Голубь мира пикассо история создания. Голубиная песня пабло пикассо

  • 1.2 Визитная карточка художника
  • 2 Политический символ
  • 3 Имя
  • 4 Ссылки
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • В творчестве Пикассо

    Илья Эренбург рассказывает об отношении коммуниста Пикассо к этому мотиву:

    «Помню обед в его мастерской в день открытия Парижского конгресса сторонников мира. тот день у Пабло родилась дочь, которую он назвал Паломой (по испански „палома“ - голубка). За столом нас было трое: Пикассо, Поль Элюар и я. Сначала мы говорили о голубях. Пабло рассказывал, как его отец, художник, часто рисовавший голубей, давал мальчику дорисовывать лапки - лапки успели надоесть отцу. Потом заговорили вообще о голубях; Пикассо их любит, всегда держит в доме; смеясь, он говорил, что голуби жадные и драчливые птицы, непонятно, почему их сделали символом мира. А потом Пикассо перешел к своим голубкам, показал сотню рисунков для плаката - он знал, что его птице предстоит облететь мир».

    Голуби на рисунке отца Пикассо, художника Хосе Руиса Бласко

    В 1950 году на конгрессе в Шеффилде художник повторил, что голубей учил рисовать его отец, а также сказал: «Я выступаю за жизнь против смерти; я выступаю за мир против войны».

    Эволюция изображения

    Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность. Это было реалистическое изображение голубя, сидящего на земле (а не летящего), без оливковой ветви в клюве, с мохнатыми лапками - подарок Анри Матисса. Экземпляры этой многотиражной литографии (547х697 мм) хранятся во многих музеях мира, включая Тейт, МоМА. Канвейлер опубликовал её еще в 1949 г., до выбора Арагона.

    Франсуаза Жило рассказывает подробно: «В вольере Матисса среди множества экзотических птиц было четыре больших миланских голубя. отличие от большинства голубей лапки у них были до самых кончиков покрыты перьями; казалось, на них надеты белые гетры. Однажды Матисс сказал Пабло: „Надо отдать их тебе, они напоминают тех, которых ты уже писал“. Мы увезли голубей в Валлорис. Одного из них ждал замечательный художественный и политический успех. начале сорок девятого года Пабло сделал его литографию, добившись при этом блестящего технического результата. литографии получить совершенно черный цвет не столь уж трудно, но поскольку в литографической краске содержится воск, то когда ее разбавляют водой для получения светло-серого цвета, она распределяется по камню неравномерно. И получается то, что по-французски именуется la peau de crapaud, крапчатая, будто жабья кожа, поверхность. Однако в этой литографии Пабло удалось сделать смесь, производящую впечатление очень прозрачного серого цвета с оттенками, которые явились изумительным tour de force. Примерно месяц спустя поэт и романист Луи Арагон, интеллектуальная „рабочая лошадка“ французской компартии, пришел в мастерскую на улице Великих Августинцев за обещанным рисунком для плаката, рекламирующего организованный коммунистами Всемирный конгресс сторонников мира, который вскоре открывался в зале Плейель. Просматривая папку с последними литографиями, Арагон увидел эту, голубь так походил на голубку, что ему пришла мысль сделать этот рисунок символом конгресса. Пабло согласился, и к концу дня плакат с „голубкой“ уже начал появляться на парижских стенах. бесчисленных оттисках вначале с оригинального камня, потом с копий, этот плакат обошел земной шар в защиту мира».

    «…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“».

    «Арагон забрал рисунок в полдень, а уже в пять часов вечера по всему Парижу были развешаны афиши с изображением голубки. (…) Возможно, Пикассо и сам не предполагал, какой силой обладает его „Голубка“, пока не увидел ее увеличенное изображение в зале Плейель, где проходил Конгресс. Она парила над залом в свете прожекторов, над толпой восторженных, объединенных одной надеждой людей».

    Биограф художника пишет: «Использование „Голубки“ в политических целях не отняло у нее ее совершенства. Осенью того же года Академия изящных искусств Филадельфии присуждает „Голубке“ Пикассо, выставленной тогда в Нью-Йорке, памятную медаль, этот приз был учрежден еще в 1928 году Клубом акварелистов». Другой биограф уточняет, также подчеркивая намеренную непредвзятость награды: «Позднее в том же году Филадельфийский музей искусства, отложив политику в сторону, удостоил эту литографию Пикассо мемориальной медали Пеннела».

    Варианты

    Этот рисунок позже был развит художником в простой, графичный линейный рисунок.

    «Улитка на склоне»
    (фрагмент)

    Когда я впервые увидел «Голубку», я, как и многие,
    вероятно, подумал, что рисунок неверен или, во всяком случае,
    неестественен. Но потом по роду службы мне пришлось
    приглядеться к голубям, я вдруг осознал, что Пикассо, этот
    чудодей, схватил то мгновение, когда голубь складывает крылья
    перед приземлением. Его лапки уже касаются земли, но сам он еще
    в воздухе, в полете. Мгновение превращения движения в
    неподвижность, полета в покой.

