Цветы для элджернона критика. Цветы для Элджернона (Литература XX века)

Произведение «Цветы для Элджернона» можно отнести к научно-фантастической драме. Однако элемент фантастики там невелик и второстепенен, а драматическая составляющая стоит на первом плане.

Подача содержания в романе идет от лица 32-летнего мужчины по имени Чарли Гордон, являющегося умственно отсталым. Ему выпал уникальный шанс: пройти операцию на мозге, которая позволит ему поднять интеллект до нормального уровня, до него эту операцию прошла мышь по имени Элджернон, интеллектуальные способности которой возросли в разы. Чарли ведет дневник, в котором записывает свои впечатления, и самые первые записи начинаются еще с предоперационного состояния, они отличаются полнейшей безграмотностью и непониманием сути происходящего вокруг. Чарли очень хочет стать умным, научиться нормально общаться с людьми. Операция проходит успешно, и интеллект главного героя начинает расти невероятными темпами. Грамматика становится идеальной, а мысли становятся глубже от записи к записи. За несколько месяцев Гордон становится гениальным ученым, интеллект которого возвышается над теми людьми, на которых он хотел быть похожим до операции. Однако, в механизме изменения мозговой деятельности, была заложена ошибка, которая делала обратную регрессию умственных способностей необратимой. Чарли осознает это, но ничего не может поделать, теряя свою гениальность с каждым днем и впадая в амнезию. Со временем слог его отчетов становится более беден, он снова забывает пунктуацию, грамматику, и становится тем же человеком, что был до операции.

Роман довольно прост в усвоении, и, на первый взгляд, ничего, кроме этой грустной истории, в нем увидеть нельзя. Но так ли это? На самом деле, здесь можно выудить множество философских идей, которые сразу бросаются в наметанный в глубоком анализе литературы глаз. Философский посыл произведения можно разделить на несколько уровней.

Сначала необходимо выделить некоторые иррационалистические нотки. По мере роста разумности Чарли начинает все сильнее отчуждаться от людей. Ему постоянно говорят, что во времена своего умственного отставания он был добродушным, улыбчивым, имел множество друзей. Но он прекрасно понимает, какова была цена этой “дружбы”. Если человек вечно улыбающийся дегенерат, то, конечно, он постоянно будет находиться в компании других людей. Но какова цена такой социальности? Она состоит в том, что Чарли притягивал к себе людей лишь потому, что был вечным мальчиком для битья и клоуном, являлся легкой целью для постоянных издевок окружающих. По сути, эта “социальность” является все тем же отчуждением, только не осознаваемым умственно отсталым человеком. Став разумным, Чарли его осознал и отчуждение всего-навсего стало более непосредственным. Человек снимает отчуждение в совместной умственной и практической деятельности, но особенность современного общества такова, что ни односторонний глупец, ни гениальный ученый не могут заниматься оной просто потому, что не соответствуют усредненному уровню одностороннего развития остальных людей.

Глупость - искренна и понятна. Гениальность - сложна, недоступна, а потому страшна. Глупость притягивает. Гениальность отталкивает. Первое направлена на счастливое неведение любящего идиота. Второе - в бесконечность познания в ужасе одиночества. Сделай выбор!

Другой иррационалистический посыл является более верным. В романе постоянно подмечается отставание чувственного содержания Чарли от разумного. Интеллект можно повысить, заперевшись в библиотеке за книгами. Но чувственная сторона человека может развиваться только в постоянной практике общения с людьми. Операция резко форсировала рост интеллектуальных способностей, но навыки межличностных отношений так и остались на уровня развития ребенка, причем форсировать их рост никакая операция не могла. Чарли постоянно страдает от этого, и особо это видно в его опыте общения с женщинами, в том, как он не может поначалу строить с ними нормальные отношения. “Чистый” разум сам по себе мало на что способен без развития остальных сторон человека. Интеллектуальная односторонность не столь пагубна, как односторонность чувственная, когда человек глуп, но тонко разбирается в перипетиях межличностных отношений, но, тем не менее, и она приводит к печальным результатам и разрушению человека.

Человек, обладающий разумом, но лишённый способности любить и быть любимым, обречён на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжёлое психическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие. В бытность слабоумным я имел много друзей. Теперь их у меня нет. О, я знаю множество народу, но это просто знакомые, и среди них нет почти ни одного человека, который что-нибудь значил бы для меня или кому интересен я.

Но, так или иначе, за всеми вышеперечисленными иррационалистическими мотивами через весь роман магистральной линией проходят рационалистические идеи. Пусть в некотором смысле Чарли и стал чужд людям, но при этом он стал к ним ближе. Если раньше его близость к другим была похожа на близость обезьяны в зоопарке к его посетителям, то после операции все стали относиться к нему как к человеку, а не игрушке для посмешища. Пусть и к противоречивому человеку, не всегда самому приятному для окружающих, но все-таки человеку. Своей научной деятельностью он делал для человечества куда большую услугу, чем тем, что веселил толпы зевак.

Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью.

