Современная пинакотека. Панорама Пинакотека современности

Основан в 832 году после перенесения мощей Св. Марка из Александрии в Венецию. В 1063 году началась постройка современного здания, украшение мозаиками, в 1094 году освящение собора. В конце XIV – начале XV века собор украшен шпилями и скульптурами. В XVI веке стены и купола укреплены Якопо Сансовино. НА этом фото справа видны более древние каменные стены собора XI века.

В соборе находятся мощи святого Марка Евангелиста.

Апостол Марк был младшим современником Христа. Юноша, который последовал за Христом, взятым под стражу, а затем убежавший, когда стражники пытались его схватить (Мк. 14:51-52). Св. Марк был затем сподвижником апостола Петра (1 Пет. 5, 13), под его руководством написал Евангелие примерно в 62-63 гг. в Риме. Затем Пётр посла Марка проповедовать в Аквилею, город на севере Италии, где св. Марком была основана христианская община и поставлен первый епископ Эрмагор. Также Св. Марк проповедовал в Египте, и был убит язычниками в Александрии в 68 г.н.э.
Святой Марк почитался венецианцами особо, потому что жители города были потомками горожан Аквилеи. В 828 году венецианские купцы Буоно Трибуно с Маламокко и Рустик с Торчелло оказавшись в Египте, пришли на поклонение к мощам Св. Марка в Александрии. Здесь они стали свидетелями притеснения христиан и разрушения церквей мусульманами, и уговорили священнослужителей церкви, где хранились мощи Св. Марка, отдать их для перенесения в Венецию. В 829 году дож Джустиниано Партечипацио организовал торжественную встречу мощей, а при его сыне Джованни началось строительство собора.

Крылатый лев – символ Апостола Марка и Венеции. Квадрига – копия привезённой в 1204 году из Константинополя.

Западный фасад украшен мозаиками, посвященными перенесению тела Св. Марка в собор.
Мозаика 1265 года.

Мозаика Леопольда дель Поццо по картону художника Себастьяна Риччи. 1719 год.

Мозаики по картинам художника Пьетро Веккиа, 1600 г.

Мусульманские таможенники не находят тела апостола Марка, спрятанного под видом груза свинины.

Явление Христа Судии, мозаика Либори Саландри по картону Латтанцо Кверены, 1836-38 гг.

Мозаики, посвященные жизни Христа – выполнены Луиджи Гаэтано по эскизам художника Маффео Вероны, 1617-18 гг.

Фрагмент мозаичного убранства. Обратите внимание на ряд гвоздей, обращённых вверх. Это мера против голубей.

Собор в дождливую погоду

У храма иногда и в сухую погоду образуется лужа, а в дождливую затопляет притвор.

Готические украшения на крыше собора – статуи святых

Фрагменты украшения южного фасада.

Свт. Николай Чудотворец

Кружевная резьба

Дож (правитель Венеции в характерном головном уборе) преклоняется перед символами евангелиста Марка.

Южный фасад собора – вид из внутреннего дворика дворца дожей.

Купола святого Марка – вид с колокольни собора

Внутри фотографировать нельзя. Туристы пытаются, работники ругаются.
Чтобы не нарушать правила, я сделал снимок снаружи с балкона.

Конечно, это фото не отразит всё великолепие собора Св. Марка.

Житие и история перенесения мощей Св. Марка

Отправляясь в путешествие по Венеции, сложно обойти вниманием знаменитую площадь Сан Марко. Помимо того, что это самое просторное место во всем плавучем городке, площадь очень величественна и романтична, поэтому относится к самым популярным среди туристов местам в Италии (и в Instagram :)). Здесь собрано столько интересных объектов, что на знакомство с ними может уйти целый день. Давайте разберемся, на что из достопримечательностей Сан Марко лучше потратить свое время, особенно, если оно ограничено. А заодно узнаем много интересных фактов о знаменитой площади и сооружениях, которые ее украшают.

Площадь Сан Марко

Исторические упоминания о площади Сан Марко в Венеции появляются еще в IX веке. В тот период она представляла собой площадку небольшого размера у парадного входа в базилику. До нынешних масштабов площадь расширилась лишь в XII столетии.

