Марлен хуциев биография национальность. "оттепель к хрущеву отношения не имеет"

Марлен Хуциев, которому в октябре исполнится 90 лет, заканчивает новый фильм "Невечерняя". Картина о встречах Толстого и Чехова была задумана в начале нашего века, начались съемки, но из-за нехватки денег работа была приостановлена и лишь недавно возобновилась благодаря меценату, подарившему знаменитому режиссеру необходимую сумму. Кинематограф Хуциева воспринимается как одно из проявлений хрущевской оттепели, но режиссер считает, что неверно связывать смягчение режима с именем тогдашнего первого секретаря ЦК КПСС. С Хрущевым у него давние счеты – верховному цензору не понравилась картина "Застава Ильича", и он заставил Хуциева радикально переделать фильм. Авторская версия вышла лишь в конце 80-х. Особенно не понравилась Хрущеву одна из ключевых сцен – разговор героя с призраком погибшего на фронте отца. Хуциев говорит, что это его воображаемый разговор с собственным отцом, казненным в 1937 году. Во всех фильмах Хуциева есть размышления о войне, в которой сам режиссер не участвовал – его освободили от службы из-за астмы и дальнозоркости. Знаменитая картина "Июльский дождь" завершается документальными съемками встречи ветеранов у Большого театра – тогда 9 мая еще не было официальным праздником.

Две ретроспективы фильмов Марлена Хуциева сейчас прошли в Германии – на фестивале Go East в Висбадене и в берлинском киномузее. Мы встретились с режиссером на висбаденском фестивале после показа фильма "Был месяц май", снятого в 1970 году, к 25-летию победы. Май 1945 года – красноармейцы, расположившиеся в немецкой усадьбе, узнают о том, что рядом находился концлагерь, а хозяин их дома, фермер по фамилии Рашке, использовал труд заключенных.

Марлен Хуциев сомневался, стоит ли включать фильм в программу показов в Висбадене, и не знал, как отреагируют немецкие зрители. Действительно, когда сеанс закончился, в зале чувствовалось некоторое напряжение. Может быть, потому, что в фильме был недвусмысленный намек на вольное обращение российских солдат с немецкими женщинами, а сцены в свинарнике (Рашке занимался свиноводством) можно истолковать как отождествление немцев с этими имеющими не лучшую репутацию животными. В принципе же это фильм о вечном конфликте России и Европы: пьяные и взбалмошные солдаты сталкиваются с сытым и бесчеловечным, по их мнению, миром порядка, не могут его постичь и хотят разрушить. Пример вечного российского хаоса – ситуация в союзе кинематографистов, председателем которого Марлен Хуциев был избран в 2008 году. Потом по велению суда на эту должность вернулся прежний барин, Никита Михалков, а кинематографисты, не желающие ему подчиняться, образовали альтернативный союз. О Второй мировой войне, о Михалкове, Хрущеве и оттепели я расспрашивал Марлена Хуциева, а начался разговор с фильма "Невечерняя", выход которого запланирован на следующий год.

No media source currently available

0:00 0:35:09 0:00

Pop-out player

– Фильм я уже практически закончил, там просто маленькие досъемки. Очень долго длилась эпопея по той причине, что не было финансирования, 8 лет вообще все стояло. Потом возник один человек, который вдруг где-то прочел и дал зеленую улицу.

– То есть чудо случилось?

Кадр из фильма "Невечерняя"

– Абсолютное чудо, абсолютное. Я пока его имя не называю. Как картина будет готова, конечно, я принесу ему всю свою признательность. У нас дают деньги, но это ерунда. Был же год Чехова, Толстого совместный, никого не колыхнуло.

– Когда в 2008 году проводился знаменитый съезд Союза кинематографистов, хотели провести очищение, избавиться от непрозрачности, коррупции. У вас был план, можно это было сделать в то время?

Мединский у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества.

