Краткая информация о народах проживающих на территории пермского края. Проект «Быт и традиции народов Пермского края Традиции и обычаи народов пермского края

Вступительная статья о народонаселении Пермского края, краткий исторический экскурс с XV века и до наших дней

Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что на протяжение всей истории он складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.

Увеличить

Русские, село Ключи, Красноуфимский уезд Пермской губернии, начало XX века

Russians, Kluchi village, Krasnoufimsky uyezd Perm province, Early 20th century

Современная этнокультурная карта Прикамья начинает формироваться с ХV-ХVI вв. А наследие древних этнических общностей, оставивших многочисленные археологические памятники, было освоено и преломилось в культуре современных народов. На верхней Каме шло формирование в единую народность предков коми-пермяков, северо-восточное Прикамье являлось зоной расселения манси, южные районы осваивали предки татар и башкир. С ХVI в. начинается активное освоение края русскими, которые уже в ХVII в. стали основным населением региона. С ХVII в. формировались группы марийцев и удмуртов. Семь народов - русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

Три культурные традиции определили этнокультурное своеобразие Пермского Прикамья - финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские).

Увеличить

Коми-пермяки, Чердынский уезд Пермской губернии, начало XX века

Komi-Permians, Cherdynsky uyezd Perm province, Early 20th century

Родственные народы - коми-пермяки, марийцы, манси и удмурты относятся к финно-угорской ветви уральской языковой общности. Коми-пермяки были расселены в Чердынском и Соликамском уездах Пермской губернии, а в настоящее время в пяти районах Коми-Пермяцкого округа. Удмуртские деревни расположились в Осинском уезде, а ныне - Куединском районе, марийцы проживали в Кунгурском и Красноуфимском уездах, ныне - Суксунском, Кишертском, Чернушинском, Октябрьском районах. Манси Чердынского уезда проживали в верховьях р. Вишера. В 2002 г. в Пермском крае отмечено 103,5 тыс. коми-пермяков, 5,2 тыс. марийцев, 26,3 тыс. удмуртов, 31 человек манси.


Увеличить

Татары, город Кунгур Пермской губернии, начало XX века

Tatars, Kungur Perm province, Early 20th century

Тюркские народы края - татары и башкиры освоили территорию южных Осинского, Кунгурского, Пермского и Красноуфимского уездов губернии, в настоящее время компактно проживают в 12 районах края, а их численность в 2002 г. составила 136,6 тыс. татар и 40,7 тыс. башкир.

Основной этнической культурой в регионе являются традиции русских. Это положение определено не только тем, что русские составляют более 85% населения Пермского края (в 2002 г. - 2401,7 тыс. русских), имеют наибольший ареал расселения, проживают во всех административных районах, но и тем влиянием, которое русская культура оказала на культуру других народов Прикамья.

Комплект открыток, который вы держите в руках - собирательный образ уникальной этнической культуры, образ прошлого, шагнувший к нашему современнику из музейных собраний… Эти фотографии - возможность заново открыть свою историю, познакомиться со своим прошлым…


Увеличить

Обложка набора открыток Народы Пермского края

Новости

  • Открытие интернет-магазина «Маматов.Книги»

    24.11.2016 Интернет-магазин «Маматов.Книги» ― это проект издательства «Маматов», где можно купить...

14 ноября 2016

На протяжении всей истории Пермский край был полиэтничным. Сегодня в нем проживают представители 125 различных этносов. Какие народы населяют Пермский край? Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование - Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем - шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья - удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили соседскими общинами, где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы - кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма - это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы - это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого - русский.

Пермский край находится на границе Европы и Азии, между Русской равниной и Уральскими горами.

Top-5 достопримечательностей Пермского края

  1. Большинство туристов начинают путешествие по Пермскому краю с его , где первым делом отправляются в посмотреть на собрание деревянной скульптуры XVII-XX столетий.
  2. Неподалеку от расположен опен-эйр . На живописном берегу Камы собраны образцы деревенской архитектуры XVII-XX веков.
  3. Уже много десятилетий небольшой купеческий городок привлекает тысячи туристов, ведь на его окраине находится знаменитая Кунгурская ледяная пещера.
  4. Не только верующие стремятся побывать в : с высокого холма, на котором стоит обитель, открывается великолепный вид на окрестные горы. Пермяки даже утверждают, что это место похоже на Швейцарию!
  5. Печально известная колония строгого режима ныне превращена в Музей истории политических репрессий . Он находится в Чусовском районе, в деревне Кучино.


В Пермском крае немало городов, в которых обязательно стоит побывать. На севере региона находится один из древнейших городов Соликамск, веками считавшийся "Соляной столицей" Государства Российского. Помимо музея соли в этом городе заслуживают внимания несколько древних каменных храмов.

Неподалеку расположен крохотный городок Усолье, славящийся красивейшим Спасо-Преображенским собором и Палатами Строгановых.

Пермский край богат природными "диковинками": это и цветной мрамор на скалистых берегах реки Чусовая, и каскад Жигаланских водопадов, и множество красивейший карстовых гротов и глубоких пещер.


Бальнеологические курорты Пермского края

В вековом сосновом бору на берегу Камы в 1935 году возник ныне самый популярный бальнеологический курорт Пермского края - . Он находится всего в 54 км от Перми и является одним из крупнейших в России многопрофильных курортов.

Традиции Пермского края

Кухня

Пермский край славится собственными кулинарными традициями, появившимися на стыке русской и коми-пермятской культур. В блюдах широко используются грибы, ягоды (земляника, костяника, черника, морошка, брусника, клюква и другие), травы (сныть, полевой хвощ, бражник) - их едят как салат, добавляют в супы, тушат, солят.

Также нередко используется мясо диких животных - лося, медведя, кабана, зайца и дичь - тетерев, рябчик, глухарь.

Одно из главных блюд пермской кухни - пельмени: во многих семьях есть старые проверенные рецепты приготовления начинки из разных видов мяса в "секретных" пропорциях.

Даже в городах хозяйки до сих пор готовят жареные закрытые брызгающие соком пирожки "посикунчики" с разными начинками и шаньги - открытые ватрушки с разной начинкой, чаще всего с картофелем или творогом. Но в отличие от классических ватрушек начинка лишь слегка намазывается на тесто.


