Как ребенка научить ходить самостоятельно не боясь. Как научить ребенка ходить самостоятельно: сроки и условия.

   В течение первого года жизни младенец совершает большой скачёк. Из маленького комочка со сжатыми кулачками кроха превращается в самостоятельно передвигающегося любознательного человечка. А как же это происходит - первые шаги ребёнка ?

   Начиная с самого рождения кроха активно берётся за освоение всё новых и новых двигательных навыков, постепенно развивает мышцы и координацию движений.

   Приблизительно в одни и те же сроки детишки учатся:

    - в 1-3 месяца - держать головку, удерживать предметы;

    - в 3-6 месяцев - поворачиваться, поднимать верхнюю часть туловища, сидеть;

    - в 6-9 месяцев - вставать на четвереньки, стоять у опоры;

    - в 9-12 месяцев - ползать на четвереньках, стоять без опоры, ходить с поддержкой;

    - в 14-15 месяцев - ходить уже самостоятельно.

   Возраст освоения тех или иных навыков для каждого ребёнка индивидуален и зависит от комплекции младенца, умения балансировать, мышечного тонуса, мотивации и помощи родителей.

   Самые первые свои шажочки младенец может сделать в первые недели после рождения . Если взять ребёнка под мышки и, придерживая, поставить на твёрдую поверхност, то он будет опираться на ножки. А если его наклонить немного вперёд, то будет совершать шаговые движения. И это не настоящая ходьба, как мы её воспринимаем, а безусловный рефлекс опоры .

   Тем не менее отсутствие этого рефлекса может говорить о перенесённой гипоксии во время беременности , внутричерепной травме или других нарушениях и не должно оставаться без должного внимания со стороны родителей.

   Ребёнок развивает мышцы ног, пока учится переворачиваться и садиться, а ориентировочно с возраста 5-ти месяцев он будет с большим удовольствием отталкиваться ножками от коленей взрослого, если его придерживать за подмышки.

   После того как малыш научится самостоятельно сидеть и ощутит преимущества вертикального положения (ручки свободны для игр, хороший обзор окружающего пространства), примерно с возраста 8-ми месяцев кроха, вероятнее всего, попытается вставать, держась при этом за бортик кроватки или мебель.

   А это говорит о том, что уже через несколько недель ребёнок начнёт ходить по дому, держась за мебель, периодически падая или садясь, переползая к новой опоре, заново вставая и продолжая свой путь дальше.

   Вскоре после этого он приступит к освоению и сопутствующих движений: будет пробовать присесть и поднять игрушку из положения стоя.

   После кроха начнёт перебегать от одной опоры до другой, делая при этом несколько быстрых шажков. И когда он достигнет возраста 13-14 месяцев, то пойдёт уже самостоятельно.

   На продолжении 2-3-х месяцев ходьба может быть неустойчивой, но будет совершенствоваться с каждым днём. В это время походка ребёнка довольно сильно отличается от манеры ходить у взрослых людей.

   Когда малыш только начинает ходить без опоры, он, для того чтобы сохранить равновесие, расставляет широко стопы, ходит раскачиваясь, балансирует при этом руками и смотрит только прямо. При всё при этом он ходит на несгибающихся ногах - совершает как бы пинки коленями, дёргая ножкой.

   Такая манера ходьбы сохранится ещё несколько лет, пока у ребёнка не окрепнут связки, которые осуществляют контроль движения колена.

   Со временем по мере освоения навыка стопы сближаются, кроха учится поддерживать равновесие без помощи рук, свободно ими двигать, тянуться к предметам, нести в руках какую-либо игрушку.

   Постепенно чадо начинает осваивать и тонкости: примерно в 14-15 месяцев учится наклоняться, пятиться назад, везти за собой игрушку. К 1,5-2-м годикам ребёнок начинает осваивать подъём и спуск по сестнице, прыжки, броски мяча ножкой.

   Совершенствование ходьбы будет продолжаться почти до 3-х лет, но наиболее эффективной будет диагностика и корректировка, проводимые в самые первые месяцы освоения данного навыка.

Возможные проблемы при формировании навыка ходьбы у ребёнка

   Нарушение формирования навыка ходьбы может случаться по разным причинам, поэтому родителям необходимо помнить о важности профилактических осмотров на первом году жизни малыша.

   Посещение педиатра, хирурга-ортопеда, невролога, окулиста и сдача всех нужных анализов при проведении диспансеризации в год помогут определить вероятность возможных отклонений и их причины.