Площадь Сан Марко славится не только выдающейся архитектурой (только посмотрите на фото!), но и тем, что стала местом съемок многочисленных кинофильмов. И это не удивительно – простор и особая атмосфера позволяют снимать здесь завораживающие кадры!

Местные жители называют эту площадь уважительно – «Пьяцца». Все остальные площадки именуются более скромным – «кампо». Условно пространство площади разделяется на два участка: Пьяцетта (своеобразный коридор, который идет от Гранд-канала мимо Дворца Дожей и Библиотеки Сан-Марко до Кампанилы), и непосредственно сама Пьяцца (остальная часть площади).

Пьяцетта Сан Марко

Особое развлечение для туристов – кормление голубей, которых здесь целая крылатая армия! На месте можно купить и корм для птиц. Эту традицию нарушил только птичий грипп, разгулявшийся в 2008 году. Чтобы избежать большого скопления птиц, на площади прекратили продажу корма, что не остановило детишек и охотников за красивыми кадрами.

Обратите внимание и на мостовую, выложенную из камня. Предполагают, что рисунок на мостовой, который образуют светлые полосы, когда-то играл важную практическую роль и служил ориентирами для процессий, участвовавших в различных церемониях.

Собор Сан Марко: история, уходящая в глубь веков

Собор Сан Марко – религиозный центр Венеции и самый посещаемый храм города. К тому же, один из самых старинных – строительство здания закончилось еще в 832 году. Храм возводили специально для мощей святого апостола Марка, покровителя Венеции и венецианцев. Кстати, с появлением мощей в городе связана очень интересная история.

Когда-то мощи святого апостола и евангелиста Марка находились в Александрии. Венецианские купцы Буоно и Рустико, путешествовавшие в те края, услышали, что мусульмане собираются разрушить христианские церкви и возвести на их месте мечети. И придумали хитрый план. Они выкрали святыню и спрятали ее под свиными тушами, зная о том, что мусульмане не прикасаются к этому животному. Благодаря этой хитрости мощи оказались на корабле и были благополучно перевезены в Венецию. Кстати, на центральном фасаде Собора есть рисунок из мозаики, иллюстрирующий старинное предание.

Конечно, за такую долгую историю старинная базилика претерпела много изменений и повидала много событий. В 976 году здание горело. А в 1063 году на прежнем месте началось возведение нового грандиозного собора, а уже в 1094 его освятили. Венецианцы не поскупились на украшение своей главной базилики! На протяжении веков храм рос, хорошел и богател. Сегодня перед восхищенными туристами предстают удивительные мозаики, прекрасные барельефы и необыкновенные архитектурные формы. А внутри собора Сан Марко кроме культурных и архитектурных сокровищ хранятся и важные христианские святыни – кроме мощей святого Марка это главы апостолов Иакова Младшего и Тита, мощи мученика Исидора, древний образ Пресвятой Богородицы «Никопея», частица Животворящего Креста, на котором был распят Иисус Христос, и другие христианские реликвии, которые привлекают в базилику паломников.

Архитектура и оформление базилики Сан Марко

В облике собора преобладает византийский стиль, что несвойственно для храмов Италии. В меньшей степени здесь встречаются элементы готики, романской и восточной архитектуры, образуя причудливое смешение стилей.

В нижней части фасада базилики находится 5 арочных пролетов, украшенных яркими мозаиками, пространство между арками украшено византийскими барельефами. А с западной стороны Сан Марко украшает знаменитая квадрига – бронзовые фигуры четырех коней. Этот трофей попал в Венецию в 1204 году, после Крестового похода на Константинополь. Оригинал скульптуры был позолоченным, выполненным греческим мастером Лисиппом. Сегодня он бережно хранится в музее базилики, а здание украшает бронзовая копия.

Собор Сан Марко внутри

Интерьер собора поражает великолепием и роскошным убранством. Стены и потолки базилики покрывает удивительная позолоченная византийская мозаика с изображениями сюжетов из Священного Писания.

Под главным алтарем хранятся мощи святого Марка , главная святыня Венеции. А за алтарем красуется жемчужина храма – Пала д’Оро , или Золотой иконостас . Этот шедевр изготовлен искусными константинопольскими ювелирами и содержит 80 небольших икон, богато украшенных золотом и декоративными камнями. Только представьте, на создание такого шедевра ушло почти 500 лет!

