Алексей гинтовт личная жизнь. Художник Беляев-Гинтовт о том, почему Путин − главный русский либерал

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Московский музей современного искусства
При поддержке Triumph Gallery

Алексей Беляев-Гинтовт

Дата проведения: 8 ноября - 3 декабря, 2017
Адрес: MMOMA, Петровка 25 (3 этаж)

КУРАТОР: Надежда Миндлин

Московский музей современного искусства и галерея «Триумф» представляют выставку Алексея Беляева-Гинтовта «Х», которая объединит проекты, созданные художником за последние 10 лет.

Название выставки как обозначение декады собственного пути - отрезка внутреннего времени - отсылает к автономности художника по отношению к современности - настоящему художник предпочитает будущее, обращенное в прошлое. Внимание к традиции как проявление авангардности восходит к причастности Гинтовта к движению «новой серьезности» и еще раньше - к неоакадемизму Тимура Новикова. Наследуя от Новой Академии эстетику классических форм в сочетании с современным пониманием материала, Гинтовт облекает в нее высказывания на политические темы в ракурсе утопического проектирования, основанного на историческом контексте и литературной традиции. Образность Гинтовта сочетает футуристическое прогнозирование, отсылающее к проектам авангардистов и советской бумажной архитектуре, с пародированием государственной патриотической риторики и научной фантастикой в духе ретрофутуризма. Конструируя взгляд на государство будущего из прошлого, Гинтовт вскрывает настроения современности, о чем свидетельствует непрекращающаяся полемика вокруг политического уклона работ художника и его неоевразийских взглядов.

Помимо известных работ Гинтовта: «Русский лес» (2006), «Родина-дочь» (2007), «Парад Победы 2937» (2010), «55° 45’ 20.83’’ N, 37° 37’ 03.48’’ E» (2012), - выставка в ММОМА покажет ранее не выставлявшийся проект «Глубина» (2011) и массив концептуальной графики и предметов для нового масштабного видео «Календарь Пресвитера Иоанна», над которым автор работает с 2015 года по настоящее время. В основу фильма легла распространенная в Западной Европе в XII-XV веках легенда о Пресвитере Иоанне - вымышленном правителе могущественного христианского государства в Центральной Азии.

Свойственные Гинтовту выбор и применение материала в образных целях обуславливают многообразие представленных на выставке техник - традиционные для художника холсты с ручной печатью на сусальном золоте дополнят видеоинсталляции, лаковые панели, тханки и скульптуры.

О художнике:

Алексей Беляев-Гинтовт родился в Москве в 1965 году. В 1985-88 гг. учился в МАрхИ. Живет и работает в Москве. Избранные персональные выставки: «55°45’20.83’’ N, 37°37’03.48’’ E» (галерея «Триумф», 2012), «Родина-дочь» (галерея «Триумф», 2008; Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, 2002). В 2008 году за работы «Родина-Дочь» и «Братья и сестры» Беляев-Гинтовт получит премию Кандинского, главную российскую премию в области актуального искусства.

Работы хранятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Московского дома фотографии, Государственного Русского Музея, Академии изящных искусств Т. Новикова (Санкт-Петербург), Нового музея (Санкт-Петербург), Государственной Картинной Галереи (Нижний Тагил), Фонда культуры «Екатерина» (Москва), Московского музея современного искусства, ГЦСИ (Москва), фонда современного искусства им. С. Курехина, а также коллекциях Р.А. Кадырова (Грозный), Феликса Комарова.

Рубиновая кремлевская звезда, изначально сделанная по эскизу советского академика и лауреата пяти сталинских премий Федора Федоровского, входит в число главных образов в творчестве самого известного этатиста в современном русском искусстве

Еще лет десять назад лишь от одного упоминания имени Беляева-Гинтовта в либеральном лагере арт-сообщества поднимался возмущенный ропот. Кульминацией застарелого противостояния стало вручение художнику Премии Кандинского в 2008 году, которое прошло под скандирование «Позор жюри!» со стороны давнего противника. Скандала в зале оказалось мало. Дальше были и акции протеста, и деление на «своих» и «чужих», и пресса с уклоном в травлю. На волне скандала с премией критики не упустили удовольствия сравнить эстетику Гинтовта с «Триумфом воли» Лени Рифеншталь и монументальной пропагандой Арно Брекера - любимцев руководства Третьего Рейха. Некоторые особенно расстроенные критики дошли до того, что принялись оперировать ярлыками типа «националист» и совсем уж откровенными оскорблениями. Прием запрещенный, но тогда это было довольно распространенной практикой. В первые дни после премии на художника навалились такой толпой, что со стороны стало совсем уж непонятно, кто тут насаждает тоталитаризм, а кто представляет инакомыслие. Наконец, стороны выпустили пар , успокоились. Но не успели все уставшие и довольные вернуться к своим амбразурам, как тут уж масла в огонь подлил сам Гинтовт. Взял и повез новую выставку в Чечню. Да не простую выставку, а с золотыми портретами Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова. Теперь от этой новости со стульев попадали уже сразу все - и либералы с левыми и патриоты с националистами. По ощущениям, устоять на ногах в тот раз сумели лишь соратники Гинтовта по Евразийскому движению, где художник отвечает за художественный стиль. Евразийцы к тому моменту уже определились, что полностью поддерживают курс президента, - так что ноблес оближ.

К чему это я ворошу наше недавнее прошлое? Главным образом для понимания, почему разговор об искусстве Алексея Гинтовта до сих пор зачастую идет на повышенных тонах. (К слову, редакция AI в этом смысле тоже неоднородна.) Но все это означает как минимум, что социальный посыл автора, выраженный в его творчестве, мало кого оставляет равнодушным. Уж слишком мощный заряд и слишком четкое послание содержит каждый его проект. Ясное, категоричное, не без перегибов и для многих неудобное. Да и вообще, в умении изощренно взбесить арт-общественность от левого до правого фланга художнику точно не откажешь.

