Разделительные вопросы в английском языке правило. Question tags — особенности употребления хитрых «хвостиков» в примерах и упражнениях

Согласно цели высказывания в английском языке можно выделить три основных типа предложений: повествовательные (declarative sentences), вопросительные (interrogative sentences) и повелительные (imperative sentences). В данном случае нас интересуют вопросительные предложения. Типы вопросов в английском языке различают следующие: общий, альтернативный, вопрос к подлежащему, специальный и разделительный. Каждый тип имеет свои особенности, поэтому рассмотрим каждый из них отдельно.

1. Общий вопрос (General Question)

Общий вопрос задается ко всему предложению целиком. Ответить на него можно либо «да», либо «нет». Именно поэтому общие вопросы в английском языке встречаются еще под названием yes/no questions. Здесь используется обратный порядок слов. На первом месте должен находится вспомогательный глагол (Auxiliary Verb), затем — подлежащее (Subject), сказуемое (Predicate) и другие члены предложения.

Для грамматически правильной постановки вопроса требуется вспомогательный глагол do (does), в Past Simple — did. Если же в предложении в качестве сказуемого используется глагол to be или (за исключением have to и need to), то они и будут выступать как вспомогательные. Примеры:

  • Does James smoke? — Джеймс курит?
  • Are you living in London now? — Ты живешь в Лондоне сейчас?
  • I have a look at your photos? — Можно мне посмотреть твои фото?

Краткие ответы на общие вопросы полностью зависят от используемого вспомогательного глагола. Если вопрос начинается с глагола does, то он же должен прозвучать и в ответе. Например:

  • Does she like English poetry? — Yes, she does . — Она любит английскую поэзию? — Да.
  • Is Ann playing the piano? — No, she isn’t . — Анна играет на пианино? — Нет.

2. Альтернативный вопрос (Alternative Question)

Альтернативный вопрос в английском языке предполагает выбор. В нем всегда присутствует союз or (или). Построение этого вопроса сходно с общим, но здесь еще добавляется предложение выбора. Сравните:

  • Do you want to go to Warsaw by car? — Ты хочешь поехать в Варшаву на машине?
  • Do you want to go to Warsaw by car or by train? — Ты хочешь поехать в Варшаву на машине или на поезде?
  • Is Kate going to buy shoes? — Катя собирается купить туфли?
  • Is Kate going to buy shoes or high boots ? — Катя собирается купить туфли или сапоги?

3. Вопрос к подлежащему (Subject Question)

При постановке вопроса к подлежащему прямой порядок слов в предложении не изменяется. Просто вместо подлежащего необходимо использовать подходящее вопросительное слово. Обычно употребляются Who (кто), What (что). Следует обратить внимание, что во времени Present Simple глагол будет употребляться в третьем лице, единственном числе. Примеры:

  • Who lives in that old house? — Кто живет в том старом доме?
  • Who will post this letter? — Кто отправит ?
  • What caused the exlosion? — Что спровоцировало взрыв?

4. Специальный вопрос (Special Question)

Специальные вопросы в английском языке используют для запроса конкретной информации. Они начинаются с вопросительных слов Who (кто), What (что), Which (который), When (когда), Where (где, куда), Why (почему), How (как), How many/How much (сколько). Порядок слов после вопросительного слова остается таким же, как и в общем вопросе, нужно только убрать тот член предложения, к которому задается вопрос. Например:

  • What does Jane do on Sundays? — Что делает Джейн по воскресеньям?
  • Why are you sitting at my desk? — Почему ты сидишь за моей партой?
  • When did he borrow your car? — Когда он брал у тебя машину?
  • How many pictures have they bought? — Сколько картин они купили?

В английском языке часто встречаются фразовые глаголы, то есть в предложении присутствует предлог, тесно связанный с основным глаголом. При постановке специального вопроса этот предлог употребляется в самом конце предложения. Например:

  • What are you busy with ? — Чем ты занят?
  • Who was Jack waiting for ? — Кого ждал Джек?

