Монотипия техника рисования на стекле. Как провести занятие по рисованию в технике монотипии в детском саду

Монотипия. Применение монотипии в работе с детьми дошкольного возраста

Цель : познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования - монотипией. Продолжать учить детей работать с красками, развивать творческое воображение, мышление, фантазию. Воспитывать интерес к творчеству.

Это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия - один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями. Монотипия очень нравится дошкольникам. Она помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т.д..

Я считаю, что дошкольникам можно предложить два возможных варианта выполнения рисунка приемом монотипии:

· Первый приём - складывание листа бумаги пополам . Рисунок (его половина, или часть) рисуется на ½ листе бумаги у линии сгиба. При складывании листа пополам мы получаем почти такой же отпечаток и на другой его части. Делать такие рисунки можно и на тонированной заранее бумаге, и просто на белом листе.

Нарисуем солнечный закат:

Возьмем тонированный заранее лист бумаги:

Рисуем на нем верхнюю половину солнца

Можно добавить в красную краску оранжевый, желтый цвет

Сложить лист пополам

Потом можно аккуратно подправить, дорисовать детали и закат готов!

Вот некоторые варианты:

«Ваза с цветами». Такая простая и неповторимая бабочка. Монотипия «У реки»

· Второй приём - рисование на пластмассовой доске. Желательно, чтобы размер доски соответствовал размеру листа, на который вы собираетесь отпечатать рисунок. На этой доске рисуем гуашевыми (или любыми другими) красками задуманный сюжет. Можно процарапывать узор, ели вы, например, решили выполнить работу красками темного цвета. Вы можете использовать краску, как одного цвета, так и нескольких цветов; оставлять отпечаток и на белом листе бумаги и на цветном.

Нарисуем «Звездную ночь»

Красками темного (черного, зеленого, синего) цвета закрашиваем всю поверхность доски для лепки

Ватной палочкой процарапываем рисунок

Добавляем краской желтого цвета звезды и луну

Теперь листом бумаги покрываем доску, проглаживаем и аккуратно снимаем

Вот оттиски сделанные таким приемом:

Мнотипия «Ночь»

Монотипия «Натюрморт»

Мы с дочкой продолжаем осваивать новые для нас техники рисования.

Недавно опробовали , теперь пришел черед монотипии. Честно сказать, опробовать эту технику я давно хотела. Но как то не сложилось. И наконец, момент настал.

Что такое монотипия?

Если сказать просто – то монотипия это нанесение краски на гладкую поверхность, а затем отпечатывание ее на бумаге. Эту технику используют и художники. Для деток монотипия идеальна для .

Наш первый опыт монотипии не совсем удачен для меня (мне бы хотелось получить более интересные рисунки). Но дочку он привел в восторг.

Поэтому сразу скажу – если вы решите рисовать с ребенком в технике монотипии – обязательно запаситесь огромным количеством чистых листов и выделите место для просушки рисунков. Их будет много!

Как рисовать в технике монотипия

Потребуется:

  • стекло или кафельная плитка;
  • много бумаги;
  • акварель или гуашь;
  • большая мягкая кисть для нанесения краски;
  • вода.

Совсем немного смачиваем плитку/стекло водой и наносим на нее краску. Наносить краску можно кисточкой – тычками, размазыванием, а можно и фактурным валиком.

Важно чтобы краска была не прозрачной, но и не очень густой. Тогда отпечатки будут яркими.

Затем прикладываем к плитке/стеклу лист бумаги, и переворачиваем конструкцию – так чтобы плитка была сверху на бумаге. Делаем аккуратно, чтобы краска не потекла. Потом поднимаем плитку за один край и снимаем ее с бумаги.

Для детей можно использовать упрощенный вариант (мы так делали с дочкой) – прикладывали лист, и ничего не переворачивая снимали его с плитки/стекла.

От того, в каком направлении вы снимаете лист бумаги, будет зависеть рисунок и подтеки. Если вы получить на картине эффект волны и интересных подтеков, нужно снимать лист бумаги не за раз, а постепенно. Подняли краешек, вновь наложили, снова подняли уже чуть больше, еще раз наложили и т.д.