Художник Алексей Гинтовт (р. 1965, его больше знают по прежней двойной фамилии Беляев-Гинтовт) - москвич, архитектор по образованию. Закончил архитектурный техникум с красным дипломом, потом учился на факультете градостроительства Московского архитектурного института. В перестроечное время Гинтовт был с неформалами: панки, сквоты, нигилисты… В конце 1988-го (для ориентира: это год принятия в СССР закона о кооперации) художник сблизился с деятелями Свободной академии Бориса Юхананова, где ректором кафедры живописи был художник Тимур Новиков . В числе единомышленников - Сергей Курёхин, Олег Гаркуша, Виктор Цой, многие художники и музыканты из тех, кого мы знаем по кругу «Поп-механики» и фильму «АССА». С этими людьми, как рассказывал сам Гинтовт , он совпал по биографии, по судьбе, по мироощущению. Собственно, именно Тимур Новиков и сформулировал ключевую идею, которую вот уже почти 30 лет последовательно развивает Гинтовт. Суть ее кратко описывается на первый взгляд парадоксальным лозунгом: «Будущее - в прошлом». В том смысле, что на сегодняшний день наиболее авангардным является, как ни странно, обращение к традиции, к прежним ценностям, к классической понятной и величественной красоте. Отсюда вышла концепция «новой серьезности» с ее надеждой на торжество центростремительных процессов в государстве. И здесь же надо искать истоки обращения Гинтовта к своему магистральному направлению, которое как только ни называют: традиционализм, новый русский классицизм, имперский авангард, «новый ампир». То есть последующая же встреча художника с Дугиным и принятие им идей евразийства, скорее всего, лишь укрепили и способствовали более четкому акцентированию художественных идей и приемов, которые были найдены гораздо раньше.

Приемы Гинтовта давно тяготеют к технической лаконичности. В последние десять лет основной инвентарь художника - это холст, черная или красная типографская офсетная краска, золото или имитирующая его поталь, трафареты да голые руки, которыми он наносит краску. Ставку на минимум средств Гинтовт сделал намеренно: «Чем ограниченнее художник в выборе средств, тем значительнее результат. Избыточность вредит проекту. …Мне всегда была важно найти то решение, проще которого быть не может. Продолжая эту линию предельной экономии, можно говорить о том, что рисование отпечатками пальцев - это есть та последняя степень скупости средств». Так, в два цвета, были сделаны уже многие проекты художника, включая его самый знаменитый «Родина-дочь». Победившая на Кандинском-2008 картина «Братья и сестры» - четыреста семнадцать вырезанных в трафаретах лиц, каждое отпечатанное вручную на золоте - как раз принадлежала к этому циклу.

Но раньше у Гинтовта бывало даже еще более лаконично. Совсем без золота, без краски и без трафаретов. В 2001 году он вместе с коллегой Андреем Молодкиным (скорее всего, помните его доллар и распятие в оргстекле, заполненное нефтью) сделали цикл «Новоновосибирск». Это был проект - мечта о будущей новой столице сильного государства в верховьях Оби. Труд был приложен колоссальный: технически все исполинские четырехметровые работы проекта были нарисованы одними лишь шариковыми ручками. В том проекте впервые прозвучало словосочетание «атомное православие», сформулированное художниками еще за 6 лет до Путина и Холмогорова . Впрочем, в тот момент это был еще не устоявшийся термин, не доктрина, а лишь художественный образ и выразительное название картины с подводной лодкой с рулем в виде креста.

«Новоновосибирск» был трудоемким, программным, важным, но при этом не самым резонансным проектом Беляева-Гинтовта. Куда более известными до сих пор остаются «Родина-дочь», «Парад Победы 2937» и наделавшая много шума серия «эсхатологических плакатов».

Центральным произведением цикла «Родина-дочь» стала картина «Братья и сестры». Это как раз за нее Гинтовту дали Премию Кандинского в 2008-м в номинации «Проект года». На 5-метровый холст, покрытый сусальным золотом, художник отпечатками рук, покрытых типографской краской, перенес сюжет знаменитой военной фотографии. Бескрайняя людская толпа у репродуктора напряженно вслушивается в обращение Сталина 3 июля 1941 года - то, в котором впервые прозвучало обращение к народу «…Братья и Сестры! …К вам обращаюсь я…» . Осознание трагедии, момент духовного единения и внутренней мобилизаций.

«Парад Победы 2937», по замыслу Гинтовта, победители принимают на Красной площади, которая мало изменилась почти за тысячу лет. К счастью, люди к тому времени не исчезли. Более того, обзавелись новыми союзниками: вместе с людьми по площади стройными рядами маршируют инопланетяне. В небе над торжественными колоннами пролетают звездолеты. И на все это смотрит исполинская статуя Ответственности (как противовес статуе Свободы). Звездолеты, конечно, сами имеют форму кремлевских рубиновых звезд. Торжественно и мощно. Стоит ли говорить, что за проект «Парад Победы 2937» Гинтовту снова крепко досталось от арт-критики - дескать, слишком много эпатажных отсылок к эстетике советской пропаганды.

Что можно сказать о рынке произведений Алексея Гинтовта? Он почти полностью частный и галерейный. То есть довольно закрытый. Выставками занимается галерея «Триумф». На аукционы его работ попадало пока крайне мало, публичных продаж зарегистрировано пока только две. Самая свежая из них, кстати, была зафиксирована на нашем AI Аукционе в начале сентября. Та работа - череп, Адамова голова на золотом фоне - была очень красивая, но маленькая. Выставляемая же на текущих наших торгах «Звезда» в 8 раз больше. Это не просто живопись метрового размера, но и тема самая правильная - любимый художником символ. Так что реалистичные ожидания есть, но в целом не удивимся любому результату, ведь аукционная история пишется на наших глазах.

Впрочем скупые сведения об аукционных продажах - это, пожалуй, единственный информационный пробел. Других материалов о творчестве Алексея Гинтовта просто море. Одних статей и интервью - десятки, а может сотни. И это очень занимательное чтение. О художнике высказались едва ли не все известные и разбирающиеся люди - от Екатерины Деготь до Александра Боровского. Будущим коллекционерам точно будет интересно - обещаю. Но учтите, что большинство текстов о Гинтовте - эмоциональные, часто адресованные «своим» и «чужим», «друзьям» и «недругам». Одни говорят, что «Очень вызывающе. Я бы такие не взяла». Другие делают вывод: «Значит, хорошие сапоги, надо брать». Читайте всё подряд, но главное - не спешите делать выводы и сразу принимать чью-то сторону. Я бы посоветовал больше доверять даже не рассуждениям искусствоведов, а интервью с самим художником, его выступлениям на youtube и тем материалам, где есть прямая речь. И конечно, самое важное - смотреть побольше картин. А уж дальше положитесь на собственный анализ, интуицию, разумный скептицизм и насмотренный глаз. Для того и делается искусство - чтобы вызывать чувства, мысли, а порой и споры.