5. Разделительный вопрос (Disjunctive Question).

Разделительные вопросы в английском языке представляют собой утвердительное либо отрицательное повествовательное предложение, к которому присоединяется краткий общий вопрос, часто именуемый «хвостиком» (tag). Этот тип вопроса используется, чтобы выразить удивление, сомнение, подтверждение сказанного. Сам «хвостик» на русский язык переводится «не правда ли», «не так ли».

При постановке вопроса первая часть остается без изменений, во второй части в начале ставится вспомогательный глагол (зависит от сказуемого в первой части), а затем идет местоимение в именительном . Если предложение утвердительное, то «хвостик» нужно сделать отрицательным и наоборот. Примеры:

  • You heard from him, didn’t you? — Ты получал от него весточку, не правда ли?
  • Alex is a driver, isn’t he? — Алекс — водитель, не так ли?
  • That isn’t Tom, is it ? — Это Том, не так ли?
  • Ann hasn’t got colour TV set, has vshe? — У Ани нет цветного телевизора, не так ли?

Рассматривая этот тип вопроса, необходимо отметить, что разделительные вопросы в английском языке имеют несколько нюансов, которые важно запомнить.
1. I am в первой части требует вопрос aren’t I .

  • I’m so exhausted, aren’t I ? — Я так устала от всего, не правда ли?

2. Если первая часть начинается с let’s , то во второй части используем вопрос shall we .

  • Let’s visit our grandparents, shall we ? — Давай навестим наших дедушку с бабушкой, хорошо?

3. Если в качестве подлежащего в предложении использованы местоимения anyone, anybody, nobody, none, neither, everybody, everyone, somebody, someone, то во второй части ставится местоимение they . Например:

  • Neither of them prepared for the lesson, did they? — Никто из них не подготовился к уроку, не так ли?
  • Someone had seen him, hadn’t they? — Кто-то видел его, не так ли?
  • Everyone liked your story, didn’t they? — Всем понравилась твоя история, не так ли?


Всего в английском языке 5 типов вопросов. Освоить их не составит большого труда, если вы знаете порядок слов в повествовательных предложениях и можете поставить к ним общие вопросы.

Разделительный вопрос состоит из двух частей, первая – утверждение или отрицание, а вторая – вопрос. Этот вид вопросов используется, когда нужно уточнить что-то, переспросить, выразить удивление, сомнение.

Из-за особенности строения, разделительный вопрос также называют расчлененным вопросом, вопросом с хвостиком или tag question (tag – бирка, хвостик), потому что вопросительная часть (tag) действительно напоминает короткий хвостик, довесок к основному предложению.

Как строится разделительный вопрос

Разделительный вопрос состоит из двух частей:

Предложение (утвердит. или отрицат.) + Вопрос (хвостик)

Давайте рассмотрим, как устроены эти части.

1. Первая часть строится, как обычное утвердительное или отрицательное предложение.

She is looking for an exit. – Она ищет выход.

She is not looking for an exit. – Она не ищет выход.

2. Вопрос (хвостик) строится по схеме: или из первой части + .

Обычно вопрос строится так: если первая часть утвердительная, то вопрос в отрицательной форме, а если отрицательная, то вопрос в утвердительной форме. Возможно и такое, что обе части положительные, но об этом чуть позже.

Рассмотрим примеры:

She is looking for an exit, isn’t she? – Она ищет выход, не так ли?

She is not looking for an exit, is she? – Она не ищет выход, не так ли?

Если в первой части подлежащее выражено не местоимением, во второй все равно ставится подходящее по смыслу местоимение.

Sandra is looking for an exit, isn’t she? – Сандра ищет выход, не так ли?

Приведу несколько примеров, когда вопросы с хвостиком строятся со вспомогательными и модальными глаголами.

  • Разделительный вопрос со вспомогательным глаголом

В хвостике – тот же вспомогательный глагол, что и в первой части.

