Период и особенности его построения. Особенности построения как факторы, влияющие на построение периодов спортивной тренировки

Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

2. В частичном повторе материала.

Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

Бетховен, Соната №7, ч.2.

3. В повторе измененном посредством орнаментации.

Бетховен, Соната №15, ч.1.

Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

Шуман. «Грезы».

Метнер. Соната-воспоминание.

Есть исключения: кульминация в начале предложения:

Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

Бетховен. Симфония №5, ч.2.

Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

Период бывает:

· Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

· Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

Есть периоды из трех предложений.

Григ. Норвежский танец.

Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

Приемы расширения:

· Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

· Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

· Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

1. Тональность.

2. границы периода.

3. повторный или неповторный.

4. квадратный или неквадратный.

5. замкнутый или разомкнутый.

6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

7. анализ кадансов.

8. определить кульминацию.

9. выяснить причину неквадратности.

10. особенности стиля, фактуры.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

Соната №4, ч.2 и 3.

Соната №7, ч.2

Соната №5, ч.1.

Соната №27, ч.1 и 2.

СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

Шопен широко развил эту форму.

Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

Григ. «Люблю тебя».

Бородин. «Фальшивая нота».

Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

Чайковский. «Утреннее размышление».

Период

(от греч. periodos – обход, круг, круговращение) – стилистическая фигура, представляющая собой семантико-структурное единство, образованное простым или сложным предложением, а также сложным синтаксическим целым, которые разделяются на две интонационно противопоставленные части – протазис , характеризующийся повышением, восходящим движением тона, и аподозис , характеризующийся понижением, нисходящим движением тона, и, с точки зрения содержания, представляющий вывод или следствие из того, о чем говорилось в протазисе. Протазис и аподозис отделяются друг от друга длительной (явно выраженной) паузой. Со стороны содержания П. характеризуется смысловой законченностью.

Таким образом, выделяют следующие признаки периодических построений: 1) структурная замкнутость; 2) бинарность (двучленность) структуры; 3) семантико-структурная взаимосвязь и взаимообусловленность частей; 4) контрастная интонационная оформленность частей: повышение тона в протазисе и понижение в аподозисе; 5) длительная пауза между протазисом и аподозисом; 6) структурно-семантический параллелизм членов частей периода.

1. Когда я вижу, что исчезает нравственность, то есть люди действуют не по совести, когда любовь стала элементом физическим, то есть превратилась в удовлетворение физических потребностей и переродилась в механическую любовь на обочине любви, когда сексуальные аномалии узаконены в странах Европы, в том числе и в России, когда омертвляют несравнимую русскую культуру, а школьникам вместо любви к гениям своего Отечества прививают умение раскавычивать и запоминать цитаты из пособий и руководств по порнографии, когда в разбитые окна России дуют ледяные сквозняки, несущие могильные запахи тлена, голода и вымирания недавно самой здоровой и самой сильной нации, – то я в невеселые минуты спрашиваю себя: наступит ли наконец пробуждение России, кончатся ли оцепеняющий сон моих современников, их сказочное долготерпение, их как бы усталое безразличие собственному позору, малодушию, бессилию, кончится ли наше душное погружение во тьму блаженного рабства? Где же предел унижения? (Правда, 17 янв. 2000 г.).

Графически период часто совпадает с абзацем, но может быть и не тождествен ему.

В отношении лингвистической природы и границ П. в лингвистической литературе нет единого мнения. При широком подходе под П. понимают всякое сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство, ), т.е. два и более самостоятельных предложения, объединенных тождеством темы в смысловые блоки (Г.Я. Солганик , 1997; В.Я. Шевякова , 1999, с. 435; Л.Е. Тумина , 1998, с. 214). В узком смысле слова термин П. закрепляют за особым кругом построений экспрессивного синтаксиса и относят к синтактико-стилистическим выразительным средствам языка. При этом утверждается, что П. выходит за рамки сложного синтаксического целого, т.к. может представлять простое предложение, весьма распространенное, сложное многокомпонентное предложение, а также сложное синтаксическое целое. Т. о., не исключается и возможность трансформации П. в сложное синтаксическое целое, равно как и сложного синтаксического целого в П. (Л.И. Байкова , 2000).

