Праздник славянской письменности и культуры. День славянской письменности и культуры

На Руси девушкам говорили: «Выходя замуж, помни, что ты выходишь за мужчину и за его род».

По старинным традициям, собрав как можно больше гостей вокруг, родители заявляют:

«Наша дочь покидает отеческий род и переходит в семью мужа».

Традиция несет важную функцию: дает осознать девушке, что ее дом отныне в другой стороне, и пришло время проститься с родными. В современном мире это действо уже утеряно, остался лишь небольшой отголосок – принятие невестой фамилии рода мужа.

Значительное место в любой религиозной системе занимает религиозный культ. Само слово "культ" (от лат. сииз - поклонение, почитание) говорит о том, что составляет содержание этого понятия. Под культом понимается религиозное почитание различных предметов.

Сверхъестественных существ, в форме обрядов, таинств, праздников, жертвоприношений и т. п. С их помощью, как полагают верующие, можно "вступить в контакт" с богом, "святыми" или иными сверxу естественными силами, умилостивить их, заручиться...

Ситуация с отображением вопросов религиозного сектантства, и сугубо вероучительных, и связанных с другими конфессиями и светским обществом, в современной российской журналистике крайне неоднозначна и сложна.

Во многом это связано с непростой российской историей, как дореволюционной, так и постсоветской.

Проблем в этой области не существовало лишь в советский период, когда журналистика являлась верным орудием правящей партии и рупором ее идей.

Явление российского религиозного сектантства...

Более десятилетия назад в России стали возникать религиозные организации и группы, большинство из которых никогда ранее здесь не было.

За рубежом с таким явлением в 60-е годы столкнулись США, а затем страны Западной Европы.

В СССР и впоследствии в Российской Федерации религиозные новообразования появлялись и распространялись в результате усилия иностранных миссионеров, некоторые же неорелигиозные объединения зарождались и на российской почве.

Сразу же после появления новых религиозных...

Переходим теперь к тем аспектам греческой религии, которые были названы "высшими" - хотя для такого их обозначения в отличие от разобранных в предыдущем требовалось некоторое отступничество от матери-Земли. И здесь первое слово принадлежит религиозному освящению человеческого общежития - т.е., с одной стороны, семьи, рода и колена, с другой - кружка и корпорации, далее - города, государства, Эллады, человечества.

В центре семьи, т.е. объединенной общностью дома и крова ячейки гражданского...

Секты или сектантские группы существовали еще в отдалённом античном прошлом. Влияние сект на людей огромно. Особенно это положение распространяется на людей не знакомых с традиционными религиями и позволившими себя воодушевить появляющимися у них во время пребывания в сектах видениями рая.

Всегда находились люди, предлагавшие себя другим в качестве спасителей человечества и легко находившие большое количество легковерных, примыкающих к ним и верящим им.

Секты оперировали в прошлом и...

Наиболее распространенным обрядом в иудаизме является молитва. Сила молитвы, по представлению верующих, так велика, что с ее помощью можно совершать любое чудо. В представлении верующих евреев молитвенное слово и песнопение достигают неба и влияют на решение небожителей.

Раввины предписывают верующим ежедневно во время утренней молитвы (кроме субботы и праздников) надевать на лоб и левую руку тефил-лин, или филактерии. Тефиллин представляет собой два плотно закрытых ящика кубической формы с...

Что такое секта?

Это главный вопрос. Словом «секта» в России называют едва ли не любое религиозное движение, исповедующее что-либо кроме так называемых «традиционных религий» - православия и некоторых направлений ислама, иудаизма и буддизма.

Другие направления этих же религий могут называть «сектами» (например, христиан-баптистов или буддистов, не связанных с традиционными общинами Бурятии и Калмыкии). Фактически сейчас многие ученые-религиоведы считают слово «секта» оскорбительным...

Продолжение конспекта.

Религия не может существовать без действий, потому что деятельность - неотъемлемая часть человеческого существования.

Стержень религиозных действий - культ. Культ и культура - однокоренные слова. В основе культуры лежит именно культ. Первоначально слово имело сельскохозяйственный смысл и означало обработку земли (см. записи ранее).

Философы спорят, что первично - религия или культ. Материалисты считают, что религия - часть культуры.

