М а шолохов слайд. Урок литературы с использованием ИКТ на тему "М.А

Михаил Александрович Шолохов

Мгновения жизни великого писателя


Шолохов. Великий сын России. Гений с мировым именем. Наш земляк. Сколько сказано о нём как о Писателе и о Человеке! Сколько ещё будет написано в России и во всём мире…

Георгий Васильевич Губанов

Михаил Александрович Шолохов


Миша Шолохов - внебрачный сын украинки, жены донского казака А. Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А. М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий».

В 1913, после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».


Юный Миша

Шолохов с отцом

и матерью.

О своих родителях М.А.Шолохов впоследствии писал в автобиографии: «Отец - разночинец, выходец из Рязанской губ., до самой смерти менял профессии. Был последовательно «шибаем» (скупщиком скота), сеял хлеб на покупной казачьей земле, служил приказчиком в коммерческом предприятии хуторского масштаба, управляющим на паровой мельнице… Мать – полуказачка, полукрестьянка. Грамоте выучилась, когда отец отвёз меня в гимназию, чтобы, не прибегая к помощи отца, самостоятельно писать мне письма».


С 1906 – 1909 гг. Миша с родителями живёт в хуторе Кружилине, а в 1910 г.

переезжает в хутор Каргин. Семья поселяется в крохотной хатёнке под

камышовой крышей.

Хутор Кружилинский .

Через год Шолоховы переселились в

просторный курень под железной крышей. В 1918 году хутор Каргин был переименован в станицу Каргинскую.

В этом доме в станице Каргинской

жил Шолохов с родными.

В 1911г. родители приглашают к себе

домой местного учителя Тимофея

Тимофеевича Мрыхина, который учит грамоте шестилетнего Мишу.


Отец мечтал дать сыну хорошее образование. Сначала он учился в Каргинской гимназии, затем в гимназии города Богучара. С 1918 г. – в Вёшенской гимназии.

Школа в Каргинской.

Фотографии Миши – гимназиста.

Новая школа в станице Каргинской,

где учился Миша. Писатель отдал Ленинскую премию на строительство этого здания.

В этом здании была Богучарская гимназия, где учился М.Шолохов.


И 1920 году на Дону была восстановлена Советская власть. Шолоховы

переехали в станицу Каргинскую, где отец Шолохова получил должность

заведующего заготконторой Донпродкома, а пятнадцатилетний Михаил стал делопроизводителем станичного ревкома. Началась самостоятельная жизнь.

Драматические события гражданской войны ускорили процесс формирования его характера.

Жилось трудно, но каждый день приносил новые события, требовал напряжения всех сил, и это давало ему счастье, ни в какое сравнение не идущее с тихими радостями

мещанского прозябания».

В этом доме жили Шолоховы.

Пятнадцатилетний работник ревкома бессонными ночами читал книги Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Чехова, Горького. Вечерами в тесном помещении школы собирались станичники. Шолохов обучал их грамоте. Деревня тянулась к свету.


Кончались уроки, и многие оставались на репетиции: при школе действовал драматический кружок, душой которого был тот же юный работник ревкома.

Осенью 1922 года Шолохов едет в Москву. В столицу его привела мечта об

учении, о литературной работе. В Москве у Шолохова не было ни родных, ни близких. Нужно было подумать о хлебе насущном. Но в столице нужды в продовольственных комиссарах не испытывали, а другой специальности у него не было. Пришлось вступить в артель

каменщиков.

Шолохов усиленно занимался

самообразованием. В сентябре 1923 г. в

комсомольской газете «Юношеская правда»

было напечатано первое произведение

Шолохова - «Испытание», через месяц – «Три».

События, развернувшиеся на просторах

придонских степей в годы гражданской войны,

жизнь станиц и хуторов в напряжённый момент переворота отразились в ранних рассказах, в первую очередь в сборнике «Донские рассказы».


Навсегда вместе.

В 1921 году Михаил Шолохов

познакомился с Машей Громославской.

Бурным половодьем пришла первая любовь: её Михаил Александрович пронесет через

всю жизнь со всеми её радостями и невзгодами!

В 1924 году Михаил Александрович женится

на дочери бывшего станичного атамана

Петра Громославского. Сыграли свадьбу, венчались молодые в Букановской церкви.

