Сообщение моральный выбор человека добро и зло. Почему люди должны выбирать между добром и злом

Подробное решение параграф § 9 по обществознанию Школа 2100 для учащихся 6 класса, авторов Данилов Д.Д., Сизова Е.В., Давыдова С.М., Николаева А.А., Корпачева Л.Н. 2015

ОПРЕДЕЛЯЕМ ОСНОВНОЙ ВОПРОС УРОКА

Что сдерживает животных одного вида от уничтожения друг друга в схватках за территорию, место в группе?

Инстинкт сохранения рода.

Есть ли у людей сдерживающий механизм, заставляющий их поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

Нормы морали и закон.

Какое наблюдается противоречие?

Человек в отличие от животных не следует природным инстинктам, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных. Он руководствуется нормами морали и законом.

Сформулируй вопрос, который можно задать на основе этого противоречия. Сравни свою формулировку с авторской (с. 201).

Что заставляет человека поступать правильно, сохраняя жизнь и здоровье себе подобных?

ВСПОМНИМ ТО, ЧТО ПРИГОДИТСЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Объясни значение слов: биосоциальная природа человека, сознание, личность, характер, духовная жизнь личности, мировоззрение. (Словарь)

Биосоциальная природа человека – неразрывное единство в человеке биологической (анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме) и социальной (коллективный труд, мышление, речь, способность к творчеству) природы.

Сознание – человеческая способность «отражать» наблюдаемый мир в своём внутреннем мире в виде чувственных и умственных образов; перерабатывать эти образы с помощью мышления и чувств; на основе этой переработки усилиями воли направлять и контролировать свою деятельность в мире.

Личность – человек, обладающий сознанием, т.е. получивший в результате развития в обществе способности:

– осмысливать себя и мир;

– чувствовать и переживать своё отношение к миру;

– усилием воли направлять и контролировать свою деятельность, опираясь на систему личных и общественных ценностей.

Характер – индивидуальное сочетание качеств (черт) личности, определяющее особенности поведения, отношение человека к обществу, труду, самому себе, уровень развития волевых качеств.

Духовная жизнь общества – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место человека в нём (картина мира), на смысл и цель его жизнедеятельности, а так же система ценностей, идеалов, определяющая нравственность человека, его отношение к окружающему миру.

Вспомни события из истории разных народов и времён, когда одни и теже поступки разные люди оценивали как «плохие» и как «хорошие». (Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира», 5-й кл.: Перво бытный мир, Ассирия, Древний Рим и т.д.)

В Древнем мире законы для свободных людей и рабов были разными. Например, по законам Хаммурапи, если раб оскорблял свободного человека, ему отрезали ухо.

В древнем Китае, согласно учению Конфуция, провинившегося подданного лучше наставить на путь истинный поотечески, нежели убивать. Однако правители Китая пощшли по другому пути и держали население в страхе путем жестоких наказаний за незначительные проступки.

Кто из известных тебе литературных героев и в каких случаях испытывал муки совести, трудности при выборе между добром и злом?

«Сказка о царе Солтане» А. С. Пушкина. Выбор: избавиться от жены и ребенка или сначала все выяснить, а потом принимать решение.

«Му-Му» Тургенева. Эпизод, когда Герасим шел топить собаку.

РЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

1. Уроки мудрецов.

С помощью текста ответь на вопросы.

Каковы происхождение и значение следующих понятий: этика, мораль, нравственность? (Проверь себя по словарю)

Этика (от древнегреч. – нрав, обычай) – учение о нравственности и морали, определяющее правильное и достой ноеповедение, духовные качества, необходимые человеку в обществе, самоконтроль.

Нравственность (от рус. «нрав» – характер, темперамент) – 1. Реализация моральных норм в жизни, повседневном поведении людей и конкретного человека. 2. Внутренние, духовные качества, ценности человека, которые определяют правила его поведения.

Мораль (от лат. moralis – нравственный) – совокупность норм, правил поведения людей в обществе, основанных на представлениях о добре, долге и совести.

Возникает ли нравственность в человеке стихий но или её надо формировать сознательно?

