Угрозы безопасности информации.

| Военная угроза национальной безопасности России

Основы безопасности жизнедеятельности
9 класс

Урок 8
Военная угроза национальной безопасности России




В начале XXI в. Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменяются подходы к обеспечению национальной безопасности, что, в свою очередь, позволяет по-новому рассматривать место и роль России в мире.

В начале нового столетия обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира. В настоящее время сильные Российские Вооруженные Силы приобретают геополитическое значение.

В связи с этим особое значение имеет организация обороны государства - Российской Федерации.

Оборона государства - это система политических, экономических, социальных и правовых мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Она организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «Об обороне», другими законами Российской Федерации и нормативными правовыми актами.

В целях обороны в стране устанавливается воинская обязанность граждан и создаются Вооруженные силы Российской Федерации.

В Конституции Российской Федерации определены правовые основы и наиболее значимые нормы по организации обороны государства и руководству Вооруженными силами РФ. В статье 59 Конституции отмечено: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Меры, которые государство принимает по организации обороны, вытекают из существующих внешних и внутренних угроз национальной безопасности России.

В современной международной обстановке существуют три типа угроз национальной безопасности России, нейтрализация которых является в определенной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации:

Внешние;
внутренние;
трансграничные.

К основным внешним угрозам относятся:

Развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на Российскую Федерацию или ее союзников;
территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от Российской Федерации отдельных территорий;
вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств;
наращивание группировок войск, ведущих к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации;
вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты РФ, расположенные на территориях зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе РФ или на границах ее союзников;
действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;
дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах.

К основным внутренним угрозам относятся:

Попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушение территориальной целостности России;
планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападение на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;
создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъектов Российской Федерации;
деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений в Российской Федерации.

К основным трансграничным угрозам относятся:

Создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;
деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;
трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих национальной безопасности России, ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;
деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию РФ или транзита наркотиков в другие страны:
угроза деятельности международных террористических организаций: в настоящее время произошло сращивание внутреннего и международного терроризма, а его угрозы возрастают, в том числе с применением компонентов оружия массового поражения.

Исходя из всего сказанного, следует подчеркнуть, что в настоящее время обеспечение военной безопасности Российской Федерации стало важнейшим направлением деятельности государства. Главной целью в данной области является обеспечение возможности адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникнуть для России в XXI в., с учетом рациональных затрат на национальную оборону.

Боевики из незаконных вооруженных формирований в населенном пункте на территории Республики Чечня. 90-е гг. XX в.

Ликвидация склада оружия и боеприпасов, принадлежащих незаконным вооруженным формированиям. Село Старые Атаги. Республика Чечня, февраль 2002 г.

Запомните! Вооруженные силы Российской Федерации играют главную роль в обеспечении военной безопасности государства.

Это должен знать каждый

Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности, исходя из следующих принципов:

Применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражение вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными;
применение военной силы внутри страны в строгом соответствии с Конституцией и федеральными законами в случае возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя.

Испытание ПЗРК «Игла» на полигоне учебного центра войск ПВО. Краснодарский край, апрель 2001 г.

Блок-пост войск МВД на границе с Чечней. Ставропольский край, конец 90-х гг.

В настоящее время обеспечение национальной безопасности России от военных угроз только за счет политических возможностей (членства в международных организациях, партнерских отношений, возможности влияния) становится малоэффективным.

Анализ существующих угроз национальной безопасности России с учетом изменений, произошедших в области военного и боевого противостояния, поставил на повестку дня вопрос о необходимости переоценки перспектив военного строительства в России с учетом роли и места нашей страны в современном мире. В этой связи в стране планово проводятся мероприятия по укреплению и оснащению современным вооружением Вооруженных сил Российской Федерации.

Вопросы

1. Какую роль играет оборона государства в обеспечении национальной безопасности России?

2. Какие существуют в настоящее время внешние угрозы национальной безопасности России?

3. Какие угрозы относятся к внутренним угрозам национальной безопасности России?

4. Какие угрозы относятся к основным трансграничным угрозам национальной безопасности России?

5. Какую роль в настоящее время призваны играть Вооруженные силы Российской Федерации для обеспечения национальной безопасности?

