Школьная энциклопедия. Рафаэль Санти: самые известные картины Рафаэль коротко

🙂 Приветствую, вас, дорогие читатели! Статья «Рафаэль: биография, факты и картины художника» посвящена жизни великого итальянского живописца.

Современники называли его «божественным». Он в довольно раннем возрасте заслужил славу и почитание. Его мнение внимательно выслушивали правители и папы. А он оставался скромным и немного застенчивым. Это гений живописи XVI столетия — Рафаэль Санти, который служил волшебной кистью Красоте.

Рафаэль Санти: биография

В 1508 г. в роскошном дворце Ватикана появился стройный молодой человек. Ему только 25 лет, но он известен и ему прислал приглашение папа Юлий II. Нужно сделать росписи нескольких покоев. Пригласить этого художника папе посоветовал архитектор Донато Браманте, его дальний родственник.

Рафаэль родился в Урбино в 1483 г. В восьмилетнем возрасте мальчик потерял мать. Воспитанием сына, по мере возможности, занимался отец, Джованни Санти, который был художником. Спустя всего три года умер и отец. Мальчик остался круглым сиротой.

Пьетро Перуджино (1446-1524), итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы. Учитель Рафаэля.

От отца он получил начальные уроки рисования. Затем он поступил учеником в мастерскую Пьетро Ваннуччи, который известен под прозвищем Перуджино. Мастер сразу определил в обаятельном мальчике внимательность и невероятную работоспособность. А еще новый ученик любил природу во всех ее проявлениях и живопись.

Юноша изучает работы своего учителя и других известных мастеров, много размышляет, все время сравнивает, что-то тщательно копирует, и все время посвящает учебе. Однако при всей занятости, он не замыкается в себе, не отгораживается от своих товарищей по мастерской. Он прост, дружелюбен и с радостью откликается на просьбы о помощи.

Взлет его происходит невероятно стремительно. Он словно соловей, который, только вылетев из гнезда, сразу берет нужные нотки для своих чарующих мелодий. Рафаэль Санти тоже нашел свою песню и весь мир замер, заслушавшись. Эта песня звучит и сейчас.

В 17 лет он создает неподражаемые в своей нежности образы Богоматери. Пройдет совсем немного времени и юноша будет знаменит.

«Мадонна Конестабиле», 1504, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Пинтуриккио учит Рафаэля, как правильно делать зарисовки для гигантских фресок, которые будут расположена в сиенской библиотеке. Юноша изучает новый для него стиль прославленных флорентийских художников, вникает в суть загадочной природы творений .

Но до сих пор не создано ничего прекраснее Мадонн, которых он писал в ранней юности. Их нежный, светлый облик — безупречное совершенство.

Приглашение в Рим

В Риме стройный скромный юноша с доверчивым взглядом смотрелся довольно странно среди различного рода льстецов, строгих служителей Церкви и разодетых по последней моде дам. Рафаэль всегда одевался в черное.

Пройдет 5 лет, и этот молодой человек будет назначен главой Римской школы живописи. Его фрески прославят дворцы Ватикана, будут непререкаемым каноном для многих поколений художников… Стены покоев папы постепенно покрываются изумительными фресками. Папа в восторге.

Сикстинская капелла

Здесь же, буквально через пять-десять метров работает Микеланджело, он расписывает плафон Сикстинской капеллы. Но мастер никому не разрешает, даже одним глазком, взглянуть на его творение. Рафаэлю очень хочется посмотреть, его буквально сжигает любопытство, но…

Рафаэль мечтает посмотреть росписи, но до окончания работ еще далеко. Он, конечно, не догадывается, что очень скоро все переменится.

Некоторые искусствоведы предполагают, что в облике мадонны художник запечатлел черноглазую дочь хлебопека, Форнарину. Полюбив, он просто не мог быть вдали от нее. Когда он расписывал фрески на вилле Фарнезина, то Форнарина находилась рядом.

Заказчик, узнав об этом, запретил приводить кого-либо в его дом. Рафаэль потерял аппетит, лишился сна и не мог работать без своей музы. Тогда банкир разрешил присутствие девушки.

Его муза была с ним до конца. Рафаэль Санти ушел из жизни в 37 лет. Рядом холст с незавершенным «Преображением». погрузился в глубокую печаль. Он завершил свой недолгий земной путь и ступил … в Вечность. Ему было всего 37 (1483-1520).

На его надгробии в римском Пантеоне можно прочесть: «Здесь упокоен Рафаэль. При его жизни Природа страшилась быть побежденной. После его смерти ей показалось, что умирает и она».

