Описать картину золотая осень. Картина "золотая осень", василий дмитриевич поленов - описание

«Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию… Он чувствовал в природе то, что живет и хвалит Создателя; слышал своим чутким ухом, как бьется сердце самой природы» (Бенуа).

Раскрытие «сокровенной тайны» в природе, ее большого духовного содержания было постоянным стремлением Левитана на всем протяжении его недолгой творческой жизни.

Начиная с , Левитан создал много картин, посвященных русской осени, которые в совокупности образуют уникальную, чрезвычайно богатую эмоциональными оттенками «осеннюю сюиту». На осень представлена во всем ее многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около ста «осенних» картин, не считая этюдов, эскизов, многочисленных рисунков и набросков. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».

В середине 1890-х, все еще проживая со своей возлюбленной Софьей Петровной Кувшинниковой в одной из живописных провинциальных барских усадеб, Левитан внезапно влюбился в отдыхающую на даче по соседству Анну Николаевну Турчанинову. И даже попытка суицида Софьи Петровны на почве ревности не охладила пыл художника. У него завязался бурный и страстный роман с Анной Николаевной, в который была вовлечена и ее старшая дочь Варвара. В этот период художник создает ряд картин, созвучных его тогдашнему душевному состоянию.

Левитан был частым гостем в доме Чеховых в Мелихове. Однако Антон Павлович, и особенно его сестра Мария, не разделяли новых пылких увлечений друга. Скептически относился писатель и к появлению «бравурности» в его последних картинах.

В частности, «Золотая осень» далека от тех элегически-печальных образов осенней природы, которые были свойственны Левитану. В яркой и повышенно декоративной работе чувствуется возбуждение и напряженное ожидание счастья, что никак не вяжется с мироощущением самого живописца и, следовательно, по мнению Чехова, не должны присутствовать в его творчестве.

Однако именно это ожидание счастья делает картину подлинным шедевром пейзажа настроения. Не говорит ли оно о той сокрытой силе жизни, которая, не смотря ни на что, все же была присуща художнику? Эта сила жизни проявлялась не часто, и ложилась она на холсты светом нездешним.

Вся словно дышит прозрачной негой. Березки на первом плане трепетно чисты и невинны. Мазок художника — предвестник импрессионизма — ложится легко и непринужденно, оживляя пейзаж игрой света и дуновением легкого ветерка.

Золотая осень – это, прежде всего, прощальная краса и «пышное природы увяданье» (Пушкин). Все это передают многие художники на своих полотнах. Но тонкий лиризм и светлая грусть свойственны лишь Левитану. Они проходят по всему творчеству мастера и освещают его осенние работы с особой силой мистического чувства.

В повести о Левитане писатель Константин Паустовский дал очень емкую, но удивительно образную оценку его осенним картинам:

«Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие.

Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром.

Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста «осенних» картин, не считая этюдов.

На них были изображены знакомые с детства вещи: …одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».

Красота русской природы всегда притягивала внимание поэтов, писателей, композиторов и художников. Поэтому многие мастера живописной кисти обращались к этой теме. Один из таких непревзойденных мастеров живописи является И.И. Левитан. В его картинах четко и ясно прослеживается любовь и восхищение родной природой.

Одна из его полотен называется «Золотая осень». Эта пейзажная репродукция была создана замечательным художником в 1895 году и, несмотря на то, что прошло так много времени, она до сих пор вызывает чувства восхищения созданным Левитаном шедевром. Ведь его осенний пейзаж яркий и солнечный. Ни одного человека он не сможет оставить равнодушным.

Поэтому можно по праву назвать И. Левитана художником настроения, как часто называли его современники. Он мог искусно передавать красоту своего родного края, показывать ее так, что не полюбить ее было бы невозможно. Проникая в сердце каждого, он учит не только видеть прекрасное, но и показывает, как это надо ценить.

Это картинное полотно Левитана оказала столь огромное впечатление на И. Третьякова, которая сразу же приобрел ее для своей художественной коллекции. В современном мире искусства эту картину можно увидеть в Третьяковской галерее. В ней она считается настоящим достоянием.

