Что делать, если ребенок обижает других детей? Решение от психолога.

Такое поведение требует обращения к специалисту, чтобы разобраться в ситуации и изучить глубоко скрытые причины агрессивного поведения. Зачастую малыш, как зеркало, отражает негативное воздействие окружающего мира, иногда такое поведение служит для ребенка способом обратить внимание на какую-либо проблему.

Ребенок дерется в садике, причины

  • Он часто может просто не понимать, что драка - это плохо и относится к своему поведению неосознанно.

Малыш проверяет, что можно делать, а что нельзя, пытается понять почему такое поведение считается плохим. Если кроха вдруг решил продемонстрировать вам, как он умеет драться, нужно мягко и спокойно объяснить ему, что драка - это плохо, так можно обидеть кого-нибудь из близких - маму, папу или бабушку. Удары малыша, который не достиг и трех лет, больше похожи на легкие поглаживания, но все равно, необходимо отнестись к этому серьезно и объяснять, что это плохо и больно.

  • Другая причина драки в детском саду может быть связана со строгим воспитанием и множеством запретов, которые мешают малышу тратить накопленную энергию и удовлетворять потребность в познании мира.

Для того, чтобы малыш был более спокойным,избегайте лишних запретов, помогайте познавать мир.

  • Более старшие дети хотят привлечь к себе внимание.

Иногда так проявляет себя своеобразный крик о помощи. Не пытайтесь сразу же обвинять и стыдить своего малыша, особенно если раньше такого поведения не наблюдалось. Постарайтесь понять его, выслушать, если он может четко излагать свои мысли, понаблюдать. Причиной может быть конфликт с другими детьми или воспитателем. Нужно выяснить, является ли агрессия ребенка защитной или он сам провоцирует других.

  • Часто жестокость в семье порождает такое поведение. С такими детьми нужно серьезно работать, обращать внимание общественности на ситуацию в семье.

Что делать, если ребенок дерется в детском саду

  • Не спешите сразу же принимать сторону воспитателя или родителей обиженного ребенка. Вполне возможно, что ваш малыш защищался.
  • Расспросите ребенка, поговорите с воспитателем.
  • Будьте готовы к тому, что мнения вашего малыша и взрослого на произошедшее будут отличаться.
  • Если ваш малыш является провокатором, возможно, причиной такого поведения являются сложности с адаптацией. Ваша задача - не ругать ребенка, а помочь ему привыкнуть к новым условиям. Обязательно отдайте его в какую-нибудь спортивную секцию, чтобы он смог выплеснуть негатив, больше уделяйте крохе внимания, играйте с ним. Показывайте на примере, почему это плохо.
  • Сочините с ребенком сказку. В ней должен быть главный герой, который смог легко преодолеть трудности и справиться со своей агрессией.
  • Иногда лучшей реакцией родителей будет «принцип невмешательства». Но, если при этом дети дерутся не систематически, а ребенок не причиняет вреда другим. В данном случае, нужно предоставить возможность разобраться ребенку с проблемой самому.
  • Если ваш малыш затеял драку, не спешите его ругать, разберитесь в ситуации. Агрессию можно направить в другое русло, если, например, разрешить малышу на улице погонять мячик, помахать руками, поколотить подушку. Можно побегать с ним по парковой дорожке, а зимой поиграть в снежки. Таким образом, ребенок будет выплескивать свой негатив.

А вы сталкивались с подобной проблемой? Расскажите, что вы предпринимаете, чтобы помочь своему ребенку?

Лекция " ". Марьяна Безруких

Большинство родителей могут столкнуться с детской агрессией. Вопрос о том, что делать, если ребенок дерется, бывает актуален уже в год. Малыш растет, развивается и в какой-то момент начинает проверять границы дозволенного. Не стоит игнорировать эти первые звоночки: с возрастом исправить ситуацию будет сложнее. Поэтому в случае щипков, укусов, ударов реакция должна следовать обязательно.