В отношении стилистического статуса П. также нет единства мнений. Так, некоторые словари и справочники содержат определения П. без указания на его стилистический статус (А.П. Квятковский , 1964, с. 209; В.Я. Шевякова , 1990, с. 435; Л.Е. Тумина , 1998, с. 214). Иногда П. рассматривают как выразительный прием синтаксической организации речи (М.Ю. Скребнев , 1968, с. 74–76); как гибридную фигуру, сочетающую в себе свойства разнотипных изобразительных средств (Т.Г. Хазагеров, Л.С. Ширина , 1999, с. 252–257), как один из типов выдвижения – средство усиления выразительности (И.В. Пекарская , 2000, с. 179).

Наиболее распространенные типы П. выделяют на основе смысловой связи между протазисом и аподозисом: временной П. (в протазисе которого указывается время действий, событий, явлений, составляющих предмет речи в аподозисе), причинно-следственный П. (между частями П. – причинно-следственные отношения), определительный П. (в протазисе которого определяется лицо, явление, представляющее предмет речи в аподозисе), предикативный П. (в протазисе П. содержится подлежащее, а в аподозисе – сказуемое), соединительный П. (в аподозисе которого имеется дополнение, добавление к сказанному в протазисе), сопоставительный П. (период, между частями которого устанавливаются сопоставительные отношения), сравнительный П. (П., содержащий сравнение), условный П. (в протазисе которого указывается на условия, при которых происходит то, что описано в аподозисе), уступительный П. (в протазисе П. данного типа дается описание обстоятельств, препятствующих совершению того, о чем говорится в аподозисе). Несколько примеров:

2. Когда душе моей

Сойдет успокоенье

С высоких после гроз

Немеркнущих небес,

Когда душе моей,

Внушая поклоненье,

Идут стада дремать

Под ивовый навес,

Когда душе моей

Земная веет святость,

И полная река

Несет небесный свет, –

Мне грустно оттого,

Что знаю эту радость

Лишь только я один:

Друзей со мною нет…

(Н. Рубцов)

3. Но когда на полотне экрана перед вами бьется благородное человеческое сердце, когда мужество, честность, благородство и любовь к человечеству разворачиваются, как широкая сюита, когда у зрителя закипают слезы благодарности к этому высокому, юному душой старику ученому, – уверяю вас, никакие штыковые атаки и военные марши, никакая самая горячая перестрелка между гангстерами и полицейскими сыщиками не увлекут и не захватят вашу душу, как фильм, подобный "Депутату Балтики" (А.Н. Толстой).

4. Но ни в том, ни в другом случае, как бы мы ни изменяли нашу точку зрения, как бы ни уясняли себе ту связь, в которой находится человек с внешним миром, или как бы ни удлиняли или укорачивали период времени, как бы понятны или непостижимы ни были для нас причины – мы никогда не можем себе представить ни полной свободы, ни полной необходимости (Л. Толстой).

Данный пример показывает уступительный П., т.к. в протазисе указанного П. описываются обстоятельства, недостаточные для того, чтобы изменить то, что отражено в аподозисе.

5. Мечта превращалась в навязчивую идею: если нельзя того, что хочется, если невозможно изменить, сломать вокруг себя эту раму несчастливо скленной жизни, если так и не удается преобразить жизнь, – то стоит ли жить (Н. Берберова).

В указанном примере демонстрируется условный П., так как в протазисе П. указаны условия, при которых совершается то, о чем говорится в аподозисе.

Периодические построения располагают широкими стилистическими возможностями. Основными функциями П. являются текстообразующая и экспрессивная.

Текстообразующая функция периода проявляется в автосемантии (известной самостоятельности и независимости от контекста). В силу этого П. может быть использован в различных композиционно важных частях текста. Но стремление П. к автосемантии в то же время не исключает его тесную соотнесенность с окружающим его контекстом (т.е. носит относительный характер).

Экспрессивная функция П. состоит в том, что периодические построения используются с целью создания торжественности, взволнованности, приподнятости, лирического пафоса (могут приобретать патетическое звучание).

П. – сравнительно малочастотная стилистическая фигура. Она употребляется преимущественно в худож. прозе и поэзии, в публицистике. При этом в худож. текстах основное значение приобретает эмоционально-образная функция П. (илл. 2, 4), тогда как в публиц. текстах П. выступает в целях логико-эмоционального убеждения, а также первостепенное значение приобретает оценочно-образная функция (илл. 1, 3, 5).