Хоть Чарли и считал себя неразумного такой же полноценной личностью, но это было не так. Да, у него и тогда были свои переживания, чувства, осознание каких-то вещей. Но в человеке определяющей стороной является его разум, и только при полноценной интеллектуальной деятельности, при наличии достаточной рефлексии и социализации человек становится полноценной личностью. Да и сама социализация по-настоящему у Чарли началась только после обретения разумности. Интеллект как бы начал подтягивать за собой остальные стороны личности Чарли, и хоть им необходимо было самостоятельное развитие, толчок к этому развитию дал именно разум, что отчетливо показывает его определяющую роль в человеке. Эмоциональность тоже жестко привязана к развитию интеллекта, в случае с Чарли разум как бы наполнял незаполненный сосуд чувственных переживаний. Чем глубже сознание отражает мир, тем разнообразней его эмоциональное переживание.

Также стоит обратить внимание на высмеивание религиозности. Если Чарли-идиот не знал ни науки, ни искусства, но был уверен в существовании Бога, то Чарли-гений, наоборот, считал религиозные проблемы слишком ничтожными и не имеющими смысла, а все его внимание было сосредоточено на научных проблемах. Интересна сцена в пекарне, где женщина убеждала Гордона в том, что перестав быть умственно отсталым, он нарушил свое божественное предназначение, которое записано в его судьбе. Религиозность всегда надевает на человека кандалы, не дающие ему возвыситься над его текущим уровнем развития, метафизически отрицает необходимость самосовершенствования.

В заключение можно сказать, что этот роман, показывающий взлет и падение человеческого духа, заставляет задуматься о том, насколько велика роль разума в человеке, насколько уровень его интеллектуального развития преображает человека и кардинально меняет отношения с людьми. Рационалистическая направленность данного произведения становится понятной при его философском анализе, но при этом автор хорошо показывает ограниченность “чистого” рационализма и дает понять, что остальные стороны человека относительно самостоятельны и не сводятся лишь к одной разумной деятельности.

Максимилиан Сергеев

Дэниел Киз является известным автором фантастических рассказов и романов, при этом почти все знают его как автора научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона». Изначально, это был небольшой рассказ, который опубликовали в одном из фантастических журналов ещё в 1959 году. Позже автор доработал свой рассказ, дописав его до полноценного романа.

Впоследствии сюжет этого романа был использован для создания нескольких фильмов и театральных спектаклей. Кроме того, сюжет романа «Цветы для Элджернона» значительно пересекается с сюжетом фильма «Газонокосильщик».

Сюжет и история создания научно-фантастического романа «Цвета для Элджернона»

История создания научно-фантастического романа «Цветы для Элджернона» началась ещё в 1945 году, когда родители Киза настояли на том, чтобы он прошёл курсы для будущих студентов медицинского университета. Именно тогда сам писатель впервые задумался об увеличении интеллекта. Однако основные события, повлиявшие на создание романа «Цветы для Элджернона», произошли уже в 1957 году - тогда писатель преподавал английский язык в школе, где обучались дети с ограниченными интеллектуальными способностями, при этом один из его учеников интересовался, сможет ли он обучаться в обычной школе, если будет усердно заниматься и станет умнее.

В 1958 году писатель закончил работу над рассказом «Цветы для Элджернона». Сначала он обратился в журнал Galaxy Science Fiction, однако тамошний редактор хотел изменить финал истории. Он настаивал на том, чтобы в конце рассказа главный герой остался умным и женился на Алисе Кинниан. Однако Киз настаивал на своём варианте окончания рассказа, куда более мрачном. В итоге рассказ был опубликован в журнале Fantasy & Science Fiction.

Дорабатывать рассказ писатель начал в 1962 году, при этом завершил он работу над полноценным романом уже в 1965 году.

Как знают, наверное, все поклонники научной фантастики, главным героем романа «Цветы для Элджернона» является Чарли Гордон, умственно-отсталый уборщик. Он соглашается принять участие в эксперименте, надеясь, что в результате этого эксперимента его интеллект значительно повысится.

Эксперимент проводят доктора Штраусс и Немюр - они разработали хирургический метод, с помощью которого можно повысить интеллект. Первый эксперимент был проведён над мышью по имени Элджернон. После этого они приняли решение провести аналогичную операцию над Чарли, который уже давно хотел стать умнее.

Весь рассказ построен как отчёты, которые пишет Чарли о своём состоянии, при этом по мере развития интеллекта не только исчезают орфографические и пунктуационные ошибки, имеющиеся в этих отчётах, но и значительно усложняется стилистика.

Став умнее, Чарли понимает, что те, кого он раньше считал друзьями, постоянно над ним смеются, устраивают злые шутки, которые раньше он воспринимал нормально.

Через некоторое время интеллект Элджернона начинает стремительно падать, а потом мышь и вовсе умирает. Исследования, которые сумел провести сам Чарли, показали, что стремительное понижение интеллекта неизбежно, соответственно, рано или поздно интеллект самого Чарли опустится до прежнего уровня. До самого конца он пытается с этим бороться, однако ничего не выходит.

Рецензия на научно-фантастический роман «Цветы для Элджернона»

Говорят, что люди, интеллект которых очень низок, как и сумасшедшие, счастливы, так как они ничего не знают о реальности, они живут в своих собственных мирах, где реальности места нет. С другой стороны, каждый человек создаёт для себя собственный мир, свои иллюзии, разрушать которые никто не любит.

