Репертуар на день славянской письменности. В россии отметят день славянской письменности и культуры

(13 голосов : 4.0 из 5 )

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная , по выражению святого , не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан : поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Зачем в Церкви так много обрядов? Неужели нельзя служить Богу просто, без лишних видимых действий?

Вообще, человеческое мышление уже само по себе связано с определенными знаками и символами, как способами внешнего выражения. Например, слово есть выраженная посредством звука мысль» а многие наши жесты есть выражение наших эмоций или нашего настроения. Тем более, когда речь идет об истинах мира духовного, выразить их в нашем мире можно только посредством символических действий - обрядов. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены дьявол и грех.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться тем, что выше земных чувств и измерений. Так, возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира. Как прекрасно молиться вечером при огне свечи или лампады! Окропление святой водой своего жилья есть приобщение его к святыни Церкви, известно, как после этого в домах, подверженных действию нечистой силы, все умиротворяется.

Обилие церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. Видимые богослужебные действия и предметы церковного быта заключают в себе глубокие благодатные символы, как выражение духовно совершающегося в частности, каждение храма и молящихся людей святым ладаном символизирует обилие благодати Духа Святого, обитающего в храме и осеняющего молящихся. А помазание во время Всенощного бдения верующих святым елеем означает небесное благословение, подаваемое на богослужении.

Ничто в богослужении не является случайным - ни гимнография, ни видимые действия. Ведь человеку свойственно стремление к творчеству, и потому свои религиозные чувства и мысли он выражает в молитвах и песнопениях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуждается в куда меньшем обосновании, нежели бытие души), то свои религиозные чувства мы выражаем посредством поклонов, коленопреклонений и уже упомянутого крестного знамения. А если достаточно только в душе служить Богу, то зачем Бог даровал нам еще и тело? Не напрасно в Священном Писании сказано: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий ().

Соблюдая уже сложившуюся традицию, например, посещением храма в положенной одежде, мы выражаем наше уважение к храму и к тем, кто освятил эту традицию собственной благочестивой жизнью. Эти обряды соблюдали не только святые подвижники, но и цари, и знаменитые общественные деятели, и великие ученые - последуем же за ними.

Один знакомый батюшка в метро как-то встретился с последователями секты свидетелей Иеговы - парнем и девушкой. Парень сразу же начал доказывать, что все наши обряды суть внешнее и ненужное, что главное, чтобы вера была в душе. Священник внимательно выслушал, а затем искренно спросил: «Это ваша девушка? Наверное, вы любите друг друга? Может быть, станете одной семьей?» Когда они одобрительно кивнули, батюшка обратился к девушке: «Если он вам дарит цветы и оказывает знаки внимания, то не придавайте этому никакого значения — это все внешнее; и если он старается быть обходительным в своем общении с вами, то тоже не обращайте внимания, ведь это внешнее; и если он, готовясь к встрече с вами, следит за своим внешним обликом, старается достойно выглядеть, то это все тоже внешнее и ненужное, а главное, чтобы только в сердце была любовь». Глубокое недоумение и даже небольшое прозрение теперь были видны на лицах молодых людей. Парень не нашел, что ответить, и кто знает, может быть, в глубинах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заметим: в человеческом естестве душа тесно соединена с телом, так что даже исключительно духовные чувства - вера, благоговение, покаяние, богопочитание и другое выражаются вовне посредством видимых обрядов, знаков и действий.

Из кн. «Во что мы веруем». - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный ). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чём смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Многие века лучшие головы пытались найти обоснованную версию повода генерации паранормального умозаключения человека и понять религию как модель общественного мнения. Возникнув на начальной стадии прогресса человечества и зрея веками на основе неправильного воссоздания в разуме истинных явлений в природе и обществе, религиозные верования и обряды искажали восприятие мироздания и потустороннего существования, туманили умы. Укрепляясь в воспоминании поколений, верование стало частью культурного резерва общественности. В процессе совершенствования возникали религии не только людей, из которых вышел Провидец. Новые вероучения заполнили души населения разных государств: христианство, ислам и буддизм стали мировыми верованиями.

Определение термина

Религиозный обряд - священнодействие, осуществляемое по сложившемуся чину священником, является проявлением внутренней сути традиции во внешнем выражении. Церемония посылает благословение на все жизненные и духовные моменты человеческого бытия, имеет освещающее, укрепляющее и обновляющее влияние на душу и тело, направлена на достижение цели для свершения или упреждения событий, природных катаклизмов.

Подвиды

Религиозные обряды можно разделить на три вида:

  1. Богослужебные - это таинство, которое является составным элементом церковной литургии: освещение хлеба и воды, вынос святой плащаницы, причастие и др.
  2. Символические - действо, выражающее разные общие религиозные концепции, открывающие путь к общению с Богом. Например, крестное знамение, являясь символом крестных мучений Христа, одновременно служит средством защиты от инфернальных сил тайнодействия.
  3. Совершение религиозных обрядов на людские потребы - одобрение на учение, поездку, поминовение усопших, освещение помещений, вещей.