Михаил Александрович и Мария Петровна вместе прожили более 60 лет. Вместе вырастили детей и внуков. Вместе готовили снасти для рыбалки, ходили на охоту, даже романы создавали вместе: он диктовал, а

она печатала на машинке.



Нобелевская премия

Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах.

Во время Второй мировой войны роман был переведён на европейские языки и приобрёл популярность на Западе, а после войны переведён и на восточные языки. На Востоке роман также имел успех.

Во время вручения

Нобелевской премии.

В 1965 году М.А.Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе. Это единственный советский писатель, получивший Нобелевскую премию с согласия руководства СССР. Михаил Шолохов не поклонился Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По одним источникам, это было сделано намеренно, со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королём не буду и всё…».По другим - его не предупредили об этой детали этикета.

М.А.Шолохов среди лауреатов Нобелевской премии.


«Поднятая целина»

Роман «Поднятая целина»

(т. 1 - 1932, т. 2 - 1959) посвящён коллективизации на Дону и движению «25-тысячников». Здесь высказана авторская оценка хода коллективизации; образы главных персонажей и картины коллективизации неоднозначны. Второй том «Поднятой целины» был утрачен в годы Великой Отечественной войны и восстановлен позже.

За роман «Поднятая целина» М.А.Шолохову была присуждена Ленинская премия».


Отечественной войны. В числе самых первых, а может, и первым в стране! Шолохов сознаёт, что это – всенародная, отечественная война.

«Красная звезда» затребовала М.Шолохова в ряды своих корреспондентов.

Полковой комиссар Михаил Шолохов в действующей армии в качестве специального

корреспондента газет «Правда» и «Красная звезда» на Южном фронте.


После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии.

С. И. Кормилов писал: «Написанное Михаилом Шолоховым в лучшую его пору - высокая классика литературы ХХ века при всех недостатках, которыми отмечены даже наиболее выдающиеся его произведения».


болезни в станице Вёшенской ростовской области скончался великий писатель

нашего времени, дважды Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР, лауреат Ленинской и Государственной премии

СССР, лауреат Нобелевской премии, действительный член Академии наук СССР, секретарь Правления Союза писателей СССР М.А. ШОЛОХОВ.

Похоронили Шолохова во дворе дома на песчаной круче, откуда писатель любил глядеть на родной Тихий Дон.


Использованные источники иллюстраций.

1.Губанов Г.В. Шолохов: мгновения жизни. – Батайск:Батайское издательство,

2.http://olenalex.livejourma/.com/67097.html

3. http:// www.sholohov.dspl.ru

4. http:// www.xrest.ru

5. http:// www.liveinternet.ru

6. http:// www.vlasenko.ru

7. http:// www.plakaty.ru

8. http:// www.dostavka.ru

9. http:// www.proza.ru

10. http:// pl.wikipedia.org

11. http:// lenta.ru

12. http:// pda.all-pages.com

13. http:// www.suvenirograd.ru


Использованные источники текстовой информации.

1.Губанов Г.В. Шолохов: мгновения жизни. – Батайск:Батайское издательство, 2003.

2. Ковалёв В.А. Русская советская литература. – М., «Просвещение»,1978.

3.Литература в школе от А до Я 5-11классы.Энциклопедический словарь-справочник. – Дрофа, М., 2007.

4.to-name.ru/biography/mihail-sholohov.htm

Cлайд 1

МОУ «Иваново-Эсинская общеобразовательная школа» Ковровского района Владимирской области Презентация к уроку литературы в 11 классе на тему: «Шолохов – человек и писатель». Выполнила: учитель русского языка и литературы Бырко Наталья Анатольевна. 2007 год.

Cлайд 2

Cлайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 г. в хуторе Кружилином станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.

Cлайд 4

Родители. Отец – Александр Михайлович Шолохов был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна Черникова – дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Шолохов с родителями (1912)

Cлайд 5

15 ноября 1923 Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны, получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии. Годы учёбы в гимназии

Cлайд 6

М. Шолохову 20 лет С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Cлайд 7

Западный фронт, 1941 В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков.

Cлайд 8

Шолохов военный корреспондент «Правды». 1941 Всю Великую Отечественную войну писатель был военным корреспондентом. Он видел разгром фашистов под Сталинградом.