В самом начале книги главный герой убеждён, что у умных людей множество друзей, что они никогда не бывают одинокими. Позже он вместе с читателями понимает, что это далеко не так. Более того, сам автор неоднократно упоминает Адама и Еву - они вкусили плоды с Древа Познания, из-за чего потеряли свой рай, а ведь они всего лишь хотели познать Истину, то есть стать умнее.

По мере прочтения романа «Цветы для Элджернона» перед читателем ставится вопрос: лучше быть глупым и иметь много друзей или быть гением, не способным сойтись ни с одним человеком?

По мере прочтения книги также приходит понимание, что, пожалуй, быть слишком умным не очень-то хорошо. Так, главный герой в самом начале романа и в самом конце был очень добрым, спокойным, хоть и глупым человеком. А вот после повышения интеллекта он потерял свою веру в людей, что убило в нём доброту, даже человечность. В итоге гений-Чарли предстаёт перед читателями как эгоистичный, озлобленный, нетерпимый мужчина, который практически постоянно думает о том, как ему хочется кому-нибудь врезать. Если сравнивать Чарли-гения и Чарли-дурачка, то создаётся впечатление, что Человеком был именно Чарли-дурачок.

Дневниковые записи Чарли написаны очень правдоподобно. Более того, при прочтении записей Чарли-дурачка возникает непреодолимое желание с ним познакомиться - он видится невероятно светлым, чистым и добрым человеком, искренне любящим окружающих его людей.

Стоит также отметить, что, несмотря на то, что изначально роман задумывался как рассказ, а только после публикации вырос до полноценного романа, в сюжете не чувствуется каких-либо пустот - он цельный.

Роман «Цветы для Элджернона» очень грустный и реалистичный. И его нельзя относить исключительно к научной фантастике, так как в гораздо большей степени это психологичный роман, раскрывающий человеческую психологию, показывающий без прикрас все слабости людей, раскрывающий внезапно возникающие комплексы. И этот роман, помимо прочего, заставляет читателей задумываться над тем, до какой степени можно вмешиваться в дела природы, где находится та самая черта, переступать которую нельзя.

Одно из самых популярных произведений современности. Если посмотреть разнообразные опросы в ВК на тему «Ваша любимая книга?», то в среднем каждый третий-пятый человек называет именно её . Произведение входит в обязательную программу для чтения школ Америки, однако распространилось по всему миру, и в России занимает не менее почётные места, пусть ещё и не вошло в школьную программу. В чём же секрет этой покоряющей сердца книги, написанной более полувека назад, в 1959 году?

Принимаясь её читать, я невольно думала о «Убить пересмешника » Харпер Ли (кстати написанном в 1960 году, почти ровесник «Цветам »), многими статистиками и журналами признающейся самой значимой книгой Америки, тронувшей души всего Земного шара, но не произведшей на меня особого впечатления. Я боялась столкнуться с тем же, потому что «Убить пересмешника » отчасти утеряло свою актуальность. Проблема расизма в США, хоть и не изжита окончательно, но равенство прав там победило, и всё остальное остаётся на уровне человеческой морали, а не законодательства. Да, пожалуй, национализм и расизм вряд ли когда-либо исчезнут из человечества, потому что есть в самой природе людей нечто такое, что отвергает «чужаков», а перебороть это под силу лишь духовно высоким или, как минимум, образованным личностям. Но где взять общество, которое бы из таких состояло?

Кроме того, что борьба за равные права в Штатах в целом завершена, и не имеет той остроты, которая была, когда писалось «Убить пересмешника », стиль написания был крайне простым. Повествование велось от лица маленькой девочки, что и определяло общую манеру. Всё это в совокупность не дало мне проникнуться глубиной книги. И вот, «Цветы для Элджернона ».

Они совершенно не утеряли актуальности. Сюжет, смысл и общее послание затрагивают как раз то, чему ещё очень далеко до исчерпывающего изложения. В первую очередь это - аморальность научного знания. Многие писатели-фантасты, и наши вроде С. Павлова, и те же американские, вроде К. Воннегута, писали о том, что наука несёт зло, если не прямым текстом, то выводами, которые можно сделать в финалах их произведений. До какой грани может идти исследование и любопытство учёных, не нарушая человеческой нравственности и не вторгаясь туда, где изучать что-либо уже неприлично, а создавать что-либо новое - преступно. Достаточно примеров с атомной бомбой или клонированием людей. В Азии популярна, например, идея о человеке-роботе, который приобретает умение чувствовать и любить, что часто отражено в фильмах и сериалах. Гуманно ли это, программировать кого-то на чувства, вторгаться в сознание? Вопросов множество. «Цветы для Элджернона » повествуют об эксперименте, заключающемся в том, чтобы из слабоумного, благодаря хирургической операции, сделать умного человека. Как обычно, цель кажется высокой и благородной, результат - достойным, но всё-таки что-то идёт не так. Это что-то заключается в том, что знания перестают быть абсолютом и мерилом счастья и благополучия. Даже становясь гением из человека с нижайшим IQ, главный герой не ощущает себя довольным, а его одиночество и неприкаянность становятся настоящей личной трагедией. И в этом вторая прекрасная мысль книги: разум не только без морали, но и без чувств, таких как уважение, доверие, любовь и понимание - ничто, о чём есть и фраза, что разум без чувств не стоит и ломаного гроша .