Лит. : Акишина А.А. Периодическая форма речи в современном русском языке: Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Львов, 1958; Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М., 1966; Скребнев М.Ю. Синтактико-стилистические средства языка (Функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная характеристика). – М., 1968; Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М., 1976; Шевякова В.Е. Сверхфразовое единство // Лингвистический энциклопедический словарь. – М., 1990; Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М., 1997; Тумина Л.Е. Сложное синтаксическое целое // Педагогическое речеведение: Словарь-справочник. – М., 1998; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций; Словарь риторических приемов. – Ростов н/Д., 1999; Байкова Л.И. Период – синтактико-стилистическое и текстообразующее явление русского языка: Дисс. … д-ра филол. наук. – Краснодар, 2000; Пекарская И.В. Контаминация в контексте проблемы системности стилистических ресурсов русского языка. – Абакан, 2000.

А.А.Кузнецова


Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М:. "Флинта", "Наука" . Под редакцией М.Н. Кожиной . 2003 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Период" в других словарях:

    Период - (греч. periodos «обход», «окружность») термин, введенный Аристотелем для обозначения «речи, имеющей в себе самой начало и конец и легко обнимаемой умом». Под П. следует понимать так. обр. большую синтаксическую единицу, сложное предложение или… … Литературная энциклопедия

    ПЕРИОД - периода, м. [греч. periodos] (книжн.). 1. Промежуток времени, в течение к–рого заканчивается какой–н. повторяющийся процесс (науч.). Синодический период обращения планеты (время, в течение к–рого планета совершает один полный оборот вокруг… … Толковый словарь Ушакова

    Период - ПЕРИОД (Περιοδος обход, окружность). Этим словом в древней Греции называлась та замкнутая, кольцевая дорога, на которой происходили игры и состязания во время олимпийских празднеств. Этим термином Аристотель стал обозначать особый вид… … Словарь литературных терминов

    ПЕРИОД - (греч. periodos путь кругом). 1) промежуток времени между двумя важными историческими событиями. 2) в астрономии то же, что цикл; в арифметике: число цифр, повторяющихся, в том же порядке, бесчисленное множество раз. 3) особенно развитое сложное… … Словарь иностранных слов русского языка

    период - а, м. période f. <лат. periodus<гр. periodos обход, круговращение, орбита небесного тела. 1. Промежуток времени, в который протекает та или иная часть общего процесса. БАС 1. Бывают в жизни его периоды во время которых выступает он из… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ПЕРИОД - муж. срок или промежуток времени, продолжительность; время от одного события до другого. История делится на периоды, сроки. Период первозданный период осадочный, сроки образованья земной толщи. | Длительность самого события, действия, состоянья;… … Толковый словарь Даля

    ПЕРИОД - (1) промежуток времени, в течение которого начинается, развивается и заканчивается какой либо процесс; наименьший интервал времени, по истечении которого произвольно выбранные мгновенные значения периодической величины повторяются; (2) П. в… … Большая политехническая энциклопедия

    Период С - Студийный а … Википедия

    ПЕРИОД - срок протекания экономического процесса, действия, плана, договора, гарантии, уплаты долгов, внесения налогов, выполнения работ (гарантийный период, плановый период, период обложения, период окупаемости). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    период - См … Словарь синонимов

    ПЕРИОД - колебаний, наименьший промежуток времени, через который совершающая колебания система возвращается в то же состояние, в котором она находилась в начальный момент, выбранный произвольно. Период величина, обратная частоте колебаний. Понятие период… … Современная энциклопедия


Общие черты периода. Мелодико-тематические соотношения

В большинстве периодов более или менее отчетливо выражен экспозиционный тип изложения, поскольку в них постоянно содержится первоначальное или повторное изложение темы. В связи с этим для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно может выразиться в почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний:

в частичном повторении материала из первого предложения во втором предложении:

в повторении, измененном посредством орнаментации или переноса на другую высоту, с другой гармонией и т. д. (см. примеры 33, 56а).
Наконец, при отсутствии повторений обычно выдержи-ьается характер мелодико-ритмического и фактурного рисунка без образования значительных контрастов (см. примеры 48, 56е). Более подробные сведения по этому вопросу - ниже (см. § 26).
Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковые мелодические вершины и общей главной кульминации в периоде нет (см. пример 16). Но чаще повторяется меньшая часть, благодаря чему возможно образование главной кульминации периода во втором предложении. Типичное местоположение кульминации - ближе к концу периода, приблизительно около начала его последней четверти или трети (см. пример 47). Кульминация во втором предложении содействует большему единству мелодического развития во всем периоде, создавая рост напряжения.
Встречаются периоды, начинающиеся со своей главной* кульминации (см. пример 10). В некоторых периодах кульминация достигается в заключении; общая уравновешенность от этого может оказаться невысокой, что бывает использовано в художественных целях для развития формы, в которую входит данный период (см. пример 106).