Cлайд 9

К тому времени он женился и стал жить в семье своего тестя, редактора областной газеты. Там с 1926 по 1938 годы у него родились старшая дочь Светлана, старший сын Александр, сын Михаил и дочь Мария.

Cлайд 10

Cлайд 11

Cлайд 12

Общественная жизнь Шолохов среди земляков Шолохов и первый секретарь Вёшенского райкома КПСС Н.А. Булавин Писатель – частый гость хлеборобов

Cлайд 13

Cлайд 14

Начало творческого пути. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году, с публикаций фельетонов в газетах Начиная с 1924 г. в журналах появляются рассказы Шолохова, объединённые впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Первые рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925), «Чужая кровь» (1926), «Червоточина» (1926). После войны Шолохов опубликовал ряд публицистических произведений: «Слово о Родине», «Борьба продолжается» (1948), «Свет и мрак» (1949), Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника. Писатель написал немало замечательных произведений.

Cлайд 15

Повесть «Судьба человека». В повести «Судьба человека» (1956) впервые поднята тема военнопленных в Великой Отечественной войне. Сквозной жизнеутверждающий мотив рассказа - вера в доброе, человеческое, социально-прогрессивное, утверждение подвига. Повесть была написана, чтобы напомнить о тех ужасах, которые больше не должны повториться. В небольшом по объему произведении перед читателями проходит жизнь героя, вобравшая в себя судьбу страны

Cлайд 16

Образ главного героя. Андрей Соколов - советский человек, мирный труженик, ненавидящий войну, отнявшую у него всю семью, счастье, надежду на лучшее. Оставшись одиноким, Соколов не утратил человечность, он смог разглядеть и пригреть около себя бездомного мальчика. Писатель заканчивает рассказ уверенностью в том, что около плеча Андрея Соколова поднимется новый человек, готовый преодолеть любые испытания судьбы. Творчество Шолохова оценено по достоинству

Cлайд 17

Роман «Они сражались за Родину». В 1943 году Шолохов начал работу над романом «Они сражались за Родину». Произведение повествует о тяжелых днях отступления под натиском мощной военной машины Германии, о смертельной схватке под Сталинградом, переломившей весь ход войны. Шолохов поставил целью изобразить подвиг народа в Отечественной войне.

Cлайд 18

«… вся фронтовая жизнь –подвиг». В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний. Героизм русских людей в романе лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

Cлайд 19

Роман «Поднятая целина». Роман посвящён великому перелому, который произошёл в деревне в годы коллективизации с/х. Основа романа – изображение процесса идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма под руководством Коммунистической партии.

Cлайд 20

Первая книга романа (1932) Здесь во всю силу звучал пафос социальных преобразований, крушения старых форм собственности, трудного становления новых общественных отношений. Типичные образы коммунистов Давыдова, Размётнова и Нагульнова, их яркие, глубоко индивидуализированные характеры помогли раскрыть смысл важнейших исторических событий, участниками и творцами которых являются герои романа, осознавшие цель своей жизни в служении великому народному делу.

Cлайд 21

Вторая книга романа (1959) В ней с захватывающим лиризмом звучит "поэзия чувств». Отсюда и своеобразие сюжетных решений: внешняя замедленность действия, обилие рассказов героев о себе, пространные беседы, повышенное внимание к отношениям, в которых раскрываются интимные чувства. Умение видеть в жизни и ярко воссоздавать в искусстве не только трагическое, но и смешное составляет одну из самых драгоценных черт таланта Шолохова.

Cлайд 22

Один из самых замечательных персонажей романа, дед Щукарь, переворачивает односторонне серьёзный смысл происходящего, сначала показывая смешные стороны страшной борьбы, но в тоже время Шолохов показывает переживания героя.

