Сознание вне времени и пространства. Мы не умрем! Сенсационное научное обоснование вечного сознания

Тип: силлабо-идеографическая

Языковая семья: не установлена

Локализация: Северная Месопотамия

Время распространения:3300 г. до н. э. — 100 г. н. э.

Шумер, одна из древнейших цивилизаций Ближнего Востока, существовала в конце IV — начале II тысячелетия до н. э. в Южном Двуречье, области нижнего течения Тигра и Евфрата, на юге современного Ирака.

Первые поселения на этой территории стали появляться уже в VI тысячелетии до н. э.

Откуда в эти земли пришли шумеры, среди которых растворились местные земледельческие общины, до сих пор не выяснено.

Их собственные предания говорят о восточном или юго-восточном происхождении. Древнейшим своим поселением они считали Эреду — самый южный из городов Двуречья, ныне городище Абу-Шахрайн.

Родиной же всего человечества шумеры называли остров Дильмуи, отождествляемый с современным Бахрейном в Персидском заливе.

Наиболее ранняя шумерская письменность представлена на текстах, найденных в шумерских городах Урук и Джемдет-Насра, датированных 3300 г. до н.

Шумерский язык до сих пор продолжает оставаться для нас загадкой, поскольку и сейчас не удалось установить его родство ни с одной из известных языковых семей. Археологические материалы позволяют предположить, что шумеры создали Убайдскую культуру на юге Двуречья конца V — начала IV тысячелетия до н. э. Благодаря возникновению иероглифической письменности шумеры оставили множество памятников своей культуры, запечатлев их на глиняных табличках.

Сама клинопись была письмом силлабическим, состоящим из нескольких сот знаков, из которых наиболее употребительными были около 300; в их число входили более 50 идеограмм, около 100 знаков для простых слогов и 130 для сложных; были знаки для цифр по шестидесятичной и десятичной системам.

Шумерская письменность развивалась на протяжении 2200 лет

Большинство знаков имеют по два и несколько чтений (полифонизм), так как нередко рядом с шумерским они приобретали и семитическое значение. Порой они изображали смежные понятия (например, «солнце» — bar и «светить» — lah).

Само изобретение шумерской письменности было, несомненно, одним из крупнейших и наиболее значительных достижений шумерской цивилизации. Шумерское письмо, прошедшее путь от иероглифических, образных знаков-символов до знаков, которыми стали записывать простейшие слоги, оказалось чрезвычайно прогрессивной системой. Ее заимствовали и использовали многие народы, говорившие на иных языках.

На рубеже IV—III тысячелетий до н. э. мы имеем бесспорные доказательства того, что население — Нижней Месопотамии было шумерским. Широко известная история о Великом потопе впервые встречается именно в шумерских историко-мифологических текстах.

Хотя шумерская письменность была изобретена исключительно для хозяйственных нужд, первые письменные литературные памятники появились у шумеров очень рано: среди записей, датируемых XXVI в. до н. э., уже есть образцы жанров народной мудрости, культовые тексты и гимны.

[

Благодаря этому обстоятельству культурное влияние шумеров на Древнем Ближнем Востоке было огромным и на многие столетия пережило их собственную цивилизацию.

Впоследствии письменность утрачивает рисуночный характер и трансформируется в клинопись.

Клинописью в Месопотамии пользовались почти три тысячи лет. Однако потом она была забыта. Десятки веков клинопись хранила свою тайну, пока в 1835 году необычайно энергичный англичанин Генри Роулинсон — английский офицер и любитель древностей — не расшифровал ее. Однажды ему сообщили, что на отвесной скале в Бехистуне (близ города Хамадан в Иране) сохранилась надпись. Это оказалась одна и та лее надпись, выполненная на трех древних языках, в том числе и на древнеперсидском. Роулинсон сначала прочитал надпись на этом известном ему языке, а потом сумел разобраться и в другой надписи, определив и расшифровав более 200 знаков клинописи.

В математике шумеры умели считать десятками. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту — на 60 секунд, год — на 12 месяцев, а окружность — на 360 градусов.

На рисунке вы видите, как за 500 лет иероглифические изображения числительных превратились в клинописные.


