Что такое прозаическая форма. Анализ прозаического произведения

Редакторские исправления, как замечает К. М. Накорякова, не противоречит ни положительной оценке текста, ни психологическим особенностям творческого процесса создания литературного произведения.

При стилистической правке устраняются неточности, речевые ошибки в рукописи, «шероховатости» в стиле; при сокращении текста убирается все лишнее, не соответствующее жанру, функциональной принадлежности произведения; при композиционной правке перемещаются части теста, вставляются недостающие звенья, необходимые для связности, логической последовательности изложения.

Правка – это одно из основных средств реализации творческих возможностей редактора. При правильном понимании её функций редактору удается сделать из авторской рукописи нужную и интересную книгу.

Основные задачи правки:

устранить погрешности, сохранившиеся после доработки рукописи автором;

добиться ясности и четкости каждой формулировки;

проверить фактический материал и избавить рукопись от неточностей;

устранить недочеты структуры, языка и стиля;

провести редакционно-техническую обработку рукописи.

В методике редактирования принято различать четыре вида правки: правку-вычитку , правку-сокращение , правку-обработку и правку-переделку .

Цель редакторской правки-вычитки – чтение текста «насквозь», она предполагает сличение текста с источником, заслуживающим абсолютного доверия, устранение технических погрешностей и, в случае необходимости выбор варианта правки. Применяется на заключительном этапе прохождения рукописи через редакторскую обработку.

Обычно вычитку поручают опытному редакционному работнику, но он ни в коем случае не должен подменять редактора, готовившего материал. Даже при высокой квалификации вычитчика ведущий редактор участвует в этом процессе, снимая вопросы.

В обязанности вычитчика входит проверка правильности написания географических названий, имен и фамилий; точности цитирования; сопоставления цифр и дат.

Часто встречаются глазные ошибки: подмены букв с похожим написанием или букв, расположенных рядом на клавиатуре; перестановка рядом стоящих букв или слогов; пропуск букв и слогов; лишние буквы; отсутствие пробелов между словами и д. р.

Вычитчик вносит исправления черной, синей или фиолетовой ручкой вынося правку на правое поле.

Цель правки-сокращения направлена на достижение возможной в данных условиях краткости изложения без ущерба для содержания; улучшение литературных качеств произведения.

Она может быть вызвана техническими причинами: материал не умещается на отведенной место, автор превысил объем рукописи, материал не соответствует жанру, стилю.


Это уже прямое вмешательство в текст, поэтому редактор должен учитывать особенности его смысловой и синтаксической структуры. Сокращая текст, редактор должен всегда тщательно следить за тем, чтобы эпизоды и факты, исключенные в процессе правки, не упоминались косвенно в последующем изложении.

Различают следующую правку-сокращение:

1. сокращение текста частями (при этом исключаются абзац, фрагмент, глава);

2. внутритекстовые сокращения, которые затрагивают отдельные предложения, их части, те или иные слова, порождающие речевую избыточность.

В первом случае из текста исключаются композиционно и синтаксически оформленные смысловые блоки, однотипные примеры, неактуальные подробности.

Редактор стремится к выбору более экономных и точных формулировок, сокращает многословие, неуместную описательность; заменяет сложные синтаксические конструкции простыми, отказывается от подробного перечисления, вводных слов, словосочетаний и т. п.

Выполняя правку-сокращение необходимо:

1. изучить текст;

2. сформировать главную мысль;

3. в каждом предложении следует выделить информационные центры, назвать ключевые слова;

4. выделить темы и подтемы текста кратко их сформулировать.

Иногда при обработке рукописи стоит задача уложить материал в строго установленное число листов, строк, знаков. Речь идет прежде всего о подготовке справочно-энциклопедических изданий, в которых объем каждой статьи или заметки установлен заранее и отступления от него, как правило, не допускаются. В этом случае нередко используются отсылки к специальным статьям справочника и разнообразным видам условных сокращений и аббревиатур, например авг . - август; австр. - австрий­ский; гос-во - государство; ун-т -университет; Ю.-В. -юго-восток; НТР -научно-техническая рево­люция и т. д. Наконец, чтобы текст занимал возможно меньше места, его дают без абзацев, используют шрифты более мелких кеглей и т. д.