Но меня покорила совсем другая мысль этой книги. Мне кажется, что не все читатели замечают её, не все обращают на неё внимание. Многие говорят о «Цветах » чуть ли не как о судьбе мышонка Элджернона, о котором, по сути, в книге абзацев десять и наберётся. Смерть мышонка, при всей моей любви к животным, прописана не сентиментально, а как-то предопределенно и закономерно, что вызывает согласие с этим, как с избавлением, а не слёзы. Мне показалось, что я нашла в авторском тексте иную подоплеку. Не только о тяжести разума и его развитии говорит нам Киз. Более того, я всё-таки подвожу итог по размышлении над книгой, что ум - прекрасно, и развивать свой разум можно и нужно, от этого несчастным не станешь. Речь-то как раз о другом, о том, что эмоциональное понимание человека не зависит от уровня интеллекта, и большинство людей, глупы они или умны, не стараются понять других. Им интересно понимать предметы, науки, суть явлений, они пытаются понять загадку мироздания или Бога, но никому нет дела до того, чтобы понять человека рядом и потрудиться над этим. При этом каждый хочет быть понят остальными.

Чарли Гордон - главный герой, будучи слабоумным, считал окружающих своими друзьями, не понимая, что они смеются над ним, а когда поумнел - обрёл в лице тех людей врагов, не только потому, что понял - над ним издеваются, но и потому, что перестал быть посмешищем и лишил людей возможности возвышаться за его счёт. Профессора, работавшие над экспериментом, центром которого был он, Чарли, стали его недолюбливать, как только он превзошёл их интеллектом. Он и у них отобрал ощущение превосходства. По сути своей, ум был радостью для него, но причиной зависти и ненависти для других.

Я и раньше думала над вопросом главной мотивации людей, но здесь как-то это всё оформилось в добротную и убедительную картину. З. Фрейд утверждал, что двигатель всего в людях - сексуальный инстинкт, но Адлер возражал, что на самом деле первостепенное желание в людях - это желание власти. И я всегда с ним была согласна в большей степени, нежели с Фрейдом. Что такое власть? Это не только титул или должность, но превосходство, возможность подавить другого и распорядиться им по своему усмотрению. При этом действует как сила, ум, так и красота, конечно, которая пробуждает сексуальный инстинкт, да, но с какой целью? Завладеть и владеть, обрести власть.

Но, что я замечала по личному опыту, и оно тоже показано в «Цветах », так это что самое трудное для людей - признать свою глупость. Гораздо проще признают своё уродство, свою физическую слабость или бедность, но никто и никогда на моём веку не признал искренне и честно, что он глупее кого-то. Как будто бы глупость не столь же очевидна, как толстые бёдра, горб или пустой кошелёк. Были две знакомые в моей жизни, которые любили сыпать фразочками вроде «я глупая», чаще всего смелое признание «я дура» выступало в качестве нежелания исправлять или признавать ошибки. Не умея объяснить какие-то вещи, не всегда умея понять кого-то или что-то, они предпочитали закрыть тему или вовсе беседу смиренным «да я знаю, я глупая». Но, что интересно, якобы признавая свою несостоятельность в знаниях, эти знакомые были самыми непримиримыми борцами с советами со стороны. Они никогда не слушали чужого мнения и предпочитали разрывать дружбу в том случае, если им пытались что-то растолковать или посоветовать. Но разве человек, признающий, что он дурак, не захочет получить помощь от более умных? Поэтому такие признания я всегда считаю лицемерными. За ними кроется обыкновенное «заткнись и не умничай, я сам\а знаю как надо». Почему же так болезненно воспринимается людьми именно осознание того, что знаний - недостаточно? Что кто-то больше знает и понимает? К сожалению, ответа на это в «Цветах » нет, но безумно хочется, чтобы каждый, кто прочёл эту книгу, нашёл в ней желание понимать людей и трезво оценивать свои возможности. Если слабый человек увидит силача, поднимающего огромные гири, он не подбежит и не будет безуспешно тянуть их, говоря, что он ничуть не слабее. Почему же этот силач, чаще всего, столкнувшись с начитанным и опытным человеком, будет всеми силами стараться показать, что тот, другой, умный - просто выскочка и недоумок, а он, силач, сам знает всё не хуже. Исключения, конечно, есть, но большинство людей именно таково. А впрочем, чего ещё ждать от глупости, как непонимания? И именно это, как по мне, истинная трагедия, раскрытая в «Цветах для Элджернона », трагедия всех вообще людей, всегда желающих видеть кого-то хуже себя, им неведомым образом от этого становится спокойнее. Потому и становился злым и несчастным Чарли Гордон, потому что он стал понимать всех, а его окружало тупое непонимание.