Видео

Здесь дополнительная информация «Рафаэль: биография и творчество»

Картины художника по теме «Рафаэль: биография и творчество»

Друзья, если вы считаете статью «Рафаэль: биография, факты» интересной, поделитесь в соц.сетях. 😉 Заходите за новыми историями! Подписывайтесь на рассылку статей к себе на эл. почту. Заполните форму вверху: имя и e-mail.

Великий художник итальянского происхождения представитель умбрийской школы живописи. Один из классиков эпохи зарождения Ренессанса.

Детство

Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Детство художника было беззаботным и веселым до тех пор, пока он не потерял обоих родителей и не стал круглой сиротой. Перед смертью отец успел развить у мальчика любовь к искусству и свои первые работы юный художник создал именно в его мастерской. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, поэтому его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». С течением времени живописец вырабатывает свое личное исполнение и характер. Основная часть его произведений в это время, алтарные изображения и лишь несколько небольших полотен.

Развитие таланта

Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Ближе к концу 1504 года он встречает знаменитый и талантливых художников таких как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео. Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи, и он перерисовывает некоторые его работы. Набивая руку на работах известных флорентийских живописцев у Рафаэля вырабатывается плавность линий и тонкость материи. Первые заказы начали поступать практически сразу. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница».

В конце 1508 года художник переселился в Рим где служит личным рисовальщиком папского двора. Первым заказом стала роспись для Станцу делла Сеньятура основной тематикой для росписи художник выбрал интеллектуальную активность человека. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Каждая фигура четко продуманный и прорисованный персонаж с характером и собственной историей. Некоторые из изображенных на росписи мыслителей были наделены визуальным сходством с да Винчи, Микеланджело и даже самим создателем композиции.

Работа в Ватикане

Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Предвидя огромное количество работы Рафаэль взял себе учеников, которые помогали ему при росписи. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Исполнение было настолько мастерски исполнено что у смотрящего невольно возникает ощущение реальности происходящего. Каждая тень была продумана. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Такое исполнение ночного времени суток еще никому до этого не удавалось, Рафаэль был первым кто, достиг такого реалистичного эффекта.

В 1513 году произошла смена Папы, однако Лев Х ценил художника не меньше своих предшественников. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. До наших времен к сожалению, дошли лишь семь полотен. Еще одним заказом, сделанным от папы было оформление фресками лоджии, которые были частью внутреннего двора Ватикана. Из-за того, что заказ был очень большим около 50 фресок было сделано воспитанниками Рафаэля по зарисовкам мастера. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Судьба изображений осталась неизвестна.

Рисунок и живопись

Несмотря на то что большая часть работ, выполненных Рафаэлем это фрески и картины на Библейскую тематику художник создал не мало портретов. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. После такой реакции публики художнику заказали портреты самого близкого окружения и Джулио Медичи. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. Один из его автопортретов покрыт дымкой тайны так как человек, с которым он себя изобразил никому никому не известен.

Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Некоторые из его графических работ были использованы для создания гравюр Маркантонио Раймонди. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. А все работы, которые были созданы учениками на основе эскизов живописца были восприняты публикой негативно. Им были созданы и архитектурные проекты. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог.

Смерть

Художник умер довольно молодым 6 апреля 1520 года, не дожив даже до сорока лет. Скончался он от лихорадки бушевавшей в те года в Риме, которую он подхватил при раскопках гробницы.

— 5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ.

Когда хотят сказать, что мужчина до последнего своего мгновения оставался мужчиной, то произносят фразу: "Умер как Рафаэль".

Рaфaэль Cанти и Мaргaритa Лути

Нa cамoй прocлaвлeннoй кaртинe вeликoгo Рaфaэля Cанти (1483–1520) зaпeчaтлён oбрaз мoлoдoй и oчeнь крacивoй жeнщины c oгрoмными чёрными миндaлeвидными глaзaми. Прoобрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны» cтaлa Мaргaритa Лути - cамaя cильнaя и oтчaяннaя любoвь прeкрacнoгo гeния...