Одну из капелл украшает чудотворная византийская икона ХI или XII века Мадонна Никопея . Эту святыню (как, кстати, и многие другие) доставили в собор Сан Марко после одного из крестовых походов.

Особого внимания заслуживает Сокровищница базилики, в которой хранятся христианские реликвии, мощи святых, а также византийские древности, ценные предметы церковной утвари, предметы обихода византийских императоров и знати. Всё это было привезено венецианцами с Востока, подарено византийскими императорами или римскими папами, или же добыто в результате крестовых походов.

Другие интересные места на площади Сан Марко

Собор святого апостола Марка – конечно, не единственная достопримечательность площади. Здесь каждое здание имеет интересную и богатую историю. Вот некоторые из них.

Дворец Дожей

Дворец Дожей в Венеции

Один из символов Венеции. Этот причудливый шедевр готической архитектуры на протяжении веков служил резиденцией венецианских правителей вплоть до оккупации республики Наполеоном в 18 веке. Первый вариант этого здания был сооружен еще в 810 году. С тех пор постройка не раз перестраивалась, пока в ХVI веке не приобрела свой современный облик. Прекрасный трехэтажный дворец примыкает в базилике Сан Марко и дополняет удивительный архитектурный ансамбль элегантной площади.

Библиотека святого Марка (Biblioteca Marciana)

Библиотека Сан Марко

Ренессансное здание Библиотеки Марчиана стоит напротив Дворца Дожей, а его фасад обращен в сторону Большого канала. Постройку украшают скульптурные экспонаты и декоративная лепнина. А сама библиотека славится богатой историей и уникальной коллекцией старинных книг и рукописей (более 13 тысяч ценных рукописных работ!) Среди книжных ценностей, которые здесь хранятся – списки «Илиады» V и VI века и первая книга, которая была издана в Венеции.

Кампанила, или колокольня Сан Марко (Campanile di San Marco)

Колокольня на площади Сан Марко

Грандиозная колокольня возвышается на 99 метров над площадью Сан Марко. История этого сооружения уходит корнями еще в 9 век. Но оригинальное здание рухнуло в 1902 году, а через 10 лет было восстановлено. На колокольне находилось 5 колоколов, каждый из которых имел свое предназначение. Например, один из них предназначался для призыва жителей отправляться на работу. Вот это забота!

Лоджетта Сансовино

Лоджетта на площади святого Марка

На месте этого здания когда-то была конюшня. Позже в Лоджетте знать проводила торжественные приемы или использовала в качестве караульного поста Дворца Дожей. После того, как в 1902 году на Лоджетту обрушилась Колокольня Сан Марко, сооружение было отстроено в его современном виде.

Старая и Новая Прокурации

Эти здания обрамляют площадь Сан Марко в западной ее части, украшая ее изящными аркадами. Когда-то в них размещались прокураторы, основной задачей которых было управление государственным недвижимым имуществом. Поскольку здание собора Сан Марко входило в контролируемый список, то и построили Прокурации прямо рядом со святыней.

Часовая башня (Torre dell’Orologio)

Башня Оролоджо украсила площадь в конце XV века. На фасаде башни примечательны большие старинные астрономические часы, покрытые позолотой и эмалью и украшенные знаками Зодиак. Они не только отображают 24 часа, но и показывают положение планет, а также солнца и луны в Зодиаке. Из небольшой ниши над циферблатом на нас взирает статуя Богородицы. А на самом верху часовую башню Сан Марко венчают гигантские бронзовые фигуры, которые каждый час бьют молотком по колоколу.