   К часто встречающимся проблемам относятся:

    1. Ребёнок не начинает ходить до полутора лет или ребёнок пошёл в возрасте около года, но ходит оень неуверенно и непродолжительное время, и на протяжении нескольких месяцев совершенствование навыка не происходит.

   Вероятнее всего, причиной этого будет неврология: это могут быть последствия перенесённой травмы (родовой, черепно-мозговой), ДЦП, наследственные заболевания нервной системы, которые провоцируют задержку моторного развития. После проведения обследования и ряда анализов врач сможет составить курс реабилитации.

    2. Малыш часто падает, постоянно ходит с родителями за руку, отказывается ходить самостоятельно.

   Одной из причин данной проблемы может служить то, что кроха плохо видит . В таком случае стоит незамедлительно пройти обследование у окулиста.

    3. Ребёнок боится самостоятельно ходить, хотя физически уже готов к этому.

   Возможно, что проблема в данной ситуации имеет психологический характер: кроха может быть сам по себе очень осторожный, или он однажды сильно чего-то испугался, или получил сильный ушиб, когда попробовал пойти самостоятельно, и теперь не может решиться на повторную попытку.

   В любом случае не стоит ругать малыша и торопить его. Здесь очень важна поддержка со стороны родителей, их доброжелательный настрой и желание помочь ребёнку самому захотеть сделать первый шаг.

    4. У ребёнка наблюдаются значительные нарушения походки.

   Причина может быть в недиагностированном вовремя подвывихе тазобедренного сустава. Хирург-ортопед должен провести осмотр ребёнка, чтобы исключить эту возможную причину.

    5. Ребёнок постоянно ходит на носочках.

   Возможная причина этого может крыться в повышенном тонусе (спазме) икроножных мышц. Вероятнее всего, потребуется массаж, курс специальной гимнастики, специализированная обувь.

    6. Положение стоп младенца при ходьбе отличается от нормального.

   В норме стопы должны быть параллельны друг другу. В процессе ходьбы такое положение стоп сохраняется. Когда ребёнок начинает ходить, то возникает довольно большая нагрузка на его стопы, а так как стопа ещё не сформирована полностью, могут возникнуть разные отклонения.

Деформация стопы ребёнка

   Существует несколько вариантов деформации стопы:

    1. Варусное приведение стоп. Стопы повёрнуты друг к другу носками, ребёнок косолапит, стопа завалена наружу, стирается наружный край подошвы обуви.

    2. Вальгусная установка стоп. Стопы значительно разведены в стороны, стопа завалена внутрь, внутренний край подошвы обуви ребёнка стирается быстрее.

    3. Эквиноварусная деформация стоп. Ребёнок постоянно ходит на носочках, не касается пяткой пола и даже не может опустить её на пол, свод похож на чашу, стопа завалена наружу.

    4. Эквиновальгусная деформация. Происходит то же самое, что и при эквиноварусной деформации стоп, только стопа завалена внутрь.

   При любом виде деформации стопы происходит неправильное перераспределение нагрузки при стоянии и ходьбе, которые могут в значительной степени прогрессировать с течением времени. Поэтому при появлении отклонений требуется приступить к коррекции.

Как помочь ребёнку сделать первый шаг?

    1. Как сесть, так и встать и пойти малыш должен сам. Не надо его заставлять. Не ставьте ребёнка постоянно на ножки, если ещё не готов к этому.

    2. Давайте ребёнку возможность как можно больше двигаться, поощряйте его движения, делайте с ним зарядку. Чем больше ребёнок находится в движении, тем быстрее он осваивает новые навыки.

    3. Чтобы ребёнок научился вставать и передвигаться с опорой, предложите ему какой-нибудь устойчивый предмет, наприер, пуфик или маленький стульчик. Малыш сможет вставать с их помощью, ходить вокруг или тихонько двигать перед собой. После этого можно уже предложить ему большую и безопасную игрушку на колёсах, чтобы ребёнок мог шагать за ней, держась за ручки.

    4. Также и вы, родители, можете непосредственно помочь ребёнку сделать первые шаги:

    - поставив его между своими ногами и, ведя за обе ручки, иногда отпускать поочерёдно то одну, то другую;

    - сесть перед ребёнком на колени, протянуть к нему обе руки и сначала брать его за ручки и подводить к себе, а затем просто протягивать к нему руки, подбадривать, звать и приглашать оторваться от опоры и пройти несколько шагов к вам.

   А вот ходунки и прыгунки никак не помогут ребёнку быстрее или лучше научиться ходить. Надо воспринимать их как аттракцион - возможность занять кроху на несколько минут и тем самым облегчить жизнь маме.

