Праздники православной церкви вербное воскресение. Вербное Воскресенье: традиции праздник и приметы, народные обычаи

Нет, никогда, ни в кои веки, ни в кои дни не оставлял Господь Русскую землю, никогда не говорил нам: Се, оставляется вам дом ваш пуст. Нет, не оставлял нас Господь! Наказывая, любил. Разве не посылалось нам солнце на Благовещение, на Пасху, разве не гремели грозы на Илию пророка, не шел легкий снег на Покров, разве не горела высокая луна среди звезд на Рождество, не трещал лед на реке в крещенские морозы?..

Боже мой, а Пасха! Ее сияние, ее стряпня, радостная для голодных животишек. А обязательная чистая белая рубашка. И пасхальные крашеные яйца!.. Матери боялись за нас, да и за себя: как же это так - праздновать Пасху опасно. Но неужели смогли бы мы сдержать эту ликующую радость появления на улице в новехонькой рубашке, разве могли б стерпеть и не воскликнуть: «Христос Воскресе!»? А Вербное воскресенье! Мы шли за вербой. Ее называли по-разному: верба, тальник, краснотал, ракита - прямо плыли к ней в снегу по грудь. Возвращались все мокрехоньки. В другие дни матери ругали бы нас, а тут - нет. Брали ветки ласковыми руками, проводили по ладошке, по щеке, будто гладили себя пушистыми крохотными серыми зайчиками. Лишенные Церкви, мы не знали символического значения вербы - устилать земной путь Спасителя, но что-то же входило в наши души!

Вербное воскресенье - последнее перед Пасхой. Иначе оно называется Вход Господень в Иерусалим. Именно тогда Спаситель въехал в город, как самый скромный из скромных, на осле, в простой одежде. Но встречали Его как Царя. Постилали одежды и пальмовые ветви на Его пути, и непрестанно слышался крик: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!.. Осанна Сыну Давидову!»

А Спаситель… глядя на город, заплакал. Не о Себе - о городе: О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

Фарисеи запрещают людям относиться к Христу как к Царю, но люди не слушают, ликуют. Запрети им, - требуют фарисеи от Христа. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

Спаситель почти всегда уклонялся от прямого столкновения с фарисеями, чтобы не увеличивать их злобу, - их же жалея. Но теперь надлежало пройти через все испытания, которые приготовили Ему фарисеи: именно в эти дни заседает Синедрион, приговоривший Христа к смерти. Тогда же положили убить и Лазаря, чтобы не умножать славу Иисусову как воскрешающего из мертвых.

О судьбе Иерусалима заплакал Спаситель. Даже на Кресте, оставленный Богом, Он не заплачет! А еще перед тем уронил слезы, когда в Вифании, в доме Лазаря, которого Он любил, кинулись к Нему сестры Лазаря Марфа и Мария и сказали, что Лазарь уже четыре дня как во гробе. Именно в Вифании, недалеко от Иерусалима, Он явно показал Свою Божественность - при всех было совершено чудо - спеленутый в погребальные покровы мертвец вышел из гроба по Слову Его! Но злоба усилилась…

Первосвященники, книжники и фарисеи, закосневшие в гордыне превозношения и исполненные зависти, возненавидели Христа окончательно: они ждали своего мессию, но не Христа. Они считали: он придет и даст им окончательную власть над миром, а этот пророк отрицает их образ жизни, ни во что не ставит богатство, почет; две лепты вдовицы для Него больше толстого кошелька; Он делит трапезы с нищими и мытарями, не признает субботы… Фарисеи нутром чуяли, что их богоизбранничество заканчивается: отныне, от Воскресения Христова, богоизбранным будет любой человек, только воцерковленный и просвещенный новозаветным учением.

(Для незнающих добавим, что Лазарь, воскрешенный Христом, еще долго жил, долго служил Господу и умер в глубокой старости, будучи епископом на Кипре.)