Родился в Москве в 1965 году. В 1985 окончил Московский архитектурно-строительный техникум. В 1985-88 учился в МАРХИ (факультет градостроительства). Живет и работает в Москве. Персональные выставки «Родина-дочь», галерея «Триумф» (2008), «Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis», Париж, Франция (2002), Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург (2001). Групповые выставки «Соц Арт: Современное политическое искусство России», Москва-Париж (2007), «Арт-Москва» (2007), 1-я Московская биеналле. (2004) и др.

Алексей Беляев-Гинтовт - один из самых ярких московских представителей «Новой cерьезности», возникшей из небытия в начале 1990-х на берегах Невы. Будучи безраздельно предан этому течению с его хрупким аристократизмом и вечной мольбой о продлении прекрасного, Беляев-Гинтовт тем не менее заставляет задуматься о том, что логическим продолжением «Нового классицизма» естественным образом станет «Новый ампир».
Его по-московски могучая образность парадоксальным образом сочетает традиции православной иконописи с веяниями русского авангарда и конструктивизма, а тоталитарную классичность советского большого стиля - с формальной «нерукотворностью» американского поп-арта.
Впрочем, именно в этой точке Беляев-Гинтовт с коварством истинного революционера-консерватора блистательно опровергает малейшее подозрение в его мнимом родстве с господствующей идеологией тотального арт-бизнеса, пропечатывая каждое изображение собственными ладонями и тем самым гарантируя им неопровержимую подлинность.
Экспозиция «Родина - Дочь» включает в себя около двух десятков монументальных объектов. Пронзенный неукротимым мужским желанием защитить ослабевшую истерзанную Мать, Беляев-Гинтовт удочеряет Родину, принимая на себя всю ответственность за ее будущее.

Майя Кононенко (Якут)

Алексей Беляев-Гинтовт. Родина-Дочь. 2007. Сусальное золото, черная типографская краска, холст, ручная печать. 300×450. Сourtesy галерея Триумф / Alexei Belyaev-Gintovt. Patria - Figlia. 2007. Gold leaf, black printer’s ink, canvas, prints. 300×450 cm.Coutesy of Triumph Gallery

» за 2008 г. в номинации «Проект года».

Биография

В 1985 окончил Московский архитектурно-строительный техникум (отделение жилых и общественных сооружений). В 1985-88 учился в МАРХИ (факультет градостроительства).

В 1988-1990 участник Свободной Академии, Москва -Санкт-Петербург . В 1990-1994 участник группы «Лаборатория мерзлоты» (далее «ЛМ», совместно с С. Кусковым, К. Преображенским).

В 1991 году занимает I место на «Первом международном фестивале видеоарта» (г. Ленинград). В 1992-1993 художник журнала интерпретационного искусства «Место печати».

С 1996 года - стипендиат Международной ассоциации изобразительных искусств - АИАП (ЮНЕСКО), Париж . В 1997 - участник движения «Новый Русский Классицизм», Санкт-Петербург .

C 2000 года - участник группы Ф. С. Б. (Фронт Спокойного Благоденствия), совместно с А. Молодкиным

В 2002-2003 - стилист партии «Евразия». С 2003 года - стилист Международного «Евразийского Движения» .

В 2008 награждён премией Кандинского в номинации «Лучший проект года» за выставку «Родина Дочь».

Взгляды

В каких собраниях работы

  • Коллекция Государственного Русского Музея .
  • Коллекция Академии изящных искусств Т. Новикова , Санкт-Петербург.
  • Новый музей , Санкт-Петербург.
  • Государственная Картинная Галерея, г. Нижний Тагил .

Персональные выставки

  • 1991 - «Оп» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея-оранжерея, Москва
  • 1991 - «Ой?» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей революции, Москва
  • 1991 - «Он» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Галерея «Школа» , Москва
  • 1991 - «Ор» (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей Калинина, Москва
  • 1992 - «Ох» («Вставка») (совместно с К. Преображенским). («ЛМ»). Музей палеонтологии, Москва
  • 1993 - «Пасха» («Вставка»). («ЛМ»). Галерея «10 х 10», Санкт-Петербург
  • 1994 - «U-87» (совместно с К. Преображенским). Галерея «Риджина». Москва
  • 1994 - «Вызывает дух». XL Галерея, Москва
  • 1994 - «Стерилизация вещества». Галерея «Obscuri viri», Москва
  • 1995 - «Челюсти-2». XL Галерея, Москва
  • 1995 - «Челюсти-3». XL Галерея, Москва
  • 1996 - «Нижинский. Платиновый век». Argentine, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas - 1» (совместно с А. Молодкиным). Galerie de la Cite, Internationale des Arts, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas −2» (совместно с А. Молодкиным). Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
  • 1996 - «Platina Aetas −111» (совместно с А. Молодкиным).
  • 1996 - Galerie «Nast a` Paris», Париж, Франция
  • 1996 - «Всадники. Платиновый век» (совместно с И. Дмитриевым). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
  • 1997 - «La Lance de Wotan» (совместно с А. Молодкиным). «AB» Galeries, Париж, Франция
  • 1997 - «850». XL Галерея, Москва
  • 1997 - «Ночь» (совместно с К. Преображенским). TV Галерея, Москва
  • 1997 - «Платиновый век. Костюмированный бал» (совместно с К. Преображенским). ЦСИ, Москва
  • 1998 - «Детям до шестнадцати» XL Галерея, Москва
  • 1998 - «Образ Врага» Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis, Париж, Франция
  • 1999 - «SOLO» Галерея Якут. Ротонда. Москва.
  • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» (А.Беляев-Гинтовт, А.Молодкин и Г.Косоруков) Государственный Русский Музей. СПб.
  • 2001 - «PAX RUSSICA» (совместно с А.Молодкиным). Музей Новой Академии Изящных искусств, Санкт-Петербург
  • 2001 - «Сновидение Samsung» (совместно с А. Молодкиным). Музей сновидений им. З. Фрейда, Санкт-Петербург
  • 2001 - «О спорт, ты мир» Группа « Ф. С. Б.» «Частная галерея», Санкт-Петербург
  • 2001 - «Новоновосибирск» Группа «Ф. С. Б.» Музей архитектуры, Москва
  • 2002 - «Полюс» Группа «Ф. С. Б.». Галерея «Orel Art» , «Salle d`expositions a`la Chapelle saint-Louis», Париж, Франция
  • 2003 - «Афины» (Совместно с М.Розановым) «Айдан Галерея», Москва
  • 2003 - «SKIN-XITS», Fine-art, Москва
  • 2004 - «Звезда», Якут галерея , Москва
  • 2004 - «Люди длинной воли», ДК «В Почёте», Москва
  • 2005 - «Боевые страницы», Крокин галерея , Москва
  • 2005 - «Privatio», Якут-галерея, Москва
  • 2006 - «Съезд», ВДНХ павильон «Культура», Москва
  • 2006 - «Почва», Якут-галерея, Москва
  • 2008 - «РОДИНА-ДОЧЬ», Галерея «Триумф» , Москва
  • 2010 - «Евразийский Парад Победы на Красной площади», Галерея «Триумф», Москва
  • 2012 - «55° 45′ 20.83″ N, 37° 37′ 03.48″ E», Галерея «Триумф», Москва