   Начинать пользоваться ходунками и прыгунками можно только после того, как ребёнок начал устойчиво сидеть с прямой спинкой. Лучше всего проконсультироваться с врачом перед покупкой, чтобы избежать искривления позвоночника. Вообще такие приспособления можно использовать не более чем по 3-5 минут 2-3 раза в день.

   Иногда родители пользуются так называемыми вожжами, поддерживая ребёнка во время прогулки. Это предмет, который помогает родителям меньше напрягать спину, не наклоняться постоянно, чтобы поддерживать кроху. Гулять с ребёнком таким способом следует на асфальтовой дорожке, падение на которую может быть очень болезненным и травмоопасным для малыша.

   Если же ребёнок ходит по траве, лучше предоставить ему возможность самостоятельно передвигаться, учиться падать и вставать на ножки заново.

Выбираем обувь малышу

   Ножка младенца, когда он только начинает ходить, совершенно особенная. Стопа почти плоская, свод ещё не полностью сформирован, на стопе может быть заметная жировая подушечка. Вдобавок он двигается особенным образом - часто встаёт на носки, бегает и прыгает.

   Обувь должна учитывать эти особенности (удобно, если подошва обуви не совсем твёрдая, а может гнуться в области пальцев, чтобы было удобно вставать на носочки).

   Далеко не всем деткам нужна ортопедическая обувь. Такая обувь требуется для коррекции каких-то проблем, а не для профилактики. Порекомендовать ортопедическую обувь может только врач.

   Очень полезно ходить босиком, особенно по неровной поверхности, ортопедическим или закаливающим дорожкам.

   Интересные материалы:
Восприятие мира младенцем .
Рефлексы новорожденного. Врождённые рефлексы .
Учимся ползать. Как научить ребёнка ползать .
Как научить ребёнка говорить .
Выбираем обувь ребёнку. Первая обувь для ребёнка .

Детский психолог

В определённый момент многие мамы и папы начинают размышлять над тем, как научить ребенка ходить. Вопрос этот может возникать в том случае, если родителям кажется, что навык хождения по каким-то причинам у их чада задерживается.

Однако следует понимать, что у каждого ребёнка это умение возникает в своём возрасте, вот почему, по меньшей мере, неразумно равняться на знакомых малышей.

В то же время существуют несколько несложных, но эффективных упражнений и методов, которые позволяют укрепить детский позвоночник, развить мышцы нижних конечностей и стимулировать интерес ребёнка к познанию окружающего мира.

Прочитайте в статье детского психолога, какие самые популярные и распространённые можно использовать на первом году жизни ребёнка.

Первые шаги ребенка обычно можно наблюдать в 12-месячном возрасте. Но это не означает, что все дети овладевают навыком хождения именно в годик.

В чём же особенности ходьбы в раннем или позднем возрасте?

  • Очень рано. Случает и так, что ребёнок встаёт на ноги в семимесячном возрасте, а через пару-тройку недель начинает ходить. Медики настороженно относятся к подобной «акселерации», беспокоясь за состояние неокрепшего позвоночного столба. Но смотреть нужно на малыша. Если он развивается опережающими темпами, то особо волноваться не следует.
  • Рано. Если ребёнок пошёл в 9 месяцев, то также принято считать, что его двигательные способности формируются раньше нормативных сроков. Переживать также не стоит, но только если родители специально не стимулировали навык хождения.
  • Поздно. Ходьба в 16 месяцев и даже чуть позже тоже считается нормой. Подобное встречается у здоровых ребятишек, но чаще запаздывание моторных умений связано с недоношенностью либо большим весом.

Как только малыш овладеет навыком самостоятельного передвижения, можно заметить отличие его ходьбы от хождения взрослых людей. Ребёнок будет ставить ступни рядом друг с другом, «печатать» шажки из-за неумения перекатываться с пяточки на носочек. Это нормально.

Если же младенец сильно косолапит, ходит на носочках или изобрёл свой собственный, не совсем адекватный способ передвижения, нужно показать его ортопеду и невропатологу.

Они смогут оценить состояние опорно-двигательной и нервной системы и посоветуют нужные терапевтические процедуры, в том числе массажные и гимнастические упражнения, плавание.

Если ребёнок не пошёл в 12 месяцев самостоятельно, но, в то же время, развивается нормально, без неврологических и ортопедических болезней, не следует особо переживать.