Cлайд 23

Роман-эпопея «Тихий Дон». Российскую и мировую известность Шолохову принёс роман «Тихий Дон» (тт. 1-3, 1927-1928, т. 4 1940 г.) о донском казачестве в Первой мировой и Гражданской войнах. Героем романа стал народ. Дом в Вешенской, где Шолохов работал над «Тихим Доном»

Слайд 1

Михаил Александрович Шолохов: судьба и творчество

Презентацию подготовила Бородина Алина, 11 «А» класс

Слайд 2

Михаил Александрович Шолохов (1905 - 1984)

русский писатель, академик АН СССР (1939), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980), лауреат Сталинской (1941), Ленинской (1960) и Нобелевской премии (1965)

«Я хотел, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой.» М.А. Шолохов

Слайд 3

Михаил Александрович Шолохов родился 11 мая 1905 года в хуторе Кружилин станицы Вёшенской Донецкого округа в трудовой семье.

Дом, в котором родился М.А.Шолохов

Слайд 4

«Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины». (Из автобиографии)

Слайд 5

По другой версии, М.А.Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но сам писатель их никогда не опровергал.

Слайд 6

Родители

Отец – Александр Михайлович – был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать – Анастасия Даниловна – дочь крепостного крестьянина, который пришёл на Дон с Черниговщины. Мать Шолохова состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов.

Шолохов с родителями (1912)

Слайд 7

Годы учебы

Учился Шолохов сначала в церковноприходской школе, а затем до 1918 г. в гимназии, но не закончил образование. В связи с началом Первой Мировой, а затем и Гражданской войны получил лишь четыре класса образования. В 15 лет записался добровольцем в ряды Красной Армии.

Годы учёбы в гимназии

Слайд 8

«С 1920 г. служил и мыкался по донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами. Приходилось бывать в разных переплётах. Участвовал в переписи населения, работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. Чтобы прокормиться работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком…» (Из автобиографии)

Так будущий писатель познавал жизнь, участвуя в борьбе народа, накапливая огромный запас наблюдений, щедро обогативший его творчество.

Слайд 9

Первая проба пера

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925) и «Лазоревая степь» (1926).

Первый фельетон «Испытание» за подписью М.Шолох опубликован в комсомольской газете «Юношеская правда»

Слайд 10

“Донские рассказы”

Многие персонажи «Донских рассказов» имеют реальных прототипов, но Шолохов почти всё заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с рассказа «Родинка» (1923), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Иллюстрация к «Донским рассказам»

Слайд 11

Появление «Тихого Дона»

В 1925 г. Шолохов начал было произведение о казаках во время Корниловского мятежа 1917 года под названием «Тихий Дон». Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берётся за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны.

Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал, расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 г. в журнале «Красная новь».

Слайд 12

«Поднятая целина»

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей «Поднятая целина». В письмах, в том числе к И.В.Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей в деревне: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягчённом виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932). Журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом».

«Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Слайд 13

В годы Великой Отечественной войны

В Великую Отечественную войну писатель служил военным корреспондентом газет «Правда», «Красная звезда», был свидетелем разгрома фашистов под Сталинградом

Писатели (второй ряд слева направо) М.Шолохов,  А.Фадеев, Е.Петров, командующий Западным фронтом генерал-лейтенант И.С.Конев (крайний слева), 1941 год

Слайд 14

После войны

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии.

Иллюстрации к рассказу «Судьба человека»

Слайд 15

Общественная деятельность

В послевоенные годы Шолохов продолжает литературную и общественную деятельность: был членом Советского комитета защиты мира; был депутатом Верховного Совета; был академиком АН СССР; был членом Президиума Союза писателей СССР; по мотивам произведений Шолохова снимались фильмы; в 1960 г. писатель был удостоен Ленинской премии; издаётся собрание сочинений в 9 томах; в 1965 г. в Стокгольме Шолохову была вручена Нобелевская премия; принимал участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира

Слайд 16

В 1965 г. в Стокгольме М.А.Шолохову была вручена Нобелевская премия

«На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века. Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь…служить своим пером трудовому народу». М.А.Шолохов

Слайд 17

Михаил Александрович Шолохов среди земляков

Слайд 18

Последние годы жизни

В последние годы жизни Михаил Шолохов работал над романом «Они сражались за Родину, который начал ещё в годы Великой Отечественной войны (остался незавершенным) В романе «Они сражались за Родину» глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжёлых испытаний. Героизм русских людей в романе лишён внешне блестящего проявления и предстаёт перед нами в ратных буднях трагически, а порой и комически. Такое изображение войны приводит читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах советских солдат, а что вся фронтовая жизнь - подвиг.