Именно в доме Лазаря провел Спаситель последние часы перед входом в Иерусалим. Именно здесь сестра Лазаря Мария, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Именно тогда Иуда Симонов Искариот пожалел миро, замаскировав свою жадность заботой о нищих. Уже в доме Лазаря можно было понять, кто именно предаст Учителя, но никто из учеников не верит, что с их Наставником что-то может случиться. Он исцеляет хромых и прокаженных, немые отверзают уста, слепые прозревают, Он спасает и милует, Он повелевает стихиями, Он всемогущ, Он всесилен! Тем более три ученика Его, три будущих апостола - Петр, Иаков и Иоанн - были свидетелями, как Иисус беседовал с ветхозаветными пророками Моисеем и Илией, а с неба раздался голос Божий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение… разве может что-то случиться с Сыном Божиим?

Да, может, отвечает нам Писание. Но только по воле Самого Господа. А воля Его связана с любовью к нам. Ну вот как нас спасти, как?! Нас, принимающих за благо только радости материальной жизни. Накормленные пятью хлебами пять тысяч - не все обратились, многие из них из-за дарового питания готовы были следовать за Христом, лишь бы их кормили, разве не так? Больше того, разве не те же люди, которые в Вербное воскресенье кричали «Осанна!», разве не они же закричат вскоре: «Распни Его!»? Они.

Тут вопрос жизни и смерти. Кто считает жизнью только жизнь земную, тот мертв для жизни вечной…

Иисус ответил Иуде (не для него - для нас): «Нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда».

«Осанна Сыну Давидову!» И как не кричать - Царь пришел, Царь, из ничего хлебы созидающий, Царь, воскрешающий мертвых, - как не славить Его! Люди ослеплены земной радостью, забыта душа, ликует плоть.

Но не уйти от неизбежности предначертанного. Оно начинает сбываться. Сын Божий идет на крестные муки. Сам - послушный воле Отца! Еще впереди моление о Чаше, впереди страшная Среда - день Иудина предательства, впереди страшная Пятница Распятия…

Позади Неделя Крестопоклонная, Неделя Марии Египетской, пост. Осознание тяжести грехов и одновременно радость торжества духа над плотью. Завтра начинается Страстная седмица. А ныне, сегодня, сейчас - Господь вступает в Иерусалим!

И почему, почему так радостен, так светел, так ожидаем этот день - Вербное воскресенье? Мы - не те жители Иерусалима, Вифании, Назарета, мы в отличие от них знаем, что ждет Спасителя. И что ждет нас. Знаем: скоро, скоро пройдет эта черная предательская седмица, и засияют православные храмы, и с небес придет благодатный огонь, и мы воспоем единой грудью, единой душой:

«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!» - и снова, и снова - всю Пасхальную Светлую Седмицу и до Вознесения, до дня Святой Троицы, до схождения огненных языков на апостолов, до их крестных путей на запад и восток, на юг и на север…

Вербное воскресенье окончательно разделило всех на учеников Христа и на Его врагов. Уже готов предатель, уже готовы тридцать сребреников для него, выросла уже и осина, на которой он повесится. Уже пробует голос тот петух, который обличит предательство Петра в страшную ночь издевательств над Христом. Уже давно готово древо для Креста - на дне Овчей купели. Уже ад содрогается, и первый человек, погубивший себя грехом, - Адам - скоро уйдет из него со многими другими. Скоро, скоро засияют наши православные храмы, скоро мы единой грудью, сердцем и душой воспоем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!»

Но еще седмица до этого, седмица молений и покаяний, еще черные завесы на царских вратах…

Только не оставлены мы! Утром в понедельник Православная Церковь приступает к мироварению. Вливается в котел освященная вода, елей и благовония, епископ зажигает огонь под ним, и три дня варится миро под непрерывное чтение Евангелия. Это - именно то священное миро, которым Мария в доме воскрешенного Лазаря помазала ноги Христу и помазанием которого сообщаются нам один раз в жизни дары Духа Святого - при Святом Миропомазании.