Нравственность необходимо формировать сознательно. Простые нравственные добродетели человек приобретает в процессе социализации. Например, что такое добро, а что зло.

Из чего складывается личная система ценностей?

Из идеалов, образов и совести.

Как связаны и чем от личаются друг от друга совесть, нравственность, мораль?

Совесть – это личная система ценностей. Нравственность – реализация моральных норм в жизни в поведении конкретного человека. Мораль регулирует поведение общества. Вместе они проявляется через деятельность человека в обществе и отношение к другим людям.

2. Неспокойная совесть.

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Человек рождается совестливым или становится? Как формируется совесть?

Человек становится совестливым. Совесть формируется в процессе воспитания, через постоянные указания ребёнку на то, «что такое хорошо, а что такое плохо» и т.д. Вначале совесть формируется как нравственная способность критически себя оценивать

Почему герой второго диалога Лёша не взял шпаргалку?

Потому что он совестливый человек.

ПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

Выполняем учебные задания.

Полоижительные качества:

аккуратность, активность, альтруизм, артистичность, бескорыстие, благородство, бесстрашие, вежливость, великодушие, верность, внимательность, воля, выдержка, галантность, гостеприимство, гуманность, дальновидность, доброжелательность, добросовестность, доброта, дружелюбие, естественность, жизнелюбие, заботливость, жизнерадостность, интиллегентность, искренность, коммуникабельность, кропотливость, любезность, мудрость, мужество, наблюдательность, надежность, настойчивость, обязательность, опрятность, отважность, отзывчивость, открытость, понятливость, постоянство, пунктуальность, решительность, самостоятельность, сдержанность, сердечность, серьезность, собранность, сострадание, сочувствие, спокойствие, тактичность, творчество, терпимость, уравновешенность, уступчивость, целеустремленность, честность, чувственность, чувствительность, чувство долга, чувство собственного достоинства, щедрость.

Отрицательные качества:

апатия, безволие, безответственность, безразличие, безынициативность, ворчливость, вредность, вспыльчивость, грубость, жадность, завистливость, злобность, кровожадность, лень, лживость, лицимерие, мелочность, нахальство, небрежность, невежливость, невнимательность, невыдержанность, недоброжелательность, ненависть, нерешительность, нетерпимость, неуверенность, обидчивость, ограниченность, озлобленность, пассивность, равнодушие, расточительность, скупость, слабость, страх, трусость, тщеславие, упрямство, эгоизм, эгоцентризм

2. Прочитай высказывания и подбери к ним примеры из своей жизни или из жизни общества.

А. «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». (Римский поэт Овидий (43 до н.э. – ок. 18 н.э.) Хвалю других за их работоспособность и считаю это отличным качество, но сам ленюсь.

Б. «Смотреть на людей со сломанной совестью ещё страшнее, чем на избитых». (Чехословацкий журналист Юлиус Фучик (1903–1943) Прогуляла школу и не выполнила домашние задания. В итоге замучала совесть. Все исправила, однако неприятное чувствло осталось. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

В. «Достоинства человека определяются только его поступками». (Французская пословица) Двое одноклассников претендавали на пост старосты класса. Один рассказывал каким отзывчивым он будет, суолько хорошего он сделает для одноклассников. Другой все это делал уже сейчас. Старостой выбрали второго мальчика.

Г. «Не верю в ваши темпы скорости,

А больше доверяю совести,

Не убежать вам от неё,

И, подводя итоги в старости,

Ещё вернётесь к первозданности,

В начало вечное своё». (Л.И. Болеславский) Совестливый человек будет долго помнить, что сделал что-то плохое (например, сильно обидел родителей).

Решаем жизненные задачи.

Новенький во дворе

Ситуация. Во дворе появился новый мальчик, который сильно заикается. Знакомые тебе ребята стали его дразнить, обзывать.

Роль. Мальчик или девочка с этого же двора.

Результат. Твои действия, которые помогут новичку найти новых друзей.

1. Предложить новому мальчику поиграть с тобой.

2. Узнать у него про его интересы и чем он увлекается.

Общение с тобой постепенно поможет новому мальчику подружится с остальными детьми.