Lucy has fallen from the tree, hasn’t she? – Люси упала с дерева, не так ли?

We are not going to Mexico, are we? – Мы не едем в Мексику, не так ли?

Если в первой части нет вспомогательного глагола (это возможно, если сказуемое = глагол в или ), в вопросе используется в подходящей форме.

We work together, don’t we? – Мы работаем вместе, не так ли?

We worked together, didn’t we? – Мы работали вместе, не так ли?

Henry works alone, doesn’t he? – Генри работает один, не так ли?

  • Разделительный вопрос с модальным глаголом

Не забываем: если в первой части утверждение, то вопрос в утвердительной форме (can you?), если в первой отрицание, вопрос в отрицательной форме (can’t you?).

You can do it, can’t you? – Ты можешь это сделать, не так ли?

She couldn’t be wrong, could she? – Она не могла быть права, не так ли? (или могла?)

We should have turned right, shouldn’t we? – Нам надо было повернуть направо, не так ли?

You shouldn’t have left the school, should you? – Не нужно тебе было уходить из школы, не так ли?

Разделительный вопрос с “I am” и “aren’t I”

Единственный случай, когда вопрос строится по-особому – это когда в первой части есть «I am», тогда используется хвостик «aren’t I?»

I am staying here, aren’t I? – Я остаюсь здесь, не так ли?

I am on the right side, aren’t I ? – Я на верной стороне, не так ли?

Если в первой части “I am not”, хвостик строится как обычно.

I am not staying here, am I? – Я не остаюсь здесь, не так ли?

I am not on the right side, am I? – Я не на правильной стороне, не так ли?

Интонация и смысл разделительного вопроса

Разделительные вопросы особенно характерны для разговорной речи, их можно произносить с разной интонацией, придавая им разные оттенки смысла (сарказм, например). Особенно нужно выделить два случая: когда хвостик произносится с восходящей и нисходящей интонацией.

  • Восходящая интонация

Если вопрос, сам хвостик, произносится с восходящей (вопросительной) интонацией, говорящий путь и в косвенной, непрямой форме, но действительно задает вопрос:

You know Harry, don’t you? – Ты знаешь Гарри, не так ли?

Здесь мы задаем вопрос, желая получить ответ: знает собеседник Гарри или нет.

  • Нисходящая интонация

Если в вопросе интонация нисходящая, как в утвердительном предложении, то это уже не вопрос, а утверждение в форме вопроса. Говорящий уверен в том, что «спрашивает»

You know Harry, don’t you? – Ты ведь знаешь Гарри.

Здесь мы по сути не задаем вопрос, а утверждаем, что собеседник знает Гарри

Разделительный вопрос, где обе части положительные

В многих случаях разделительный вопрос строится именно по той схеме, которая приведена выше, если первая часть положительная, то вопрос отрицательный, и наоборот. Но возможен случай, когда обе части положительные.

Вопрос по схеме Positive + Positive нельзя использовать именно как вопрос (то есть с целью получить ответ). Он подходит именно для выражений разных эмоций, проявляющихся в речи. Значение сильно зависит от интонации (удивленная, радостная, восхищенная, завистливая, саркастическая и т. д) и контекста.

Приведу примеры. Буду подбирать такой русский перевод, который лучше отразит оттенки смысла.

  • Радостно: So you bought a new car, did you? Great! – Так ты купил новую машину, да? Отлично!
  • Удивленно: So you bought a new car, did you? I thought you said you didn’t need a second car. – Так ты что, купил новую машину что ли? Я думал, ты говорил, что тебе ни к чему вторая машина.
  • Неодобрительно: So you bought a new car, did you? And you still owe me a lot of money. – Так значит, ты новую машину купил, вот как? А мне ты до сих пор кучу денег должен.
  • Саркастически: (новая машина – развалюха) So you bought a new car, did you? Wow, I’m impressed! – Так значит ты новую машину купил? Ух ты, я впечатлен!

Почему мы не любим разделительные вопросы?