    Аркадий и Борис Стругацкие

    Визитная карточка художника

    Занавесы (фрагмент)

    На Большом Занавесе пусть будет написан
    Воинственный голубь мира
    Моего брата Пикассо...

    Бертольт Брехт

    Эренбург далее пишет: «Пикассо потом сделал еще несколько голубок: для Варшавского конгресса, для Венского. Сотни миллионов людей узнали и полюбили Пикассо только по голубкам. Снобы над этим издеваются. Недоброжелатели обвиняют Пикассо в том, что он искал легкого успеха. Однако его голубки тесно связаны со всем его творчеством - с минотаврами и козами, со старцами и девушками. Конечно, голубка - крупица в богатстве, созданном художником; но ведь сколько миллионов людей знают и почитают Рафаэля по репродукциям одной его картины „Сикстинская Мадонна“, сколько миллионов людей знают и почитают Шопена только потому, что он написал музыку, которую они слышат на похоронах! Так что снобы напрасно смеются. Конечно, по одной голубке узнать Пикассо нельзя, но нужно быть Пикассо, чтобы сделать такую голубку».

    То, насколько голубка «прилипла» к художнику, обыгрывает известный советский анекдот:

    Художественная выставка в Париже. Пикассо забыл свой пригласительный билет. Его не пускают:
    - Докажите, что вы Пикассо.
    Он одним взмахом карандаша изобразил голубя мира, и его пропустили. Фурцева тоже забыла приглашение, и ее не пускают.
    - Я министр культуры СССР!
    - Чем вы это можете доказать? Вот Пикассо тоже забыл билет, и ему пришлось рисовать.
    - А кто такой Пикассо?
    - Все в порядке, госпожа министр культуры, можете проходить!

    Голубки Пикассо

    Голубки
    Пабло Пикассо
    всю площадь,
    падло, обосрали!

    Семён Беньяминов

    Современный автор, анализируя популярность Пикассо в глубинном, даже низовом сознании народа, пишет, что эту популярность «тем более не объясняла его пресловутая „голубка мира“, внедряемая официозом, что народ этот официоз презирал, пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь…“)». С иронией о нем вспоминает Георгий Данелия.

    Гроссман, Марк Соломонович в своей детской книге «Птица-радость: рассказы о голубиной охоте» (1955), глава «Голубь, облетевший весь мир», агитационно рассказывает об этой истории.

    Политический символ

    Советская песня

    Летите, голуби, летите,
    Для вас нигде преграды нет!
    Несите, голуби, несите
    Народам мира наш привет!
    Пусть над землею ветер стонет,
    Пусть в черных тучах небосвод -
    В пути вас коршун не догонит,
    С пути вас буря не собъет.
    Во имя счастья и свободы
    Летите, голуби, вперед!
    Глядят с надеждою народы
    На ваш стремительный полет.
    Летите, голуби, летите,
    В лучах зари и в грозной мгле.
    Зовите, голуби, зовите
    К труду и миру на Земле!

    Исаак Дунаевский / Михаил Матусовский

    После того, как голубка Пикассо была выбрана в качестве эмблемы Конгрессом, она стала символом мирного движения и идеалов коммунистической партии. Ее использовали в западных коммунистических демонстрациях этих лет. 1952 году на мирном конгрессе в Берлине голубка Пикассо была написана на баннере над сценой.

    Рисунок стал своеобразной вершиной «голубиного» ряда мирной символики, «сыграв важную роль в пацифистской пропаганде 50-60 годов XX века. международной политике слово „голубь“ стало общепринятым названием-синонимом сторонников согласия и компромисса, мирных решений возникающих проблем; в отличие от „ястребов“ - сторонников радикализма, крутых мер и „железной руки“».

    «Тысячи афиш с голубками распространились по всему миру. Энтузиазм коммунистов не знал границ». Пабло Неруда заявил:

    Биограф художника пишет: «…она появилась на стенах зданий во многих городах по всей Европе, провозглашенная некоторыми как освященный веками символ мира и ставшая объектом насмешек и глумлений со стороны других как совершенно неуместная и абсурдная форма коммунистической пропаганды.(…) последующие годы выполненные рукой Пикассо голуби мира буквально облетели весь мир. Варианты нескольких из его рисунков были воспроизведены на почтовых марках в Китае и в других коммунистических странах».