Культ - почитание, возделывание, уход. Люди молятся, обращаются мысленно и словесно к богам, приносят богам дары и жертвы.

Наиболее распространенное действие - обряд (корень "ряд" - определенный порядок действий).

Все религии имеют обряды, которые делятся на магические, мистические и символические.

1. Магия = волшебство. Т.е. что-то, что физически меняется в мире от каких-то действий. Шаман над умирающим/больным что-то делает и тот выздоравливает - это магия. Магические обряды характерны для очень древних религий. Жрецы что-то делали, чтобы шел дождь, например.

В славянском цикле очень тесно связаны с природой. У славян период святок совпадал с периодом ухода солнца, и они думали, что они должны что-то сделать, чтобы солнце опять появилось и день прибавился. Характерны непотребные для нас нынешних действия (презрение к смерти, например, вернет жизнь и/или сделает ее более счастливой).

Большинство современных религий отвергает магию. Когда совершается магический обряд, человек берет на себя функцию бога (повернуть солнце, воскресить кого-то, вылечить и прочее). А большинство современных религий учат. что человек не может считать себя богом. Хотя элементы магии есть во многих религиях.

2. Мистика = что-то непонятное, неосознаваемое разумом. Отличается от магии тем, что в результате действий физические свойства остаются неизменны.

Пример. В христианстве есть таинство - эвхористия, когда верующие в храме принимают вино и хлеб как кровь и тело Христово. Физические свойства вина и хлеба не меняются, но для верующих происходит "претворение", в их понимании меняется сущность предмета.

3. А у протестантов (3я, самая поздняя ветвь христианства) отрицают мистику вообще. Этот обряд у них существует, но он предназначен для того, чтобы верующие вспомнили, что там с Христом происходило, заменяют вино красным соком. Это символический обряд.

Различие между обрядом и таинством. Таинство - то, что совершал сам Христос или то, что с ним связано (сказал на тайной вечере про вино и хлеб, брак, т.к. он в этом участвовал, священство, т.к. участвовал и передавал своим апостолам и прочее). А обряд - то, что потом создали люди (освящение дома, машины "освящается колесница сия").

***Настоящие православные - только те, кто причащается.

Характерно только для православных и католиков (и части протестантов). В других религиях разделения на таинство и обряды не существует.

Наличие религиозного искусства необходимый элемент всех религий. Свой звук, художественные и архитектурные образы (каждый элементы в здании несет смысл) по определенным правилам. Эти правила называются канонами.

Бывают более или менее строгие. Закрепощали художника? Нет, так как считалось, что через художника говорит бог, а художник только проводник. С одной стороны, ограничивали художника, а с другой - отсекали все лишнее.

В православной церкви нет музыкальных инструментов. Только голос может звучать. Причем, только особым образом. Когда-то за музыку вообще, не только в церкви на Руси могли посадить на кол (судя по изображению органа на стене Софийского собора, так было не всегда, когда-то не было большого разделения между православной и католической церковью.

В древнерусской музыке (вообще или церковной???) не было нотной записи - т.н. "крюковые" записи. Одноголосие. Вся древнерусская (то же) музыка очень заунывная. Т.к. предполагалось духовное сосредоточение. Не слушать музыку приходили, а разговаривать с богом и музыка не должна была отвлекать. Поэтому же икона была плоской (изображение).

Религиозные объединения

Глава II. Религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

Вероисповедание;

Совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.

Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ в пункт 1 статьи 7 настоящего Федерального закона внесены изменения

Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 261-ФЗ пункт 2 статьи 7 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.



В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.

Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Приведут в соответствие с Конституцией РФ . Министерство юстиции РФ уточнило места, где можно проводить религиозные обряды. Ведомство подготовило проект соответствующего закона. Документ устанавливает, какие действия относятся к религиозным обрядам и где они могут проходить без согласования с властями.

Законопроект предусматривает внесение изменений в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ . В соответствии с поправками пункт 1 предлагается изложить в следующей редакции:

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Кроме того, в пункте 2 детально прописано, где можно проводить церемонии:

Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях

При этом в законопроекте уточняется, что публичные религиозные обряды и церемонии в других местах проводятся исключительно по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ или с органами МСУ.

Поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» вносятся в соответствии с постановлением Конституционного суда . Судебная инстанция признала положения документа не соответствующими Основному закону . Жалоба поступила от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать - Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Другие силы природы также являются духами. Не вся природа обожествлена у шошонов, но определенные природные феномены, такие, как горы и озера, связываются с конкретными духами. Мать-Земля - один из наиболее важных духов, которому совершаются приношения во время «пляски солнца» и других религиозных обрядов. Как мы увидим далее, воздвижение жилища во время церемонии «пляски солнца» символизирует воссоздание мира, макрокосма.

Места обитания духов священны, а некоторые из них так населены злыми духами, что посещать их опасно для человека: к священным или опасным местам приближаются, предприняв меры предосторожности, или вовсе избегают их. Некоторые из них особенно священны или опасны, но, как правило, кочевая традиция шошонов предполагает, что такие места встречаются по всей территории; не носят священного характера дом или постоянное место обитания индейцев, например деревня. Сверхъестественные существа могут появляться в любое время и в любом месте, и человек всегда должен быть готов распознать их и оказать им знак уважения. В любом случае шошоны должны жить в гармонии с этими духами, уважая их и обращаясь к ним в своих молитвах и заклинаниях, почитая священные места и избегая опасные.

Рис. 3. Религиозный путь шошонов

Существуют специальные правила, такие, как запрет произносить настоящее имя Тетонских пиков или указывать на них пальцем. Почитание духов и священных мест приносит удачу в жизни; пренебрежение к ним навлекает несчастья.

Эти духи и священные места важны, но стержнем религии шошонов является понятие пуха или сверхъестественной силы духа покровителя, которую индеец может получить через ритуал поиска видения или во сне. Как постоянно подчеркивалось, гибкость религии шошонов проистекает в основном вследствие акцента на приспособление ритуалов и верований к новым откровениям, полученным при общении с духами в видениях или снах. В старые времена каждый мужчина должен был выполнять ритуал поиска общения с духом-покровителем, подвергая себя продолжительным и трудным испытаниям; позднее на первый план, как средство получения сверхъестественной силы, вышли естественные сновидения. Религиозные лидеры шошонов являются «обладателями силы» - это знахари, визионарии и шаманы, получившие свои сверхъестественные способности обычно после тяжелого испытания в ритуале поиска видения или в «пляске солнца». Эти религиозные фигуры обладают способностью лечить людей, принимают лидерство в важнейших ритуальных церемониях, таких, как «пляска солнца», и освящают начало охоты. Сущность шошонской религии состоит в оказании почета и уважения духам и священным местам с одновременными поисками сверхъестественной силы в видениях и снах. Следует отметить, что, хотя эти поиски носят индивидуальный характер, полученная сила обычно обращается на пользу всему сообществу, как это видно в коллективном благословении в «пляске солнца» или помощи знахаря-«антилоповеда» при совместной охоте.

Как мы уже упоминали, религии американских индейцев представляют острый контраст в сравнении с мировыми религиями, потому что они не основаны на заветах определенного основателя и не организованы в соответствии с письменными традициями и теологическими догмами. Американские религии строятся на базе устных традиций и открытости для новых откровений и видений. Шошонская традиция является хорошим примером этой тенденции к большей гибкости и подвижности религиозной жизни. Однако тот факт, что религия шошонов не имеет конкретного основателя или письменно зафиксированной доктрины или кредо, не должен приводить нас к заключению, что эта религия непоследовательна или бессвязна. Шошонская религия, как и другие американские индейские религии, имеет логическую систему, строго уложенную в специфическую структуру верований и практики.