Осуществляем проекты.

1. Проведите исследовательскую работу на одну из тем.

Этическое учение Конфуция: «Ритуал – основа жизни». Этическое учение Сократа: «Добродетель есть знание». Этическое учение Христа: «И как хотите, что бы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

Этическое учение Кофуция: «Ритуал – основа жизни».

Конфуцианство является духовной основой китайского общества, поскольку формулирует основы социального порядка, обосновывает идеал совершенного человека

Его основатель китайский мыслитель Конфуций (Кун-цзы, Кун Фу-цзы, Кун Цю, Кун Чжунни), который жил в течение 551-479 до н.э. По убеждению Конфуция, поведение, общественное положение людей, их моральные нормы зависят от неба, высшего духовной силы, которая действует сознательно, является создателем и одновременно частью природы. Небесное веление является уделом, которому подчиняются и люди, и государства:"Для жизни и смерти существует судьба; богатство и знатность зависят от небо а Небо породило во мне моральные качества." Человеку следует беспрекословно выполнять волю неба, поскольку оно наказывает за проступкио карает за провинности.

Основной идеей конфуцианства является незыблемость установленных небом порядков в Поднебесной (Китае). Этика конфуцианства провозглашает верховенство добра над злом, основным понятиям, своеобразным моральным законоом которой является"жень"- гуманность, человеколюбие, человечность. По конфуцианской этикой, человек, искренне придерживается принципа человечности, не совершит зла, она способна выявлять почтительность, вежливость, правдивость, сообразительность, доброту. К людям нужно относиться так, как к дорогим гостям, нужно сдерживать себя, чтобы вести согласно ритуалу, а на то, что не отвечает его требованиям, не следует смотреть, его можно слушать.

Оговаривая отношения людей в обществе и семье, моральный принцип жень находится в органической связи с принципом сяо - почитание родных и старших:"Молодые люди должны дома проявлять почтительность к родителям, а вне дома - уважительность к старшим","При жизни родителей - служить им, следуя ритуалу. Когда они умрут, похоронить их в соответствии с ритуалом и приносить им жертвы, руководствуясь ритуалом." Церемонии, есть внешние проявления уважения, сыновней любви, преданности.

На признании важности церемоний основан принцип ли (правило, норма, ритуал, церемониал, этикет), вопреки которому нельзя ни смотреть, ни слушать, ни говорить, ни действовать. Без ли не может существовать дер ржава. Он должен быть основой воспитания, которое строится на личном примере, требованию к неукоснительному соблюдению церемоний, этикета. Это требование часто критиковалась, поскольку, как утверждали ее оппоненты, человеку, который придерживается предписаний конфуцианства, никогда не будет добродетельным и творить добро, потому что он занят непрерывными церемониямями.

Благородный муж является представителем аристократии и совершенным человеком. Однако принадлежность к аристократии не гарантирует человеческого совершенства, поскольку для этого нужна упорная работа над собой. Стать благородним мужем чрезвычайно сложно (даже себя не считал таковым), ведь это - идеал, ориентир для тех, кто заботится о самосовершенствованииня.

Основные качества благородного мужа - жень (человеколюбие, милосердие, гуманность), и (справедливость), чжи (знания), ли (ритуал, обряд, этикет, церемония), вэнь (воспитанность)

Для утверждения справедливости правитель должен действовать как правитель, а подданный - как подданный, отец - как отец, сын - как сын. Для реализации принципа справедливой ти нужны знания того, что и как нужно делать, а также соблюдения правил благопристойности, следствием чего является мера и упорядоченность поведения и деятельности.

Упорядоченность отношений граждан, правильное поведение предусматривают постоянный контроль и самообуздания, подчинение культурной норме, без которой невозможна стабильность в обществе. Принцип справедливости тоже направлен на самообуздание, ограничение влияния эгоизма на поведение и деятельность человека. Благородный муж должен придерживаться и созданных мудрецами-правителями стандартов, традиций, в которых аккумулирован опыт тысячелетий.

Выбирая себе друзей, следует ориентироваться на то, что одни из них полезны, другие наносят вред.

