Почему день театра отмечают 27 марта. Как отметить Всемирный день театра

Всемирный день театра установлен в 1961 году IX конгрессом Международного института театра (МИТ). Деятельность данной организации, согласно её уставу, должна быть направлена на “укрепление мира и дружбы между народами, на расширение творческого сотрудничества всех деятелей мира”. Членом МИТа Советский Союз стал ещё в 1959 году. С 1961 года СССР - постоянный член исполнительного комитета МИТа.

Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров на сцене.

Праздник Всемирный день театра отмечается ежегодно 27 марта. Это не просто профессиональный праздник мастеров сцены, это так же праздник миллионов поклонников театрального искусства.



Театр - это ни с чем несравнимое искусство, его специфика заключается в изображении событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем; зритель становится их свидетелем и соучастником, что определяет особую силу идейного и эмоционального воздействия театра. Проходят годы, столетия, а театр остается самым любимым и востребованным видом искусства. И кто бы мог подумать, что сегодняшний красивый театр начинался со скоморошества...

Хотелось бы в этот прекрасный весенний праздник 27 марта, во Всемирный день театра, хотя бы вкратце вспомнить, с чего начиналось это уникальное искусство.

Театр скоморохов

Русский театр зародился в глубокой древности в народном творчестве - обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них проявлялись элементы театра - драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.история театра в России.

Старейшим театром были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморохи, участвуя в обрядах, вносили в них мирское, светское содержание. Скоморошить - петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось своей художественностью. То же самое происходит и в современном театре - театров много, но всеобщую любовь получают лишь те, где актеры блестяще владеют своим искусством.


Позже появились народные театры скоморохов со своим репертуаром. Актеры этих театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, цирковые номера. Исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы.


Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий - власти и церковь преследовали скоморохов и ставили их в один ряд с волхвами, колдунами. Но скоморошеские представления продолжали жить, народный театр развивался.

Придворный театр

По-настоящему театр появился в 17 веке - это были придворный и школьный театры. Школьный театр появился при Славяно-греко-латинской академии. Пьесы писались преподавателями и ставились учащимися по праздникам. В пьесах использовались как евангельские сюжеты, так и житейские предания. Писались они в стихах на основе монологов. Кроме реальных лиц, вводились и аллегорические персонажи.

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы "Артаксерксово действо" (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Царю так понравилось представление, что он смотрел его десять часов подряд. Ставились и другие пьесы на библейские сюжеты.


Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами.

После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I, когда с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Императорские театры

Особое положение среди русских театров занимали Императорские театры, находившиеся в ведении министерства Двора, а также правительственные театры в Варшаве. Начало Императорским театрам, как и официальному существованию театра в России вообще, положено 30 августа 1756 года, когда императрица Елизавета Петровна издала указ об учреждении в Санкт-Петербурге Российского театра, поручив управление театра Сумарокову. Впоследствии в состав придворного театра, кроме русской драматической труппы, вошли балет, камерная и бальная музыка, итальянская опера, французская и немецкая труппы.


До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым директором которых назначен был И. П. Елагин (20 декабря 1766 г. - 21 мая 1779 г.); после Елагина занимал эту должность В. И. Бибиков (1779-1783). В 1783 году для управления придворными театрами учрежден «Комитет над зрелищами и музыкой» (1783-1786), состоявший из генерал-поручика П. И. Мелисино, генерал-майора П. А. Соймонова, камергеров князя Н. А. Голицына и А. И. Дивова и камер-юнкера П. В. Мятлева, под председательством А. В. Олсуфьева. В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен С. Ф. Стрекалов (1786-1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор П. А. Соймонов и А. В. Храповицкий (1789-1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Н. Б. Юсупов (1791-1799), граф Н. П. Шереметев (1799) и обер-гофмаршал А. Л. Нарышкин (1799-1819), при котором в 1806 году были учреждены Императорские московские театры.

27 апреля 1812 года, по случаю отъезда императора Александра I из Санкт-Петербурга, учрежден был «для решения высших театральных вопросов» особый комитет, которому был подчинен директор театров; в состав комитета вошли, между прочим, директор придворных театров А. Л. Нарышкин и министр финансов Д. А. Гурьев.