Как уже было сказано выше, способность ходить в 12 месяцев – усреднённый нормативный показатель. Однако родителям необходимо знать, что способно затормозить возникновения навыка хождения:

  • Чрезмерная упитанность. Ребятишки набирают лишний вес из-за непродуманного рациона, переедания и нарушенного обмена веществ. Ненужные килограммы нагружают позвоночник, в результате чего ребёнок не может принять вертикальное положение.
  • Темперамент. Флегматичные и меланхоличные дети ползают и ходят несколько позже более «заводных» холериков и сангвиников. Подобная закономерность возникает из-за связи моторной активности с особенностями нервно-психической организации.
  • Генетика. Запаздывание ходьбы – семейная черта? В этом случае бессмысленно ждать от ребёнка скорейшего возникновения навыка ходьбы.
  • Климат. Жители южных регионов планеты, как правило, быстрее овладевают моторными навыками, нежели уроженцы северных территорий.
  • Боязнь. Детское хождение всегда сопровождается маленькими неудачами в виде спотыкания, падения. Некоторые малыши, пережив неудачный опыт, страшатся ходить без поддержки родителей.
  • Стресс. Малыши чувствительны к любому изменению психологической атмосферы. Незнакомая обстановка, скандалы в семье, наказания и прочие неблагоприятные условия приводят к возникновению стрессовой ситуации. Ребёнок пойдёт, как только почувствует себя в безопасности.
  • Заболевание. Даже обыкновенная простуда ослабляет грудничка. Некоторые дети даже забывают навык после того, как хворали в течение некоторого времени. Однако через пару недель умения с лёгкостью возвращаются.

Особняком стоят патологии в развитии нервной системы и костно-мышечного аппарата. В такой ситуации необходимо постоянное наблюдение соответствующего специалиста, приём лекарственных препаратов и физиотерапевтические процедуры.

Создание условий для ходьбы

Если родители не знают, как научить ребенка ходить самостоятельно, следует обратиться к наблюдающему малыша доктору. Вполне вероятно, что он порекомендует взять на заметку один из следующих популярных методов обучения:

  • В обуви. Многие специалисты рекомендуют обувать детей, прежде чем они начнут передвигаться самостоятельно. Естественно нужно брать только качественные ортопедические башмачки. Такая обувь изготовлена из натуральных материалов, плотно охватывает ножку, отличается наличием жёсткого задника и супинатора, который поддерживает свод ступни.
  • Босиком. Согласно этому подходу, спешить с обуванием ребёнка не стоит, особенно если навык ходьбы начал появляться в тёплое время года. Хождение «нагими» пятками по твёрдой поверхности позволяет укрепить связочно-мышечный аппарат, суставы, сформировать правильный свод стопы.
  • На безопасной поверхности. Ребёнок двигается неуверенно, поэтому нужно ограничить его передвижение по скользким поверхностям: кафельной плитке, линолеуму, паркетным доскам. Если малыш всё же по полу скользит, нужно приобрести носочки с резиновой подошвой, улучшающей сцепку с поверхностью.
  • По свободной территории. Когда малыш учится ходить, родителям стоит обеспечить ему простор. Это означает убирание подальше крупногабаритных предметов с пути юного «путешественника», а также предоставление доступа и в другие помещения квартиры.
  • С вожжами. Родители, ведущие ребёнка «на поводке», подвергаются всяческой критике, а также косым взглядам со стороны окружающих. Однако такое приспособление сможет поспособствовать, если малыш боится ходить без поддержки.

Популярный телеврач Комаровский не против использования родителями вожжей. Однако указывает на серьёзный недостаток подобного устройства. Конструкция предупреждает падения, а ребёнок должен научиться падать и вставать.

Учим ребенка ходить

Прежде чем приступать к обучению, нужно удостовериться в том, что ребёнок готов к усвоению этого навыка. Поторапливать младенца не следует, но и пропускать наиболее подходящий момент также не стоит.

Признаки готовности малыша к хождению: подъём с коленок, способность находиться в вертикальном положении продолжительное время, попытки передвигаться, придерживаясь за мебель или стенки.

Чем больше признаков готовности наблюдается, тем проще будет научить малыша ходить. А поспособствуют ускоренному обучению определённые упражнения, о которых и пойдёт речь дальше.

Многое будет зависеть от того, что заложат родители в начале его жизненного пути. Вот почему перед тем, как быстро научить ребенка ходить, необходимо подготовить детский организм к последующим нагрузкам.

Младенец, много двигающийся, проявляющий активность и заинтересованность в познании окружающего мира, начнёт ходить скорее сверстников, которые постоянно лежат и мало шевелятся.