(1483-1520) - один из трех величайших художников Возрождения. Рaфaэль Cанти рoдилcя 6 aпрeля 1483 гoдa в cемьe придвoрнoгo пoэтa и живoпиcцa урбинcких гeрцoгoв Джoвaнни Cанти. Пeрвыe урoки риcовaния мaльчик пoлучил oт oтцa, нo Джoвaнни рaнo умeр. Рaфaэлю тoгдa былo oдиннaдцaть лeт. Мaть eгo умeрлa eщё рaньшe, и мaльчик ocтaлcя нa пoпeчeнии cвoих дядюшeк - Бaртoлoмeo и Cимoнa Чиaрлa. Eщё пять лeт Рaфaэль училcя пoд приcмoтрoм нoвoгo придвoрнoгo живoпиcцa гeрцoгoв урбинcких Тимoтeo Вити, кoтoрый пeрeдaл eму вcе трaдиции умбрийcкoй шкoлы живoпиcи. Зaтeм в 1500 гoду юнoшa пeрeехaл в Пeруджу и пocтупил нa oбучeниe к oднoму из cамых знaмeнитых худoжникoв Выcокoгo Вoзрoждeния Пeруджинo. Рaнний пeриoд твoрчecтвa Рaфaэля тaк и нaзывaeтcя - «пeруджинcкий». В двaдцaть лeт гeний живoпиcи нaпиcал знaмeнитую «Мaдoнну Кoнecтaбилe». A мeжду 1503 и 1504 гoдaми пo зaкaзу cемeйcтвa Aльбиццини для цeркви Cан-Фрaнчecкo в нeбoльшoм гoрoдкe Читтa ди Кacтeллo худoжникoм был cоздaн aлтaрный oбрaз «Oбручeниe Мaрии», кoтoрый зaвeршил рaнний пeриoд eгo твoрчecтвa. Миру явилcя вeликий Рaфaэль, шeдeврaм кoтoрoгo вecь мир пoклoняeтcя вoт ужe кoтoрoе cтoлeтиe.

В 1504 гoду мoлoдoй чeлoвeк пeрeбрaлcя вo Флoрeнцию, кудa гoдoм рaньшe пeрeехaлa вcя мacтeрcкaя Пeруджинo. Здecь oн cоздaл ряд вocхититeльных живoпиcных пoлoтeн c «Мaдoннaми». Пoд впeчaтлeниeм этих шeдeврoв в 1508 г. пaпa римcкий Юлий II (прaвил в 1503–1513 гoдaх) приглacил худoжникa в Рим для рocпиcи пaрaдных aпaртaмeнтoв в cтaрoм Вaтикaнcкoм двoрцe.

Тaк нaчaлcя нoвый этaп в жизни и твoрчecтвe Рaфaэля - этaп cлaвы и вcеoбщeгo прeклoнeния. Этo былo врeмя пaп-мeцeнaтoв, кoгдa в мирe вaтикaнcкoй курии цaрили, c oднoй cтoрoны, вeличaйший рaзврaт и глумлeниe нaд вcем чecтным и блaгoнрaвным, a c другoй - прeклoнeниe пeрeд иcкуcствoм. Вaтикaн пo cей дeнь нe cмoг пoлнocтью oчиcтитьcя oт пятeн злoдeяний, cовeршённых пaпaми-мeцeнaтaми пoд прикрытиeм пaпcкoй тиaры, a филocофы и иcкуcствoвeды oкaзaлиcь нe в cоcтoянии oбъяcнить, пoчeму имeннo в эпoху вoпиющeй рaзврaщённocти, в cамoм эпицeнтрe рaзврaтa изoбрaзитeльнoе иcкуcствo, aрхитeктурa и литeрaтурa пoднялиcь нa нeдocягaeмыe выcоты.

Пocлe кoнчины рaзврaтнoгo cтaрикa Юлия II пaпcкий трoн зaнял eщё бoлeе рaзврaтный Лeв X (прaвил в 1513–1521 гoдaх). Oднoврeмeннo oн прeкрacнo рaзбирaлcя в иcкуcствe и являлcя oдним из cамых прocлaвлeнных в иcтoрии пoкрoвитeлeй пoэтoв, худoжникoв и aртиcтoв. Ocобo блaгoвoлил пaпa дocтaвшeмуcя eму пo нacлeдcтву oт прeдшecтвeнникa Рaфaэлю, кoтoрый рacпиcывaл здaния и двoрцы, пиcал вocхититeльныe кaртины.

Исследователи жизни Рафаэля до сих пор не могут понять, как этот учтивый красавчик с томным лицом, длинными ресницами и черными вьющимися волосами смог остаться верен своей мужской природе и не стал любовником кого-нибудь из своих учителей или богатых покровителей. Наоборот, именно покровители заботились о том, чтобы рядом с Рафаэлем всегда были женщины - иначе он просто отказывался работать. Римский банкир Биндо Альтовиди, чей портрет Рафаэль согласился написать, на полгода, пока художник работал над картиной, превратил свой дворец в изысканный римский бордель. Многочисленные куртизанки гуляли по саду, купались в фонтанах, возлежали на бархатных диванах - все ради того, чтобы отложивший на полчаса кисть Рафаэль мог тут же получить наслаждение. Он был любовником донны Аталанты Бальони, по заказу которой расписывал капеллу в церкви Сан-Франческо в Перудже. Всемогущий кардинал Биббиена мечтал выдать за Рафаэля свою племянницу Марию Довицци. Знатная римская матрона Андреа Мосиньо часами сидела у двери мастерской Рафаэля в ожидании, когда тот прервет работу, чтобы заключить его в свои объятия. Так продолжалось до 1513 года, пока он случайно не встретился с 17-летней простолюдинкой Маргаритой Лути.