У нас не очень получились волны, но мы не отчаиваемся, и будем пробовать еще и еще.

Интересные разводы будут — если смачивать плитку не просто водой, а мыльной пеной. Обязательно попробуйте – у вас получится фактурный рисунок.

Кстати, технику монотипия можно использовать для рисования с детками уже с годика. Малыш будет наносить краску на плитку, а мама будет волшебницей, создавая красивые отпечатки на листе бумаги.

Как использовать рисунки, выполненные в технике монотипии?

Монотипия прекрасна не только тем, что надолго увлекает юных художников. Она дает огромный простор для воображения.

В полученных абстрактных рисунках можно находить сюжеты и детали. Аня с удовольствием рассматривала каждый свой рисунок: «Мама, если посмотреть так, то тут дерево получилось! А тут мрачное небо и гроза».

Когда рисунки высохнут вместе с ребенком можно подрисовать недостающие детали.

Кроме того рисунки можно использовать как фоны для открыток или поделок с детьми и даже для оформления детского фотоальбома.

Попробуйте и вы монотипию! Не пожалеете!

Монотипия техника рисования – один из видов нетрадиционного творчества . Ее используют как дошкольники, так и художники-профессионалы. При чем, дети особенно любят этот вид искусства. Ведь это легко и весело, каждая работа уникальна, а создать ее очень просто. Техника не требуют специальных навыков и подготовки, зато дает возможность каждому выразить себя. Монотипия бабочка — легкий и красивый рисунок, который понравится и детям и взрослым.

Монотипия (Monotype)- это графическая техника рисования, название которой в переводе означает - «один отпечаток» . При работе рисунок наносится на ровную поверхность, а затем отпечатывается на чистом листе. Особенность техники в уникальности получаемых изображений. Сколько бы ни наносилась отпечатков, каждый новый будет неповторимым и уникальным.

После того как отпечаток перенесен на бумагу, его дополняют деталями и украшениями. Полученное пятно может стать чем угодно, и рыбой, и цветком, и облаком, крылом бабочки или пачкой балерины. Все зависит от того какими деталями его дополнить. Художник ограничен только своей фантазией.

Данная техника очень нравится маленьким детям, она не требует подготовки, прекрасно развивает фантазию и пространственное мышление. Также широк выбор красок: акварель, гуашь, акриловые, масляные или пальчиковые краски. Кстати, последние — совершенно безвредны, их можно использовать даже детям до двух лет.

Важно! В детском творчестве единственное ограничение – безопасность. Ни в коем случае нельзя использовать малышам токсичные краски и вредные растворители!

Польза монотипии для детей

Монотипия техника рисования очень простая, дети легко осваивают ее. В то же время она очень хорошо развивает цветовосприятие и воображение.

Всем известно, что маленькие дети любят пачкаться. Часто они с удовольствием измазывают себя и все вокруг. Вход идет все: пластилин, краски, варенье и т.д. Этот процесс доставляют им неимоверную радость, развивает воображение, успокаивает. Ребенок расслабляется, получает ощущение безопасности. А это, в свою очередь, помогает раскрытию талантов и лучших качеств.

Почему бы не использовать эту склонность малыша в созидательном русле? Монотипия – это именно тот вид творчества, который поможет в этом.

Что получает ребенок на занятиях:

  • Развитие воображения и творческих способностей.
  • Снятие эмоционального напряжения и стресса.
  • Радость и удовольствие.
  • Аннулирование страхов и тревог.
  • Развитие мелкой моторики.

Монотипия активно используется в арт-терапии при работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Как проходит занятие монотипия бабочка, что потребуется?

Перед тем как приступить к работе обязательно следует показать малышу принципы данной техники. В качестве примера педагог делает показательный рисунок и на примере объясняет ребенку. как проходит работа. После чего следует позволить малышу погрузиться в творческий процесс, делать все на свое усмотрение.

Внимание! Рисование в технике монотипия не имеет жестких рамок и ограничений. Не стоит вмешиваться в процесс тогда, когда это не нужно.