– Был план найти определенных людей, которые хотели бы это сделать. Они стали намечаться, но потом начались бесконечные склоки, своры. Я уже по размышлению понимаю, что зря в это дело ввязался. Я просто себе не представлял ситуацию, с которой придется иметь дело. Но что делать? Я хочу вам сказать: что бы ни говорили, лучшая система кино была советская. Потому что, во-первых, там выдавали реальную смету, иногда чуть-чуть завышали, чтобы потом срезать, но выделяли деньги по этой смете. Эта смета тщательно разрабатывалась по многим статьям. Там была, конечно, цензура, но в чем-то да, а в чем-то нет. Я все-таки все свои картины сделал, хотя меня заставили вырезать из "Июльского дождя" одну сцену. Я, когда мы сочиняли сценарий, так ее и назвал "арбуз на вырез", я знал, что ее все равно вырежут. Там есть такая история, как героиня ходит в качестве агитатора, она попадает к сумасшедшему энкавэдэшнику, ей сразу становится понятно, что он сумасшедший. Вначале зрители смеются, а потом, когда становится ясным, что он сумасшедший, тогда мертвая тишина в зале. Эту сцену не разрешили категорически. Потом надо было сокращать картину немножко, и я там, дурак, вырезал одну паузу очень красивую в зоопарке, где героиня гуляет. Очень жалею, не сохранил ее. Иногда бывает, когда картину кончаешь, ты настолько бываешь измотан, что уже и соображаешь туго, и сопротивления нет. В "Июльском дожде" мне, конечно, жалко эту сцену очень. Но там вся беда в том, что не напечатали копию, если бы копию напечатали, я поправку бы сделал, а в копии это сохранилось бы.

– "Застава Ильича" ведь сохранилась полностью, и вы смогли ее восстановить.

– Там долбанул первое лицо <Хрущев>, и все навытяжку встали. Начали сами говорить: это надо изменить, это. Это мне напоминает вот что: стоит человек, и у него перед лицом машут палкой. Так не надо голову нагибать, ты постой. Если нагнул голову, то она тебе придется по башке. Дела давно минувших дней, даже говорить о них не хочется. Сейчас нет идеологической цензуры... Хотя, наверное, есть.

– То, что сейчас делает Мединский, уже можно назвать идеологической цензурой.

– Он у меня вызывает впечатление абсолютного ничтожества. <Председатель Госкино> Ермаш любил кино и людей любил. Например, когда я кончал картину – хотя, казалось бы, человек я неудобный, – где-то он меня встречал, говорил: ну что, какие планы на будущее? Хрен он <Мединский> меня спросил, какие планы на будущее. Тогда было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения.

– А картину "Был месяц май" цензура не тронула?

Мне там дали только две поправки. Там было прямым текстом сказано, что они жили там же, где свиньи, и свиньи съели ребенка. Пришлось сказать, что она голодала и ребенок умер, молока не было. А вторая поправка очень обидная, когда клеил эту хозяйку один из солдат, он там ей говорит это было по-солдатски, по-русски, он ей одну фразу говорит, а она не понимает. Он говорит: "А что твой мужик? Ничего еще, может? А то, может быть, надо помочь?" И через паузу говорит: "По хозяйству". Вот эту фразу убрали. А что тут такого, это же не политическое? "Нет, это оскорбительная фраза". Нравственная цензура, и вырезали.

– Снимали в Германии?

В Восточной Пруссии снимали. Это не под самим Кенигсбергом, а есть такой город, сейчас он называется Гвардейск, а у немцев он назывался Пилау. А концлагерь снимали в Польше.

– Освенцим?

Это Бжезинка, рядом с Освенцимом. 30 километров от Кракова. Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших.

– Во всех ваших фильмах есть война…

– И в новом фильме есть – Севастопольская оборона. У меня это связано еще с тем, что я отдаю долг. Потому что в силу всяких болезней меня не взяли. Мы одногодки с Тодоровским, он всего лишь на два месяца старше меня, но он успел, на фронт попал в 1944 году, успел побывать в Берлине. Он очень интересно рассказывал, когда все закончилось, они выпили, спали, и вдруг автоматные очереди. Они к окнам подползли и увидели, что по этой широкой улице идет колонна немцев и поливает из автоматов все окна, чтобы ответного огня не было. Наши связались по рации с авиацией. Он говорит, это было страшное зрелище, когда над этой колонной пошли на бреющем полете самолеты и стали ее расстреливать. Вообще война это жестокая вещь, что тут говорить, это все знают.