Религиозная структура шошонов может быть проиллюстрирована рис. 3. В верхней ее точке находятся высшие мировые силы, возглавляемые Там Ало. Ниже Там Апо располагаются различные духи и конкретные силы, а также сама сверхъестественная сила (пуха); еще ниже - люди и их жизнь. Центр схемы - сосредоточение всех божественных сил, слева - их уменьшение, а справа - увеличение. Слева от центра, начиная сверху, мы находим койота (героя мифов) и враждебных духов, а также такие условия, как ритуальная нечистота, которые ведут к недостатку или потере силы и к неудачам на охоте, болезням или наказаниям. Справа от центра мы находим добрых духов и духов-покровителей, а также ритуалы, такие, как «пляска солнца», и средства, такие, как сны и видения, для достижения общей или индивидуальной сверхъестественной силы (и возможности стать удачливым охотником или знахарем). В общем говоря, схема основана на двух главных акцентах мира шошонов максимального усиления божественной силы и минимального ее снижения. Эта диаграмма станет яснее, если ее проиллюстрировать конкретным примером шошонской религиозной жизни, как это будет сделано в следующей главе; структура религии шошонов может также интерпретироваться как общий образ жизни.

Мировоззрение шошонов основано на том понятии, что люди живут в этом мире и должны бережно использовать его, выполняя свои роли мужа и жены и членов племени. Успех их жизни зависит от отношения к верховному существу (Там Апо, «Отцу Нашему»), благословения духами и воздержания от ритуальной нечистоты. Высшая фигура в шошонской картине мира - верховное существо, Там Апо, управляющий миром и обновляющий его каждый год В центре этой картины лежит пуха, или сила. Многие духи атмосферы и природы владеют этой силой, но они менее могущественны, чем верховное существо. Некоторые из этих духов, такие, как духи воды, враждебно настроены и опасны, другие могут покровительствовать. Божества-покровители полезны, потому что они могут дарить сверхъестественную силу непосредственно человеку.

Характер жизни человека зависит от того, как он относится к различным силам мира. Если люди правильно построили свое общение с верховным существом и другими силами Вселенной, то их благополучие более устойчиво; ритуалы, такие, как «пляска солнца», и общая ритуальная чистота дают возможность индивидам, обществу и миру войти в контакт с этими силами и испытать омоложение или обновление сущности. Отдельные люди могут быть одарены сверхъестественной силой в сновидениях или через поиски видения (получение силы пуха). Люди, получившие такую силу, называются знахарями (пухаганами). Они становятся удачливыми охотниками и врачевателями.

С другой стороны, связь людей с различными духами и силами мира может быть негативной вследствие неправильного поведения и нарушения норм жизни племени. Иначе говоря, неучастие в ритуале «пляски солнца» и других церемониях означает, что человек теряет возможность укрепить здоровье, благополучие и личную силу Если человек пытается вступить в контакт с духами нечистым (особенно в связи с менструацией или смертью), он может быть наказан ими. Некоторые духи, такие, как духи воды, часто недоброжелательны, их следует избегать, потому что они могут причинить вред. Когда духи атмосферы и природы не встречают почтительного отношения к себе, они могут напасть на человека. Некоторые места особенно священны или опасны, к ним следует приближаться с почтением или избегать их, потому что они могут таить в себе угрозу благополучию и жизни человека. Все эти примеры негативного поведения, выраженные либо отказом участвовать в ритуале, либо совершением неблаговидных поступков, приводят к ослаблению или потере силы. У шошонов это означает быть плохим охотником, больным или ущербным в каком-нибудь другом отношении человеком.

Динамика религии шошонов: ритуалы изменения человека, «пляска солнца», врачевание

многие идеи и понятия сверхъестественного не являются для шошонов просто философскими категориями - инструментами мышления для объяснения окружающего мира, хотя они, конечно, отдают дань этой интеллектуальной традиции. Эти идеи «проживаются», пропускаются ими через себя в повседневном опыте, «создаются танцем», как выразился великий европейский ученый Р. Р. Маретт в начале этого столетия. Понятия сверхъестественного связаны с повседневной жизнью, обрядами и наблюдениями.

Здесь, однако, следует быть осторожным, чтобы не прийти к поспешным заключениям. Верования трансформируются в ритуальную жизнь, но мифы - нет. Мы видели, как мифология расходится с религиозными убеждениями и верой, иногда даже противоречит им. Мифология представляет более старое мировоззрение и, таким образом, не отражает, за некоторым исключением, повседневную религиозную реальность. Например, ритуал «пляски солнца» имеет в основе своего происхождения легенду - встречу сверхъестественного с простыми смертными в исторические, как это описывается, времена. Однако нет никакого мифа или повествования о божественных решениях в отдаленные мифические времена. «Пляска солнца» представляет собой творение религии племен прерий и не имеет ничего общего с мифологией, созданной в те времена, когда шошоны были частью культуры Большого бассейна.