Интересная особенность разделительных вопросов в том, что носители языка очень часто используют их в речи, а вот мы их старательно избегаем, предпочитая более прямые виды вопросов.

Причины понятны. Во-первых, у хвостатого вопроса запутанная, чуждая для русского языка схема с положительно-отрицательными частями, вспомогательными глаголами – все это трудно складывать на автомате. Во-вторых, прелесть этого вопроса в том, что, варьируя интонации, можно выразить разные вещи, это очень разговорный, очень устный инструмент, но трудно играть интонациями, когда фраза строится не бегло, с паузами. По этим причинам многие просто не пользуются хвостатыми вопросами в речи – без них речь не становится неправильной, а с ними может.

Речь без разделительных вопросов действительно нельзя назвать неграмотной, но если вы будете ими пользоваться, она станет более естественной, натуральной. Любую грамматическую конструкцию можно отработать до автоматизма, если хорошо поупражняться и достаточно часто пользоваться ей в речи. Если ваши занятия английским, включают (а я очень надеюсь, что включают), старайтесь время от времени использовать этот вид вопросов, путь поначалу и не очень складно, и скоро научитесь употреблять их, не задумываясь над положительно-отрицательной схемой.

Друзья! Сейчас я не занимаюсь репетиторством, но если вам нужен учитель, я рекомендую этот чудесный сайт - там есть учителя носители (и не носители) языка👅 на все случаи жизни и на любой карман 🙂 Я сам прошел более 50 уроков с учителями, которых там нашел!

Tag Questions или разделительные вопросы в английском языке являются разновидностью общих вопросов. Их задают, когда хотят уточнить информацию или получить поддержку собеседника.

Английский язык включает в себя тему разделительный вопрос, которая является одной из наиболее легких, понятных и интересных. QuestionsTag Questions называют именно так, поскольку он образуется из 2-х составляющих, которые разделяют запятой: основная часть вопроса и его дополнение. В переводе последняя часть будет звучать: «не так ли?» или «правда же?». В русском языке у нас тоже есть вопросы такого типа: «Прекрасная погода, не так ли?»

К примеру,

  • Anna hasn’t come yet, has she? – Анна еще не пришла, так?

Вопросительные части выражает сарказм, удивление говорящего или желание, чтобы его слова подтвердили.

Как задаются разделительные вопросы в английском языке?

Первая часть вопроса выглядит как обычное повествовательное предложение:

  • Отрицательное (Anna can’t swim fast – Анна не умеет плавать)
  • Положительное (You will cross the street at the green light – Тыперейдешьдорогуназеленыйсвет).

«Хвостик» выступает в роли короткого вопроса. Именно он и показывает сомнения говорящего.

Вторая составляющая может меняться. Она строится в соответствие с тем, как была сформулирована первая часть.

Если первая часть носила отрицательный характер, «хвостик» содержит положительное утверждение. И, наоборот, при положительной основной составляющей, вторая часть будет отрицательной.

  • Anna cannot knit, can she? – Анна не может вязать, так ведь?
  • Tom is leaving tomorrow, isn’t he? – Лора уезжает завтра, не так ли?

Вторая часть разделительного вопроса в британском языке имеет две составляющих:

  • Лицо, о котором идет речь, использующееся в первой части. Это может быть местоимение или имя собственное.
  • Модального глагола, глагола to be или вспомогательного глагола. Как уже было сказано выше, в данном случае ориентируются на первую часть.

Следует рассмотреть, как составляются такие конструкции.

Составление конструкции со вспомогательным глаголом

Вспомогательные глаголы не переводятся, их такое основное назначение – функция указателя. Благодаря модальным глаголам можно определить число действующих лиц и время, в котором происходят события.

Основная сложность при составлении рассматриваемых конструкций заключается в том, что необходимо знать времена, чтобы не ошибиться в построении второй части вопроса.

Для утвердительной конструкции правило имеет следующую схему:

Утверждение + вспомогательный глагол + not + действующее лицо?

