Где жил грибоедов. Грибоедов Александр Сергеевич – биография

Одним из главных романов в теме "Победа и поражение" на итоговом сочинении большинство педагогов и не педагогов предлагают сделать "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. И это очень достойный выбор. Во-первых, Преступление и наказание поистине гениальный роман гениального писателя. Во-вторых, у Федора Михайловича скоро юбилей, возможно будет напечатано несколько новых работ по роману, с ними можно будет ознакомиться. Да и вообще прочитать хороший роман (пусть сложный, пусть занудный) весьма полезно для последующей жизни. Кстати, если очень лень читать Преступление и наказание, можно кино посмотреть. В СССР умели экранизировать классику близко к тексту. Я говорю о кулиджановском фильме 1969 года, хотя есть еще сериал 2007 года. можно напрячься, посмотреть обе версии и выделить то, чем они похожи и различаются.

Для итогового сочинения очень важно привести правильные тезисы и аргументы. Для начала вспомним. что это такое, потому что я, например, уже не смогу точно сформулировать
Те́зис - кратко сформулированные основные мысли в одном предложении.
Аргуме́нт (до́вод) - логическая посылка, используемая отдельно или в совокупности с другими с целью доказательства истинности определённого утверждения - тезиса.

Тезисами сочинения о победе и поражении Раскольникова может выступать его теория. Студент Раскольников считал, что люди делятся на две категории: "Люди низшие" и "Собственно люди". Собственно люди могут делать с людьми низшими все, что угодно, потому что жизнь низшего человека не представляет никакой ценности. И, разумеется, Родион Романыч хотел бы видеть себя человеком из разряда Людей. Чтоб доказать свою значимость себе он убивает старуху. Причем первоначально Раскольников действует вполне рационально: один способ переноски топора вызывает восхищение. Однако преступление для Раскольникова не проходит гладко: и денег много он не добыл, и не потратил их так, как хотел. Более того - наш герой начинает задумываться о смысле убийства. А значит - сомневаться в своей сверхчеловечности.

В общем, тезис о том, что Раскольников - человек "право имеющий" никакими аргументами не подкрепляется. Поэтому сам Раскольников терпит поражение и признается в совершенном преступлении.
Отступление для пущей понятности: Теорию сверхчеловека разработал Ницше,
причем позже того, как эту же теорию развенчал Достоевский в
Преступлении и наказании. Во как бывает у этих философов. И да,
Достоевский это вполне себе философ, просто при этом гениальный
писатель.

И вот здесь - внимание - можно говорить уже о победе Родиона Раскольникова. Победе над собой. Победе над стереотипами. Победа и поражение в Преступлении и наказании близки и перетекают одно в другое.

Здесь же, в теме Победы и Поражения можно вспомнить о православном убеждении Федора нашего Михайловича и выдать на-гора тезис о том, что с помощью христианского смирения и происходит в нашей жизни главная победа - над собой. Стоит тут вспомнить и таинство покаяния, к которому близко признание Раскольникова в преступлении.

Это лишь немногие тезисы и аргументы к сочинению по теме Победа и поражение. Можно еще подумать и напридумывать стопицот штук. Удачи, юные мои друзья!

Что такое победа? Что такое поражение? Почему порой мы терпим поражения или, наоборот, одерживаем победы? Победа – это успех, достижение поставленной цели, преодоление самого себя и враждебных обстоятельств. Каждый день мы сталкиваемся со всевозможными проблемами, препятствиями и терниями. Людям мешает лень, страх, неуверенность в себе. Именно поэтому на пути к цели важно проявить силу воли, твердость духа.

Обратимся к роману , где главный герой проиграл сражение с самим собой, со своей ленью. Он вырос в среде, где все шло своим чередом, плавно, спокойно, размеренно. Илюша всегда был окружен заботой, вниманием и именно поэтому в будущем ему не хватило самостоятельности. Горячо любимым занятием Обломова было лежание на диване. Шли дни, месяцы, годы… Но все «хорошее» когда-нибудь заканчивается, верно? На Илью Ильича навалились проблемы, которые, при желании, наверное, можно было решить, но он не изменил себе и не стал что-либо предпринимать, дабы исправить бедственное положение дел. Говорят, любовь меняет людей, так произошло и с Обломовым: он сделал попытку преодолеть себя. Благодаря любви к Ольге он : поднялся с дивана, начал читать, гулять. Однако вскоре он отказался от этой затеи, оправдывая себя тем, что не сможет дать возлюбленной того, чего она действительно заслуживает. Найдя оправдание, герой возвращается к родному дивану и привычному образу жизни. А вот его ближайший друг Штольц смог добиться своего,ведь его воспитание было суровым и, как показала жизнь, правильным. Штольц переборол страх большого города и тоску по дому, чтобы состояться в большом городе и найти свое призвание. Он достиг карьерного успеха и завоевал расположение Ольги.

В рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека» поистине великую . На своем пути он пережил массу жестоких ударов судьбы. В гражданскую войну он потерял семью, остался совершенно один. Взяв себя в руки, Соколов миновал пору страданий: получил образование, затем устроился на работу, а через какое-то время женился. Дружная семья, трое детей, вот оно, казалось бы, счастье… Все разрушилось в один момент. Началась война, героя забрали на фронт. Плен, голод, изнуряющий труд, смерти товарищей. В такие минуты греть душу может лишь мысль о семье, о доме, лишь они могут дать надежду на светлое будущее. В дом, где находились жена с его двумя дочерями, упал снаряд, а в День Победы Соколов узнал о гибели сына. Сложно представить, что чувствует человек в такие секунды. Откуда берет силы? Несмотря ни на что, он продолжил жить, усыновил такого же одинокого, как и он сам, мальчишку. Думаю, что любой другой уже бы сломался, но только не

А лександр Грибоедов был дипломатом и лингвистом, историком и экономистом, музыкантом и композитором. Но главным делом своей жизни он считал литературу. «Поэзия!! Люблю ее без памяти страстно, но любовь достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава?» - писал в дневнике Александр Грибоедов.

«Один из самых умных людей в России»

Александр Грибоедов родился в дворянской семье. Его образованием и воспитанием занимались лучшие учителя того времени: энциклопедист Иван Петрозилиус, ученый Богдан Ион, философ Иоганн Буле.

Каждое лето Александр Грибоедов проводил в родовом имении своего дяди в селе Хмелита. На шумные балы и званые обеды сюда часто приезжали известные писатели, музыканты, художники.

В раннем возрасте у Грибоедова проявились способности к иностранным языкам: греческому, латыни, английскому, немецкому, французскому, итальянскому. Он играл на рояле и арфе, а позже начал сочинять музыку и стихи. Уже в 11 лет он поступил в Московский университет и за два года закончил отделение словесности, а затем нравственно-политическое и физико-математическое отделения.

Когда началась Отечественная война 1812 года , 17-летний Грибоедов записался корнетом в Московский гусарский полк. Побывать в сражениях он не успел: его подразделение начало формироваться, когда Наполеон уже отступал. Пока русские войска освобождали от французов Европу, Грибоедов служил в тылу - в Белоруссии.

Путевые записки секретаря русского посольства

В 1815 году Грибоедов оставил военную службу и переехал в Петербург. Его мать, Анастасия Грибоедова, настаивала, чтобы он устроился чиновником в каком-нибудь министерстве. Однако государственная служба совсем не привлекала Грибоедова, он мечтал о литературе и театре. В этом же году Грибоедов написал комедию «Молодые супруги» , по которой позже придворные актеры петербургского театра поставили спектакль.

Неизвестный художник. Александр Грибоедов. 1820-е

В Петербурге Александр Грибоедов вел светский образ жизни: состоял в двух масонских ложах, дружил с членами Южного и Северного тайных обществ, общался с литераторами и актерами. Театральные увлечения и интриги вовлекли Грибоедова в скандальную историю: он стал секундантом в дуэли Василия Шереметева и Александра Завадовского. Чтобы спасти сына от тюрьмы, мать Грибоедова использовала все свои связи и устроила его секретарем русского посольства в Персии.

В 1818 году Александр Грибоедов выехал на службу, по дороге он подробно описывал свое южное путешествие в дневнике. Через год Грибоедов отправился в свою первую командировку к шахскому двору в Персии, где продолжил вести путевые записки. События своей службы он описал в небольших повествовательных фрагментах - так в основу «Рассказа Вагина» легла реальная история русского пленного, которого Грибоедов вернул на родину из Персии.

«Не комедия», запрещенная цензурой

На дипломатической службе в Персии Александр Грибоедов провел более полутора лет. Пребывание в этой стране угнетало его: он часто думал о родине, друзьях и театре, мечтал вернуться домой.