– Вы видели "Утомленные солнцем"?

"Утомленные солнцем-2" я не видел, только то, что иногда по телевизору мелькает, а первую часть видел. Там есть очень сильные сцены. Вся эта история с дочерью очень нежно снята. Вообще он режиссер хороший. К сожалению, когда он начинает конъюнктурить, выглядит значительно хуже. "Неоконченная пьеса" это замечательная картина. "Раба любви" сделана очень здорово. Немножко однообразно этот бесконечный показ кинопроцесса: все понятно, а там еще продолжается. Но это хорошая картина по фактуре, по всему.

– У вас с 2008 года сохраняется антагонизм или вы помирились?

Не то что помирились, я никогда до этого с ним не дружил. Никакого у нас с ним нет контакта.

– Вы новую картину снимали в Крыму. Не могу не спросить, что вы думаете о том, что происходит вокруг Крыма?

Это все политические игры. Я не знаю, нужен он нам был или не нужен. Говорят, что там стало хуже. Мне всегда казалось, что Крым должен оставаться в составе России, как славная историческая страница ее прошлого. "Севастопольские рассказы", "Оборона Севастополя" – как-то так. Что это такое, берет и волей своею тот человек, которого потом назвали волюнтаристом, отдает Крым Украине? Представьте себе, что гуляют два купца, надрались, один другому от широты душевной подарил фамильные часы. А потом он умер. Что должен сделать сын? Он должен возвратить часы сам.

– У вас сохранилась неприязнь к Хрущеву с тех пор, когда он резал ваш фильм?

У меня не поэтому. Потому что, анализируя все, что он сделал… Во-первых, это вранье, что на ХХ съезде он разоблачил культ личности. Это все было сделано сразу после смерти Сталина поднимите газеты того времени. Буквально через месяц после смерти Сталина во всех центральных газетах: в ЦК КПСС планировались материалы о преодолении культа личности и о коллегиальном руководстве. Это все было до Хрущева. А он потом стал всех отставлять от должностей. Как он, например, с Жуковым поступил, который спас его, когда его хотели снять? Он его снял в тот момент, когда он плыл на корабле, когда у него не было даже возможности ничего сделать. Термин "оттепель", хрущевская оттепель – никакого отношения этот термин к Хрущеву не имеет. Вот вам доказательство: вовсю шел съемочный период картины "Весна на Заречной улице" в тот момент, когда совершился ХХ съезд. В феврале я был в Запорожье, мы снимали "Весну", вдруг прочел в газете про ХХ съезд. Не надо все приписывать Хрущеву, они забывают, что был министр культуры Пономаренко, при котором все оживилось, как замечательно себя вела Фурцева. Ведь она же посмотрела картину <"Застава Ильича">, она просто пришла в восторг тут же, но ведь полно завистников было, доносы писали, в итоге все это получилось.

– Вы же подписали письмо Брежневу против реабилитации Сталина.

Это да, это было. Но не только я, много народу, Михаил Ильич <Ромм> подписал, и я в том числе.

– Чувствуете, что сейчас начинается новая реабилитация Сталина?

Я это чувствую. Но я за объективное освещение истории. Что нельзя у него отнять – и должно остаться, и плохое, и хорошее. Войну, конечно, он сыграл, не важно, был он полководец или не был, он был объединяющей силой, а он умел руководить, держать. Благодаря ему мы и выиграли, потому что все в конце концов организовал. Никуда он не убегал, он болел, у него была ангина. Но в первый же день, когда началась война, уже были совещания в Кремле. На одно из совещаний были приглашены геологи, потому что вопрос стоял, куда перемещать промышленность. Вокруг было много талантливых людей. Конечно, жуткая история с разгромом армии, 1937 год. Но мы ничего про это не знаем. Ужасно постарались на местах весь этот 1937 год, но там была борьба, безусловно, его хотели скинуть, а он не хотел этого. Это было продолжение гражданской войны, только на другом этапе. Возьмите Французскую революцию, что они сделали? Все друг другу головы поотрубали. Робеспьер был влюблен в невесту Камила Демулена. Там вот так все было, лучшим своим соратникам рубят головы.

