Занятия с ребенком логопедия дома. Специалисты вам помогут. Упражнение на словообразование

Доброго всем дня и отличного настроения! С вами снова Сухих Татьяна и сегодня побеседуем о детках, имеющих проблемы с речью. Тема актуальная чрезвычайно, а поскольку почти уж лето, пора отпусков, то почему бы по дороге к морю и непосредственно на пляже не просто лежать пластом, а позаниматься с детками? Возьмите с собой специальные карточки, а чтобы не превратить отдых в нудную учебу, поиграйте в эмоции, например, совместив логопедические занятия для детей 4-5 лет и игру.

Затем воспользуйтесь нашим небоскребом. Логопедия, Логопедия, Плохая речь, Плохая речь, Речевые дефекты, Дефекты речи, Речевая речь, Логопедическая скорая помощь, Логопедические упражнения, Логопедические упражнения для загрузки, Логопедические упражнения онлайн, Речевая логопедия, Логопедические рифмы, Логопедические рифмы для скачивания, Логопедические рифмы онлайн, Логопедия консультирование.

Детский сад и Центр специального образования, вспомогательная организация. Мы благодарим родителей, которые активно участвовали в опросе за их комментарии и предложения. Это ценная обратная связь для нас о качестве нашего детского сада и воспитательной работе учителей. Благодарим вас за похвалу и награды, которые вы написали преподавателям, порадуете нас и ободрите вас.

Вот как вы думаете, почему у нас так много детей-логопатов? 20 лет назад таких малышей, у которых наблюдается патология звукопроизношения и фонематического восприятия, были единицы. Но с каждым годом почти у каждого второго дошкольника есть проблемы с речью разной степени сложности.

Я считаю, что эта проблема связана, в первую очередь, с всеобщей глобализацией. Родители настолько заняты собой и своей работой, что полностью утратили осознание своей роли в формировании личности ребенка. Что мы делаем для детей дома?

В общей сложности 134 родителя из всего детского сада представили анкету, которая составляет 47%. Процент ответов на отдельные вопросы. Идет ли ваш ребенок в школу? 99% - очень рад, мне нравится. Ваш ребенок говорит вам о событиях в детском саду? Ответ зависит от речи ребенка. Но вы обычно отвечаете регулярно или изредка.

Знаете ли вы о программе мероприятий для детей? 95% - да, адекватно. Вы смотрите сайт нашего детского сада? 41% нет, 59% да. Многие родители требуют более регулярных обновлений фотографий и более информации в Интернете. Ответ: Да, мы постараемся дополнить фотографии и информацию чаще.



Что же делать? Бороться сообща: мы, педагоги, логопеды и родители, каждый вносит свою лепту. И пусть нам платят заработную плату, а родителям за их родительский труд не платят, но именно вы, мамы и папы, несете ответственность за судьбу ребенка. Именно вам он предъявит претензии во взрослом возрасте, когда поймет, что ему в детстве не уделяли достаточного внимания…

Насколько вы удовлетворены доступом и обучением взрослых в детском саду? 53% - в основном да, 47% - очень довольны. Как бы вы описали отношения между вашим ребенком и вашими одноклассниками? 72% - дружелюбны и дружелюбны. Остальное - даже теплое, семейное.

Какие действия преобладают в классе вашего ребенка? 99% - разумно организован. Комментарии ориг. образование. работать в детском саду в течение дня? У большинства нет комментариев. У рекопианских родителей нет никаких комментариев, и большинство похвалы логопедического подхода, а также работы классных учителей с детьми, 5% не знают о логопедии в классных комнатах.



Если вы решили заниматься с ребенком, скажем, 5 лет дома, вам не обойтись без «Шпаргалок для мамы» – это набор обучающих карточек, как раз пригодится на море или во время отдыха на даче. Здесь вы найдете рекомендации логопедов, примеры дыхательной гимнастики, самомассажа, динамических и статических упражнений. Отличная вещь!

Плавание 70% пока не могут судить, другие довольны, 1 родитель недоволен. Вы также заинтересованы в включении экологических проектов. Английский 71% не имеют комментариев, а другие хотели бы получить несколько слов, рисунков и работ с английского. листы дома, чтобы они могли повторять со своими детьми дома и знать, чему они учатся.

