Дворец где хранят плащ. Очень древний дворец топкапы

Семья, почти столь же древняя, как и сама исламская история, заботится о священном плаще еще с 7 века. TRT World посетил мечеть, в которой хранится плащ Пророка Мухаммада (САВ) и поговорил с семьей, которая его оберегает.

Сотни людей собрались у входа в мечеть в древнем стамбульском районе Фатих в ветреный день Рамадана в мае.

Снаружи лавочники торговали финиками и бутылками с – водой, которая вытекает из подземного источника в Мекке.

Из динамиков, прикрепленных к мечети, громко доносилось чтение молитвы, и женщины в платках и мужчины в шапочках торопливо стремились внутрь со смесью благоговения и волнения на их лицах.

Каждый год тысячи верующих со всего мира посещают эту мечеть в течение месяца Рамадан, чтобы увидеть один из самых ценных исламских артефактов – плащ Пророка Мухаммада (САВ), называемый Хирка-и Шариф. 160-летняя мечеть, в которой находится историческая реликвия, носит то же название.

Поток желающих увидеть плащ Пророка Мухаммада (САВ) не ослабевает / Источник: trtworld.com

Здание имеет форму восьмиугольника, по количеству частей, из которых состоит плащ, и спроектировано таким образом, что люди могут пройти по коридорам и, не мешая молящимся внизу, оказаться на верхнем этаже, где расположен плащ.

“Ежегодно более миллиона человек посещают во время Рамадана. В последнее воскресенье у нас было 20 000 посетителей”, – сказала Сумейра Гульдал, генеральный секретарь фонда «Мечеть Хирка-и Шариф», в чьем ведении находится данное место поклонения.

“Всего за три недели у нас больше посетителей, чем во многих музеях Турции”, – сказала Гульдаль.

Потомок в 59-м поколении

Семья, являющаяся хранительницей Хирка-и-Шариф, пожалуй, пользуется не меньшим интересом, чем сама мечеть.

Члены семьи являются прямыми потомками Увайса Карани, современника Пророка Мухаммада (САВ), которому он подарил плащ.

На протяжении 13 веков, из поколения в поколение, семья хранила драгоценный артефакт.

“С трех-четырех лет я хожу в мечеть. Я видел, как ревниво и бережно моя семья относилась к плащу, и всегда была готова позволить людям посетить его”, – сказал Барыш Самир, потомок Увайса Карани в 59-м поколении.

“У нас очень почетная миссия”, – сказал Самир, 45-летний уроженец Стамбула, который является инженером-механиком. – “Сколько семей в мире знают свою генеалогию, уходящую корнями в 59 поколений?”

Барыш Самир – потомок Увайса Карани в 59-м поколении / Источник: trtarabi.com

Особая связь

История Увайса Карани веками завораживала мусульманских ученых. Он имеет особый статус в исламе и считается сподвижником Пророка Мухаммада (САВ), несмотря на то, что они никогда не встречались.

Уроженец Йемена Карани отправился в Медину, чтобы увидеть Пророка (САВ), но не застал его. Он не мог остаться и дождаться его, поскольку должен был вернуться, чтобы позаботиться о своей больной матери.

Услышав о том, что человек, преданный своей матери, ушел, так и не встретившись с ним, Пророк (САВ) попросил двух своих самых верных – Умара (мир ему) и Али (мир ему) – передать его плащ Увайсу.

С тех пор потомки Увайса Карани были хранителями знаменитого плаща золотистого цвета.

Хотя обстоятельства не позволили Карани встретиться с Пророком (САВ) лично, многие люди считали, что они встретились духовно. Это особенно повысило статус Карани среди суфийских мистиков.

Мечеть Хирка-и Шариф / Источник: istanbuldakicamiler.com

Но плащ принес Увайсу известность и в его дом потянулись гости. , любившего одиночество и уединение, это очень тяготило.

Увайс Карани погиб в Северном Ираке, где он пал в бою, сражаясь за Али (мир ему), зятя Пророка (САВ) и четвертого праведного халифа, против войск Муавии в битве при Сиффине в 657 году.

Потомки Карани жили в Ираке до VIII века, всегда храня плащ, пока не были вынуждены переехать в Западную Турцию, поселившись в живописном городе Кушадасы.

“У нас нет документов, объясняющих, почему мы приехали в Кушадасы. Похоже, семья посчитала его безопасным и решила поселиться здесь. Потомки Карани оставались там до 1611 года”, – сказал Самир.