Групповые выставки

  • 1987 Выставка группы «Ирис». Пересветов пер., Москва Выставка в редакции журнала «Техника-молодежи», Москва
  • 1990 «SAINT-PARADIZE». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва
  • 1990 «Индивидуальные мифологии - новые образы». Дворец молодежи, Москва
  • 1990 «От лубка до инсталляции». Дворец искусства, Минск
  • 1990 «Линии мягкие и жесткие». Выставочный зал на Петровских линиях, Москва
  • 1991 «Монохром». «Каширка», Москва
  • 1991 «Агасфер». («ЛМ»). Дворец молодежи, Москва
  • 1991 «АРТ МИФ 2». («ЛМ»). Манеж, Москва
  • 1991 «Новеченто». («ЛМ»). L Галерея. Центральный дом художника, Москва
  • 1992 «Диаспора». («ЛМ»). Центральный дом художника, Москва
  • 1992 «Проекты». Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 1992 «В здоровом теле - здоровый дух». Фестиваль современного искусства. Центральный выставочный зал, Смоленск
  • 1992 «Искусство из первых рук, или Апология застенчивости». Галерея «Риджина», Москва
  • 1993 «Искусство как власть, власть как искусство». Центральный дом художника, Москва
  • 1993 Презентация журнала «Место печати» (совместно с К.Преображенским). ЦСИ, Москва
  • 1993 «Белые ночи». Якут Галерея, Москва
  • 1993 «Новые территории искусства». Государственный Художественный музей, Красноярск
  • 1993 «Two Museums». Sala Communale, Рим, Чампино, Вилетра, Италия
  • 1993 «Местное время». Петровский бульвар, Москва
  • 1994 «Chicago International Art Expo». XL Галерея. Chicago, USA
  • 1994 «Победа и поражение». Галерея «Obscuri viri», Москва
  • 1994 «Ночь искусства». Ночной клуб «Пилот», Москва
  • 1994 «Свободная зона». ТИРС. Краеведческий музей; Художественный музей, Одесса
  • 1994 «EUROPA-94». Munich Order Center (MOC), Мюнхен, Германия
  • 1994 «Пограничные зоны искусства». Фестиваль современного искусства. Художественный музей, Сочи
  • 1995 «Дух и почва II». «Каширка», Москва
  • 1995 «Kyiv Art Meeting». XL Галерея. Центр «Украинский Дом», Киев, Украина
  • 1995 «Interregnum». Verlag fыr Modern Kunst. ?юренберг, Германия
  • 1995 «Художник и модель». Галерея «Moscow Fine Art», Москва
  • 1995 «Мультипликация» (из коллекции современного искусства Музея-заповедника «Царицыно»). «Каширка», Москва
  • 1996 «Russische und Ukrainishe Kunstlerbucher». Мюнхен, Германия
  • 1996 «Секреты». Патриаршие пруды. Москва
  • 1996 Московский Форум Художественных Инициатив. Малый Манеж, Москва
  • 1996 Международная художественная ярмарка АРТ-МОСКВА. ЦДХ, Москва
  • 1996 Первый московский Фестиваль фотографии. Дом художника на Кузнецком мосту, Москва
  • 1996 «L`Exposition». Galerie de la Cite Internationale des Arts. Париж, Франция
  • 1996 «В гостях у сказки». ЦСИ, Москва (каталог)
  • 1996 «Художественные мастерские Москвы». Берлин, Германия
  • 1997 «1й Московский Международный Форум Художественных Инициатив»
  • 1997 «Тенденции и основы». Манеж, Москва
  • 1997 «Мир чувственных вещей в картинках - конец XX века», галерея М`АРС. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
  • 1997 «Art manege» 97 Манеж г. Москва.
  • 1998 «Про любовь» Будапешт, Хельсинки и т.д
  • 1998 «Фотобиенале 98» Манеж г. Москва.
  • 1998 «Копии Царя Соломона» Галерея «Точка» г. Москва.
  • 1998 «250 тысяч миль» Галерея Якут. Манеж г. Москва.
  • 1998 «3й Московский Международный Форум Художественных Инициатив» Айдан Галерея. г. Москва.
  • 1998 «Фестиваль Солнцеворот» Балтийский дом СПб.
  • 1999 «АРТ Москва» ЦДХ г. Москва.
  • 1999 «АРТ Манеж» «Евразийская Зона» Манеж г. Москва.
  • 2000 «Динамические пары» Галерея Гельмана. Манеж г. Москва.-ГРМ СПб
  • 2000 Глерея «Глаз» «5й Московский Международный Форум Художественных Инициатив» Манеж. Г.Москва.
  • 2000 «Коллекция Г.Осецимской» в.з. на Неглинной.
  • 2000 «Фотобиенале
  • 2000» ГЦВЗ Малый Манеж
  • 2000 «Kunstmarkt.Drecden» Germany
  • 2001 «Savanarolla 2» Галерея Гельмана, Москва.
  • 2000 Глерея «Глаз» Манеж. Москва.
  • 2001 «PARIFOTO» Париж.
  • 2001 «АРТ Манеж» Манеж, Москва.
  • 2002 «Парфенон» МУАР, Москва.
  • 2002 «Нарцисс» Якут галерея. Бутик «James», Москва
  • 2002 «Фотобиенале 2002» Москва.
  • 2002 «Портрет» Fine-art, Москва.
  • 2003 «Арт Ярмарка» Fine-art, Санкт-Петербург
  • 2003 «Арт Москва» (Айдан гал; Fine-art гал.) Б.Манеж, Москва
  • 2003 «Новое начало/современное искусство из Москвы», Дюссельдорф, Германия.
  • 2003 «Направление-запад/ Машина времени» гал. «Кино» Новый Манеж, Москва
  • 2003 «ART DIGITAL»
  • 2003 ЦСИ Марс, Москва.
  • 2003 «Пятая биеналле графики», Новосибирск
  • 2003 «Черно-белое кино», Галерея Кино, Малый Манеж, Москва.
  • 2004 «10 лет Новой Академии», Новая Академия, Санкт-Петербург
  • 2004 «Арт-Москва» (Якут-галерея), ЦДХ, Москва
  • 2004 «Арт-Манеж», Новая Академия, Санкт-Петербург
  • 2004 «Север-Юг», (галерея Кино), Новый Манеж, Москва
  • 2004 «Гендер», Музей Современного Искусства (Первая Московская Биеналле)
  • 2004 «Ч\Б», Галерея Гисич, Санкт-Петербург - Галерея Крокин, Москва
  • 2005 «Лёд 1», КЦ Школа драматического искусства А. Васильева
  • 2005 «Гроза», Галерея Крокин
  • 2005 «Киты сезона», Галерея Крокин
  • 2005 «Лёд 2», Галерея Кино
  • 2005 IX Биеналле графики, Калининград
  • 2005 «Луна и звезды», Якут Галерея, Москва
  • 2005 «Арт-Москва», Якут Галерея, Москва
  • 2006 «Арт-Москва», Якут Галерея, Москва
  • 2006 «Русский Павильон», Якут Галерея, Яхт клуб, Москва
  • 2006 «Новые поступления», Третьяковская Галерея, Москва
  • 2007 «Арт-Москва»
  • 2007 «Барокко», Московский музей современного искусства , Крокин Галерея, Москва
  • 2007 «Соц Арт: Современное политическое искусство России», Москва-Париж
  • 2008 «Пьета», Галерея Триумф, Москва
  • 2008 «Арт-Клязьма»
  • 2008 «Власть Воды» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
  • 2008 «Арт-Моска 2008» Центральный Дом Художника, Москва
  • 2008 "Номинанты «Премии Кандинского» Центральный Дом Художника, Москва
  • 2008 «Mockba!» Галерея Volker Diehl, Берлин
  • 2008 «Дэд Мороз» Галерея Триумф
  • 2009 «Биенале» ОАЭ
  • 2009 «Искусство про искусство» Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург
  • 2013 «Сны для тех, кто бодрствует» Московский музей современного искусства