Произведение осмысленное и глубокое, но, как я уже заметила выше, не всякий прочтёт в нём всё, не всякий заметит все заложенные проблемы. А очень хотелось бы, чтоб после «Цветов » в пабликах делились впечатлениями не о мышке, а о том, насколько необходимо лучше слышать, понимать окружающих, уметь сочувствовать им. Да, аналогия между животным и слабоумным уместна в книге, она не нова и не оригинальна, но не избавляет от бед жестокости и высокомерия по отношению к таким существам.

Подводя итог, скажу, что довольна книгой и рада, что её прочла. Написана она всё в той же «простой» американской манере. Есть какая-то характерная краткость в построении текстов американской классики второй половины XX века, доступность изложения и не затянутость предложений (длинные попадаются редко) похожи на некую визитную карточку духа США, спешных, прогрессивных и демократичных, где всё по делу и без ненужной лирики. Мне показалось, что в «Цветах » так же прослеживается влияние на Даниела Киза У. Фолкнера, упоминаемого в произведении, как одного из авторов, прочитанных Чарли Гордоном. В Фолкнеровском «Шуме и ярости» есть такая же схема изложения, как в «Цветах », роман начинается с повествования от лица слабоумного, но если Фолкнер делит всё на изложение от разных лиц (слабоумный, поумнее, ещё умнее), то Киз объединил это всё в одну личность.

В финале, признаться, я ждала чего-то подобного фильму «Люси» 2014 года, но всё было не так. Впрочем, всё равно конец был логичен и обоснован. А потому оценить могу однозначно - читать стоит! Что касается возведение в ранг любимых книг - нет, прочитать однажды и хорошенько обмозговать - заслуживает, но перечитать хотя бы второй раз рука не потянется. Это текст, который проглядывается с первого раза, и в прямом, линейном изложении нет никакой тонкости, чтобы смаковать и находить свежие мысли, делать открытия. С первого раза, при достаточной внимательности, из этой книги можно изъять всё.

Роман «Цветы для Элджернона», краткое содержание которого будет рассмотрено, более сорока лет во всем мире считался фантастическим произведением.

В один ряд с ним можно поставить историю Джона Нэша из «Прекрасного разума» или киноисторию «Умницы Хантинга». Все эти истории требуют серьезного анализа и не подходят для веселого семейного просмотра.

Мы начинаем историю о людях с фантастически натренированным разумом. Понаблюдаем же, как прекрасна наука.

Книга Дэниела Киза «Цветы для Элджернона»

На английском название звучит так: «Flowers for Algernon». Центральная тема книги «цветов» – отношение людей к психологически неполноценным субъектам социума, их лечение и адаптация.

Как события прошлого могут влиять на отдельно взятого человека до конца жизни? Пример из истории, которую преподносят как научно-фантастическое произведение.

Рассказ был написан в пятьдесят восьмом году во время путешествия по Америке, а опубликован в 60-м в журнале Fantasy & Science Fiction. После очередной публикации в 66-м году роман сделал своего автора лауреатом престижной премии «За лучший роман».

Объем книги Дэниела Киза «Цветы для Элджернона» чуть больше 300 страниц. Прочесть можно за неделю или за один день, если сильно увлечься.

Главные герои

Основные действующие лица:

  1. Чарли Гордон — взрослый человек, страдающий фенилкетонурией. Живет и работает в Нью-Йорке. Главный герой (рассказчик истории), который добровольно проходит операцию по повышению умственных способностей.
  2. Алиса Кинниан — женщина-преподаватель из центра Бикмана, где учится Чарли. Она рекомендует своего студента в качестве добровольца.
  3. Фэй Лиллман — необычная соседка. Художница по профессии. Состоит в романтических отношениях с Чарли, пока коэффициент интеллекта героя на уровне гения.
  4. Роуз Гордон — мать Чарли. Появляется впервые как воспоминание (флэшбэк) о тревожном детстве. К финалу произведения становится одержимой женщиной пожилого возраста.
  5. Норма Гордон — младшая сестра. «Зеркальное» отражение матери по отношению к своему брату. Эгоистичная и избалованная девушка.
  6. Г. Немур и Д. Стросс — психиатр и нейрохирург старшей группы экспериментаторов, которых Чарли первоначально уважает, а после подозревает в корысти.

Второстепенные персонажи

Присутствуют также:

  1. Берт Селден — лаборант и младший член исследовательской группы. Чарли какое-то время считает его своим другом. Как выясняется позже, преданности в их дружбе не было.
  2. Мистер Доннер — владелец пекарни. Становится опекуном главного героя. Чарли относится к нему как к отцу. Единственный в романе, кто заботился о психологически неполноценном парне.
  3. Хромой — пекарь с повреждением ноги. Симпатизирует Чарли и становится не просто защитником, но и другом. После дружба разбивается об измену.
  4. Фанни Бердин — работница, которая первой чувствует, что изменения могут быть опасны для Чарли. Вскоре ее опасения подтвердятся.
  5. Миссис Муни — на стадии регрессии и полной изоляции Чарли от друзей играет роль домохозяйки.
  6. Рэй Уинслоу & Тельма — психолог и домоправительница в государственном учреждении Уоррена. Главное утешение для Чарли – это встреча с ними.