    Эренбург приводит примеры отношения к этому рисунку, во 2-й пол. ХХ веке ставшему пресловутым:

    • «…Преступная слабость правительства. Вчера из Москвы прилетела группа, которой поручено организовать в Париже беспорядки под вывеской „конгресса за мир“. (…) Вместе с Эренбургом „защищать мир“ будут (…) старый клоун Пикассо, изготовивший марксистскую голубку, которая загадила все стены нашего прекрасного, но, увы, беззащитного Парижа».
    • «Я поехал в Берлин. Там „холодная война“ была бытом. (…) Юноши и девушки в синих рубашках или блузках маршировали, пели песни, слушали речи ораторов. (…) Одна сторона Потсдамерплатца принадлежала демократической республике, на другой стояли американские солдаты. Парни в синих рубашках запускали пачки листовок, на них была воспроизведена пикассовская голубка. ответ летели апельсины…».

    Из других примеров:

    • Антикоммунистическая группа «Paix et Liberté» создала постеры под названием «La colombe qui fait BOUM » («Голубка, которая делает БУМ») с изображением превращения голубя в советский танк.
    • Американский военный вспоминает о войне в Корее в 1952: «На одной из высот коммунисты воздвигли арку из ветвей и призывали солдат войск Объединенных Наций подойти к ним и „как братья, вместе пройти под аркой“. На другом участке фронта можно было видеть поющих и пляшущих корейских девушек и солдат, размахивающих большими бумажными „голубями мира“ Пикассо, а установленные на склоне горы репродукторы приглашали наших солдат „подойти и поговорить“. Так необычно закончилась самая странная война, в какой американскому флоту когда-либо приходилось участвовать».
    • Летние Олимпийские игры 1952 в Финляндии. Нью-Йорк-Таймс пишет (фрагмент «Московской саги» Аксенова): «Русские подкузьмили американского прыгуна в воду майора Сэмми Ли. Ему подарили значок с „голубем мира“ Пабло Пикассо и тут же сфотографировали его с этим значком. Бросовый значочек с голубком нынче стал таким же коммунистическим символом, как серп и молот. Когда кореец по происхождению Сэмми Ли понял, что происходит, он сказал советскому корреспонденту: „Э-э, браток, что ты делаешь, я ведь тоже в армии служу“».
    • 1957 год, Алексей Козлов («Козел на саксе») пишет о Фестивале: «Атмосфера Фестиваля, несмотря на его строго предусмотренную регламентированность, оказалась легкой и непринужденной. Энтузиазм был неподдельный, все было замешано на лозунге „Мир и дружба“, повсюду из громкоговорителей звучала музыка и песни, специально приготовленные к этому событию, типа „Мы все за мир, клятву дают народы..“ или „Если бы парни всей Земли…“ Вся Москва была завешана эмблемами, плакатами, лозунгами, изображениями Голубя Мира Пабло Пикассо, гирляндами, иллюминацией».
    • В 2011 году около тысячи палестинских детей у подножия Горы Искушения (около Иерихона) создали фигуру голубки - как часть проекта «Peace on Earth» английского аэро-художника Джона Квингли (глобальной музыкальной молитвы за мир).

    Имя

    (Посвящается Пикассо)

    Весенний вихрь кружит неверных женихов
    И как листву кружит рой перьев голубой
    Над кипарисом и над птицей голубой

    Мадонна на заре рвала шиповник красный
    Левкоев соберет к утру букет густой
    Увьет им голубиц их голубь ждет прекрасный
    Он нынче в небесах парит как Дух Святой

    В лимонной рощице объятье долго длится
    Так нам дано любить лишь на закате дней
    Огни далеких сел трепещут как ресницы
    Сердца стучат среди лимоновых ветвей

    Гийом Аполлинер Основная статья: Палома

    • Свою дочь Пикассо назвал «голубкой» - см. Палома Пикассо.
    • Жоржи Амаду, коммунист, также назвал свою дочь этим именем.

    Ссылки

    • Фотография Пикассо с голубем на голове

    См. также

    • Журавлик Садако

    Примечания

    1. 1 2 The Dove // BBC
    2. Голуби Пикассо. Мы поверили им сразу и навсегда // Российский курьер
    3. 1 2 3 4 Илья Эренбург. Люди, годы, жизнь. 3-х томах. - М.: Текст, 2005
    4. 1 2 3 4 5 Р. Пенроуз. "Пикассо:… Антиб и Валлорис (1945-1954)
    5. Тate museum
    6. Творец голубки был убежденным коммунистом // Правда
    7. Достижением
    8. Ф. Жило. Моя жизнь с Пикассо
    9. 1 2 А. Жидель. «Пикассо». Рождение мифа
    10. 1 2 А. Валлантен. «Пабло Пикассо» | Война и мир (1949-1954)
    11. Иосиф Раскин. Энциклопедия хулиганствующего ортодокса, Ф
    12. Степан Гутфройнд. Пабло Пикассо
    13. Георгий Данелия. «Безбилетный пассажир». Короткие истории из жизни кинорежиссёра Ч.9
    14. The Dove (La Colombe) / MOMA
    15. SIMBOLARIUM
    16. Кэгл М. Мэнсон Ф. Морская война в Корее
    17. В. Аксенов. Московская сага
    18. Photo of the Day: Peace on Earth
    19. Palestinian schoolchildren recreate Picasso’s Dove of Peace for Bethlehem Christmas concert
    20. Перевод Н. Стрижевской

    голубая голубка пикассо, голубка пикассо

    Голубка Пикассо Информацию О

    Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

    Детство

    Всё началось в раннем детстве – его был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок – он сам.

