Планирование прогулок в ноябре

Осенняя прогулка в старшей группе ДОУ

Автор: Шишковская Ирина Ивановна,
воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана.

Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям детских садов, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям.
План-конспект осенней прогулки в старшей группе детского сада.
Тема : «На осенней полянке».
Цель : создание условий для закрепления признаков осени посредством проведения прогулки-путешествия на лесную полянку.
Задачи :
-способствовать расширению знаний детей о характерных признаках осени, подчеркивая красоту осенней природы и разнообразие красок;
-создатьусловия для побуждения детей к речевой активности;
-способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
-создать условия для исследовательской деятельности;
-формировать представление о значимости труда, учить выполнять начатое дело до конца;
-создать условия для организация двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: ведерки, грабли детские, веники, игры для улицы, песочные мешочки, свисток, мел, мяч, обручи, флюгеры, магнитофон с осенними мелодиями.
Ход прогулки.
Дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
-Ребята, как хорошо на улице. Давайте вдохнем свежий воздух и почистим свои носики.
(3 раза глубокий вдох через нос – выдох через рот, губы сложены в «трубочку»)
Воспитатель:
-Отгадайте загадку:
Солнцу теплому не верьте –
Впереди метели.
В золотистой круговерти
Листья полетели.
Это я пришла с дождями,
Листопадом и ветрами. (Осень)
-Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (листопад, дождь, ветер.)
-Что значит «листопад»?
-А вы любите осень?

Игра «Эхо» (с мячом)
Описание игры: дети встают в круг, внутри круга воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит признак, а ребенок возвращает мяч воспитателю и добавляет к признаку предмет. Пример: осенняя погода, осенний дождь, осенние сапоги, осеннее небо и т.д.
Воспитатель:
-Мне сегодня принесли письмо от Зайки-Незнайки. Он живет в лесу, и пишет, что осень его самое любимое время года и, поэтому, он сочинил о ней рассказ. Послушайте:
Осень – самое прекрасное время года. Она бывает в июле и августе. Очень сильно греет солнце, и птицы прилетают из теплых краев. На деревьях распускаются зеленые листочки. Зацветает мать – и – мачеха и медуница. В лесу много снега.
-Ребята, а вы согласны с Зайкой – Незнайкой?
-Давайте, все о чем вы сейчас рассказали, запечатлим в рисунках.
Рисунки на асфальте под осеннюю мелодию.



Воспитатель:
-Ребята, чаще всего в своих рисунках вы изображали осенние листочки.
Дидактическая игра «2 красных листа и 2 жёлтых листа» .
Ход игры.
Воспитатель:
- Я скажу: «У меня 2 красных листа», а вы говорите: «А у меня 2 жёлтых листа».
… У меня нет двух красных листьев - …
… Я наклонилась к двум красным листьям - …
… Я любуюсь двумя красными листьями - …
… Я вспоминаю о двух красных листьях - …
Познавательно – исследовательская деятельность – исследование силы ветра. Опыт «Здравствуй, ветер».
-Дети, скажите, а когда листья кружатся, летают, кто им помогает? (ветер)
-А вы хотите превратиться в ветерок? (да)
Воспитатель предлагает взять листочки в руки, поднять над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Воспитатель:
-Дети, вот так дует лёгкий ветерок. А вот если дует очень сильный ветер, то листья сильно кружатся и долго летят над землёй
Воспитатель предлагает поднять листочки над головой и сильно подуть. Листочки плавно летят и кружатся.
Подвижная игра "Ветер-ветерок".
Дети встают в круг. Считалкой выбирается ведущий – "Ветерок". Дети двигаются по кругу со словами:
"Ветер в парке листья кружит,
В небе кружит, кружит в лужах.
Их бросает нам под ножки,
И на мокрые дорожки.
Ну-ка, ветер-ветерок,
Запятнай скорей листок".

После окончания слов, ребенок - "ветерок" догоняет остальных детей.
Игра повторяется 3-4 раза.
Воспитатель:
Осень золотая
К нам пришла опять
Соберем листочки
и пойдем гулять

-У меня в руках листочки, как вы думаете, с какого они дерева?
Чем они отличаются друг от друга? (исследовательская деятельность)
Игра «На месте не стой, вокруг ______хоровод построй»
(называем деревья, которые растут на групповом участке)



Воспитатель:
-Осенью очень часто идут дожди.
Подвижная игра: «Солнышко и дождик».
Дети хором произносят слова:
Солнце в небе засияло,
Очень весело нам стало.
Раздаётся громкий смех,
Светит солнышко для всех.

(дети гуляют, танцуют на участке)
Тучка солнце вдруг закрыла,
Стало грустно и уныло.
Хлынул дождик проливной,
Побежали мы домой.