Модулирующий период

Период, законченный не в той тональности, в которой начат, называется модулирующим. В громадном большинстве случаев период начинается в главной тональности и оканчивается в подчиненной. Модулирующий период, в известном смысле, динамичнее однотонального, так как тонально разомкнут.
Модулирование чаще всего происходит во втором предложении и даже к его концу. Поэтому экспозиционное единство главной тональности преобладает.
Наиболее характерно модулирование в доминантовом направлении (тональности V и III ступеней), настолько привычное, что не нарушает представления об экспозиционности.
В общем же возможности в выборе тональности для окончания модулирующего периода несколько шире и могут быть представлены таблицей (в порядке типичности конечной тональности) :

Очень редко период оканчивается в субдоминантовой тональности (см. Бетховен. Скерцо - In tempo d"Allegro - из шестой симфонии; Шуберт. Трио скерцо из сонаты для ф-п. B-dur).
Большинство этих возможностей появилось в XIX веке как нововведение на основе мажоро-минорной системы. Встречаются и иные, более отдаленные соотношения тоник (см Шуберт. «У ручья», ор. 89 №7, 1-й период e-dis; Чайковский. Опера «Евгений Онегин», хор «Девицы, красавицы», 1-й период А-Н). Но все же прежде найденные близкие отношения до сего времени остались преобладающими, а более далекие сохраняются для продолжения формы, следующего за первым периодом (экономия средств).
Иногда моделирование начинается уже в первом предложении и занимает большую часть периода. Благодаря этому гармоническое строение может приобрести, в той или иной мере, срединный характер. Экспозиционность все же сказывается, хотя и в иных отношениях (единство тематики, структура, полная каденция в конце, повторение всего периода и, наконец, начальное положение в форме; см. пример 17).

Мотив. Субмотив

Фраза, в свою очередь, может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения, называемые мотивами. Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.
Такая группа, несмотря на краткость, часто обладает определенностью характера (см. примеры 46, 70), ритмической обособленностью и потому, действительно, является вполне осмысленной отдельной частицей целого. Благодаря этому, мотив, повторяясь и видоизменяясь, может служить тематическим зерном, из которого вырастает законченная музыкальная тема и даже целое произведение.

Имея один главный акцент, мотив большей частью приблизительно равен одному такту, обладающему тем же признаком. Сказанное ранее всецело относится и к мотиву: начало и конец мотива сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой (подробнее - ниже), оканчивается он непременно аккордовым звуком, но не на задержании, проходящем звуке и т. п.
Сильное время мотива (называемое также «иктом») может быть выражено только одним звуком. В приведенных ниже схемах оно обозначено тактовой чертой и тире (I -).
Слабая доляможет быть выражена как одним, так и несколькими звуками. Независимо от числа звуков, слабая доля отмечена в схемах знаком U. Слабое время может предшествовать сильному как затакт (называемый также «предыктом»), а также следовать за сильным временем, как слабое окончание.
Основные типы мотива - следующие.
а) амфибрахический мотив, наиболее полная разновидность; встречается очень часто:

б) ямбический мотив; также широко употребителен:

в) хореический мотив; несколько менее распространен:

г) неполный мотив из одного сильного звука; самостоятельное значение имеет редко, а чаще служит началом фразы или предложения и, в сущности, неотделим от последующего движения:

Звук мелодии, занимающий целый такт, преимущественно сливается с продолжением в двутакт или четырехтакт (в неделимую фразу или предложение):

но, при нарочитом выделении, может представляться и обособленным однозвучным мотивом:

Мотив или фраза иногда подразделяются на более мелкие мелодико-ритмические группы длиной в часть такта, называемые субмотивами (см. примеры 26,33, 47, т. 3).
О гармонии мотива, в общих чертах, можно сказать следующее: от затакта к сильной доле гармония большей частью сменяется и оттеняет различное их значение: затакта, как размаха, приготовления к действию, и сильной доли, как самого действия. Слабое окончание довольно обычно на продолжении гармонии, вступившей на сильной доле (род движения по инерции), но может сопровождаться и сменой гармонии. Окончание мотива возможно на любом аккорде с любым басом.