В 1611 году Ахмет I, османский султан и мусульманский халиф того времени, услышал о плаще и решил, что он должен храниться у него. Но его советники и исламские ученые настоятельно советовали не делать этого, говоря, что это будет нарушением желания Пророка (САВ). В итоге он пригласил семью жить в Стамбул.

В течение следующих ста лет потомки Увайса позволяли людям посмотреть на плащ в течение каждого Рамадана, но по мере того, как его популярность росла и приходило все больше посетителей, принимать такое количество людей стало сложно.

В историческом центре Стамбула в районе Султанахмет рядом с собором Святой Софии возвышается древний дворец, который в течение четырех столетий служил главной резиденцией 25 османским султанам и местом для торжественных мероприятий и королевских развлечений. Сегодня в Топкапы расположен знаменитый музей, где хранятся важные мусульманские святыни, такие как плащ и меч пророка Мухаммеда. Дворец Топкапы внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО как «лучший пример дворцовых ансамблей периода Османской империи».

Мифы и факты

Топкапы в переводе с турецкого означает «пушечные ворота». Это название дворец получил из-за больших крепостных ворот, которые не сохранились до наших дней.

Основанный в 1459 году султаном Мехмедом Завоевателем, дворцовый комплекс занимал площадь 173 га вдоль береговой линии и на своем пике являлся домом для 4000 человек. Здесь находилось несколько мечетей, больниц, пекарня и монетный двор. Но в отличие от других королевских резиденций, которые имели четкий план, как например дворец Шенбрунн или Версальский дворец, Топкапы развивался на протяжении веков, расширяясь и меняясь.

Так изначально Изразцовый павильон с гаремом находился за пределами дворцового комплекса. Столетие спустя, в XVI веке, Роксолана (наложница родом из Украины, а затем жена султана Сулеймана I), добилась переноса гарема в дворец Топкапы, чтобы быть ближе к султану. Строительство гарема Топкапы при Сулеймане I стало крупнейшей перестройкой комплекса.

К XVIII веку Топкапы постепенно утратил свое значение, поскольку султаны предпочитали проводить больше времени в своих новых дворцах вдоль Босфора. В 1856 году резиденция султана была перенесена в дворец Долмабахче – первый дворец Стамбула, построенный в европейском стиле. Но императорская казна и библиотека оставались в Топкапы.

После падения Османской империи в 1921 году дворец был преобразован в музей императорской эпохи, который стал одной из самых посещаемых достопримечательностей Турции.








Что посмотреть

Дворцовый комплекс состоит из четырех основных дворов, окруженных стеной и разделенных между собой. Дворец включает в себя множество павильонов с сотнями комнат и залов, представляющих прекрасные образцы османской архитектуры. Наиболее важные из них открыты для посещения общественности.

В разных отделах музея Топкапы выставлена богатая коллекция оружия, средневековых щитов и доспехов, османских миниатюр, исламских каллиграфических рукописей и фресок, а также королевских сокровищ и ювелирных изделий.

Здесь вы увидите тысячи примеров турецкого, китайского, японского и европейского фарфора, расставленного в порядке времени, а также более ста образцов турецкой плитки XVIII и XIX веков.

Интересна коллекция кафтанов, принадлежащих султанам Мехмеду II, Осману II, и Абдул-Азизу вместе с шелковыми коврами для молитвы и одеждой.

Большое внимание привлекает бесценное собрание ювелирных изделий и драгоценных камней, расположенных в четырех залах. Большинство украшений инкрустировано бриллиантами, рубинами, жемчугом, изумрудами и другими драгоценными камнями.

Один из разделов представляет оружие султанов - гребни, мечи, щиты, колчаны, драгоценные кинжалы, а также нефритовые чаши, письменные наборы, скипетры, трости, керосиновые лампы и кальяны. Особый интерес представляют подсвечники из 46 кг серебра, украшенные тысячами бриллиантов, подаренные мусульманскими паломниками.

В соседнем зале вы найдете престол Надир-шаха (персидского правителя в XVIII веке), украшенный тысячами изумрудов, рубинов, жемчуга и всемирно известный алмаз Касикчи в 86 карат.

В палате султанов выставлены портреты всех османских султанов.

В зале Саадет (Hasoda), которая является одним из важнейших разделов музея для мусульман, хранятся священные артефакты: оружие Мухаммеда и четырех халифов, и Коран. В другом зале (Hasado) в золотой витрине хранится мантия Мухаммеда. Здесь также находятся письма, печати, волосы и мечи пророка.

В другом павильоне выставлена богатая коллекция оружия, которая когда-то принадлежала арабам, иранцам, мамлюкам и туркам с VII по X века.