Лечение в Пермском крае

На севере Пермского края под землей скрываются залежи солей, оставшихся там со времен, когда на месте этой земли, в Пермский период, плескалось море. Калийные соли помогают при лечении множества заболеваний легочной, сердечно-сосудистой и нервной систем, поэтому в крае открыто несколько десятков спелеолечебниц.

Другой лечебный элемент, оставленный древним морем - концентрированный бромйодный рассол, который по действию конкурирует с разрекламированными солями Мертвого моря и успешно применяется в здравницах Пермского края.

Еще один подарок природы Пермскому краю - суксунская грязь.

Активный отдых в Пермском крае

Многоводные реки - Койва, Чусовая, Сылва, Вишера, Ирень, Колва и другие стали настоящим местом паломничества для любителей отдыха на плотах, байдарках и для заядлых рыбаков.

Зимой жители Пермского края катаются на лыжах и сноубордах в горнолыжных комплексах "Жебреи" в одноименной деревне, "Иван-гора" в Гамово, в центре активного отдыха "Губаха".


Климат Пермского края

Пермский край располагается в зоне умеренно-континентального климата. Однако большая протяженность региона с севера на юг создает несколько климатических зон. Зима обычно студеная, снег лежит с ноября до начала-середины апреля, а на севере края - до мая. Средняя температура января - -17°С, но на севере бывают морозы до -35°С. Средняя температура самого теплого месяца (июля) +15°С.

Лучшее время для поездок

Приятно путешествовать по Пермскому краю летом, особенно если повезет, и оно будет сухим. Однако в это время жизнь туристам портят полчища комаров. Любоваться природой хорошо ранней осенью, в сентябре, когда деревья из зеленых становятся золотыми и красными. Если нет дождей, то это довольно комфортное время для поездок, тем более что кровососущие насекомые уже исчезают.

Зато зимой в Пермском краю можно насладиться настоящей российской зимой с гигантскими сугробами и трескучими морозами.


Отели в Пермском крае

В Пермском крае есть немало санаториев, баз отдыха, гостиниц. Выбрать подходящий вариант и забронировать проживание в них можно в разделе "Гостиницы Перми " на сайте Travel.ru.

Международный Фестиваль «Звезды Нового Века» - 2013

Мой край - моя Родина (14-17 лет)

Сравнительный анализ свадебной семейной обрядности народов Пермского края

Искулова Юлия 16 лет,

Руководитель работы

МБУ ДОД «Дом детского творчества»

п. Яйва Александровского района

Пермского края

Введение 3

Глава I. Свадебные обрядовые традиции народов

Пермского края 5

1.1. Понятие обряда 5

1.2. Свадебные обряды русских Пермского края 6

1.3. Татарские свадебные обряды 10

1.4. Свадебные обряды коми-пермяков в Пермском крае 12

1.5. Свадебные обряды удмуртов Прикамья 15

1.6. Свадебные обряды башкир 17

1.7. Выводы по главе I 21

Глава II. Сравнительный анализ свадебной семейной

обрядности народов п. Яйва 22

2.1. Описание этапов и результатов исследования 22

Заключение 33

Список использованной литературы 34

Введение

Народы и культуры – одна из непреходящих ценностей любой территории, любого края. Пермская земля – не исключение. Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон - Европы и Азии. По этническому многообразию регион занимает одно из первых мест в составе регионов России.

Только официальный перечень народов Пермского края включает более 120 позиций. В список десяти наиболее многочисленных народов входят русские, татары, коми-пермяки, башкиры, удмурты. По данным переписи населения 2010 года в Пермском крае проживает 2.191.423 русских (83,16%), 115.544 татар (4,38%), 81.084 коми-пермяков (3,08%), 32.730 башкир (1,24%) и 20.819 удмуртов (0,79%).

Пермские народы создали яркие и уникальные комплексы традиционной культуры. В настоящее время, при всем интересе к истории и культуре народов Прикамья, многовековое этнокультурное наследие оставалось известным преимущественно лишь узким специалистам этнографам, фольклористам, этномузыковедам. Проживая в «едином пространстве», мы очень мало знаем о традициях своих соседей. В поселке Яйва на протяжении многих лет бок о бок живут представители разных национальностей: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов и др. У каждой национальности есть свои традиции и обычаи, часть из которых сохраняется до сих пор, часть безвозвратно утеряна.

Обряды, обычаи, традиции являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Они являются могучим средством национального воспитания, и сплочения народа в единое целое. Рассматривая свадебные обряды народов Прикамья, мы можем увидеть, какое трепетное и ответственное отношение было к такому важному жизненному пути как создание семьи.

В настоящее время в Пермском крае активно развивается туристический бизнес , Правительство Пермского края внедряет проекты по сохранению и развитию такого вида туристического бизнеса, как этнографический бизнес. Поэтому изучение культурного прошлого является актуальным на данный момент.

Цель исследования : провести сравнительный анализ свадебной семейной обрядности некоторых народов, населяющих п. Яйва: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, как одних из наиболее многочисленных представителей народов Пермского края.

Задачи :

1. Рассмотреть понятие «обряд».

2. Познакомиться с семейной свадебной обрядностью русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов.

3. Выявить сходные и отличительные черты в семейной свадебной обрядности данных народов.

4. Привлечь внимание молодежи к семейным традициям народов поселка.

Гипотеза: славянские, тюркские и финно-угорские свадебные обряды имеют общие черты, не смотря на этническое своеобразие данных народов.

Предмет исследования : свадебные семейные обряды русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов.

Объект исследования : семьи русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, проживающих в п. Яйва.

Методы исследования: анализ источников, анкетирование обучающихся 10-11 классов, беседы с местными жителями поселка.

Практическая значимость работы: материал данной работы можно использовать на классных часах в 9-11 классах, в рамках внеурочной деятельности . Также он может быть полезен при создании бизнес-проектов, привлечения инвестиций и развития этнографического бизнеса на территории Александровского района.

Глава I . Свадебные обрядовые традиции народов Пермского края

1.1. Понятие обряда

Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Все более или менее значительные события в жизни людей - будь то рождение ребенка, вступление в брак, смерть, смена времен года, начало и конец сельскохозяйственных работ - сопровождались исполнением специальных, приуроченных к данному случаю, обрядовых действий. Более того, религиозным сознанием людей крестьянского, традиционного общества обряд осмыслялся как действие, фактически создающее событие. Свадьба создает семью - без нее мужчина и женщина, живущие вместе, не считаются брачной парой, а их дети - детьми, рожденными в браке. Ритуальные действия с «жаворонками» - печеньем в виде птички - обеспечивают прилет птиц и приход весны. Неисполнение обряда грозит вечной зимой. Душа умершего покидает деревню только после свершения всех полагающихся похоронных ритуалов.