Что понадобится для работы:

  1. Альбомная бумага или ватман
  2. В качестве дополнительных материалов можно использовать любые гладкие поверхности: картон, доска для рисования, стекло, пластик, сухие листья деревьев

Какие используют краски:

  • Гуашевые
  • Масляные
  • Акриловые
  • Пальчиковые

В качестве кистей подойдут:

  • Ватные палочки
  • Щетки
  • Губки
  • Кисти для рисования жесткие
  • Собственные пальчики.

Рисунок также можно украсить элементами декора. Для декорирования используют:

  • Пайетки
  • Глиттер (разноцветные блестки)
  • Мелкие стразы и бусинки
  • Яркие наклейки
  • Глиттерные ручки (разноцветные гелевые ручки с добавлением блесток)

Также понадобиться клей ПВА и стакан с водой.

Справка. Для монотипии лучше всего подойдет акриловая краска. Она наиболее яркая и не теряет цветовых свойств при создании отпечатков. Также подойдут гуашевые краски, это менее затратный вариант.

Урок рисования монотипия бабочка поэтапно

Этап № 1 Начало работы

  1. Дети с помощью педагога раскладывают принадлежности, преподаватель рассказывает малышам о предстоящей работе.
  2. Ведущий показывает на примере, как аккуратно согнуть лист бумаги и нарисовать крыло бабочки. Крыло рисуется с одной стороны листа, таким образом, чтобы тельце бабочки было на сгибе. Вторая половина листа остается чистой.
  3. Педагог предлагает ребенку повторить показанные действия.

Этап № 2 Побор цветовой гаммы, закрашивание

  1. Преподаватель может подсказать ребенку, какие цвета хорошо сочетаются между собой, а каких сочетаний лучше избегать.
  2. На собственном примере ведущий показывает, как можно закрасить крылышко.
  3. Следует обратить внимание на то, что краски нужно брать много и она должна быть довольно жидкой, чтобы хорошо получился отпечаток.

Этап № 3 Создание отпечатка

  1. Когда все крыло заполнено краской, лист быстро сворачивают и аккуратно похлопывают по нему ладошкой.
  2. При необходимости педагог помогает ребенку, сделать работу более аккуратно.
  3. Теперь можно развернуть лист и оценить работу. У бабочки — два крыла!

Этап № 4 Дорисовка деталей

  1. На данном этапе педагог и ребенок дорисовывают тельце бабочки и дополняют рисунок другими деталями (прожилки, пятнышки, узоры).
  2. Что бы работа получилась более яркой, дополнительные детали лучше нарисовать темным цветом. Должен создаваться контраст между отпечатком и дополнительными элементами. Преподавателю желательно объяснить ребенку этот нюанс.

В остальном лучший советчик — фантазия малыша.

Этап № 5 Декорирование

Дети особенно любят эту часть работы и предаются ей с особым энтузиазмом.

Как украсить бабочку:

  1. Аккуратно обмакните мокрую кисточку в клей ПВА и нарисуйте необходимую деталь, затем быстро посыпьте блестками (глиттером). Остатки аккуратно смахните, их можно использовать повторно.
  2. Пайетки приклеиваются по одной с помощью клея ПВА.
  3. Глиттерная ручка особенно удобна при декорировании, можно быстро прорисовать нужный элемент. При этом он будет ярким и блестящим. Обычно используют несколько ручек разных цветов.
  4. Для декорирования также подойдут небольшие наклейки, самоклеящиеся стразы и бусины.
  5. Лучше всего сочетать в работе несколько разных украшений.

По окончании занятия преподаватель обязательно должен поблагодарить детей за участие и похвалить за проделанную работу.

Монотипия техника рисования бабочки, видео

В видеоролике наглядно показано как нарисовать бабочку в технике монотипия

Галерея рисунков в технике монотипия

Ниже представленны рисунки сделанные в технике монотипия:

Заключение

Прелесть монотипии в ее необычности и простоте. Монотипия техника рисования всегда непредсказуема и несет в себе элемент чуда. Ни один рисунок не похож на другой, и никогда не известен результат. Именно за это монотипию так любят дети. Ведь здесь не надо ни учиться, ни стараться, требования минимальны, результаты – неповторимы, а удовольствие — гарантировано.