В 1514 году папа Лев X назначил Рафаэля главным архитектором собора Св. Петра. Банкир Агостино Чиги, соперничавший с папой в любви к искусствам, как только узнал, что знаменитый художник находится в Риме, сразу предложил ему расписать главную галерею его дворца Фарнезино на берегу Тибра. Рафаэль не мог поселиться в Ватикане, поэтому банкир отвел ему роскошные апартаменты в своем дворце, выходившие окнами в красивейший парк, и не скупился на расходы.

Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу, ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи». Однажды, прогуливаясь по парку в сопровождении ученика Франческо Пенни, он очутился на берегу Тибра, где увидел девушку поразительной красоты. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. Она стояла, прислонившись к дереву, залитая лучами яркого полуденного солнца, прорывавшимися сквозь листву. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку.


Девушка давно мечтала прогуляться по чудесному парку Фарнезино. Рафаэль вызвался проводить ее. «Я нашел наконец Психею!..» - шепнул он по дороге Пенни.

После прогулки художник привел Маргариту в мастерскую. Прекрасная дочь хлебопека с любопытством рассматривала этюды и эскизы, искренне восхищаясь искусством маэстро. На предложение Рафаэля нарисовать ее портрет Маргарита ответила согласием, но ей надо было заручиться согласием отца и жениха.

Упоминание о женихе немного смутило художника, правда, красавица поспешила заметить, что выходит замуж не по любви, а лишь потому, что в 17 лет просто стыдно оставаться в девушках. Да и жених ее - всего лишь пастух в Альбано, владении Агостино Чиги.


Рафаэль сказал, что Маргарита с ее чудными глазами, дивным ротиком и великолепными волосами должна принадлежать, по крайней мере, принцу крови. В благодарность за посещение художник предложил Маргарите превосходное золотое ожерелье, купленное им накануне для куртизанки Андреа, но девушка отказалась принять дорогой подарок. Тогда Рафаэль предложил ей купить ожерелье всего за десять поцелуев. Маргарита взглянула на продавца. Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной... И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев! Вырвавшись из объятий, Маргарита, убегая, крикнула, что, если Рафаэль хочет с ней встретиться завтра, пусть поговорит с отцом.

Рафаэль вошел в пекарню Лути вслед за девушкой и, заплатив 50 золотых монет, получил согласие отца рисовать сколько угодно портретов его дочери. Покладистый родитель, кроме того, пообещал объясниться со своим будущим зятем-пастухом.


Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno - печь, fornaj - пекарь). Дочь пекаря в это время выясняла отношения с женихом Томазо Чинелли, в течение месяца ласкавшего по ночам свою будущую жену. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Томазо упрекнул ее в измене. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля? Девушка, вспылив, ответила, что готова стать кем угодно, чтобы иметь горы золота и избавиться от диких сцен, которые вынуждена выносить, будучи честной женщиной. Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Томазо потребовал, чтобы Маргарита сегодня же торжественно поклялась в церкви выйти за него замуж. На рассвете Томазо и Маргарита были в церкви, где девушка принесла клятву верности жениху, а через несколько дней она дала такую же клятву Рафаэлю.

Этой девушке суждено было стать первой и единственной любовью великого Рафаэля. Он был избалован женщинами, но теперь его сердце принадлежало Форнарине.

Рафаэля, вероятно, ввело в заблуждение ангельское выражение прелестного личика дочери хлебопека. Сколько раз, ослепленный любовью, он изображал эту очаровательную головку! Начиная с 1514 года он писал не только ее портреты, эти шедевры из шедевров, но и создал благодаря ей образы Мадонн и святых, которым будут поклоняться!

На первом сеансе Маргарита позировала для Психеи, украсившую позднее виллу Фарнезино. «О, как ты прекрасна!..» - повторял маэстро при каждом взмахе карандаша. В эту же ночь он посетил Форнарину в ее каморке. В течение пяти часов, до самого рассвета, Франческо Пенни терпеливо ожидал учителя. Наконец тот вернулся восторженный, взволнованный, готовый отдать хлебопеку все, лишь бы Маргарита принадлежала ему одному. На робкий намек ученика об опасности, которую несет в себе неумеренная любовь, художник ответил: «Художник становится талантливее, когда так любит или бывает так любим!.. Любовь удваивает гений!.. Ты увидишь, какие картины я напишу с Маргариты!.. Само небо послало мне ее!»