Задание

Приведите пример привлечения Вооруженных Сил внутри страны для обеспечения безопасности граждан и территориальной целостности России.

Хорев Анатолий Анатольевич,
доктор технических наук, профессор
Московский государственный институт электронной техники
(технический университет),
г.Москва

Угрозы безопасности информации

6. Защита от несанкционированного доступа к информации. Термины и определения: руководящий документ: утв. решением председателя Гостехкомиссии России от 30 марта 1992 г. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm .

7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 июля 2001 г. № 195-ФЗ: [принят Гос. Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2001/12/31/admkodeks-dok.html .

8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - 3-е изд., изм. и доп./Под общ. ред. Ю.И.Скуратова, В.М.Лебедева. -М.: Норма-Инфра-М, 2000. - 896 с.

9. О коммерческой тайне: федер. закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ: [принят Гос. Думой 9 июля 2004 г.: одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 г.]. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2004/08/05/taina-doc.html .

10. О персональных данных: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. [Электронныйресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

11. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ: [принят Гос. Думой 8 июля 2006 г.: одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.]. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html .

12. Перечень сведений конфиденциального характера: утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_docs/doc_1_3_008.htm

13. Положение по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации: утв. председателем Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации 25 ноября 1994 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fstec.ru/_razd/_ispo.htm .

14. Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995г. № 870 (с изменениями от 15 января, 22 мая 2008 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://govportal.garant.ru:8081/SESSION/SungJswow/PILOT/main.html .

15. Техническая защита информации. Основные термины и определения: рекомендации по стандартизации Р 50.1.056-2005: утв. Приказом Ростехрегулирования от 29 декабря 2005 г. № 479-ст. - Введ. 2006-06-01. - М.: Стандартинформ, 2006. - 16 с.

16. Хорев А.А. Техническая защита информации: учеб. пособие для студентов вузов. В 3 т. Т. 1. Технические каналы утечки информации. - М.: НПЦ «Аналитика», 2008. - 436 с.

Информационная безопасность – это защита информации от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести ущерб ее владельцу или пользователю.

Основные принципы информационной безопасности

1. Целостность данных — такое свойство, в соответствии с которым информация сохраняет свое содержание и структуру в процессе ее передачи и хранения. Создавать, уничтожать или изменять данные может только пользователь, имеющий право доступа.

2. Конфиденциальность — свойство, которое указывает на необходимость ограничения доступа к конкретной информации для обозначенного круга лиц. Таким образом, конфиденциальность дает гарантию того, что в процессе передачи данных, они могут быть известны только авторизованным пользователям

3. Доступность информации — это свойство характеризует способность обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ полноправных пользователей к требуемой информации.

4. Достоверность данный принцип выражается в строгой принадлежности информации субъекту, который является ее источником или от которого она принята.

Задача обеспечения информационной безопасности подразумевает реализацию многоплановых и комплексных мер по предотвращению и отслеживанию несанкционированного доступа неавторизованных лиц, а также действий, предупреждающих неправомерное использование, повреждение, искажение, копирование, блокирование информации.

Вопросы информационной безопасности становятся первоочередными в тех случаях, когда выход из строя или возникновение ошибки в конкретной компьютерной системе могут привести к тяжелым последствиям.

Виды угроз информационной безопасности

Под угрозой информационной безопасности принято понимать потенциально возможные действия, явления или процессы, способные оказать нежелательное воздействие на систему или на хранящуюся в ней информацию.

Такие угрозы, воздействуя на ресурсы, могут привести к искажению данных, копированию, несанкционированному распространению, ограничению или блокированию к ним доступа. В настоящее время известно достаточно большое количество угроз, которые классифицируют по различным признакам.

По природе возникновения различают естественные и искусственные угрозы. К первой группе относятся те, что вызваны воздействием на компьютерную систему объективных физических процессов или стихийных природных явлений. Вторая группа – те угрозы, которые обусловлены деятельностью человека.

По степени преднамеренности проявления, угрозы разделяют на случайные и преднамеренные .

Также есть разделение в зависимости от их непосредственного источника , в качестве которого может выступать природная среда (например, стихийные бедствия), человек (разглашение конфиденциальных данных), программно-аппаратные средства: санкционированные (ошибка в работе операционной системы) и несанкционированные (заражение системы вирусами).