Статью прочитали: 7 006

Класс: 3

Цели урока:

  • выполнить пейзаж в технике “монотипия”;
  • создать условия для развития полноценного восприятия окружающего мира через подключения всех сенсорных каналов, для формирования исследовательских действий, развития эмоционально-эстетического отношения к исследуемому предмету, явлении.

1) развивать навыки работы в технике “монотипия”;
2) обучать приемам техники “монотипия”, изображению природы;
3) развивать творческую активность и творческие способности детей путем создания быстрой и эффектной работы;
4) воспитывать интерес и любовь к искусству.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: рисование по представлению.

Метод: объяснительно-иллюстративный.

Приемы: педагогический показ, сравнение.

Оборудование: компьютер, проектор.

Материалы: бумага формата А3, масляные краски, слабопахнущий растворитель, оргстекло, кисти, салфетки, валик.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Тема нашего урока: “Пейзаж в технике монотипия”.

Что же такое монотипия?

Монотипия - уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия: два слова: “моно” и “типия”. Монотипи?я (от “моно” – один и греч. “типос” - отпечаток, оттиск, касание, образ...) - вид печатной графики.

Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью.

Техника монотипии известна с XVII в., однако распространение получила только с конца XIX в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой (“Концерт в кафе “Амбассадор”). Слайд 3

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново “открывшей” эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно “открыла” монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Слайд 4

Главным отличием монотипии является неповторимость работ, и большой элемент случайности в окончательном результате. С помощью монотипии легче создать абстрактный образ, чем изобразительный. Однако и в создании изобразительных образов монотипия обладает большим потенциалом зрелищности и неожиданности.

Основной сложностью при выполнении изобразительных работ текучими красками является предвидение и контроль поведения краски после разделения матрицы и бумаги.
Элемент непредсказуемости, уникальность, легкость выполнения, богатство возможностей хорошо характеризуют монотипию как графическую технику.

Монотипия как графическая техника

Метод выполнения монотипии можно описать просто – любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые.

Перейдем к более подробному рассмотрению материальной части данной техники.
Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! “Акварель, гуашь, темпера, акрил, масляные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде - в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картона, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника”.

Относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели, художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения – фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, – все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.

Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат.
Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем, что придет в Вашу творческую голову.
Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня - используется литографский печатный станок.
Для выбирания краски с печатной поверхности используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ватные палочки...

Способы создания монотипии

Первый способ, из самых простых, его еще называют - “фрактальная монотипия”.

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии”.

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.

Второй способ. Слайд 6

Когда краска наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ. Слайд 7

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань или такой же холст - аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента. Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ. Слайд 8

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то, до того, как вы положите его на краску, легкими движениями простого карандаша можете наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки - все зависит от толщины линии, которую хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу.

Пятый способ. Слайд 9

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду (один край, а потом только, как бы по дуге, второй край). И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде, краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Шестой способ - смешанная техника Слайд 10

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.

Сама прелесть монотипии в том, что существует в ней непредсказуемость, которая и вносит в монотипию это удивительное ощущение ожидания чуда! Пусть небольшого, но все же чуда, которое и заставляет радостно трепетать сердце художника. Процесс в монотипии - наверное, самое захватывающее из всего действия! Слайды 11-23

III. Формулировка задания практической работы

Задание. Изобразить пейзаж, используя технику “монотипия”.

Прежде, чем перейти к практической работе, давайте вспомним что такое “пейзаж”?

Жанр, в котором основным предметом изображения является природа, дикая или преображенная человеком, называется пейзажем (от французского paygag – природа).

Многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.

В творчестве художников-пейзажистов интересен не сам факт реалистического изображения природы, а скорее отражение субъективного, индивидуального взгляда на нее. Свое эмоциональное состояние человек часто ассоциирует с состоянием природы. Пейзажи способны выразить чувства людей, так как в них художники творчески воспроизводят виды природы. Она предстает перед ними окрашенной переживаниями, например, “радостной” или “мрачной”, хотя эти состояния природе вовсе не присущи.