    Птицы в клетке

    Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь – это , а черный, соответственно – . Позднее он вспоминал эту историю как один из интригующих моментов своей личной жизни.


    Пикассо вообще любил всякого рода бои – он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными – он часто писал сюжеты типа . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

    Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы - самцы.
    - Все так восхищаются животными, - сказал он. - Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
    Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
    (По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

    Голубь мира


    В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

    «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
    (Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

    По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

    . .
    Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем – дочку назвали , что по-испански означает — голубка .

    Голубятня на вилле Калифорния

    Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И, как и в детстве, он опять играет с голубями. На этот раз – в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них – вариации одного и того же сюжета – распахнутое окно комнаты, за ним – солнечный свет и вид на море, в проеме – множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.




    Комментарии

    Big Phil , Сентябрь 16, 2014

    Это очень полезно будет всем узнать. При совке в его Голубе мира видели только его ангажированность коммунистическим движением. А на самом деле — просто он всю жизнь был голубятником! И тот факт, что Голубя своего самого известного он нарисовал раньше, для себя, а коммунисты его просто выбрали из того, что было — это великолепно. И его сарказм по поводу миролюбивости голубей — это здорово сбивает всякий ненужный пафос. Всё это, надо сказать, сильно рвет парадигму. Это ни разу не то, что нам всегда говорили. На самом деле всё было гораздо интереснее и неоднозначнее.

    Семен , Октябрь 7, 2014

    Вот поди ж ты! Так любил животных, столько живности всю жизнь при себе держал, и при этом обожал корриду! Принято считать, что животных любить — иметь добрую душу. Но как же тогда с бойней быков-то? Интересно, а охотником он был? Самолично отстреливал?

    Илия , Ноябрь 12, 2014

    Он говорил что-то типа: чтобы нарисовать нечто, надо это сначала сломать. В смысле, как дети — они познают мир, пробуя его на зуб, на прочность. Ломают игрушки, чтобы посмотреть, что там у них внутри. Пикассо разрушал форму, чтобы понять ее изнанку, ее сущность. Поверхностные критики называли его разрушителем. Бабы-критики называли разрушителем женских сердец. Ну с баб-критиков спроса мало.



    • ЦИТАТЫ ИЗ ПИКАССО

      “Иметь успех опасно. Начинаешь копировать себя, а это ещё хуже, чем копировать других. Это ведет к бесплодию.”

    Ну, не буду особо рассказывать всем, какой сегодня срач подняли по поводу этого изображения

    Символ мира обсирают именно за его.......пацифизм.И вообще, вокруг одни враги, и символом Победы должно быть что-то грозное, дабы врагинас ещё пуще боялись.

    Ну, так докладываю - "враги" и без грозных символов нашей Победы уже успели себя перепугать до смерти и полной анти-русской истерии. Но нашим садо-мазо-поцреотам по всей видимости этого мало - надо испужать ещё сильнее и вглядить как можно дичее.

    Но пост не об этом, а об истории самого символа, а также об одном испанском художнике и его голубях.

    История домашних голубей столь древняя, что некоторые учёные считают их первой домашней птицей. Первоначально разводили их для еды. Но уже достаточно в древние времена люди заметили их склонность возвращаться домой и стали использовать их в качестве доставки почты. О том, что это было давно, мы можем быть уверены хотя бы прочитав Библию, где именно голубь трижды выпускаемый Ноем и принёс весть, что потоп закончился и вода спала. Ну, он эту весть принёс как раз тем, что не вернулся на ковчег. Собственно именно в те времена голуби и стали символизировать разные вещи связанные именно с мирными и божественными атрибутами и именно "почтовые" качества этой птицы постепенно стали символизировать добрую божественную весть и мир.

    Мы пропустим разного рода значение голубя в Шумере, Вавилонии и прочих культурах, а вспомним близкое нам - значение голубя в культуре христианства, ибо мы, в общем и целом плод христианской культуры. Ровно как и ненавидимый многими развратный и безнравственный Запад.