Чтобы ребенок подрастал более физически подготовленным и крепким, нужно ежедневно выполнять определённые упражнения:

  • Выкладывание на животик. Как только малыш начнёт переворачиваться на животик, можно почаще его выкладывать в такое положение. Это позволит укрепить шейные и спинные мышцы.
  • Перевороты. Ребёнок в 2 месяца уже пробует переворачиваться во время снятия одежды или смены пелёнок. Маме стоит поощрять такие «выкрутасы», ведь они совершенствуют мускулатуру конечностей и шейно-спинного отдела.
  • Принятие сидячего положения. Примерно в 4-6-месячном возрасте ребёнок начинается присаживаться, а уже в 8 месяцев способен сидеть полноценно. Когда он находится в сидячем положении, предлагайте ему дотягиваться до куклы или машинки.
  • Ползание. Ребёнок, желая достать нужный предмет, пытается ползать. Это очень важные упражнения, поэтому родителям следует стимулировать малыша передвигаться на четвереньках или по-пластунски как можно чаще.

Крепкая мускулатура – залог своевременного хождения. Чтобы детские ноги смогли уверенно придерживать своего маленького хозяина, ребёнка нужно научить сгибать и разгибать коленки, прыгать при помощи взрослых.

Упражнения для раннего возраста

Как правильно научить маленького ребёнка ходить? Прежде всего, не нужно настаивать, напротив, рекомендуется внимательно следить за развитием младенца. Следующие занятия помогут совершенствованию навыка хождения:

  1. Упражнения на фитболе. Ребёнка 6-9 месяцев можно усаживать на большой мячик спиной к себе, поддерживая его за бёдра. Маленького «наездника» покачивают в разные стороны для тренировки вестибулярного аппарата и координированности действий.
  2. С 9-месячного возраста детей можно приучать стоять на твёрдой поверхности. Ребёнка поворачивают спинкой к себе, поддерживая за грудину. Потом приподнимают его вверх, чтобы он смог сам подняться с корточек и выпрямить ножки. Это упражнение можно сделать под музыку.
  3. Также 9-месячного малыша нужно стимулировать подниматься с коленок. Для этого нужно привлечь его внимание с помощью куклы либо машинки, которую кладут подальше на диван. Ребёнок, стремясь достать игрушку, встаёт и пытается пойти.
  4. Ещё один вопрос: как научить ребенка стоять без опоры. Специалисты советуют дождаться момента, когда младенец будет стоять у надёжной стойки, и дать ему любимую игрушку. Потом ему предлагается ещё один игровой предмет, чтобы он вынужденно отпустил опору, за которую держится.

Если ребёнок интересуется ходьбой раньше 9 месяцев, не стоит препятствовать. Обычно к новым свершениям готовы малыши, которые уже физически окрепли.

Ребенок учится и растёт быстро, поэтому нужно постоянно придумывать новые занятия.

Специалисты советуют выполнять несколько полезных упражнений:

  • С 10 месяцев можно использовать для тренировки навыка хождения обычную детскую коляску (для девочек) или толокар (для мальчиков). Коляска толкается вперёд, а ребёнок следует за ней. Родители же подстраховывают его со спины.
  • Как только кроха научится уверенно держаться (на десятый месяц жизни), подключают упражнения с палочками. Длина этих устройств – примерно 100 см. Ребёнок их захватывает, а родитель кладёт свои руки на детские ручки. Переставляя палочки вперёд, малыш обучается ходьбе.
  • В 10 месяцев дети обычно пытаются ходить самостоятельно, однако некоторые боятся больших пространств. Ребёнка запускают в обруч, а потом это спортивное приспособление перемещают таким образом, чтобы малыш был вынужден ходить.
  • Если малыш уже умеет ходить (обычно в 11 месяцев), придерживаясь за родительскую руку, можно обучить его передвигаться с препятствиями. На небольшой высоте нужно натянуть верёвку, а ребёнок должен её переступать.

Родителям стоит отслеживать детское настроение. Если ребёнку дискомфортно, он отказывается вставать или ходить, упражнения откладываются на некоторое время.

Техника безопасности

Прежде всего, следует озаботиться безопасностью ребёнка во время тренировки навыков хождения. Первый совет – не ставьте кроху на ноги, если он ещё слишком мал и не готов к передвижению. О чём ещё необходимо помнить?

