Cлайд 1
Cлайд 2
Композитор, традиционно считающийся одним из основоположников русской классической музыки. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе ― на членов «Новой русской школы», развивавших в своей музыке его идеи.Cлайд 3
Михаил Глинка родился 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии. До шести лет воспитывался бабушкой Фёклой Александровной.Cлайд 4
Михаил рос нервным, мнительным и болезненным баричем-недотрогою - «мимозой», по собственной характеристике Глинки. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Федоровна Кламмер.Cлайд 5
После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине. В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.Cлайд 6
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра.Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята передовой частью общества.Cлайд 7
Михаил Иванович Глинка скончался 16 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. На могиле установлен памятник, созданный архитектором А. М. Горностаевым. В настоящее время плита с могилы Глинки в Берлине утеряна. На месте могилы в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина был сооружён памятник композитору. Первоначальный памятник на могиле М. Глинки в Берлине. Памятник-надгробие М. И. Глинке на Тихвинском кладбище.Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич
Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»
Начальное образование Глинка
Первые музыкальные впечатления
композитора - пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви. Кроме того, он увлекался
игрой оркестра крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасия Андреевича Глинки.
Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».
В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.
Приехал в Италию в начале осени
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Г. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и сам много сочиняет в
«итальянском духе». Здесь он
ему приходит идея написать
оперу на русский сюжет.
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834 году известие
о смерти отца, Глинка решил
незамедлительно вернуться в Россию.
Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.
Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, - а фарфор.
Виельгорский
В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.
1 слайд
Лыченкова Ирина Витальевна МОУ «СОШ № 56» Г. Новокузнецка учитель музыки первой квалификационной категории педагогический стаж – 18 лет
2 слайд
3 слайд
Композитор- основоположник русской классической музыки. ГЛИНКА Михаил Иванович родился .
4 слайд
Начальное образование получил дома. Слушая пение крепостных крестьян и звоны колоколов местной церкви, рано проявил тягу к музыке. Увлекался игрой оркестра крепостных музыкантов в имении дяди, Афанасия Андреевича Глинки. Музыкальные занятия - игра на скрипке и фортепиано - начались довольно поздно и носили любительский характер. Однако музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил: «Что же делать?... Музыка - душа моя!».
5 слайд
В 1818 Глинка поступил в Петербурге в Благородный пансион при Главном Педагогическом институте Закончил пансион в 1822 вторым учеником. После окончания пансиона Глинка не сразу поступил на службу. Весной 1830 Глинка отправился в длительное заграничное путешествие, целью которого было как лечение (на водах Германии и в теплом климате Италии), так и знакомство с западноевропейским искусством. В 1835 Глинка женился на М. П. Ивановой. Этот брак оказался крайне неудачным и омрачил жизнь композитора на многие годы.
6 слайд
7 слайд
Еще в 1837 Глинка вел беседы с Пушкиным о создании оперы на сюжет «Руслана и Людмилы». В 1838 году началась работа над сочинением, премьера которого состоялась 27 ноября 1842 в Петербурге. Несмотря на то, что царская семья покинула ложу до окончания спектакля, передовые деятели культуры встретили сочинение с восторгом (хотя единства мнений на этот раз не было - из-за глубоко новаторского характера драматургии). На одном из представлений побывал Ференц Лист, чрезвычайно высоко оценивший не только эту оперу Глинки, но и его роль в русской музыке в целом.
8 слайд
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера-сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса.
9 слайд
10 слайд
В 1838 Глинка познакомился с Екатериной Керн, дочерью героини известного пушкинского стихотворения, и посвятил ей свои вдохновеннейшие произведения:«Вальс-фантазию» (1839) и дивный романс на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (1840).
11 слайд
Зиму 1851-1852 Глинка провел в Петербурге, где сблизился с группой молодых деятелей культуры, а в 1855 произошло его знакомство с М. А. Балакиревым, ставшим позже главой «Новой русской школы» (или «Могучей кучки »), творчески развившей традиции, заложенные Глинкой.
12 слайд
В 1852 композитор вновь уехал на несколько месяцев в Париж, с 1856 жил в Берлине, где скончался в феврале 1857 и был похоронен на лютеранском кладбище.
13 слайд
По настоянию младшей сестры М.И. Глинки Людмилы, прах Глинки, в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры. В Петербурге.
Михаил Иванович Глинка (1804 – 1857)
Родители композитора Евгения Андреевна Иван Николаевич
Воспитывала Глинку бабушка, Фёкла Александровна, которая всячески баловала его, отчего вырос он болезненным и слабым.
Из записок М.И. Глинки:
«Вскоре по рождении моем матушка моя Евгения Андреевна, урожденная Глинка, принуждена была предоставить первоначальное мое воспитание бабке моей Фёкле Александровне (матери моего отца), которая, овладев мной, перенесла меня в свою комнату. С ней, кормилицей и няней провел я около трех или четырех лет, видаясь с родителями весьма редко…»
Начальное образование Глинка
Первые музыкальные впечатления
композитора - пение крепостных
крестьян и звоны колоколов местной
церкви. Кроме того, он увлекался
игрой оркестра крепостных музыкантов
в имении дяди,
Афанасия Андреевича Глинки.
Михаил Иванович обучался игре на скрипке и фортепиано и музыка оказывала на него столь сильное влияние, что однажды на замечание о рассеянности он заметил:
«Что же делать?... Музыка - душа моя!» .
В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте, где его гувернёром был поэт, декабрист Вильгельм Карлович Кюхельбекер, друг А. С. Пушкина.
В. К. Кюхельбекер
В пансионе Глинка изучал иностранные языки, географию, зоологию. В Петербурге он посещал концерты, оперный театр, а также брал уроки у крупнейших музыкантов, в том числе у ирландского пианиста и композитора Джона Филда.
Джон Филд
По окончании в 1822 году пансиона Михаил Глинка усиленно занимается музыкой: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство».
В 1824 году он поступает на службу в канцелярию Главного управления путей сообщения.
В 1828 году – оставляет службу и посвящает себя музыке. К этому времени он уже автор романсов, «русских песен», арий в итальянском стиле, квартетов.
Здоровье композитора ухудшилось и он отправляется в Европу на воды.
В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Германии.
Приехал в Италию в начале осени
и поселился в Милане.
В Италии Глинка знакомится
с выдающимися композиторами
В. Беллини и Г. Доницетти,
изучает вокальный стиль бельканто
и сам много сочиняет в
«итальянском духе». Здесь он
ему приходит идея написать
оперу на русский сюжет.
В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки.
Зигфрид Ден
Получив в 1834 году известие
о смерти отца, Глинка решил
незамедлительно вернуться в Россию.
Вернувшись в Россию, Глинка начинает искать сюжет для оперы. По совету Жуковского он останавливается на истории русского крестьянина Ивана Сусанина.
В. А. Жуковский
В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка принялся за написание оперы.
В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться постановки на сцене Петербургского Большого театра.
Опера была тепло встречена передовой публикой, но аристократия и императорский двор нашли ее «кучерской».
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не сможет в грязь.
А.С. Пушкин
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка,
Веселися, Русь! Наш Глинка –
Уж не глинка, - а фарфор.
Виельгорский
В 1856 году Глинка уезжает в Берлин. После одного из концертов в зале Королевского дворца Глинка сильно простудился, а 3 февраля 1857 года умер.
По настоянию сестры прах Глинки в 1857 был перевезен в Россию и погребен на кладбище Александро-Невской Лавры.