На картине Левитана «Золотая осень» изображена осенняя березовая роща, которая изменчива и неповторима в своём наряде. Привлекает внимание передний план картины, где уютно расположились две небольшие осинки, на которых уже успели опасть почти все листочки. А вот берёзки, которые мелькают своими золотистыми вершинами. На картине они расположены чуть в сторонке от основного пейзажа. Но всё внимание, конечно же, обращено на чудесную берёзовую рощу, которая удивляет своим необыкновенным убранством золотого цвета.

Стволы берёз белоснежного цвета, а сами деревья изображены так, словно они одеты в яркие наряды, у которых необычный желто-оранжевый оттенок. Если внимательно вглядеться в картину, то можно заметить, что берёзовые листья изображены художником так, будто они трепещут на ветру. Освещёнными лучами солнцами они ярко переливаются и блестят. Так создается образ золотых украшений на деревьях-девушках.

Одна из таких красавиц-берёз стоит на правом берегу реки, вдалеке от своих подружек. Поэтому она кажется такой одинокой. А вот речная вода неподвижна и холодна. Художник поместил речку на своей картине справа, чтобы березовая роща смогла отражаться в зеркальной глади. Но что же еще отражается в реке? Это и небо, огромное, светлое, голубое, по которому плывут огромные белые облака.

Отражаются в зеркально чистой речной воде и ветви кустарника, который разросся на берегу реки и под лучами солнца теперь переливается красноватыми цветами и оттенками. Но именно этот нежный и удивительный куст позволил художнику украсть и разнообразить левый берег реки.

Спокойная и умиротворенная речная гладь позволила художнику Левитану дополнить пейзаж, который он смог так точно и так удивительно передать. Автор художественного полотна смог несколькими цветовыми гаммами показать все красоту и прелесть осеннего пейзажа. Справа от воды стоят прекрасные ивы, ветви которые низко опустились к реке. Они еще не потеряли свою былую красоту и теперь, несмотря на то, что все золотое, они все-таки стоят, как и прежде, зеленые. Они создают очаровательный контраст между осенью, которая уже наступила, и летом, которое уже ушло.

Но лето уходит и прощается, а осень лишь только сильнее завоевывает новые территории. Происходит незримое сражение между временами года и это, конечно же, отражается на природе, которая преображается и меняет свой наряд. Левитан показывает, как осень постепенно одерживает победу над летом: зелень стала не такой яркой и насыщенной, она уже не сочная, и сильно отличается от того состояния, в котором была совсем еще недавно, в летнюю пору.

Вся земля укрыты травой, но и она подчинилась осени и пожелтела. Но все-таки кое-где еще мелькают зеленная травяная прядь, как небольшое упоминание о лете. И вот в этот чудесный и необыкновенный травяной ковер вплетаются новые элементы — опавшие листья, которые багряного и желтого цвета. Художник для изображения травы подобрал насыщенные и яркие краски, и на траве кое-где можно увидеть темные пятна, которые появились как тень от деревьев.

Стоит обратить внимание и на задний план картины Левитана. Здесь можно увидеть не только леса и поля, которые были засеяны озимыми, но далекие и практически невидные дома. Поля кажутся такими, как будто наступила весна, так как везде видна зелень, сочная и насыщенная. Но тут же художник делает резкий контраст и переходит к желтым и коричневым цветам, которые возвращают к реальности и показывает, что все-таки в природе уже наступила осенняя пора.

Интересная и очаровательная картина известного и великолепного художника И.И.Левитана создает прекрасное лирическое настроение. Краски полотна «Золотая осень» радует своими необыкновенно яркими оттенками, которыми так радует осенняя природа. Именно этот живописный пейзаж помогает волшебной кисти мастера живописи пробуждать искреннюю любовь к родному краю. А как восхитительна и прекрасна эта картина! От красоты природы, изображенной Левитаном, невозможно оторвать взгляд.

Просто удивительно, как природа смогла сотворить такое чудо, и теперь она восхищает всех, заставляет быть внимательнее к тому, что нас окружает. Именно Левитан своей картиной показывает, что стоит обращать внимание не только на общий пейзаж, но и рассматривать мелкие подробности и детали, которые как раз и помогают создать особое и даже поэтическое настроение.