    Общим местом стало упоминание того забавного факта, что сами голуби ни на йоту не обладают теми качествами, которые они символизируют. Птица достаточно противная, злобная, жадная и драчливая. Единственное качество, которое у неё есть и в реальности, и в символичном значении - голуби моногамны, поэтому по праву символизируют долгую совместную супружескую жизнь и преданность. И вообще, любящие друг друга люди воркуют аки голубки.

    В виде голубя описывается в Новом Завете третья Ипостась Троицы — Святой Дух. Впервые этот образ появляется в описании крещения Христа:

    «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем».

    Евангелие от Иоанна, 1:32; от Матфея, 3:16

    В Посланиях Отцов Церкви голубь также выступает атрибутом Святого Духа, а кроме того - Христа и Девы Марии. Как символ воплощения Святого Духа голубь присутствует в сценах:

    Благовещенья;

    Крещения Христа;

    Крещения Св. Павла;

    Чуда Пятидесятницы.

    В этих сюжетах, а также в изображении Троицы голубь Святого Духа предстаёт с нимбом (обычно, восьмиугольным) и окружённый сиянием или языками пламени (ещё один из его образов). Для сцены Благовещения характерно сочетание символов голубя и лилии, принимающих на себя значения девственности, чистоты и непорочности (в силу этого голубь часто предстает как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением). В последствие Дух Божий в сцене Творения также представляется в образе голубя, благодаря чему, последний выступает иногда символом изначальных вод (вод творения).

    Семь голубей служат символами семи ангелов Господних или Духа Святого, выражающегося в Его семи дарах, о которых говорится в пророчестве Исаии:

    «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его. И почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия».

    Исайя 11:1-2

    А теперь свернём с истории христианской символики голубя в современность. И тут мы вспомним одного великого испанского художника, полное имя которого звучит как Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо.

    Пикассо не считал эту птицу особенно миролюбивой. Но одно из его изображений голубя стало всемирно известным символом, известным как «Голубь мира». Сам Пикассо не особенно ценил этот рисунок, но он не был и совершенно случайным в его творчестве. Наоборот, голубиная тема была близка ему как никому другому. Голуби всегда, в больших количествах, просто целыми стаями, присутствовали в его жизни.

    ДЕТСТВО

    Всё началось в раннем детстве - его отец был страстным любителем птиц, держал голубятню и, будучи художником, специализировался именно как анималист-голубятник. Маленький Пабло, отправляясь в классы, захватывал с собой отцовского голубя, чтобы быть уверенным, что уж теперь-то отец обязательно зайдет за ним. Когда мальчик научился держать в руках кисти, отец позволял ему дорисовывать птичьи лапки. В прошлом году на артрынке всплыла работа 1901 года с эстимейтом в $80 млн, «Ребенок с голубем», надо думать, в какой-то мере этот ребенок - он сам.

    ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ

    Впоследствии, во взрослой жизни, Пикассо часто держал у себя голубей, и они не раз становились персонажами его работ. В 1937 году он написал работу «Птицы в клетке». Считается, что на ней запечатлена историческая схватка двух его любовниц в мастерской на улице Великих августинцев в Париже. Белый голубь - это , а черный, соответственно - . Позднее он вспоминал эту историю как один из самых ярких моментов своей жизни.


    Пикассо вообще любил всякого рода бои - он дружил с борцами в цирке, в поздние годы с удовольствием смотрел по ТВ бокс и борьбу, всю жизнь просто обожал корриду, его всегда занимали схватки между животными - он часто писал сюжеты типа Кошка, раздирающая птицу . Драчливый характер голубей делал из них прекрасных персонажей для его живописи. Он вообще не был склонен к сентиментальности, и животные отнюдь не вызывали у него умиления. Он воспринимал мир животных таким, как он есть. Вот небольшая зарисовка конца 1940-х годов, от :

    Горлицы сидели в одной клетке и часто проделывали то, что казалось актом совокупления, но яичек так и не появлялось. Пабло счел, что произошла ошибка, и обе птицы — самцы.
    — Все так восхищаются животными, — сказал он. — Природа в чистейшем виде и все такое прочее. Что за чушь! Посмотри на этих горлиц: такие же педерасты, как любые два скверных мальчишки.
    Он сделал две литографии их за этим занятием, одну напечатал в багрянистом цвете, другую в желтом. Потом сделал третью, наложив одну на другую, чтобы создать впечатление движения, которое они проделывали, когда так сказать совокуплялись.
    (По книге Франсуазы Жило «Моя жизнь с Пикассо»)

    ГОЛУБЬ МИРА


    В 1949 году в мастерскую художника зашел Луи Арагон. Он искал рисунок для афиши Конгресса движения за мир. Его выбор пал на одну из гравюр Пикассо с изображением голубя. Это был не абстрактный голубь, а «портрет» совершенно конкретной птицы, которую Пикассо подарил Матисс. Этот голубь и стал первым знаменитым «Голубем мира». Пикассо не считал этот рисунок вершиной своего творчества, однако не возражал против выбора Арагона. Лишь саркастически заметил в его адрес:

    «Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голуби, которые заклевали насмерть одну несчастную голубку, которая им не понравилась… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!»
    (Цитата по книге Анри Жиделя «Пикассо»)

    По всему миру были распространены тысячи и тысячи афиш с голубками Пикассо, в Советском союзе его признали за видного коммунистического деятеля. Пабло Неруда провозгласил в стиле риторики того времени: «Голубка Пикассо облетает мир, и ни один преступный птицелов не сможет остановить ее полет…» Впоследствии Пикасссо нарисовал несколько новых голубей специально для последующих Конгрессов движения за мир.

    . .
    Открытие Конгресса совпало с рождением второго ребенка Пикассо от Франсуазы Жило. Пикассо не долго думал над именем - дочку назвали , что по испански означает —голубка .

    ГОЛУБЯТНЯ НА ВИЛЛЕ КАЛИФОРНИЯ

    Впоследствии голуби ещё не раз появлялись на картинах Пикассо. В 1957 году Пикассо много и напряженно работает над Менинами , и в какой-то момент решает устроить себе передышку. И как в детстве, он играет с голубями. На этот раз - в течение недели рисует серию из 9 ярких, жизнерадостных, в детской примитивной стилистике, полотен. На них - вариации одного и того же сюжета - распахнутое окно комнаты, за ним - свет и вид на море, в проеме - множество птиц. Его голуби. Он продолжает держать эту птицу, он почти такой же голубятник, как его отец.

    "Летите, голуби, летите,
    Для вас нигде преграды нет.
    Несите, голуби, несите
    Народам мира наш привет…".

    (советская песня, муз. И. Дунаевского,
    сл. М. Матусовского)

    С 20 по 25 апреля 1949 г. одновременно в Париже и Праге проходил I Всемирный конгресс сторонников мира. Поводов для этого было более чем достаточно. Не успела закончиться жесточайшая Вторая мировая война, как на горизонте замаячила новая — куда более страшная. Две противоборствующие сверхдержавы — США и СССР — сотворили таки атомные бомбы, а первая даже успела опробовать их на двух японских городах.
    Конгресс сторонников мира остро нуждался в эмблеме, и нарисовать ее попросили не кого-нибудь, а самого Пабло Пикассо — гениального испанца с французским гражданством. Так на свет появилась лаконичная и броская фигурка белого голубя, несущего в клюве оливковую ветвь.

    Существует и более забавная история о появлении этого рисунка.
    Говорят, что однажды к художнику подошел на улице нищий и со всей святой простотой попросил его: "Пабло, будь другом, ты великий мастер… Начертай мне чего-нибудь, я рисунок продам и хоть поем по-человечески". Обескураженный такой прямотой, Пикассо достал листик и за пару минут набросал "миролюбивую" птичку.
    Впрочем, эта легенда могла иметь и реальные истоки. Ведь "голубиная тема" у Пикассо не исчерпывается символом мира, лично я знаю как минимум пяток картин с этой птичкой. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его папа (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей.
    Трактовка же образа голубя как символа мира не слишком сложна. В первую очередь, это конечно библейский голубь, который принес на корабль Ноя оливковую ветвь в знак того, что потоп закончился и Бог примирился с людьми. Можно вспомнить и евангельского Святого Духа, снизошедшего на кроткого Христа в виде белого голубя.

    Широко известна также и античная легенда о том, как голубки Венеры свили свое гнездо в шлеме Марса, и бог войны, чтобы не разрушать их гнездо, отказался от очередной кровопролитной затеи.
    Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи "посланников мира". Исполком Моссовета даже вынес официальное решение "О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов". В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.

    Сам Пикассо тоже нередко иронизировал по поводу голубей, заявляя, что на самом деле он не знает более глупых, неряшливых и драчливых птиц. И хотя спорить с этим трудно (недаром я давно прозвал голубей "пернатыми крысами"), мне кажется, художник относился к этим птицам с теплотой и симпатией. Иначе зачем бы он стал называть свою любимую дочь Паломой (paloma — исп. "голубка")?