  • Приобретайте специальную обувь, предназначенную для прогулок. Откажитесь от пинеток и мягких сандалий. Оптимальные туфли – облегчённые, с жестковатой подошвой. Если нижняя часть кажется родителям скользкой, её можно отшлифовать наждачкой.
  • Как уже было отмечено, откажитесь от тренировки хождения на скользкой поверхности, чтобы избежать травм и повреждений. Кроме того, некоторые малыши перестают даже пытаться ходить, столкнувшись со слишком гладким покрытием.
  • Неопытному «ходоку» нельзя сталкиваться с преградами: ступеньками, порогами, коврами и прочими барьерами. Только когда ребёнок научится ходить, можно придумывать различные препятствия, на начальном же этапе их следует обязательно избегать.
  • Также следует обезопасить младенца от острых мебельных уголков, больших напольных вазонов, распахивающихся дверей и лежащих в шкафах коробок и банок с бытовой химией, хрупких предметов и свисающих скатёрок.
  • Откажитесь от применения ходунков, в которых малыш будет не ходить, а ездить, причём очень быстро. К тому же такое приспособление не будет стимулировать ребёнка самостоятельно передвигаться.

Педиатр Евгений Комаровский также убеждён в бесполезности ходунков в деле обучения ребёнка прямохождению. Такое устройство помогает исключительно родителям, которые стремятся отдохнуть от общения со своим чадом.

Более подробно о том, чем опасны и несут ли они пользу маленькому ребёнку, читайте в информативной статье детского психолога.

Заботясь о детской безопасности, необходимо не удариться в другую крайность – чрезмерную опеку. Дети должны двигаться самостоятельно, свободно, а родителям нужно просто помогать и подстраховывать малышей от травмы.

Обычно процесс обучения проходит гладко, но в некоторых случаях возможны некоторые проблемы, о которых следует знать:

  1. Постоянные падения. Ребёнок только учится ходить – следовательно, он будет падать в силу неумелости и неразвитости вестибулярного аппарата. Однако если падения слишком частые, можно заподозрить плохое зрение и обратиться к офтальмологу.
  2. Страх самостоятельного хождения. Обычно такое случается с чрезмерно чувствительными ребятишками. Если малыш испугается чего-то во время ходьбы или упадёт, нужно не ругать его, а поддерживать и всячески стимулировать к ходьбе.
  3. Повышенный тонус голенных мышц. Если ребёнок ходит на носочках, следует обратиться к доктору. Причина в гипертонусе мышц? В таком случае специалист назначит специальную расслабляющую гимнастику и массаж.
  4. Неверное положение ступней. Как научить ходить ребёнка, если тот постоянно косолапит, «заваливает» наружу или внутрь стопы? Эти положения неправильные, поэтому важно проконсультироваться с ортопедом и провести коррекционные занятия.

Нужно ли учить ребенка ходить? Неожиданный вопрос, поскольку именно об обучении мы писали выше. Однако следует понимать, что под учением мы понимаем скорее тренировку, если малыш развивается в оптимальном темпе.

Целенаправленное обучение необходимо лишь в том случае, если ребёнок запаздывает с навыком и доктор назначает специальные упражнения. Помните, что все ребятишки развиваются индивидуально!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

Создано: 24 Февраль 2016 Просмотров: 2527

Учим ребенка ходить самостоятельно

Организм новорожденного растет с каждым днем, а малыш старается познать окружающий мир. Все родители с нетерпением ждут ответственного периода в развитии, когда кроха сможет самостоятельно ползти и делать первые неуверенные попытки в ходьбе. Однако не все знают, как правильно помочь ребенку в первых в своей жизни шагах.

Правила обучения ребенка ходьбе

Естественно, что все мамы и папы стремятся к тому, чтобы их малыш не отставал от своих сверстников, а то и опережал их в своих достижениях. Существует множество советов и рекомендаций для того, чтобы учить ребенка ходьбе быстрее, но из них следует выбрать только самые рациональные. Не стоит огорчаться, если в 9 месяцев ваша кроха еще не сделала первых шагов, ведь все процессы развития индивидуальны и пойти малыш может до 18 месяцев. Учить ребенка не сложно.

Среди основных правил для правильного развития опорно-двигательного аппарата у ребенка можно выделить следующие:

  1. С первых дней младенцу рекомендуется лежать на животе по 10 минут.
  2. Начиная от 2 месячного возраста разрешается выполнять повороты тела, стимулируя движения интересным предметом или игрушкой для укрепления мышц.
  3. С 4 месяца ребенка можно начинать учить сидеть с опорой, а затем без нее и стимулировать повороты корпуса в разные стороны в игровой форме.
  4. С полугода рекомендуется садить ребенка на мяч и, придерживая корпус, раскачивать в стороны для развития хорошей координации.
  5. В 9 месяцев следует ставить ребенка на корточки и стимулировать его самостоятельно встать на ровные ноги.
  6. От 9 месяцев ребенок может делать неуверенные попытки к ходьбе, придерживаясь за руки родственников или коляску.
  7. Старше 9 месяцев ребенок активно изучает мир с опорой на мебель и учится переступать препятствия.
  8. Активно ползающие малыши могут стремиться подняться самостоятельно при помощи поддержки или каких-либо предметов.
  9. Если ребенок уверенно шагает за руку, то создавайте ему небольшие препятствия, чтобы он без труда и страха учился их переступать и тренировал мышцы для самостоятельной ходьбы.