К примеру,

  • Jack studies English. – Джек изучает английский язык.

Первое, с чего стоит начинать – определение времени. В данном примере говорится о постоянном непрерывном действии, значит, время Present Simple. Соответственно, вспомогательный глагол для 3-го лица единственного лица в Простом настоящем – does.

Поскольку в первой части примера стоит утверждение, следует к «хвостику» добавить not.

Лицо, о котором идет речь, никак не изменяется.

В итоге получаем, что разделительный вопрос в английском языке выглядит как:

  • Jack studies English, doesn’t he? – Джек изучает английский, не так ли?

Ниже в таблице рассмотрены примеры данных конструкций для простых времен.

Для закрепления материала необходимо составить по 5 вопросов с каждым временем.

Схема образования отрицательной конструкции:

Отрицание+ вспомогательный глагол + действующее лицо?

В данном случае все легко – убираем частицу not во второй части и используем тот же глагол, который был в первой части. Действующее лицо не изменяется.

К примеру:

  • She doesn’t drink coffee. Она не пьет кофе.

Во вторую часть конструкции следует брать только глагол does. В итоге получается составить:

  • She doesn’t drink coffee, does she? Она не пьет кофе, правда же?

Построение вопроса с модальным глаголом

Модальные глаголы показывают отношение к действию, о котором говорит собеседник (должен бежать, может понять). При наличии в конструкции модального глагола, вспомогательный не применяется.

Для утвердительных вопросов на английском языке схема выглядит следующим образом:

Утверждение + модальный глагол + not + действующее лицо?

«Хвостик» в данном случае содержит тот же модальный глагол, но с частицей not.

К примеру:

  • She can run fast. Она может бегать быстро.

Разделительный вопрос будет иметь вид:

  • She can run fast, can’t she? Она может бегать быстро, правда же?

Для отрицания:

Отрицание + модальный глагол + действующее лицо?

К примеру:

  • She should not go alone. Ей не следует ходить одной.

Используя схемы, получаем:

  • She should not go alone, should she? Ей не следует ходить одной, не так ли?

Формулировка вопроса с to be

Глагол to be имеет значение «быть, находиться». В отличие от остальных глаголов, существующих в английском языке, этот изменяется по числам и лицам:

I am я есть (существую)
He / She / It is он, она, оно есть (существует)
We are мы есть (существуем)
You are ты, вы есть (существуете)
Тhey are они есть (существуют)

Для утверждения:

Утверждение + глагол to be + not + действующее лицо?

В «хвостик» глагол to be ставится в том же времени, в котором существует в первой части, лишь с добавлением частицы not.

К примеру:

  • Samanta is a PR Manager. – Саманта – пиар-менеджер.

Воспользуясь схемой, получается:

  • Samanta is a PR Manager, isn’t she? – Саманта – пиар-менеджер, не так ли?

Для отрицательной конструкции схема имеет вид:

Отрицание + глагол to be + действующее лицо?

Вторая часть вопроса составляется при помощи глагола to be и действующего лица из первой части.

Например:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed? – Миранда и Джереми не были смущены.

Используя схему, получаем:

  • Miranda and Jeremy were not embarrassed, were they? – Миранда и Джереми не были смущены, не так ли?

Ловушки в английском языке при построении Question Tag

Если в первой части имеется притяжательное местоимение (например, его сын), в «хвостике» оно изменяется на короткое (используя вышеприведенный пример, получаем «он»).

После слов everyone (все), someone (кто-то), anyone (кто-нибудь) во второй части применяется they. Например, Someone can do it, can’t they? – Кто-то может это сделать, так ведь?

Если в первой части утвердительной конструкции встречается «I am», в «хвостике» изменяется am на are и добавляется частица not. Например, I am right, aren’t I? – Я прав, да?

Некоторые слова в английском языке несут в себе смысл отрицания (hardly – вряд ли, barely – едва, nothing – ничего, nobody – никто и т. д.). Используя их в первой части утвердительной конструкции, мы получаем отрицания, поэтому в данном случае во вторую часть частица not не добавляется. Например, They have nowhere to go, do they? – Им некуда идти, не так ли?