Правка-переделка применяется при подготовке к печати рукописей авторов, слабо владеющих литературными навыками. Её цель – создание нового варианта текста на основе материала, представленного автором. Часто прибегают к переделке, готовя к печати читательские письма. Строго основываясь на фактах, облекают мысль автора в литературную форму. Изменение жанровой структуры произведения, обработка текста в случае изменения его целевого назначения также осуществляется правкой-переделкой.

Редактору приходится устранять логические ошибки, противоречивость и бездоказательность заявлений. В авторском материале может быть не учтен возраст читателя, его профессия.

Правка-переделка часто нужна при работе редактора над переводным изданием. Близка по методике к правке-переделке литературная запись – специфический вид творческого сотрудничества редактора и автора.

Правка-обработка представляет собой комплексный процесс, при котором устраняются погрешности в композиции, уточняются фактические данные, исправляются логические ошибки, стилистические и грамматические недочеты.

Обработка – самый распространенный вид правки. Её задача – подготовка к публикации окончательного варианта текста, в котором полностью учтены результаты редакторского анализа. Цель обработки – литературная отделка текста, совершенствование его формы, уточнение идеи автора, его замысла. Изменения, вносимые при этом в текст, разнообразны: сокращения, дописывание отдельных фрагментов, замена слов и оборотов речи. Особенности авторского стиля и манеры изложения, его стиль правка-обработка изменять не должна.

Деление правки на виды по её целям в значительной степени условно. Странной выглядела бы попытка в каждом определенном случае ограничить задачу правки текста каким-нибудь одним (за исключением вычитки) её видом. Процесс редактирования текста един, и профессионализм редактора проявляет себя в умелом сочетании различных приемов правки, их разнообразии, в умении целесообразно эти приемы применять.

Искажения авторской мысли при правке – вовсе не редкость. Редактору надо усвоить одно условие – править самому только в том случае, если нет иного выхода, стараться использовать малейшую возможность для того, чтобы исправления внес автор. Лучше всего указывать автору на ошибку или резервы, позволяющие улучшить текст. Предлагать вариант правки.

Если все же по каким-либо причинам приходится править редактору, то желательнее соблюдать следующие условия.

1. Не начинать правку, не познакомившись с текстом целиком.

2. Править только после того, как установлена и точно сформулирована причина неудовлетворительности текста.

3. Правя, не выходить за пределы допустимого редакторского вмешательства в авторский текст.

4. Вносить минимум поправок, стараясь как можно меньше отдаляться от авторского текста, и пользоваться для поправок авторскими речевыми средствами.

5. Не застревать надолго на трудных местах, а возвращаться к ним после того, как правка текста будет завершена.

6. Подвергать острой критике, ставить под сомнение собственные предложения и поправки. Выполнить это условие помогают два технических приема, которые желательно превратить в навыки.

Первый прием – сопоставлять каждую исправленную (исправляемую) фразу с первоначальной, проверяя, не утратила ли она после редактирования каких-либо смысловых оттенков, не приобрела ли смысла, которого не должно быть.

Второй прием – непременно прочитывать каждую исправленную фразу в контексте, сопоставляя исправленный текст с окружающим – предшествующим и последующим.

Прозаическое

Прозаи́ческое

То, что связано с повседневной, бытовой, материальной стороной жизни, что скучно, буднично, обыденно.


Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .


Смотреть что такое "Прозаическое" в других словарях:

    сказание - прозаическое повествование с историческим или легендарным сюжетом, облеченное в литературную форму, письменную или устную. Различают мифологические (древнейшие) и исторические (более поздние) С. Разновидности С.: миф, предание, легенда, быль и др … Словарь литературоведческих терминов

    новый роман - прозаическое произведение, которое в противовес традиционному романическому повествованию автор пытается создавать без малейших примесей политики, идеологии, морали, и т.д., ставя перед собой задачу чистого познания жизни. Рубрика: роды и жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЖИТИЙНАЯ ЛИТЕРАТУРА - раздел христианской лит ры, объединяющий жизнеописания христианских подвижников, причисленных Церковью к лику святых, чудеса, видения, похвальные слова, сказания об обретении и о перенесении мощей. В качестве синонима Ж. л. в совр. отечественной… … Православная энциклопедия

    Александр Афанасьевич (1835 1891) Один из выдающихся ученых лингвистов конца XIX в., оставивший глубокий след в различных областях научного знания: лингвистике, фольклористике, мифологии, литературоведении, эстетике, искусствознании. П. окончил в … Энциклопедия культурологии

    ПРОЗАИЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. употр. прозаичен, чна, чно (книжн.). 1. только полн. Написанный прозою; ант. стихотворный (лит.). Прозаический перевод. 2. Употребляющийся преим. в прозе, отзывающий прозой, пригодный… … Толковый словарь Ушакова

    Одно из средств общения, основаное на способности человека производить звуки (артикуляция) и соотносить комплексы звуков с предметами и понятиями (семантика). Общение на языке называется речью. Потребности речи привели к изучению и описанию языка … Литературная энциклопедия

    И; мн. род. зок, дат. зкам; ж. 1. Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. Народные сказки. Волшебные сказки. Бытовые сказки. С. о царевне лягушке. С. о лисе… … Энциклопедический словарь

    - (араб. повествование), литературный термин у народов Востока и Юго Восточной Азии. Обозначает любое чаще сюжетное поэтическое или прозаическое произведение, в узком значении жанр анонимного книжного прозаического эпоса. * * * ХИКАЯТ ХИКАЯТ… … Энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Молине. Жан Молине предлагает свою книгу Филиппу Клевскому. Миниатюра из рукописи прозаического переложения «Романа о Розе» Жан Молине (фр. Jean Molinet; 1435(1435), Девр 23 августа … Википедия

    Предлагает свою книгу Филиппу Клевскому. Миниатюра из рукописи прозаического переложения Романа о Розе Жан Молине (фр. Jean Molinet, 1435 23 августа 1507) французский поэт, глава школы «великих риториков». Молине родился в Девре (Па де Кале),… … Википедия

Книги

  • Александр Блок. Собрание сочинений в 6 томах (комплект из 6 книг) , Александр Блок , Собрание сочинений Александра Блока в шести томах включает в себя прозаическое и поэтическое наследие автора, драматические произведения, письма… Категория: Классическая проза Серия: Александр Блок. Собрание сочинений в шести томах Издатель: Художественная литература. Ленинградское отделение ,
  • Ostinato. Стихотворения Самюэля Вуда , Луи-Рене Дефоре , М. Гринберг , В книгу вошло итоговое прозаическое сочинение автора - "Ostinato", сочетающее жанровые черты автобиографической повести, лирического фрагмента и эссе о языке, памяти, писательском труде,… Категория: Современная проза Издатель:

Определить тему и идею (главную мысль) данного произведения; проблемы, затронутые в нём; пафос, с которым произведение написано.
Показать взаимосвязь сюжета и композиции.
Рассмотреть субъектную организацию произведения (художественный образ человека, приёмы создания персонажа, виды образов-персонажей, система образов-персонажей).
Выяснить авторское отношение к теме, идее и героям произведения.
Определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка.
Определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
Примечание: по этой схеме можно писать сочинение-отзыв о прочитанной книге, при этом в работе представить также:
Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний.
Развернутое обоснование выводов.

1. История создания.
При анализе художественного произведения в первую очередь необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст в период его создания. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеются в виду:
- литературные направления эпохи;
- место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;
- творческая история произведения;
- оценка произведения в критике;
- своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;
- оценка произведения в контексте современного прочтения;
Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения (тематика, проблематика, конфликт и пафос).
Тема - это то, о чём идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.
Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)
Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)
Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

2. Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
- действующие лица;
- события.

3. Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):
Экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта (может быть развернутой и нет, цельной и "разорванной"; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия.
Конфликт - столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта.
Пролог - своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко).
Завязка - начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.
Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются всё яснее и острее.
Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после неё действие ослабевает.
Развязка - решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда даётся оценка изображённому); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

4. Композиция:
- последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
- способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
- способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
- точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
- придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Композиционные принципы и элементы:
Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, "нитка с бусами"; в хронологии событий или нет...).
Дополнительные средства композиции:
Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображённого (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции).
Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения).
Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий.
Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл.
Композиционные приёмы - внутренние монологи, дневник и др.

Основные средства композиции:
Сюжет - то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий "сюжет" и "фабула":
1) сюжет - главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;
2) сюжет - художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий
Сюжет может излагаться:
- в прямой хронологической последовательности событий;
- с отступлениями в прошлое - ретроспективами - и "экскурсами" в будущее;
- в преднамеренно изменённой последовательности (художественное время в произведении).