Ответ: Учитель английского языка, г-жа Кружикова, имеет многолетний опыт. Предоставление домашней работы по лексике, листам или другим материалам для ее детей не сработало. Г-жа Крузикова преподает английским детям игривую форму и, прежде всего, правильное произношение и акцент, что не обязательно для всех родителей. Получение домашней работы и обучение преподаванию не выгодно для детей дошкольного возраста, и это может препятствовать обучению иностранному языку. Дети могут учиться в школе.

Затем стоит обратить внимание на книгу профессионального логопеда с тридцатилетним стажем Жуковой Н.С. «Уроки логопеда. Исправление нарушений речи» . Пособие написано настолько понятно и ясно, что подойдет не только профессионалам, но и родителям. Как утверждает аннотация, данная книга поможет решить речевые проблемы детей 5-6 лет кардинально, научно, обстоятельно и навсегда!

Чтобы родители знали, что узнали их дети, г-жа Кружикова делает для них демонстрационный класс. Школа в природе 86% родителей не могут судить. Это действие не все классы. Работа? 99% родителей не видят недостатков. Количество социальных мероприятий, организованных детскими садами в связи с возрастом ребенка? В основном родители счастливы, действие разумно. Как важно, многие из родителей видят выбор спектаклей.

Ответ: Мы стараемся тщательно выбирать все спектакли, но они не соответствуют описаниям и рекомендациям, которые у них есть. На выступлениях, которые не понравились детям, мы делаем заметку и больше не приглашаем этих художников. Предложения по другим событиям. Родители хотели бы чаще участвовать в совместных мероприятиях с детским садом, например, совместные поездки, садоводство в саду, весенний спать в садовой палатке, жарить на костре в саду, тематические мастерские для детей и родителей, керамику, карнавал, школьница с родителями и многое другое.



Логопедические занятия не могут быть полноценными без специальных стихов, чистоговорок. Рекомендую сборник «Стихи для развития речи» , который подойдет для детей 4-5 лет, да в принципе до 7 лет точно. Даже если у вашего чада речь идеальная, стихи пригодятся для общего развития. Детская поэзия тренирует память, развивает чувство ритма, слух. Прекрасный сборник.

Ответ: Мы постараемся более активно работать с вашими родителями и вовлечь вас в деятельность детского сада. Удержание ребенка в детской до независимости. 89% - ребенок хорошо управляется, остальные не могут судить. Оборудование и игрушки для детского сада? 90% родителей довольны оборудованием класса и сада, другие не могут судить.

Удовлетворение окружающей средой детского сада благодаря его импульсу. 94% родителей удовлетворены, а другие не знают, они не могут судить. Питание в детском саду? 89% удовлетворены диетой и общей диетой, остальные 11% недовольны или имеют предложения и предложения, как обогащать или улучшать питание. К предложениям относятся, например, более темные и цельнозерновые пирожные, вместо утолщения супов и соуса, а скорее овощи и бобовые, чтобы смешивать, больше свежих овощей, вместо молока, чтобы пить больше йогурта, более сладкие блюда.

О взаимосвязи развитости пальчиков и речи деток всем известно. Поэтому, тренируя моторику мелкую ручек, вы поможете малышу исправить «фефекты фикции». В этом вам поможет сборник «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .



Вот некоторые из этих упражнений

Все предложения были переданы руководителю школьной кухни в детском саду. Ответ: Рабочее время также адаптировано к числу педагогов в детском саду и длительности их прямого рабочего времени у детей, что дается указом. Увеличение рабочего времени приведет к увеличению рабочей силы. Для родителей, у которых есть трудности с воспитанием ребенка до 16 часов, мы будем предлагать возможность переехать в новую школу-интернат со следующего года. Это позволит собирать детей в более поздние часы или даже спящих детей в детских садах.

Интересные методы тренировки ловкости пальчиков с помощью неожиданных предметов помогут вашим деткам стать умней, сообразительней и уравновешенней. Книга подойдет для занятий с детьми 5-7 лет, хотя и совсем маленьким тоже будет полезно потренировать свои крохотные пальчики.



Откуда берутся нарушения речи

Но мы смотрим особенно на ваших детей, которые с нетерпением ждут вас и хотят провести по крайней мере часть дня с вами. Не подвергайте их семье. Если и как родители захотят участвовать в мероприятиях в детских садах, мероприятиях и т.д. Большинство родителей хотели бы принять участие, например, участвуя в поездках, помогая в подготовке мероприятий для детских садов и спортивных мероприятий вне детского сада.