Интересные факты о площади и соборе Сан Марко

  • Главную достопримечательность Венеции, собор Сан Марко, называют «Церковью из золота» (Chiesa d’Oro). Это название связано не только с роскошным оформлением и обилием позолоты внутри и снаружи, но и со значимостью постройки. На протяжении веков базилика Сан Марко являлась символом венецианского богатства и могущества.
  • Наполеон удивительно метко назвал площадь Сан Марко “самой элегантной гостиной Европы”.
  • Первое, что встретит вас на мостовой у Пьяцетты – колонны Святых Марка и Теодора. Это трофеи, которые Венеция получила за помощь в войне с царем Тиром. Сейчас на Пьяцетте можно увидеть только две колонны. Третья из них во время разгрузки корабля упала в воду и до сего дня «отдыхает» на илистом дне Гранд Канала.
  • Еще один любопытный факт о двух колоннах на Пьяцетте. В Средние века две прекрасные колонны, украшающие площадь, нередко использовались для повешения преступников. А потому суеверные венецианцы никогда не проходят между этими колоннами.
  • Знаменитый крылатый лев, который является символом Венеции, всегда служило аллегорическим изображением святого евангелиста Марка. После того, как его мощи попали в Венецию, святого «назначили» главным покровителем города, а потому его символ стал и символом Венеции.
  • В осеннее и весеннее время, в период «высокой воды» (aqua alta), когда в Венецию приходят ливневые дожди, прекрасная площадь Сан Марко затапливается водой. Зрелище удивительное! Чтобы передвигаться в таких условиях, нужны высокие резиновые сапоги. В Венеции для таких случаев продают специальную одноразовую обувь. Кроме этого, для передвижения в период наводнения власти города предусмотрели деревянные помосты. Когда улицы сухие, конструкция выглядит нелепо, но стоит подняться уровню воды, сразу становится понятно ее назначение.

Как много других интересных фактов мы приготовили для вас в нашей экскурсии “ ” с аудиогидом Travelry!

Сан Марко: практическая информация для туристов

Как добраться

Чтобы попасть на площадь Сан Марко, нужно или воспользоваться водным транспортом, или идти пешком (наземного транспорта в этой части города просто нет!) Старинная часть Венеции не так велика, а пешие прогулки по ней очень приятны, так что не пренебрегайте таким вариантом, если располагаете временем и силами. Если же спешите – езжайте до главной достопримечательности Венеции на вапоретто (речном трамвайчике – этот вид транспорта в Венеции выполняет функцию общественного).

От Пьяццале Рома (Piazzale Roma ), где высаживаются гости, приезжающие на автобусах или автомобилях до площади Сан Марко ходят маршруты 1 (едет около 40 минут), 51 direct (20 минут в пути) и 2 direct (30 минут в пути). Пешком идти примерно 40 минут.

От железнодорожного вокзала Санта-Лючия (Santa Lucia ) , куда приезжают туристы, путешествующие поездом, пешком идти 30-45 минут, в зависимости от выбранного маршрута. Доехать можно на тех же вапоретто: №1 идет около 35 минут, маршруты 51 direct и 2 direct – около 25 минут.

Вапоретто ходят часто, каждые 10 минут. Выходить нужно на остановке San Marco.

Также, конечно, всегда можно взять водные такси.

Посещение музеев Сан Марко

Существует единый билет для посещения 4х музеев, расположенных на площади Сан Марко : Дворца Дожей, Музея Коррер, Национального археологического музея и Монументальных залов Библиотеки Марчиана. Купить билеты онлайн можно Если нужно бронирование на русском, то .

Режим работы достопримечательностей

Собор Сан Марко

Базилика работает в будние дни с 9.45 до 17.00, в воскресенье и праздники – с 14.00 до 16.30 или 17.00, в зависимости от сезона. Вход в Музей и Сокровищницу заканчивается раньше.

Вход в базилику бесплатный, но если вы хотите отдельно посетить алтарь с мощами апостола Марка и осмотреть Пала д’Оро, сокровищницу, музей базилики, колокольню, то нужно будет заплатить от 2 до 5 Евро.

Официальный сайт собора Сан Марко: www.basilicasanmarco.it

Посещение собора Сан Марко: лайфхаки

    • Хотя вход в саму базилику бесплатный, не все туристы хотят терять время в огромных очередях на вход. Их можно избежать, купив специальный билет на официальном сайте .
    • Внутри базилики запрещена фото- и видеосъемка.
    • Внутри собора обычно довольно темно, что может затруднить осмотр роскошных фресок. Мало кто знает, что храм полностью освещается только в определенные часы: с 11.30 до 12.45 в будние дни и целый день в воскресные дни и в церковные праздники.
    • На осмотр интерьера базилики Сан Марко выделяется около 10 минут – долго задержаться внутри не получится (этот лимит не относится к помещениям Сокровищницы и Золотого иконостаса).