Рассмотрим понятие обряда.

Обряд – традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни человеческого коллектива .

Обряд – совокупность действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции .

Обряд – церемония, чин, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера. .

Обряд – 1. Церемония, чин, по которому совершается что-либо. 2. Действия, строго определенные обычаем, сопровождающие и оформляющие какие-либо акты (обычно культового характера). .

Из данных определений можно сделать вывод, что обряд – это традиция, церемония, которая совершается в важные моменты человеческой жизни.

Обряды, знакомые нам по материалам XVIII- XX вв., возникли в глубокой древности и воплощали древние верования. Обряды изображали некое символическое поведение людей в определенных обстоятельствах жизни и делились на три группы. К первой относились обряды, отмечавшие наиболее важные вехи в жизни человека: рождение, вступление в брак, смерть. Этнографы назвали их обрядами жизненного цикла. Ко второй группе, получившей название «обряды годового цикла», относятся обряды, проводившиеся всей общиной в течение года в определенные народным календарем дни. Третья группа включает в себя окказиональные обряды - исполнявшиеся по важному для жизни и благополучия общины случаю - например, засухи, мора скота. Они должны были предотвратить несчастье или прекратить его.

1.2. Свадебные обряды русских Пермского края

Для крестьянина семья имела исключительное значение. От нее зависело как его экономическое состояние, так и духовно-культурное. Поэтому создание семьи, вступление в брак было одним из наиболее важных событий его жизни. Оно же во многом определяло поведение и отношения между молодежью. Тема брака постоянно присутствовала и проявлялась в жизни подрастающего поколения, особенно она, усиливалась по мере приближения к брачному возрасту.

Свадебная обрядность Пермского Прикамья сохраняла близость северно-русскому свадебному обряду, лишь в южных районах отчетливо проявлялись черты среднерусской свадьбы. Свадебный обряд Прикамья к настоящему времени остается одним из наиболее исследованных. Можно отметить более десятка публикаций, в которых анализируются особенности пермской свадьбы – юрлинской, вишерской, чердынской, куединской, усольской, карагайской и оханской. При общности основной структуры и характера свадебного обряда на территории Прикамья обнаруживается множество вариантов с ярко выраженной локальной спецификой.

Один из интересных вариантов свадебного обряда существовал в селе Хохловка Пермского района. Хохловская свадьба начиналась со сватовства. Сватать обычно ехали отец и мать жениха, а нередко и сам жених. О приходе сватов хозяева догадывались сразу: сватовщики «порог пятами колотят, что сваты пришли». После удачного сватовства невеста собирала девушек на девишник – готовить приданое. Девишник длился от нескольких дней до месяца, в зависимости от состоятельности невесты. Канун свадьбы был более всего наполнен многочисленными ритуалами. Утром накануне обрученья подруги вели невесту в баню. После бани невесте в последний раз заплетали девичью косу, при этом исполнялся особый причет. Последней заплетать косу подходила мать невесты, которая закрывала невесту большим платом .

Вечером этого дня в доме невесты проходило обрученье. На обрученье приезжал жених со своими родственниками. Обрядовые действия на обрученье во многом повторяли те, которые будут совершаться на самой свадьбе. Жениха с гостями усаживали за стол, невесту из кухни к жениху выводила крестная, на вывод невесты в обрученье исполнялась особая песня.

Утром свадебного дня, перед приездом жениха со свадебным поездом, невеста «несла красоту»: под свадебный причет невеста свою девичью ленточку со свечкой клала на божницу. Уже при отъезде к венчанию она с божницы брала эту ленточку, прикалывала себе на грудь, а в церкви должна была положить ее в Евангелие. Ленточка, «красота» символизировала девичество. Ближе к обеду к дому невесты подъезжал свадебный поезд из жениха с тысяцким и дружками – за невестой. Жених привозил невесте подарки: свадебный венок , духи и мыло. Прежде чем попасть в дом, дружки – друзья жениха – должны были откупиться от девушек, подруг невесты. Зайдя в дом, дружкам также было необходимо выкупить и место за столом. В это время невесту начинали готовить к венцу – за заборкой, на кухне девушки надевали ей свадебную одежду. Невесте на голову укладывали кружевную вуаль, длиной до подола свадебного платья , а сверху надевали венок из восковых цветов, привезенный женихом. Обряжение невесты также сопровождалось исполнением особого причета: «Ты утка ли, утица, серая перепелица...».

Когда невеста была готова, отец выводил ее за стол к жениху. После вывода невесты начиналось застолье, во время которого всем гостям исполнялись величальные песни. Затем невеста выходила из-за стола и собиралась ехать под венец. Отец и мать жениха перед венцом благословляли молодых. После благословения свадебный поезд отправлялся в церковь. Достаточно интересным моментом местной свадебной традиции было то, что на венчание ехали и девушки – подружки невесты, при этом девушки в церковь брали с собой ленточки, которые им дарила во время расплетения косы невеста.

Из церкви свадебный поезд ехал в дом жениха. Там молодых встречали отец и мать с иконами и хлебом-солью. Потом невесте меняли прическу, волосы окручивали по-бабьи. Свадьбу обычно праздновали два либо три дня. Второй день именовали большие столы, главным угощением этого дня были мясные пироги, которые выносили на стол в большой тарелке, а рядом ставили пустую тарелку. Угощаясь пирогами, гости должны были дарить мелочь «за пироги». На третий свадебный день готовили уху. В большие столы показывали и невестино приданое. Наряженные участники свадьбы с приданым ходили по всей деревне. Завершающим этапом свадьбы были хлебены, проводившиеся через неделю или больший срок. Молодые ездили к родителям невесты и ее родственникам на застолье .

При том, что в большей части традиций Пермского края свадебный обряд также включал схожие этапы – сватовство, девишник, обрученье, «прощание с красотой» и расплетение косы, встречу жениха, венчание и свадебный пир, в некоторых традициях свадьба дополнялась и другими обрядами или элементами, включались и некоторые дополнительные этапы, как, например, «Взглядышки» в Чайковском районе, когда жених приходил знакомиться с невестой, «Сговор», «Рукобитье», когда совершался окончательный договор между родителями о проведении свадьбы.