Иллюстрация к роману «Они сражались за Родину»

Слайд 19

Михаил Александрович Шолохов ушёл из жизни 21 февраля 1984 года в станице Вёшенской, что на крутом берегу тихого Дона

Памятник Михаилу Шолохову в Москве

Разделы: Литература

Цели и задачи урока:

  1. Дать обзор жизненного и творческого пути М.А.Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности.
  2. Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений учащихся.
  3. Воспитывать интерес к творчеству М.А. Шолохова.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы: использование межпредметных связей с историей (историческая обстановка 20-30-х годов); сообщение учителя о значении личности и произведений Шолохова в мировой культуре; сообщения учащихся по биографии и творчеству писателя, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов.

Форма проведения: слайдовая презентация с применением новых информационных технологий.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWER POINT на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность». Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М.А.Шолохова.

Подготовительный этап.

1. Учащиеся готовят индивидуальные задания:

  1. Сообщение о жизни и творчестве М.А.Шолохова.
  2. Выучить наизусть стихотворение В. Фирсова «Дом, в котором родился Шолохов».
  3. Сжатый пересказ произведения М.А.Шолохова «Нахалёнок».
  4. Сообщение о сборнике М.А.Шолохова «Донские рассказы».
  5. Сообщение о романе «Тихий Дон».
  6. Выучить наизусть стихотворение Н. Рыленкова «Есть вечные глубины в «Тихом Доне».
  7. Выучить наизусть стихотворение А. Сафронова «…Пойдёшь в станицу…».
  8. Сообщение о романе «Поднятая целина».
  9. Сообщение о рассказе «Судьба человека».

2. Оформление выставки «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

3. Презентация на тему: «М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

Учитель показывает слайд №1 (тема урока).

Дети в тетрадях записывают число и тему урока, чертят хронологическую таблицу.

Учитель показывает слайд №2 (портрет писателя и список регалий).

Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре.

Учитель показывает слайд №3 и читает эпиграф к уроку.

«Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа, не признанием того, что ты отдаёшь народу…, Родине все свои силы и способности».

М.А. Шолохов.

Звучит классическая музыка. Сообщение ученика.

24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил.

Учитель показывает слайд №4 (дом, в котором родился Шолохов).

Ученик рассказывает стихотворение В. Фирсова « Дом, в котором родился Шолохов».

Среди шести материков
В краю, где плещет Дон,
Стоит на стыке двух веков
Соломой крытый дом.
Я низко кланяюсь ему,
Не постучав в окно.
Другие люди в том дому
Живут давным-давно.
Но та же в окнах синева.
И так же помнит дом того,
Кто первые слова
Здесь начинал с трудом.

Сообщение ученика.

До смерти первого мужа Анастасии Даниловны в 1913 году родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом.

Мать Шолохова - из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на покупной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницей. В 1910 году Александр Михайлович с Анастасией Даниловной и сыном Мишей переехали в хутор Каргинский, сняв квартиру в центре хутора.

В 1912 году Миша был принят в мужское училище по второму году обучения. В связи с болезнью глаз Александр Михайлович повёз сына в Москву, в известную глазную больницу доктора Снегирёва, там Мишу определили в частную гимназию имени Г. Шелапутина.

Учитель показывает слайд №5 (фото из семейного альбома) и комментирует.

Перед вами фото из семейного альбома. Александр Михайлович и Анастасия Даниловна с сыном Мишей, учеником 1 класса приходского училища.

Миша очень любил свою маму. Умная, энергичная женщина, она много внимания уделяла воспитанию сына.

Сообщение ученика.

В 1915 году Александр Михайлович перевёл его в Богучаровскую мужскую гимназию, Воронежской губернии. В июне 1918-го немецкие войска подошли к Богучару, занятия в гимназии прекратились. Александр Михайлович забрал сына. Осенью Мишу отдали в Вешенскую смешанную гимназию. В ней он проучился лишь несколько месяцев. В 1919 году семья Шолоховых вновь переехала в станицу Каргинскую.

Учитель показывает слайд №6 (биография и творчество писателя с 1920 по 1923 годы).

Сообщение ученика.