Как отучить ребенка драться с родителями?

Самый действенный способ - лишение внимания. Подходит как для малышей, которым только год, так и для детей постарше. Сразу же после удара необходимо сказать крохе, что маме больно и неприятно. Если он пытается ударить еще раз, то сразу же снять с рук. При этом важно проговаривать, что такое обращение недопустимо и общаться так с малышом никто не будет. Действие должно сопровождаться словами. Выражения надо подбирать такие, чтобы донести, что плохое поведение ребенка, а не он сам.

Так как цель - объяснить, а не наказать и унизить, то расстроенного и плачущего карапуза лучше сразу же взять обратно. Но удар может повториться, тогда опять посадить его на пол. До истерики доводить не стоит, но необходимо выдержать паузу перед тем, как посадить его на колени, придерживая при этом ручки. В случае, когда ребенок был не на руках, также следует выдержать расстояние: остановить игру, уйти в другую комнату, соответствующе это прокомментировав.

Бывает, что подобные инциденты происходят при других членах семьи. Можно их задействовать, чтобы отучить малыша от жестокой привычки. Для этого родственники начинают жалеть пострадавшего, гладят его, говорят добрые слова, а обидчика игнорируют. Такие действия дают понять, что для привлечения внимания этот способ не работает.



Если ребенок дерется, можно ли поступить с ним так же?

Многими родителями применяется метод «дать сдачи». Не все психологи его рекомендуют, так как дети повторяют поведение старших, а таким образом им дается представление о допустимости выражения своего недовольства таким образом. Неудачный этот вариант еще и потому, что любящие домочадцы жалеют карапузов и не готовы сделать им больно. В итоге обмен ударами или укусами малыш воспринимает как занимательную игру и с радостью будет ее повторять. Чтобы этого не произошло, действовать надо твердо:

  • первый раз объяснить, что он делает больно;
  • если поведение не улучшилось, то после второго раза предупредить, чтобы не бил или кусался, так как ему тоже будет больно;
  • после третьего проступка соответственно наказать (не слишком сильно, конечно, но так, чтобы он почувствовал).

Не стоит притворяться плачущим после удара, так как малышу может понравиться этот спектакль. Для него это будет развлечением, и он будет стремиться увидеть его еще раз.



Причины, побуждающие ребенка драться

Обычно «проверка границ» начинается в первый год и продолжается до трех лет. Если дерется с родными или сверстниками ребенок старшего возраста, то причины кроются в семейной атмосфере.

  • Агрессия часто проявляется у детей, в семьях которых физическое воздействие в порядке вещей. В тех случаях, когда родители постоянно кричат, и тем более дерутся между собой или бьют ребенка, тот перенимает подобную линию поведения. Каждый год в такой обстановке озлобляет кроху. Старшим он ответить пока не может, вот и вымещает злость на более слабых.
  • Постоянная критика также может вызывать драки. Важно не забывать отмечать успехи малыша.
  • Нехватка внимания. При равнодушии со стороны родителей и недостаточном проявлении любви кроха может начать драться, чтобы обратить на себя внимание.
  • Излишняя строгость, чрезмерное количество запретов, железная дисциплина.
  • Игнорирование склонности к дракам и поощрение в виде похвалы, когда ребенок дает сдачу.



Драки со сверстниками

Как же поступать родителям, дети которых предпочитают выяснять отношения при помощи кулаков? Это зависит от ситуации.

В случаях, когда агрессия проявляется не в присутствии семьи, например в детском садике, не надо спешить делать выговор ребенку. Важно разобраться в произошедшем, выслушать версию самого малыша и – желательно – кого-то из взрослых, которые присутствовали при этом. Наверняка рассказывать они будут по-разному. Но если карапуз четко объясняет, из-за чего завязалась драка, то, вероятно, он был прав. Возможно, он отстаивал себя, друга, свои игрушки. В таких ситуациях не стоит наказывать и ругать, ведь ребенок остро чувствует несправедливость. Не исключено, что он воспримет это как предательство со стороны родных. Через год или два может оказаться, что малыш боится предпринимать действия для своей защиты и безропотно сносит нападки. Чтобы этого не происходило, необходимо учить отстаивать свои интересы без драки, кулаки пускать в ход лишь в исключительных случаях.