Локальные традиции свадебного обряда отличали и некоторые детали. В селе Курашим Пермского района, например, застолье в доме невесты по приезде жениха заканчивалось тогда, когда на стол подавалась каша, в которую дружки ставили свои ложки. До проведения застолья кашу прятали, иногда и под подолом одной из девушек, так как, если дружки находили кашу раньше времени и ставили в нее ложки, застолье считалось завершенным, и невесту забирали к венцу без исполнения величальных песен, без дарения подарков и выкупа. На второй свадебный день в этом селе на крыше дома, где проходила свадьба, вывешивали красную юбку.

Разнообразием отличались и свадебные чины – участники свадьбы – и их роли. В Прикамье были известны разнообразные термины свадебных персонажей: тысяцкой, большой боярин , большой, старший, главный дружка, говорок, полдружъе и поддружье, младший дружка, сундучники, повознички и многие другие.

Характерной чертой в юго-западных районах Прикамья было использование свадебного деревца – дрява, курника, репья, характерного элемента среднерусских, поволжских свадебных традиций. В Бардымском районе дряво готовили из сухого репья, украшая его цветной бумагой, которую нарезали лентами с бахромой и обвивали ветки растения. В Чернушинском районе кроме того на свадебное древо – курник – развешивали конфеты и папиросы. По приезде жениха дружки выкупали курник у невестиных подружек .

В настоящее время продолжают бытовать лишь некоторые элементы развернутого свадебного обряда, полный ход традиционной свадьбы, как и свадебный фольклор, сохраняется лишь в памяти старшего поколения.

1.3. Татарские свадебные обряды

Торжественные обряды , которыми сопровождается создание новой семьи, у татар издавна своеобразны и красивы. Они сохранили некий магический смысл для обеспечения достатка, спокойствия и многодетности семьи.

Порядок проведения свадьбы был следующим .

От родственников жениха поступало предложение родителям невесты, и во время сватовства обсуждалось количество и качество даров – калым (по-татарски – калын) и время проведения свадьбы. В перечень подарков, которыми родственники жениха должны были уплатить выкуп за невесту, входили предметы обихода, одежда, головные уборы , обувь, постельные принадлежности. Полагалось также передать деньги для приготовления приданного невесты и внести лепту продуктами для свадебного торжества. Размер приданного невесты при этом особо не оговаривался. Далее следовал сговор, во время которого сторона невесты передавала в подарок скатерть или полотенце, а сторона жениха чаще всего передавала деньги. Родственников невесты, принимавших участие в сговоре, всегда потчевали угощением .

Официальная часть мусульманской свадьбы , называемая никах, никах туй, проводилась в доме невесты . Родители жениха были на ней главными гостями. Однако на свадьбу родственники жениха приезжали не с пустыми руками, а привозили определенные угощения и калым, если он не был передан до свадьбы. Роли всех, участвующих в свадьбе родственников, были оговорены: часть родственников невесты приносила угощение на свадьбу, а другая часть родни приглашала к себе родственников жениха и заботилась о них, угощая и предоставляя ночлег, так как свадьба продолжалась не один день.

Основной обряд никах проводил мулла . В особой книге мулла записывал условия, на которых заключался брак. При этом перечислялись затраты на свадьбу со стороны жениха, а также оговаривалась сумма выплаты жене в случае расторжения брака по желанию мужа. Жених и невеста при этом не присутствовали, и на вопрос муллы о согласии на брак отвечали за жениха – его отец, а за невесту – свидетели. Свидетели специально интересовались о согласии невесты, находящейся либо в другой комнате, либо просто за занавесью. Получив согласие жениха и невесты, мулла читал Коран в торжественной обстановке. И только после обряда никах начиналось свадебное угощение .


Гости праздновали свадьбу в доме невесты два или три дня , а после их отъезда готовились к приезду жениха. Помещение для молодой пары тщательно украшали предметами из приданного невесты, это было их пристанищем на несколько дней – на период первого приезда жениха. Этот приезд знаменателен тем, что жениху приходилось неоднократно платить выкуп и за въезд во двор, и за возможность войти к невесте, а также тем, кто стелил брачную постель и топил баню. Особо ценный подарок подносился супруге. Первый приезд жениха длился от 2-х до 6-ти дней , затем он уезжал к родителям и далее навещал невесту по четвергам, а утром уезжал. Продолжительность этого периода зависела от выплаты калыма.

После полного погашения калыма молодая жена могла переехать в дом мужа . Здесь тоже соблюдались традиции: мать мужа стелила под ноги невестке мягкую подушку или шубу, встречая молодую добрыми словами. В доме невестка должна была повесить полотенце, а затем уже сесть к столу и обязательно отведать намазанную маслом и медом хлебную горбушку. По давним приметам так полагалось поступить, чтобы молодая жена была мягкой, покладистой и уживчивой. Обычай погрузить руки молодой жены в муку соблюдали для того, чтобы обеспечить достаток в новой семье. Существовали еще обычай украшения дома предметами из приданного невесты и обычай показа молодой дороги к роднику. Невестка одаривала всех родственниц, которые участвовали в этом действе .

После переезда молодой в дом мужа продолжались угощения как в доме родителей мужа, так и в домах его родственников, молодожены навещали дом родителей жены, а те в свою очередь наносили визит в дом жениха.

Свадебное застолье на татарских свадьбах также отличалось соблюдением вековых национальных традиций. На татарской свадьбе обязательно подавали свадебного гуся и особые ритуальные свадебные блюда – чак-чак и губадию . Изготовление свадебного пирога губадии доверяли специальным мастерицам, чак-чак обычно готовила сторона невесты, а гуся привозили родственники жениха или готовили блюда из гуся от обеих сторон. Существовали определенные правила подачи на стол и разделывания ритуальных блюд, этот процесс всегда сопровождался одариванием молодоженов подарками и деньгами.

На свадебные обычаи и обряды татар сильное влияние оказывали изменения в жизни всего общества. Начало XX века было очень сложным. Тяжелые годы восстановления после гражданской войны, материальные лишения привели к упрощению, к менее строгому соблюдению свадебной обрядности .