Ответы на вопросы родителей о диете. Согласно рекомендации терапевтов питания и диетологов, которые предоставляют нам информацию через основателя, хлеб из непросеянной муки не рекомендуется вообще для детей в возрасте до 3 лет, потому что они почти неудобоваримы для этих детей. Кроме того, эксперты рекомендуют, чтобы они были «осторожны» с количеством цельнозерновой пекарни для детей дошкольного возраста. Наши соевые и грейферские круассаны, даламан, хлеб Чиа, подсолнечник, спел и т.д. регулярно входят в нашу столовую.

Так, а для тематических уголков в детских учреждениях есть отличный материал – «Логопед советует» . Это листовое издание разработано специально для оформления стендов. Тексты лаконичные, иллюстрации – красивые и яркие, это то, что нужно для ДОУ.

Как научить правильно говорить маленьких лопотунов?

Нет слов, как стараются наши логопеды, работая с вашими детками, обучая их правильному произношению звуков. Но и дома обязательно нужно закреплять полученные навыки, иначе процесс будет стоять на месте.

Вот набор продовольственных пакетов, в которых для определенных возрастных групп устанавливается предел количества пищи, который должен быть выполнен или, наоборот, не должен превышать. Для нормализации количества используется программа, а затем вычисляется потребление корзины. Мы должны понимать, что в основном это приготовлено для детей в возрасте до 6 лет, стоимость всего ланча составляет 17 крон, вес всей основной еды составляет около 200 г, вес спреда составляет, например, 11 г за порцию, цена утренней закуски выше, особенно для молочных напитков, йогурты и творог не включены во второй половине дня по оперативным причинам.

Не нужно думать, что логопедические упражнения – это просто скучный урок, натаскивание детей на правильность речи. На самом деле, у нас дети 3-5 лет занимаются с удовольствием, ведь это весело. Когда ребенок делает артикуляционную гимнастику – веселью нет предела, можно же «законно» показывать язык, кому и сколько угодно! А дыхательная гимнастика?

Наши столовые должны заполнить и заполнить потребительскую корзину и в то же время попытаться следовать другим правилам в отношении разнообразия блюд. Сладкие блюда не могут быть более двух раз в месяц, они должны быть 3-4 раза в месяц, в том числе бобовые, без мяса, вареники также только два раза в месяц и т.д. в то же время, если мы не заполняем потребительскую корзину, мы вынуждены корректировать диету.

Жареные продукты классифицируются как минимум раз в месяц. В то же время мы должны отметить, что они не приготовлены обычным способом путем жарки жиров, но готовятся в пароконвектомат, сравнимый с выпечкой, с минимальным количеством жира. Если вы спросите ребенка, выбирает ли он кетчуп, ничего или горчицу, ответ в подавляющем большинстве кетчупов. Мы служим ему так мало, что этот выбор сделает ребенка более приятным, чем удовольствие. Овощи подают почти каждую еду или ее часть. Количество регулируется стандартами, но и учителя могут влиять на количество, согласующееся с кухней, согласно нынешним «едокам» в классе.



Это же настоящие азартные забавы: нужно сдуть невидимую снежинку с носа, или накормить животных, либо забить мяч в ворота противника… Звучит загадочно? Сейчас поясню.



Наш сервис полностью бесплатный. Мы показываем рекламу, чтобы она оставалась. Вы можете себе представить, что логопед занимается только «настройкой речи» перед зеркалом. Современная логопедия анализирует речь как означающую передачу и получение информации, т.е. общение. Нарушения речи возникают в разных условиях, поэтому терапевт - для диагностики, а затем лечения - должен иметь полное знание медицины, психологии, педагогики.

Когда возникает потребность в логопедии?

Вам не следует ждать, пока ребенок вырастет из лишения речи. Вам следует обратиться к специалисту, если. Мы наблюдаем анатомические изменения в артикуляционном устройстве у ребенка: аномальная лингвистическая структура, окклюзионные пороки развития, зубные аномалии; подозрение на физическое ухудшение слуха; психологическое и эмоциональное развитие ребенка происходит медленнее, чем у его сверстников; Произношение ребенка не соответствует стандартам развития речи, подходящим для данного возраста. Вы можете поговорить с родителями вашего ребенка, даже если у них есть новорожденный ребенок, чтобы узнать, правильно ли ребенок дышит, глотает, сосает.