МХК. 10 КЛАСС. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ПЕРЕДНЕЙ АЗИИ

В IV-I тысячелетиях до н.э. в низовьях двух больших рек Тиг­ра и Евфрата (Месопотамия , или Двуречье , или Междуречье ), а так­же на всей территории Передней Азии жили народы высокой куль­туры, которым мы обязаны основами математических знаний и деле­нием часового циферблата на двенадцать частей. Здесь научились вычислять с большой точностью движение планет, время обращения Луны вокруг Земли. Зодчие Передней Азии умели возводить высо­чайшие башни, где в качестве строительного материала использо­вался кирпич. Здесь осушали болотистую местность, прокладыва­ли каналы и орошали поля, сажали плодовые сады, изобрели коле­со и строили корабли, умели прясть и ткать, ковали из меди и брон­зы орудия труда и оружие. Народы Древней Передней Азии достиг­ли больших успехов в области политической теории и практики, во­енного дела и государственного права. Многими их изобретениями и научными открытиями мы пользуемся до настоящего времени.

В плодородной долине Междуречья сформировались такие крупнейшие города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон , а также Ассирийская держава и Персидское госу­дарство и многие другие. Здесь на протяжении веков возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и возрождались древние сообщества.

В основе искусства Древней и Передней Азии лежит ясное пони­мание общей картины мира, четкое представление о мировом уст­ройстве. Его главной темой становится прославление силы и могу­щества человека.

Возникновение письменности

Книги-таблички из библиотеки царя Ашшурбанипала

К III тысячелетию до н.э. в южных долинах Двуречья сложи­лись многие города-государства, главным из которых стал Шумер. В историю мировой культуры шумеры вошли в первую очередь бла­годаря изобретению письменности.

Первоначально это было пиктографическое (рисуночное) пись­мо, постепенно заменённое сложными геометрическими знаками. Треугольники, ромбики, полоски, стилизованные пальмовые ветви наносили на поверхность сосудов. Каждая комбинация знаков рас­сказывала о важнейших для человека занятиях и событиях.

От сложного пиктографического письма, не позволяющего пере­дать многозначный смысл того или иного слова и понятия, вскоре пришлось отказаться. Например, знак или рисунок для обозначе­ния ноги стали читать как знак, передающий движение: «стоять», «ходить», «бегать». То есть один и тот же знак приобрел несколько совершенно различных значений, каждое из которых надо было подбирать в зависимости от контекста.

Писали на «дощечках» по мягкой глине, тщательно очищенной от всяких примесей. С этой целью использовались тростниковые или деревянные палочки, заточенные таким образом, что при вдав­ливании в сырую глину они оставляли след в виде клина. Затем таб­лички обжигали. В таком виде они могли храниться в течение дли­тельного времени. Вначале писали справа налево, но это было неудобно, так как собственная рука закрывала написанное. Постепенно перешли к более рациональ­ному письму - слева направо. Так пиктография, из­вестная ещё первобытному человеку, превратилась в клинопись, которая позднее была заимствована и пре­образована многими народами. Много интересного о жизни шумеров поведали глиняные таблички, рас­шифровка и прочтение которых потребовали от учё­ных немало усилий и времени. Известно, например, что у шумеров были школы, которые назывались «домами табличек». По глиняным табличкам учени­ки постигали азы чтения и письма. Из сохранивших­ся памятников письменности мы можем узнать о том, как строился учебный процесс в этих своеобразных школах. По всей вероятности, учителя держали своих воспитанников в большой строгости и повиновении, а поэтому в табличках встречаются многочисленные жалобы воспитанников.

В доме табличек надсмотрщик сделал

мне замечание: «Почему ты опоздал?»

Я испугался, сердце мое бешено

заколотилось,

Подойдя к учителю, я поклонился

до земли.

Отец дома табличек выпросил

мою табличку,
Он был ею недоволен и ударил меня.

Потом я усердствовал с уроком,

мучился с уроком...

Классный надсмотрщик приказал нам:

«Перепишите!»

Я взял свою табличку в руки,

Писал на ней,

Но было на табличке и то, чего я

не понимал,

Чего не мог прочесть...

Судьба писца мне опостылела,

судьбу писца я возненавидел...

Перевод Л. Шаргиной

Учёба в «доме табличек» открывала перед учениками большие возможности: впоследствии они занимали ведущие должности в мастерских и на строительстве, руководили работами по возделыва­нию земель, решали важнейшие государственные вопросы и споры.

В Ниневии была обнаружена знаменитая библиотека царя Асси­рии Ашшурбанипала (669 - ок. 633 г. до н.э.), представляющая со­бой первое в мире систематизированное собрание, где книги-таблич­ки подбирались по сериям, имели заглавия, порядковый номер и размещались по отраслям знаний. Царь очень дорожил своим сокро­вищем, а потому хранил «книги» в ящиках в сухом помещении на втором этаже. Так как содержание книги невозможно было размес­тить на одной табличке, то другие таблички служили её продолже­нием и хранились в специальном ящике.