Акции и перформансы

  • 1990 «Лукоморье» (перформанс). («ЛМ»). Москва
  • 1990 Проект кабельного телевидения. («ЛМ»). Москва
  • 1990 Проект «Мастерская аудиовизуальных экспериментов». («ЛМ»). Свободная Академия, Москва
  • 1991 «Мост» (перформанс. («ЛМ»). Крымский мост, Москва
  • 1991 Участие в Международном видео-симпозиуме. Санкт-Петербург
  • 1993 «Магазин». Магазин «Константин». Олимпийский комплекс, Москва
  • 1994 «Бассейн „Москва“» (совместно с ассоциацией «Искусство конца века»). Бассейн «Москва», Москва
  • 1994 «Художники против СПИДа». Клуб «Маяковский», Москва
  • 1995 «Мороженое - Искусство» (выставка-акция). Московский хладокомбинат «Айс-Фили», Москва
  • 1995 «Художники против секса». Ночной клуб «Манхэттен-Экспресс», Москва
  • 1995 «Убит - необит - I». Птюч -клуб, Москва
  • 1995 «Убит - необит - II». Птюч-клуб, Москва проект «Платиновый век. Мультимедиа в России» (совместно с К. Преображенским). Kunsthalle, Nurnberg; Академия изящных искусств, Берлин; Птючклуб, ОРТ, Москва
  • 2001 «Первомай» ДК. «Есклимонт» Парижская область. Франция. (Куратор Бугаев Африка)
  • 2003 Оформление первого съезда партии «Евразия». Свято-Данилов Монастырь, Москва.
  • 2003 «Душа золота» (Украшение). Сад Эрмитаж Театр «Сфера» , Москва.

Кураторские проекты

  • Создатель клуба «КРАЙ» (1 апреля - 1 октября г.)

Напишите отзыв о статье "Беляев-Гинтовт, Алексей Юрьевич"

Ссылки

  • Балаховская Фаина . // Артхроника . - 1 июля 2010 года.