Благородный муж, по мнению Конфуция, всегда ценит справедливость. Даже с простыми людьми он ведет себя справедливо.

Большое значение Конфуций придавал справедливости правителя:"Когда правитель любит ритуал, никто в народе не посмеет быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным ".

По его словам, в течение жизни необходимо руководствоваться одним словом -"взаимность", и пользоваться установкой:"Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и семье к тебе не будут относится враждебно.

2. Проведите в школе фестиваль-конкурс «Нрав на нрав не приходится», посвящённый изучению характера, обычаев, традиций разных наро дов.

>>Моральный выбор - это ответственность

§ 7. Моральный выбор - это ответственность

Вспомни: Что такое моральная норма? Что такое моральный долг?

Подумай: Какое поведение вызывает моральное одобрение и моральное осуждение? Способен ли человек творить себя?

Вы уже не раз слышали, что человек, в отличие от животных, - существо свободное. Поведение животных, как вам известно из уроков биологии, подчинено строгим естественным законам. Животные действуют по программе, которая заложена природой. И глупо было бы называть аморальными, скажем, кошку за то, что она ведет себя непочтительно по отношению к мышке, а парнокопытных за то, что вытаптывают траву или обрывают плоды с деревьев. У них нет иного выбора: такая у них жизненная программа. И ничего-то они не ведают ни о добре, ни о зле, ни о морально и ответственности.

С человеком все обстоит намного сложнее. Его деятельность вряд ли можно считать запрограммированной. Как природное существо, человек, конечно, зависит от многих естественных обстоятельств - тепла, холода, атмосферного давления, голода, обмена веществ и т. д. Но как существо социальное (общественной) и разумное, свое индивидуальное поведение человек все-таки выбирает сам.

Вторая проблема: быть или казаться.

Хотите вы действительно чем-то быть в этом мире иди только казаться? Последнее легче. Легче, например, казаться честным, чем быть им. Но, избрав такой путь, вы рискуете попасть в положение Нерона. С той лишь разницей, что недовольство им люди скрывали, так как боялись мести императора, а недовольство вами будут выражать открыто, в конкретных действиях и неприязни. Кроме того, и это самое главное; для нормального человека просто унизительно лишь казаться тем, кем не являешься на самом деле. Ведь суть морали не столько в отношении окружающих к тебе, сколько в высокой требовательности к самому себе. Моральный человек не позволит себе проступка или же какой-то фальши, лицемерия, даже если об этом наверняка никто не узнает. Суд собственной совести для него всегда превыше людского суда окружающих.

Отношение к нам окружающих, таким образом, зависит целиком от наших поступков, и, чем лучше мы уясним это себе, тем легче нам будет избежать непоправимых ошибок.

Процесс морального совершенствования бесконечен и зависит целиком от нас. Он определяется тем количеством добра, которое мы несем в мир. Как добро, отданное нами людям, так и зло, причиненное им, к нам же и вернется. Или, как говорит Библия: «Воздастся каждому по делам его».

Проверь себя

1. В чем выражается свобода выбора?

2. Что такое моральный выбор?

3. Как взаимосвязаны свобода и ответственность?

4. Что значит быть человеком ответственным?

5. В чем опасность безответственного поведения .

6. Что может гарантировать выполнение моральных норм.

7. Почему легче казаться, чем быть? Почему легче быть, чем казаться?

В классе и дома

1. Французский писатель и философ А. Камю утверждал: «Свобода - это в первую очередь не привилегии, обязанность». Как ты понимаешь эти слова? Почему - обязанность? Объясни, опираясь на текст учебника.

2. Моральный выбор, как ты понял, дело трудное и ответственное. И никуда от него не уйти. Всю жизнь мы находимся в положении сказочного богатыря - постоянно должны выбирать свой путь, варианты действий, поступков. Но бывают ситуации, когда человек отказывается от выбора, самоустраняется – пусть другие решают.

Оцени ситуацию уклонения от выбора, ее последствия, нравственную сторону. И вообще, есть ли в этом случае повод для разговора: человек ведь отказался от поступка что же оценивать? В чем тут мораль? Объясни.