Краткий пересказ «Flowers for Algernon»

Чарли Гордон – 32-х летний мужчина, обладающий уровнем интеллекта в 68 (IQ), страдает фенилкетонурией (наследственное заболевание). Он проводит большую часть времени на работе в пекарне.

Стремление углубить свои знания и познать окружающий мир заставляют его посещать уроки чтения и письма в учебном центре Beekman. Там происходит знакомство с учителем А. Кинниан.

По цитате из самого романа ясно, что образование тяготит героя:

«Теперь я понимаю, что одна из важных причин для поступления в колледж и получения образования заключается в том, чтобы понять, что вещи, в которые вы верили всю свою жизнь, не являются правдой, и что ничто не является тем, чем кажется».

Два талантливых исследователя учебного центра – Немур и Штраус– провели операцию на мыши, по кличке Algernon (Элджернон или Альджернон). В результате чего умственные способности животного улучшились.

В поисках добровольца для новой операции они обращаются к Алисе. Основываясь на ее рекомендациях и текущих достижениях ученика, Чарли избирается для этой процедуры.

После успешной операции интеллектуальный коэффициент Чарли приблизился к 185. Правда, скачок интеллекта спровоцировал внутренний конфликт: понимание мира и дальнейшее изучение окружающего мира ухудшили отношения героя с людьми.

В сотрудниках пекарни, где работает Чарли, зарождается страх. Привыкшие развлекаться за счет умственно-отсталого, коллеги уговаривают босса его уволить.

Чарли начинает противостоять своим научным наставникам. Он подозревает, что снисходительное отношение доктора Немура – это забота о лабораторном объекте, а не о человеке, каким он был до операции.

Еще одна цитата иллюстрирует, что же принесло ему повышение коэффициента интеллекта:

«Интеллект — один из величайших человеческих даров. Но слишком часто поиск знаний вытесняет поиск любви… Интеллект без способности дарить и получать привязанность приводит к психическому и моральному расстройству, к неврозу и, возможно, даже психозу».

Элджернон живет в квартире главного персонажа, становится объектом наблюдения и поводом для отчетов. Отведенное ему время Чарли использует для поиска недочетов в теории обоих ученых. Улучшение разума может оказаться недолгим, и вскоре пациент вернется в исходное психологическое состояние.

Такой вывод подтверждается нестандартным поведением мыши, потерей интеллектуального развития и смертью.

Когда способности героя начинают деградировать, то ему ничего не остается, как попытаться восстановить отношения с родителями. Он вспоминает как мальчиком лишился отца и матери из-за своего недуга. Мать Чарли долгое время живет в Бруклинском старом доме, где у нее развивается деменция, и она признает сына, ненадолго.

Все что ему остается – это только наладить контакт с младшей сестрой, которая невзлюбила его из-за психологического отклонения. На данный момент ее отношение к брату меняется, и она приглашает его остаться с семьей. Чарли отказывается, откупившись от нее.

Жизнь гения закончилась, и герой романа возвращается в свою прежнюю жизнь, оставив только воспоминания. Жалость друзей и коллег становится невыносимой и приводит его в спонсируемую государством школу имени Уоррена.

В последнем отчете Чарли просит принести на могилу мыши Элджернона цветы.

Анализ произведения «Цветы для Элджернона»

В основу анализа книги легли отзывы людей из Соединенных штатов и России.

Текст первоначального рассказа, а после принявшего форму романа, чрезвычайно сложен для прочтения.

Киз, будучи филологом, описывает изменения, связанные с психикой Чарли в форме отчетов, которые изобилуют ошибками. Впоследствии интеллект главного героя отражается на качестве текста.

«Flowers for Algernon» — это книга, которая говорит: «хочу, чтобы вы задавались вопросом обо всем, что знаете». Важным моментом является факт поиска.

Герой ищет неопровергаемое кристально-честное послание о человечности, измеряемое не интеллектуальным коэффициентом, а добротой.

Обладая IQ в 185 балов, Чарли чувствует одиночество сильнее, чем когда его количество балов за этот тест составляло всего 68. Он отстраняется от друзей и впадает в депрессию. Однако изоляция помогает ему осознать себя как человека, а не как лабораторное животное. Он все тот же, независимо от того, умный или глупый.

Желание наладить внутренний мир, стать кем-то иным во многом лучше прежнего – это можно назвать «эффект Ч. Гордона».

Что плохого в романе Киза? Перебирать недостатки нужно с определения жанра. «Цветок» Даниэля – это первая и единственная книга, которую не стоит рекомендовать к школьному обязательному списку прочтения. На несколько лет это произведение было изъято из американской программы и магазинов.

Ненаучная фантастика, как определяют жанр в интернете, в которой на протяжении всей книги нет ни одной серьезной теории, ни одного интересного с точки зрения науки эксперимента.

Библиотечная ассоциация Америки включила «Цветы» в список самых спорных книг с 90 по 99 год. Главным фактором для изъятия книги из школьных библиотек стал фрагмент романа, где Чарли пытается выразить свои сексуальные фантазии и желания.

