодняшнего урока, предложите свои варианты.


Домашнее задание Выучить наизусть вступление к поэме. По желанию - нарисовать иллюстрации к вступлению к поэме “Руслан и Людмила” или к собственной творческой работе или написать сочинение “Моё сказочное царство” (можно в стихах!);