Мечеть Агалар полна рукописей и миниатюр, принадлежащих к различным периодам, а также образцов каллиграфии Османской империи.

Всего для обозрения выставлено около 65 000 экспонатов, что составляет лишь десятую часть коллекции музея Топкапы.







Миниатюра "Прием у султана Селима II". Турция, вторая половина XVI века

Миниатюра из книги "Шах-наме-и-Селим-хан" является свидетельством устойчивой османской традиции создания иллюстрированных историй каждого правления, которая возникла уже в XVI веке. На рукописные книги не распространялся исламский запрет на изображение живых существ.

Султан Селим изображен сидящим на золотом троне под балдахином. Он одет в светлый халат, подпоясанный красным поясом, и темно-синий кафтан, на голове высокая чалма. По правую руку от него стоят великий визирь и другие высшие чины государства, сзади - главный оруженосец и хранитель султанской мантии. На головах последних - высокие красно-золотые уборы. Оруженосец занимал в придворной иерархии третье место после визиря и хранителя султанских покоев. В султанской казне они отвечали за сохранность личного оружия повелителя. Во время торжественных процессий обязанностью оруженосца было ехать по правую руку от султана и держать его саблю. Главный оруженосец одет в синий кафтан с золотым поясом. Хранитель султанской мантии был личным камердинером султана и ехал сразу за ним. В его обязанности входило наблюдение за сохранностью всего пышного гардероба государя. Хранитель мантии одет в красный кафтан с золотым поясом, он держит один из символов власти - золотую матару (богато украшенную флягу с водой). Около них стоит большая группа менее высокопоставленных придворных. Лица, приглашенные на аудиенцию, расположены ниже. Один из них низко кланяется падишаху, другой опустился на колени перед троном.

Палата священных реликвий в третьем дворе

С левой стороны третьего двора, за Мечетью белых евнухов, расположена Палата султана, возведенная при Мехмеде Фатихе как место его постоянного пребывания. В начале XVI века при Селиме Явузе (Грозном) ее вид изменился - было пристроено новое помещение, которое носит название Павильон священных реликвий. После завоевания Селимом мамлюкского Египта в 1517 турецкие султаны стали носить также титул халифа - религиозного главы правоверных мусульман-суннитов. Из Каира в Стамбул по приказанию Селима были перенесены главные святыни ислама, находившиеся у последних Аббасидских халифов - дальних родственников самого пророка.

В Палате находятся ключи и замки от Каабы, хранителями которых на протяжении ряда столетий были турецкие султаны, желоба с ее крыши, детали покрывал, меняющихся на святыне ежегодно, фрагменты реликвариев от знаменитого Черного камня. Кроме того, тут же находятся модели Каабы, выполненные из разных материалов, а также модели мечети в Медине, где был похоронен пророк Мухаммед, и мечети "Купол Скалы" в Иерусалиме. К числу священных реликвий относятся также немногочисленные сохранившиеся личные вещи пророка - его плащ и меч. Одна из не совсем обычных для мусульманского мира святынь напоминает о земном пути Мухаммеда. Это ларец с его зубом, выбитым в первой битве за ислам при Уходе 19 марта 652, когда войско мусульман потерпело поражение во время войны между Меккой и Мединой. Также здесь хранятся вещи его ближайших родственников, например, рубашка и халат любимой дочери Фатимы, матери его единственных внуков. Сохранились и мечи его ближайших сподвижников - Умара и Усмана.

К числу священных реликвий также относятся вещи, связанные с библейскими и евангельскими персонажами, упоминаемыми в Коране. Например, блюдо патриарха Авраама (Ибрагима), который считается предком всех арабов, небольшой деревянный жезл - им, по преданию, пророк Моисей (Муса) извлек воду из скалы. Кроме того, здесь находится меч благочестивого израильского царя Давида (Дауда) и одежда, приписываемая патриарху Иосифу (Юсуфу). Среди величайших реликвий, почитаемых и христианами - ковчег с правой рукой Иоанна Предтечи (Яхьи).

Несмотря на то что ныне выставка священных реликвий считается музейной экспозицией, большое количество мусульман приходит сюда, чтобы не только посмотреть на древние святыни, но и поклониться им.

Меч пророка Мухаммеда. Аравия, VII век

Меч пророка Мухаммеда является одной из главных святынь ислама, так как он не только имеет мемориальное значение, но и овеян многими легендами. Предание гласит, что в течение своей жизни Мухаммед владел девятью мечами, каждый из которых имел свое собственное название. Некоторые из них он унаследовал, другие получил в подарок от соратников, иные захватил в боях в качестве трофеев.