…Вербочки лежали у нас на божнице, перед бабушкиной иконой. При болезнях вербочки заваривали с чаем. Одну веточку брали, когда в мае выгоняли в поле первый раз коров, чтобы хлестнуть ею каждую. Веточку не возвращали домой, а втыкали у берега. Вербочки обязательно приживались. И сейчас мальчишки тоже ходят за нею. А девочки обвязывают пучки вербы красными ленточками. В церкви батюшка освящает вербу. Будь благословенно Вербное воскресенье, цветоносное, как еще называют его, Вход Господень в Иерусалим!

МОСКВА, 21 апреля. /ТАСС/. Православные христиане отмечают в воскресенье Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. Он открывает последний этап подготовки к встрече Воскресения Христова или Пасхи, которая в этом году приходится на 28 апреля.

"Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит божественную литургию в Храме Христа Спасителя в праздник Входа Господня в Иерусалим", - сообщили в пресс-службе предстоятеля. В субботу на вечернем богослужении он освятил вербы.

История праздника

Праздник посвящен воспоминаниям о торжественном входе Христа в Иерусалим. Сведения об этом событии содержатся во всех четырех Евангелиях - от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Согласно Евангелию, в последний год своей земной жизни Иисус отправился в Иерусалим вместе с учениками и по пути он получил известие о болезни Лазаря из Вифании, которого называл свои другом. Ко времени прихода Христа в Вифанию Лазарь уже умер, его тело четыре дня покоилось в погребальной пещере. Придя к ней, Иисус начал молиться, а затем воскликнул: "Лазарь, иди вон!". После этих слов усопший воскрес и вышел из гробницы.

На следующий день Христос подъехал к Иерусалиму, где перед праздником иудейской Пасхи собралось множество паломников. Горожане ожидали увидеть торжественное появление Спасителя, но к их удивлению он въехал в городские ворота верхом не на коне, как триумфатор, а на скоромном осле. Народ приветствовал Иисуса, дорогу перед ним застилали одеждой и пальмовыми ветвями, которыми на Востоке чествовали победителей и брали с собой в паломничество по святым местам. С тех пор пальмовые ветви используются как атрибут праздничных богослужений у восточных христиан и католиков. В России и некоторых других странах их заменили букеты из веточек вербы.

Затем Христос направился в Иерусалимский храм, где велась подготовка к пасхальным жертвоприношениям: сгоняли жертвенный скот, открывали торговые и разменные лавки. Он выгнал оттуда всех торговцев, что вызвало гнев первосвященников, однако никто не посмел ослушаться. Когда же Христос исцелил всех немощных и больных, пришедших к храму, народ еще больше поверил в него как в спасителя Израиля. Вечером он вернулся в Вифанию, в дом Лазаря, вместе со своими учениками и последователями.

Особенности и традиции

Вход Господень в Иерусалим отличается от других двунадесятых праздников тем, что формально не имеет в церковном календаре дней предпразднства (накануне праздника) и попразднства (после него), поскольку приходится на период между Четыредесятницей и Страстной неделей. На праздник в православных храмах освящают ветки вербы. Этот чин проводится накануне, во время всенощного бдения в Лазареву субботу. Затем освященную вербу раздают прихожанам, которые держат ее всю службу вместе с горящими свечами.

"Во время Входа Господня в Иерусалим люди встречали Спасителя с пальмовыми ветвями и постилали по дороге свои одежды. Так как у нас не растет пальмовое дерево, как на Востоке, мы используем вербу. Верба первой просыпается у нас от зимнего сна, словно проповедует о воскресении мертвых, о том, что впереди весна жизни, а все, скованное морозом, скоро оживет и покроется листьями или цветами. Нужно помнить, что верба освящена и выбрасывать куда попало ее нельзя. Следует сжечь сухую веточку, а пепел закопать в месте, которое не попирается ногами, либо пустить в реку. Если же мы хотим сохранить вербу, то, принеся ее из храма, ставим в вазу с водой и потом высаживаем", - рассказал ТАСС настоятель Богоявленского собора в Елохове протоиерей Александр Агейкин.

С праздником Входа Господня в Иерусалим в разных странах связаны интересные традиции. В Иерусалиме в этот день совершается величественный крестный ход во главе с патриархом Иерусалимской православной церкви. С иконой праздника процессия с пальмовыми ветвями проходит дорогой Спасителя: с Елеонской горы спускается в Гефсиманию и вступает в Старый город. Также на Востоке есть традиция крестного хода с младенцами в этот день, поскольку именно дети устилали ветвями дорогу Христу.