Большие и сложные периоды

В предыдущей главе рассматривались глазным образом периоды умеренной длины (не более 16 тактов), с равными предложениями. Наряду с ними встречаются периоды, также состоящие из равных предложений, но большей длины. Например, возможны периоды протяжением в 32 такта (Шопен. Полонез As-dur), в 40 тактов (Шуберт. Соната, ор 53, Скерцо) и т. п. В коротких периодах, как известно, встречается тематический контраст элементов, но он сравнительно редко бывает очень сильным. Для образования больших периодов умеренный контраст может оказаться недостаточным и поэтому иногда вводятся тематические образования, которые значительно отличаются от начала предложений (см. оба названных примера).
Кроме того, существуют и такие периоды, каждое предложение которых пригодно для существования в качестве самостоятельного периода и называемые поэтому сложными. Они, обыкновенно, похожи на простой период сходством начал обоих предложений:

Как видно из примера, одно из предложений может оканчиваться модуляцией.
К сложным также относятся крупные периоды, в которых каждое предложение делится на тематически сходные построения, благодаря чему образуются подряд четыре части, сходные по началам. Это самый типичный случай:

Дополнение

К любому построению, в том числе к периоду, может быть-присоединено дополнительное построение. Такое построение приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция, называется каденционным дополнением. Его главный смысл - подтверждение основной каденции. Не входя в состав основного построения и примыкая к нему извне, каденционное дополнение образует внешнее расширение:

Каденционных дополнений может быть несколько подряд. В таких случаях они нередко укорачиваются (дробление):

Дополнение может быть основано на материале главного построения (см. пример 81), а также на новом материале. Иногда в дополнении проводится краткая тематическая реприза (см. Скрябин. Прелюдия, ор. 11 № 5).

Сокращение

Иногда второе из двух сходных построений, в частности предложений в периоде, короче первого. Повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины будет называться сокращением.

Наложение. Вторгающаяся каденция
Иногда образуется совпадение заключительного такта одного построения с начальным тактом следующего, что называется наложением:

Наложение чаще всего сопровождается каденцией, которая завершается в первом такте следующего построения и называется поэтому вторгающейся. На почве наложения может произойти сокращение.

Реприза в периоде

Реприза может образоваться в дополнении. Ее проведение возможно и в конце самого периода:

что придает периоду своеобразную закругленность, вносимую репризой вообще.

Период - самостоятельная форма

В форме периода очень часто излагаются темы произведений, и, тем самым, период входит как обособленная часть в более крупное целое. В то же время, существуют и многочисленные короткие произведения, представляющие собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой.
В области инструментальной музыки, в форме одного периода сочиняются почти исключительно прелюдии, то есть небольшие, вполне самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение (один образ). Этот тип прелюдии впервые культивировался Шопеном, до которого прелюдии писались в иных формах (Бах).
Самостоятельный инструментальный период сравнительно редко имеет чисто периодическое строение; это наблюдается, скорее, при песенно-танцевальном характере тематики (Шопен. Прелюдия A-dur). Вообще более типичны структурные контрасты. Наиболее распространен тип периода из двух предложений, с расширением во втором из них, что часто связано с подъемом к кульминации (Шопен. Прелюдия C-dur), образующейся в нем. Встречаются периоды из трех предложений (Шопен. Прелюдия E-dur) и сложный "период (Шопен. Прелюдия cis-moll).

В вокальной музыке период, как самостоятельная форма, употребителен почти исключительно в куплетной (строфической) песне. Так называется песня, в которой музыка повторяется неизменно или слегка варьируется, а текст при каждом ее повторении - новый. Музыке, по возможности, придается характер обобщающий, пригодный для всех куплетов текста.
В периодах, особенно коротких, второе предложение иногда повторяется как бы вместо припева:

Вступление и кода
В инструментальных, а чаще в вокальных самостоятельных периодах встречаются вступления разных типов и заключения, большей частью короткие (см. вступление к прелюдии b-moll Шопена, заключение к его же прелюдии C-dur, вступление и заключение к романсу «Скрой меня, бурная ночь» Даргомыжского). Вступления иногда бывают перед каждым предложением периода (Шопен. Прелюдия a-moll) Заключение всего произведения (но не его части), как известно, называется кодой. В мелких произведениях начало коды обычно не обозначается в нотном тексте и распознается по типичным признакам заключительного изложения.
В коде возможна тематическая реприза. Иногда кода очень разрастается (см. Чайковский. «Осень», ор. 54 № 14).