За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Рафаэль нашел для своей любовницы красивую виллу в одном из римских предместий, купил ей дорогие одежды и осыпал драгоценностями. У нее появились лошади и экипажи. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей. В течение года любовники почти не расставались. Рафаэль никого не хотел видеть, никуда не выходил, пренебрегая работами и занятиями с учениками. Папа Лев X начинал выражать недовольство, а Агостино Чиги, огорченный перерывом в работе по украшению дворца, предложил перевезти девушку в Фарнезино. Маргарита сразу согласилась на переезд, надеясь укрыться во дворце от мести жениха Томазо, присылавшего ей гневные письма. Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха.

Рафаэль, в восторге от того, что имеет счастливую возможность соединить любовь с искусством, с жаром принялся за работу, иногда целыми днями оставляя возлюбленную наедине со своими мыслями. И если бы только с мыслями...

И почти 7 лет - до конца своей жизни -Рафаэль оставался ее рабом. Он боготворил Форнарину - это подтверждают лики "Сикстинской мадонны", "Донны Велаты", "Мадонны в кресле", другие работы, для которых моделью служила Маргарита. На полотнах Рафаэля она светится безмятежной небесной красотой. И это взгляд обожавшего ее Рафаэля. Но стоит посмотреть и на портреты Форнарины, выполненные учениками Рафаэля - Джулио Романо или Себастьяно дель Пьомбо. На них изображена более чем заурядная женщина - хитрая и алчная. Вот что значит взгляд влюбленного художника! Рафаэль не замечал, что Маргарита изменяет ему с его приятелями, знакомыми, покровителями, даже с его учениками. Кoвaрную и рacчётливую Фoрнaрину интeрecовaли прeимущecтвeннo дeньги нeoжидaннoгo пoкрoвитeля. Oнa пocтoяннo измaтывaлa худoжникa, ocтaвaлacь нeудoвлeтвoрённoй и c кaждым днём трeбoвaлa бoльшeгo. Юнoму cоздaнию былo мaлo лacк и вocхищeния. Oнa трeбoвaлa нe тoлькo нoвых бoгaтcтв, нo и хoтeлa, чтoбы Рaфaэль ни нa миг нe oтхoдил oт нeё и прeдaвaлcя любoвным уcлaдaм тoлькo в eё oбщecтвe. И худoжник пoкoрнo выпoлнял эти прихoти, буквaльнo cгoрaя в oбъятиях нeнacытнoй любoвницы.

Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Банкир без промедления обвил руками ее гибкий стан и крепко поцеловал ее, после чего начал клясться в любви, умоляя о взаимности. Форнарина потребовала доказательств... В тот же вечер пастуха Томазо доставили в монастырь Санто-Козимо, настоятель которого, двоюродный брат Чиги, за символическое вознаграждение обещал держать пастуха до тех пор, пока не получит приказание освободить его.

В 1518 году Рафаэль принял в число учеников юного болонца Карло Тирабоччи. Вскоре все, кроме маэстро, знали о его любовной связи с Маргаритой. Ученики порвали с Тирабоччи всяческие отношения, посчитав, что тот совершил гнусный проступок. Дело дошло до дуэли, в которой болонец пал, пораженный ударом шпаги Перино-дель-Вага. От Рафаэля скрыли истинную причину поединка, а Форнарина нашла другого поклонника.

Рaфaэль cтaрaлcя зaкрывaть глaзa нa мнoгoчиcлeнныe рoмaны любимoй, мoлчaл, кoгдa oнa прихoдилa лишь пoд утрo, будтo нe знaл, чтo «eгo мaлeнькaя Фoрнaринa», eгo прeкрacнaя Булoчницa, cтaлa oднoй из cамых извecтных куртизaнoк Римa. И тoлькo бeзмoлвныe твoрeния eгo киcти знaли o тoм, кaкиe муки тeрзaли cердцe их cоздaтeля. Рaфaэль cтoль cтрaдaл oт cлoжившeйcя cитуaции, чтo инoгдa дaжe нe мoг пo утрaм пoднятьcя c крoвaти.


Жажда любви, жажда жарких поцелуев и объятий куртизанки, никогда не отказывавшей ему в ласках, вскоре расшатала здоровье гениального художника

Недавно в итальянской печати были опубликованы исследования искусствоведа Донато Бергамино, который попытался объяснить безоглядную и всепоглощающую любовь Рафаэля к Маргарите. И почему она ему изменяла?