Осенью 1821 года Грибоедов добился перевода в Грузию. Там он начал писать черновой вариант первой редакции «Горя от ума» - он мечтал опубликовать пьесу и увидеть ее постановку.

В 1823 году писатель-дипломат попросил у генерала Алексея Ермолова отпуск и поехал в Москву. Здесь он продолжил работать над пьесой «Горе от ума», написал стихотворение «Давид», сочинил драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего» и создал первую редакцию знаменитого вальса ми минор. Вместе с Петром Вяземским Грибоедов написал комедийную пьесу с песнями-куплетами и танцами «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

Когда Александр Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», он решил представить ее уже пожилому баснописцу Ивану Крылову . Несколько часов автор читал свое произведение Крылову. Тот молча слушал, а после заявил: «Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пьесу по первопутку в Сибирь бы препроводила» .

Во многом слова Крылова оказались пророческими. На просьбу поставить «Горе от ума» в театре Грибоедову отказали, более того - комедию запретили печатать. Пьесу переписывали от руки и тайком передавали из дома в дом - литературоведы насчитали 45 000 рукописных копий по всей стране.

Злободневная пьеса, в которой Грибоедов описывал борьбу революционной молодежи с отжившим обществом, вызвала жаркие споры. Одни считали ее откровенным и разоблачительным описанием современного высшего света, другие - жалкой пародией, которая лишь очерняла столичных аристократов.

«Это не комедия, ибо в ней нет ни плана, ни завязки, ни развязки... Это просто поговорка в действии, в которой воскрешен Фигаро, но, как копия, далек от оригинала... В самой пьесе нет другой цели, чтобы сделать презрительным не порок, а возбудить презрение к одному только классу общества... Ему хотелось высказать свои философско-политические понятия, а о прочем он не думал».

Дмитрий Рунич, попечитель Санкт-Петербургского учебного округа

Петр Каратыгин. Александр Грибоедов. 1858

Многие современники считали, что прототипами героев послужили представители известных дворянских фамилий, которых Грибоедов встречал на балах и праздниках в усадьбе своего дяди, будучи ребенком. В Фамусове видели хозяина усадьбы Алексея Грибоедова; в Скалозубе - генерала Ивана Паскевича; в Чацком - декабриста Ивана Якушкина.

Писатель-дипломат

В 1825 году Александр Грибоедов вернулся на службу на Кавказ в штаб Ермолова. Здесь писатель узнал о восстании декабристов. Многие из заговорщиков были друзьями и родственниками Грибоедова, поэтому он сам попал под подозрение в причастности к восстанию. В январе 1826 года Грибоедова арестовали, но доказать его принадлежность к тайному обществу следствие так и не смогло.

В сентябре 1826 года Александр Грибоедов возвратился в Тифлис и продолжил службу: он бывал на дипломатических переговорах с Персией в Дейкаргане, вел переписку военачальника Ивана Паскевича, вместе они продумывали военные действия. В 1828 году Грибоедов участвовал в заключении с Персией выгодного для России Туркманчайского мирного договора.

«Во время этой войны явились во всем блеске его огромные дарования, вполне обработанные многосторонней правильной образованностью, его дипломатический такт и ловкость, его способность к труду, огромному, сложному и требующему больших соображений».

Из «Бесед в Обществе любителей Российской словесности»

Александр Грибоедов доставил текст договора в Петербург. В столице его с почетом принял сам Николай I . Император наградил писателя-дипломата чином статского советника, орденом Святой Анны 2-й степени и назначил полномочным министром в Персии.

Возвращаясь на службу в новой должности, Грибоедов снова остановился в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе. Они познакомились еще в 1822 году - тогда он давал девушке уроки музыки. С молодой супругой Грибоедов прожил всего несколько недель, так как был вынужден вернуться в Персию.

В 1829 году во время дипломатического визита в Тегеран 34-летний Александр Грибоедов погиб: на занятый русским посольством дом напала огромная толпа, подстрекаемая религиозными фанатиками. Об Александре Грибоедове и его смерти в России не писали еще почти 30 лет. Только когда на сцене впервые поставили «Горе от ума» без цензурных правок, о нем заговорили как о великом русском поэте. В печати стали появляться первые сведения о дипломатической роли Грибоедова в отношениях России и Персии и его гибели.