Например, кормить животных просто – мы, например, с воспитанниками нашли изображения животных, прорезали им отверстие на месте рта, сделали из бумаги еду и кормим! Смысл в том, чтобы вдуть «еду» в пасть животного – развиваем легкие, улучшаем речь. Забить гол – это значить задуть ватный шарик в «ворота» или в любую цель.

Дышим правильно!

То, что многие взрослые дышат неправильно, это факт. Как ни странно, не все знают, что дышать нужно животом. Вот и детки тоже имеют слабое дыхание, что приводит к дефектам дикции.

Речевая терапия для детей дошкольного возраста

Развитие этих функций повлияет на речь ребенка в будущем. Хотите узнать, правильно ли развивается речь вашего ребенка? Сравните навыки ребенка с возрастными нормами, принятыми специалистами. Ребенку, которому 3 года, следует сказать. Все гласные, как оральные, так и носовые; твердые и мягкие согласные черники; твердо-мягкие губчатые согласные; согласные среднего уровня; жесткие и мягкие согласные; прото-оральные антидоты; твердые отварные размягченные ринофарингеальные согласные; полугласный. Они начинают говорить, должен быть сделан телефон. . 6-летний голос уже должен быть освоен с точки зрения звука.

Вы, наверно, замечали, есть дети 4-5-летнего возраста, которые тихо-тихо разговаривают, слабо-слабо, вроде умирающего лебедя? Это от того, что у них слабый вдох и выдох. Еще бывает, что малыши заглатывают окончание слов, как бы задыхаются, разговаривая, прямо пыхтят. Это говорит о неумении равномерно распределить выдыхаемый воздух.

Речевая терапия: причины нарушений речи у ребенка

Тем не менее, он еще далек от совершенства. Дети с нарушениями речи и нарушениями артикуляции чаще всего относятся к речевой терапии. Чтобы найти эффективное лечение, специалист должен хорошо знать пациента. Наблюдает за органами и проверяет их мотивы. Неправильный дизайн может включать в себя язык, мягкое и жесткое небо, редко губы, зубы, челюсть. Если ребенок запутался, логопед будет проверять фонемический слух, выполнять физический тест на слух и так называемый Аудиторская самооценка. Во многих случаях ребенок убежден, что он говорит хорошо.

Также есть ребятки, которые говорят быстро, взахлеб, аж того гляди, задохнётся дитё. Тоже неправильное дыхание. А есть говоруны, которые громко и сильно начинают слово, в окончание произносят совершенно неслышно. Все эти симптомы неправильного дыхания.

Исправить все можно дыхательной гимнастикой. Ее можно проводить в комплексе с утренней зарядкой. Надеюсь, вы делаете зарядку утром вместе с детками.



Несколько правил для успешного выполнения дыхательных упражнений для вашего ребенка 5 лет и старше:

  • Помещение нужно обязательно проветрить, чтобы обеспечить доступ кислорода;

  • Упражнения делать натощак либо через час после еды;

  • Одежда должна быть удобной;

  • Во время выполнения упражнений не напрягать шею, руки, грудь.

Главное – научить дышать животом. Посадите ваше чадо на стул, одну руку пусть положит на живот, другую на грудь. Вдох – надуваем живот, выдох – сдуваем. Упражнение называется «Надуй шарик». Следим, чтобы лишь нижняя часть грудной клетки расширялась при вдохе. Это и есть правильное дыхание, которое должно войти в привычку.



Для улучшения работы дыхательных органов ребят 5-7 лет существует множество упражнений. Основная суть их в том, чтобы разработать грудную клетку и натренировать сильный направленный выдох.

Это помогут сделать разные игры: пускание мыльных пузырей, свистеть в свистульки, короче – дуть, дуть, дуть. Важно помнить, что когда ребенок дует, то щечки не должны надуваться, они должны быть «худенькими»!



Думаю, придется мне продолжить данную тему, поскольку она чрезвычайно важна для дошкольников 5-6-летнего возраста. Надеюсь, вы, друзья, тоже поделитесь своими мыслями о том, как можно улучшить речь ребяток.