Что такое ритуалы?

Религиозные обряды и ритуалы зарождались в древности, некоторые сохранились до наших времен. Отличие ритуала от обряда состоит в том, что одна и та же треба производится периодически для свершения соединения с Богом. Цель проведения ритуалов заключалась в помощи при разных событиях человечества. Так, у первобытных племен существовал порядок на удачу. Перед охотой они поражали копьями нарисованных животных. Примерно тогда же появился ритуал погребения усопших, которое предполагало последовательность действий, обеспечивающих связь с загробным миром. Со временем ритуалы модернизировались, у всех религий сформировались действа единичного, ежедневного, некоторые календарного характера.

В любой вере таинство разделяется по степени ценности и важности, при этом простые предметы обретают сверхъестественные функции. Обычный хлеб после пресуществления становится Телом Христовым и носителем благодати. Наряду действуют ритуалы, которые не предусматривают такой миссии, они носят показную установку. Например, баптисты воспринимают крещение как иллюстрацию смерти Христа для спасения людей, где участник возрожден благодаря публичному покаянию.

Какие бывают ритуалы?

Ритуалы подразделяют по функциональному признаку:

  • результативные - проникновение в реальность божественной силы;
  • иллюстративные - демонстрация имевших место эпизодов или абстрактных догматических фактов;
  • обязательные - делятся на одновременные и неодновременные.

Как обряды и ритуалы связаны с религией?

Древние люди пытались разобраться в причинно-следственной связи природных явлений, задавались вопросами о том, почему идет дождь и восходит солнце. Они одушевляли окружающую действительность, считали, что миром управляют добрые и злые духи, поклоняясь им как богам.

Существует много толкований термина «язычество», науковеды считают, что это религия, другие трактуют как образ жизни определенной народности, третьи интерпретируют как фольклорный элемент. Верование было широко распространено, но особенно культивировалось на Руси и на территории Скандинавии. В Древнем славянском мире управление осуществлялось богами. Следует отметить, что они не были разобщены. Боги составляли структурированную систему в иерархической лестнице, где каждый выполнял свои функции, они подчинялись верховному Творцу. В христианстве термин применяют при противопоставлении вере многим богам единобожию.

Что произошло с приходом христианства?

В I веке н. э. зародилось христианство. Религиоведы признают факт, что более 2000 лет назад в Назарете родился мальчик, впоследствии ставший проповедником. Последователи Иисуса признают версию непорочного зачатия девы Марии от Святого духа и чтят его как Мессию. Суть религии заключается в почитании одному Божеству.

Возникновение христианства имело идеологическую основу, идейным источником стал иудаизм. Произошло переосмысление учения иудаизма о монотеизме, мессианстве. Ветхозаветная традиция не утратила своей значимости, получила новую трактовку. Для христиан Библия служит непререкаемым авторитетом. Иисус был основателем кодекса моральных правил, ставших основой мировоззрений нового поколения.

С недавних пор День славянской письменности и культуры в нашей стране — официальное государственное торжество с крупными мероприятиями на Красной площади. Третий год подряд Северо-Западное викариатство и Департамент образования Москвы проводят к этому празднику собственный праздник — окружной фестиваль для школ. И хотя тема остается прежней — славянская культура, азбука, Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий — удивительным образом каждый год фестиваль дарит все новые и новые открытия.

Таинственные письмена и добро в шкатулках

Фестиваль проходит в несколько этапов. Первый — открытые уроки по теме праздника — уже традиционно проводится в любезно распахивающей в этот день свои двери гимназии № 1538 на Пятницком шоссе в Митино. И каждый раз эти уроки становятся увлекательным путешествием в историю славянской письменности, полным открытий для любознательных ребят.

Особый, живой интерес у современных школьников всегда вызывает... нет, не интернет и он-лайн игры, а возможность что-то делать своими руками, параллельно разгадывая тайны. Поэтому такой сосредоточенностью отличался урок-мастерская «Глаголица. Тайнопись», на котором дети при помощи настоящих чернил и деревянной палочки воспроизводили на бумаге свои имена глаголицей. И весть о том, что «таинственный шифр»-глаголицу им отдадут на дом, вызвала восхищенное «ура!» за партами в классе.

Конечно, на каждом уроке упоминались главные герои праздника — Святые Равноапостольные Кирилл и Мефодий, подарившие нам азбуку. И на уроке-путешествии по следам Святых Первоучителей словенских, и в необычной «археологической экспедиции» с созданием собственной книги, и на уроке «Слово в языке и речи», где дети сначала при помощи кириллицы расшифровывали тему занятия, а потом с удивлением узнали о родственной связи слов «изба» и «истопить».

Такие мероприятия становятся и нравственным уроком. Например, когда на занятиях «Вначале было слово» и «Живое слово мудрости духовной» ребята складывают в специальные шкатулочки добрые слова, которыми можно оживить и подарить радость. К счастью, таких слов наши дети знают много, хотя и вспоминают не быстро.