Экранизация романа Д. Киза

Всевозможных адаптаций этого романа было чуть меньше двадцати. Популярность пришлась на 60-е:

  1. Фильм 1968 года «Шарли». Ведущим актером был К. Робертсон, который получил «Оскар» в номинации «Лучшая мужская роль».
  2. Спектакль 1969 г., поставленный Дэвидом Роджерсом.

Самый интересный фильм по роману «Flowers for Algernon» (2000) с рейтингом 6.8 по версии imdb был снят Д. Блекнером (известный по фильму «Блюз Хилл стрит»).

Вот как звучит аннотация:

«Чарли Гордон - умственно-отсталый, и все, чего он хочет в жизни – быть гением. Когда его выбирают для экспериментальной операции, то ему кажется, что мечта наконец-то сбудется».

Заключение

Когда покупаешь в книжном магазине очередную книгу, то первым делом читаешь описание. Упоминание слабоумного героя может оттолкнуть читателя. Лучше посмотреть киноверсию.

Не стоит искать раритетные ленты 60-х. Обратите внимание на последние адаптации. Например, сериал «Цветы Альджернона», снятый в Японии в 2015 году.

Я читал книгу про Ивана Грозного, а потом кое-что из Л.Н.Толстого, и где-то на этом пути задумался о взаимосвязи нравственности и интеллекта. В частности, почему Иван Грозный был так неоправданно жесток? И почему окружающие это терпели? Почему вообще на руководящих должностях разного уровня оказываются глупые или жестокие люди? Чем в это время занимаются умные и добрые? А добрые (на примере персонажей Л.Н.Толстого) чаще всего живут своим тихим счастьем в глубинке, и в политические дела не встревают. А умные? (под "умом" я подразумеваю исключительно интеллект). И тут мне очень удачно попалась книга Дэниеля Киза "Цветы для Элджернона" - про слабоумного от рождения парня, которому в 32 года сделали операцию на мозг, в результате чего он из дурачка превратился в гения, а потом деградировал обратно.

Это не пересказ содержания, это мои заметки на полях книги, которые преследуют одну цель: определить связь интеллекта и нравственности.

Этот парень, Чарли Гордон, был глуп и всех любил. Его коллеги по пекарне ставили подножку и смеялись, он падал и смеялся вместе с ними. В его голове ничего не держалось, он быстро забывал страхи и обиды.

Но вот он чуть поумнел и сумел работать на каком-то миксере, получил повышение, и ребята его невзлюбили. Они сказали: "Ты думаешь, что стал умнее нас, и поэтому круче?!". Хотя он вроде бы ничего такого не думал и не говорил. Просто его интеллект ударил им по самооценке. Короче, его выгнали из пекарни, и у него не осталось друзей.

"Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома".

А были ли эти люди настоящими друзьями ему? Думаю, что нет. Но слабоумный Чарли любил их, и не был одинок.
А они его любили? Нет. Они самоутверждались за его счет и веселились, сделав таким образом свой маленький мирок уютным. И ограниченным.

Способность любить зависит от интеллекта? ОТ ИНТЕЛЛЕКТА ЗАВИСИТ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБВИ: от слепой привязанности до взаимного интереса и уважения.

Далее у Чарли начинают формироваться чувства к Алисе. Любовь была и раньше, но неосознанная, и проявлял он ее лишь в стремлении порадовать учительницу своими успехами в учебе. Теперь ему хочется проводить время с Алисой и заниматься любовью. Причем секс с Алисой он ценит выше, чем секс с Фэй. Он говорит, что это "больше, чем секс".

Адам и Ева вкусили плод с дерева ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, и были выгнаны из рая (как Чарли из пекарни?). Дэниел Киз не случайно обращает на это внимание. Означает ли это, рай противоположен интеллекту? а познание добра и зла - наоборот, связано с интеллектом?

Так или иначе, но "одновременно с движением разума вперед мельчали мои чувства к Алисе - от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности". Чарли выучил двадцать иностранных языков, изучал научные труды по физике и микробиологии, а Алиса по-прежнему оставалось учительницей в школе для умственно отсталых. Она не успевала за ходом его мыслей и не знала всех этих сложным терминов. Их разделила, как говорят, не пропасть, а разница уровней. Чарли приходит к одиночеству.

"Одиночество позволяет мне спокойно думать, читать и копаться в воспоминаниях...". Ему становится трудно общаться с людьми (а людям трудно общаться с ним), но это не пугает его. Он поглощен работой.

"Я на самом верху и сознаю это. Всем вокруг кажется, что я убиваю себя работой, но они не понимают, что сейчас я живу на самой вершине ясности и красоты, о существовании которой и не подозревал. Все мои составляющие настроены на работу. Днем я впитываю, а вечерами - в моменты, прежде чем провалиться в сон, - идеи фейерверком взрываются в голове. Нет в мире большего наслаждения."

Ученые-доктора из его лаборатории называют его "высокомерным, эгоистичным, антисоциальным сукиным сыном", но я склонен думать, что в них говорит зависть и задетая самооценка. Точно так же, как ребята в пекарне не смогли принять поумневшего Чарли, так же и профессора агрессируют, когда он их перерастает и находит ошибки в их научных работах.

Находясь на пике своего разума и отдалившись от всех в одиночество, Чарли говорит... о любви! и превозносит ее до небес. И это крайне важно.