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» А. (Шнейцер). Объясни, как ты понимаешь это утверждение.

4. Слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Может ли стремление сделать карьеру сочетаться с моралью? Да или нет? Приведи аргументы.

5. Раскрой смысл слов французского философа Ж. П. Сартра: «Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все-таки выбираю».

Говорят мудрые

«Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один».

Ф. Искандер (р. 192В), российский писатель

Обществознание . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая. Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, нзд-во «Просвещение».- М. : Просвещение, 2010.- 223 с.- (Академический школьный учебник)

Обществознание для 8 класса, учебники и книги по обществознанию


Добро и зло – основные понятия этики

Моральный выбор

План ответа:

Этика – теория морали.

Понятие добра и зла.

Моральный выбор человека.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни.

Этика выясняет:

место морали в системе других общественных отношений;

анализирует ее природу и внутреннюю структуру;

изучает происхождение и историческое развитие нравственности;

теоретически обосновывает ту или иную ее систему;

анализирует ее основные принципы и нормы человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Добро и зло:

положительное, т.е. благо;

отрицательное, предосудительное;

в поступках и мотивах людей, в явлениях общественной жизни.

2 точки зрения на причины возникновения добра и зла:

эти понятия связывались с человеческими потребностями и интересами, желаниями, с наслаждением и страданиями, счастьем и несчастьем человека ------доброе – все то, что приносило наслаждение счастья, удовлетворяло желания;

злое – то, что порождало несчастья и страдания.

вторая трактовка выводила понятия добра и зла из божественного веления или разума и отклонений от них:

добро – веление бога;

зло – дьявола.

Добро – это то, что может служить предметом удовлетворения человеческих потребностей, стремления его чувственности или духа.

Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности человека, совершенствованию общества.

Это - отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему; это и движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.

Зло – все, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

Это – безнравственное, антигуманное, недоброе.

Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся как к вещи, с помощью которой можно извлечь выгоду.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, жестокость, предательство, доносительство …

Виды зла:

физическое зло – это все, что причиняет человеку страдание (болезнь);

моральное зло – это нарушение велений нравственного закона, вызывающее наше осуждение;

социальное зло – несоответствие общественной и государственной организации идее справедливости (неравномерное распределение благ между социальными группами);

метафизическое зло - несовершенство, необходимо вытекающее из природы бытия вообще и природы человека в особенности.

Человек постоянно сталкивается с ними в повседневной жизни, постоянно совершая моральный выбор, который определяется множеством причин как объективных, так и субъективных.

Важно с детства формировать твердые моральные принципы, представления о хорошем и плохом, добре и зле. Эти принципы помогут человеку сохранить себя и не причинять вред, как отдельным индивидам, так и обществу в целом.

Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличить добро и уменьшить зло.

Оценивая какое-либо явление, действие, поступок мы выражаем свою моральную оценку по-разному:

хвалим, соглашаемся, одобряем;

порицаем, критикуем, не одобряем.

Оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и, прежде всего, самих себя, свою позицию, поведение, мировоззрение – в этом и состоит моральный выбор.

Э т и к а - одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Этика изучает историю развития нравственности человечества, исследует мораль как форму общественных отношений и сознания, ее роль в обществе. Этика размышляет о том, что такое добро, а что - зло, в чем цель и смысл жизни человека, какими людьми мы должны быть и как правильно прожить нашу единственную и довольно короткую жизнь. Мыслящий человек не может обойтись без размышлений над этими вопросами, и в этом ему поможет этика - теория морали.

Д о б р о и з л о - важнейшие понятия этики. Под добром понимается то, что общество в данный исторический период считает нравственным, достойным уважения, подражания. Мы, люди, вкладываем в это понятие все, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению человека, совершенствованию общества. Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку не ради выгоды, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу. Сотворение добра - это смысл жизни каждого человека. Во всех случаях, когда человеку приходится принимать ответственное решение, он руководствуется главным практическим ориентиром - ценностью добра.