В середине 1920 года Шолохов работал учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. Почти год работал в Каргинском станичном исполкоме. В 1921 году был зачислен помощником бухгалтера заготконторы №32.

23 февраля 1922года распоряжением Доноблпродкома Михаил Шолохова в составе группы продработников командировали в Ростов на продкурсы. Окончив их 4 мая 1922 года, он 12 мая вернулся домой и сразу отправился на продовольственную работу в станицу Букановскую.

В конце 1922 года, в 17 лет, приезжает в Москву, собираясь учиться. Не смог поступить на рабфак, трудится чернорабочим, занимаясь самообразованием.

Встречается здесь с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия». В 1923 году в газете «Юношеская правда» публикуется его первый фельетон «Испытание». В следующем году – рассказ «Родника».

Учитель показывает слайд №7 (фото М. Шолохова с женой Марией Громославской).

Сообщение ученика.

В начале 1924 года М.Шолохов вернулся на Дон, в станицу Букановскую, и женился на Марии Петровне Громославской, дочери бывшего станичного атамана, букановской учительнице. Молодые венчались в Букановской церкви. В 1924 году некоторые время молодожены жили в Москве. Шолохов ходил по редакциям, предлагал написанные им рассказы.

Умение раскрыть правду действительности в острых общественных и бытовых конфликтах, проникновенное восприятие душевных движений, стремление «сопрячь» мир чувств и действительность в едином целом характеризуют рассказы «Нахалёнок», «Председатель Реввоенсовета республики» (1925) , «Чужая кровь» (1926), «Червоточина (1926).

Учитель показывает слайд №8 (обложка книги М.А.Шолохова «Нахалёнок») и комментирует.

Сообщение ученика. Звучит сжатый пересказ рассказа «Нахалёнок».

Сообщение ученика.

В 1924 году журналах появляются рассказы Шолохова, объединенные впоследствии в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» (1926). Темы ранних рассказов – гражданская война на Дону, ожесточенная классовая борьба, место человека в социальных сдвигах, происходивших в деревне. Рассказы стали знаменитым явлением в советской литературе первой половины 20-х годов.

Сообщение ученика о сборнике «Донские рассказы».

Комментарии учителя.

Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена «антиромантично», без прикрас. «Страницы рассказов густо окрашены кровью»,- писал Бирюков. Классовая ненависть сильнее родственных чувств. Сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Шолохов показывает, как «безобразно просто» умирали люди.

Сообщение ученика.

В 1925 году состоялась встреча Шолохова с А.Серафимовичем, который сказал «слова одобрения и признания». На всю жизнь сохранил писатель благодарность Серафимовичу, считая его одним из первых своих из учителей.

В этом же году умер отец писателя – Александр Михайлович Шолохов. А в феврале 1926 года родилась дочь Светлана.

Учитель показывает слайд №9 (обложка роман-газеты, в которой впервые был опубликован роман «Тихий Дон» и творчество писателя в период с 1926 по 1928 годы).

Сообщение ученика.

В конце 1926 года Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон» (1928 – 1940), первая книга которого публикуется в начале 1928 года и сразу получает признание и восторженные отзывы М. Горького и А. Серафимовича. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихий Дон».

Роман принес писателю мировую известность. Это произведение изображает донское казачество в годы первой мировой и гражданской войн, с исключительной силой рисует судьбы народа и личности в революции.

Сообщение ученика о романе «Тихий Дон».

Учитель показывает слайд №10 (кадры из фильма «Тихий Дон» и картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи»).

Комментирует.

На этом слайде вы видите кадры из фильма «Тихий Дон», который был снят в 1957 году режиссёром Герасимовым. Это был 3-х серийный цветной художественный фильм, заслуживший всенародное признание.

Григория Мелехова сыграл Пётр Глебов; Аксинью – Элина Быстрицкая.

В левом нижнем углу картина художника Верейского «Сцена свадьбы Григория и Натальи».

Звучат стихи.

Николай Рыленков.

Есть вечные глубины в «Тихом Доне»,
То, что народ наш совестью зовет.
Гремит гроза, иль ясен небосвод,
Мы вновь и вновь, забыв дорогам счет,
Как в первый раз, придет к нему, и вот-
Все мелкое ушло. Душа бездонней.
Святая жажда дела жжет ладони,
Святая жажда правды сердце жжет.