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января года , Москва - 30 января [11 февраля ] года, Тегеран) - русский дипломат , поэт , драматург , пианист и композитор , дворянин . Статский советник (1828) .

Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги , блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума », которая до сих пор является одной из наиболее часто ставимых в театрах России, а также источником многочисленных крылатых фраз .

Биография

Происхождение и ранние годы

Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski ), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия автора Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский . При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года был Фёдор Акимович Грибоедов .

Отец писателя - отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814). Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова.

По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

Война

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского .

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и вплоть, предположительно, до 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный.

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова . Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secr - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста .

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу .

В столице

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург , где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“ - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером , работа над стихотворением «Лубочный театр»(ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент»[(совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность»(совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

Дуэль

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича. Повод для дуэли дал именно Грибоедов, привезя балерину Истомину на квартиру своего друга графа Завадовского (Грибоедову в то время было 22 года). Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, вызвал Завадовского. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева - корнет лейб-уланского полка Якубович.

Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем Истоминой, после представления привез её к себе, естественно, в дом Завадовского, где она прожила двое суток. Шереметев был в ссоре с Истоминой и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию .

Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране .

На востоке

В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии . Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в Тегеран через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся в Тебриз, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Тебриз, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. В Тифлисе он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове , командовавшим русскими войсками в Тифлисе . Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «Е-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности .

На юге

В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина , А. З. Муравьёва , С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского . На полуострове Грибоедов разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

Арест

По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова , написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам ; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского , Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого , никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову.

Возвращение на службу

В сентябре 1826 года вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран ; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) года на княжне Нине Чавчавадзе , с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе , при дворе принца Аббаса-Мирзы , но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран . Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Мальцова.

Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все те, кто сражались - погибли, и прямых свидетелей не осталось.

Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем .

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида .

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах» . Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов , украшал трон Великих Моголов . Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам» : его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер ; впрочем, ценили его и «арзамасцы », например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин .

Ещё в годы учёбы в Московском университете () Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» ().

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

«Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев . «Апология сумасшедшего»).

  • Грибоедов владел 3 иностранными языками в 6-летнем возрасте. Он свободно владел французским , английским , немецким и итальянским , понимал латынь и древнегреческий . Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский , грузинский , персидский и турецкий языки.

Память

  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова - ИМПЭ им. Грибоедова
  • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Грибоедову.
  • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
  • О пребывании А. С. Грибоедова в Симферополе напоминают мемориальные доски (на фасаде здания бывшего трактира «Афины», где в 1825 году предположительно гостил драматург).
  • В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор М. К. Мерабишвили)
  • Улицы Грибоедова есть в Брянске , Екатеринбурге , Красноярске , Рязани , Иркутске ряде других городов и поселений России, Украины. А также в Ереване (Карты Google), Севане , Минске , Витебске (), Симферополе , Тбилиси , Виннице , Хмельницком , Ирпене , Белой Церкви .
  • Канал Грибоедова (до 1923 года - Екатерининский канал) - канал в Санкт-Петербурге
  • Бюст Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета

В филателии

В нумизматике

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
  • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
  • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
  • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

Награды

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений. Т. 1-3. - П., 1911-1917.
  • Сочинения. - М., 1956.
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов. - М.: Наука, 1969. (Литературные памятники).
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. - М.: Наука, 1987. - 479 с. (Второе издание, дополненное.) (Литературные памятники).
  • Сочинения в стихах. Сост., подгот. текста и примеч. Д. М. Климовой. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 512 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Полное собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. С. А. Фомичева и др. - СПб., 1995-2006.

Музеи

См. также

  • La biografía de Aleksandr Griboiédov y el texto completo de El mal de la razón en español en el siguiente enlace: http://olegshatrov.wordpress.com/letra/ . Traducción, prólogo y notas de Oleg Shatrov. Madrid, 2009.