Однако Мухаммед не был по профессии воином, он родился в 571 в семье богатых торговцев и первую половину жизни провел в Мекке совершенно мирно. Рано оставшись сиротой, он воспитывался сначала дедушкой, потом дядьями. Большого наследства Мухаммеду не досталось, и в возрасте 25 лет он женился на богатой вдове старше себя. Ведя обеспеченную жизнь, он оставил торговлю и стал проявлять интерес к философским и религиозным учениям, которых в Аравии было известно много. В возрасте около 40 лет, в 610, ему было послано первое откровение, и вскоре Мухаммед стал проповедовать учение о вере в единого Аллаха. Его деятельность в Мекке привела к конфликту с частью ее жителей, в том числе с родичами. Пророк со своими сторонниками в 622 совершил хиджру - переселение из Мекки в Медину. С этого времени ведется отсчет мусульманского летоисчисления. Через год началась война сторонников Мухаммеда с приверженцами многобожия из Мекки, во время которой и использовались некоторые из мечей, хранящиеся сегодня в Топкапы.

Однако меч аль-Кадыб ("Брусок", "Прут") никогда не применялся в сражениях, подобное оружие использовалось путешественниками и паломниками на опасных средневековых дорогах. Оно имеет узкое тонкое лезвие около метра длиной. На одной его стороне серебром выведена арабская надпись ""Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его". Мухаммед Бен Абдаллах Бен Абд аль-Муталлиб". Ни в каком историческом источнике нет указаний на то, что этот меч использовался в какой-либо битве. Он оставался в доме пророка Мухаммеда и применялся позже, халифами из династии Фатимидов. Ножны из дубленой кожи, по-видимому, реставрировались в более поздние эпохи.

Кроме этого меча в Топкапы есть несколько других клинков, которые тоже принадлежали Мухаммеду. Еще один из его мечей хранится сегодня в мечети Хусейна в Каире.

Здание Сокровищницы

Одним из старейших зданий третьего двора является так называемый Павильон Фатиха (Фатих Кёшкю), корпус которого вытянулся вдоль Мраморного моря. Его здание, называемое также Эндерун Хазинеси (Сокровищница внутреннего двора), построено во времена султана Мехмеда II (около 1460) и было в числе первых в формировавшейся структуре нового дворца. Оно задумывалось как место для хранения главных сокровищ султанской казны, которые могли покидать дворец только по особо важным случаям.

Здание увенчано двумя куполами, прорезанными небольшими окнами, и окружено галереей, как и многие другие строения Топкапы. По-видимому, согласно изначальному замыслу первого заказчика, султана Мехмеда, дворец планировался как летняя резиденция, поэтому единственное назначение куполов - обеспечить освещение и увеличить объем воздуха в помещении, а галереи должны были не давать солнцу нагревать стены. Об этом же говорит открытая терраса с фонтаном, примыкающая к Павильону Фатиха с другой стороны.

С течением времени павильон XV века соединили с другим строением - Палатой военных компаний, основанной Мурадом IV в 1635. При строительстве галереи этой палаты использовались византийские колонны из зеленоватого камня. В помещениях Палаты военных кампаний, перестроенных в XVIII веке, в настоящее время размещается уникальная экспозиция кафтанов и других одежд султанов XV–XIX веков.

В Эндерун Хазинеси открыта выставка одного из самых больших собраний сокровищ в мире. Султаны Османской империи скопили огромное количество уникальных ценностей и высокохудожественных артефактов, многие из которых представлены в этой экспозиции, размещенной в четырех залах.

Итак, сегодня мы с вами начинаем новую серию публикаций -«Легендарные клинки». Речь пойдет о легендарном оружии, но отнюдь не о сказочных мифических мечах, а о реальных исторических артефактах, хранящихся в музеях и являющихся национальным достоянием разных стран.
Им нет цены в обычном понимании этого слова. Невозможно оценить стоимость подобного объекта, если за ним стоит целая эпоха. Большинство этих клинков уже много лет не покидает тщательно охраняемых стен музеев, поскольку государства не хотят подвергать реликвии даже минимальному риску. Многие из них запрещено снимать на видео и фотографировать - особенно это касается религиозных святынь, которыми некоторые из клинков, без всякого сомнения, являются.

Но перейдем к теме сегодняшней публикации - к мечу Армагеддона.

Даже само название публикации сразу вызывает вопрос: неужели автор утверждает, что существует реальный меч, который, пусть даже согласно легенде, сможет стать оружием Армагеддона?