В восточнославянской традиции освященной вербе придавали особую силу, верили, что она может спасти от грозы, помогает больным исцелиться, а также может уберечь домашний скот от болезней, сглаза и нападений хищных животных. С праздником также было связано много пословиц и примет, в частности считалось, что мороз в этот день предвещает хороший урожай яровых культур.

Символ Вербного Воскресенья – верба, праздник ещё называют Вход Господень в Иерусалим. Какого числа в 2019 году Вербное Воскресенье у православных? Вербное Воскресенье 2019, число православного праздника приходится на 21 апреля 2019 года, дата по церковным канонам выпадает на воскресный день за неделю до Пасхи.

В православном календаре Вербное Воскресенье выделяется, как одно из главных церковных событий, проходящих из года в год. В 2019 году переходящий церковный праздник наступает во время Великого Поста. Несмотря на строгий пост, в этот день во всех церквях священники проводят праздничные богослужения. Торжество отмечается в последнее воскресенье Великого Поста. Со следующего дня начинаются самые строгие дни недели – Страстная седмица.

Светлый православный праздник Вход Господень в Иерусалим считается двунадесятым, в этот день христиане молятся, с грустью отмечают Пальмовое Воскресенье в кругу семьи, готовят свои мысли и душу к наступлению Светлой Пасхи. По православной традиции верующие начинают отмечать торжественное событие накануне – в субботу, освещая вербовые ветви в церкви.

Разгадамус считает познавательным. Хотя Вербное Воскресенье приходится на день Великого Поста, в меню верующих христиан разрешается включать рыбу. Послабление в приёме пищи допускается перед самой знаменательной неделей пасхального Поста – Страстной неделей.

Вечером в субботний день перед Вербным Воскресеньем, во время праздничной, службы священник окропляет вербовые ветви святой водой, принесённые прихожанами, после чего христиане стоят до конца богослужения в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

Какого числа Вербное воскресенье в 2019 году: 21 апреля

Гороскоп на каждый день

1 ч. назад

Число 21 апреля 2019 года – это тот день, когда будет Вербное Воскресенье или Вход Господень в Иерусалим. Церковный праздник Вербное Воскресенье не имеет точной даты в православном , число христианского торжества ежегодно определяется относительно числа .

За неделю до Светлого Христова Воскресения христиане украшают свои дома освященными в церкви веточками вербы с почками. Вербовые ветви по православным традициям должны находиться в доме и стоять целый год у каждого верующего христианина, как напоминание о Великой трагедии, описанной в Библии, связанной со смертью Христа.

История Вербного воскресенья

История рассказывает, что ещё в семнадцатом веке праздник называли Пальмовым Воскресеньем. Пальма в отличие от вербы встречается исключительно в южном климате, поэтому заменой пальмовым ветвям стала верба, почки на ветвях которой распускаются ранней весной самыми первыми.

Из истории появления праздника, согласно Священному Писанию, день ознаменовался тем, что Иисус Христос въехал в Иерусалим на белом осле. Появление Мессии чествовали ликующие люди, собравшиеся у входа в Иерусалим, Иисуса приветствовали ветвями пальмы, устилали дорогу листьями пальмового дерева. День, когда Иисус Христос предстал перед народом, стал важным праздником для христиан. Пришествию Мессии – Сыну Божьему – рады были не все присутствующие. Не прошло и семь дней, как Иисуса обвинили в покушении на царский трон, и Христа распяли люди, неделю назад чествовавшие Сына Божьего.

История возникновения знаменательной даты связана со страшными событиями, Вербное Воскресенье входит в число трагических церковных праздников православного календаря, дата служит напоминанием для всех живых о мученической смерти Иисуса на кресте. Смерть Иисуса Христа стала искуплением грехов народа, спасением от власти дьявола, смерти и греха.