Дврец Дожей

Часы работы: 8.30– 19.00 (вход до 18.00)
Официальный сайт: http://palazzoducale.visitmuve.it/

Посетить Дворец дожей можно, только приобретя единый билет на посещение 4х музеев на площади Сан Марко или Museum Pass.

Колокольня Сан Марко

Режим работы: с 5 по 18 сентября 8.30–20.15; с 19 по 30 сентября 8.30-19.45; с 1 по 9 октября 9.30-19.00, с 10 по 31 октября 9.30-17.30; с 1 ноября по 31 марта 9.30-17.30; с 9 по 27 января закрыто; с 1 по 30 апреля 9.00-17.30; с 1 мая по 4 сентября 8.30 – 21.00. При плохих погодных условиях (туман, сильный ветер или холод) доступ на колокольню закрыт. Билеты можно приобрести .

Популярные кафе на площади Сан Марко

Кафе и ресторанов на площади святого Марка предостаточно. Самыми знаменитыми являются «Флориан » и «Квадри ». Легендарное кафе «Флориан» – одно из старейших в Италии. Считается, что оно ведет свою историю еще с 18 века! Его богатая история и роскошные интерьеры всегда привлекали изысканную публику, среди которой были многие известные личности. Сегодня любой состоятельный турист может прикоснуться к истории и роскоши «Флориана». Столики для клиентов выставлены прямо на улице. Традиционно сюда приходят, чтобы за чашечкой ароматного кофе понаблюдать за заходом солнца, которое постепенно прячется за куполами собора Сан Марко. Но за это удовольствие придется заплатить немалые деньги – кафе дорогие.

Вечерняя площадь Сан Марко

  • Для экскурсии на площадь Сан Марко стоит выбрать удобную обувь, поскольку вам придется много ходить пешком и, возможно, перемещаться на катере. Как вы понимаете, это не очень удобно делать на каблуках.
  • А при посещении собора не забывайте про дресс-код: одежда должна закрывать плечи, не приветствуются шорты и мини-юбки.
  • Площадь Сан Марко славится большим количеством голубей. Кормить их можно только специальным голубиным кормом со стерилизующим препаратом. За несанкционированную продажу корма здесь штрафуют.
  • Многие приезжают в Венецию всего на один день, и сразу с вокзала спешат в сердце города – на площадь Сан Марко. В этом случае возникает вопрос с багажом. Для удобства туристов при соборе апостола Марка предусмотрена камера хранения – она расположена со стороны северного фасада и площади Piazzetta dei Leoncini. В саму базилику не пускают с большими сумками, рюкзаками и чемоданами.
  • Как правило, на площади Сан Марко цены на сувениры сильно завышены, но отойдите немного дальше от площади, и сможете купить все то же самое по более низкой цене.
  • Если есть возможность, советуем посещать San Marco рано утром, пока площадь не наводнили туристы. В это время на ней царит совершенно особенная атмосфера, и можно насладиться красотой площади, не проталкиваясь через толпы любителей селфи.
  • Также советуем изучать площадь и собор святого Марка, а также окружающие достопримечательности с нашим увлекательным . В мобильном доступны экскурсии по самым интересным маршрутам. Изучайте город с вдохновением!

Cобор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции. Часть 1.

Собо́р Свято́го Ма́рка (итал. Basilica di San Marco) - кафедральный собор Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей), представляющий собой редкий пример византийской архитектуры в Западной Европе. Располагается на площади Святого Марка, рядом с Дворцом дожей.


Собор является не только выдающимся памятником итальянского средневекового искусства, но занимает почетное место в сокровищнице мировых архитектурных шедевров.


Rudolf von Alt (1812 - 1905), St. Mark"s Square in Venice



William Logsdail. St Mark"s Square, Venice 1883



George Goodwin Kilburne - The Pigeons of St Mark"s, Venice, Italy 1876



Как говорит легенда, евангелист - Марк возвращался из путешествия и его застигла буря. Укрыться он решил в Венецианской лагуне. Во сне к нему явился ангел и сказал ему, что в этом месте он обретёт покой. Слова ангела увековечены на знамени Венецианской республики: "Pax tibi Marce evangelista meus" - "Мир тебе, Марк, евангелист мой". После смерти Марк был погребён в Александрии.