Книги-таблички в библиотеке Ашшурбанипала копировались с более древних, хранящихся в разных странах. Вот почему царь от­правлял туда наиболее опытных писцов, которые должны были ото­брать самые интересные и значительные «книги», а затем перепи­сать их текст. Иногда таблички были такими древними, со сколоты­ми краями, что их невозможно было восстановить. В этом случае писцы делали пометку: «Стёрто, не знаю». Это была очень кропот­ливая работа, требующая хорошего знания древнего шумерского языка и одновременного перевода на вавилонский язык.

Что же переводили древние писцы в первую очередь? Учебники по языку и грамматике, книги по основам наук: математике, астро­номии, медицине и минералогии. Особым спросом пользовались таб­лички с гимнами и молитвами, сказаниями и легендами.

В 612 г. до н.э. под натиском врагов эти глиняные книги чуть было не погибли. Их спасло то, что во время пожаров глина от обжига стала ещё крепче и не боялась сырости. Конечно, многие из книг-табличек разбились, разлетевшись на множество мелких кусочков, но то, что сохранилось, пролежав под слоями песка, пепла и земли, через 2500 лет поведало учё­ным удивительные сведения о жизни и культуре народов Между­речья.

Выдающийся памятник мировой литературы «Эпос о Гильгамеше» («О всё видавшем», III тыс. до н.э.) - правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, датируемых началом II тысячелетия до н. э.

Архитектура

Время сохранило очень немногие архитектурные сооружения, чаще всего лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжён­ной глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро раз­рушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

В стране бурных рек и заболоченных равнин храмовые сооруже­ния поднимали на высокие насыпные подножия, предохраняющие их от наводнений. Важной частью архитектурных ансамблей были лестницы и пандусы (наклонные плоскости, заменяющие лестни­цу). По ним жители города или жрецы поднимались к святилищу. Города Междуречья защищали оборонительные сооружения с мощ­ными и высокими крепостными стенами, башнями и укреплёнными воротами.

Зиккурат в городе Уре. XXI век до н.э.

Важнейшим достижением архитектуры стало сооружение так называемых зиккуратов - ступенчатых башнеобразных храмов, предназначенных для культовых обрядов, а позднее и для астроно­мических наблюдений. Они высоко вздымались к небу, были мас­сивны и прочно стояли на земле, напоминая людям горы. На верх­ней площадке зиккурата располагалось святилище, то есть «жилище бога», куда и нисходило божество. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари и жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

Наибольшую известность приобрел зиккурат в городе Уре , кото­рый частично удалось раскопать из-под занёсших его слоев песка. Он представлял собой сооружение из трёх поставленных одна на другую усечённых пирамид. (В настоящее время сохранились лишь два этажа из первоначальных трёх его террас.) Низ был выкрашен в чёрный цвет, первая пирамида - в красный, средняя - в белый, верхняя со святилищем выложена голубым глазурованным кирпичом. Выступающие террасы были засажены декоративными деревьями и кустарниками. План здания позволяет сделать предположение, что святилище божества находилось за толстыми, не­проницаемыми стенами, а имевшиеся тесные помещения носи­ли замкнутый характер. Сохранившаяся в нижней части трёхцвет­ная мозаика, имитирующая связки тростника и тростниковое пле­тение, свидетельствует об изысканном декоративном убранстве зиккурата.

Ворота богини Иштар. VI в. до н.э. Музей Пергамон, Берлин

Не менее примечательны архитектурные сооружения Вавилона . Путь к городу шёл через ворота, посвящённые богине плодородия и земледелия Иштар . Они были облицованы глазурованным тёмно-синим кирпичом с изображением священных быков золотисто-жёлтого цвета и рядами белых и жёлтых драконов - фантастических существ с головой змеи, орлиными задними и львиными передними лапами. Эти символические защитники города придают воротам необычайную декоративность и зрелищность. Синий цвет фона выбран не случайно, он считался магическим средством от дурного глаза. Краски глазури, не потуск­невшие до сих пор, производят особенно сильное впечатление.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство Месопотамии представлено, глав­ным образом рельефами, которые украшали внутренние стены па­радных залов во дворцах ассирийских правителей. Трудно даже вообразить, сколько резчиков и скульпторов требовалось для выпол­нения подобной работы! На рельефах запечатлены батальные сцены: наступающие войска, быстрые колесницы, скачущие всадники, бесстрашные воины берут приступом крепость, взбираясь на крутые стены по канатным лестницам, или переплывают бурные реки, го­нят бесчисленные стада и толпы пленных. И всё это свершается во славу одного человека - царя!