1.4. Свадебные обряды коми-пермяков в Пермском крае

Свадебная обрядность коми-пермяков включала несколько этапов: досвадебные обряды, собственно свадьбу и послесвадебные обряды. Свадебные обряды северных, южных, верхнекамских и язьвинских пермяков имели много общего, однако северные и периферийные группы испытали большее влияние со стороны русских традиций, нежели южные. Наиболее полные и интересные варианты свадебной обрядности сохранились в Юсьвинском районе.

Первым этапом свадебного обряда было сватовство (корасьом). В селе Антипино шли свататься обычно отец и мать жениха, брали с собой сваху, а нередко в сватовстве участвовал и сам жених. Открывая двери, предписывалось трижды постучать пятками о порог. Обычно разговор начинали с шуточного присловья: «Пришли свататься, водой не плескаться, садом не садить, чуром не играть». После чего уже напрямую говорили о цели визита: «У меня есть парень, а у вас есть девушка». Окончательно о времени свадьбы и приданом договаривались во время рукобитья (ки кутом).

Сватовщики на рукобитье отправлялись с рыбным пирогом, челпаном хлеба, пивом. В случае согласия на свадьбу происходил обмен подарками – жених дарил подарок невесте, а невеста одаривала сватовщиков. После заключения договора начиналось застолье. В селе Архангельском отмечали, что жениха с невестой на рукобитье садили за столом вместе. В некоторых случаях перед рукобитьем проводили юны, юны рыт - пропивки, вечер пропивок. В этом случае также договаривались о свадьбе, однако рукобитье проводили на следующий день .

После рукобитья в доме невесты начинаются приготовления к свадьбе, подруги невесты собираются готовить приданое, поют свадебные песни и причитания, в некоторых деревнях этот этап свадебного обряда получил название девичник. Характерной особенностью свадебного обряда было и гостевание невесты с подружками накануне свадьбы у родственников. Во время гостевания устраивали застолье и проводили обмен подарками между родственниками и невестой. В предсвадебное время просватанной невесте заплетали одну косу, вплетая в нее много разноцветных ленточек. Накануне свадьбы невесту водили в баню. По дороге в баню и обратно исполнялись причитания, девушки угощались в бане пивом и брагой, парили невесту, а невеста, в свою очередь, ударяла веником одну из подружек, чтобы та скорей вышла замуж. После бани невесте в последний раз заплетали девичью косу.

Собственно день свадьбы был более всего наполнен обрядовыми действиями. В доме невесты утром до приезда жениха подружки одевали невесту, а затем начинали расплетать ей косу.

Ленточки из косы невеста раздавала своим подружкам. В селе Купрос невеста лишь одну красную ленточку – дивью красоту – оставляла себе, клала ее на божницу и, прежде чем отправиться к венчанию, прикалывала на грудь, а в церкви отдавала ленточку священнику, чтобы он положил ее в Евангелие .

По приезде жениха предписывалось выкупать невесту, после чего поезжан (участников «свадебного поезда») садили за стол и к жениху выводили невесту. Как правило, это делал отец, он выводил ее за полотенце. Жених с невестой три раза обходили вокруг стола, а затем садились, но не на голую лавку, а на войлок, который специально расстилали для них на лавке. После застолья благословляли молодых, для чего молодые вставали на колени на войлок в передний угол, молились на иконы, а затем родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. В церковь ехали свадебным поездом в особом порядке.

После венчания свадьба продолжалась в доме жениха. После первой брачной ночи смотрели невестино приданое, невесту отправляли за водой, где она «дарила» воду – бросала в колодец монетку и кусочек хлеба. Самое большое застолье – большие столы – обычно проводили на второй день свадьбы. А третий день в деревнях Юсьвинского района получил название куд пыдос (буквально: дно лукошка). В этот день в дом жениха «невесту смотреть» собирались со всей деревни, в том числе и те, кто не принимал участия в свадьбе. На стол выносились остатки свадебных блюд, что означало завершение свадьбы .

Послесвадебные обряды включали посещение молодыми родственников, которые иногда назывались хлибены. На Масленице также посещение молодыми родственников и родителей невесты являлось обязательным и завершало свадебные обряды.

1.5. Свадебные обряды удмуртов Прикамья

Вопрос о женитьбе сына и о замужестве дочери, решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать в округе невесту. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, хотя чаще женили в 18-20 лет. Невесты еще в начале века часто были старше женихов на 3-5 лет, так как родители не спешили выдавать дочерей замуж, чтобы они дольше трудились в своем хозяйстве, тогда как парней стремились женить раньше, чтобы привести в дом работницу.

В выборе невесты активно помогали родственники. Присмотрев девушку, наводили справки об ее родителях, их характере, репутации, материальном состоянии, а также о родне. По этому поводу сложилась пословица: «Не открыв миски, не ешь содержимое ее, не увидев матери, не сватай дочь ее». В невесте их интересовало, прежде всего, здоровье, трудолюбие, сноровка, отношение к хозяйству. Согласно удмуртской пословице, «Хорошая жена - половина хозяйства». Если характеристики девушки и ее родителей удовлетворяли родственников жениха, отправлялись сватать .

Сватать (юаны, кураны) обычно ездил отец жениха с кем-либо из родственников и дэмчи. Если не было отца, ездила мать. Отец и мать вместе не ездили. Когда ехали сватать, из дома выходили по одной половице, в дом невесты входили тоже по одной половице - символическое выражение стремления к единству действий: чтобы действовали согласованно, как один. Так же по одной половице должны были входить в дом сюачи. Разговор в доме невесты начинала сваха - дэмчи, как правило, в иносказательной форме.

Сватать приходилось ездить несколько раз, так как родители невесты, если даже и намерены были выдать дочь, давали согласие не сразу. По обычаю считалось обязательным получить согласие девушки на брак. Но часто оно было формальным, так как к ней обращались обычно в последнюю очередь, когда вопрос родителями был уже решен, и редкая девушка осмеливалась ослушаться воли родителей. Когда приходили к окончательному согласию, мать невесты клала на стол каравай хлеба и масло. Отец жениха втыкал в масло несколько серебряных монет, девушка считалась просватанной .

1. Сваты: отец или сваты.

2. Договор о калыме.

1. Свадьба в доме у тестя.

2. Жену муж забирал из дома родителей после уплаты калыма.

1. Бросала серебряную монетку в воду в жертву водяному духу.