Традиции Вербного воскресенья

Основной священной традицией Вербного Воскресенья является освящение вербы. Освящение вербовых ветвей святой водой, окропление вербы во время богослужения в церкви – обычай, традиционное наследие, дошедшее до нас от предков, считавших обязательный ритуал магическим, священным. Ветви вербы после окропления в храме христиане приносили домой, хранили возле иконы на протяжении года. На следующий год перед праздником ветки сжигали, приносили новые и ставили без воды в вазу.

Традиция ставить дома вербу сохранилась до настоящего времени. По церковным канонам считается, что освящённая верба служит защитой для дома от пожара, несчастий. Хозяев жилища магическое растение защищает от бедности, болезней, дурного глаза.

Предназначенные для освящения ветки срезают с пушистыми почками со здоровых деревьев, верба, как правило, растёт на берегу реки, водоёма. Вербу иногда христиане заменяют ветвями ивы. Веточки с почками после окропления в храме по традиции становятся украшением дома на целый год, это растение – символ почитания жертвы Иисуса Христа.

Кроме украшения жилища, веточки принято вкладывать в руки усопших, чтобы помочь душе встретиться со Спасителем. Вербу приносят на кладбище и кладут на могилы близких. Храмы накануне праздничной службы украшают зелёными ветками ивы или вербы.

Утренняя служба в церкви посвящена воспоминаниям о страданиях и смерти Иисуса, принявшего добровольно мученическую смерть ради спасения всех грешников.

Во время вечерней службы напоминают прихожанам о наступлении Страстной седмицы, последней неделе, когда Иисус был распят на кресте.

Вербное Воскресенье 2019 года – важный православный церковный праздник со своими традициями, обычаями, которые следует почитать верующим, всегда помнить о жертве, принесённой Спасителем во имя всех живых.

В канун пасхальных праздников церковный календарь просто пестрит различными важными событиями и величественными торжествами.

Большинство из них хорошо известно даже людям, далеким от веры. Не стало исключением и Вербное воскресенье.Но что об этом важном празднике знают люди, которые спешат нарвать охапки вербы и освятить их в церкви.

Вербное воскресенье: праздник по Евангелие

Согласно евангелийских писаний за неделю до Пасхи празднуется торжественное вхождение Христа в город Иерусалим.

В церковном календаре название праздника звучит, ка Вход Господень в Иерусалим. Об этом торжественном событии описано у всех четырех евангелистов.

Спаситель обращается к своим ученикам с просьбой найти для Него осла. Именно на этом животном Иисус планирует въехать в город.

Просьбу выполняют два Апостола, которые находят животное в соседнем селении и, застелив его одеждой, отдают своему Учителю.

Иисус въезжает в Иерусалим на осле. Его встречают величественными ликованиями толпы жителей города. Дорогу Спасителю устилают пальмовыми ветвями.

Именно пальмовые ветви или вайями легли в дальнейшем в основу названия праздника.

Воскресенье ваий – такое первоначальное название торжества. Оно и сегодня сохранилось в христианских странах, где растут пальмы.

«Славянский» вариант, связанный с вербой, появился намного позже. А сама верба стала северным символом праздника.

Встречая Иисуса, жители города выкрикивают приветствия, славящие его. Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних! Слово «осанна» дословно с древнееврейского переводится, как «помоги, спаси же».

Греческий вариант писания упоминает слово в этом случае, которое означает «слава».

Так что встречали Иисуса в Иерусалиме со словами величия, прославления.

Но это было связано не с верой в спасение, которое нес Христос, как Сын Божий, а с надеждой, что Грядущий принесет облегчение в непростой жизни евреев на просторах Римской империи.

Воспринимался же Христос встречающими, как царь земной, обладающий выдающимися способностями пророка.

Лазарева суббота, как великое чудо воскрешения

Но с чем же связана такая знаменитость Иисуса Христа? Почему его встречали с такими почестями и надеждами? Ведь встреча по своей торжественности была даже более величественной, чем проведение самых больших праздников.

Все объясняется событием, непосредственно предшествующим входу в Иерусалим.

Накануне, то есть в субботу, Сын Божий сотворил одно из самых великий чудес – оживил Лазаря, который уже как четыре дня был мертвым.