Canaletto - The Piazza San Marco in Venice



Canaletto (1697-1768) Piazza San Marco, Venezia (1730-1734)


Находясь в Александрии, купцы Буоно и Рустико узнали, что мусульмане планируют разрушение ряда христианских храмов, чтобы освободить место под постройку мечетей. Венецианцы решили спасли мощи святого от неминуемого осквернения, тем более, что согласно Священному преданию именно с апостолом Марком связана проповедь христианства в городах Венецианской лагуны.


Похищение мощей апостола Марка из Александрии (мозаика пресбитерия , XI век).


Со многими предосторожностями и хитростями мощи были вывезены, а после их прибытия в Венецию, апостол Марк получил статус покровителя города, подарив ему свой символ - крылатого льва.



Строительство первого варианта здания было начато дожем Джустиниано Партечипацио в 829 году и завершено в 832 году уже его братом Джованни. В 976 году в результате пожара собору был причинен серьезный ущерб, однако позже он был восстановлен.


Canaletto (Giovanni Antonio Canal) St Mark"s, Venice



Canaletto. The Piazza San Marco, Venice



Canaletto. Venice - Piazza di San Marco and the Colonnade of the Procuratie Nuove, c.1756



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto.Piazza San Marco, Venice, c. 1730–1735



Giovanni Antonio Canal, called Canaletto


Строительство современной базилики было начато в 1063 году при доже Доменико Контарини. В 1071 году в ещё недостроенном соборе был возведён в должность дожа Доменико Сельво, при котором в 1071-1084 годах был начат первый цикл создания мозаичного убранства базилики. Освящение храма состоялось в 1094 году при доже Витале Фальере, который был захоронен в галерее на месте современного нартекса собора. Каждое поколение венецианцев вносило в его облик что-то свое, насыщая сказочными сокровищами.


Реконструкция изначального фасада второй базилики (акварель, XIX век)


Крестовокупольная пятиглавая церковь была возведена по образцу константинопольского храма Апостолов. На протяжении последующих столетий церковь непрерывно расширялась и украшалась: в 1159 году начались работы по облицовке собора мрамором, в XII веке были выполнены мозаики центральных куполов и сводов, в 1343-1354 годы были пристроены баптистерий и капелла святого Исидора, в XV веке - капелла Масколи и сакристия (1486-1493 годы), в 1504-1521 годах капелла Дзен. Внешнее убранство собора было завершено к концу XV века, о чём свидетельствует его изображение на картине Джентиле Беллини «Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко» (1493 год).


Процессия реликвии Святого Креста на площади Сан Марко, Джентиле Беллини


За это время произошла смена художественных вкусов, что не могло не отразиться на соборе, где присутствуют элементы всех стилей. Хотя Сан-Марко и соткан из европейских стилей, однако в целом ему присущ дух дивной роскоши Востока. Особенно хорош он ночью, когда от него веет красотой волшебных сказок.


Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco



Carlo Grubacs (1810-1870) Piazzetta San Marco



Carlo Grubacs (1801–1870) Basilica Di San Marco,between 1840 and 1850



Carlo Grubacs (1810-1870)


Нигде в мире - ни на Востоке, ни на Западе - нет ничего подобного. Так проявили мастера Венеции свой талант уже в первом крупном творении.


Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (1810-1870)



Carlo Grubacs (Italian, 1810-circa 1870) St. Mark"s Square


Церковь Сан-Марко вошла в историю как собор Святого Марка, хотя официально в течение всего Средневековья кафедральным собором он не был (эта роль до 1807 года принадлежала церкви Сан-Пьетро ди Кастелло).


Francesco Guardi. La Fiera della Sensa in Piazza San Marco





Francesco Guardi. Venice: Piazza San Marco



Francesco Guardi. Piazza San Marco, Venice - c.1770



The Piazza San Marco, Venice − Francesco Guardi about 1775 - 1780


Постепенно Сан-Марко превратился в великолепный памятник архитектуры и искусства. Собор был не только хранилищем священных реликвий, но и центром общественной жизни Венеции. Здесь происходили посвящения дожа, получали знаки своих полномочий флотоводцы и кондотьеры. Святой Марк был религиозным и гражданским символом Венеции.