Примечания

Отрывок, характеризующий Беляев-Гинтовт, Алексей Юрьевич

a b c d e f g h i k.. l..m..n..o..p..q..r..s..t.. u…v w.. x.. y.. z
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160
Написав по этой азбуке цифрами слова L"empereur Napoleon [император Наполеон], выходит, что сумма этих чисел равна 666 ти и что поэтому Наполеон есть тот зверь, о котором предсказано в Апокалипсисе. Кроме того, написав по этой же азбуке слова quarante deux [сорок два], то есть предел, который был положен зверю глаголати велика и хульна, сумма этих чисел, изображающих quarante deux, опять равна 666 ти, из чего выходит, что предел власти Наполеона наступил в 1812 м году, в котором французскому императору минуло 42 года. Предсказание это очень поразило Пьера, и он часто задавал себе вопрос о том, что именно положит предел власти зверя, то есть Наполеона, и, на основании тех же изображений слов цифрами и вычислениями, старался найти ответ на занимавший его вопрос. Пьер написал в ответе на этот вопрос: L"empereur Alexandre? La nation Russe? [Император Александр? Русский народ?] Он счел буквы, но сумма цифр выходила гораздо больше или меньше 666 ти. Один раз, занимаясь этими вычислениями, он написал свое имя – Comte Pierre Besouhoff; сумма цифр тоже далеко не вышла. Он, изменив орфографию, поставив z вместо s, прибавил de, прибавил article le и все не получал желаемого результата. Тогда ему пришло в голову, что ежели бы ответ на искомый вопрос и заключался в его имени, то в ответе непременно была бы названа его национальность. Он написал Le Russe Besuhoff и, сочтя цифры, получил 671. Только 5 было лишних; 5 означает «е», то самое «е», которое было откинуто в article перед словом L"empereur. Откинув точно так же, хотя и неправильно, «е», Пьер получил искомый ответ; L"Russe Besuhof, равное 666 ти. Открытие это взволновало его. Как, какой связью был он соединен с тем великим событием, которое было предсказано в Апокалипсисе, он не знал; но он ни на минуту не усумнился в этой связи. Его любовь к Ростовой, антихрист, нашествие Наполеона, комета, 666, l"empereur Napoleon и l"Russe Besuhof – все это вместе должно было созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых, он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию.
Пьер накануне того воскресенья, в которое читали молитву, обещал Ростовым привезти им от графа Растопчина, с которым он был хорошо знаком, и воззвание к России, и последние известия из армии. Поутру, заехав к графу Растопчину, Пьер у него застал только что приехавшего курьера из армии.
Курьер был один из знакомых Пьеру московских бальных танцоров.
– Ради бога, не можете ли вы меня облегчить? – сказал курьер, – у меня полна сумка писем к родителям.
В числе этих писем было письмо от Николая Ростова к отцу. Пьер взял это письмо. Кроме того, граф Растопчин дал Пьеру воззвание государя к Москве, только что отпечатанное, последние приказы по армии и свою последнюю афишу. Просмотрев приказы по армии, Пьер нашел в одном из них между известиями о раненых, убитых и награжденных имя Николая Ростова, награжденного Георгием 4 й степени за оказанную храбрость в Островненском деле, и в том же приказе назначение князя Андрея Болконского командиром егерского полка. Хотя ему и не хотелось напоминать Ростовым о Болконском, но Пьер не мог воздержаться от желания порадовать их известием о награждении сына и, оставив у себя воззвание, афишу и другие приказы, с тем чтобы самому привезти их к обеду, послал печатный приказ и письмо к Ростовым.
Разговор с графом Растопчиным, его тон озабоченности и поспешности, встреча с курьером, беззаботно рассказывавшим о том, как дурно идут дела в армии, слухи о найденных в Москве шпионах, о бумаге, ходящей по Москве, в которой сказано, что Наполеон до осени обещает быть в обеих русских столицах, разговор об ожидаемом назавтра приезде государя – все это с новой силой возбуждало в Пьере то чувство волнения и ожидания, которое не оставляло его со времени появления кометы и в особенности с начала войны.
Пьеру давно уже приходила мысль поступить в военную службу, и он бы исполнил ее, ежели бы не мешала ему, во первых, принадлежность его к тому масонскому обществу, с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны, и, во вторых, то, что ему, глядя на большое количество москвичей, надевших мундиры и проповедывающих патриотизм, было почему то совестно предпринять такой шаг. Главная же причина, по которой он не приводил в исполнение своего намерения поступить в военную службу, состояла в том неясном представлении, что он l"Russe Besuhof, имеющий значение звериного числа 666, что его участие в великом деле положения предела власти зверю, глаголящему велика и хульна, определено предвечно и что поэтому ему не должно предпринимать ничего и ждать того, что должно совершиться.