    Пабло Пикассо (1881-1973) - испанский художник. Самый известный художник среди живших за последние 100 лет.
    Согласно испанской традиции, он получил две фамилии, по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении означало по испанскому обычаю перечисление имен почитаемых родственников и святых. Отец Хосе Руис был художником.
    В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую Академию художеств, поразив всех преподавателей своим высоким уровнем развития. Затем отец решил отправить Пабло учиться в Мадридскую академию "Сан Фернандо". Это была самая престижная академия искусств в Испании. Пикассо в 1897 году в возрасте 16 лет отправился в Мадрид. Но уже такого усердия в учебе он не проявлял, проучился меньше года, зато стал увлекательно изучать работы великих мастеров Диего Веласкеса, Франсиско Гойи, и в особенности Эль Греко. А в 1904 году переехал жить в Париж.
    Творчество Пабло Пикассо принято делить на несколько периодов. Первый идет так называемый "голубой период". Это творчество с 1901 года по 1904 год. Этот период творчества характеризуется холодными, серо-голубыми и сине-зелеными цветами в работах Пикассо. Они пропитаны грустью и печалью. В сюжетах преобладают образы нищих, бродяг, изможденных матерей с детьми.
    "Розовый период" идет с 1904 по 1906 годы. Здесь в работах преобладают розовые, оранжевые цвета. А образы картин - акробаты, актеры ("Акробат и молодой Арлекин", "Семейство комедиантов", "Шут"). В целом, более радостное настроение. В 1904 году Пикассо знакомится с моделью Фернандой Оливье. Она стала музой и вдохновителем в его творчестве. Они стали жить вместе в Париже. Фернанда была рядом и продолжала его вдохновлять в тяжелый период жизни безденежья Пикассо.
    "Африканский период" относят к 1907-1909 годам. Он характеризуется переломным моментом в творчестве Пикассо. В 1906 году он начинает писать портрет Гертруды Стайн. Пабло Пикассо переписывал его восемь раз, а затем сказал ей, что перестал видеть ее, когда смотрит на нее. Он отошел от изображения конкретного человека. В этот момент Пикассо открывает для себя особенности африканской культуры. После этого он все-таки завершил портрет. В 1907 году появляется тоже небезызвестная работа "Авиньонские девицы". Она была шокирующей для публики. Эту картину можно назвать первой знаковой работай в направлении кубизма.
    Начинается длительный период кубизма с 1909 по 1917 года. Здесь несколько подэтапов. "Сезанновский" кубизм отражен в работах "Бидон и миски", "Женщина с веером", "Три женщины". Назван так, потому что присутствуют типично "сезанновские" тона: зеленоватые, коричневые, охристые, мутные и размытые. "Аналитический" кубизм. Предметы изображаются дробно, как будто состоят из многих частей, причем, эти части четко отделяются друг от друга. Направление кубизма в обществе не особо принимали, даже наоборот. Тем не менее, картины Пикассо хорошо распродавались. Это помогает ему выбраться из финансовой ямы. В 1909 году Пабло Пикассо переезжает в собственную мастерскую. В 1911 году осенью художник расстается с Фернандой, т.к. в жизни у него появилась новая муза и вдохновительница Ева или Марсель Умбер. Но их совместное счастье длилось не очень долго. Нелегкий период войн, Ева тяжело заболевает и умирает.
    Период неоклассицизма 1918-1925 года. В 1917 году Пикассо поступило предложение от поэта Жана Кокто разработать декорации и костюмы к запланированному балету. Пикассо поехал работать в Рим. Там он и нашел свою новую музу, возлюбленную. Одну из танцовщиц Дягилевской группы Ольгу Хохлову. В 1918 году пара поженилась, а уже в 1921 году у них родился сын Поль. В творчестве у Пикассо произошли изменения, от кубизма как такового он уже отошел. Стиль становится более реалистический: яркие краски, четкие формы, правильные образы. Работы периода: "Детский портрет Поля Пикассо", "Портрет Ольги в кресле", "Женщины, бегущие по пляжу", "Купальщицы".
    И вот, наступает время сюрреализма с 1925 по 1936 года. Первой картиной Пикассо в этом стиле стала "Танец". Достаточно агрессивная и тяжелая, что связанно не только с переменой творчества, но и семейными проблемами. В 1927 году у Пикассо новая возлюбленная - семнадцатилетняя Мария Тереза Вольтер. Для нее художник приобрел замок Буажелу, где она стала прообразом некоторых его работ: "Девушка перед зеркалом", "Зеркало" и скульптура "Женщина с вазой", которая потом будет стоять на могиле Пикассо. 1935 году у Марии Терезы и Пикассо появляется дочь Майя. При этом Пабло не был разведен с предыдущей женой. Но к 1936 году он расстался с обеими. Официальная его жена умерла в 1955 году.
    В период второй мировой Пикассо приобщается к коммунистам - участникам Сопротивления. В 1946 году, после окончания военных событий, Пикассо выпускает целую серию картин по заказу для замка Гримальди, для княжеской семьи. Она состоит из 27 пано и картин. В этом же году Пабло знакомится с молоденькой художницей Франсуазой Жило, после чего переезжает с ней в тот самый Гримальди. У них появляется двое детей: сын Клод и дочь Палома. Франсуаза стала прообразом картины "Женщина-цветок". Но 1953 году она сбежала от Пикассо вместе с двумя детьми, не смогла ужиться с его сложным характером и его же изменами. Художник тяжело переживал этот период, в работах его превалировал старый карлик в контрасте с молодой красивой девушкой.
    В 1949 году появляется знаменитый "Голубь мира", нарисованный Пикассо на плакате Всемирного конгресса сторонников мира в Париже. В 1947 году Пикассо переезжает на юг Франции в город Валлориес. Там он занимается росписью уже в 1952 году старой капеллы. Изображает излюбленных персонажей: быка, кентавров, женщин. В 1958 году Пикассо был уже очень известен в мире. Он создает для здания ЮНЕСКО в Париже композицию "Падение Икара". В 80 лет неугомонный Пабло Пикассо женится на 34-летней Жаклин Рок. Они переезжают в Канны, на собственную виллу. По ее образу он создает серию портретов.
    В 1960-х годах Пикассо вновь работает в кубистической манере: "Алжирские женщины. По Делакруа", "Завтрак на траве. По Мане", "Менины. По Веласкесу", "Девушки на берегу Сены. По Курбе". Все это, как видно, создано по темам великих художников времени. Здоровье со временем становится хуже. С ним рядом остается верная ему Жаклин, ухаживает за ним. Умирает Пикассо в 92-летнем возрасте, будучи мультимиллионером, 8 апреля 1973 года в г.Мужене во Франции, похоронен рядом со своим замком Вовенаргом. За свою активную творческую деятельность он нарисовал около 80 тысяч работ. Еще в 1970 году, когда Пикассо был жив, был открыт музей Пикассо в Барселоне. В 1985 году наследники художника открыли музей Пикассо в Париже.