Однако это применимо в случае единичного акта самозащиты. Обычно достаточно рассказать ребенку о возможных последствиях, чтобы подобные инциденты не повторялись. Но некоторые дети сами постоянно затевают драки, задирая других малышей. Важно найти причину происходящего. Возможно, он опасается других деток. Или обижается, что кто-то отказывается с ним играть. В этих ситуациях надо объяснить крохе, к чему может привести его поведение: дружить с драчунами вряд ли кто-то захочет.



В присутствии родителей

Драки могут происходить и при родителях, часто они случаются на детской площадке. Не надо ни ругать, ни защищать ребенка, не выяснив, что именно произошло. В первом случае кроха будет продолжать драться, дождавшись, пока родители отвернутся, во втором - есть риск вызвать ощущение вседозволенности. Если ребенок неправ, следует убедить его извиниться. В случае отказа - увести его домой.

В семьях, в которых больше одного ребенка, драки не редкость. Особенно когда разница в возрасте не очень большая. Принимать сторону кого-либо из них не стоит, чтобы не провоцировать ревность. Важно обоим показывать свою любовь. Лучше просто развести их по разным комнатам или углам. Выяснив отношения, дети вскоре опять будут играть вместе.



Как не допустить драки?

Чтобы детская агрессивность не начинала развиваться, важно заниматься ее профилактикой. Самое главное - работать над атмосферой в семье. Если ребенок чувствует себя защищенным и уверен в родительской любви, он развивается более успешно. Он не так часто испытывает гнев и зависть, менее эгоистичен. Родители должны сосредоточиться над формированием желательного поведения, а не на исправлении нежелательного. Для этого они демонстрируют заботу о близких, сочувствие, прощение.

Требования, которые предъявляются детям, должны быть выполнимыми и понятными, на их соблюдении надо настаивать. Также большое значение имеет постоянство. Нельзя за один и тот же поступок сначала наказывать, а затем хвалить, это сбивает с толку и вызывает агрессию. Чрезмерное применение угроз и силы недопустимо. Злоупотребление формирует подобный стиль поведения. Дети должны осознавать последствия своих действий и реакцию окружающих. Чтобы вырабатывалось чувство ответственности, необходимо предоставить малышу возможность обсуждать различные ситуации с родителями и объяснять причины.



Давать выход эмоциям?

Маленькие дети, которым только год или немногим больше, зачастую сами не понимают свои ощущения. Родители помогают им с этим разбираться, называя эмоции: например, злость, потому что не разрешили смотреть мультики, или огорчение, если сломалась игрушка. Малыши еще не осознают, что причиняют боль во время драки, это необходимо донести на их языке.

Любой ребенок иногда испытывает гнев. Одергивая его из года в год фразами «не кричи», «не злись» и им подобными, можно навесить чувство вины за вполне понятные эмоции. Необходимо научить ребенка не подавлять эти ощущения, а давать им неагрессивный выход.

  • Действие заменить словом. О чувствах можно и нужно говорить. Для этого используются так называемые «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что…», «я расстроился, так как…».
  • Найти безопасные способы выражения гнева: рвать бумагу, бросать маленькие мячики, завести особую подушку, которую можно бить и кусать.
  • Перенаправить злость. Выплеснуть эмоции ребенок может, занимаясь спортом. Разные виды борьбы, игры, в которых присутствуют удары и пинки (футбол, волейбол, теннис) помогут снять напряжение.
  • Играть вместе. Дадут возможность расслабиться ролевые игры. В них важно меняться ролями, чтобы малыш побыл и агрессором, и жертвой. Используя игрушки, можно разыгрывать сценки с разными способами решения конфликта.
  • Смотреть позитивные передачи, читать сказки, в которых добро побеждает зло. Каждый год выходит множество передач, в которых демонстрируется насилие, их лучше избегать.