Все, что противоположно добру, есть зло. Это нарушение морали, это безнравственное, достойное осуждения, антигуманное. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает презрения и должно быть преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют. Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, грубость, подлость, воровство, предательство и т. д. Каждый день человек может сталкиваться со злом, которое стало обыденным, вошедшим в привычку - хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию, чужой боли, пьянство, хитрость и т. д. К сожалению, зло очень распространено и многолико, а нередко и коварно. Оно не заявляет о себе: «Я - зло! Я - аморальность!», напротив, зло умеет прикрываться маской добра.

Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром в огромном моральном мире. Нравственный человек стремится строить свою деятельность таким образом, чтобы подавить зло и сотворить добро. Человек - существо моральное, он призван жить по законам морали, которые осмысливаются в этике, а не по законам джунглей, где сильный всегда прав.

Все наши поступки, действия мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет, хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни - это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают - это зло. Английский философ И. Бентам сформулировал такой критерий добра: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей». Если вы не согласны с Бентамом, дайте свою собственную интерпретацию добра. Анализируйте свои поступки, свою деятельность, используя при этом представление об этических ценностях, и вам удастся открыть тайну добра и зла. Добрыми становятся только тогда, когда ведут интенсивную нравственную жизнь (творят добро). А дорогу к добру осилит идущий.

Урок обществознания в 9 классе

Тема : Моральный выбор: добро и зло

Цели: Раскрыть смысл основных моральных по­ нятий - добра и зла; объяснить понятие морального выбора; разъяснить необходимость осознания ответ­ ственности за свой выбор, свои поступки; уяснить необходимость преодоления зла в себе. Продолжить работу по сравнению норм морали и права (Между­ народное гуманитарное право), по изучению норм МГП об отношении к раненым и больным; объяс­ нить необходимость терпимого, гуманного поведе­ ния людей в ситуациях вооруженного конфликта; совершенствование навыков сопоставительного ана­ лиза научного и художественного текста; вызвать сильный эмоциональный отклик на нравственную проблему (проблема выбора).

Оборудование

1. Текст извлечения из Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. (о раненых и больных).

2. Текст художественного произведения (В. Закруткин «Матерь человеческая» // УМ К «Вокруг тебя - мир». 6-й класс, с. 63).

3. Лист с подготовленными эпиграфами к уроку.

4. Подготовленный лист с определением понятия «зло».

5. Толковый словарь русского языка Ожегова.

Подготовка детей (опережающее задание к уроку)

1. Подготовить цифровой и фактологический ма­териал, рассказывающий о проявлениях добра и зла.

2. Составить синквейн «Добро».

План урока

    Вводный этап

    Погружение в тему через использование приёма «телетайп» (учащиеся зачитывают по очереди подготовленные дома факты из СМИ).

    Отработка понятия «добро», используя домашнее задание – синквейном – и толковый словарь Ожегова; понятие «зло» - по словарю и через беседу с учащимися.

    Постановка проблемного вопроса: «Как сделать мир добрее?»

    Основной этап

    Закрепление знания норм Международного гуманитарного права, знакомство с новыми статьями (беседа по тексту – раздаточный материал1).

    Работа с текстом отрывка из повести В. Закрутина «Матерь человечес-кая». Разъяснить сущность морального выбора человека, причины и последствия этого выбора.

    Приём «Перекрёсток»: сравнить статьи Женевской конвенции и действия героини повести Марии (работа с текстом).

    Работа с эпиграфом (раздаточный материал 2), запись ключевых слов.

    Индивидуальные задания: составить словарики урока.

    Итог урока

Ответ на проблемный вопрос.

ХОД УРОКА

На доске . Алгоритм, заполняется в течение урока

Моральный выбор:

добро и зло


Синквейн

Определение


Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

I . Вводный этап

Урок начинается с чтения несколькими учащимися под­готовленных цитат из СМИ с фактами, которые иллюст­рируют понятия добра и зла.

Примерные тексты

1. В результате аварий, катастроф и стихийных бедствий в России ежегодно гибнет в среднем 105 тыс. человек.

2. В XX в. произошло две мировые войны, че­ловеческие потери в которых составили до 72 млн человек.

3. Россия в XX в, участвовала в 13 вооружен­ных конфликтах, общие потери в которых соста­вили около 30 млн человек.