Таким образом, можно сделать вывод, что:

1. В свадебных традициях всех выше перечисленных народов, существуют досвадебные обряды, свадебные и послесвадебные. К досвадебным обрядам относится сватовство и действия после него. Далее следовала сама свадьба и ее обряды, а затем следовали послесвадебные обряды.

2. У всех народов сватами являлись родители жениха, родственники и приглашенные сваты.

3. У русских, татар и коми-пермяков после сватовства проходит девишник, на котором готовится приданое для молодой девушки и расплетается коса. Также у данных народов накануне свадьбы молодую ведут в баню.

4. У всех народов есть за невестой приданое.

5. Свадебный пир длится 2-3 дня.

6. У всех народов, кроме башкир и удмуртов, жених и его друзья должны заплатить выкуп за право зайти в дом и забрать невесту.

7. После свадьбы молодые навещают родственников.

8. У татар и башкир муж забирает жену из родительского дома только после уплаты калыма.

9. У башкир, удмуртов, коми-пермяков после свадьбы жена бросала в воду какие-либо дары.

10. У татар и башкир обряд бракосочетания проходил в доме невесты, у других народов венчание в церкви.

11. Не смотря на этническое своеобразие данных народов, свадебные обряды имеют много общих черт.

12. У удмуртов сватовство проходило несколько раз, т. к. родители согласие давали не сразу.

Таблица 2

Особенности свадебного обряда


Националь

Брачный возраст

Свадебная одежда

Угощение

Приданое

Национальные термины

Пословицы

Традиции

Кружевная вуаль,

платье до пола, венок из восковых цветов.

Жених одет в белое белье, рубаха-косовортка, черный зипун и сапоги

Мясные пироги, курник, уха,

каравай, каша, студень

Постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Дружка -друг жениха, полудружье -помощник дружка,

бояре -молодые друзья и родственники жениха, тысяцкий -воевода, рукобитие , сговор, заручины -день сватовства

1.«У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?»

2. «Нать, чтоб была и пряха, и ткея, и жнея, и в дому обиходна, и к людям уцлива, и тебе повинна, и мне починна»-наставление матери сыну о будущей невестке.

3. «Колотим о порог, чтобы не говорили с нами поперек»

1. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался.

2. Хождение в баню с причитаниями, расплетание косы.

3. Свадьбы не гулялись во время поста, больших праздников.

4. При сватовстве, входя в дом, ударяли пяткой о порог.

Высокая конусообразная шапочка у невесты, камзол, ичиги

Свадебный гусь,

чак-чак, губадия-свадебный пирог, шурпа (суп с лапшой), картошка с мясом, чай со сладостями

Подарочная одежда для жениха: вышитые рубахи, штаны, шерстяные носки; лошадь со всеми необходимыми принадлежностями, тёлка или овца, сундук, две подушки, пара перин, одеяло, половики, занавески

Калын- калым;

никах -официальная часть свадьбы;

кыз урлау -похищение девушки,

яучи -сваты, бирнэ -приданое, кода и кодагый -сват и сватья, кодалар -родители жениха

1. «Мы зашли к вам с делом (причиной), вы не стойте с вилами (не противьтесь)».

2. «У нас есть серебро, у вас - золото, давайте соединим их в одно целое».

3. «Ступай, жених, дочь моя с головой-ногами твоя».

1. Руки молодой жены погружали в муку, чтоб обеспечить достаток в доме.

2. Сватать можно в любой день кроме вторника.

3. В первый день свадьбы нельзя подметать пол и мыть посуду, чтобы избежать бедной жизни.

4. Нельзя переходить дорогу перед свадебным поездом.

5. Молодым на людях не принято целоваться и выказывать друг другу какие-либо чувства.

Коми-пермяки

Невеста: сюлык, праздничный сарафан, фартук, пояс.

Жених: рубаха-косоворотка, штаны.

Рыбный пирог, челпан (хлеб), пиво, студень, жареная рыба, каша, яичница, молоко, кисель из ржаной муки, гусь

Деньги (около 100 рублей), корова, 2-3 овцы. Богатые родители давали еще земельный надел .

Корасьом -сватовство, ки кутом -рукобитье, юны, юны рыт- пропивание невесты,

верцс пу -жених,

гцтыр пу -невеста

«Пришли свататься, водой не плескаться, садом не садить, чуром не играть».

2. Пришли сватать, прошу не сердиться, водой не брызгаться, сажей не мараться, остопком (старым лаптем) не кидаться, ожегом не тыкаться. А станем говорить: ваша невеста, мой жених. Давайте-ка родню делать».

1. Невеста в бане ударяла веником одну из подружек, чтобы та скорей вышла замуж.

2. «Дарить» воду.

3. Прежде чем сажать молодых за стол, было принято обливать их водой или валять в снегу.

4. Жениха с невестой гости посыпают солью («чтобы не испортили»), зерном («чтобы богато жили»), пухом («чтобы легко жилось»).

5. Не мог быть заключен брак, если у молодых была одна и та же крестная мать.

Невеста: туникообразная рубаха, вышитый нагрудник кабачи, чалма, сюлык (платок-покрывало)

Жених: рубаха-косовортка, штаны, пояс.

Рыбный пирог, гусь, хворост, лепешки-табани, пельмени.

Сундук, перина, подушки, верхняя одежда невесты рубахи, фартуки, скатерти, полотенца, занавески на потолок (кошага), занавески катанчи, покрывала на нары, пологи, мешки, одеяла.

Сюан -свадьба

ярашон -пир;

дэмчи -сваха;

эмеспи -жених

вылькен -невеста;

пышъер -«ложная» невеста;

выль мурт -мужчина, переодетый в невесту;

айшон -женский головной убор;

сюан гур -свадебная мелодия.

«Чынзы медаз сураськы»

(чтоб дым печных труб жениха и невесты не смешивался).

«Юмшанын эш эн утча» (Не ищи друга на гулянке, ищи на работе).

«Умой кышно - кыны юрт»

(Хорошая жена-половина хозяйства)

1. Брать невесту из другой деревни.

2. Когда невеста переступала через порог, под ноги ей подкладывали подушку, чтобы будущая ее жизнь была "мягкой". На подушку клали деньги и платок. Невеста должна была наступить на подушку правой ногой, а платок и деньги взять.