IV. Инструктаж

Первый этап:

Для работы нам понадобится материал:

  • бумага формата А3;
  • масляные краски;
  • валик;
  • кисти;
  • тряпочка или салфетки, для вытирания с кистей краски и с поверхности;
  • оргстекло;
  • баночка с растворителем;
  • палитра для смешения цветов;
  • газета.

Третий этап:

Выбор темы, цветовой гаммы (в зависимости от эмоциональной окрашенности пейзажного мотива). Работа ведется так же, как вы пишите живопись с натуры или фантазируйте, придумывайте свои цветовые сочетания цветов. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Оттенки цвета благородными, приятными восприятию.

Можно подправить рисунок на стекле, используя шпатель, ватные палочки. Сбрызнуть растворителем.

Четвертый этап:

После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги, предварительно смоченный водой, чтобы масло не приставало к бумаге, и накладываем на окрашенную поверхность.

Пятый этап:

Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист, прокатать валиком. Поверх, в зависимости от задумки, черенком кисти можно прорисовать детали.

Шестой этап:

Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с оргстекла. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы лист у нас не шевелился при снятии с поверхности.

Седьмой этап:

Затем полученный оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.

V. Практическая работа

Во время работы звучит музыка Вивальди “Времена года”, звуки природы.

VI. Подведение итогов. Просмотр работ.

Литература:

  1. Википедия.

Мастер - класс "Монотипия как средство развития творческого воображения у детей".

Описание : данный материал будет полезен при организации работы с детьми на занятиях объединения дополнительного образования. Эта нетрадиционная техника - эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе. Монотипия – это уникальная техника печатания, которая сумела объединить в себе качества живописи, эстампа и рисунка. Ее суть заключается в нанесении красок на ровную поверхность и дальнейшем оттиске рисунка на бумагу или другую плоскую поверхность. Картины всегда получаются разными, в дальнейшем их можно оставить такими, как есть, или дорисовать всевозможные фрагменты, получая законченную работу.
Возраст - от 7 лет (при помощи взрослых) и старше.

Цель:
- научиться делать выразительные изображения в технике монотипии и при необходимости преобразовывать их для создания художественного образа.
Задачи:
- повышать общий эстетический и культурный уровень учащихся;

Формировать познавательный интерес к изобразительному творчеству;
- стимулировать творческую активность учащихся и педагогов.
Материалы и инструменты: плотная бумага, основа для нанесения краски (стекло с обработанной для безопасности кромкой, можно заменить пластиком), кисти, гуашь или акварель.

Пошаговый процесс рисования

1 этап.
Наносим краску на поверхность стекла.
Гуашь дает красивые разводы и почти не просвечивается. Акварель тоже прекрасно подходит для занятий творчеством с детьми (ее легко смывать). При наложении краски густым слоем без пробелов могут получиться довольно интересные результаты. Движения при этом должны быть свободными и раскрепощенными. Краски нужно наносить не сильно густо, но между ними не должно быть никаких просветов. Работа должна выполняться быстро, чтобы краска не высохла (быстрее всего сохнут красители на водной основе).

2 Этап. Накладываем на основу лист и проглаживаем.



3 этап. Со всей аккуратностью лист снимают со стекла – эффект должен получиться неожиданным. Оттиски делают разными способами: верхний лист бумаги нужно проглаживать с разной силой нажима; на основу можно наносить меньшее или большее количество краски; накладывая бумагу на стекло, его можно слегка сдвигать в разные стороны. Таким образом, монотипия выходит менее четкой, а границы между красками могут стереться. …И рассматриваем.


4 этап. Нужно учитывать, что стекло и пластик создают разные отпечатки, одни и те же усилия приведут к разным результатам. Отпечаток в чистом виде используют довольно редко: художники угадывают нужные формы и дорисовывают их с помощью кисти.


5 этап. Результат.


Желаю успеха! Уверяю,что попробовав хоть раз эту интересную технику, вы уже не сможете от нее отказаться. Вас ждут новые открытия на пути творчества!