(дети бегут под крышу или под зонтик)
Малоподвижная игра «Ау»
Выбирается водящий, он закрывает глаза. Дети идут по кругу и говорят слова:
Ваня, ты сейчас в лесу
Ты глаза не открывай,
кто позвал тебя - узнай.

В это время воспитатель касается ребенка и тот говорит «АУ». Водящий должен назвать его по имени. Если угадывает, то он становится водящим.
Трудовая деятельность:
Воспитатель:
-Ребята, как вы думаете, зачем нужна чистота на участке? Зачем дворник подметает мусор? (Ответы детей). Посмотрите, какой у нас участок: чистый или грязный? (Ответы детей). А что будет, если мы будем играть на таком грязном участке? (Ответы детей). А что надо сделать, чтобы мы были здоровыми? (Ответы детей).





Самостоятельная двигательно-игровая деятельность:
ходьба по рукоходу,
бег «змейкой» между деревьями,
игры с выносным материалом(обручи, флюгеры),
игры «Собери урожай» (метание песочных мешочков в ведерко)


Индивидуальная работа
«Найди и назови нужное слово» (воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т. д.)

Юлия Сарангова
Планирование прогулок в ноябре

Ноябрь

Вариант № 1

1. Наблюдение в природе. Обратить внимание на первый снег : белый, холодный, лёгкий; падает на землю, деревья, дома, детей. ; снегопад.

Цель - развитие интереса к изменениям, происходящим в природе. Использовать стихотворение "Белый снег пушистый". Предложить детям послушать, как снег хрустит, поскрипывает под ногами, рассмотреть следы на снегу.

2. Трудовые поручения - смести снег с дорожки,

Цель - воспитание элементарных трудовых навыков.

3. Подвижная игра "Мой весёлый звонкий мяч"

Цель - учить детей подпрыгивать на двух ногах, слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.

4. Самостоятельная деятельность детей.

Цель - учить детей играть вместе, закреплять умение действовать с предметами и игрушками.

5. Индивидуальная работа по развитию движений.

Цель - упражнять в перешагивании через предметы.

Цель - учить бросать в горизонтальную цель, развивать ловкость и координацию

Ноябрь

Вариант № 2

1. Наблюдение за трудом дворника.

Цель - уточнение названий и предназначения рабочего инвентаря, показать ценность труда для всех людей. Предложить помочь дворнику подмести участок, собрать камешки, веточки, листочки.

2. Рассматривание луж. Лужи большие и маленькие, глубокие и мелкие. Измерить глубину палочкой, проверить может ли проехать машинка. Пускание предметов (ветки, щепки, бумажные кораблики, пластмассовые игрушки) . Игра "тонет - плавает".

Цель - развитие познавательной активности, активизация речевых высказываний.

3. Выкладывание из природного материала по контуру предметов.

Цель - развитие координации, внимания, мелкой мускулатуры пальцев рук, упражнять в сравнении предметов по величине (большой - маленький, по количеству (много, мало, один) .

4. Самостоятельная деятельность

а) Игры с сюжетными игрушками.

б) Инсценировка сюжета "В гостях у куклы"

Цель - в совместной игре со взрослым закреплять умение детей действовать с предметами и игрушками, учить подбирать игрушки и атрибуты для игры, играть рядом, вместе.

5. Индивидуальная работа по развитию движений - ходьба по прямой дорожке с перешагиванием через предметы.

6. Подвижная игра "Солнышко и дождик".

Цель : развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал.

Ноябрь

Вариант № 3

1. Наблюдение. Прогулка по участку . Отметить изменения : мало листочков на деревьях, трава завяла. Предложить найти на участке дерево и куст.

Цель - развитие внимания, памяти, наблюдательности, поощрять речевые высказывания (осень, холодно, голые деревья, кусты, дует сильный ветер, идёт дождь.) . Прочитать стихотворение.

2. Самостоятельная деятельность. Игры детей с сюжетными игрушками.

Цель - закреплять умение действовать с игрушками, учить детей объединять игровые действия несложным сюжетом, развивать умение играть рядом, вместе, совместно пользоваться игрушками.

3. Индивидуальная работа :

а) "Отгадай, что это".

Цель - развитие тактильных ощущений. Воспитатель предлагает ребёнку сложить ладошки лодочкой. "Сложи ладошки (вот так) . Я вложу в них что-то, а ты пощупаешь и отгадаешь, что я положила : камешек или шишку, травинку или палочку, листик или желудь" и т. д. Учить обозначать словами ощущения.

б) "Найди предмет".

Цель - развитие ориентировки, учить определять своё местоположение или предмета : у песочницы, за деревом, под скамейкой и т. д.

в) По развитию движений.

Цель - учить перешагивать через препятствия (камешки, палку, кирпичик) .