Примечания

  1. Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Варианты: , , , , 1795 года . 1795 год указан в первом формулярном списке (автобиография при зачислении в должность), на этот год указывает вдова А. С. Грибоедова Нина Чавчавадзе, некоторые друзья. Во втором формулярном списке Грибоедов указывает уже 1794 год . Булгарин и Сенковский указывают соответственно и 1792 годы . 1790 год есть в служебных бумагах после 1818 года , в бумагах следствия по восстанию 14 декабря 1825 года . При этом известно, что в 1792 году родилась сестра, в 1795 году - брат. Из этого исследователи делают вывод, что основательными являются версии или 1794 года . Необходимо отметить, что Грибоедов мог умышленно скрывать дату рождения, если таковая относится к 1790 году - в этом случае он родился до брака родителей. В 1818 году он получил чин, дающий право на потомственное дворянство, и мог уже обнародовать год рождения, это не лишало его привилегий.
  2. «Личность Грибоедова» С. А. Фомичев. (Проверено 4 июля 2009)
  3. Унбегаун Б. О. Русские фамилии. - М. : Прогресс, 1989. - С. 340
  4. ФЭБ: Николаев и дрр. Из истории семьи Грибоедовых. - 1989 (текст).
  5. См. также Полевые Локотцы , где в 1823 году у Бегичева гостил Грибоедов
  6. http://bib.eduhmao.ru/http:/libres.bib.eduhmao.ru:81/http:/az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0060.shtml С. Н. Бегичев «Записка об А. С. Грибоедове»
  7. ФЭБ: Свердлина. В военные годы. - 1989
  8. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. - С. 94-96.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. - С. 115-189.
  11. Серия: Выдающиеся личности России
  12. Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе
  13. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 6)
  14. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность - А. М. Скабичевский

Литература

  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1929.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1980.
  • А. С. Грибоедов в русской критике. - М., 1958.
  • А. С. Грибоедов как явление истории и культуры. - М., 2009.
  • А. С. Грибоедов, 1795-1829. - М., 1946.
  • А. С. Грибоедов: Его жизнь и гибель в мемуарах современников. - Л., 1929.
  • А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. - Л., 1989.
  • А. С. Грибоедов. - М., 1946. - (Литературное наследство; Т. 47/48).
  • А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Альбом. - М., 1994.
  • А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. - Л., 1977.
  • Балаян Б. П. Кровь на алмазе «Шах»: трагедия А. С. Грибоедова. - Ереван, 1983.
  • Веселовский А. Н. А. С. Грибоедов (биография). - М., 1918.
  • Грибоедов: энциклопедия. - СПб., 2007.
  • Грибоедовские места. - М., 2007.
  • Грибоедовские чтения. - Вып. 1. - Ереван, 2009.
  • Дубровин А. А. А. С. Грибоедов и художественная культура его времени. - М., 1993.
  • Ениколопов И. К. Грибоедов в Грузии. - Тбилиси, 1954.
  • Киреев Д. И. А. С. Грибоедов. Жизнь и литературная деятельность. - М.-Л., 1929.
  • Коган П. С. А. С. Грибоедов. - М.-Л., 1929.
  • Лебедев А. А. Грибоедов. Факты и гипотезы. - М., 1980 .
  • Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова, 1791-1829. - М., 2000.
  • Лицо и гений. Зарубежная Россия и Грибоедов. - М., 2001.
  • Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: литературное окружение и восприятие (XIX - нач. ХХ в.). - Л., 1983.
  • Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. - М., 1989.
  • Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь, 2011.
  • Мясоедова Н. О Грибоедове и Пушкине: (Статьи и заметки). - СПб., 1997.
  • «На пути…». Крымские записки и письма А. С. Грибоедова. Год 1825. - СПб., 2005.
  • Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. - 3-е изд. - М., 1977.
  • Нечкина М. В. Следственное дело А. С. Грибоедова. - М., 1982.
  • Орлов В. Н. Грибоедов. - Л., 1967.
  • Петров С. М. А. С. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 1954.
  • Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеристики. - Л., 1934.
  • Попова О. И. А. С. Грибоедов в Персии, 1818-1823 гг. - М., .
  • Попова О. И. Грибоедов - дипломат. - М., 1964.
  • Проблемы творчества А. С. Грибоедова. - Смоленск, 1994.
  • Пыпин А. Н. А. С. Грибоедов. - Птг., 1919.
  • Скабичевский А. М. А. С. Грибоедов, его жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1893.
  • Степанов Л. А. Эстетическое и художественное мышление А. С. Грибоедова. - Краснодар, 2001.
  • «Там, где вьется Алазань…». - Тбилиси, 1977.
  • Тунян В. Г. А. С. Грибоедов и Армения. - Ереван, 1995.
  • Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара. - М., 2007.
  • «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». К 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. - СПб., 1995.
  • Филиппова А. А. А. С. Грибоедов и русская усадьба. - Смоленск, 2011.
  • Фомичёв С. А. Александр Грибоедов. Биография. - СПб., 2012.
  • Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. - Л., 1982.
  • Хечинов Ю. Е. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. - М., 2003.
  • Хмелитский сборник. - А. С. Грибоедов. - Смоленск, 1998.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 2. Грибоедов и Пушкин. - Смоленск, 2000.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 9. А. С. Грибоедов. - Смоленск, 2008.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 10. А. С. Грибоедов. - Смоленск, 2010.
  • Цимбаева Е. Н. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 2011.
  • Шостакович С. В. Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова. - М., 1960.
  • Эристов Д. Г. Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829). - Тифлис, 1879.
  • Bonamour J. A. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. - Paris, 1965.
  • Hobson M. Aleksandr Griboedov"s Woe from Wit: A Commentary and Translation. - London, 2005.
  • Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: Alexander Griboyedov and Imperial Russia’s Mission to the Shah of Persia. - London, 2002.
  • Kosny W. A. S. Griboedov - Poet und Minister: Die Zeitgenossische Rezeption seiner Komödie «Gore ot uma» (1824-1832). - Berlin, 1985.
  • Lembcke H. A. S. Griboedov in Deutschland. Studie zur rezeption A. S. Griboedovs und der Ubersetzung seiner Komodie "Gore ot uma" in Deutschland im 19. und 20. Jahrhundert. - Stockholm, 2003.