Чтобы правильно составлять разделительные вопросы с хвостиком следует запомнить, что если первая часть конструкции утвердительная, во вторую часть следует добавить отрицание и, наоборот – при отрицательной первой части вторая – положительная. В целом, тема разделительный вопрос в английском довольно проста и понятна для самостоятельного изучения.

Просмотры: 257

– это маленький вопрос, который прибавляется к предложению в конце его (хвостик или хвостовой вопрос). Его используют в разговорном языке и неформальном письме. Это выражения типа is it or isn’t it . Этот «хвостик» используют, чтобы построить так называемый разделительный вопрос на английском.

состоит из вспомогательного глагола или глаголов be или have + местоимение. Эта конструкция добавляется в конце предложения. Если вспомогательный глагол в предложении утвердительный, то в теге он отрицательный:

They’re going to a swimming pool, aren’t they? (Они идут в бассейн, не так ли?)
You’re not tired yet, are you? (Ты еще не устал, так ведь?)

Question tags используют:

А) чтобы убедиться, что сказанное есть правда;
Б) попросить собеседника согласиться с тем, что сказано.

He is about to start walking, isn’t he? (Он вот-вот начнет ходить, не так ли?)

Question tags следуют:

За положительным или отрицательным утверждением, их не используют в вопросительных предложениях.
Если утверждение положительное, то Question tag в конце обычно бывает отрицательным:

I like chicken, don’t I? (Я люблю курицу, не так ли?)

Если утверждение отрицательное, Question tag в конце обычно положительный:

You don’t drink coffee, do you? (Ты не пьешь кофе, не так ли?)

Question tag со вспомогательными глаголами: be, do, have, can, could, may, might, shall, should, will, would, must

Если в главном предложении есть вспомогательный глагол или глагол be , не играющий роль вспомогательного, то в Question tag повторяется этот вспомогательный глагол:

can — can’t, won’t — will

Question tags без вспомогательных глаголов

Если главное предложение не содержит вспомогательных глаголов, то в Question tag используется глагол do :

You know Sherlock Holmes, don’t you? (Ты ведь знаешь Шерлока Холмса, не так ли?)
Yes, he lived on Baker Street, didn’t he? (Да, он же жил на Бейкер Стрит, верно?)

Question tags с отрицаниями:

Если в основном предложении используются отрицательные слова no, never, nobody, hardly, scarcely, little, nothing , то Question tag будет положительным:

Question tag после повелительного предложения.

Обычно это: Can you? Could you? Will you? Would you?

Help me move the sofa to that wall, will you? (Помоги мне подвинуть диван в той стене, поможешь?)
Watch the vase doesn’t break, would you? (Смотри, чтобы ваза не разбилась, ладно?)
Stop that noise, can you? (Прекрати шуметь, хорошо?)

Более сильные — can’t you и won’t you :

Oh, shut up, can’t you? (Заткнись, понял?)
Sit down, won’t you? (Садись, ладно?)

Если повелительное предложение отрицательное, используется will you?

Don’t forget to use «will you» in negative imperatives, will you? (Не забудь использовать «will you» в отрицательном повелительном предложении, хорошо?)
Don’t tell her the truth, will you? (Не говори ей правду, не скажешь?)

Еще несколько аспектов применения Question tags:

Способ сделать предложение, дать совет, используя let’s = let us :

Let’s look at something else now, shall we? (Давай посмотрим теперь что-нибудь другое, хорошо?)
Let’s go to Moscow at the weekend, shall we? (Поедем в Москву на выходные, ладно?)

Если подлежащим в предложении настоящего времени являeтся I

Вспомогательный глагол меняется на are или aren’t в tag question:

I’m reading a book, aren’t I? (Я читаю книгу, не так ли?)
I’m a good doctor, aren’t I? (Я хороший доктор, не так ли?)