4. Подвижная игра "Догони меня".

Цель - учить детей бегать в одном направлении, слушать сигнал воспитателя и начинать свои действия по сигналу.

Ноябрь

Вариант № 4

1. Наблюдение за состоянием погоды и одеждой взрослых и детей.

Цель : познакомить детей с наиболее типичными особенностями поздней осени. Уточнить название и назначение предметов одежды, активизировать словарь детей за счёт слов : осенний, холодный, дождливый, летят листья, дует ветер.

Игры с султанчиками.

Цель : доставить детям радость.

2. Трудовые поручения. Предложить собрать веточки, камешки на участке.

Цель - вызвать желание участвовать в совместной со взрослым элементарной трудовой деятельности.

3. Индивидуальная работа.

а) "Подбери по цвету (форме, величине) ".

Цель : учить различать и называть цвет предмета (форму, величину) :

б) "Чего не хватает".

Цель - развитие внимания, памяти.

в) Рисование палочками.

Цель - развитие координации движений, мелкой мускулатуры рук.

4. Подвижная игра "Воробышки и автомобиль"

Цель : учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место.

Конспект проведения прогулки в старшей группе на тему: «Осень»

Цель:
- Организовать отдых детей.
Задачи:
- Закрепить знания детей об изменениях, происходящих с деревьями в осенний период;
- Закрепить знания детей о деревьях и листьях, обогащать словарь детей;
- Упражнять детей в беге, воспитывать выдержку (начинать бег только после окончания слов);
- Формировать у детей привычку поддерживать чистоту и порядок на участке детского сада, желание работать на общую пользу.
Оборудование:
Детские грабли, метелки, ведра.
1. Вступительная часть:
На прогулке загадываю детям загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
- Ребята, какое сейчас время года? Какой месяц? (осень, сентябрь)
- Сколько существуют осенних месяцев? Как они называются? (Три: сентябрь, октябрь и ноябрь)
- Какие осенние приметы вы знаете? (наступила холодные дни, стало ветрено, часто идут дожди; листья на деревьях меняют цвет с зеленого на желтый, оранжевый, красный, багряный; начинается листопад; спрятались насекомые; перелетные птицы улетают на юг; ночи стали более длинными, а дни короткими; люди убирают урожай с полей, огородов и в садах; нужно одеваться теплее, когда выходишь на улицу, потому что стало холодно; начался новый учебный год, дети стали ходить в школу).
- Кто любит осень, а кто нет? Почему? (ответы детей)

2. Основная часть:

2.1. Наблюдение деревьев осенью.
Читаю стихотворение:
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
В. Нирович
Задаю детям вопросы:
- Как изменяются деревья с наступлением осени?
- Все ли деревья изменились?
- Как называется явление: «опадение осенних листьев»?
- Что произошло с листьями? Изменился ли их цвет?
- Каких цветов бывают осенние листья? Почему они меняют свой цвет?
Выслушиваю ответы детей.
2.2. Индивидуальная работа.
Провожу дидактическую игру «С какого дерева упал листок? »
С дуба –… дубовый,
С липы - … липовый,
С рябины - … рябиновый,
С тополя - … тополевый,
С осины - … осиновый,
С клена - … кленовый,
С березы - … березовый,
С ольхи - … ольховый.
Хвалю детей за правильные ответы.

Дидактическая игра «Найти в каждой цепочке лишнее слово», аргументируйте свой выбор:
- ель, рябина, тюльпан, клен;
- тополь, береза, шиповник, дуб;
- рябина, яблоня, черемуха, смородина;
- дуб, осина, ель, липа.

2.3. Подвижная игра «Гори, гори ясно»
Содержание игры:
Помогаю детям встать по парам и произношу такие слова:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят:
1, 2, 3 – беги.
Ребенок пробегает между парами, выбирает любого, берет за руку и встает в конце пар. Игра продолжается.
2.4. Труд «Уборка листьев на групповом участке».
С подгруппой детей идем на ту часть участка, где будем убирать. Раздаю детям грабли, метелки, ведра.
Чтобы вызвать интерес к предстоящей деятельности, использую художественное слово:
- «Труд украшает человека»,
- «Без труда нет добра»,
- «Игра игрою, а дело делом».
По ходу работы организовываю и поправляю детей, даю указания, слежу за качеством выполнения. В конце работы хвалю детей за проявленное старание и прошу собрать оборудование.
3. Заключительная часть.
Окончание прогулки.
Созываю детей, спрашиваю:
- Ребята, что мы сегодня с вами наблюдали?
- В какие игры играли?
Что интересного вы запомнили?
Выслушиваю ответы детей, хвалю их за хорошую работу. После чего выстраиваю детей парами и веду в группу.