Анатолий Софронов.

… Пойдешь в станицу – на горе она,
Спешат в сельпо казачки в полушалках.
Все незнакомые, и это жалко …
Узнать бы мне прохожих имена.
Хотелось бы немедля угадать:
В бордовой кофте или в кофте синей
Мелькнула за левадою Аксинья,
И сколько лет ей можно нынче дать?
Светлеет небо к полудню, и ясней
Станица вся приподнята на взгорье,
А голубое в зелени подворье
Как бы взлетело голубем над ней.

Учитель показывает слайд №11 (обложка книги М.А. Шолохова «Поднятая целина» и кадры из экранизации этого романа) .

Сообщение ученика.

Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина» (первоначальное название «С потом и кровью»), вышедшим в 1932 году и ставшим событием в литературной жизни страны.

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

Комментарии учителя.

«Поднятая целина» экранизировался дважды: в 1940 году режиссёром Ю.Райзманом, в 1960 году режиссёром Ивановым.

Сообщение ученика о романе «Поднятая целина».

Учитель показывает слайд №12 (фото Шолохова на фронте и биография писателя с 1941 по 1944 годы).

Сообщение ученика.

В марте 1941 года роман «Тихий Дон» отмечен Государственной

(Сталинской) премией 1 степени.

Во время Великой Отечественной войны Шолохов был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Его очерки «На Дону», «На Смоленском направлении», рассказ «Наука ненависти» публиковались в разных изданиях и имели большую популярность, вдохновляли солдат на ратные подвиги.

Во время войны начал публикацию глав из нового романа «Они сражались за Родину» (доработанный вариант опубликован в 1969 году).

Подвиг народа в Отечественной войне определил и сюжетно-композиционный и эмоционально-стилевой строй незаконченного романа «Они сражались за Родину».

Контрастные чередования картин мирной, хотя уже и потревоженной трудовой жизни с изображением коротких солдатских передышек и внезапно вспыхивающих боёв позволяют писателю воссоздать единый облик воюющего народа.

Учитель показывает слайд №13 (обложка книги «Судьба человека» и годы публикации этого рассказа).

Сообщение ученика.

Рассказ «Судьба человека» (1956 – 1957) стал знаменитым явлением в литературе. Трагическая история жизни взята в её связи с событиями войны – историческими испытаниями в жизни народа, государства и отдельного человека. Из жизни Андрея Соколова автор отбирает только то, что даёт возможность осмыслить человеческую судьбу в связи с трагическими событиями. Это позволяет писателю показать Человека и Войну, несовместимость мира и фашизма.

Учитель показывает слайд №14 ( кадры из фильма «Судьба человека») . Комментирует.

Перед вами кадры из фильма «Судьба человека», который был снят режиссёром Сергеем Бондарчуком в 1959 году. Главную роль Андрея Соколова сыграл сам Сергей Бондарчук. Ванюшу – Леонид Борискин.

Создатели фильма были удостоены Ленинской премии.

Сообщение ученика о рассказе «Судьба человека».

Учитель показывает слайд №15 (вручение М.А.Шолохову Нобелевской премии).

Сообщение ученика.

В 1960 году выходит вторая книга «Поднятой целины». Шолохову присуждена Ленинская премия, которую он передаёт на строительство школы в станице Каргинской.

В 1965 году М.А.Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон».

Конкурс презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» Лобачева Наталья Геннадьевна учитель русского языка и литературы МБОУ Центр образования г. Долгопрудный, Московская область М.Шолохов. Загадки жизни и творчества Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает. (В. Гумбольдт)

Слайд 2

М.А.Шолох ов (1905-1984 г.) Михаил Шолохов – талантливый, самобытный писатель, человек-легенда. Вся его жизнь, как и творчество, загадка, которую до сих пор разгадывают критики.

Слайд 3

Детство Даже рождение советского писателя покрыто дымкой тайны. М.Шолохов родился 24 мая 1905 года в семье украинки и казака. Хотя по некоторым данным писатель неоднократно говорил, что его мать – полукрестьянка и полуказачка. Прозаик с рождения носил фамилию родного отца (Кузнецов).В дальнейшем мать выходит второй раз замуж, и Михаил берет фамилию фактического отца – Шолохов. До сих пор не известно, который из мужчин биологический отец писателя.