Значительная часть рельефов и мозаик посвящена придворной жизни царя и его приближённых. Главное место занимают торжест­венные процессии. Царь (его фигура, как правило, намного больше остальных) восседает на троне в окружении множества вооружён­ных телохранителей. Справа и слева к царю тянутся бесконечной лентой пленники со связанными руками, народы покорённых стран с щедрыми подношениями. Или царь возлежит на пышном ложе в саду под тенистыми пальмами. Слуги навевают на него прохладу опахалами, веселят его игрой на арфе.

"Штандарт из Ура". Фрагмент. Середина III тыс. до н.э. Британский музей, Лондон

Среди подобных предметов искусства следует особо отметить «штандарт из Ура» - трехъярусную мозаичную плиту, иллюстри­рующую тему военного сражения и одержанной победы. Боевые ко­лесницы с запряжёнными в них приспособлениями для метания снарядов прокладывают дорогу. Колеса боевых колесниц имеют форму цельного диска без спиц и составлены из двух половинок. Слева направо движутся животные, сначала шагом, затем рысью и галопом. Под их копытами - тела побеждённых врагов. За ними следует многочисленная пехота в кожаных шлемах с наушниками, в кожаных накидках с металлическими бляхами. Воины горизон­тально держат копья, подталкивая ими идущих впереди пленников. В центре верхнего яруса - крупная фигура царя. Слева к ней на­правляется процессия с царской колесницей, оруженосцем и маль­чиком-слугой. Справа воины несут трофеи и ведут раздетых и обе­зоруженных пленников.

Большая львиная охота. Фрагмент барельефа. IX в. до н.э. Британский музей, Лондон

Сохранилось немало ассирийских рельефов с изображением охо­ты на диких животных, которая считалась великолепной трениров­кой для военных действий. В композиции «Большая львиная охо­та» художник выбрал один из самых напряжённых моментов охоты на львов. Фигуры людей и животных переданы в экспрессивном дви­жении. Охота уже началась. Стремительно мчится колесница. Под копытами лошадей в муках корчится раненый зверь. Возница с си­лой держит поводья, пришпоривая лошадей. В это время царь натя­гивает лук, готовясь поразить животное. Разъярённый дикий лев встал передними ногами на колесницу. С большой точностью ху­дожник изображает рычащую голову льва, защищающегося от уг­розы неминуемой смерти. С исключительным реализмом он воспро­изводит ту страшную боль, которую испытывает раненое животное. Художнику не откажешь и в мастерстве передачи деталей: силы мускулов царя, жесткости рук возницы, тщательной прорисовке ло­шадиных грив и уздечки.

Стела царя Нарамсина. XXIII в. до н.э. Лувр, Париж

Постоянная борьба за власть между городами и потребность в ознаменовании военных побед обусловили появление нового типа рельефа - рельефа мемориального характера . Речь идет о камен­ных плитах с округлой поверхностью, на которых символически за­печатлены религиозные сюжеты или исторические события. На победной стелецаря Нарамсина изображён поход царя против враждебных племён. Сверху по горным тропам развёртывается шествие воинов с копьями и штандартами на высоких древках. Их взоры обращены вверх, на победоносного царя Нарам­сина, поднявшегося к самым вершинам гор, над которыми сияют Луна и Солнце - сим­волы богов. Царь только что метнул дротик в одного из противников и готовится сра­зиться с последним врагом. Однако воин больше не сопротивляется, поднимает руки и закрывает лицо, точно ослеплённый величием победителя. Битва окончена. Нарамсин великодушно дарует ему жизнь и отводит назад руку со стрелой. Трупы убитых врагов падают из-под его ног в глу­бокую пропасть.

Интересна композиция стелы. На срав­нительно небольшой поверхности мастер удачно расположил возвышающуюся над всеми фигуру царя и множество воинов. В правой части видны фигуры спасаю­щихся бегством врагов: их копья слома­ны, на лицах ужас и мольба о пощаде. Умело использован и пейзаж: искрив­лённые ветром деревья, которые лепят­ся по крутым тропам горного ущелья.