У Ростовых, как и всегда по воскресениям, обедал кое кто из близких знакомых.
Пьер приехал раньше, чтобы застать их одних.
Пьер за этот год так потолстел, что он был бы уродлив, ежели бы он не был так велик ростом, крупен членами и не был так силен, что, очевидно, легко носил свою толщину.
Он, пыхтя и что то бормоча про себя, вошел на лестницу. Кучер его уже не спрашивал, дожидаться ли. Он знал, что когда граф у Ростовых, то до двенадцатого часу. Лакеи Ростовых радостно бросились снимать с него плащ и принимать палку и шляпу. Пьер, по привычке клубной, и палку и шляпу оставлял в передней.
Первое лицо, которое он увидал у Ростовых, была Наташа. Еще прежде, чем он увидал ее, он, снимая плащ в передней, услыхал ее. Она пела солфеджи в зале. Он внал, что она не пела со времени своей болезни, и потому звук ее голоса удивил и обрадовал его. Он тихо отворил дверь и увидал Наташу в ее лиловом платье, в котором она была у обедни, прохаживающуюся по комнате и поющую. Она шла задом к нему, когда он отворил дверь, но когда она круто повернулась и увидала его толстое, удивленное лицо, она покраснела и быстро подошла к нему.
– Я хочу попробовать опять петь, – сказала она. – Все таки это занятие, – прибавила она, как будто извиняясь.
– И прекрасно.
– Как я рада, что вы приехали! Я нынче так счастлива! – сказала она с тем прежним оживлением, которого уже давно не видел в ней Пьер. – Вы знаете, Nicolas получил Георгиевский крест. Я так горда за него.
– Как же, я прислал приказ. Ну, я вам не хочу мешать, – прибавил он и хотел пройти в гостиную.
Наташа остановила его.
– Граф, что это, дурно, что я пою? – сказала она, покраснев, но, не спуская глаз, вопросительно глядя на Пьера.
– Нет… Отчего же? Напротив… Но отчего вы меня спрашиваете?
– Я сама не знаю, – быстро отвечала Наташа, – но я ничего бы не хотела сделать, что бы вам не нравилось. Я вам верю во всем. Вы не знаете, как вы для меля важны и как вы много для меня сделали!.. – Она говорила быстро и не замечая того, как Пьер покраснел при этих словах. – Я видела в том же приказе он, Болконский (быстро, шепотом проговорила она это слово), он в России и опять служит. Как вы думаете, – сказала она быстро, видимо, торопясь говорить, потому что она боялась за свои силы, – простит он меня когда нибудь? Не будет он иметь против меня злого чувства? Как вы думаете? Как вы думаете?
– Я думаю… – сказал Пьер. – Ему нечего прощать… Ежели бы я был на его месте… – По связи воспоминаний, Пьер мгновенно перенесся воображением к тому времени, когда он, утешая ее, сказал ей, что ежели бы он был не он, а лучший человек в мире и свободен, то он на коленях просил бы ее руки, и то же чувство жалости, нежности, любви охватило его, и те же слова были у него на устах. Но она не дала ему времени сказать их.
– Да вы – вы, – сказала она, с восторгом произнося это слово вы, – другое дело. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть. Ежели бы вас не было тогда, да и теперь, я не знаю, что бы было со мною, потому что… – Слезы вдруг полились ей в глаза; она повернулась, подняла ноты к глазам, запела и пошла опять ходить по зале.
В это же время из гостиной выбежал Петя.
Петя был теперь красивый, румяный пятнадцатилетний мальчик с толстыми, красными губами, похожий на Наташу. Он готовился в университет, но в последнее время, с товарищем своим Оболенским, тайно решил, что пойдет в гусары.
Петя выскочил к своему тезке, чтобы переговорить о деле.
Он просил его узнать, примут ли его в гусары.
Пьер шел по гостиной, не слушая Петю.
Петя дернул его за руку, чтоб обратить на себя его вниманье.
– Ну что мое дело, Петр Кирилыч. Ради бога! Одна надежда на вас, – говорил Петя.
– Ах да, твое дело. В гусары то? Скажу, скажу. Нынче скажу все.
– Ну что, mon cher, ну что, достали манифест? – спросил старый граф. – А графинюшка была у обедни у Разумовских, молитву новую слышала. Очень хорошая, говорит.
– Достал, – отвечал Пьер. – Завтра государь будет… Необычайное дворянское собрание и, говорят, по десяти с тысячи набор. Да, поздравляю вас.
– Да, да, слава богу. Ну, а из армии что?
– Наши опять отступили. Под Смоленском уже, говорят, – отвечал Пьер.
– Боже мой, боже мой! – сказал граф. – Где же манифест?
– Воззвание! Ах, да! – Пьер стал в карманах искать бумаг и не мог найти их. Продолжая охлопывать карманы, он поцеловал руку у вошедшей графини и беспокойно оглядывался, очевидно, ожидая Наташу, которая не пела больше, но и не приходила в гостиную.
– Ей богу, не знаю, куда я его дел, – сказал он.
– Ну уж, вечно растеряет все, – сказала графиня. Наташа вошла с размягченным, взволнованным лицом и села, молча глядя на Пьера. Как только она вошла в комнату, лицо Пьера, до этого пасмурное, просияло, и он, продолжая отыскивать бумаги, несколько раз взглядывал на нее.
– Ей богу, я съезжу, я дома забыл. Непременно…
– Ну, к обеду опоздаете.
– Ах, и кучер уехал.
Но Соня, пошедшая в переднюю искать бумаги, нашла их в шляпе Пьера, куда он их старательно заложил за подкладку. Пьер было хотел читать.
– Нет, после обеда, – сказал старый граф, видимо, в этом чтении предвидевший большое удовольствие.
За обедом, за которым пили шампанское за здоровье нового Георгиевского кавалера, Шиншин рассказывал городские новости о болезни старой грузинской княгини, о том, что Метивье исчез из Москвы, и о том, что к Растопчину привели какого то немца и объявили ему, что это шампиньон (так рассказывал сам граф Растопчин), и как граф Растопчин велел шампиньона отпустить, сказав народу, что это не шампиньон, а просто старый гриб немец.
– Хватают, хватают, – сказал граф, – я графине и то говорю, чтобы поменьше говорила по французски. Теперь не время.
– А слышали? – сказал Шиншин. – Князь Голицын русского учителя взял, по русски учится – il commence a devenir dangereux de parler francais dans les rues. [становится опасным говорить по французски на улицах.]
– Ну что ж, граф Петр Кирилыч, как ополченье то собирать будут, и вам придется на коня? – сказал старый граф, обращаясь к Пьеру.
Пьер был молчалив и задумчив во все время этого обеда. Он, как бы не понимая, посмотрел на графа при этом обращении.
– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»

В Московском музее современного искусства открылась выставка Алексея Беляева-Гинтовта. Художник, чье имя ассоциируется с красно-золотой коммунистической символикой, рассказал, как она была придумана, почему Путин – главный русский либерал и почему в этом нет никакой иронии.

Алексей Беляев-Гинтовт

– Выставка называется "X". Здесь показаны ваши работы за последние десять лет. За это время красные звезды на золотом фоне стали очень узнаваемым авторским знаком, китчевым, если позволите.

– Нет, не позволю!

– Хорошо. Тем не менее, расскажите, что послужило отправной точкой для вашей для этих работ?

– Я отчаянно много экспериментировал с художественными техниками и материалами, изучая в МАрхИ академический рисунок во второй половине 80-х, параллельно исследовал основные направлениями русского авангарда, осваивал каждое из них за две-три недели. В результате получалась работы, сделанные согласно интуитивно понятой философской сути данного направления. Теоретичекие обоснования в то время были малодоступны. Так я искал собственный метод художественного сообщения который позволит повествовать всесильно, и то же время избежать повторения существующих эстетических систем. Одержимый новым, добивался технического совершенства и целостности мироописания. Так, в числе прочего, появилась техника ручной печати. Перебрав сотни советских плакатов, – я делал из них трафареты, а потом с их помощью нанося ладонями типографскую краску на любую гладкую поверхность, открывал то, что пряталось за условностью изображения. Некую таинственную структуру, неожиданного и для автора вида. Так я нашел пластический язык, который позволил мне добиться последней степени простоты, чреватой бездонной сложностью. Например, в числе прочих озарений, никогда не видя работ Павла Филонова, мы с группой единомышленников в 1986 году нащупали его аналитический метод, – результатом открытия стали сотни живописных и графических работ полноценного Филоновского вида.

– Однако, что касается вашего нынешнего творчества, то в нем довольно четко прослеживаются милитаристские идеи.