Ведь Армагеддон - это глобальная катастрофа или война, которая уничтожит все человечество.



И с этой точки зрения орудием конца света может стать атомная или водородная бомба, астероид, пандемия смертельного вируса, нашествие зомби, но никак какой-то ржавый древний клинок.

Однако Армагеддон - вовсе не гибель нашего мира, как думает большинство читателей, а последняя и самая страшная битва в истории человечества, в которой будут сражаться с друг другом люди, ведомые силами вселенского зла и добра. Результатом будет не уничтожение всех и вся, а победа над силами тьмы. После чего наступит тысячелетнее царство добра и справедливости на земле.

И лишь после истечении тысячи лет начнется вся финальная суета со Страшным судом, воскрешением мертвых и прочими мероприятиями по случаю конца света.

Причем название «Армагеддон», это всего лишь указание места битвы, как например Ватерлоо или Бородино. И оно хорошо известно нам - недалеко от горы Мегидо (хар Мегиддо - на иврите) в Израиле, осталось лишь чуточку уточнить время.

А если Армагеддон - это битва, то почему не быть вполне реальному мечу, которым там будут сражаться?

Вот за этим самым мечом, героем сегодняшнего рассказа нам с вами придется отправиться в Стамбул. Хотя не исключено, что этот меч был выкован, когда еще не был основан даже сам Византий, впоследствии - Константинополь, имперская столица ромеев, захваченная пять с половиной веков назад турками и названная ими Стамбулом.

Вместе с толпой туристов мы с вами последуем в исторический центр древнего города - на мыс Сарайбурну с видом на Золотой рог, где пролив Босфор разделяет Европу и Азию.

Там находится дворец турецких султанов Топкапы, четыре с лишним века бывший резиденцией властителей Блистательной Порты - Оттоманской империи.

Дворец Топкапы. Вид со стороны Босфора. За мысом с другой стороны- Мраморное море.



Чтобы попасть в дворец нам нужно пройти через Ворота Повелителя (Bab-ı Hümayun) - сам дворец и его наружный двор окружен высокой стеной с башнями.

Ворота Повелителя (Имперские Ворота)



Пройдя мимо древней византийской церкви, мы по дороге через парк выйдем к главным воротам дворца - Воротам Приветствия (Babü’s-selam).

Ворота Приветствия - главные ворота дворца Топкапы.



Во втором, уже внутреннем дворе дворца находился изысканный парк и несколько зданий, включая здание Дивана (кабинет министров при султане) с башней Правосудия. Это часть дворца была сравнительно открыта для многих, включая приглашенных членов посольств иностранных держав и обслуживающего дворец персонала. Тут же находилась дворцовая кухня (там работало более 800 человек), конюшня, помещения для охраны.

И, конечно, же здание казначейства - оно же сокровищница империи. Ее называют «внешней сокровищницей», поскольку во дворце есть еще одна - «внутренняя» , недоступная для всех кроме султана, его семьи и самых приближенных к нему лиц. Сейчас во «внешней сокровищнице» музей оружия, здесь находится самая богатая в мире коллекция исламского оружия с VII по начало XX века. Конечно, же тут есть и оружие других стран, в частности европейское не обойдено вниманием. Тысячи и тысячи экспонатов - одних только видов оружия свыше 400.

Коллекция оружия во внешней сокровищнице Топкапы







Но все это оружейное богатство нас с вами мало интересует. Мы идем прямиком к Воротам Блаженства, ведущим в закрытый для посторонних во времена султана третий двор.

Ворота Блаженства



Третий двор за Воротами Блаженства был по сути внутренним дворцом. Здесь султан не жил (жил он в помещениях четвертого двора дворца), но здесь происходили все официальные действа. Третий двор окружали здания с тронным залом, гаремом, Внутренней Сокровищницей и, наконец, Тайными палатами.

Все торжественные приемы султана проходили в тронном зале, но нас-то наверняка интересует именно сокровищница? И не зря.

Количество сокровищ - золота, драгоценных камней, украшений действительно впечатляет, а сказать проще - зашкаливает.

Здание сокровищницы в третьем дворе






Cултан Мустафа IV на золотом троне. Конец XVIII века.

Трон Великого Могола, повелителя Индии Шах-Джахана, подарок султану.



Например, здесь есть два парных подсвечника изготовленных для Каабы (главной святыни ислама) из 48 кг золота и украшенных 6 тысячами бриллиантов.