"Предлагаю рабочую гипотезу: человек, обладающий разумом, но лишенный способности любить и быть любимым, обречен на интеллектуальную и моральную катастрофу, а может быть, и на тяжелое психологическое заболевание. Кроме того, я утверждаю, что замкнутый на себе мозг не способен дать окружающим ничего, только боль и насилие".

"Вселенная расширяется - каждая частичка удаляется от другой, швыряя нас в темное и полное одиночества пространство, отрывая нас: ребенка от матери, друга от друга, направляя каждого по собственной тропе к единственной цели - смерти в одиночестве. Любовь - противовес этому ужасу, любовь - акт единения и сохранения. Как люди во время шторма держатся за руки, чтобы их не оторвало друг от друга и смыло в море."

Вот что говорит Чарли на пике своего интеллекта, поглощенный работой и находясь в одиночестве, когда его чувства к Алисе превратились в "простую благодарность". Он называет любовь единственным спасением, но с ним самим любви не случилось. Почему?

Начинается деградация, и Чарли становится раздражительным. Мне это вполне понятно: его мозг еще помнит наслаждение от "самой вершине красоты и ясности", но уже не может испытать его вновь. Ломка, как от нехватки наркотика, никотина, секса...а вовсе не от того, что он стал злым. Мы все становимся злыми, когда у нас ломка.

И в этот период у Чарли снова есть Алиса. Они приходит его кормить и наводить порядок, терпит его истерики. Она его любит. Любила тогда, и любит сейчас. И ей не потребовалось подниматься на "самую вершину красоты и ясности", чтобы любить. Любовь не связана с интеллектом, она доступна и слабоумному. Но повторю: с интеллектом связаны проявления любви: "от преклонения - к любви, к признательности, и, наконец, к простой благодарности".

Он вернулся в пекарню, и парни снова приняли его. И даже принялись защищать от других плохих парней. Так они видели себя героями. Но мотив их поступка - не нравственность, а жалость и тщеславие.

Нравственной была Алиса.

Но Чарли не принял жалости ни от кого и свалил в дом для слабоумных.

"Очень легко иметь друзей, если разрешаешь смеяться над собой".

На этом заканчивается книга. И поразмыслив еще пару дней, вот что я понял: интеллект и нравственность не связаны напрямую и имеют разные корни в нашем мозгу (как я понял из документального фильма, вообще всё в нашей жизни имеет корни в мозгу: и наши способности, таланты, физическая сила, решимость, математические навыки, музыкальный слух и т.д. - всё от мозга).

С самого первого класса школы и следующие 15 лет в нас прокачивают интеллект: знать, запоминать, считать, учить... Нравственность ближе к чувствам и эмоциональности. К правому полушарию. Творчеству, художественное и музыкальное образование. Рискну предположить, что и спорт тоже.

Так вот, в 22 года у нас развит интеллект. И он имеет представления о "хорошо" и "плохо", полученные из морали, из СМИ, фильмов и книжек, из опыта поведения в обществе (напомню, что мораль и нравственность - разные понятия. Мораль - это характеристика общества, т.е. представления общества о "хорошо" и "плохо". Например, европейская мораль нормально относится к девушкам в коротких шортах, мораль Арабских Эмиратов - не допускает этого. Нравственность - это ваши личные представления о "хорошо" и "плохо", т.е. как лично вы относитесь к девушкам в коротких шортах, будь то в Европе или в Дубаи). Интеллект выучил эту мораль, как параграф в учебнике. И каждый раз сталкиваясь с "нравственным" выбором, человек решает тест: его интеллект ищет совпадения возможных вариантов поведения с нормами морали (отчасти в этом заключаются воспитание и вежливость).

Чем более развит интеллект, тем более хитроумный план он сможет составить, предусмотрев все возможные варианты, чтобы со всех сторон мораль не могла его упрекнуть. Изворотливый ум.

То есть интеллект ищет ходы в лабиринте.

Истинная нравственность действует чутьем, а не умозаключением. Эти люди просто знают, что хорошо, а что плохо (а чаще всего для них всё - хорошо), и не могут логически объяснить, почему.

Необразованные люди зачастую оказываются добрее (например, деревенские жители). В отсутствие интеллекта их мозг неосознанно ищет опору, "путеводную звезду", и развивают в себе это чутье - нравственность.

Высока степень развития этого "чутья" есть мудрость. Это способность смотреть на лабиринт сверху.

Подводя итог. Цивилизация и образования прокачивают в нас интеллект. Нравственность остается в зачаточном состоянии. Это как в спорте: большая и сильная мышца всегда стремится взять на себя нагрузку, а маленькая и слабая так и остается без дела. Мы теряем культуру.

Но осознав всю эту ситуацию, каждый из нас, в принципе, может создать себе условия для развития нравственности. Многие восточные практики медитации учат "отключать разум". Так можно открыть путь творчеству. Я убежден, что со временем человечество обратит внимание на правое полушарие, и для его развития будет уделяться так же много внимания, как и для левого. Наверняка, этому найдут много способов практического применения. Фантасты настойчиво пророчат людям способность к телепатии, и это, пожалуй, лишь самая малость.