Юноши 15-16, девушки 13-14

Жених: рубаха, полосатые домотканые штаны, пояс, кожаные сапоги.

Невеста: вышитое платье, нагрудное украшение из кораллов, покрывало, обувь с белыми голенищами.

Бишбармак

домашние колбасы,

мед, пироги, баурсак

Все виды скота, предметы быта (постель, домашняя утварь, обязательно самовар).

Туй- праздник,

бэйче -скачки,

кэрэш -борьба,

килен- невестка;

бирнэ -приданое;

бишектуй -помолвка малолетних детей;

яусы -сват

1. «Потерял я то, чего не было, помогите мне найти это» - зачин сватовства.

2. «Ниточку, которую привязала я, не отвязывайте, пока не сгниёт; еду я не в гости, не ждите меня, не вернусь» - слова невесты перед уходом из родител-го дома

1.«Борьба» между молодыми женщинами и девушками-подругами невесты.

2. Молодая жена переезжала к мужу только после полной выплаты калыма.


Заключение

Цель нашего исследования была провести сравнительный анализ свадебной семейной обрядности некоторых народов, населяющих п. Яйва: русских, татар, башкир, коми-пермяков, удмуртов, как одних из наиболее многочисленных представителей народов Пермского края.

Для реализации цели мы изучили литературные источники, рассмотрели понятие обряда. На основе теоретического материла и бесед с представителями разных национальностей мы выделили этапы свадебного обряда и рассмотрели особенности каждого из них. Результаты были занесены в таблицу. Также нами была составлена таблица особенностей свадебного обряда русских, татар, коми-пермяков, удмуртов и башкир.

Было очень интересно работать над темой исследования. Старшее поколение представителей разных национальностей охотно делилось воспоминаниями и знаниями о свадебных традициях и обычаях своего народа. В этом и сохраняется связь поколений, передача национального опыта от старших к младшим.

В результате можно сделать вывод, что славянские (русские), тюркские (татары, башкиры) и финно-угорские (коми-пермяки, удмурты) свадебные обряды имеют общие черты, не смотря на этническое своеобразие данных народов. Это выражается и в одинаковых этапах свадебных обрядов, и в схожих особенностях каждого этапа. Также каждый народ имеет и свои отличительные черты.

Таким образом, цель и задачи исследования нами достигнуты.

Список использованной литературы

1. , Калмыкова свадьба. – М.,1985.

2. Даль словарь живого великорусского языка.- М.: «Цитадель», 1998 г.

3. , С маской, бубном и гудком. – М.,1983.

4. Лобачева обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана. - В кн.: Домусульманские верования и обряды в Ср. Азии. М.: Наука, 1975, о.298-333.

6. , . Толковый словарь русского языка. - М.: «Азъ», 1992.-с. 265.

7. Панкеев энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: ОЛма-Пресс, 1998.

8. Семейные традиции народов Пермского района: материалы и исследования/под ред. А.В. Черных; Перм. гос. пед. ун-т.-Пермь: «ОТ и ДО», 2008.-130с.

9. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. . Т. М., 2000.

10. Уразманова календарного цикла обрядов и праздников татар. (К историко-этнографическому атласу). - Сб.: Первое Поволжское археолого-этнографическое совещание. Тезисы. Казань, 1974, с. 70-71.

11. Чагин -культурное наследие Пермского края как ресурс развития гуманизации образования: Учебно. метод. пособие. Пермь: ПКИПКРО, 20с.

12. "Народы Пермского края. Культура и этнография" - Пермь: Издательство "Пушка", 2007.

13. Христолюбова обряды удмуртов. – Ижевск, 1984.

Кто из них является коренными жителями региона?

Пермский край

Через регион проходит граница между Европой и Азией. Значительная территория края размещается на востоке европейской части России. На севере с ним граничит Республика Коми, Башкортостан - на юге, Свердловская область - на востоке, а на северо-западе находится Кировская область.

Современное образование - Пермский край - сформировалось в 2005 году, после объединения и Коми-Пермяцкого автономного округа. Главным административным центром является город Пермь. Территорию региона люди населяли ещё в эпоху палеолита. Активное освоение русскими началось примерно в XVI веке и усилилось в XVII веке, после обнаружения меди и золота.

Народы Пермского края и их традиции очень разнообразны. На территории в 160 квадратных километров проживает приблизительно 125 народностей. Общее количество населения - 2,6 миллиона человек. Городское население значительно преобладает над сельским, оно составляет 75 %.

Какие народы населяют Пермский край?

В регионе проживает множество этнических групп и народов. Из них наиболее ранними, аутентичными для этой местности являются только семь. Языки народов Пермского края многочисленны. В пределах коренных этносов они разделяются на финно-угорские, славянские (русский), тюркские.

Основное население представлено русскими (2,1 млн). Следующие по численности идут татары (115 тыс.), коми-пермяки (80 тыс.), башкиры (30 тыс.), удмурты (20 тыс.) и украинцы (16 тыс.). Больше четырех тысяч человек составляют белорусы, немцы, чуваши, а также марийцы. Остальные народы Пермского края представлены в меньшинстве. Среди них армяне, азербайджанцы, турки, ингуши, коми-язьвинцы, мордва, цыгане, молдаване, манси, корейцы, китайцы, грузины, чеченцы и другие.

Коренные народы Пермского края представлены тремя основными группами: финно-угорской, тюркской и славянской. В период с XV по XVI век в районе верхнего течения Камы расселялись предки современных коми-пермяков. Южные части региона населяли башкиры и татары. На территории проживали также удмурты, манси и марийцы. Русское население пришло сюда примерно в XVI веке, совсем скоро став преобладающим.

Марийцы

Название народов Пермского края может отличаться на различных языках. Например, марийцы обычно называют себя мары или маре. Этот народ относится к финно-угорскому этносу. Они размещаются в районе между Волгой и Ветлугой. В большинстве своем они живут в российской Республике Марий Эл, а также на Поволжье и Урале.

По антропологическому признаку они относятся к субуральскому типу, с более выраженными чертами монголоидной расы. Этнос сформировался ещё в I тыс. н. э. Своей культурой и бытом они наиболее схожи с чувашами. Народ составляют четыре этнические группы, на территории края проживают в основном кунгурские марийцы.