– В фильме "Был месяц май" герой говорит, что если бы не эта победа, весь мир превратился бы в концлагерь.

Естественно. Он при огромной силе распустил бы щупальца по всему миру. Знаете, я сейчас, когда ехал <в Висбаден>, вокруг потрясающая природа, и думаешь: как так можно? У нас такого нет, у нас замызганные вокруг железнодорожных путей какие-то хибары, сараи, амбары, свалки. А тут потрясающе, никакого мусора, ничего, просто наслаждаешься. А почему у нас это невозможно? Не знаю. Не могу объяснить это щедростью природы, пространством.

На вашей родине, в Грузии возможно, все сделали.

Грузия ухоженная страна. Вы бы посмотрели, что из себя представляет Батуми сейчас. Там несколько высоких зданий, гостиница "Рэдиссон", ухоженные бульвары. Остальной город низкорослый, но он ухоженный абсолютно. А рядом с гостиницей маленькие харчевни, где продается жареная барабулька. Все прекрасно.

– Это Саакашвили сделал.

Да. Нет пророка в своем отечестве, они теперь его ненавидят.

– Вы смотрите фильмы молодых людей, нового поколения режиссеров?

"Стиляги", "Оттепель" это все ужасно. Во-первых, все, что снято про кино, – это совершенно не так. Я снимал в то время. Получается, что там крутилось все время внутри сексуальное. Ничего подобного. Снимали влюбленно, без интриг. Совсем другое было у меня ощущение того времени. Откуда ему знать, Валерке? Видел "Елену", такая тяжелая картина, но здорово сделана, конечно. Он талантливый человек.

– Союз кинематографистов можно еще спасти или после раскола все бесполезно?

было ощущение, что мы нужны, сейчас нет этого ощущения

Мне кажется, этот процесс должен произойти естественно, со временем. Я считаю, что самая правильная система организации это когда было Госкино. Они только распределяли финансы, несколько осуществляя цензуру, потому что все остальное приходило снизу: все замыслы, все разработки смет, все же снизу шло. И эта система, если бы ее можно было возродить, дала бы огромный подъем кинематографии.

– Они бы заказывали фильмы на злобу дня.

Там был так называемый госзаказ, из всей массы фильмов три-четыре спускали сверху, больше постановочных. Остальное: подал заявку, заключили договор, начали писаться. Так было и с "Заставой", и с "Июльским дождем", прошло утверждение. Вы знаете, что встреча ветеранов в "Июльском дожде" – это было время, когда праздник победы не отмечался. Они отмечали каждый год, а государство не отмечало, был просто будний день. Все это с Брежнева началось, когда Могила Неизвестного солдата.

– Сейчас перед праздником не пугает вас, что это приняло такой фальшивый размах?

Неприятно. Но я должен сказать, что это неизбежно. Триумфальная дата. Другое, когда до сих пор поднимается тема обеспечения квартирами ветеранов. Это позор, это давным-давно все уже должно было быть.

– Не праздник скорби и не праздник ветеранов, а праздник наступательный, агрессивный…

А это должен быть праздник со слезами на глазах. Я очень не люблю эту песню, но это правильно со слезами на глазах. В этой песне идет такой плясовой проигрыш, я ее терпеть не могу. Почему ее так подняли? Есть же реальные военные песни, одни "Дороги" чего стоят. Жизнь вообще витиевата, она никогда не бывает одинаково прекрасная, чаще одинаково бывает ужасной, но вообще все намешано.

