Проект по литературе 6. Темы исследовательских работ по литературе

На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

МОУ «Гимназия» г. Сертолово

Выполнили: ученики 6 класса Руководитель: учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

Октябрь 2011 г.


Настоящий проект проводится на уроках литературы и во внеурочное время. Охватывает учебные темы: «Стихи А. С. Пушкина» и «Повести Пушкина». Данный проект направлен, прежде всего, на воспитание патриотических качеств личности каждого учащегося, на углубленное изучение творчества А. С. Пушкина.

Ребятам предлагаются для исследования следующие темы:

  • Актуальны ли стихи Пушкина в XXI веке?
  • Что рассказывают о Пушкине его портреты?
  • Повлияло ли творчество Пушкина на музыкальное искусство?
  • Интересны ли Вам сказки Пушкина?

Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:

Участники проекта:

литература

Тип проекта:

учащиеся 6 класса.

исследовательско – творческий.

Продолжительность:

Цель проекта:

Задачи проекта:

Вопросы проекта:

Развитие образного мышления, воображения, способности воспринимать произведения различных видов искусства.

Воспитание любви к поэтическому слову, формирование интереса детей к классическому искусству.

Формирование компетентностей в сфере познавательной деятельности.

Формирование навыков самостоятельной работы, умение видеть проблему и наметить пути её решения.

Формирование коммуникативных навыков.

Формирование умения проведения исследовательской работы, краткого о изложения своих мыслей.

Необходимое оборудование:

компьютер (компьютерный класс); информационное поле (библиотеки, музеи, справочники и т. д.); оргтехника.

Предполагаемый продукт проекта:

Оформление выставки, брошюр, газеты, экскурсия в Царскосельский лицей.


ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДРА

СЕРГЕЕВИЧА





Участники проекта – учащиеся 6 класса.

Руководитель проекта – учитель русского языка и литературы Шарая М. М.

В рамках данного проекта было сформировано несколько групп ребят:

1 группа –работала над созданием брошюр «Унылая пора, очей очарованье», «Здравствуй, гостья Зима!»;

2 группа –оформляла газету «В гостях у Пушкина»;

3 группа – подбирала материалы для выставки рисунков «Что за прелесть эти сказки!»


В проекте четыре этапа:

1. Выбор проблемы.

2. Сбор информации.

3. Разработка плана действия.

4. Осуществление плана действия.

План действий :

1. Урок по литературе «Жизнь и творчество А.С. Пушкина». Экскурсия в Царскосельский лицей.

2. Сбор необходимой информации (для создания и оформления брошюр, газеты, выставки рисунков).

3. Анкетирование одноклассников и родителей.

4. Оформление результатов поисково-исследовательской работы.


Действие

Ответственные

Установочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Формирование проектных групп, распределение задач между членами группы

Учитель литературы

Все ребята класса

Утверждение индивидуальных планов работы.

Отметка о выполнении

Установление процедуры и критериев оценки проектов.

Учитель литературы

Сбор и систематизация материалов.

Учитель литературы

Все ребята класса

Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.

Все ребята класса

Учитель литературы

Оформление результатов проектной деятельности.

Доработка проекта с учётом замечаний и предложений.

В течение всей работы

Все ребята класса

Подготовка к публичной защите проекта.

Все ребята класса

С первого дня

Все ребята класса

Презентация проекта

Учитель литературы


У становочное занятие по определению целей, задач проектной работы.

Ф ормирование проектных групп, распределение задач между членами группы.

У тверждение индивидуальных планов работы.

У становление процедуры и критериев оценки проектов.


  • С бор и систематизация материалов.
  • П ромежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта.

И ндивидуальные и групповые консультации по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов.





Брошюры:

«Унылая пора, очей очарованье»,

«Здравствуй, гостья Зима!»

Газета «В гостях у Пушкина»

Выставка рисунков «Что за прелесть эти сказки!»

Викторина «В гости к сказке»

Экскурсия в Царскосельский лицей


полученные в ходе работы над проектом:

усвоение знаний

из различных

источников информации

культурно-досуговая

деятельность

обработка полученной

информации с помощью

компьютерных программ

гражданско–

общественная

деятельность

самостоятельная

деятельность


Участие в школьной олимпиаде по литературе

Совершенствование

умений работы

в программе PowerPoint

Повышение качества знаний по литературе


ru.wikipedia.org/.../ Пушкин,_Александр_Сергеевич

pushkin .niv.ru/

www. pushkin museum.ru/

www.museum.ru/gmii/

lukoshko.net/pushk/pushk2.shtml

В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке «Русалочка».

Мифопоэтическая основа рассказа «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений).

Мистика и реальность в повести «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве.
«Цветные» прилагательные в произведении «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести «Шинель».
Реальность и фантастика.