Слайд 4

Настоящее имя или псевдоним? В 2001 году один из молодых литературоведов К.Смирнов в своем интервью утверждает, что настоящее имя Шолохова – Александр Попов. «Шолоховеды» отрицательно восприняли эту информацию, но один из родственников писателя В.А.Анохин подтвердил, что догадка К.Смирнова верна, М.Шолохов-это псевдоним.

Слайд 5

Образова ние Про образование М.Шолохова мало данных в источниках. Известно лишь, что сам писатель определили свое образование, как четырехклассное. Его он получил сначала в Московской частной гимназии Шелапутина, а потом в Богучарской гимназии. В 1918 г. Шолохов возвращается на Дон и занимается самообразованием

Слайд 6

Личная жизнь и творческий взлет В 1923 г. М.Шолохов женится на казачке Марии Громославской, чей отец был писарем казачьего полка и литератором. После этого литературная деятельность Шолохова набирает ход. В 1924г. выходит известная повесть «Родинка». А в 1926 г. выходит сборник «Донские рассказы», который свидетельствует о таланте автора. Это серьезная заявка 19летнего писателя.

Слайд 7

«Тихий Дон» Но больше всего покрыто тайной создание «Тихого Дона». «Шолоховеды» до сих пор не дают ответа на вопрос, как к 20 годам писатель достиг такого творческого мастерства, которого не было в «Донских рассказах». Язык этих двух работ очень отличается по мнению многих критиков. Но в истории литературы неоднократно были такие случаи, когда молодой писатель создавал шедевр. Так, М.Ю.Лермонтов в 23 года создал повесть «Герой нашего времени». Отсутствие образования, по мнению исследователей, не мешает созданию бестселлера, если есть талант и богатый окружающий мир. А у Шолохова было и то и то.

Слайд 8

«Тихий Дон» В 1928г. выходят 1 и 2 книги романа. А вот 3 часть публиковать не хотели. Судьбу книги и писателя решил И.В.Сталин. Между вождем и прозаиком произошла встреча на Горьковской даче. Разговор был сложным, но Сталин произнес заветную фразу: «Хорошо, будем печатать»

Слайд 9

Критика «Тихого Дона» Неоднозначно смотрели на это произведение критики. Многие недоумевали, как человек, который ни разу не был на фронте, так ярко и пронизывающе описывает военные действия. Без объяснения остается и то, как Шолохову удалось подробно и глубинно описать жизнь и быт белого лагеря, командиров и других лиц. Ведь мемуарная литература на тот момент была неразвита. И самое интересное, что Шолохов, по его собственным словам, описывал войну белых с красными. А не наоборот. «Белые для Шолохова - враги, но герои» (С.Динамов)

Слайд 10

Авторство. Шолохов или нет? В 1929г. появляются первые разговоры о том, что книга «Тихий Дон» не принадлежит перу М.Шолохова, а на самом деле написал ее некий казак Крюков. Критики объясняют это наличием большого количества завистников у писателя. Так, например, Солженицын затаил обиду на Шолохова, из-за того, что тот был против премии, которую должны были присудить Александру Исаевичу. Солженицын «заказал» «антишолоховскую книгу».

Слайд 11

Авторство. М.Шолохов Сторонники подлинности авторства Шолохова утверждают, что по рукописи писателя можно отследить весь творческий процесс создания книги. А сторонники плагиата продолжают находить противоположные аргументы. Конечно же, не последнюю роль играют симпатии и антипатии исследователей, критиков, правительства.

Слайд 12

Премия В 1965 г М.Шолохов получает Нобелевскую премию. А перед этим в 1964г. французский писатель и философ Жан-Поль Сартр отказался от Нобелевской премии по литературе. В своём заявлении указал, что Нобелевская премия стала «западной высшей культурной инстанцией» и выразил сожаление, что премия не была присуждена Шолохову Отказ от премии и заявление Сартра предопределили выбор Нобелевского комитета в следующем году. Михаил Шолохов стал единственным из пяти русских писателей, получившим Нобелевскую премию, будучи гражданином нашей страны.