Но наш с вами путь лежит в святую святых Топкапы - в Тайную палату внутреннего дворца. Когда-то даже сам султан мог посещать ее лишь раз в год. Теперь она открыта для общего посещения, что является головной болью турецкого правительства, поскольку высшие духовные лица ислама требуют закрыть ее, оставив доступ лишь для паломников в строго определенные дни в году. Ведь там находится большое количество самых святых реликвий ислама!

Но от нас с вами потребуют лишь не находиться там в шортах и майках, а женщин не пустят туда без закрытого платья и покрытой платком головы. И да - фото и видео съемка внутри СТРОГО запрещена. Там внутри всегда царит полумрак, чтобы яркий свет не повредил древние реликвии.

Здание Тайных палат в третьем дворе дворца Топкапи, где находится хранилище святых реликвий.


В этом помещении отдельно от всех хранится плащ пророка Мухаммеда.



Даже просто перечень святых реликвий впечатлит любого последователя ислама: плащ пророка, его мечи и лук, знамя, личное письмо пророка, его сандалии, зуб(!) пророка, волосы с бороды(каждый волосок отдельно), отпечатки ног пророка, его чаша и посох, личная печать, мечи его соратников, посох Моисея, котел Авраама, головной убор Иоанна-Крестителя и многое другое.

Кого-то может удивит, что тут делают вроде как христианские реликвии, но почти все великие пророки библии, жившие до Мухаммеда, считаются пророками и в исламе, и они почитаются мусульманами не в меньшей степени чем христианами.

Предваряя ваши вопросы, ни одна священная реликвия не исследовалась учеными, а потому подлинность многих (если не большинства) реликвий остается под сомнением с точки зрения историков. Некоторые просто не могут быть подлинными, если, конечно, не подходить к ним с точки зрения веры - ислама.

Волос с бороды пророка. Впечатляет?


След ноги пророка в камне, чудо — признак святости


Одна из створок древних дверей Каабы


Письмо, написанное пророком Мухаммедом


А вот эта реликвия уверен, заинтересует вас больше. Два личных меча пророка (Al-Ma’thur и Al-Qadib) и его лук. На переднем плане серебряный футляр для лука покрытый позолотой.


Лук сделан из тростника. Тетива снята, потому он выгнут в обратную сторону.


Меч пророка Al-Ma’thur, длина клинка 99 см. Украшен золотом и драгоценными камнями.


Меч Al-Qadib, длина клинка 101 см



Наверняка найдутся пользователи, что возмутятся качеством этих фотографий мечей и скажут, что, мол, можно было найти подобные фото в сети и по качественней.

Можно, вот они:





Вот только это не фото настоящих мечей - в первом случае это просто рисунок художника, а во-втором - не слишком качественная реплика. Как вы помните, фотосъемка в павильонах запрещена, так что никаких фото с высоким разрешением в сети вы не найдете, тем более макросъемки эфеса, клинка или даже ножен этих самых мечей.

Мечи сподвижников пророка



Вся эта украшенная золотом драгоценная отделка - более поздняя работа. Во времена Мухаммеда те же самые мечи выглядели куда как скромнее.

И на фоне всех этих изукрашенных мечей в стенной нише за бронированным стеклом почти незаметен вот этот скромный меч.



На его рукоятке и ножнах нет блеска золота, но по какой такой причине он выставлен таким образом, неужели он при всем этом столь важен как священная реликвия?

Ведь мечи первых святых халифов и даже два личных меча пророка, невероятное по меркам ислама сокровище, выставляются вместе, а этот меч - в гордом одиночестве! Скажу больше, в подлинности этой реликвии сомневаются даже некоторые весьма уважаемые теологи ислама, поскольку само существование такого меча нарушает основы Корана: на нем есть изображение человека, что категорически запрещено в исламе.

Тем не менее, это один из знаменитейших девяти мечей пророка Мухаммеда - Аль-Баттар (Al- Battar «Рассекающий»), и именно он цель нашего с вами путешествия!

Меч Al-Battar, длина клинка 101 см



Это обоюдоострый меч с изогнутой рукояткой и весьма длинным клинком. Из-за длины и формы клинка, его рукояти, отсутствия тяжелого набалдашника на эфесе и, вследствие этого смещенного центра тяжести в сторону клинка, достаточно очевидно, что меч предназначен прежде всего для рубящих ударов, наносимых всадником верхом на коне. Что в сумме соответствует реалиям войны времен пророка.

Вот только сам клинок заметно старше Мухаммеда!

Рассмотрим его чуть ближе.