С 14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф М. А. Милорадович, назначен был старшим членом.



19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь В. В. Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер кн. П. И. Тюфякин (1819-1821), А. А. Майков (1821-1825) и Н. Ф. Остолопов (1825-1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823-1831) и М. Н. Загоскин (1831-1842). С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829-1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833-1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858-1862), граф А. М. Борх (1862-1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867-1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. - обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899-1901) и В. А. Теляковский (1901-1917).

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Ф. Д. Батюшков), которая существовала до ноября 1917 г.


Мы сердечно поздравляем всех людей, кто посвятил свою жизнь искусству воплощения в образы на сцене с праздником 27 марта, со Всемирным днем театра. Желаем Вам семейного счастья, уверенного завтрашнего дня, увлекательных ролей и благодарных зрителей. Любви Вам и счастья!

(МИТ) при ЮНЕСКО — крупнейшая в мире неправительственная организация, занимающаяся исполнительским искусством.

Национальные центры, региональные советы и комитеты представлены в почти 100 странах мира. В СССР национальный центр МИТ был создан в 1959 году.

Его президентами в разное время были народные артисты СССР Михаил Царев и Михаил Ульянов. С 2007 года президентом МИТ в России является народный артист СССР, художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин.

Российский центр МИТ включает в себя ряд известных театров, театральных организаций, компаний и физических лиц и существуют за счет членских взносов.

Ежегодно, по решению исполнительного совета МИТ, по случаю Международного дня театра к мировому театральному сообществу обращаются крупнейшие деятели мировой культуры. Первым автором международного послания ко Дню театра был французский писатель, художник и кинорежиссер Жан Кокто (1962). Среди авторов международного послания были три советских деятеля культуры: композитор Дмитрий Шостакович (1970), артисты Михаил Царев (1984) и Кирилл Лавров (1990).

В 2016 году в Международный день театра к общественности обращается известный российский режиссер Анатолий Васильев.

К Международному дню театра в 2016 году в России приурочена Федеральная театральная акция Театр.Go, которая в течение 24 часов 27 марта проходит по всей стране. В этот день на странице проекта, а также на сайтах театров-участников зрители смогут купить электронные билеты на спектакли со скидкой от 25% до 90%.

Участие в проекте приняло свыше 40 ведущих театров Санкт-Петербурга, Москвы и других городов: за 24 часа было продано 25 тысяч билетов номиналом от 150 до 3 тысяч рублей.

В Москве этому дню посвящена общегородская акция "Ночь театров", которая проходит в ночь с 26 на 27 марта в 60 театрах. Основная задача акции — приоткрыть завесу и позволить увидеть скрытый от зрительских глаз процесс создания спектаклей. В программе акции мастер-классы, открытые показы, экскурсии по театрам и закулисному пространству.

В театре "У Никитских ворот" запланирован премьерный показ спектакля "Анна Каренина. Lecture". После спектакля — экскурсия по закулисью с посещением костюмерного, реквизиторского, гримерного, осветительного и звукооператорского цехов.

В Московском театре "Современник" — открытый актерский тренинг для всех желающих, а в театре "Геликон-опера" — рассказ об истории усадьбы Шаховских-Глебовых-Стрешневых и "Геликон-оперы" с посещением гримерок артистов и демонстрацией уникального сценического оборудования.

Ночное путешествие по театральному закулисью с многочисленными музыкальными номерами пройдет в Театре на Таганке.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

«Весь мир - театр, а люди в нем - актеры», - небезосновательно утверждал В. Шекспир в комедии «Как вам это понравится». Что же, каждый из нас действительно играет в этой жизни свою определенную роль. И от нашего таланта, мастерства и профессионализма зависит не так уж и мало. Именно поэтому День театра - это не только всемирный, но и общечеловеческий праздник, не знающий, ни национальных, ни религиозных границ.