Стела царя Хаммурапи. XVIII в. до н.э. Лувр, Париж

Не менее известна стела царя Хаммурапи. Вави­лонский царь Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), создатель свода законов, подходит в молитвенной по­зе к богу солнца Шамашу . Голова царя покрыта шап­кой с отогнутым краем, а длинная одежда спускается мягкими, свободными складками до ступней, остав­ляя правую руку обнажённой. Шамаш величественно восседает на троне, похожем на вавилонский храм с нишами и выступами. Ноги божества покоятся на громоздящихся горах, из-за которых он ежедневно приходит на землю к людям. Голову Шамаша венча­ют четыре пары рогов - знак величия, у него длин­ная завитая борода, а из-за плеч вырываются снопы солнечных лучей. Правой рукой Шамаш протягивает Хаммурапи символы власти - кольцо и жезл, как бы поручая царю вершить правосудие.

Искусство Древней Передней Азии внесло нема­лый вклад и в развитие мелкой пластики. Одни из са­мых ранних произведений - небольшие (до 30 см) статуэтки людей, совершающих обряд почитания бо­жества, так называемые адоранты (лат. «поклоне­ние», «обожание»). У них благоговейно сложены ру­ки, пышные и тщательно завитые бороды; огромные, обращённые вверх, как бы застывшие в изумлении глаза; уши, напряжённо улавливающие любое жела­ние божества. Они навсегда застыли в позах смире­ния и покорности. На плече каждой статуэтки - имя того, кого она должна представлять в

Сановник Эбих-Иль. III тыс. до н.э. Лувр, Париж

храме. Вот уп­равляющий Эбих-Иль (III тыс. до н.э.). Он сидит на плетёном табурете с молитвенно скрещенными на груди кистями рук. Куда устремлён его напряжён­ный выжидающий взгляд? Обращает на себя внима­ние утончённая проработка деталей одежды - юбки из овечьей шерсти с тонко отчеканенными прядями. Превосходно вырезана борода с вьющимися завитка­ми. Округлые формы скрывают мускулатуру тела, мягкие руки утратили силу и жесткость.

Общепризнанным шедевром является скульп­турное изображение головы богини Иштар, предвос­хитившее многие античные образцы. Пустые глазни­цы богини когда-то были инкрустированы драгоцен­ными камнями и придавали облику неповторимое величие. Волнистый парик, выполненный чеканкой по листовому золоту, производил устрашающий и завораживающий эффект. Во­лосы, разделённые пробором, полукружиями падают на лоб. Брови, сросшиеся над переносицей, и плотно сжатый рот придают лицу не­сколько высокомерное выражение.

Голова богини Иштар из Урука. Начало III тыс. до н.э. Иракский музей, Багдад

Музыкальное искусство

Памятники музыкальной культуры не сохранились, но о высо­ком уровне развития музыки можно судить по произведениям лите­ратуры и изобразительного искусства. Так, напри­мер, при раскопках в городе Уре были обнаружены клинописные «учебники» по пению. Из них мы узна­ём, что храмовые музыканты-жрецы пользовались большим почётом в обществе. Их имена записыва­лись вслед за именами богов и царей. Именами музы­кантов начиналось летосчисление. В сравнении с государственными чиновниками музыканты были ран­гом выше.

Во время траурных церемоний храмовые музы­канты-жрецы исполняли песни-плачи, а в обычные дни должны были радовать богов и царей прекрасны­ми звуками. Сохранилось такое приказание царя му­зыкантам:

«Царь повелел певцу предстать и петь перед власте­лином Нингирсу, чтобы успокоилось его сердце, уми­ротворилась его душа, осушились его слёзы, прекра­тились его вздохи; ибо этот певец подобен морской глубине, он очищает, подобно Евфрату, и шумит, как буря».

Таким образом, музыка должна была доставлять на­слаждение богам и царям, утешать души верующих. Позднее существовали большие придворные ансамбли, которые да­вали публичные концерты. Некоторые из ансамблей насчитывали 150 человек! Концерты устраивались во время религиозных церемо­ний, народных праздников, возвращения войск из походов, царских приёмов, пиров и торжественных процессий.

Из музыкальных инструментов особое распространение получи­ли арфа, тарелки, двойной гобой, продольные флейты, лютни и ли­ры. В культовой музыке также использовались различные колокольчики - амулеты против зла и бедствий. В обрядах, посвящён­ных культу Луны и звезды Иштар (планете Венера), участвовали медные барабаны громадных размеров. В честь музыкальных инст­рументов совершались даже жертвоприношения.

Во время раскопок одной из царских гробниц в городе Уре была обнаружена арфа с головой быка. На передней части арфы, под подбородком быка, укреплена дощечка с изображением Гильгамеша, бо­рющегося с двумя быками с человеческими лицами. Это сюжет из мифа, согласно которому боги

Арфа с головой быка. Около 2600 г. До н.э.