Каждый ребенок уникален и требуется тщательного подхода к воспитанию. Если малыш дерется, то лишь терпение и любовь помогут справиться с ситуацией, найти причины и направить энергию в другое русло.

Ребенок дерется - что делать? Советы психолога.

В любом периоде развития ребенка, большинство родителей сталкиваются с детской агрессией. Это ситуативные эмоциональные эпизоды, когда малыш может драться, кричать, причем не только на сверстников, родных и близких - но и на родную маму. Согласитесь, такое обстоятельство легко может ввести Вас в ступор, если не шокировать, но главный вопрос, который Вы должны задать себе в этот момент: "Что Я делаю не так?". Ведь все модели поведения, которые демонстрирует Вам Ваш ребенок - он считывает с окружающих его людей, чаще всего именно с Вас.

Итак, что делать, если ребенок дерется, проявляет агрессию:

Золотое правило, применяемое абсолютно во всех спорных моментах: Вам необходимо набраться терпения и воздействовать на ребенка только с чуткостью к нему, с искренним уважением и безусловной любовью.

Советы по профилактике детской агрессии:

1) Подавайте ребенку только положительный личный пример:

В Вашей семье обязательно нужно исключить следующее:

Оскорбление и унижение ребенка,

Запугивание ребенка,

Применение физических наказаний.

Помните, в эти моменты малыш впитывает все, что делают и говорят взрослые, берет на вооружение эти примеры, как МОЖНО обращаться к окружающим с агрессией.

И, напротив, нужно как можно чаще проявлять к нему:

Терпение,

Принятие его таким, какой он есть,

Внимание и уважение к его личности,

Любовь, выражаемую теплыми словами, телесными объятиями.


2) Нельзя запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции:

Если с самых малых лет , Вы будете запрещать ребенку выражать свою агрессию: ругать его за это, требовать: «Не кричи! Не дерись! Не злись!», то он, безусловно, усвоит - "злиться - это плохо". Но какая у него альтернатива? В напряженных негативных ситуациях просто - ничего не чувствовать. Но что ему делать? Особенно при условии, если он тут же видит, что сами родители позволяют себе кричать или применять физическую силу - к нему, или даже друг к другу. Когда он осознает, что слова родителей расходятся с их действиями.

Если у малыша хватит сил разрешить в себе этот внутренний конфликт - он неизбежно придет к подавлению своих чувств, нередко, к депрессии. И даже к неискренности и враждебности по отношению к родителям.

Поэтому для родителей (и близких людей) важно научиться соизмерять свои слова с делом, и не требовать от малыша невозможного - сдерживать в себе злость. Нужно принять, что злость - это прежде всего негативная эмоция, реакция защиты, и важно позволить ребенку дать выход этой энергии, но не подавлять ее в себе. Поэтому:


3) Учим малыша реагировать правильно:

Часто дети проявляют свои негативные переживания - именно в физической агрессии. Это происходит потому, что они просто не знают, как можно отреагировать по-другому.

И вот ребенок кричит, пытается Вас ударить, что делать?

Обнимите и крепко прижмите его к себе. После того, как постепенно он успокоится, скажите ему, что когда ему плохо - Вы готовы его выслушать.

Порассуждайте вместе с ребенком (без свидетелей), к чему может привести такое его поведение в дальнейшем. К примеру: "Милый мой, сейчас ты отобрал игрушку у Пети, он обиделся, и потом не захочет с тобой играть ".

Всегда (даже, когда, казалось бы не хватает времени) - подробно объясняйте малышу, почему Вы запретили ему что-то делать. В любых случаях, требование, предъявляемое к нему, должно быть разумным, и на его выполнении нужно настаивать. Таким образом - Вы ясно дадите своему чаду понять, чего от него ждете.