    «Девочка с голубем» является одной из самых известных работ художника. Её написание относят к 1901 году, когда молодому Пикассо, проживавшему на тот момент в Париже, исполнилось лишь 19 лет. В 1928 году картину приобрел известный английский промышленник и коллекционер Сэмюел Курто. После смерти оного, полотно перешло в наследство аристократке Кристабель Аберконуэй. Предполагается, что именно ее потомки являются нынешними владельцами картины. Картину приобрела королевская семья Катара. Если для них покупка этой знаменитой работы стала огромной удачей, то для арт-сообщества Великобритании - неоценимой потерей, которой все же не удалось избежать. Успехом не увенчались ни многочисленные протесты, ни попытки сохранить картину (в Англии развернули национальную кампанию по сбору средств на выкуп - £50 млн и она провалилась). С 1974 по 2011 годы полотно выставлялось в Национальной галерее Лондона.


    «Голубка Пикассо» - белый голубь мира, нарисованный Пабло Пикассо в 1949 году и неоднократно им воспроизводившийся в различных вариациях. Один из самых узнаваемых символов мира, обошедший всю планету. Первый вариант «Голубки» 1949 года, который и был напечатан на плакате Конгресса по выбору Луи Арагона из прочих вариантов эмблемы, сильно отличался от того, который позже приобрел популярность.Голубка Пикассо стала символом мирного движения и идеалов коммунистической партии. Ее использовали в коммунистических демонстрациях 50-60 годов XX века. Свою дочь, родившуюся в день открытия Конгресса Пикассо назвал Паломой (голубкой). «…хотя Пикассо тогда верил в искренние намерения движения пацифистов, он не удержался от саркастических замечаний в адрес выбора Арагона: „Бедняга! Он совершенно не знает голубей! Нежность голубки, какая ерунда! Они ведь очень жестокие. У меня были голубки, которые заклевали насмерть несчастную голубку, которая не понравилась им… Они выклевали ей глаза и разорвали на части, это ужасное зрелище! Хорош символ мира!“». Всё, что внедрялось официозом, что народ пародировал, высмеивал (косвенно, конечно, досталось и Пикассо, и его белому голубю: „Голубки Пабло Пикассо всю площадь падло, обосрали!“ /Семён Беньяминов/).
    "Голубиная тема" у Пикассо не исчерпывается символом мира. Еще в детстве (а рисовать наш герой начал с 4 лет) его отец (тоже художник) нередко поручал маленькому Пабло дорисовывать на своих картинах лапки голубей. Незатейливый набросок голубка принес и без того известному художнику и славу, и звания, и премии. В 1950 г. Пикассо избрали во Всемирный совет мира и тут же вручили ему Международную премию мира, а в Советском Союзе его дважды награждали Ленинской премией. Особую популярность голубь мира приобрел в СССР после фестиваля молодежи и студентов 1957 г., во время которого участники выпустили в воздух тысячные стаи "посланников мира". Исполком Моссовета даже вынес официальное решение "О завозе и разведении в Москве голубей к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов". В итоге менее чем за год количество голубей в Москве превзошло 35 тысяч, что во многом изменило благожелательное отношение горожан к этому символу мира.