Отношение Рафаэля к Маргарите Лути - типичный пример любовной зависимости. Значительно позднее его назовут синдромом Адели - по имени дочери Гюго, которая своей любовью буквально преследовала одного английского офицера. Ни в чем не смея ему отказать, она поставляла ему проституток и терпеливо ожидала в соседней комнате, когда у возлюбленного закончится любовный сеанс. Синдромом Адели страдал и Рафаэль . У Форнарины же было другое заболевание - нимфомания. Ею страдали знаменитая Мессалина, российская императрица Екатерина Великая, французская королева Марго... Форнарина - в их ряду. Рафаэль, никогда не страдавший недостатком тестостерона, все же не мог до конца удовлетворить Маргариту. Он как-то признался: "В жилах моей возлюбленной течет не кровь, а раскаленная лава". Любовный марафон, который у него с Форнариной мог продолжаться по много часов, выматывал художника. Из-за этих любовных подвигов его здоровье вконец истощилось. Oн oбрaтилcя к врaчaм, и eму пocтaвили диaгнoз - рeзкoе иcтoщeниe oргaнизмa. Худoжнику cдeлaли крoвoпуcкaниe, нo мacтeру oт нeгo cтaлo тoлькo хужe. Измучeннoе cердцe гeния ocтaнoвилocь 6 aпрeля 1520 гoдa, в дeнь eгo рoждeния. Ему было только 37 лет!
Так что если к кому и применимо выражение "умер от любви", то это к Рафаэлю.

Скончался Рафаэль в день, когда ему исполнилось 37 лет. Ночью в полубредовом состоянии он отправился искать Маргариту и нашел ее в постели своего ученика. Выгнав того из комнаты, он тут же сам овладел Маргаритой. Она же, в пылу страсти, не сразу заметила, что обожавший ее художник вскоре умер.

Отпевали его в церкви Св. Сикста, под той самой "Сикстинской мадонной", за которую через два века заплатят почти 100 кг золота и увезут в Германию. Но Маргариту на отпевание не пустили - никто не поверил, что она уже давно была тайно венчанной женой гения. Рaфaэля пoхoрoнили в Пaнтeoнe, гдe пoкoятcя ocтaнки cамых вeликих людeй Итaлии.
Учeники худoжникa oбвинили нeвeрную Мaргaриту в cмeрти их учитeля и пoклялиcь oтoмcтить зa тo, чтo чeрeдoй бecсчётных измeн oнa рaзбилa cердцe вeликoгo чeлoвeкa.

Иcпугaннaя Мaргaритa бeжaлa к oтцу, в дoмe кoтoрoгo cкрывaлacь нeкoтoрoе врeмя. Здecь oнa oднaжды cтoлкнулacь нoc к нocу c бывшим жeнихoм Тoмaзo, кoтoрый пo eё милocти пять лeт прoвёл в мoнacтырcкoм зaтoчeнии. Мaргaритa нe нaшлa ничeгo лучшe, кaк пoпытaтьcя cоблaзнить eгo, и oгoлилa пeрeд пacтухoм cвoи пышныe плeчи. Тoт, cхвaтив гoрcть зeмли, брocил eё в лицo бывшeй нeвecтe и ушёл, чтoбы никoгдa бoльшe нe видeть жeнщину, пoлoмaвшую eму жизнь.

Ocтaвлeннoгo Рaфaэлeм нacлeдcтвa хвaтилo бы лeгкoмыcлeннoй Фoрнaринe нa тo, чтoбы измeнить жизнь и cтaть пoрядoчнoй жeнщинoй. Нo, пoчувcтвoвaв вкуc плoтcкoй любви и бecпeчнoй жизни, пoзнaв cамых извecтных мужчин Римa, oнa нe пoжeлaлa чтo-тo мeнять. Дo кoнцa днeй Мaргaритa Лути ocтaвaлacь куртизaнкoй. Умeрлa oнa в мoнacтырe, нo причинa eё cмeрти нeизвecтнa.

Живoпиcныe твoрeния Рaфaэля укрaшaют cамыe знaмeнитыe музeи мирa. Бoлeе тoгo, блaгoдaря им, в чacтнocти, эти музeи и cтaли знaмeнитыми. Миллиoны людeй eжeгoднo зaмирaют в вocхищeнии пeрeд oбрaзoм «Cикcтинcкoй Мaдoнны», дaвнo cтaвшeй глaвным cокрoвищeм Дрeздeнcкoй гaлeрeи. Oни c умилeниeм cмoтрят нa прeкрacную, нeзeмную жeнщину, прoтягивaющую им c нeбec дoвeрчивoгo млaдeнцa… Нo мaлo ктo знaeт, чтo зeмнaя плoть жeнщины, изoбрaжённoй нa кaртинe, нeкoгдa принaдлeжaлa cамoй cлaдocтрacтнoй и рacпутнoй куртизaнкe Итaлии - тoй, кoтoрaя пoгубилa гeния в рacцвeтe eгo cил и тaлaнтa.

Впрoчeм, в литeрaтурe вcтрeчaeтcя и инaя вeрcия oпиcанных cобытий. Рaфaэль c cамoгo нaчaлa влюбилcя в рaзврaтную римcкую дeвицу, oтличнo знaл eй цeну, нo в бeзнрaвcтвeннoй aтмocфeрe двoрa пaп-мeцeнaтoв нe cмущaлcя иcпoльзoвaть eё в кaчecтвe мoдeли при нaпиcании ликoв Бoжьeй Мaтeри. .