Иракский музей, Багдад

ня Иш­тар, посватавшаяся к Гильгамешу и получившая от него отказ, решила ему отомстить. Она потребовала, чтобы бог неба Ану создал «небесного быка» и грозо­вую тучу, которые должны были погубить Гильга­меша.

Древневосточная арфа имела узкий резонатор и струны разной длины, которые натягивались по диагонали. Среди множества разновидностей арф, отличающихся количеством струн, размером и спосо­бом исполнения, особой популярностью пользова­лись ассирийские горизонтальные арфы. На них иг­рали с помощью медиатора (тонкой длинной палоч­ки). Если же это были вертикальные арфы , то при воспроизведении музыки пользовались только паль­цами.

Из Месопотамии до нас дошли и некоторые термины, обозначаю­щие музыкальные интервалы, лады и жанры. И хотя учёные до сих пор спорят об их настоящем звучании, несомненно одно: в Между­речье не только исполняли музыку, но и сочиняли её, а также раз­вивали музыкальную теорию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о выдающихся достижениях культуры народов Древней Передней Азии. Какие из них не утратили своего значения в наши дни? Ка­кое влияние на общий характер развития культуры оказали природные ус­ловия и важнейшие исторические события?

2.Как и почему была изобретена шумерская письменность? Каковы её характерные особенности? О чём поведали нам глиняные таблички? Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ни­невии?

3. Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Между­речья? Расскажите о шедеврах храмового и градостроительного зодчества.

4. Определите ведущие темы изобразительного искусства Месопотамии. Какими обстоятельствами они были обусловлены? Рассмотрите рельефы с изображением животных («Большая львиная охота» и «Раненая львица»). Что изменилось в изображении зверя по сравнению с живописью первобыт­ного человека?

5. Расскажите о музыкальной культуре Древней Передней Азии. Какие музыкальные инструменты пользовались особенной популярностью?

Творческая мастерская

· Прочтите стихотворение В.Я. Брюсова «Ассаргадон». Каким увидел поэт из своего XX века ассирийского царя-деспота? Существует ли перекличка между этим стихотворением и победными стелами Древнего Востока (стела Нарамсина)?

Я - вождь земных царей и царь, Ассаргадон.

Едва я принял власть, на нас восстал Сидон.

Сидон я ниспроверг и камни бросил в море.

Египту речь моя звучала, как закон,

Элам читал судьбу в моём едином взоре,

Я на костях врагов воздвиг свой мощный трон.

Владыки и вожди, вам говорю я: горе!

Кто превзойдёт меня? кто будет равен мне?

Деянья всех людей - как тень в безумном сне,

Мечта о подвигах - как детская забава.

Я исчерпал до дна тебя, земная слава!

И вот стою один, величьем упоён,

Я, вождь земных царей и царь - Ассаргадон.

· Познакомьтесь с «Эпосом о Гильгамеше» - выдающимся памятником мировой литературы. Какие философские и нравственные проблемы нашли отражение в этом произведении? Оформите свои впечатления в виде неболь­шого сочинения.

· Попробуйте оформить выставку-стенд, на которой были бы представле­ны основные виды искусства Древней Передней Азии.


Похожая информация.


Каменный век, четвертое тысячелетие до нашей эры, люди орудуют каменными орудиями, имеют самые примитивные навыки, практически нулевые умения и самые варварские знания об окружающем мире. Живут либо прямо под открытым небом, либо в жилищах наподобие землянок. Ни луков, ни мечей, ни судов, ни ювелирных украшений, ни пирамид, ни королей, ни мебели, - ничего из этого сумбурного набора в то время не было, да и не могло возникнуть, учитывая этап человеческой эволюции.

Так казалось ученым долгое время, пока не была открыта цивилизация шумеров, которая своим существованием произвела настоящий фурор среди ученых умов. Масштабный шок был столько велик, что мало кто хотел верить в реальность шумеров, пока фактов не стало слишком много. Что же настолько поразило и продолжает поражать самые просвещенные умы человечества?

Судя по находкам, обнаруженным в городах шумеров, они были изобретателями чуть ли ни всего, чем мы пользуемся по сей день. В принципе историкам и литературным издательствам давно пора переписывать историю, потому что многое, что приписывалось другим народам, было изобретено именно таинственными шумерами. Шумеры пришли, и из ниоткуда возникли целые города с огромными пирамидами, зиккуратами, настоящими ровными дорогами, покрытыми веществом, схожим по составу с современным асфальтом.