Если подлежащим в предложении являются:

something, anything, nothing, everything , то в Question tags используется it :

Everything is nice, isn’t it? (Все хорошо, не так ли?)
Nothing’s wrong, is it? (ничего плохого не случилось, ведь так?)
Everything’s all right, isn’t it? (Все хорошо, не так ли?)
Anything can happen, can’t it? (Что угодно может произойти, ведь так?)

Если подлежащим являются:

Nobody, somebody, anybody, everybody — Question tag использует they

Nobody is going to help us, are they? (Никто не собирается помогать нам, не так ли?)
Anybody can hear that sound, can’t they? (Любой может услышать этот звук, так ведь)
Everybody loves cakes, don’t they? (Все любят торты, не так ли?)

Иногда с положительным утверждением используется положительный Question tag, чтобы:
— подчеркнуть свое отношение, интерес или удивление:

So, you are going to be mothers, are you? What a great news! (Итак, вы собираетесь стать мамами, не так ли? Какая замечательная новость!)
He’s lost everything, has he? What a tragedy! (Он потерял все, не так ли? Какая трагедия!)

— Высказав предположение в главной части, проверить его правильность в Question tag:

This is the bus to Camberwell, is it? (Это автобус в Камбервелл, не так ли?)

Интонации и значения

Если Question tag является реальным вопросом, то есть ответ заранее неизвестен, или есть сомнения, используется восходящая интонация.

The lecture starts at 11, doesn’t it? (Лекция начинается в 11, так ведь?)

Если Question tag не является реальным вопросом, то есть предполагается, что мы уверены в ответе, то используется нисходящая интонация.

It’s a nice weather, isn’t it? (Прекрасная погода, не правда ли?)

Термин «возвратный вопрос - tag question», как правило, мало о чем говорит изучающему английский язык. А вот «вопрос с хвостиком» - это, что называется, rings a bell! Такая формулировка знакома со школы, и любому школьнику известна главная особенность этой разновидности вопроса:

Особенность: если в утверждении есть отрицание, то в хвостике его нет и наоборот.

Например:

  • Parents want their children to make good grades, don’t they?
  • Parents don’t want their children to behave unwell, do they?

Тем не менее, у возвратных вопросов есть темная сторна, не связянная с наличием или отсутствием отрицания в главном предложении. Эта сторона - сама структура главного предложения. Здесь скрывается немало подводных камней. Разберем эти трудности на конкретных примерах.

1) He has to do it himself, doesn’t he?

He has two cats, doesn’t he?

He has got two cats, hasn’t he?

2) Таблица 1. Tag questions

4) Таблица 3. Tag questions

You hardly know him, do you?

5) I am…, aren’t I/ am I not?

I am right, aren’t I?

I am right, am I not?

6) Let’s …., shall we?

Let’s go to the beach, shall we?

, will you?

, would you?

, can you?

7) Таблица 4. Tag questions

Help me, will you?

Shut up, can’t you?

8) Просьба НЕ делать чего-либо + , will you?

Don’t forget, will you?

9) Просьба или запрос информации = отрицательное предложение + положительный вопрос

You haven’t seen my pen, have you? - Ты не видел мою ручку?

You couldn’t lend me a dollar, could you? - Не дашь ли ты мне взаймы доллар?

10) There are two pens on the table, aren"t there?

11) This is Mr. Brown, isn’t it?

12) There used to be a lot of cafes in the down, didn’t there?

ВАЖНО!!! Предложение с отрицанием - это не только то, где обязательно есть NOT/ NO. Это также предложение, в котором содержатся так называемые слова с отрицательным значением. Если они имеются в предложении, то к нему прибавляется «хвостик» БЕЗ NOT!!! К таким словам относятся:

  • (THE) ONLY
  • REFUSE
  • DOUBT
  • AGAINST
  • WITHOUT
  • UNABLE
  • UNLIKELY
  • + ВСЕ СЛОВА ИЗ ПУНКТОВ 3 И 4.