Как научить ребенка ходить самостоятельно по Комаровскому

Согласно системе доктора Комаровского существует множество внешних и психологических факторов, которые оказывают непосредственное влияние на сроки для начала ходьбы ребенка:

  • Инфекционные заболевания, которые ослабят иммунитет и активность новорожденного и приостановят его попытки в ходьбе;
  • Падение или удар при первых шагах, которые напугают кроху и приведут к страху при самостоятельном передвижении;
  • Умение ползать никаким образом не влияет на навыки хождения - некоторые дети долго передвигаются на четвереньках и не видят нужды в переходе на прямохождение, а другие наоборот не ползают вовсе, а сразу начинают ходить.

В любом случае популярный педиатр заявляет, что нет крайней необходимости в специальном обучении ребенка ходьбе. Родители могут только помочь малышу развивать свои мышцы при помощи ежедневной гимнастики и массажа. Когда кроха будет готова, первые шаги станут уверенными и ее уже невозможно будет остановить.



Методы стимулирования ходьбы новорожденных

Существует несколько тренажеров, позволяющих облегчить обучение ребенка:

  • Ходунки, в которых малыш сидит в матерчатом кресле и отталкивается от пола ногами;
  • Коляска, толкая которую и опираясь на нее ребенок будет не бояться упасть;
  • Вожжи, выполненные из прочных материалов в виде сиденья с длинной ручкой для поддержки взрослым.


Какой бы способ не выбрали родители ребенка, следует помнить об обеспечении его безопасности в помещении или на улице. Во избежание травм все острые углы мебели следует закрыть, а хрупкие и опасные предметы убрать вне зоны досягаемости. Даже если малыш упал или ударился не стоит делать из случившегося трагедию, а лучше отвлечь его внимание, чтоб избежать испуга.

  • Вперёд >

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.



Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.



Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи

Одно и самых знаменательных событий в каждой семье – первые шаги малыша. Если маленький человечек самостоятельно встал на ноги, значит, совсем скоро он начнет быстро бегать и постигать новое, неизведанное в разных уголках квартиры. Многие молодые папы и мамы задумываются о том, нужно ли учить ребенка ходить, и во сколько месяцев их малыш должен встать на ножки. Учить этому непростому делу конечно нужно, но только тогда, когда он начнет твердо и уверенно стоять без посторонней помощи.

Во сколько месяцев нужно учить ребенка ходить?

Во сколько месяцев ребенка учить ходить? – однозначного ответа на этот вопрос нет, так как все индивидуально, одни дети начинают бегать уже в 9 месяцев, другие лишь по достижению года. Общепринятых норм здесь нет, поэтому не стоит волноваться, если кроха не торопится перейти от ползания к ходьбе и вступить на новую ступень своего развития. Давая рекомендации, некоторые педиатры вообще против того, чтобы родители вмешивались в данный процесс, ведь малыш все равно рано или поздно научится этому самостоятельно. А вот насильно заставлять вставать на ножки и пытаться водить ни в коем случае нельзя, возможно у ребенка еще не до конца сформировался опорно-двигательный аппарат, не достаточно укрепились мышцы. Вмешавшись раньше, чем нужно, родители могут спровоцировать кривизну ног, либо психологический барьер к ходьбе.

Если ребенок по достижении 9 – 10 месяцев не начал вставать и стремиться сделать первые шаги, тогда мамам и папам можно приступать к активным действиям. Прежде всего, следует подробно изучить материал о том, как учить ребенка ходить. Вооружившись знаниями, будет легче найти правильное решение и исключить ошибки.

В 9 месяцев чаще всего дети уже начинают уверенно стоять на ножках, держась за опору (кресло, стул, диван и т.д.). В это время родители могут стимулировать их к дальнейшим действиям. Сначала нужно показать, как ходить, для этого взять малыша за ручки и топать вместе с ним, стараясь сделать так, чтобы он не спеша переступал с ножки на ножку, то есть шел вперед. Когда ребенок освоится и привыкнет к данному процессу, можно брать его за одну ручку и также вместе с ним делать шажки. Через некоторое время предложить крохе палец, чтобы он шел и держался лишь за него.

Первые шаги будут робкими и неуверенными, родителям важно поощрять малыша за столь сложную работу ласковыми, одобрительными словами.