Источник угроз может иметь разное положение. В зависимости от этого фактора также выделяют три группы :

— Угрозы, источник которых находятся вне контролируемой группы компьютерной системы (пример – перехват данных, передаваемых по каналам связи)

— Угрозы, источник которых – в пределах контролируемой зоны системы (это может быть хищение носителей информации)

— Угрозы, находящиеся непосредственно в самой системе (например, некорректное использование ресурсов).

Угрозы способны по-разному воздействовать на компьютерную систему. Это могут быть пассивные воздействия , реализация которых не влечет за собой изменение структуры данных (например, копирование). Активные угрозы — это такие, которые, наоборот, меняют структуру и содержание компьютерной системы (внедрение специальных программ).

В соответствии с разделением угроз по этапам доступа пользователей или программ к ресурсам системы существуют такие опасности, которые проявляются на этапе доступа к компьютеру и обнаружимые после разрешения доступа (несанкционированное использование ресурсов).

Классификация по месту расположения в системе подразумевает деление на три группы: угрозы доступа к информации, находящейся на внешних запоминающих устройствах, в оперативной памяти и к той, что циркулирует в линиях связи.

Угрозы могут использовать прямой стандартный путь к ресурсам с помощью незаконно полученных паролей или посредством неправомерного применения терминалов законных пользователей, а могут «обойти» существующие средства защиты иным путем.

Такие действия, как хищение информации, относят к угрозам, проявляющимся независимо от активности системы. А, например, распространение вирусов может быть обнаружено исключительно в процессе обработки данных.

Случайными, или непреднамеренными называются такие угрозы, которые не связаны с действиями злоумышленников. Механизм их реализации изучен достаточно хорошо, поэтому существуют разработанные методы противодействия.

Аварии и стихийные бедствия представляют особую опасность для компьютерных систем, так как они влекут за собой наиболее негативные последствия. Вследствие физического разрушения систем информация становится недоступной, либо утрачивается. Кроме того, невозможно полностью избежать или предупредить сбои и отказы в сложных системах, в результате которых, как правило, хранящаяся на них информация искажается или уничтожается, нарушается алгоритм работы технических устройств.

Ошибки, которые могут быть допущены в процессе разработки компьютерной системы, включая неверные алгоритмы работы и некорректное программное обеспечение, способны привести к последствиям, которые аналогичны тем, что происходят при сбое и отказе в работе технических средств. Более того, подобные ошибки могут использоваться злоумышленниками в целях воздействия на ресурсы системы.

Ошибки пользователей приводят к ослаблению информационной безопасности в 65 % случаев. Некомпетентное, небрежное или невнимательное выполнение функциональных обязанностей сотрудниками на предприятиях приводит к уничтожению, нарушению целостности и конфиденциальности информации.

Выделяют также преднамеренные угрозы , которые связаны с целенаправленными действиями нарушителя. Изучение этого класса затруднено, так как он имеет очень динамичный характер и постоянно пополняется новыми видами угроз.

Для проникновения в компьютерную систему с целью дальнейшего хищения или уничтожения информации используются такие методы и средства шпионажа, как прослушивание, хищение программ, атрибутов защиты, документов и носителей информации, визуальное наблюдение и другие.

При несанкционированном доступе к данным обычно используют штатные аппаратные и программные средства компьютерных систем, вследствие чего нарушаются установленные правила разграничения доступа пользователей или процессов к информационным ресурсам. Самые распространенные нарушения – это перехват паролей (производится с помощью специально разработанных программ), выполнение каких-либо действий под именем другого человека, а также использование злоумышленником привилегий законных пользователей.

Специальные вредоносные программы

«компьютерные вирусы» — это небольшие программы, способные самостоятельно распространятся после внедрения в компьютер путем создания своих копий. При определенных условиях вирусы оказывают негативное воздействие на систему;

«черви» – утилиты, которые активируются при каждой загрузке компьютера. Они обладают способностью перемещаться в пределах системы или сети и размножаться аналогично вирусам. Лавинообразное размножение программ приводит к перегрузке каналов связи, памяти, а затем к блокировке работы;

«троянские кони» — такие программы «скрываются» под видом полезного приложения, а, на самом деле, наносят вред компьютеру: разрушают программное обеспечение, копируют и пересылают злоумышленнику файлы с конфиденциальной информацией и т.д.