Новинкой этого года стали уроки, которые проводились в старшей школе — 6-х и 7-х классах. Причем открытием они оказались и для самих ребят. Многое из того, что они услышали о таинстве зарождения церковнославянской письменности, стало для них настоящим откровением.

Когда культура оживает

Финальный день фестиваля — грандиозный праздник, на котором все, чем богата наша культура, оживает и щедро делится с миром. 23 мая в гимназии № 1517 на Живописной улице тепла и света было столько, что даже местные мамы с колясками пришли поинтересоваться: что же происходит в школе? И интересоваться было чем! Выставка детских рисунков, песни, игры и хороводы на свежем воздухе, чай с угощениями, мастер-классы по народным куклам, валянию из шерсти, квиллингу, бумажных буквицам и тестопластике и благотворительная ярмарка в пользу центра «Турмалин», где помогают людям с особенностями развития найти любимое дело и свое место в жизни.

Ансамбль гусляров в роскошных костюмах живо продемонстрировал зрителям, как современно, ярко и радостно может звучать старинный русский инструмент. Энергичные белорусские танцы от хореографических коллективов «Виртус» и «Лучинушка» навели на мысль, что в скором будущем именно такие движения и костюмы вполне смогут заменить собой хип-хоп и брейк-данс на танцорах. А зажигательные выступления фольклорной студии «Грушица» и ансамбля «Забавушка» с народными песнями заставили зрителей в зале не только аплодировать, но и подпевать и даже приплясывать в такт.

Выступления вокальных и танцевальных коллективов перемежались... стихами. В фестивале приняли участие лауреаты конкурса чтецов русской духовной поэзии, очный тур которого 16 мая прошел на базе школы 1874. И как же волнующе звучали слова молитвы Ефрема Сирина из стихотворения Пушкина «Отцы-пустынники...», «Сочельник» Блока и «Сретение» Бродского из уст школьников-победителей конкурса.

Завершили концерт роскошный хоровод, запуск в небо разноцветных шаров и награждение участников фестиваля.

Кстати, даже сам концерт стал для зрителей наглядным уроком церковнославянского языка. Благодаря «гостье из прошлого» в древнерусском костюме, которая в самом начале праздника потеряла азбуку, подаренную Святыми братьями, и с помощью концертных номеров пыталась ее вернуть. Именно поэтому между номерами на экране демонстрировались буквицы кириллицы с пояснением их значения, звучания и особенностей обозначения на письме. Так азбука, которой был посвящен фестиваль, ожила и превратилась в настоящий праздник культуры, письменности и наших родных традиций.

Во всех славянских странах завтра, 24 мая, отмечается День славянской письменности и культуры. В Москве центром празднования станет Красная площадь - там в 13.00 начнётся концерт хоровых коллективов.

Основной идеей праздника в этом году станет тема духовного единства, сплочения славянских народов и почитания великого культурного наследия. В Москве приветственным обращением торжества откроет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Перед этим в Храме Христа Спасителя он совершит Божественную литургию в память святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

В большом праздничном концерте «Я, ты, он, она - вместе целая страна…» выступят 35 детских и молодёжных академических хоровых коллективов. Певица Полина Гагарина в сопровождении Большого сводного московского хора, который объединит около 1200 человек, споёт свою знаменитую песню «Миллион голосов».

А предварит песенную программу исполнение духовных сочинений замечательных русских композиторов Кастальского, Чайковского, Прокофьева, Свиридова. Завершится торжественный концерт величественным патриотическим гимном «Славься!» на музыку Глинки из оперы «Иван Сусанин».

Ряд праздничных мероприятий запланированы к этой дате и в Восточном округе. Участие в них примут учреждения образования, культуры, социальной сферы.

Так, в День славянской письменности и культуры, 24 мая, в 15.00 в библиотеке № 84 (улица Щербаковская, дом 54, Соколиная гора) начнётся программа под названием «Слов русских золотая россыпь». В её рамках в актовом зале будет проведён тематический обзор-презентация. «Открытый микрофон» пригласит всех желающих поучаствовать в поэтических чтениях. Украсит праздник выступление коллектива сольного пения «Бельканто».

24 мая в 13.30 в отделении дневного пребывания «Преображенское» ТЦСО «Сокольники» (улица Халтуринская, дом 18, Преображенское) лекцию-беседу, посвящённую Дню славянской письменности и культуры, проведёт научный сотрудник, историк Павел Краснов.

27 мая в 15.00 в отделе искусств библиотеки № 79 имени Б.А. Лавренёва (улица Средняя Первомайская, дом 38/7, Восточное Измайлово) состоится концерт «Диво дивное – песня русская». Программу подготовил музыкальный клуб «Мелодия». Перед слушателями выступит исполнительница народных песен Любовь Гунбина.

Вход на все мероприятий свободный.

Елена Птицына
Фото: открытые источники