Итак, шесть тысяч лет назад непонятная цивилизация то ли сама изобрела, то, что в то время еще не могло быть, либо воспользовалась более древними изобретениями, а, значит, все наши представления об этом этапе развития нашей планеты в корне не верны. Вот то немногое, что умели и чем пользовались шумеры:


В те времена на улицах уже можно было встретить рынки, люди открывали подобие кулинарий, где можно было перекусить с дороги. По улицам гуляли шумеры в красивых нарядах, украшенных разнообразными драгоценностями. И это не единственное, что повергает исследователей в шок. Более всего никто не понимает, почему нация, которая должна была развиваться, достигнув всего в первые столетия своего существования, затем резко начала деградировать! Предположения строились и строятся. И самое страшное при этом, что именно ученые и романтичные писатели последних поколений могут стать теми, благодаря кому цивилизация шумеров обрастет несуразными легендами, которые впоследствии будут мешать нашим же потомкам продолжить изучение этого интереснейшего загадочного народа.

Они утверждали, что живут в странах или городах, которых нет на карте. Или имели странные отношения со временем… Кто они - аферисты высшей пробы или, может быть, явились в наш мир из некоей параллельной вселенной?

Лаксариец, говорящий по-абрамиански

В 1852 году вышла в свет «Книга года о фактах в науке и искусстве» Джона Тимбса. В ней приводилась следующая история: «В конце 1850 года в маленьком городке в районе Лебас, рядом с Франкфуртом-на-Одере, появился странный человек. Никто не знал, откуда он. Он говорил по-немецки с акцентом и внешне выглядел как европеец. Его допросил бургомистр Франкфурта. Чужестранец сказал, что его зовут Джофар Ворин, он приехал из страны Лаксария, расположенной на континенте Сакрия. Он не знает ни одного европейского языка, кроме немецкого, но пишет и читает на лаксарийском и абрамианском языках».

Ворин разъяснил, что абрамианский язык является письменным и им пользуется духовенство, а простой люд в его стране говорит на лаксарийском… Религия лаксарийцев, по его словам, мало чем отличалась от христианской. Сама же Лаксария, утверждал он, расположена за океаном, и её отделяют от Европы сотни километров.

Мужчина также поведал, что отправился за океан на поиски своего пропавшего брата. Однако по пути его судно постигло кораблекрушение… Когда Джофара попросили показать на карте, каким маршрутом он плыл в Европу, тот пришёл в затруднение… Дело в том, что в его мире якобы было пять континентов, но назывались они Сакрия, Афлар, Аслар, Ауслар и Ефлар…

Непохоже, чтобы Джофар Ворин лгал. В конце концов, его отправили в Берлин, где Ворином стали заниматься учёные. Чем закончилась история, и что стало с этим человеком, неизвестно.

«Человек из Тауреда»

Аналогичные случаи описаны в книге «Направление возможностей» Колина Уилсона и Джеймса Гранта (1981 год). Например, в 1954 году на таможне в Японии задержали человека с паспортом, выданном в стране Тауред.

Сбитые с толку таможенники отвели жителя загадочной страны в комнату для допросов. Оказалось, что тот свободно говорил, по меньшей мере, на трёх языках - французском, испанском и японском. Также при нем были водительские права, выданные в том самом мифическом Тауреде…

Тогда мужчину попросили указать на карте местонахождение его родины. Сначала он указал на Андорру, расположенную между Францией и Испанией. Но потом занервничал: это была совсем другая страна! Путешественник заявил, что никогда не слышал об Андорре и что Тауред существует на Земле уже 1000 лет…

Самым удивительным было то, что в паспорте загадочного незнакомца стояло несколько штампов японской таможни: оказывается, он в течение последних пяти лет неоднократно посещал Токио!

Пока ситуация не разрешилась, мужчину поселили в один из номеров на верхнем этаже соседнего отеля. На ночь дверь заперли снаружи, поставив на всякий случай вооружённую охрану… Но наутро человек из неведомой страны бесследно исчез. Проведённое расследование ничего не дало.

Путешественники между мирами

Один из авторов книги «Направление возможностей» Калин Уилсон - известный писатель. Самое знаменитое его произведение - роман «Аутсайдеры», вышедший в 1956 году. Кроме того, Уилсон написал несколько работ по оккультизму и парапсихологии. Он считал, что случаи, подобные приключившемуся с «человеком из Тауреда», связаны с существованием параллельных измерений.