Период простейшего строения, составные части периода

Периодом называется относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.
Основные крупные части периода, которых чаще всего две, называются предложениями.

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным). Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Последний период, кроме основного членения (на стыке повышения и понижения, который обозначен запятой и тире), имеет внутреннее деление на члены периода (см. части, разделенные точкой с запятой).

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию: одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода.


Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое, хотя некоторые специфические синтаксические качества, как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи: это параллелизм строения частей, строгий порядок их расположения, совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов, четкость и неизменность интонационного оформления. И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.

Наличие у периода ярких стилистических качеств позволяет считать его стилистико-синтаксической фигурой. Многие поэтические произведения целиком построены в виде развернутого периода, который в таком случае используется как художественно-композиционный прием. Примером может служить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».

46. Основы русской пунктуации. Функциональные особенности русской пунктуации .

Русская пунктуация, в настоящее время очень сложная и развитая, система, имеет довольно прочное основание - формально-грамматическое. Знаки препинания являются прежде всего показателями синтаксического, структурного членения письменной речи. Именно этот принцип сообщает современной пунктуации стабильность. На таком основании ставится наибольшее число знаков.

К «грамматическим» можно отнести такие знаки, как точка, фиксирующая конец предложения; знаки на стыке частей сложного предложения; знаки, выделяющие функционально разнообразные конструкции, вводимые в состав простого предложения (вводные слова, словосочетания и предложения; вставки; обращения; многие сегментированные конструкции; междометия); знаки при однородных членах предложения; знаки, выделяющие постпозитивные приложения, определения - причастные обороты и определения - прилагательные с распространителями, стоящие после определяемого слова или дистантно расположенные и др.

В любом тексте можно найти такие «обязательные», структурно обусловленные знаки.

Все знаки здесь структурно значимы, они ставятся безотносительно к конкретному смыслу частей предложений: выделение придаточных, фиксация синтаксической однородности, обозначение границы частей сложносочиненного предложения, выделение однородных деепричастных оборотов.

Структурный принцип способствует выработке твердых общеупотребительных правил расстановки знаков препинания. Знаки, поставленные на таком основании, не могут быть факультативными, авторскими. Это тот фундамент, на котором строится современная русская пунктуация. Это, наконец, тот необходимый минимум, без которого немыслимо беспрепятственное общение между пишущим и читающим. Такие знаки в настоящее время достаточно регламентированы, употребление их устойчиво. Членение текста на грамматически значимые части помогает установить отнесенность одних частей текста к другим, указывает на конец изложения одной мысли и начало другой.

Синтаксическое членение речи в конечном счете отражает членение логическое, смысловое, так как грамматически значимые части совпадают с логически значимыми, со смысловыми отрезками речи, поскольку назначение любой грамматической структуры - передать определенную мысль. Но довольно часто случается так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное, т.е. конкретный смысл диктует и единственно возможную структуру.

На смысловом основании ставятся знаки в бессоюзных сложных предложениях, так как именно они в письменной речи передают нужные значения

Часто при помощи знаков препинания уточняют конкретные значения слов, т.е. смысл, заключенный в них именно в данном контексте. Так, запятая между двумя определениями-прилагательными (или причастиями) сближает в семантическом отношении эти слова, т.е. дает возможность выдвинуть на первый план общие оттенки значения, выявляющиеся в результате различных ассоциаций, как объективного, так подчас и субъективного характера. В синтаксическом отношении такие определения становятся однородными, поскольку, будучи сближенными по значению, поочередно относятся непосредственно к определяемому слову.

Отчасти русская пунктуация основывается и на интонации: точка на месте большого понижения голоса и длительной паузы; вопросительный и восклицательный знаки, интонационное тире, многоточие и т.д. Например, обращение можно выделить запятой, но повышенная эмоциональность, т.е. особая выделительная интонация, диктует и другой знак - восклицательный В ряде случаев выбор знака зависит целиком от интонации

Интонационный принцип действует в большинстве случаев не в «идеальном», чистом виде, т.е. какой-либо интонационный штрих (например, пауза), хотя и фиксируется знаком препинания, но в конечном счете эта интонация сама является следствием заданного смыслового и грамматического членения предложения. Ср.: Брат - мой учитель. - Брат мой - учитель. Тире здесь фиксирует паузу, однако место паузы предопределено структурой предложения, его смыслом.