В этой связи мы должны отметить, что у шошонов относительно немного ритуалов, в сравнении, скажем, с зуни. Как индейцы-охотники, они сконцентрировались на ритуалах изменения человека, излечения и благодарения. Первоначальный ритуал благодарения трансформировался в «пляску солнца» индейцев прерий, которая, по сути, является церемонией той же направленности, но только более усложненной.

Мы можем поинтересоваться, что же стало с анималистическим ритуализмом, столь характерным для охотничьих племен севера континента. Ответ в том, что он все еще существует у шошонов, но в рудиментарном состоянии. Мифология дает многочисленные примеры воскрешения убитых зверей из сохраненных и сложенных упорядоченным образом костей; иногда требуется, чтобы кости были брошены в воду. Есть также легенда о знахаре со сверхъестественной силой, полученной от бизона, который выстроил на земле круг из бизоньих черепов, спел им песню и попросил их подняться. Тогда бизоны воскресли, и было их в десять раз больше, чем до этого.

Этот миф в действительности отражает то, что произошло с анималистическим ритуализмом: он был видоизменен так, чтобы соответствовать доминирующей религиозной структуре, визионарному комплексу. Визионарий, знахарь, пухаган взяли на себя роль, прежде исполняемую «хозяином-покровителем» вида, и ввели в действие таинственный механизм, который мы иногда называем магией. Визионарный комплекс, то есть общение с духами через видения и сны, развился столь сильно, что практически вытеснил ритуализм с животными и веру в сверхъестественных покровителей видов живот-ных16. Даже культ медведя оказался в забвении. Остались лишь рассказы о таинственных способностях медведя, его сильной пуха, которая может превратить человека со сверхъестественной силой, полученной от медведя, в самого этого зверя, и даруемой им знахарской силе.

Ритуалы, сохранившиеся в шошонской религии, очень просты, за исключением «пляски солнца», которая, конечно, не шошонского происхождения (хотя сами шошоны утверждают обратное). Этот ритуал отражает богатый ритуализм индейцев прерий, хотя и модифицированный так, чтобы удовлетворять вкусу шошонов.

Ритуалы изменения человека: полового созревания, рождения и смерти

Ритуалы изменения человека - обряды, обозначающие критические вехи его развития, - были названы Арнольдом ван Геннепом ритуалами перехода. Согласно Геннепу, основными фазами каждого ритуала перехода являются сначала разделение, затем переход, потом включение или присоединение, и эти фазы отмечают переход индивидуума из одного состояния существования (или ранга, или престижа) в другое17. Таким образом, у шошонов Винд Ривер половое созревание, рождение ребенка и смерть сопровождаются обрядами перехода. В этом контексте можно упомянуть ритуалы болезни, но они заслуживают внимания в первую очередь в связи со знахарями, поэтому здесь мы их опустим.

Обряды полового созревания для девочек и для мальчиков различаются или различались, но оба типа предназначались для того, чтобы подготовить их к переходу к взрослой жизни с ее испытаниями и ответственностью. Мальчики не занимаются поисками видений (как это есть в индейских культурах севера и востока Северной Америки), но участвуют в «пляске солнца», обычно по собственной инициативе. Однако сегодня мотивы их участия приняли в основном социальный характер: показать другим мальчикам свою силу и выносливость и, конечно, произвести впечатление на девочек. В некотором смысле их участие в «пляске солнца» заменяет ритуал поиска видения - знака достижения совершеннолетия.

Для девочек половая зрелость официально начиналась с приходом менструаций18, что рассматривалось как состояние нечистоты, очень опасное для мужчин. Менструирующую девочку помещают в вигвам из ветвей или (в более поздние времена) в деревянный сарай, находящийся на расстоянии броска камня от поселка. Она воздерживается от употребления в пищу мяса, но может есть корешки и пить воду. Спустя несколько дней девушка вновь появляется в деревне, одетая в новую одежду и раскрашенная. Один индеец пожаловался мне, что этот обычай сейчас не соблюдается строго, и, как следствие, люди не испытывают чистых видений и снов и не получают духовную силу.