Научите ребенка, (и постоянно напоминайте ему об этом) - что есть замещающие способы реагировать в напряженной ситуации, не причиняя другим людям вреда. Например:

а) Действие заменить словом , объясните ребенку, что о своих эмоциях можно говорить, и, что "драться" - это не правильно. Научите его формировать, так называемые, "Я-сообщения": "я злюсь, потому что...", "я обиделся, потому что...", "я расстроился, потому что...".

Помогите ему постепенно освоить этот "язык чувств", и ему будет проще выразить свои эмоции, не пытаясь привлечь Ваше внимание плохим поведением. В доверительной беседе, без нравоучений, дайте малышу понять, что он может всегда Вам рассказать о своих переживаниях, и Вы всегда будете готовы его выслушать.

б) Покажите ребенку безопасные примеры, как можно "выпускать пар", когда он очень зол: комкать и рвать бумагу, газету, бить и колотить специальную «злую подушку », а также кусать и кричать в нее, можно так же кидать со всей силой мягкие мячики в угол.

в) Злость можно нарисовать, слепить из пластилина (Вы лепите свою, а ребенок свою) - и когда она будет готова, покажите как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим .

Очень важно также "тренировать" ребенка разным способам выхода из конфликтов , придумайте их вместе с ним. В дополнение, можно чаще читать ребенку добрые сказки , где "Добро всегда побеждает зло", а главные герои ведут себя достойно, инсценировать с игрушками сценки, проигрывающие безопасные пути выхода из конфликтных ситуаций, включать и разучивать позитивные песни , подобные: "Улыбке" и "Дорогою добра".

4) Возьмите Агрессию – под свой чуткий контроль:

- Эмоциональную разрядку, так необходимую ребенку - он может получить в двигательных нагрузках: на прогулке (для которой нужно увеличить время) - дайте ему возможность вволю набегаться, танцуйте вместе с ним, делайте зарядку по утрам.

- Не перегружайте его психику просмотром телевизора , полностью исключайте просмотры передач и мультфильмов с насилием.

Вы скажете: "Я не могу постоянно ограждать ребенка от зла, оно повсюду в нашей жизни". Вы правы, но все-таки, в раннем детстве - есть смысл уберегать неокрепшую детскую психику от "агрессивных вторжений". Хотя бы для того, чтобы у него не создавалось впечатление, что обижать кого-то, делать кому-то больно – это обыденно, и может даже, признак силы и авторитета. Наоборот же, Ваш ребенок должен научиться в будущем противостоять агрессорам, не уподобляясь им.

- Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Все свои силы сосредоточьте на формировании правильных поступков своего малыша, но не на искоренении нежелательных. Когда он ведет себя должным образом - закрепите эти усилия похвалой, скажите: «Я горжусь тобой, за то, что ты так поступил(а)». Покажите, что Вы действительно довольны им.


Еще по дороге в садик ваш любимый малыш весело щебетал о том, как он будет строить башню со своими друзьями и петь детские песни на музыкальном занятии, а вечером воспитатель опять пожаловалась, что он дерется с детьми. Ваши беседы не дают положительных результатов? Для начала нужно разобраться и выявить причины детской агрессии.

Агрессия на членов семьи

А как ведет себя ребенок дома? Его настроение подвержено резким переменам от веселого хохота до бурных слез? Он замахивается, а может быть даже бьет родителей или бабушку? Если ответы на эти вопросы в большинстве своем положительные, то ваш подросший малыш подошел к тому возрастному периоду, когда таким способом он пытается проверить свои силы и определить границы своих возможностей.