Введение

Безопасность Российской Федерации -- это состояние защищенности жизненно важных интересов ее граждан, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозами безопасности мы понимаем потенциальные угрозы политическим, социальным, экономическим, военным, экологическим и иным, в том числе, духовным и интеллектуальным ценностям нации и Государства. Угрозы безопасности тесно связаны с национальными интересами страны, в том числе и за пределами её территории. В каждом конкретном случае для их ликвидации требуются особые формы и методы деятельности Государства: применение соответствующих специальных органов, сил и средств государства.

К основным объектам безопасности относятся:

личность -- ее права и свободы; общество -- его материальные и духовные ценности;

государство -- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность

Угроза безопасности Российской Федерации есть совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности в зависимости от сфер жизнедеятельности общества и государства, на которые направлены угрозы безопасности. их можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.

Угрозы безопасности: внешние, внутренние, трансграничные

Сегодня существует несколько типов угроз национальной безопасности Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести развертывание группировок вооруженных сил и средств вблизи границ Российской Федерации и ее союзников территориальные претензии к Российской Федерации, угрозы отторжения от Российской Федерации отдельных территорий; вмешательство во внутренние дела Р.Ф. со стороны иностранных государств; наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации; вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты России, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе РФ и границах ее союзников действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям; дискриминация, несоблюдение прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в некоторых зарубежных государствах

Основными внешними угрозами национальной безопасности являются:

1. снижение роли России в мировой экономике вследствие целенаправленных действий отдельных государств и межгосударственных объединений, например ООН, ОБСЕ;

2. снижение экономического и политического влияния на протекающие в мировой экономике процессы;

3. усиление масштабов и влияние международных военных и политических объединений, в числе которых находится НАТО;

4. наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

5. повсеместное распространение в мире оружия массового уничтожения;

6. ослабление процессов интеграции и налаживания экономических связей России со странами СНГ;

7. создание условий формирования и возникновения военных вооруженных конфликтов вблизи государственных границ России и стран СНГ;

8. территориальная экспансия по отношению к России, например, со стороны Японии и Китая;

9. международный терроризм;

10. ослабление позиций России в сфере информации и телекоммуникаций. Это проявляется в снижении влияния России на международные информационные потоки и разработке рядом государств технологий информационной экспансии, которые могут быть применены и к России;

11. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

12. резкое снижение военного и оборонного потенциала страны, не позволяющее ей при необходимости отразить военное нападение, что связано с системным кризисом оборонного комплекса страны.

13. активизация на территории России деятельности иностранных организаций, занимающихся разведкой и сбором стратегической информации;

К внутренним угрозам специалисты относят: попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России; планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, экономические и военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и деятельность незаконных вооруженных формирований незаконное распространение на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в некоторых регионах Российской Федерации. Деятельность сепаратистских и радикальных религиозных национальных движений.

Основными внутренними угрозами национальной экономической безопасности являются:

1. усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения. Формирование небольшой группы богатого населения (олигархов) и большой части бедного населения создает ситуацию социальной напряженности в обществе, что в конечном итоге может привести к серьезным социально-экономическим потрясениям;

2. деформация отраслевой структуры национальной экономики. Ориентация экономики на добычу полезных ископаемых формирует серьезные структурные сдвиги;

3. усиление неравномерности экономического развития регионов. Резкое различие в уровне социально-экономического развития регионов разрушает существующие связи между ними и препятствует межрегиональной интеграции;

4. криминализация российского общества. В обществе резко усилились тенденции к получению нетрудовых доходов путем прямого грабежа, отъема собственности, что негативным образом сказывается на общей стабильности и устойчивости национальной экономики. Большое значение имеет тотальное проникновение криминальных структур в государственный аппарат и промышленность и наметившаяся тенденция сращивания между ними;

5. резкое снижение научно-технического потенциала России. Основа экономического роста - научно-технический потенциал - за истекшее десятилетие практические потерян, по причине сокращения инвестиций в приоритетные научные и технические исследования и разработки, массового выезда из страны ведущих ученых, разрушения наукоемких отраслей, усиления научно-технической зависимости;

6. усиление изоляции и стремления к независимости субъектов Федерации. Россия обладает значительными территориями, которые функционируют в рамках федеративного устройства;

7. усиление межэтнической и межнациональной напряженности, что создает реальные условия для возникновения внутренних конфликтов на национальной почве;

8. повсеместное нарушение единого правового пространства, ведущих к правовому нигилизму и несоблюдению законодательства;

9. снижение физического здоровья населения, ведущее к деградации по причине кризиса системы здравоохранения;

10. демографический кризис, связанный с устойчивой тенденцией преобладания общей смертности населения над рождаемостью.