Марлен Хуциев вошёл в историю отечественного кинематографа ещё в незапамятные советские времена и по сей день остаётся в ней одним из главнейших столпов, на которых держится настоящее искусство. Его картины о войне и быте, несмотря на популярную для тех послевоенных лет тематику, всё же внесли струю свежего воздуха, поскольку поднимали вопросы, до этого редко появляющиеся на экранах. Помимо того, что картины Марлена Хуциева позволяют нам окунуться в тот далёкий и бесследно ушедший мир (а некоторым — поностальгировать за теми временами), они также заставляют зрителей думать и анализировать. Видимо, именно в этом и состоит достоинство его фильмов. Вся личная жизнь Марлена Хуциева неразрывно многие десятилетия была связана с кино.

Сегодня мэтру отечественного кинематографа уже 90, однако он по-прежнему живёт творчеством, а в голове у него — планы и сценарии, требующие реализации. Началась биография Марлена Хуциева в нынешнем Тбилиси. Его родители — коммунист-революционер и актриса. Видимо, именно от матери в режиссёре столько понимания прекрасного, любви к созерцанию и воспроизведению своих впечатлений и раздумий на экране или на сцене. Окончив школу в Тбилиси, будущий режиссёр хотел учиться дальше в местной Академии художеств, но не сумел пройти конкурс. В военные годы из-за проблем со здоровьем Марлену Хуциеву не удалось послужить в армии. В 1944 году в биографии Марлена Хуциева началось кино, которое продолжается в его жизни до сих пор. Первая его должность — ассистент художника комбинированных съёмок, ведь специального образования у режиссёра на тот момент всё ещё не было. Только в следующем году он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. Дипломная работа — короткометражная картина "Градостроители". Самый нашумевший и по сей день один из самых любимых зрителями фильмов Марлена Хуциева — "Весна на Заречной улице" — увидел свет лишь через 6 лет после окончания вуза, в 1956 году. Дальнейшие работы режиссёра также высоко оценены как зрителями, так и профессионалами. Не даром Марлен Хуциев — обладатель множества почётных званий, наград и премий.

Вот уже 37 лет режиссёр занимается преподавательской деятельностью в родном ВГИКе. В различных публикациях, посвящённых Марлену Хуциеву, неоднократно подчёркивается, что вся личная жизнь режиссёра — это кино. Однако это не полностью так. Наиболее характерная черта характера этого человека — это созерцание. Именно этим более всего любит заниматься Марлен Хуциев, прогуливаясь по улочкам родного города или общаясь с друзьями и близкими. В семейной жизни режиссёр проявил верность и преданность, присущие, наверное, лишь представителям искусства этой эпохи, долгие живя в счастливом браке с Ириной Соловьёвой. Свою вторую половинку Марлен Хуциев встретил, ещё будучи студентом ВГИКа, и с тех пор не отпускал. Жена подарила ему сына и наследника Игоря, который продолжает любимое дело отца, став режиссёром. У супругов есть также внучка Нина, которая, впрочем, не пошла по стопам родных, а окончив МГУ, уехала работать в Шанхай. Свой 90-летний юбилей Марлен Хуциев отпраздновал в Пятигорске в кругу родных и близких. К сожалению, почтенный возраст режиссёра иногда напоминает о себе, заставляя болезненно сжиматься сердца всех тех, кто вырос на его картинах.

Советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии Российской Федерации, классик отечественного кинематографа.

Биография Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне – Тбилиси), Грузия, в семье коммуниста-революционера Мартына Левановича Хуциева (Хуцишвили ) и актрисы Нины Михайловны Утенелишвили . Школьные годы Хуциева прошли в Москве, но после того как в 1937 году был репрессирован его отец, он с матерью вернулся в родной Тбилиси. По окончании школы пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств , но не прошёл по конкурсу. Когда началась Великая Отечественная война, Марлен Хуциев не попал на фронт по состоянию здоровья.

В 1944 году началась кинокарьера Хуциева : он стал работать ассистентом художника комбинированных съёмок на Тбилисской киностудии .

В 1945 году, после окончания войны, Марлен Хуциев приехал в Москву и поступил во ВГИК на факультет режиссуры (мастерская И.А. Савченко ), который окончил в 1950 году.

Однокурсниками Хуциева были актёры Александр Алов , Алексей Коренев и режиссёры Владимир Наумов , Сергей Параджанов , Юрий Озеров и Феликс Миронер .