Несюжетными элементами считаются:
вставные эпизоды;
лирические (авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

5. Образы действующих лиц (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
Повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).
1) Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:
- внешние черты - лицо, фигура, костюм;
- характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи. Изображение условий, в которых живёт и действует персонаж;
- изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;
- изображение социальной среды, общества, в котором живёт и действует персонаж;
- наличие или отсутствие прототипа.
2) Основные приёмы создания образа-персонажа:
- характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);
- портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);
- прямая авторская характеристика;
- психологический анализ - подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений, внутреннего мира персонажа; здесь особое значение имеет изображение "диалектики души", т.е. движения внутренней жизни героя;
- характеристика героя другими действующими лицами;
- художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);
3) Виды образов-персонажей:
- лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);
- драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют "сами", "без помощи автора", т.е. автор использует для характеристики персонажей приём самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);
- эпические - автор-повествователь или рассказчик последовательно описывает героев, их поступки, характеры, внешность, обстановку, в которой они живут, отношения с окружающими (встречаются в романах-эпопеях, повестях, рассказах, новеллах, очерках).
4) Система образов-персонажей:
Отдельные образы могут быть объединены в группы (группировка образов) - их взаимодействие помогает полнее представить и раскрыть каждое действующее лицо, а через них - тематику и идейный смысл произведения.
Все эти группы объединяются в общество, изображенное в произведении (многоплановое или одноплановое с социальной, этнической и т.п. точки зрения).
Художественное пространство и художественное время (хронотоп): пространство и время, изображенное автором.
Художественное пространство может быть условным и конкретным; сжатым и объёмным;
Художественное время может быть соотнесенным с историческим или нет, прерывистым и непрерывным, в хронологии событий (время эпическое) или хронологии внутренних душевных процессов персонажей (время лирическое), длительным или мгновенным, конечным или бесконечным, замкнутым (т.е. только в пределах сюжета, вне исторического времени) и открытым (на фоне определённой исторической эпохи).
Позиция автора и способы её выражения:
- Авторские оценки: прямые и косвенные.
- Способ создания художественных образов: повествование (изображение происходящих в произведении событий), описание (последовательное перечисление отдельных признаков, черт, свойств и явлений), формы устной речи (диалог, монолог).
- Место и значение художественной детали (художественная подробность, усиливающая представление о целом).

Уровень внешней формы.
Речевая и ритмомелодическая организация художественного текста.
Речь персонажей - выразительная или нет, выступающая как средство типизации; индивидуальные особенности речи; раскрывает характер и помогает понять отношение автора.
Речь повествователя - оценка событий и их участников
Своеобразие словопользования общенародного языка (активность включения синонимов, антонимов, омонимов, архаизмов, неологизмов, диалектизмов, варваризмов, профессионализмов).
Приёмы образности (тропы - использование слов в переносном значении) - простейшие (эпитет и сравнение) и сложные (метафора, олицетворение, аллегория, литота, перифраз).

6. Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
- выбор темы и её раскрытие;
- использование художественных средств;
- разработку любимых жанровых форм;
- язык.

7. Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический, социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направления), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания.

8. Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
рассказ - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы действующие лица, характеры действующих лиц в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность.
Виды:
- новелла событий;
- новелла "настроения" с психологическим сюжетом.
повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространённая в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
- социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
- морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
- исторический - о событиях прошлого;
- философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
- роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества;
- роман-антиутопия, роман-притча, роман-хроника одной семьи, роман-анекдот и т.д.
эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объём, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

Толковый словарь Ожегова

Прозаический , -ая, -ое.

Ом. проза.

То же, что прозаичный.

Толковый словарь русского языка Ушакова

ПРОЗАИЧЕСКИЙ, прозаическая, прозаическое; в качестве кратк. форм употр. прозаичен, чна, чно (книжн.).

Только полн. формы. Написанный прозою; противоп. стихотворный (лит.). Прозаический перевод.

Употребляющийся преимущ. в прозе, отзывающий прозой, пригодный для прозы, а не для поэзии (лит.). Прозаическое выражение. Это выражение прозаично. Порой дождливою намедни я завернул на скотный двор... тьфу! прозаические бредни! Пушкин.

Непоэтичный, лишенный увлекательности, занимательности. Скрепя сердце, обращаюсь я к событиям этого рассказа, столько же правдивого, сколько и прозаического. Григорович. || Скучный, будничный, самый обыденный. Прозаический разговор. Прозаические отношения. Жизнь человека необеспеченного имеет свои прозаические интересы. Чернышевский.