Поэтому осень и помогала, а иногда даже пробуждала в сердцах многих поэтов и писателей желание творить. Среди них можно назвать таких известных и великих людей, как Михаила Пришвина, Александра Пушкина, Константина Паустовского и других. У всех у них есть прекрасные произведения, посвященные осенней поре и ее естественной и необычной красоте, которую невозможно не полюбить.

Картина «Золотая осень» призывает людей не проходить мимо прекрасного, обратить внимание на природу, увидеть ее сказочную и неземную красоту. Художник призывает людей беречь самое ценное, которое было создано природой и то, что нужно сохранить для новых будущих поколений.

Золотая осень - Василий Дмитриевич Поленов. 1893. Холст, масло. 77x124 см


Прирождённый пейзажист, Василий Дмитриевич Поленов, внёс огромный вклад в развитие и эволюцию данного жанра. Замечательная картина «Золотая осень» относится ко второму периоду пейзажного творчества живописца. Всё дело в том, что все пейзажные работы Поленова критики разделяют на два этапа - до середины 1880-х и после.

Увлёкшись пейзажем во , в творческой экспедиции, которую Поленов провёл вместе с , мастер уже в первых работах продемонстрировал индивидуальный подход к этому жанру – широчайший пленэр, свежесть насыщенность цветов, естественность, чёткий ясный рисунок и выверенная композиция. Позже автор отказался от нарочитой заданности, создавая поэтические шедевры, полные любви к природе и восхищения окружающим миром. Такой и является полотно «Золотая осень», написанное в 1893 году.

Почему эта картина столь привлекательна даже спустя более ста лет с момента создания? Возможно, ответ на этот вопрос кроется в личных предпочтениях автора. Как известно, любимой порой года для Поленова являлась осень, да и к Оке, которая изображена на картине, автор имел особое отношение – на берегах этой реки автор прожил более двадцати лет, не переставая ею восхищаться и любоваться. Ещё в 1890 году художник переезжает в усадьбу «Борок» в деревне Бёхово, а спустя три года появится эта картина.

Композиция картины подчинена геометрической линии – пространство организовано с помощью дуги. Такое дугообразное изображение реки является характерным поленовским приёмом, формирующим композицию. Автор отказался от привычного для себя сопоставления двух планов, дальнего и переднего, оставив лишь широкий простор. Зритель представляет себя стоящим на вершине какого-то холма, и с этой точки перед ним услужливо простирается великолепный красочный сентябрьский пейзаж. Причём местные жители легко узнавали это место – мастер всё изобразил правдиво и реалистично. Вид на Оку открывается с противоположной стороны от Очковых гор, а в верхнем правом углу можно заметить белую колокольню, поблескивающую на солнце.

Широкий панорамный разворот не сразу «раскрывает» все карты – скорее наш взгляд следует за рекой, устремляясь всё дальше и дальше, вглубь картины. Подчиняясь заданной автором затейливой траектории, зритель постепенно постигает все прелести открывающегося вида, который демонстрирует нам буйство и разнообразие осенних красок.

При всей своей насыщенности и многообразии, колорит картины удивительно гармоничен. Сама по себе «разноцветная» осень находит талантливое поэтическое претворение в рамках полотна, благодаря гениальному чутью автора. Генеральным цветом является жёлтый во всех его тональных вариациях: от мягкого охристого до торжественного золотого. Стройными рядами обступают реку жёлтые березы, но сквозь их густой, броский наряд проглядывает тёмно-зелёная листва какого-то другого дерева с раскидистыми ветками. Скорее всего, это дуб, который пока не тронут, не раскрашен осенний порой, и он несёт ещё эхо безвозвратно уходящего лета. Разбавляют охристый колорит и зелёные молодые ёлочки, рассаженные неровно на открытом лугу вдоль протоптанной дорожки, и пологий песчаный берег на противоположной стороне реки.