В такое чудо не верили даже его ученики. Но вера смогла сотворить немыслимое, и Лазарь восстал из мертвых.

Это событие в дальнейшем будет отмечаться, как еще одно великое торжество в церковном календаре. А в древние времена слухи быстро распространились по околицам, и дошли до римского города, расположенного поблизости.

Скорбная сторона Верного воскресенья

Иисус, согласно пророчеству, въезжает в город не на белом красивейшем коне в окружении свиты, как бы сделали многие правители, а на молодом осленке. И этому существует несколько объяснений.

По восточным поверьям всадник на осле нес мир, а вот въезжающий на коне символизировал войну. И все поведение Миссии говорит не о возвышении, а о кротости. Ведь уже в эти минуты Он знал, что замышляют книжники и фарисеи.

Христос прекрасно понимает, что впереди Его ждет предательство и неземные муки. Но его миссия состоит именно в том, чтобы принести эту жертву ради спасения грешников. Поэтому Христос идет навстречу своей смерти сквозь толпы ликующей толпы.

Уже через несколько дней возгласы славы сменятся проклятиями, а величественные почести унижением.

Эти люди, переполненные злобой, возьмут в руки камни вместо пальмовых ветвей, а их разум затмит ненависть.

Поэтому праздник Вербное воскресенье воспринимается не только как веселое торжество, но и как первый шаг к печальным событиям, как подтверждение человеческой греховности, предательства.

Когда в России празднуют Вербное воскресенье?

Практически каждый знает, когда в этом году Пасха и Вербное воскресенье.

Ведь достаточно открыть церковный календарь, и там можно узнать все праздничные даты на десятилетие вперед.

Что касается числа, когда празднуется Вербное воскресенье, нужно знать, что дата непостоянная и приходится как раз на воскресный день за неделю до Святой Пасхи.

Поэтому вычислить, какого числа Вербное воскресенье несложно – нужно только отнять от даты Пасхи 7 дней.

В ближайшие годы дата празднования Вербного Воскресенья приходится:

  • в 2017 году на 9 апреля;
  • в 2018 году на 1 апреля;
  • в 2019 году на 21 апреля;
  • в 2020 году на 12 апреля.

Как видим, праздник всегда проходит весной, и чаще всего в апреле.

Вербное воскресенье: история праздника

Праздновать Вербное или Цветоносное, Ваий воскресенье начали в IV-V вв. и очень стремительно праздник завоевал поклонников в христианском мире.

Самые пышные мероприятия, конечно, проводятся в Иерусалимской Церкви.

Тексты богослужений, которые остались неизменными до наших дней, появились в VII веке.

Символом праздника стали ветви пальмы, а у славянских народов – вербы. Эти атрибуты обязательно освящают в церкви.

Поэтому на Руси христиане приходят в храм с букетами вербы, которая обычно к этому времени успевает выпустить свои пушистые почки.

Как это ни прискорбно, миряне, не зная истинного значения праздника, спешат в ближайший храм только для освящения вербы.

Нередко у церкви можно в Вербное воскресенье увидеть толпы прихожан с букетиками вербы.

Они ждут, когда священнослужитель выйдет и окропит их веточки, и совершенно забывают о молитве.

Помните, что традиция освящения вербы сегодня является только дополнением к благочестивым обрядам.

Однако исключительно выполнение этого ритуала полностью лишено смысла, если верующие игнорируют основные традиции.

В храм приходят, прежде всего, для встречи Спасителя, а веточки берут с собой, как символ приветствия.

И только с молитвой в церкви можно освятить вербу и принести ее домой, чтобы сохранить, как святыню, рядом с иконами.

Вербное воскресенье: традиции и запреты

Праздник существует уже несколько веков. Поэтому неудивительно, что к основным церковным канонам присоединилось множество народных обрядов, ритуалов и примет.

Ко многим из них церковь относится отрицательно. Христианин должен, прежде всего, соблюсти те традиции, которые предусмотрены церковными рекомендациями. А их не так уж и много.