– Я вкладывал в эти работы мобилизующую составляющую. Четвертый год на наших территориях идет война. Так вышло, что я оказался за три дня до начала боевых действий в Донбассе вместе с Александром Бородаем, председателем Совета Министров ДНР. Я присутствовал при объявлении чрезвычайного положения Народным советом республики, застал штурм аэропорта, и разгром, и хаос. Вместе С Андреем Фефеловым, который возглавляет телеканал День, и с писателем Сергеем Шаргуновым мы несколько дней выбирались оттуда по территории неясного статуса. С тех пор я возвращался туда еще шесть раз – то с гуманитарной помощью, то в качестве военного корреспондента. Наши видеоплакаты выложены в сеть, и некоторые из них набрали сотни тысяч просмотров.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– К чему они призывали?

– К победе. Это призыв к духовной мобилизации, к пробуждению в духе. Подавляющее большинство обитателей планеты Земля спит, и наши люди, увы, – не исключение. Это призыв к осознанию себя в настоящем настоящем.

– Тем не менее вы используете для этого язык прошлого, обращаясь к символам советской эпохи – красным звездам и маршам.

– Если пластическое обращение к языку Традиции считывается, то, конечно, да. Я вкладывал его туда.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Вы воспитывались в советской эстетике со знаком плюс. Но сейчас, кажется, ее кроме как через иронию вообще воспринимать нельзя. У вас лично отношение к ней поменялось?

– Я был эстетическим врагом советской власти на ее финальном этапе, а она была по-настоящему невыносима. Бессмысленно тяжкая, тягучая, безвыходная, галлюцинаторная реальность, точнее всего показанная в кинофильме “Груз 200” – это та повседневность, в которой приходилось жить, а значит сопротивляться, работать. В октябре 93-го года, во время штурма Останкино, случилась моя инициация войной, открылось инобытие. Нравственный климат 90-ых годов оказался наилучшим доказательством безразмерности последовавших деградационных процессов. Теперь гигантская сухопутная цивилизация – Советский Союз по мере удаления во времени вдруг предстала передо мной в совершенно ином виде, на передний план вышли тогда утраченные свойства народов – стойкость, готовность к самопожертвованию, парадоксальный коллективизм – память о соборности, особенно восходящий период 20-60-х годов, включая русский авангард – уникальное явление культуры, не имеющее аналогов в мире, откуда я черпаю силы и предельность пластических решений.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Как вам кажется, зрители воспринимают это также непосредственно или через иронию ?

– Даже если бы я очень хотел влиять на зрителя, результат все равно был бы непредсказуем. Но мне привычнее видеть восторженную реакцию. Если соотечественники осознают себя с помощью моих работ, если эти образы резонируют с истиной, то радость узнавания возвращаются ко мне.

– Регулярность и активность, с которой люди выходят на митинги и акции протеста, говорят о том, что люди очень подвержены влиянию лозунгов и довольно агрессивно настроены. Вы не думаете, что ваши работы могут быть восприняты, как призыв к действию?

– Я обращаюсь к парадигме Традиции, которая представляет собой бесконечно отдаленный во времени Золотой век человечества, где иерархии смыслов индоевропейского общества не подвергаются сомнению; философы, воины, и труженики пребывают в мудром социальном космосе, а торговцы не участвуют в нем. Традиционализм сущностно противоположен парадигме современного мира, которая есть – вырождение. Река времени течет вниз. Технический прогресс возможен, но убывает дух. Удивительно, но и в советском периоде тысячелетней истории страны все еще видны следы Традиции, в отличии от Запада, деградирующего гораздо быстрее, чем мы, его наследники. Невероятно, СССР в пору континентального могущества оказался той ледяной глыбой, в которой были заморожены блестки Золотого века. Это то, что вынимаю оттуда и пытаюсь представить пластическими средствами. Получается или нет – судить зрителю.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Вы не боитесь, что это назовут "духовными скрепами"?

– Это публицистика. С этим не ко мне. Но попытка противостоять декадансу запада есть, на мой взгляд, запрос евразийских народных масс, транслируемый национальному лидеру. Он вынужден делать то, что он делает в консервативном аспекте. Полагаю, лидер озвучивает лишь малую часть обращенных к нему интуиций, надеюсь осуществляет больше, чем кажется. Значительная часть общества хотела бы куда более радикальных шагов в этом направлении, вплоть до левой версии Консервативной революции.

– То есть по-вашему смена власти интересна только интеллигенции?

– Крошечной части того, что принято называть интеллигенцией в нашей стране, но, миллионнократно усиленной средствами массовой информации главного геополитического конкурента. Про эту ее безобразную часть Лев Гумилев сказал, точнее не скажешь. Иногда кажется – Владимир Путин, вслед за Александром I, мог бы назвать себя главным русским западником и либералом.

Фото: портал Москва 24/Владимир Яроцкий

– Как раз в одном из каталогов к вашим выставкам говорилось, что в ваших произведениях заложена имперская мифология. То есть это как раз мифология масс?

– Хотелось бы конечно избежать космических масштабов обобщений. Но, убежден - народы Империи живут и дышат ею. У нас никогда никакого ощущения, кроме имперского, не было, за исключением коротких катастрофических периодов начала и конца 20-ого века. А дальше включаются неотменимые закономерности, народная самость. Геополитическая термин – месторазвитие, введенный в научный оборот основателем Евразийского учения Петром Савицким – процесс пространственно-временного взаимодействия между социумом и вмещающим его ландшафтом. На территории бывшей Российской Империи сейчас могло бы проживать и два, и три миллиарда человек, нас удивительно мало, в десятки раз меньше, чем должно было бы быть.

– В той же статье говорилось, что в ваших произведениях есть "притягательное ощущение риска, опасного эстетического и экзистенциального эксперимента"? Вы коммерчески успешный художник, большой художник со своим узнаваемым стилем, и, кажется, никаких провокаций не делаете. Так в чем опасность?

– Речь шла в первую очередь об экзистенциальном риске: свои большие работы я в буквальном смысле делаю отпечатками кожи, вступая в неисследованные отношения с этими образами, оставляя на них отпечатки своих линий жизни. Нет, сознательных провокаций я не готовил никогда,но, понимая, что реакция может быть любой, неугомонный не дремлет враг рода человеческого, – готов ко всему. В нашей стране область "актуального искусства", с которой я по временам вынужден взаимодействовать, является минным полем на котором идет бой за образ будущего.