Дипломной работой молодого режиссёра стала короткометражка «Градостроители ». После выпуска из института Хуциев некоторое время был помощником режиссёра дубляжа на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького , а в 1955 году был приглашён вторым режиссёром на съёмки фильма «Ляна » Бориса Барнета , у которого ещё студентом проходил практику.

В 1955 году Хуциев поступил на работу режиссёром-постановщиком на Одесскую киностудию , где в 1956 году в сотрудничестве со своим однокурсником Феликсом Миронером снял свой первый полнометражный фильм «Весна на Заречной улице ». История отношений учительницы из школы рабочей молодёжи Татьяны Сергеевны Левченко и сталевара Саши Савченко , роли которых сыграли Нина Иванова и Николай Рыбников , имела оглушительный успех – фильм посмотрело более 30 миллионов зрителей.

Успех первой картины закрепила драма «Два Фёдора » (1958), рассказывающая о солдате, вернувшемся домой с фронта. Главная роль – Фёдора -большого – стала актёрским кинодебютом для никому тогда не известного Василия Шукшина .
В 1959 году Хуциев вернулся на киностудию имени Горького в качестве ассистента режиссёра.

После XX съезда КПСС, на волне хрущёвской «оттепели», Хуциев в 1962 году снял фильм, ставший одним из символов поколения «шестидесятников» – «Застава Ильича », сценарий к которому был написан им в соавторстве с Геннадием Шпаликовым , тогда ещё учившимся на сценарном факультете ВГИКа .

Из-за того, что картину раскритиковал сам Хрущёв , она вышла на экраны через два года, в урезанном и изменённом виде и под другим названием – «Мне двадцать лет ». Цензорские ножницы вырезали из картины одну из ключевых сцен – непостановочные съёмки выступления Беллы Ахмадуллиной , Андрея Вознесенского , Роберта Рождественского , Евгения Евтушенко и Булата Окуджавы на поэтическом вечере в Политехническом музее.

О том, как снималась эта сцена, Хуциев вспоминал: «Это ведь не документальная съёмка, хотя документальным способом снята. Это всё было организовано, и просто у нас не было денег на массовку, но мы разослали билеты на вечер поэтов, приглашения. Там даже написано было: “Одновременно снимается эпизод картины ‘Застава Ильича’ ”».

В первоначальном виде лента увидела свет более чем двадцать лет спустя – в 1988 году. Тем не менее фильм был по достоинству отмечен современниками: в 1965 году на Венецианском международном кинофестивале «Застава Ильича » получила Специальный приз жюри, а на МКФ европейского кино в Риме – премию «Золотая пластина ».

В 1965 году Хуциев стал режиссёром киностудии «Мосфильм », где проработал долгие годы.

Следующую свою картину, драму «Июльский дождь », Хуциев снимает в 1966 году, после чего он пробует себя в качестве театрального режиссёра, поставив на сцене театра «Современник » спектакль по пьесе Артура Миллера «Случай в Виши ».

Испытать свои силы в качестве актёра Хуциев решился в 1968 году, снявшись в комедии «Золотой телёнок » по одноимённому произведению Ильи Ильфа и Евгения Петрова (сцена не попала в фильм) и музыкальном трагифарсе «Интервенция », где он исполнил роль главнокомандующего войсками Антанты. В вышедшей через год картине «Гори, гори, моя звезда » Хуциев предстал перед зрителями в роли кавказского князя, сражавшегося с белогвардейцами против красных.

С 1968 по1972 год Марлен Хуциев был художественным руководителем творческого объединения «Экран » Центрального телевидения , успешно совмещая административную работу с творчеством: в 1970 году на телеэкраны страны вышла его картина «Был месяц май » – по признанию многих критиков и зрителей, один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне, а в 1971 году – документальная лента «Алый парус Парижа ».

В 1978 году Хуциев вновь стал «ВГИКовцем», но теперь уже не студентом, а преподавателем: он возглавил мастерскую, а затем, в 1987 году, кафедру режиссуры игрового кино. Из режиссёрской мастерской профессора Марлена Хуциева вышло пять выпусков, а многие из его бывших студентов успешно трудятся в кино и на телевидении.