4. 27 сентября 2003 г. на Алтае произошло 12-балльное землетрясение. Материальный ущерб составил около 1 млрд рублей. В республику Ал­тай срочно была послана помощь из Абакана, Бар­наула, Красноярска и ряда других городов Сиби­ри. 50 млн рублей было выделено правительством, 30 млн рублей собрано для фонда помощи.

Учитель. Что вы почувствовали, услышав эти циф­ры и факты?

О чем говорят эти факты?

Каждый день на протяжении всей жизни мы встре­чаемся с проявлениями добра и зла. И ежедневно нам приходится выбирать между добром и злом. Тема этого урока так и называется: «Моральный вы­бор: добро и зло». Дома вы обду­мывали понятие «добро» и состав­ляли синквейн.

1. Познакомьте нас с вашим творчеством. (Выслушиваются 4-5 учащихся, выполненные синквейны на альбомных листах, вывешиваются на доску .)

2. Одновременно с данной работой двум парам учащихся дается задание найти в словаре Ожегова определения понятий «добро» и «зло». (Под синквейном записывается оп­ ределение понятия «добро»).

СИНКВЕЙН

Добро.

Справедливое, позитивное.

Хранить, творить, помогать.

Добро должно победить зло.

Свет души.

Добро - все полезное, хорошее, положительное.

Учитель. Да, добро - это пре­красно, но в мире есть еще и зло.

Как объясняет это понятие словарь?

запись на доске

Зло - все отрицательное, противоположное добру.

Учитель. Что может являться источником зла?

Ученики. Человек и природа.

Учитель. Каким может быть зло?

Ученики. Моральное, физиче­ское.

Учитель . Какое зло более страшно для человека - мораль­ное или физическое?

Выслушиваются ответы учеников. Домашнее задание: синквейн «Зло» (для желающих).

    1. Основной этап

Учитель. Я познакомлю вас с древней китайской притчей.

«Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы на­ставить на путь истины.

- Умеешь ли ты лгать? - спро­сил мудрец.

- Конечно, нет! - ответил юноша.

А воровать?

Нет.

А убивать?

Нет...

- Так иди, - воскликнул учи­тель, - и познай все это. А, по­знав, не делай!»

Подумайте над смыслом прит­чи и прокомментируйте ее.

Ученики . Конечно же, учитель не призывал юношу лгать, воро­вать и убивать, но ощутить, что это присутствует в жизни.

Добро и зло переплетены в на­шей жизни, они не существуют друг без друга.

Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.

Учитель. Как вы считаете, что важнее - бороться со злом или совершать добрые дела? Как сде­лать мир добрее?

В обычной жизни человек мо­жет показывать себя с выгодной стороны, лицемерить, скрыть пло­хое отношение к человеку под мас­кой доброты. Но есть такие кри­тические ситуации, когда это не­возможно и человек должен делать свой выбор.

Такой критической ситуацией является война. Она не щадит ни тех, кто воюет, ни тех, кто нахо­дится в стороне от военных дей­ствий.

Существуют ли нормы права, регулирующие отношения между людьми во время вооруженных конфликтов?

Как называется эта отрасль права?

Ученики. Международное гума­нитарное право.

Учитель. Кого защищает МГП?

Ученики. Тех, кто непосред­ственно не участвует в военных действиях: раненых, больных, де­тей, стариков и женщин...

Учитель. Чьих интересов каса­ются данные главы?

Ученики. Раненых и больных.

Учитель. В каких случаях сторо­ны обязаны защищать больных и раненых?

Ученики. При всех обстоятель­ствах...

Учитель. Какое обращение с ранеными и больными запрещает МГП?

Какое обращение к умершим предписывает МГП?

Как должны пресекаться зло­употребления и нарушения норм МГП?

Почему стороны должны при­держиваться норм МГП?

Выслушиваются ответы учеников.