Теория порталов, через которые обитатели параллельных миров могут проникать к «соседям», далеко не нова… Можно предположить, что жизнь в других мирах, по крайней мере близких к нашему, довольно похожа на нашу, но в то же время есть и отличия - например, названия континентов и стран могут быть другими. Вот и возникают недоразумения, подобные тому, что приключилось с «человеком из Тауреда». А странное исчезновение объясняется очень просто - пришелец из параллельной реальности просто вернулся в свой мир.

Философ из будущего?

Сотрудник службы паспортного контроля в Нью-Йорке удивлённо смотрел на предъявленную ему визу… Если верить документу, год рождения обладателя паспорта ещё не наступил!

- Что вы удивляетесь, так и должно быть! - сказал стоявший перед ним человек. Речь шла об одной из самых таинственных личностей XX столетия - Георгии Ивановиче Гурджиеве, известном как философ-мистик, основатель института гармонического развития человека, создатель эзотерической школы Четвёртого пути.

В его биографии - сплошные белые пятна. По официальной версии, Гурджиев родился в армянском городе Александрополе, но точной даты его рождения не знает никто - называют разные цифры с 1866 по 1886 год.

Побывав в странах Востока, Африки и Средиземноморья, Гурджиев постигал тайные учения. Он развил в себе способности к телепатии и гипнозу и иногда демонстрировал их окружающим, убивая мысленным приказом на расстоянии в сотни миль яка или усыпляя слона.

Во время Второй мировой войны Гурджиев поддерживал связь с Карлом Хаусхофером, оккультным вдохновителем нацизма. Рассказывают, что именно он стоял у истоков тайного общества «Туле», управлявшего Третьим рейхом, в частности, предложил нацистам использовать в качестве эмблемы свастику - символ солнца у древних арийцев. А личному врачу Гитлера Морелли Гурджиев давал рецепты чудодейственных настоев и пилюль, делавших фюрера неуязвимым.

Понимал ли Гурджиев, кому помогает? Многие считали его тайным агентом одной из держав, возможно, ведущим двойную игру. Но, скорее всего, философ был чужд политических интересов и его в действительности интересовали лишь пути духовного развития человечества.

«Будучи всегда безжалостным к своим природным способностям и почти все время сохраняя самонаблюдение, - писал Георгий Гурджиев, - я смог достичь почти всего, что в пределах человеческих возможностей, а в некоторых случаях достиг даже такой степени силы, которой ни один человек, возможно, даже за все прошлые эпохи не достигал».

История жизни Георгия Гурджиева вызывает множество вопросов. Как малограмотному простолюдину удалось достичь высших ступеней духовного посвящения? Какие и от кого именно знания он получил в юности? Откуда взялась путаница с датами рождения? И вообще, тот ли он, за кого себя выдавал?

Князь Нижарадзе

Известно, например, что Гурджиев учился в Тифлисской духовной семинарии вместе с Иосифом Джугашвили. Есть предположения, что будущий «отец народов» состоял в некоем оккультном «восточном братстве», куда входили Гурджиев и его единомышленники.

В источниках, которые рассказывают о Гурджиеве, упоминается загадочная фигура - некий князь Нижарадзе. Под таким псевдонимом скрывался человек, чью сущность подменили на энергетическом уровне, вложив в него некую программу, то есть, фактически превратив его в зомби… Гурджиев описывает экспедицию к Персидскому заливу, в числе участников которой были он сам и князь Нижарадзе. Он упоминает о том, что «князь» по пути захворал лихорадкой, из-за которой путники вынуждены были на месяц задержаться в Багдаде. Известно, что в 1899-1900 годах Джугашвили работал в Тифлисской геофизической лаборатории, так что теоретически он вполне мог принимать участие в такой экспедиции. Да и лицо вождя было покрыто оспинами - уж не последствия ли это той «персидской» лихорадки?

Вопросы вызывает и партийное прозвище Сталина - Коба. Дело в том, что в переводе с церковнославянского оно означает «волхв», или «предсказатель». Так называли и персидского царя Кобадеса, в конце V века покорившего Восточную Грузию. Византийский историк Феофан утверждал, что Кобадес был великим магом и возглавлял секту с идеалами, близкими к коммунистическим, - например, сектанты проповедовали раздел имущества поровну, чтобы таким образом не стало ни бедных, ни богатых.

Согласно одной из гипотез, и Гурджиев, и Сталин и впрямь являлись лишь временными физическими воплощениями неких бессмертных энергетических сущностей, обитающих на Земле многие века, а то и пришельцев из другого мира или вовсе существующих вне времени и пространства. И кто знает, когда и в каком воплощении они явятся к нам вновь?