Виден рисунок - весьма условное изображение человека, будто рисовал маленький ребенок, у самой гарды и арабская вязь на самом клинке. Есть у меня фото рисунка покрупнее для вас.



Что же здесь изображено?

Для этого надо вспомнить историю меча, это военная добыча взятая у Бану Кайнука близ Медины (совр. Саудовская Аравия). Меч был преподнесен в дар пророку Мухаммеду как драгоценная реликвия уже в то время, ведь не зря это меч еще называется «Мечом Пророков». По легенде он принадлежал целому ряду святых пророков, чьи имена арабской вязью написаны на клинке. Первый из этих великих пророков - Дауд.

Именно он и изображен на клинке за очень важным делом - отрезанием головы Джалута, могучего великана и царя племени амаликитян, который изначально и был владельцем этого меча. Прямо скажем - не свезло Джалуту, какой-то заморыш сразил его без меча, а потом его же клинком откромсал ему голову.

Вам это история не напоминает чего-нить? Правильно, вы угадали, это пересказ библейского поединка Давида и Голиафа. И да, Дауд - это и есть Давид.

Следующим пророком, в чьих руках оказался меч, по списку - Сулейман ибн Дауд. В переводе на «язык» христиан, знаменитый царь Соломон, сын Давида победителя Голиафа.

Но обратите внимание на клинок, там не только арабская вязь, но есть и другая надпись на незнакомом нам языке.



Это набатейская письменность, из которой и развилась позже арабское письмо, вышла из употребления в начале VI века за век до откровения пророка Мухаммеда. Еще один аргумент в пользу вполне реальной древности меча. Ему, минимум, около полутора тысяч лет!

Но мы с вами не будем перечислять всех пророков, якобы владевших этим мечом. Остановимся на одном и самом важном для нас - последним перед Мухаммедом: Иса ибн Мариам, что означает «Иса сын Мариам». Но ведь Мариам это женское имя, а арабы всегда зовут человека по имени его отца, а не по матери!

Дело в том, что у Исы никогда не было отца, он родился от матери-девушки, благодаря чуду сотворенному Аллахом. Да, речь идет именно об Иисусе Христе, вот только Коран напрочь отметает версию смерти пророка Исы на кресте, утверждая, что вопреки всем заверениям римлян и предавших своего пророка иудеям, им не удалось «ни убить его, ни распять, но это только представилось им». Иса не умер, а следовательно и не воскресал, его забрал к себе на небеса сам Аллах, где он пребудет рядом с ним почти до самого Страшного Суда.

Неужели слова Иисуса «не мир я принес вам, а меч» - вот об этом самом мече?!

И рад бы согласиться, но вот в чем заковыка: не было никогда у Христа меча, это всего лишь метафора, то бишь фигура речи. Ну не мог никоим образом плотник-пророк из Назарета расхаживать по Иудее с огромным мечом длиной более метра на поясе, он был бы сразу схвачен властями и арестован за подготовку к мятежу. Да и нет в Новом Завете ни одного даже косвенного намека, что у Иисуса мог быть меч.

И вот тут мы стоим, казалось бы, перед неразрешимой проблемой - если меч никогда не был в руках Христа, то значит надпись на мече - ложь, а это с точки зрения правоверного мусульманина не может быть: святые реликвии не могут лгать!

Однако, есть одно вполне изящное решение данного вопроса, о котором мы с вами даже не подозревали.

На клинке перечислены все его владельцы, правильно?

Да. И хотя Иса мечом не владел, даже не держал его в руках, но вычеркивать его из списка неправильно, ибо сама эта надпись является не фактом прошлого, а пророчеством: меч будет принадлежать Иисусу!

Мусульмане, как и христиане верят во второе пришествие пророка Исы (Христа). Его возвращение возвестит для всех близость Страшного Суда. В то время миром будет править Даджал (Антихрист), который обманет большую часть людей, называя зло - добром, а черное - белым. Иса победит и уничтожит лже-мессию Даджала. После чего настанет царство добра и справедливости на земле, правда в отличие от версии христианства оно продлится не 1000 лет, а всего лишь 40, после чего пророк Иса умрет и будет похоронен рядом с пророком Мухаммедом. Ну, а дальше все как по писаному, практически одинаково для обоих религий - вострубят трубы ангелов, восстанут мертвые, грядет Страшный Суд и конец света.

Так вот - многие мусульмане верят, что согласно легенде именно Аль-Баттаром в руках пророка Исы будет повержен Даджал.

А поскольку это произойдет, согласно христианской эсхатологии, во время великой последней битвы, то перед вами…

меч Армагеддона, которым Иисус лично сразит предводителя сил зла - Антихриста.