В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии.
Роль пейзажа в стихотворениях.
Проблемы художественного мира поэмы «Демон»
Тема дуэли в лирике (анализ стихотворения «Сон»)

Анализ произведений «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве.
Тема долга и чести в творчестве (анализ романа «Дубровский»).

Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы

«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.

Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.


В данном разделе учащимся предлагаются темы исследовательских работ по литературе для 6 класса школы распределенные по писателям и поэтам, изучаемым в этом классе.

Андерсен Ханс Кристиан
Самоотверженность, любовь и страдания в сказке Х.К. Андерсена «Русалочка».

Астафьев Виктор Петрович
Мифопоэтическая основа рассказа В.П. Астафьева «Деревья растут для всех».
Мифопоэтическая основа книги В.П. Астафьева «Последний поклон»
(на примере рассказов «Ночь темная-темная» и «Пир после Войны».
«Родом из детства» (по мотивам произведений В.П. Астафьева).

Гоголь Николай Васильевич
Мистика и реальность в повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Роль мистики в творчестве Н.В. Гоголя.
«Цветные» прилагательные в произведении Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Круги событий и смыслов повести Н.В. Гоголя «Шинель».
Реальность и фантастика Н.В. Гоголя.

Грин Александр Степанович
В чём секрет человеческого счастья? (по произведению А. Грина «Алые паруса»)
Роль пейзажа в художественном мире феерии А. Грина «Алые паруса».
Цветовые образы в феерии А. Грина "Алые паруса".
Эпитеты в феерии А. Грина "Алые паруса".

Лермонтов Михаил Юрьевич
Адресаты любовной лирики Михаила Юрьевича Лермонтова
Образ морской волны в поэзии М.Ю. Лермонтова.
Роль пейзажа в стихотворениях М.Ю. Лермонтова.
Проблемы художественного мира поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон»
Тема дуэли в лирике М.Ю. Лермонтова (анализ стихотворения «Сон»)

Пушкин Александр Сергеевич
Анализ произведений А.С. Пушкина «Выстрел» и «Дубровский».

Мотив игры в повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» и в одноименной экранизации А.Сахарова.
Семейная тема в произведениях А.С. Пушкина на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка».
Быт и нравы русского дворянства (на примере романа А.С. Пушкина «Дубровский» и «Повестях Белкина»).
Литературная традиция и художественный миф в повести А.С. Пушкина «Метель».
Образ няни в жизни и творчестве А.С. Пушкина.
Тема долга и чести в творчестве А.С. Пушкина (анализ романа «Дубровский»).

Чехов Антон Павлович
Жанры бытовой, деловой и художественной речи в ранних рассказах А.П. Чехова.
“Значащие” имена и фамилии литературных персонажей в ранних юмористических рассказах А.П. Чехова.
Новаторство Чехова в литературе и задачи его творчества

Дополнительно темы


«Персидские мотивы» - непревзойденный образец любовной лирики Есенина
Бажовских сказов дивные слова
Без лица в личине
Былина «Илья Муромец».
Доброе имя лучше всяких сокровищ
Завтрашний день книги
Зачем нужны псевдонимы? Кто и зачем скрывается под маской?
Ильф и Петров: ирония и сатира в рассказе «Любители футбола».
Книга вчера, сегодня, завтра
Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи
Лексикон учащихся 6-х классов
Литературные места нашего города
Мотивационные аспекты школьного жаргона
Настроение - путь к успеху
Образ учителя в произведениях писателей XX века (на примере 2-3 произведений - Распутин "Уроки французского", Искандер "Тринадцатый подвиг Геракла").
Обряд инициации в поэме Гомера «Одиссея».
Организация художественного пространства в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Ортологические ошибки в современной речи
Особенности организации художественного пространства в романах - путешествий.


Особенности школьного жаргона
По следам литературных героев
Пословица в творчестве А.Н.Островского.
Пословицы и поговорки в речи современных школьников и их аналог на современном языке
Прозвища моих одноклассников и их значения
Пространство города и деревни в прозе М. Шукшина
Ричард Львиное Сердце в повести А. Линдгрен и исторической легенде
Роль "ников" в Интернете
Роль эпитетов и метафор в повести Ирины Христолюбовой «Топало и чертенок Тришка»
Семантика образа камня в художественном мире сборника О. Мандельштама «Камень»
Славянская мифология "Домовой"
Славянская мифология "Леший"
Слово за слово
Словообразовательные инновации в речи подростков
Тексты современных песен-поэзия и антипоэзия.
Тема любви в произведениях Д. Драгунского, Ю. Нагибина, Р. Фраермана
Художественно-смысловые взаимоотношения в поэтических текстах А. Ахматовой и Б. Пастернака.
Что читает наше поколение?
Что читают в нашем классе?
Языковой портрет ученика нашей школы.