Часть народа приняла православие, хотя основным верованием остается традиционная религия. В данном случае она представляет народную мифологию, совмещенную с монотеизмом. Язычество марийцев основывается на почитании сил природы, моления которым происходит в священных рощах (в ритуальном сооружении куде).

Народная одежда представлена рубахой-туникой, украшенной вышивкой, штанами и кафтаном, сверху опоясывается поясом или полотенцем. Женщины носили украшения из монет, ракушек, бисера. Головным убором служит полотенце с очельем - шарпан, сорока или конусовидный колпак. Мужчины носили шляпы с полями.

Удмурты

Автохтонное население Прикамья и Предуралья - удмурты. Относятся к финно-уграм, как и некоторые другие народы Пермского края. Наиболее близкими к ним являются коми-пермяки и коми-зыряне, хотя на быт и культуру сильно повлияли русские и татарские традиции. Большинство населения исповедует православие, но в селах сохранились элементы народных верований.

Удмурты традиционно занимались земледелием (зерно и картофель) и животноводством, охотой и собирательством, пчеловодством и рыбной ловлей. Они жили где на одной территории проживали несколько семей. Занимались вышивкой, вязанием, обработкой древесины, ткачеством и прядением.

Ритуальная постройка (куала) для моления находилась, как и у марийцев, в лесу. В доме стояла печь с подвесным котлом, нары для сна и красный угол (стол и стул) для главы семейства. Женский костюм состоял из рубахи, халата, обшитого бархатом нагрудника и пояса. Украшали себя монетами, кольцами, бисером. Мужчины носили сине-белые штаны в полоску, косоворотки, валяные шляпы.

Коми-пермяки

Представители народа называют себя коми морт или коми отир. Они расселены в основном на территории бывшего Коми-Пермяцкого округа. Относятся к финно-угорской группе. По языку и традициям наибольшие сходства имеют с коми-зырянами. Литературы на языке народа практически нет.

Основным занятием коми-пермяков было земледелие, животноводство, охота, рыбная ловля, ткачество, гончарство, прядение. В настоящее время это обработка древесины и сельское хозяйство. Как и многие народы Пермского края, коми-пермяки были язычниками, однако большинство перешло к христианству. Сейчас народные верования пытаются возрождать.

Традиционная одежда вначале была синих и черных цветов, позже появились и другие оттенки, а на рубахе добавился рисунок «клетка». Женский наряд состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевался сарафан. Иногда на сарафан надевали передник. Головные уборы - кокошники, украшали вышивкой и орнаментом. Мужчины носили туникообразные вышитые рубахи, подпоясанные кушаками, и штаны. На ногах носили коты, погалешки и лапти.

Манси

Этнос манси относится к угорским народам. В России представителей этого народа немного. Основное население проживает в Тем не менее манси представляют автохтонные народы Пермского края. В регионе их осталось всего несколько человек (до 40), проживают в Вишерском заповеднике.

Родным для этноса является мансийский язык, относящийся к обско-угорской группе. В культурном плане к манси наиболее приближены венгры и ханты. В верованиях, наряду с православием, сохранилась народная мифология и шаманизм. Манси верят в духов-покровителей.

Среди традиционных занятий - оленеводство, рыболовство, охота, земледелие и скотоводство. Жилье строили сезонное. Зимой жили в срубных домах или избах по типу русских, летом в чумах конической формы из бересты. Открытый очаг из жердей служил отоплением и источником света. Характерной чертой манси было то, что они не употребляли грибов, считая их домом для злых духов.

Женский костюм представлял собой распашной халат из сукна или сатина и платье. Надевался платок и много украшений. У мужчин были рубахи и штаны; одежда, как правило, была с капюшоном из сукна.

Татары

Татары относятся к тюркским народам. И широко расселены по территории России (второй по численности народ). Они проживают в Прикамье, Приуралье, Поволжье, на Дальнем Востоке, Сибири. В Пермском крае татары присутствуют почти во всех населенных пунктах.

Татарский язык принадлежит к алтайской семье. В большинстве своем народ относится к мусульманам суннитского толка, хотя встречаются православные и атеисты. В Прикамье татары тесно взаимодействовали с башкирами, что привело к взаимному влиянию культур друг на друга.

Национальный костюм отличается у разных этнических групп татар. Основные черты у женского костюма - это длинная рубаха-платье, шаровары. Сверху надевался вышитый нагрудник, а в качестве верхней одежды носили халат. На голову надевалась чалма, платок или шапка калфак. Мужчины носили войлочную шапку поверх тюбетейки. Украшения для женщин делали из металла.

Башкиры

Ещё один народ тюркской группы - это башкиры. Основное население проживает в Республике Башкортостан. Национальным языком является башкирский. Как и татарский, он относится к алтайской семье. Представители народа - мусульмане суннитского толка.

Башкиры наиболее близки к тюркским народам, хотя в их этногенезе участвовали также иранцы и финно-угры. Народ вел полукочевой образ жизни, занимаясь скотоводством. Вместе с этим он занимался рыбной ловлей, охотой, бортничеством, земледелием, собирательством. Среди ремесел было ткачество, производство шалей и ковров. Башкиры разбирались в ювелирном деле и ковке.

Народная одежда шилась из овчины. Женщины и мужчины носили штаны с широким шагом. Сверху надевалось платье (отличалось у женщин и мужчин). Также носили халат, полукафтан, камзул. На одежде присутствовало много вышивки, аппликаций. Головные уборы варьировались от чепцов, полотенец до шапок-ушанок. Все обильно расшивалось узорами. Мужчины носили тюбетейки и войлочные шапки.

Заключение

Народы Пермского края и их традиции сильно различаются друг от друга. Регион всегда характеризовался полиэтничностью, единой народности на всей его территории не наблюдалось. Раньше отдельные племена постоянно кочевали из одного место в другое, в поисках наиболее благоприятных условий для жизни.

В XV веке сразу несколько племен расселились на территории Прикамья, предки которых и сформировали народы Пермского края. Культура и этнография этих народов развивались не изолированно, а взаимовлияли друг на друга. Например, удмурты унаследовали культурные черты татар, на татар, в свою очередь, повлияли башкиры.

Наибольшее влияние на культуру народов имели русские, которые уже в XVII веке значительно преобладали в численности. Сейчас традиционную одежду и образ жизни поддерживаются слабо. У отдельных представителей они отражаются в религии, хотя многие христианизировались. Народные языки чаще используют как второй, в качестве первого - русский.