Перерывы между съёмками следующих картин режиссёра составляют около десяти лет: документальная картина, начатая Михаилом Роммом и завершённая его учениками Элемом Климовым , Германом Лавровым и Марленом Хуциевым , «И всё-таки я верю... » вышла в 1974 году; камерная постановка о семейных отношениях «Послесловие » – в 1983-м, философская драма «Бесконечность » – в 1992-м, а фильм, в основу которого легли кадры военной кинохроники, «Люди 1941 года » был закончен в 2001 году.

В середине 2000-х годов вместе с сыном Игорем , также выпускником режиссёрского факультета ВГИКа , Хуциев начал писать пьесу о двух великих русских писателях – Антоне Павловиче Чехове и Льве Николаевиче Толстом . Со временем пьеса стала сценарием фильма «Невечерняя », работа над которым началась в 2007 году и продолжается до сих пор.

В 1986 году Марлен Хуциев был удостоен звания «Народный артист СССР».

Хуциев – президент Гильдии кинорежиссёров России с момента её образования в 1989 году, действительный член Российской академии гуманитарных наук , почётный член Российской академии художеств , академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России , президент Международного правозащитного кинофестиваля «Сталкер ».
19 декабря 2008 года Марлен Хуциев был избран председателем Союза кинематографистов России , но уже в марте 2009 года Пресненским судом Москвы его избрание признано незаконным. Это решение продолжает оспариваться в судебном порядке.

Прославленный режиссёр является обладателем различных государственных и кинематографических наград и лауреатом множества премий, он награждён медалью «За доблестный труд» (1970), орденами «Знак почёта» (1975) и «За заслуги перед Отечеством» IV (1996), III (2000) и II (2006) степеней. В начале октября 2010 года за выдающиеся заслуги и в связи с 85-летием Марлен Мартынович Хуциев был награждён орденом Почёта.

В 2019 году запланирован выход нового фильма Хуциева - «Невечерняя».

В марте 2019 года был госпитализирован в Боткинскую больницу, в реанимационном отделении которой скончался 19 марта на 94-м году жизни.

Личная жизнь Марлена Хуциева

Хуциев был женат на Ирине Соловьёвой, которая ушла из жизни 5 января 2019 года в одной из больниц Москвы

– Главному герою одного из своих самых известных фильмов «Весна на Заречной улице » Хуциев дал фамилию Савченко – в честь своего педагога Игоря Савченко , курс которого он закончил во ВГИКе .

– В 1979 году Марлену Хуциеву довелось сыграть в фильме про человека, в честь которого он получил своё имя («Марлен » – образовано от «МАРкс » и ЛЕНин ») – в биографическом фильме Льва Кулиджанова «Карл Маркс. Молодые годы ».

– В фильме «Застава Ильича » («Мне двадцать лет ») снялись будущие известные режиссёры и сценаристы Наталия Рязанцева , Александр Митта , Андрей Кончаловский и Андрей Тарковский .

– В телефильме «Был месяц май » одну из ролей сыграл выдающийся отечественный кинооператор, фронтовик Пётр Тодоровский .

Фильмография Марлена Хуциева

Режиссёр
Невечерняя (2007-2011)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
И всё-таки я верю… (1974)
Алый парус Парижа (ТВ) (1971)
Был месяц май (ТВ) (1970)
Июльский дождь (1966)

Два Федора (1958)
Весна на Заречной улице (1956)
Градостроители (1950)

Сценарист
Невечерняя (2007)
Люди 1941 года (2001)
Бесконечность (1992)
Послесловие (1983)
Июльский дождь (1966)
Мне двадцать лет (Застава Ильича) (1964)
Улица молодости (1958)

Актёр
Карл Маркс: Молодые годы (сериал) (1979); роль: Луис Бланк
В день праздника (1978); роль: Рамзес
Гори, гори, моя звезда (1969); роль: князь
Интервенция (1968); роль: главнокомандующий
Золотой телёнок (1968); роль: Гигиенишвили, бывший князь (эпизод в фильм не вошёл)