Благородное сопоставление жёлтого и зелёного скрашивается голубым колоритом. Он и в изгибе Оки, и в небе, покрытом мелкими островками пышных облаков, и в тонкой дымчатой линии горизонта, придающий картине воздушность, невесомость.

Небо же в этой работе заслуживает отдельного внимания и детального разбора. Художник сумел «словить» здесь все оттенки и передать их мерцание – от серых тонов облаков до лёгкой голубизны небосвода и розовых линий, рождённых отблесками солнца. Всё это подчинено своему ритму, и, кажется, что небо лишено статики, и вот-вот глаза начнут замечать плавное движение.

Интересным является и изображение глади реки. Зеркальная ребристая поверхность смогла вобрать в себя все краски полотна. Здесь и благородная синь самой реки, и отражение жёлтых листьев деревьев, и дублирование неба, которое тем самым «закольцовывает» композицию.

Поленов прослыл создателем именно «интимного» пейзажа, в том понятии, что вся природная красота, открывающаяся в его картинах какая-то близкая сердцу, родная и понятная. Кажется, что любой зритель, всматриваясь в произведение Поленова, вспомнит свою историю - у каждого, наверняка, в жизни был свой любимый покатый берег, берёзовая роща, пыльная дорожка, вытоптанная ездоками, пожелтевший луг, деревенская церковь, такой вот залитый солнцем день, который мы бережно храним в душе.

Именно это тёплое чувство, рождающееся от созерцания пейзажей Поленова, и делает его творчество таким притягательным и даже гипнотизирующим. А ещё безусловный гений Поленова-живописца и его искренняя безграничная любовь к русской земле.

Знаменитый русский пейзажист, питал особенную любовь к осени. Вероятно, потому, что осень резонировала с его меланхоличными чувствами лучше, чем любое другое время года. Всего Левитан написал более сотни осенних пейзажей. Осенью, в особенности в сентябре, как отмечают многие художники, воздух отличается кристальной прозрачностью. Не случайно именно ранней осенью астрономы-любители больше всего любят наблюдать звезды.

Картина «Золотая осень » запечатлела как раз самую яркую, прозрачную и нарядную стадию осени. В природе уже ощущается приближение холодов, но погода еще держится теплая, и утренние заморозки еще не испортили яркие краски желтеющих листьев. Бездонная синева неба контрастирует с золотыми и багряными оттенками осеннего листопада. Через две-три недели листва пожухнет и приобретет бурый оттенок, небо станет пасмурным и тяжело нависнет над землей серыми тучами; дождь превратит волшебные лесные тропинки в непроходимую грязь, спокойная река помутнеет.

Работать над картиной художник начал осенью 1895 года. В то время он проживал в усадьбе Горки (Тверская губерния). Наброски и эскизы были сделаны с натуры, а завершил свой знаменитый пейзаж зимой, после возвращения в Москву. И хотя картина производит впечатление написанной прямо с натуры, во время работы над ней художник полагался, главным образом, на свою зрительную память. В следующем году «Золотая осень» выставлялась в Петербурге и Москве, где и была куплена меценатом и коллекционером Павлом Третьяковым. Надо заметить, что Левитану никогда не нравилось, что его картина фигурирует в каталогах под названием «Осень», он настаивал на названии «Золотая осень», так как просто «Осень» казалось ему грубым и неподходящим названием. В настоящее время холст размером 82 см на 126 см находится в коллекции Третьяковской галереи. Пейзаж написан в энергичной, экспрессивной манере, в нем ощущается влияние импрессионизма; многие детали написаны условно, объемными и рельефными мазками (березовая листва). В целом, «Золотая осень» не самое типичное произведение - это яркая, солнечная, радостная картина. Вместо типичной для Исаака Левитана грусти и меланхолии здесь ощущается лишь легкая тоска по прошедшему лету (и, возможно, сожаление о том, что прошло вместе с ним). Скорее всего, в этом пейзаже отразились приподнятые романтические чувства автора - известно, что перед началом работы над пейзажем у него был роман с Анной Турчаниновой.