Ссылки

Александр Сергеевич Грибоедов. Родился 4 (15) января 1795 года в Москве - умер 30 января (11 февраля) 1829 года в Тегеране. Русский дипломат, поэт, драматург, пианист и композитор, дворянин. Статский советник (1828).

Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которую до сих пор весьма часто ставят в театрах России. Она послужила источником многочисленных крылатых фраз.

Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия автора Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский. При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года Фёдор Акимович Грибоедов.

Отец писателя - отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814). Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова.

По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит. Существуют сведения, что он приходился внучатым племянником Александру Радищеву (это тщательно скрывал сам драматург). В 6-летнем возрасте свободно владел тремя иностранными языками, в юности уже шестью, в частности в совершенстве английским, французским, немецким и итальянским. Очень хорошо понимал латынь и древнегреческий язык.

В 1803 году его отдали в Московский университетский благородный пансион; через три года Грибоедов поступил на словесное отделение Московского университета. В 1808 году получил звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на нравственно-политическое отделение, а потом на физико-математическое отделение.

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и, предположительно, вплоть до 1 ноября 1812 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Зимой, во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель появился на территории России, он вступил в Московский гусарский полк (добровольческое нерегулярное подразделение) графа Петра Ивановича Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к С. Н. Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный».

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secre») - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург, где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады "Ленора"» - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером, работа над стихотворением «Лубочный театр» (ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент» (совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность» (совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича. Повод для дуэли дал именно Грибоедов, привезя балерину Истомину на квартиру своего друга графа Завадовского (Грибоедову в то время было 22 года). Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, вызвал Завадовского. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева - корнет лейб-уланского полка Якубович.

Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем Истоминой, после представления привез её к себе, естественно, в дом Завадовского, где она прожила двое суток. Шереметев был в ссоре с Истоминой и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.

Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране.

В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии. Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в назначенное место через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся обратно, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

В январе 1820 года Грибоедов снова отправился туда, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. Там он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове, командовавшем русскими войсками в Тифлисе. Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «e-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют - врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности.

В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ.

Впоследствии он выучит арабский, турецкий, грузинский и персидский языки. Первым преподавателем, обучавшим Грибоедова персидскому языку был Мирза Джафар Топчибашев. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина, А. З. Муравьёва, С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского. На полуострове Грибоедов разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова, написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского, Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого, никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову. Под следствием он находился до 2 июня 1826 года, но так как доказать его участие в заговоре не удалось, а сам он категорически отрицал свою причастность к заговору, его освободили из-под ареста с «очистительным аттестатом». Несмотря на это некоторое время за Грибоедовым был установлен негласный надзор.

В сентябре 1826 года вернулся на службу в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Ивана Сергеевича Мальцова.

Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Вернувшись в Россию, он написал, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все оборонявшиеся погибли, и прямых свидетелей не осталось.

Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем.

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида.

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!».

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).