Немного об истории театра

Первые упоминания о театре относятся к 497 году до н.э. Именно в этом году, согласно письменным источникам, в Греции в первый раз прошел праздник, посвященный богу Дионису. Специально для его проведения были построены деревянные подмостки, на которых перед зрителями выступали поэты, музыканты и певцы. Уже спустя несколько лет деревянные подмостки были заменены круглыми аренами, окруженными многоярусными зрительскими местами. Собственно говоря, конструкция такого сооружения очень напоминает по внешнему виду современный цирк.

В 55 году до н.э. в Риме был построен первый каменный театр, на подмостках которого выступали актеры, декламировавшие стихи и исполняющие небольшие пьесы, такие «перепевы» древнегреческих легенд и мифов.

Театральные действа издревле любили и на Руси. Сначала они были связаны с языческими обрядами и религиозными праздниками. Но уже в рукописях XI века можно встретить первые упоминания о скоморохах, которые веселили честной люд на ярмарках и базарах. Первый же театр (балаган) в России появился во времена Петра 1: в нем ставили небольшие пьески, основанные на самых незамысловатых и порой даже непристойных сюжетах. В 1795 году в Москве открылся театр графа Николая Шереметьева, который сыграл огромную роль в формировании русской театральной школы.

Особого расцвета русский театр достиг в 19-20 веках, подарив миру много великих актеров, режиссеров, драматургов. Россия по праву гордится такими именами, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, А.П. Чехов, А.Н. Островский, В.Э. Мейерхольд, М.С. Щепкин и многими другими.

История и традиции Всемирного дня театра

Всемирный день театра отмечается 27 марта. Праздник был учрежден по инициативе Международного института театра в 1961 году. Первый раз празднования прошли в 1962. Послание к деятелям театрального искусства было написано культовым французским художником, писателем и драматургом Жаном Кокто.

Всемирный день театра - это профессиональный праздник сотен тысяч людей, которые посвятили свои жизни служению этому великому и прекрасному искусству. В России День театра принято отмечать очень весело и торжественно. Обязательно проходят концерты, творческие встречи с любимыми артистами, вечера, мастер-классы. К этому дню приурочивают и премьеры спектаклей в ведущих театрах страны. Особо стоит сказать про знаменитые «капустники», которые «дали путевку в жизнь» многим звездам театра и кинематографа.

Театральное искусство – одно из тех направлений культуры, которое воспитывает некий аристократизм в обществе. С открытием сезона бомонд заполняет ложи и партеры, а новые театральные постановки неизменно собирают полные залы зрителей. Театр объединяет, вдохновляет, наполняет эмоциями. 27 марта во всём мире отмечается Международный день театра!

Некоторые считают возможным утверждать, что театр отживает своё. В корне неверное суждение: театр со своей тягой к обновлению (наряду с классическими постановками существует великое разнообразие инновационных) способен бесконечно радовать ценителей изысканного искусства.

Упоминания о первых театральных действах найдены ещё в Древнем Египте. Связаны они были с религиозными сюжетами (так уж принято было – восхвалять богов). Из древнейших прославленных – греческий театр (и в нём большей частью фигурировали боги всем пантеоном). Однако на потеху публике вскоре появились и пьесы светской тематики, где рассказывалось о жизни и трагедиях человеческого бытия, перипетиях, событиях, влияющих на судьбы людей.

Символом театра стали две маски: смеющаяся и плачущая – от направлений жанра: трагедии и комедии, часто идущих бок о бок. Позже выделилась ещё и драма.

Мировое значение Дня театра

Столь долгая история развития театра и его неоценимое влияние на судьбы человечества не остались незамеченными мировыми организациями, стоящими на страже цивилизованного мира. На IX конгрессе, инициированном Международным институтом театра, было решено назначить конкретную дату, посвящённую театру. Поддержанный ЮНЕСКО, праздник стал значимым для театральных деятелей всех стран. И проходит он под девизом взаимопонимания и укрепления мира между народами.

Как отпраздновали Всемирный день театра в 1961 году 27 марта, так и утвердили дату празднования. Теперь День театра отмечается ежегодно 27 марта.

Кого поздравлять?