Огромную трагедию из этого делать не стоит, но обратить внимание и отреагировать на подобное поведение надо обязательно:

  • не позволяйте ребенку вас бить;
  • глядя ему в глаза четким и спокойным голосом скажите, что вас бить нельзя;
  • если ребенок кричит и вырывается, повторите эти слова таким же голосом еще раз;
  • будьте готовы к тому, что так отреагировать на происшествие придется не один раз;
  • продумайте на будущее, как переправить такую бурную активность в более мирное русло – играйте весте с малышом в активные и громкие игры, чтобы он мог вдоволь набегаться, напрыгаться и накричаться.

Агрессивное отношение к сверстникам

Обычно к трем годам такая агрессия уже имеет иное направление и ее объектом становятся сверстники малыша, а если это время совпало с походом в детский сад, «работать» над таким поведением вам придется вдвойне. Психологи разъясняют, что со сверстниками дети конфликтуют, чтобы выделиться таким образом, они так пытаются доказать, что «последнее слово» остается за ними. Здесь роль родителей должна проявиться в полную силу, потому что они доходчиво должны объяснить, что так делать нельзя, но не просто запретить конкретные действия, а разъяснить, что свое недовольство лучше всего объяснять словами, а не кулаками. Родители должны приложить максимум усилий, чтобы это правило было хорошо усвоено ребенком.

Причины чрезмерно агрессивного поведения

Неправильное поведение родителей

  1. Равнодушное отношение мамы к малышу, излишняя критика его поведения, отчужденность.
  2. Желание заслужить уважение и одобрение отца у отвергнутого сына.
  3. Слишком суровое воспитание, в котором преобладают в качестве аргументов физические наказания и унижения.
  4. Агрессивное поведение родителей, которые сами не могут справиться со своей злобой, а поэтому не могут научить ребенка решать конфликты словами.
  5. Прямое игнорирование своего агрессивного поведения взрослыми малыш воспринимает как своеобразное «разрешение» и «поощрение» своих действий.

Другие причины

  1. Мультфильмы и телепередачи с аналогичным поведением героев, которым впоследствии ребенок начинает подражать.
  2. Сложности в межличностном общении, частые ситуации незаслуженного наказания или порицания.
  3. Аналогичное агрессивное поведение сверстников – ребенок думает, что такое поведение абсолютно нормально.
  4. Возрастные кризисы и связанные с ними срывы, когда малыш агрессивно срывается на сверстниках, так как опыта бесконфликтного общения у него еще нет.

Что в такой ситуации могут сделать родители?

После того, как причина излишней агрессии найдена, можно начинать планомерную борьбу по вытеснению ее из жизни:

  1. Терпеливо и планомерно окружите ребенка заботой и любовью, тогда тревожность, страх и беспомощность постепенно исчезнут.
  2. Гибкость и позитивность в общении со сверстниками появятся, если родители научат малыша коммуникативным навыкам.
  3. Любовь в тесном сочетании с разумной требовательностью – правильный путь к победе над детским эгоизмом и капризами.
  4. От неуверенности в себе вашего ребенка избавят разумно созданные ситуации успеха.
  5. Постарайтесь избавить ежедневный семейный быт от сцен насилия – будь то физические наказания, или агрессивные сцены в фильмах и телепередачах, и вы заметите, насколько более спокойным стал ваш ребенок.

Методы, которые окажут реальную помощь

Объясните ребенку его чувства

Объясните ребенку его чувства: «Ты злишься, потому что Саша не дал тебе мяч». Покажите ему, что вам понятно его поведение: «Разумеется, тебе может быть обидно, и ты недоволен». Не надо «вспоминать» хороших детей, которые никогда себя так не ведут, ребенок не должен ощущать вину за свою агрессивность, потому что она в его возрасте вполне естественна. Доходчиво объясните ребенку, что вам абсолютно не нравится именно его поведение и поступки, а не он сам: «Мне неприятно, что ты не собрал карандаши, как мы с тобой договаривались, я расстроена».