Итак, существующая в настоящее время пунктуация не отражает какого-либо единого последовательно проводимого принципа. Однако формально-грамматический принцип является сейчас ведущим, тогда как принципы смысловой и интонационный выступают в качестве дополнительных, хотя в отдельных конкретных проявлениях они могут быть выдвинуты и на первый план. Что же касается истории пунктуации, то известно, что первоначальным основанием для членения письменной речи служили именно паузы (интонация).

Современная пунктуация представляет собой новый этап в ее историческом развитии, причем этап, характеризующий более высокую ступень. Современная пунктуация отражает структуру, смысл, интонацию. Письменная речь организуется достаточно четко, определенно и вместе с тем выразительно. Самым большим достижением современной пунктуации является тот факт, что все три принципа действуют в ней не разобщенно, а в единстве. Как правило, интонационный принцип сводится к смысловому, смысловой к структурному, или, наоборот, структура предложения определяется его смыслом. Выделять отдельные принципы можно лишь условно. В большинстве случаев они действуют нераздельно, хотя с соблюдением определенной иерархии. Например, точка обозначает и конец предложения, границу между двумя предложениями (структура); и понижение голоса, длительную паузу (интонация); и законченность сообщения (смысл).

Именно сочетание принципов является показателем развитости современной русской пунктуации, ее гибкости, позволяющей отражать тончайшие оттенки смысла и структурное многообразие.

Период и его разновидности

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным).

Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию : одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину, -

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее,

Тем глуше звон заздравных чаш

И песни наши тем грустнее

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении :

До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда ползут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет; когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).

В форме периода может быть построено и сложносочиненное многочленное предложение . Как правило, однотипные по строению, перечисляющиеся части периода (с повторяющимися сочинительными союзами) предшествуют второй части периода, имеющей обобщающее значение или своеобразное значение итогового заключения:

То за две комнаты от меня быстро проговорит что-нибудь в бреду моя дочь Лида, то жена пройдет через залу со свечой и непременно уронит коробку со спичками, то скрипнет рассыхающийся шкап, или неожиданно загудит горелка в лампе - все эти звуки почему-то волнуют меня (Ч.);

Голова ли думает, сердце ли чувствует, звучит ли глубина души, работают ли ноги, или руки перевертывают стаканы - все покрывается равными плесками (Г.);

Нашедшая ли внезапно на него хандра дала ему возможность увидать все в таком виде, или внутреннее свежее чувство итальянца было тому причиною, то или другое, только Париж, со всем своим блеском и шумом, скоро сделался для него тягостной пустыней (Г.).

Наконец, в бессоюзном сложном предложении также возможно ритмичное объединение частей, т.е. оно может быть в виде периода:

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня

Острые сучья царапают белое лицо и плечи; ветер треплет расплетенные косы; давние листья шумят под ногами ее - ни на что не глядит он (Г.).

В виде периода может быть организовано и сложное синтаксическое целое , т.е. единица, большая, чем предложение.

Так, например, однородные придаточные могут получить предельную синтаксическую самостоятельность (при парцелляции, т.е. расчленении речевой цепи):

Бог ты мой, как он обрадовался, когда без спроса и стука распахнулась настежь тяжелая дверь кабинета! Когда курносые кеды прыгнули с порога на ковер. Когда через ковер перескочили ноги в синих штанах с металлическими заклепками на карманах и с крупной красной строчкой по швам. Когда, наконец, невзирая на присутствие в кабинете нескольких подчиненных, две сильные и цепкие руки обхватили его за шею! (М. Красов).

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода. Вот пример:

Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие чисто кровавого цвета, третьи - матово светятся изнутри, четвертые - молочно-голубые, пятые белые, как молоко, но просвеченные огненной искрой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розовостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют быть то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листьях травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными округлыми упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу (Сол.).

В этом большом по объему отрывке, хотя он и не представляет собой единого цельного предложения, налицо все особенности периода: постепенное, все усиливающееся нарастание интонации от одной части периода к другой (можно выписать, можно написать, можно рассказать, можно написать), затем глубокая пауза и резкое понижение тона со слов но нельзя и до конца фразы.

Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое , хотя некоторые специфические синтаксические качества , как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи:

это параллелизм строения частей,

строгий порядок их расположения,

совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов,

четкость и неизменность интонационного оформления.

И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.