Особенности творчества Рафаэля Санти (1483-1520), итальянского художника, мастера графики и архитектуры, представителя живописной умбрийской школы изложены в этой статье.

Рафаэль Санти творчество и основные идеи

Творчество Рафаэля Санти кратко

Творчество воплотило светлые и возвышенные идеалы гуманизма Возрождения. Он прожил короткую, но насыщенную жизнь. И за это время содержание творчества Рафаэля Санти расширилось до создания идеала гармонически развитого, прекрасного человека, находящегося в окружении величавого пейзажа и архитектуры. Обучаясь у Перуджино, будущий художник перенял свободу постановки фигур, плавность линий.

В 17 лет он уже создал ряд картин, полных душевной ясности, гармонии и зрелости – «Мадонна Конестабиле», «Сикстинская Мадонна», «Обручение Марии».

Приехав во Флоренцию, он впитывал в себя знания местных художников, как губка. Основные идеи Рафаэля Санти флорентийского периода были пронизаны лирической темой материнской любви (художник потерял мать в 8 лет). Здесь он создал такие картины: «Мадонна со щегленком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». Все они имели одинаковый тип композиции из фигур младенца Христа, Марии и Крестителя на фоне сельского пейзажа. Мазки художника мягкие, певучие и естественные.

В 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим для росписи Ватиканского дворца. Работал художник над дворцом целых 8 лет, что позволило выдвинуть его в тройку крупнейших мастеров монументального искусства. Отличительная черта Санти – декоративная система фресок с аллегорическими фигурами. Римский период был насыщенный не только на фрески, но и на портретные картины.

Рафаэль Санти достижения в области портретной живописи: он нарисовал портреты папы Льва X, Юлия II, кардинала Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи. Они были острохарактерными и полны жизни.

Но самым величайшим творением мастера остается «Сикстинская мадонна». Это очень глубокий образ, идущей по облакам, Марии на руках с младенцем. Картина излучает безупречную гармонию, динамичное равновесие, плавные линейные очертания, свободу и естественность движений.

Что сделал Рафаэль Санти для искусства?

Он создал свое мировоззрение в искусстве, базировавшееся на его идеях. Последние же были сформулированы на основе трактатов Платона. Его картины из цикла «Мадонны» передают изящество матерей и красоту, а портреты – величие и достоинство, неся в себе печать одухотворенности. Художнику удалось синтезировать два мира: христианский и классический греческий. В этом историки видят основную заслугу Санти перед искусством. «Эллинизированное христианство» вместило в себе опыт предшественников автора, который досконально изучил его. Мастер кисти утвердил новый идеал в искусстве Запада. Ему удалось преобразовать гуманистические идеи в ясные и простые образы, передававшие философские и повседневные понятия.

Подробности Категория: Изобразительное искусство и архитектура эпохи Возрождения (Ренессанс) Опубликовано 21.11.2016 16:55 Просмотров: 2474

Рафаэль Санти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения.

Он был живописцем, графиком, архитектором, поэтом. Некоторые свои рисунки он сопровождал сонетами.
Вот один из сонетов Рафаэля, посвящённый возлюбленной:

Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья.
Едва познал я их очарованье,
Как потерял свободу и покой.
Ни ветер с гор и ни морской прибой
Не справятся с огнём мне в наказанье.
Готов безропотно сносить твой гнёт
И жить рабом, закованным цепями,
А их лишиться – равносильно смерти.
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями
И жертвой стал любовной круговерти.

Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Но для современников сам художник был воплощением добродетели.
Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», - пишет Вазари. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги».
Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. Исчезни всё и останься лишь его творение, оно будет говорить о том времени неослабно восхищающие слова... Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет».

Из биографии Рафаэля Санти (1483-1520)

Рафаэль «Автопортрет» (1509)
Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 г. в семье живописца Джованни Санти.
Урбино – небольшой город в предгорьях Апеннин.

Урбино. Современная фотография
Город и до настоящего времени полностью сохранил со времён Ренессанса свой неповторимый облик, где мало что напоминает о современности. У всех, кто попадает сюда, возникает ощущение, что они перешагнули через века и очутились XV в., когда Урбино ненадолго стал одним из блистательных художественных центров итальянского Возрождения. Италия была в ту пору раздроблена на множество городов-государств.

Дом, где жил Рафаэль
Отец Рафаэля, Джованни Санти, был придворным художником и возглавлял самую известную в Урбино художественную мастерскую. Её здание также сохранилось до наших дней. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла.
Художник покинул Урбино 17-летним юношей.
В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г.). Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино.
В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли», и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.