В сущности, довольно банальная фраза, если не знать, с кем мы пили чай под лампой-абажуром. С Марленом Мартыновичем Хуциевым. С человеком, который снял два фильма, во многом определившие судьбу моего поколения, - "Застава Ильича" и "Июльский дождь". Я очень волновался и довольно косноязычно пытался сказать ему спасибо, понимая, что второго такого случая может и не представиться. Хуциев отмахивался от моих благодарностей до тех пор, пока я не спросил его: почему "Застава Ильича" вышла в прокат под названием "Мне двадцать лет"?

Тут он внимательно посмотрел на меня и сказал: "Ну, а вы как сами думаете - почему?".

Лично я думал об этом вот что.

Там, в его фильме, был такой эпизод. В шумной молодежной компании с выпивкой главный герой вдруг предлагает тост "за картошку!". Ироничная интеллектуальная публика ёрничает: а почему не "за репу"? А потому, - отвечает герой, - что картошка спасла нас с мамой в голодное военное время (действие происходит в Москве конца пятидесятых годов). "Ты это серьезно?" - говорят ему. "Серьезно, - отвечает он. - Если в твоей жизни нет ничего, к чему можно относиться серьезно, то зачем тогда жить".- "И к чему ты лично относишься серьезно?" - спрашивают его. "К революции, к песне "Интернационал", к 37-му году, к войне, к картошке", - отвечает он, подумав.

Фильм вышел на экран в начале шестидесятых, когда страна только-только с ужасом начинала понимать, что такое сталинизм, безграничная и безответственная тоталитарная власть, когда молодежь поколения шестидесятников примеряла на себя личную ответственность за то, что происходит в стране. Это было время, когда мы искренне считали, что подлинные наши ценности - там, в далеких революционных годах, где "комиссары в пыльных шлемах", где Павка Корчагин, где светловская "Гренада", где "Ленин такой молодой"...

Потому - "Застава Ильича", рубеж обороны, за которым то, к чему можно относиться серьезно.

Титры этого фильма шли под музыку "Интернационала", а знаменитые хроникальные кадры из Политехнического музея сохранили молодого Окуджаву, поющего

Я все равно паду на той,
на той единственной Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
Склонятся молча надо мной".

А в середине шестидесятых вышел фильм Хуциева "Июльский дождь". Там герои - замечательный молодой интеллектуал, ученый и умная обаятельная девушка Женя - на пороге свадьбы. Но свадьбы не будет, потому что Женя постепенно понимает: у ее избранника в душе нет ничего, к чему можно относиться серьезно. Он пуст.

За несколько лет в молодом советском поколении перестали существовать заставы Ильича, революции, партии, империалистической западной угрозы. Они оказались заставами на песке. Как пел герой Владимира Высоцкого в запрещенном фильме Геннадия Полоки "Интервенция", -

Мне не служить рабом у призрачных надежд,
Не поклоняться больше идолам обмана"...

Женя, похоже, останется с другим героем, сохранившим в душе серьезное отношение к войне, к молчаливому мужскому братству отстоявших страну.

Интересно, что и в жизни произошло то же самое: Евгения Уралова, сыгравшая Женю, и Юрий Визбор, сыгравший фронтовика, после фильма Хуциева стали мужем и женой. И застава Великой Отечественной, слава богу, и по сей день реальная застава, за которой то, к чему и сегодня можно отнестись серьезно.

Прошли годы. И вот "мое поколение" сидит и пьет чай под лампой-абажуром со своим заочным учителем. Какие заставы остались у нас сегодня? Есть ли они? Казалось бы, последняя - СССР - уже рухнула. Но кое-что осталось, кое-что есть. Что же?

Ты сам, те, кого ты любишь, те, кто от тебя зависит, кто слабее тебя, твои учителя - очные и заочные, которым ты благодарен, друзья, любимая работа, любимые места на этой земле. Не так уж и мало, если вдуматься, - наша последняя застава.

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.