Поздравлять принято всех, кто причастен к театральному искусству. Великий Станиславский очень уважительно относился к гардеробщикам и считал их деятельность важной, ведь они первые, с кем встречается зритель, пришедший в театр на спектакль, их поведение может задать тон, настроить (или расстроить): «Театр начинается с вешалки»! Поздравлять с Днём театра принято не только служителей Мельпомены (актёров и режиссёров, постановщиков и авторов), но и сотрудников невидимого фронта: осветителей, техников, костюмеров, гримёров, гардеробщиков и уборщиц (на самом деле должностей куда больше).

Полный зал на очередную постановку – лучшее, что может быть. И это так абсолютно для всех работников театра. И вот теперь об очевидном, хотя частенько отодвигаемом на второй план: аплодисменты. Довольный зритель не должен скупиться – хлопать следует до изнеможения! Болят ладошки? А сердца наполняются силой вашей любви!

Как незаменимы для признания артиста цветы, так билеты на постановки – лучший подарок для истинных театралов! Давайте отмечать День театра и дарить друг другу яркие эмоции!

Калужская область, Боровский район, деревня Петров

24-25 марта 2018 года ЭТНОМИР превращается в для различных направлений, типов и жанров этого древнейшего и зрелищного искусства.

Драматические постановки, кукольный театр, театр пантомимы и пластики, театр танца, отрывки из мюзиклов – под куполом площади Дружбы народов в ЭТНОМИРе нон-стоп свершается таинство, гостями которого мы предлагаем вам стать!

Кроме этого, вы можете стать участниками автограф-сессии и творческих мастер-классов от актёров и певцов. На Улице Мира работают фотозоны, открыты сцены, все павильоны и постройки в этнографическом парке для вас – как декорация к собственной постановке, которая называется жизнь.

Интересно будет всем – и студентам, и семьям с детьми, и тем, кто просто влюблён в театр!

Театр — это зрелище, способное удивить самого искушенного современного зрителя. Театр дарит людям положительные эмоции, пищу для размышлений, теплоту и надежду. Спектакль существует только здесь и сейчас. И именно в этом таится секрет его очарования. Театр существует много веков, хотя ему предрекали смерть в связи с появлением кинематографа, потом с появлением телевизоров и DVD. Но театр жив до сих пор, имеет массу поклонников и перешел в разряд интеллектуального искусства. Наверно, все дело в ЖИВОЙ игре актеров, которую не способна заменить никакая даже самая качественная картинка на экране любого размера. Даже старую знакомую пьесу смотришь всегда как будто в первый раз, находишь что-то новое в игре актеров, новые смыслы тех или иных фраз.

Если ваш ребенок никогда не был в театре, то весна — это именно то время, когда стоит начать, ведь весной, а именно 27 марта, отмечается Всемирный день театра.

Для зрительского дебюта существует множество вариантов: кукольный, оперный, драматический, театр теней, пантомима и многое другое! Можно пойти на всем известный нашумевший спектакль, а можно остановить свой выбор на чем-то малоизвестном, новом, редком.

Когда начали отмечать День театра?

В 1948 году был создан МИТ - Международный Институт Театра, который объединил поклонников театра по всему миру. Именно МИТ в 1961 году придумал и утвердил Всемирный день театра, который теперь празднуют каждый год 27 марта. Девиз этого праздника гласит, что театр должен укреплять мир и взаимопонимание между народами. То есть это своеобразный день всемирного единства, мира, понимания.

Как отметить Всемирный день театра.

Всемирный день театра — праздник малоизвестный, но в кругу театралов и людей, чья профессия связана с театром, это популярный праздник, который в России отмечают каждый год. Как правило, в этот день стараются ставить премьеры, организовывать повторы всеми любимых спектаклей, встречи с любимыми артистами или мастер-классы по театральному искусству. Поэтому, если у Вас есть желание отметить День театра, присоединяйтесь к любому мероприятию, посвященному этому празднику.

Если у вас есть знакомые режиссёры, актёры, суфлёры, гримёры, декораторы (или Ваш знакомый работает в театральном буфете, например), непременно поздравьте этого человека 27 марта с профессиональным праздником!

Чтобы приобщить к этому высокому искусству детей, нужно отпраздновать этот день в школе или детском саду. Например, подготовить небольшую сценку. Идеи и шаблоны для создания бумажных театров Вы найдете