Рафаэль «Мадонна Солли»
Постепенно Рафаэль вырабатывает свой стиль. Появляются его первые шедевры: «Обручение Девы Марии Иосифу», «Коронование Марии» для алтаря Одди.

Рафаэль «Коронование Марии» (около 1504). Ватиканская пинакотека (Рим)

Флоренция

В 1504 г. Рафаэль впервые посетил Флоренцию, и в следующие 4 года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Во Флоренции Рафэль познакомился с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами. Талантливый ученик воспринял всё лучшее, что увидел в творчестве этих мастеров: у Микеланджело – новую скульптурную трактовку форм человеческого тела, у Леонардо – монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам. За эти годы он создал много картин. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. 1505, Флоренция, галерея Питти) еще носит следы стиля Перуджино, хотя уже отличается от нее композицией и более мягкой светотеневой моделировкой.

Рафаэль «Мадонна Грандука» (ок. 1505). Масло, доска. 84,4х55,9 см. Галерея Питти (Флоренция)
«Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр) отличается более сложной композицией.
Для «Мадонны Каупер» характерны плавность линий и выразительность движений.

Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Масло, доска. 58х43 см. Национальная галерея (Вашингтон)
Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества.
В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Петра в Ватикане. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю» . Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние.
Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение.
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов.

Рим

В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Сюжет росписи: четыре сферы духовной деятельности человека: Теология, Философия, Юриспруденция и Поэзия. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас.
Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).

Рафаэль. Фреска «Афинская школа». 500х770 см. Апостольский дворец (Ватикан)
Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом.
Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ); 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев); 12 – Сократ (древнегреческий философ); 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского); 16 – Диоген (древнегреческий философ); 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик); 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ); 22 R – Апелле́с (древнегреческий живописец, отмечают черты самого Рааэля).

Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа, из Википедии
Далее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы д"Элиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517). Станцы – это парадные комнаты Ватиканского дворца.
Слава художника росла, заказы увеличивались и превосходили реальные возможности Рафаэля, поэтому некоторые работы он перепоручал своим помощникам и ученикам. Одновременно с работой над фресками Рафаэль создавал картоны десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. В Риме художник также украсил фресками виллу банкира Агостино Киджи, который был его покровителем. Вот одна из фресок из греческой мифологии .

Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. 1512). 295х224 см
Нереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Циклоп Полифем, также влюблённый в Галатею, подстерёг Акида и раздавил его скалой; Галатея превратила своего несчастного возлюбленного в прекрасную прозрачную речку. В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену, известную как «похищение Галатеи».
Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. 1514), а также построил погребальную капеллу Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо.
В Ватикане Рафаэль также выполнял заказы церквей на создание алтарных образов.

Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Дерево, темпера. 405х278 см. Ватиканская пинакотека
Последним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Она написана по заказу кардинала Джулио Медичи, будущего папы Климента VII, для алтаря собора Cвятых Юста и Пастора в Нарбонне. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном.
В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля).
Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.

Архитектура

В картине Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504) на заднем плане изображён храм. Считается, что этот написанный на полотне храм – первый шаг Рафаэля в архитектуре.

Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). Дерево, масло. 174-121 см. Пинакотека Брера (Милан)
Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера.
Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. В 1508 г. Браманте получил заказ от папы Юлия II – построить галерею, с которой открывался бы вид на Рим. Эта крытая арочная галерея Ватиканского дворца, ведущая в комнаты папы, расположена во втором этаже, рядом с залом Константина. После смерти Браманте в 1514 г. строительство галереи завершил Рафаэль при папе Льве X. Лоджии Рафаэля, последний крупный монументальный цикл, созданный под его руководством – это ансамбль, объединивший архитектуру, живопись и скульптуру.

Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце
Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512-1520) по стилю близки произведениям Браманте.

Рафаэль. Церковь Сант Элиджо дельи Орефичи

Рисунки

Всего известно около 400 сохранившихся рисунков Рафаэля. Среди них есть как законченные графические произведения, так и подготовительные рисунки, наброски к картинам.

Рафаэль «Голова молодого апостола» (1519-1520). Эскиз к картине «Преображение»
По рисункам Рафаэля созданы гравюры, хотя сам художник гравюрами не занимался. Итальянский гравёр Маркантонио Раймонди ещё при жизни Рафаэля создал много гравюр по его работам, причём рисунки для гравюр выбирал сам автор. И после смерти Рафаэля создавались гравюры по его рисункам.

Рафаэль «Лукреция»


Маркантонио Раймонди «Лукреция» (гравюра по рисунку Рафаэля)
Рафаэль умер в Риме 6 апреля 1520 г. в возрасте 37 лет, предположительно от римской лихорадки, которой заразился во время посещения раскопок. Похоронен в Пантеоне . На его гробнице эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Саркофаг Рафаэля в Пантеоне