Giovanni Grubacs (Venice 1830 – Pola 1919) ,The Doge in the Pozzetto in Piazza San Marco



Luca Carlevarijs. The Piazza San Мarco, Venice near 1709



Richard Parkes Bonington. The Piazza, San Marco, Venice. 1826



Venice, The Piazza San Marco Looking East Towards The Basilica By Giovanni Antonio Canal (1697-1768)


Помимо истории также очень интересна архитектурная составляющая - дело в том, что изначально построенный в форме классической греческой базилики с романским фасадом, собор за долгие годы стал ареной смешения различных стилей.


Eugenio Bonivento (1880-1956) Saint Mark"s, Venice



St Mark"s -venice by Peter Miller



Ilyas Phaizulline. Venice. San-Marco Church


Достаточно сказать, что в его облике соединились восточный мрамор, романские и греческие барельефы, итальянские и византийские скульптуры, а также готические капители. Очень важно, что, благодаря таланту мастеров-строителей, все эти столь разные элементы вместе составили очень цельный и органичный архитектурный ансамбль.


St. Mark"s by Moonlight.Engraved by G.Hollis after a picture by J M W Turner



Venedig, San Marco, Lithographie, um 1850



XIX century print, Piazza San Marco, Venezia



John M Canal. Piazza San Marco, Venice



Piazzetta and St. Mark"s, Venice (1835) by John Ruskin (1819-1900)



St. Mark"s Square. Drawn and engraved by Axel Herman Haig.



Luigi Querena-The People of Venice Raise the Tricolor in Saint Mark"s Square 1888



Piazza San Marco In Venice by Raffaella Lunelli


Форма собора является типично византийской и представляет собой равноконечный греческий крест. Любопытно устройство алтарной части, которая отделена от центрального нефа готическим иконостасом.


Алтарная часть (пресбитерий) по восточному образцу отделена от центрального нефа готическим иконостасом, созданным в 1394 году мастерами Пьером Паоло и Якобелло далле Манезе (Pierpaolo и Jacobello dalle Masegne).


Mihаly Kovаcs. Interior of Sr Mark"s Basilica in Venice



Wyke Bayliss. Interior of St Mark"s Basilica, Venice



Wyke Bayliss. The Basilica of St Mark"s, Venice, Interior



David Dalhoff Neal (1838 – 1915) Interior of St. Marks,Venice



Carlo Grubacs (1810-1870). San Marco 1845



Венеция: Интерьер базилики Сан-Марко, Каналетто, 1755-56 гг.



Дож Альвизе Мочениго предстаёт перед народом в соборе Святого Марка (Франческо Гварди, 1763 год)


Алтарная преграда создана из темно-красного веронского мрамора и увенчена большим крестом, по сторонам от которого установлены четырнадцать статуй (двенадцать апостолов, Дева Мария и святой Марк).


Спас Вседержитель или Пантократор


В самой алтарной части установлен киворий (навес над престолом), под которым расположен главный алтарь храма с мощами святого Марка. Он высечен из единого куска зеленого восточного мрамора и поддерживается с помощью четырех колонн из известкового алебастра, на каждой из которых в 9 рядов располагаются рельефы, изображающие историю Девы Марии и Иисуса.



В соборе св. Марка - два амвона, сохранившиеся и поныне.


Alfred Bohm - View of the Interior of Saint Mark’s Basilica, Venice



Aleksander Gierymski. Interior of Saint Mark"s Basilica in Venice, 1899



St. Mark"s Basilica, Venice. Drypoint Etching Pencil-Signed by Axel H. Haig, 1911



Keeley Halswelle. Interior Of San Marco, Venice



Роза в базилике Сан Марко, Alexander Creswell


Северный, восьмиугольной формы, поддерживают 15 высоких колонн, он состоит из двух уровней, поставленных один на другой. Обе части XIII в. восточного происхождения. Нижняя часть представляет собой многоугольник, на который поставлена верхняя, разделенная на доли часть. Конструкция дополняется колоннами, поддерживающими маленький сферический купол. Скульптуры восходят к XII веку. Южный, такого же вида, что и нижний северный, покоится на девяти мраморных столпах.


Внутренний вид собора Св. Марка в Венеции- Г. Г. Чернецов, 1846 г.



Капитель распятия (Crucifix capital), II - на плане собора. Фото 1910-1914 гг.