А что остается нам с вами? Только попрощаться со Стамбулом, дворцом Топкапы и священными реликвиями в Тайной палате.

До новых встреч!

Вас ждут новые публикации о реальных легендарных клинках.

С уважением к читателям и подписчикам, Лысый Камрад

Если вы хотите узнать заранее о приближении Армагеддона, попросите вашего знакомого, поехавшего в Стамбул, заглянуть во дворец Топкапы и проверить на месте ли меч Аль-Баттар.

Здравствуйте, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях 19 сентября 2017 года, а значит завтра выйдет печатная версия очередного выпуска газеты «Аргументы и Факты». Пока имеется электронная версия газеты, поэтому уже можно напечатать все правильные ответы на кроссворд №38 в газете «АиФ» за 2017 год. Все верные ответы на кроссворд можно узнать в конце статьи, они напечатаны в компактном виде сразу после вопросов кроссворда.

По горизонтали:

1. Сказочная блондинка.
5. Юбилейное застолье.
9. Кто сменил Льва Троцкого на посту наркома обороны?
10. «Тамбовский волк тебе... !» (из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»).
11. Кто обнаружил ультрафиолетовые лучи?
12. «В огороде бузина, а в Киеве … ».
13. На чем играет Джо из фильма «В джазе только девушки»?
16. На какую отрасль сельского хозяйства работает герой нашей кинокомедии «Свинарка и пастух»?
18. Товар на автозаправке.
19. Какой музыкальный инструмент способен заменить целый оркестр?
20. «Типун тебе на...!».
26. Кто из русских революционеров стал тестем Иосифа Сталина?
29. Дворец, где хранят плащ и меч пророка Мухаммеда.
30. «Травяное ассорти» из аптеки (4 буквы).
31. Шоу на небе.
32. Куда Елена Блаватская поместила все «души умерших»?
36. «Жесточайший надзор» за «свободой слова».
39. Затейник при отеле.
40. Чему с юности мечтал посвятить свою жизнь Михаил Булгаков?
44. «Каждый мой душу зверя лечит».
47. Внешняя государства.
48. «Чужое не ведает твоей боли».
51. Во что проиграл Делесов из повести «Альберт» Льва Толстого?
52. Химический ингредиент.
53. Немецкий мещанин.
54. «Начальство надо знать в... ».
55. «Орган чувств» у прибора.
56. Военный художник.
57. Четвертый из присяжных в фильме «12» Никиты Михалкова.

По вертикали:

1. Где дебет с кредитом сводят?
2. «Разводит лохов».
3. Сущая безделица.
4. Предел утомления.
6. Кто из наших фокусников «отпиливает себе руку» в фильме «Воры в законе»?
7. Самая престижная марка обручальных колец.
8. Кто стащил амброзию у олимпийских богов?
12. «Райское наслаждение» для коммерсанта.
14. Каким отношением к инакомыслящим «мир обязан» афинянину Клисфену?
15. Увлечение певца Александра Маршала.
17. Грех продавца.
21. Живой символ Белоруссии.
22. Приговор с небес.
23. «Отъявленный … ».
24. Утренник с Дедом Морозом и Снегурочкой.
25. Именно про него француз Гюстав Флобер шутливо пишет в своей книге: во-первых, он не существовал, а во-вторых, знаменит своим смехом!
27. Благородный олень из Северной Америки.
28. Кто из маршалов Франции был женат на сестре Наполеона?
33. «Бритва жнеца».
34. «Пульсация музыки».
35. Страна вокруг Вьентьяна.
36. Ритм «из-под копыт».
37. «Я хватаюсь за …, пью молочные коктейли».
38. Из какого города страной рулят?
41. «Венецианское кружево» ныне.
42. Таблетки «сексуального аппетита».
43. Нельзя!
45. «Как может женщина оставаться привлекательной и не умереть с голоду?!» (классическая кинокомедия).
46. Чем лиса следы заметает?
47. Аромат «собачьей жизни».
49. Какой попугай из мультика говорит голосом Хазанова?
50. «Дорога к сердцу» для крови.
53. «Мы живем, чтобы давать … каждому новому дню».

Ответы на кроссворд «АиФ» №38 за 2017 год

По горизонтали: 1. Белоснежка 5. Банкет 9. Фрунзе 10. Боярин 11. Риттер 12. Дядька 13. Саксофон 16. Овцеводство 18. Бензин 19. Орган 20. Язык 26. Аллилуев 29. Топкапы 30. Сбор 31. Салют 32. Астрал 36