Пора прощаться, но до скорого свидания!

Огромное спасибо тем, кто подписывается на новости и делится ссылками на мои статьи с друзьями.

С уважением, Татьяна Сухих

Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой. Самые распространенные проблемы - в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация. Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты речевых расстройств. Причины их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело. При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук "ф" ("мафына" - вместо "машина"). Очень распространено и неправильное произношение звука "р" (гортанное или полное его отсутствие). Как правило, начинают логопедические 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин - таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового "р") может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья - основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем "детском" языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда - во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.


Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы. Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок. И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных упражнений. Логопедические занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой "исковерканной" манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь - чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков ("с", "з"), а также шипящих ("ж", "ш", "ч" и "щ"). Кроме того, часты проблемы со звуками "р" и "л", но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля. Домашние логопедические занятия "р" смогут "поставить" не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение "Дудочка". Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Чашечка". Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Маляр". Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, "покрасить" небо изнутри.
  • "Барабанщик". Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно - убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • "Едим варенье". Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.


Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах. Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека - из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания. Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы. Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением - язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной. Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков. К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония . Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.
  • Заикание - вид расстройства, имеющий место в случае судорожного сведения мышц, относящихся к голосовому аппарату. Обнаруживается как нарушение темпа речи, ее ритма и размеренности.
  • Еще одно нарушение, проявляющее себя в ненормально медленном речевом темпе, именуется брадилалией .
  • Противоположное ему (когда человек говорит излишне быстро) - тахилалией .

  • Ринолалия - вид речевой патологии, связанный с нарушением анатомического характера органов, образующих речевой аппарат. Проявляется в искаженном звукопроизношении и голосовом тембре.
  • Дизартрия - вид нарушения, когда обеспечивающие связь коры мозга с речевым аппаратом нервные окончания функционируют недостаточно.
  • Афазией именуют полную или частичную потерю речи, возникающую как следствие поражения центральной нервной системы.
  • Если же речь ребёнка или взрослого недоразвита, что часто имеет место при поражениях коры головного мозга, речь идет об алалии .

Специалисты вам помогут

Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.

Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду - не только в специализированном.

Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует - никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.


Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах - индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.

Индивидуальное логопедическое занятие

В чем же заключаются такие занятия по развитию речи? Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. С логопедом они играют, веселятся и развлекаются.

На индивидуальное логопедическое занятие ребенок направляются обычно, когда нарушение заключается в неправильном произношении каких-либо отдельных звуков. С помощью специально подобранных игр и упражнений логопед корректирует дефект. Если малыш заикается, уже упомянутые упражнения для языка (а также другие) сочетаются с обучением навыку правильно распределять дыхание.

Напевая песенки, ребенок тренируется правильно дышать, и заикание самопроизвольно исчезает. Постепенно дети учатся контролировать собственное дыхание, и чем лучше усвоен данный навык, тем больше вероятность, что от заикания удастся избавиться раз и навсегда.

Фронтальные занятия

Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда - нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.

Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель - расширить словарный запас и улучшить Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.

Логопедическое занятие на тему "Осень"

Рассмотрим, как можно построить коррекционное занятие с детьми, используя определенную тематику, например времена года. Пусть у нас будет "осеннее" занятие. Его хорошо проводить в сентябре или октябре, украсив помещение желтыми листьями.

На занятии логопед, используя тематику осени и природных явлений, расширяет и активизирует лексику по теме, учит детей по картинкам составлять вначале отдельные предложения, а затем из них - связный рассказ. Попутно дети закрепляют навыки ответа полным предложением и согласования речи и движений.


Логопедическое занятие на тему "Осень" решает задачу коррекционно-развивающего плана - улучшение мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие памяти, мышления путем упражнений и игр. Дети разучивают стихи русских поэтов об осени, слушают музыку «Звуки осеннего леса», перечисляют признаки осенней погоды, отгадывают загадки на "осеннюю" тему.

Малыши собирают букеты из листьев, сжимая пальчики в кулачки дуют на листочки, изображая осенний ветер (дыхательная гимнастика).

Продолжаем дома

Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.

Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом - помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.

Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.

Будьте тактичны

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз - логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.