Учитель (подытоживает отве­ты учеников). Сама ситуация во­оруженного конфликта способ­ствует противоправному поведе­нию его участников, война сти­мулирует насилие, оно становит­ся привычным: война обесцени­вает нравственные ценности. Ча­сто человеком руководят страх, ненависть, страдания близких, желание отомстить за погибших товарищей. И в этот момент на первый план выходят нормы мо­рали, т.е. правила, рекомендую­щие человеку, как ему поступить в том или ином случае. Но пра­вил много, и человек должен по­стоянно обдумывать и выбирать то или иное решение.

Кто же контролирует наш вы­бор?

Ученики. Есть такой невиди­мый, но могущественный и стро­гий контролер - наша совесть.

Учитель . Во время Великой Отечественной войны каратели дотла сжигают хутор, а жителей - одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище оста­ется одна Мария, мужа и сына которой повесили.

Однако новое испытание жда­ло Марию, вернувшуюся в со­жженную деревню...

Учащиеся читают отрывок из повести В. Закруткина «Матерь че­ловеческая».

Вопросы и задание по тексту:

* Какое историческое событие описывает автор?

* Найдите описание немцев в тексте.

* Почему описания немцев-карателей и Вернера Брахта - разные?

* Какие чувства испытывала Мария, увидев раненого нем­ца в погребе? Какое решение она принимает?

* Почему Мария запомнила каждую из 9 ступенек, ведущих в погреб?

* Какой выбор встал перед Марией?

* Что остановило Марию? Почему?

* О чем нам говорит название произведения?

Учитель. «Девять ступенек при­ближали Марию к моральному падению, но они же возвысили ее». Подтвердите строками из текста.

Проведите параллели между текстом Конвенции9раздаточный материал 1) и текстом про­изведения В. Закруткина (работа по тексту).

Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро»

(раздаточный ма­териал 2).

Учитель. Почему это стихотво­рение можно назвать эпиграфом к данному уроку?

Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.

Твори добро

По велению души

Не позволяй

Сиюминутного суда

Постой

Остынь

Поверь

Оружье сильных – доброта.

Учитель. Домашнее задание: на листе эпиграфов есть еще выска­зывания. Выберите то, которое вам больше понравилось, и объясните его в мини-сочинении.

III. Итог урока

Учитель. Когда-то в древности люди придумали вот такой знак

- знак гармонии и борьбы про­тивоположностей.

Объясните его с точки зрения нашей темы.( Правильный ответ: Чем больше в че­ловеке зла, тем меньше добра и наоборот).

Учитель . Как же сделать мир добрее?

Ученики высказывают свое мнение.

Учитель. Если добро и зло есть порождения внутреннего, духов­ного мира человека, значит, борь­ба со злом, преодоление зла и утверждение добра могут происхо­дить только путем внутренних уси­лий. Он останется «нравственно мертвым», пока сам внутренне не воспротивится злу, не попытается преодолеть его в себе.

Рефлексия учащиеся заполняют «лист ответа»

Я узнал

Я понял Я удивлён

Приложение 1


Приложение 3

Женевская Конвенция от 12 августа 1949 г. об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях (извлечение)

Глава II. Раненые и больные

Статья 12. Личный состав вооруженных сил и другие участники военных действий, в случае их ранения или болезни, должны пользоваться покровительством и защитой при всех обстоятельствах.

(...) Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленно создавать условия для их заражения.

Только по медицинским причинам неотложного характера допускается преимущество в очередности оказания медицинской помощи. (...)

Статья 15. Во всякое время, и в особенности после боя, стороны, находящиеся в конфликте, немедленно примут все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения, обеспечить им необходимый уход, а также к тому, чтобы разыскать мертвых и воспрепятствовать их ограблению. (...)

Статья 17. (...) Кроме того, стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать. (...)

Глава IV. Личный состав

Статья 24. Санитарный личный состав (...), а также священнослужители, состоящие при вооруженных силах, будут пользоваться уважением и покровительством при всех обстоятельствах.

Глава IX. Пресечение злоупотреблений и нарушений

Статья 49. Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей конвенции (...).

Статья 50. К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с одним из следующих действий, в том случае, если эти действия направлены против лиц или имущества, пользующихся покровительством настоящей конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконное, произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемое военной необходимостью.

Приложение 4


Приложение 2