Когда и как можно начинать учить ребенка ходить

Очень важно знать «как правильно учить ребенка ходить», чтобы не навредить позвоночнику и здоровью в целом, не спровоцировать кривизну ног и прочие неприятности. В некоторых случаях дети при ходьбе ставят носки врозь, поднимаются на носочки, косолапят, тогда врачи-ортопеды назначают специальные процедуры, исправляющие эти дефекты: плаванье, массаж, лечебную гимнастику.

На первых этапах нужно поддерживать маленького человечка за ручки или под мышки и обязательно следить, чтобы он шел прямо, не наклоняясь вперед и в стороны. Наклонная ходьба приводит к искривлению позвоночника. Если пришло время, когда можно учить ребенка ходить, родителям потребуется обзавестись игрушкой для толкания, например, кукольной коляской, игрушечным животным на колесах и длинной ручкой, машиной и т.д. Малыш будет держаться за ручку, и толкать игрушку вперед.

Ортопеды, рассказывая неопытным родителям о том, как правильно учить ребенка ходить, делают акцент на том, что в этот период лучше исключить ходунки. К сожалению, многих мам и пап привлекает такой метод обучения, ведь нет ничего проще, чем поставить кроху в ходунки и заниматься своими делами. Безусловно, ребенок будет передвигаться, но самостоятельных действий от него не потребуется. Ходунки мешают учиться ходить правильно и правильно падать, они не заставляют детей напрягать мышцы, не развивают координацию и самостоятельные навыки ходьбы.

Ничто так не стимулирует малыша сделать шаги, как яркая, красочная игрушка или необычный для него предмет, который так и хочется взять. Родителям нужно положить этот предмет на небольшом расстоянии от ребенка и поднять его на уровне его глаз, тогда крохе придется не только подняться с пола, но и добраться до него.

Нужно ли учить ребенка в 9 месяцев ходить и как это делать?

Еще один метод, как учить ребенка ходить в 9 месяцев, когда он еще передвигается ползком – это построение «баррикад» и различных препятствий в виде подушек, одеял, валиков, мягких игрушек, разложенных по всему дому. Все это заставляет малыша преодолевать преграды, совершать действия, выполнять физическую нагрузку. Ребенок будет не просто ползать, но и подниматься из разных положений.

Если малыш свободно ходит, держась за опору, значит, пришло время, когда пора начинать учить ребенка ходить без нее. На полу в комнате, где обычно находится малыш, нужно постелить мягкое покрывало или одеяло. Задача родителей – убедить кроху отпустить опору и сделать самостоятельный шаг к ним на встречу. Можно ласково позвать ребенка, протянуть к нему руки, показать нечто привлекающее внимание. Изначально расстояние между взрослым и малышом должно быть не более двух шагов, с каждым днем оно должно увеличиваться на один шаг. Если ребенок потеряет равновесие, следует его поддержать быстрым, но мягким движением, чтобы не вызвать страх падений. Дети после таких занятий быстро начинают ходить самостоятельно.

Задумываясь о том, когда нужно учить ребенка ходить, нельзя забывать и о комфортной и безопасной обуви. Возможно, дома она и не потребуется, но ведь малыши будут учиться ходить и закреплять полученные навыки и на свежем воздухе. К выбору обуви следует отнестись ответственно. Она должна быть из натурального материала, иметь жесткий задник и супинатор для поддержки стопы. Не стоит покупать обувь большего размера на вырост, в ней нога будет хлябать, значит и ходьба даваться сложнее. Качественная обувь, выбранная по размеру, послужит профилактикой плоскостопия и подарит малышу уверенность при совершении первых шагов. Стоит учесть, что при постоянной ходьбе босиком по полу формируется плоскостопие, поэтому обувь нужно периодически носить и дома. Отличным домашним вариантом являются носочки с прорезиненной подошвой.

Научная литература на тему «учим ребенка ходить самостоятельно» трактует, что в возрасте до года полезна любая физическая активность. По этой причине родителям нужно поощрять стремление крохи к движению, будь то ползание или попытки забраться на мебель. Существенную помощь они окажут своему малышу, ежедневно делая ему легкий, укрепляющий массаж, гимнастику, а также придумывая различные игры, стимулирующие к движениям.

Прежде чем, начинать учить ребенка делать самостоятельные шаги, следует обезопасить то место, где он чаще всего находится, то есть убрать опасные предметы и смягчить имеющиеся в комнате углы.

Посмотрев видео «учим ребенка ходить», родители узнают о том, как понять, что их малыш готов освоить первые шаги, а также о том, как ему помочь и не навредить:

Статья прочитана 1 387 раз(a).