Почему эта часовенка называется капителью (капитель - верхняя часть колонны) в Интернете сведений не найдено.



Рядом с амвонами находятся небольшие алтари - Св. Павла и Св. Иакова.



Алтарь Св. Павла (A на плане собора) был заказан дожем Cristoforo Moro в конце XV в. Работу выполнил Antonio Rizzo, который позднее много работал для фасада внутреннего двора Дворца дожей.



Алтарь Св. Иакова, англ. James, итал. Giacomo (B на плане собора) был также заказан дожем Cristoforo Moro во время своего правления 1462-71 гг. Antonio Rizzo кроме этого алтаря и алтаря Св. Павла выполнил еще алтарь в часовне Св. Климента.



Алтарь Св. Леонарда (IX на плане собора). В 1617 г. в табернакль были помещены частицы Честнаго и Животворящего Креста Господня. Алтарь изготовлен из редких пород мрамора. Рядом на темной стене на мозаичной панели изображено чудо нахождения в 1094 г. тела Св. Марка в колонне.


Молебен. Явление тела Св. Марка


Икона Божией Матери Никопея - почитаемая икона Богородицы византийского происхождения, создание первообраза приписывается апостолу Луке.


Икона Божией Матери Никопея


На иконе присутствует поясное изображение Богородицы, держащей перед собой на руках младенца Христа. Своё название Никопея (победоносная) икона получила от того, что в Византии у этого образа просили заступничества перед битвами императорские войска. Также икона считалась хранительницей императорского дома.


Алтарь с иконой Богородицы Никопеи (V на плане собора)


При разграблении Константинополя в ходе четвёртого крестового похода в 1204 году чтимый список иконы был вывезен в Венецию и помещён в соборе Святого Марка. Образ, заключённый в серебряную раму с эмалевыми миниатюрами и драгоценными камнями, стал весьма почитаемым в Венеции. До 1618 года он размещался в ризнице собора и выставлялся на всеобщее обозрение только по большим церковным праздникам.


Dome Skuteczky. Prayer in the St. Marks Basilica in Venice 1890s


В настоящее время икона находится в северном трансепте собора. В 1969 году была проведена реставрация иконы.


Икона Божией Матери Никопея


Алтарь Иоанна Крестителя был специально перестроен для этой иконы. Икона закрыта створками.



Мозаичный пол


Наборный мраморный пол собора создан в XII веке и гармонирует с наружным и внутренним мраморным убранством церкви. Он выполнен из плит полихромного мрамора со вставками мозаичных изображений (созданы в период до XV века), выполненных из маленьких кусочков мрамора различной формы и размера.


Рисунок Antonio Visentini, 1725-1730 гг., пол собора.


Среди мозаик пола присутствуют как геометрический орнамент (круги, квадраты, восьмиугольники), так и изображения животных, растительный орнамент. Часть орнаментов были созданы в 1425 году флорентийским художником Паоло Уччелло.



Изображения на полу создавались так, чтобы точно соответствовать мозаикам куполов и сводов. Площадь пола не менее 2099 кв. м.
Хотя пол был создан в XII веке, но за много веков отдельные его части не раз заменялись на новые, так как посетители истирали мрамор, да и наводнения тоже повреждали пол. Хранители собора для предотвращения повреждения расстилают на полу дорожки.





Пластиночная, или штучная, мозаика (лат. opus sectile) - рисунок выкладывается из фигурно вырезанных цветных пластинок различной формы и величины. Иногда такие плотно пригнанные одна к другой пластинки сплошь покрывают собой все поле изображения, а в других случаях они врезаются поодиночио или группами в мраморную, шиферную или какую-либо иную доску, служащую фоном для рисунка.

Между северным трансептом и главным нефом. Пластинчатая мозаика


В мозаике "наборного" типа (лат. opus tesselatum) изображение слагается из множества небольших кубиков, имеющих приблизительно одинаковую форму и величину.


1. Северный трансепт. Наборная мозаика
2. Южный трансепт. Наборная мозаика


Каждое изображение, животного или растения, является христианским символом. Щегол олицетворяет душу человека, также именно щегол прилетел к Христу во время его пути на Голгофу и выдернул шипы тернового венца. Павлин олицетворяет Воскресение.