Прежде всего, следует помнить, что праздник всегда приходится на Великий пост. Поэтому запрет распространяется на любые увеселительные мероприятия.

Запрещено петь, гулять свадьбы, отмечать дни рождения и придаваться плотским утехам. А вот на постный стол имеются послабления.

Для постящихся Вербное воскресенье еще является долгожданным днем, так как именно сегодня разрешены кушанья с рыбой.

Также можно добавлять в блюда растительное масло и отведать немного красного вина.

Но это не значит, что в этот день накрывают пышные столы. Запрещено выполнять любые работы по дому.

Поэтому о приготовлении пищи хозяйке лучше позаботиться заранее.

Для праздничной трапезы с вечера пекут гречневые блины и готовят постный хлеб, символическое печенье. Нельзя также работать на земле, шить, вязать, управляться со скотом.

Особый запрет распространяется на любые магические действия. Поэтому гадания, выполнение магических ритуалов считается большим грехом.

Как противостоять суевериям в Вербное воскресенье?

Можно встретить огромное количество различных народных обычаев, связанных с Вербным воскресеньем, которые далеки от церковных канонов.

Согласно таким суевериям:

  • бьют родных прутьями, чтобы они не болели на протяжении ближайшего года;
  • пытаются остановить град, выбрасывая во время стихии веточки вербы на улицу;
  • ставят вербу у изголовья тяжелобольных в надежде на выздоровление.

Конечно, за такими ритуалами стоит вера человека в чудо.

Но тяжело сказать, будет ли польза от этих обрядов, когда кроме соблюдения ритуальных действ, не присутствует истинная вера, молитва и покаяние.

Переходящий двунадесятый праздник. Всегда в воскресенье, предшествующее Пасхе.

Все четыре евангелиста повествуют о Входе Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до крестных страстей Его. Когда после чудесного воскрешения Лазаря Иисус Христос за шесть дней до Пасхи собрался для празднования ее идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена на Востоке сопровождали царей. Первосвященники же иудейские, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а также и Лазаря, «потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса».

Но произошло неожиданное для них: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» Многие подстилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге, дети приветствовали Мессию. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его.

Далее евангелисты повествуют: «Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле». И вошел Иисус в храм Божий, и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано: «дом Мой домом молитвы наречется», а вы сделали его вертепом разбойников». Весь народ с восхищением слушал учение Господне. После чего к Иисусу приступили слепые и хромые, которых Он исцелил. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Праздник Входа в Иерусалим от употребления в этот день ваий (пальмовых ветвей и верб) называется также Неделей ваий и Вербным Воскресением.

Церковь напоминает этот торжественный Вход в Иерусалим в последнее воскресение Великого поста и воспевает. (Кондак, глас 6-й):

«На престоле на небеса, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати».

За утреней присутствующим раздаются зеленеющие ветви со свечами в память того, что встречали Господа с пальмовыми ветвями в руках.

Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий

Красуйся и радуйся Церкве Божия:

се бо Царь твой прииде в правде,

на жребяти седя, от детей воспеваемый:

осанна в вышних!

Сегодняшний день - торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим. В этот день Церковь вспоминает, что пришедшие на праздник Пасхи иудеи встречали Иисуса как мессию, как пророка, как великого чудотворца, ибо знали, что Он незадолго до этого воскресил четверодневного Лазаря. Взрослые и дети пели и ликовали, подкладывали под ноги осла, на котором Он ехал,свои одежды, встречали Его зелеными ветвями и цветами. От обычая употреблять в этот праздник вайи (ветви финиковой пальмы) он называется Неделею «Ваий», «Цветоносия», «Цветною». У нас же этот праздник называется «Вербным воскресением», т. к. вайи заменяются вербой, поскольку ранее других деревьев являет она признаки пробуждающейся после долгой зимы жизни. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами - это воспоминание торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как победителя ада и смерти.

В воскресенье вечером богослужебные тексты свидетельствуют о наступлении Страстной, или Великой, седмицы. Начиная с вечерни недели Ваий, все песни Триоди Постной ведут нас по следам Господа, грядущего на вольную смерть.