Любопытно, что Исаак Левитан написал еще одну картину с таким же названием, «Золотая осень», она была завершена в 1896 году и также находится в Государственной Третьяковской галерее. Эта картина примерно в два раза меньше свой знаменитой тезки, она изображает другой яркий осенний пейзаж и написана в более простой, стилизованной манере.

Картина «Золотая осень» Исаак Левитан

Хотите, чтобы в вашем доме и осенью и зимой было тепло и уютно? Красивые и современные камины вы можете выбрать и приобрести . Большой выбор каминов на любой вкус и дизайн жилища.

Как Пушкин в литературе был признанным певцом русской осени, так и Исаак Левитан в живописи не уставал славить это удивительное время года. Сотни полотен, больших и малых, запечатлели самые разные уголки родной художнику земли, навсегда сохранив для глаз потомков чудные пейзажи. Осень предстаёт в них такой своеобразной и такой узнаваемой! Яркий праздник бабьего лета, дождливая хандра первых непогод и заунывная слякоть в преддверии зимы - всё дорого и близко виртуозу кисти и красок, во всякой погоде находит он свою радость и прелесть, «очей очарованье».

История создания произведения

Итак, Левитан, «Золотая осень». можно начать с небольшой биографической справки. Произведение было создано художником в 1895-м году, в самом конце 19-того века, времени смутном и для русской интеллигенции не очень понятном. В то же время это расцвет творчества, его мастерства, продуктивный всплеск дарования. На совсем небольшом по размерам полотне (82 на 126 см) нарисовал удивительно яркий, жизнерадостный пейзаж. Глядя на него, становится совершенно ясно, почему назвал свой труд Левитан «Золотая осень». Описание картины осени сделано в самых насыщенных, мажорных тонах. А ведь они очень редки у художника, несвойственны ему. Мастер был приверженцем более спокойных, пастельных оттенков, красок умеренной насыщенности, мягких и нежных. Но, по-видимому, уж очень был тронут и восхищён живописец великолепием природы, что отступил от свойственной ему манеры письма. И не ошибся Левитан! «Золотая осень» - описание картины природы, точнее изображение её в окрестностях реки Съежа, что протекает близ деревни Островно. В тех местах художник жил в усадьбе с интересным названием Горка (ранее - Тверская губерния, ныне - область). Случилось это именно в 1895 году, под впечатлением от пребывания в столь красивых местах он и взялся за работу.

Анализ картины

Первое живописное полотно, которое вспоминается при имени Левитан,- «Золотая осень». Описание картины следует начать с переднего плана. На нем мы видим берёзовую рощу, раскинувшуюся по обоим берегам неширокой, но глубокой реки. Её берега обрывисты и высоки, поросли травой и кустарниками. Красновато-бурая земля проглядывает сквозь них, виднеется среди пожухлых травинок и полуобнажённых ветвей с жёлтыми и красноватыми листочками. Выше по склону растут сами белоствольные красавицы, золотые, сверкающие в ярких лучах нежаркого уже солнца. Кажется, золото - жёлтое и красное - разлито в самом воздухе.

Ведь несколько полыхающих алых осинок добавляют насыщенности в общий колорит. Кстати, стоит подчеркнуть, насколько внимателен Левитан. «Золотая осень» - описание не однотонного пейзажа! В самой желтизне, как наиболее часто встречаемой краске, он подмечает и отражает столько оттенков, что диву даёшься! Однако и на другие цвета тоже обращает внимание. Зеленовато-серые, будто выцветшие, вымытые стоят деревья на правом берегу речки. На заднем плане, вдали, можно разглядеть деревушку, крестьянские избы. Далее простираются поля, а по линии горизонта тянется лимонно-охряный лес.

Настроение картины

Праздник бытия, восторг перед хрупкой, недолговечной прелестью природы - вот что передаёт картина Левитана «Золотая осень». Сочинение по ней с удовольствием пишут школьники на уроках развития речи. Ведь истинная красота притягивает, облагораживает, умиляет, воспитывает и учит бережному обращению. Прекрасное всегда беззащитно. Об этом стоит помнить всем и каждому.

Недаром говорится, что именно красота спасёт наш мир от бездуховности!