Придерживайтесь установленных правил

Очень важно, чтобы в семье были максимально четкие и единые требования и правила к малышу у всех взрослых, которые его окружают. Для совместных игр с ребенком старайтесь выбирать занятия с понятными правилами: настольные, спортивные, уличные.

Научите ребенка управлять эмоциями

Научите ребенка следующему действию: в момент повышенного раздражения, прежде чем выплескивать свою агрессию в виде драки или крика, нужно посчитать до десяти или несколько раз глубоко вдохнуть. Попросите ребенка нарисовать свое чувство гнева – так оно найдет выход в детском творчестве. Разговаривайте с ребенком как можно чаще, старайтесь «разговорить» его, пусть расскажет вам, что его волнует, о чем он переживает, научите его прямо говорить о своих чувствах – что ему нравится, а что, напротив, не нравится. Попробуйте предложить ребенку новые способы выражения агрессии и сброса негатива: вместо драки и разбрасывания игрушек – громко потопать ногами, попинать мяч или побить специально отведенную для этих целей подушку, побегать вокруг какого-либо предмета.

Подведем итоги

Погасить и победить агрессию в ребенке можно, но путь этот будет достаточно длительным. И сделать это под силу именно родителям. В данной ситуации роль семейного воспитания важна как никогда. Поговорите с воспитателем в детском саду, попросите поддержать вас в этот сложный возрастной период, ведь дошкольный возраст позволяет удачно корректировать поведение ребенка, и очень важно не упустить этот момент.

Вопрос, почему ребенок дерется, начинает волновать родителей достаточно рано – первые проявления агрессии со стороны малыша могут наблюдаться с полугодовалого возраста. Следующая «волна» агрессии приходится на возраст 1,5-2 лет. Этому есть вполне объективные предпосылки, связанные с особенностями развития психики малыша и его воспитанием.

Агрессивное поведение до года

В первые месяцы жизни ребенок выражает недовольство при помощи криков и мимики. Полугодовалый малыш помимо этого уже способен кусаться и щипаться – это его способ показать миру свои негативные чувства. Злость – это одна из базовых человеческих эмоций, обусловленная особенностями нервной системы человека. Детям важно сразу же начать объяснять (вербально и поступками), что эмоции следует выражать социально приемлемыми способами.

Если малыш в возрасте до года дерется, это означает, что он неосознанно реагирует на негативный эмоциональный фон мамы, с которой пока еще тесно связан. Чтобы исключить агрессию с его стороны, маме важно разобраться со своими проблемами, больше отдыхать и гулять на свежем воздухе с малышом.

Детская агрессия в возрасте около 1,5 лет

Ребенок, научившийся ходить и залезать на мебель, сталкивается с множеством запретов, основная часть из которых связана с заботой о безопасности малыша, который может упасть с подлокотника дивана, удариться об угол мебели, бегая по комнате или уронить на себя тяжелый цветочный горшок.

Другая часть запретов касается поддержания порядка и целостности вещей – годовалые дети нуждаются в активной деятельности, которая может выражаться в том, что они вываливают на пол содержимое одежного шкафа, рвут книги, уронив их с полки, выкидывают в унитаз мелкие предметы (карандаши, монеты и т.д.).


Чтобы ребенок не травмировался сам и не нанес серьезного ущерба имуществу, практически каждый его шаг сопровождается грозным «нельзя» со стороны взрослого. Родитель проявляет заботу, но дети воспринимают многочисленные запрещения как угрозу своей самостоятельности, потребность в которой растет с каждым днем.

В результате дети испытывают злость, и наружу эта эмоция выливается в виде актов агрессии – ребенок дерется с родителями, бабушкой или няней, т.е., с источником ограничений.

Что может помочь в этом случае? Родителям важно ограничить количество запретов – они должны касаться действий, по-настоящему опасных для детей. И постараться сделать квартиру средой, максимально безопасной для малыша:

  • на углы мебели надеваются специальные накладки;
  • дверцы шкафов и тумбочек, выдвижные ящики снабжаются фиксаторами, чтобы ребенок их не мог открыть;
  • с нижних полок и других мест в зоне досягаемости убираются все предметы, которыми малыш может пораниться или испортить.