Деловой, практический, корыстный (ирон.). Преследовать прозаические цели.

Проза вокруг нас. Она в жизни и в книгах. Проза - это наш повседневный язык.

Художественная проза - это не имеющее размера (особой формы организации звучащей речи), нерифмованное повествование.

Прозаическое произведение - это написанный без рифмы, в чем его главное отличие от поэзии. Прозаические произведения бывают как художественные, так и нехудожественные, иногда они переплетаются между собой, как, например, в биографиях или мемуарах.

Как возникло прозаическое, или эпическое, произведение

Проза пришла в мир литературы из Древней Греции. Именно там появилась сначала поэзия, а потом и проза как термин. Первыми прозаическими произведениями были мифы, предания, легенды, сказки. Эти жанры определялись греками как нехудожественные, приземленные. Это были религиозные, бытовые или исторические повествования, получившие определение "прозаические".

В на первом месте стояла высокохудожественная поэзия, проза была на втором месте, как некое противопоставление. Положение стало меняться только во второй половине Прозаические жанры стали развиваться и расширяться. Появились романы, повести и новеллы.

В XIX веке писатель-прозаик оттеснил поэта на второй план. Роман, новелла стали главными художественными формами в литературе. Наконец, прозаическое произведение заняло свое законное место.

Прозу классифицируют по размеру: на малую и большую. Рассмотрим основные художественные жанры.

Произведение в прозе большого объема: виды

Роман - прозаическое произведение, которое отличается длиной повествования и сложным сюжетом, развитым в произведении в полной мере, а также роман может иметь побочные сюжетные линии, помимо основной.

Романистами были Оноре де Бальзак, Даниель Дефо, Эмили и Шарлотта Бронте, Эрих Мария Ремарк и многие другие.

Примеры прозаических произведений русских романистов могут составить отдельную книгу-список. Это произведения, ставшие классикой. Например, такие как «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского, «Дар» и «Лолита» Владимира Владимировича Набокова, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева, «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова и так далее.

Эпопея - это по объему большее, чем роман, и описывающее крупные исторически события или отвечающее общенародной проблематике, чаще и то и другое.

Самые значимые и известные эпопеи в русской литературе - «Война и мир» Льва Николаевича Толстого, «Тихий Дон» Михаила Александровича Шолохова и «Петр Первый» Алексея Николаевича Толстого.

Прозаическое произведение небольшого объема: виды

Новелла - короткое произведение, сопоставимое с рассказом, но имеющее большую насыщенность событиями. История новеллы берет начало в устном фольклоре, в притчах и сказаниях.

Новеллистами были Эдгар По, Герберт Уэллс; Ги де Мопассан и Александр Сергеевич Пушкин также писали новеллы.

Рассказ - небольшое прозаическое произведение, отличающееся малым количеством действующих лиц, одной сюжетной линией и подробным описанием деталей.

Рассказами богато Бунина, Паустовского.

Очерк - это прозаическое произведение, которое легко перепутать с рассказом. Но все же есть существенные отличия: описание только реальных событий, отсутствие вымысла, сочетание литературы художественной и документальной, как правило, затрагивание социальных проблем и присутствие большей описательности, чем в рассказе.

Очерки бывают портретные и исторические, проблемные и путевые. Также они могут между собой смешиваться. Например, исторический очерк может содержать в себе также портретный или проблемный.

Эссе - это некие впечатления или рассуждения автора в связи с конкретной темой. Оно обладает свободной композицией. Этот вид прозы сочетает в себе функции литературного очерка и публицистической статьи. Также может иметь нечто общее с философским трактатом.

Средний прозаический жанр - повесть

Повесть находится на границе между рассказом и романом. По объему ее нельзя отнести ни к малым, ни к большим прозаическим произведениям.

В западной литературе повесть называют «короткий роман». В отличие от романа, в повести всегда одна сюжетная линия, но развивается она также полно и полноценно, поэтому ее нельзя отнести к жанру рассказа.

Примеров повестей в русской литературе множество. Вот лишь некоторые: «Бедная Лиза» Карамзина, «Степь» Чехова, «Неточка Незванова» Достоевского, «Уездное» Замятина, «Жизнь Арсеньева» Бунина, «Станционный смотритель» Пушкина.

В зарубежной литературе можно назвать, например, «Рене» Шатобриана, «Собака Баскервилей» Конан-Дойля, «Повесть о господине Зоммере» Зюскинда.