Такой подход не означает, что ребенка можно смело предоставить самому себе – присматривать за ним все равно придется. Но это поможет убрать из его жизни массу «лишних» запретов, которые провоцируют недовольство и агрессию, малыш станет заметно меньше драться с близкими.

Истоки детской агрессии в возрасте около 2 лет

Дети в 2 годика ярко проявляют негативные эмоции, это связано с целым комплексом причин. В их список входит:

  1. Недостаточное речевое развитие. Если ребенок в 2 года не может вербально выразить свои чувства, он прибегает к простейшему способу – физическому воздействию.
  2. Отсутствие самоконтроля и навыка коммуникации с другими детьми. Ярким примером подобного служат драки между малышами из-за игрушек. Это напрямую связано и с недостаточным речевым развитием, так как ударами, укусами и щипками дети заменяют недоступную им вербальную коммуникацию.
  3. Потребность в помощи взрослого. Если у малыша не получается то, что он пытается сделать (нарисовать, построить из кубиков и т.д.), он начинает злиться, испытывать разочарование и досаду. Все эти эмоции он срывает на родителях, которые не пришли ему на помощь.
  4. Недостаток родительского внимания. Ребенок провоцирует драку с другими детьми, получив практический опыт, что такие его действия не останутся без внимания. Малыш нуждается в эмоциональном контакте с родителями, чтобы ощутить обратную связь, пусть даже этот контакт будет негативным, обернется наказанием.
  5. Агрессивное поведение родителей, других родственников. Психоэмоциональное насилие со стороны (с применением или без применения физических мер) провоцирует ответную агрессию со стороны малыша. Кроме того, такая модель поведения им воспринимается как нормальная, и ребенок начинает вести себя соответствующим образом, общаясь со сверстниками.
  6. Просмотр мультфильмов и фильмов, где много агрессивных действий. Дети начинают копировать поведение героев, не различая пока, что есть добро, а что зло, не понимая чужой боли.


Что делать родителям

Если ребенок дерется с родителями, они зачастую не знают, как им следует правильно реагировать. Агрессивные действия малыша младше годика нередко встречаются смехом и умилением. Это неправильно – он должен сразу видеть, что удары, укусы и щипки вызывают у родителей неприятные эмоции. Когда малыш немного подрастет, необходимо постоянно объяснять ему, что такое добро и зло, почему нельзя причинять боль другим людям, животным.

Если малыш в два годика бьет родителей, нельзя отвечать ему тем же – слова «драться нельзя», подкрепленные шлепком или ударом по рукам, закрепляют у малыша в сознании разрешение на насилие со стороны того, кто сильнее. В результате ваш ребенок на площадке или в детском саду будет находить тех, кто слабее и не может дать сдачи, и изливать накопившуюся агрессию на них.

Испытывать злость, разочарование, досаду – это нормально, нельзя учить детей подавлять в себе эмоции. Важно научить выражать эти эмоции социально приемлемым способом.

Родителям, обеспокоенным тем, что их малыш дерется, рекомендуется понаблюдать не только за поведением малыша, но и за собой. Дети копируют взрослых, и нередко родителям стоит начать воспитание с себя, научиться не срывать негативные эмоции на ребенке.


Возраст полутора-двух лет – это период, когда малыш только начинает становиться самостоятельным. Ему трудно без родительской поддержки и психоэмоциональной обратной связи. Вместе с тем, излишняя опека и огромное количество запретов тормозят развитие малыша и вызывают у него внутренний протест.

Важно найти разумный баланс и развивать у малыша навыки коммуникации с другими людьми. Ребенок, который ощущает родительскую поддержку, эмоционально стабилен и более открыт к общению без агрессии и познанию окружающего мира.