В совокупности внутренние угрозы национальной безопасности тесно переплетены между собой и взаимосвязаны.

Негативными тенденциями характеризуется экологическая обстановка в мире. Её характерными чертами являются истощение природных ресурсов, периодическое возникновение обширных зон экологических бедствий и катастроф, деградация возобновляемых природных ресурсов. Для большинства стран характерно применение экологически несовершенных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, транспорте. Реальную угрозу интересам России представляет тенденция использовать её территорию для размещения вредных отходов химической и атомной промышленности развитых стран Европы.

Нарастают негативные тенденции в мировой социальной сфере. Отмечается увеличение удельного веса больных, инвалидов, людей, страдающих от голода и недоедания, употребления некачественной воды. Остается высокой доля безграмотных и безработных (по официальному показателю уровня безработицы Россия пока входит в число наиболее благополучных стран, занимая примерно 7-е место в мире). Однако по классификации Международной Организации Труда в России насчитывается более 5 млн. безработных. Примерно столько же трудятся неполную рабочую неделю или находятся в вынужденном отпуске, снижается уровень материального обеспечения населения. Расширяются до угрожающих размеров миграционные процессы. Ухудшаются показатели физического и умственного развития людей.

Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения. Отмечается повсеместная алкоголизация населения. Потребление учтённого и неучтённого алкоголя на душу населения в перерасчете на чистый спирт составляет от 11 до 14л, тогда как ситуация оценивается опасной при показателе -8л.

Трансграничные угрозы проявляются в следующем:

Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории России;

Деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя России, создание угрозы ее территориальной целостности и безопасности ее граждан. Трансграничная преступность, в том числе контрабандная и другая противозаконная деятельность в угрожающих масштабах;

Деятельность наркобизнеса, создающая угрозу проникновения наркотиков на территорию России или использования ее территории для транзита наркотиков в другие страны;

Деятельность международных террористических организаций.

Терроризм, имея весьма сложное содержание, затрагивает национальную безопасность страны на всех ее уровнях - межгосударственном, государственном, межнациональном, национальном, классовом и групповом. Кроме того, внутренний и международный терроризм нарушает способность нации к самосохранению, самовоспроизводству и саморазвитию.

Внутригосударственный и международный терроризм несут в себе угрозу аналогичного характера. Вообще, граница между этими видами терроризма настолько зыбкая (по мнению большинства ученых, террористические акты, совершаемые в России - это проявления именно международного терроризма), что четкое разделение угроз от них, как видится автору, весьма затруднительно.

Терроризм несет угрозу интересам страны в социальной сфере, которые заключаются в обеспечении высокого уровня жизни народа. Разрушая экономическую и политическую системы жизни общества, терроризм препятствует достижению высшей ценности общества, которая заключается в его собственном благополучии.

Терроризм нарушает главное неотъемлемое право каждого человека - право на жизнь. Результат двух чеченских войн и деятельности всех про- и антироссийских администраций - полномасштабная гуманитарная катастрофа. За 12 лет антитеррористической войны в Чеченской Республике суммарные потери составили около 45 тыс. человек. Свыше полумиллиона жителей Чечни и прилегающих территорий вынуждены были покинуть свои дома

Процесс выявления источников опасностей и угроз требует ясного понимания их общих и специфических признаков. Источники опасности для безопасности государства находятся в самых различных сферах жизнедеятельности общества. Представляется, что наиболее существенные из них скрыты в сферах политических отношений государства, классов, социальных групп общества; экономических отношений; духовно-идеологической, этно-национальной и религиозной, а также в экологической сфере и сфере обеспечения информационной безопасности и др.

Национальные, в том числе базовые, интересы могут быть подвержены воздействию различных угроз.

В современной международной обстановке существует три типа угроз для России: 1) внешние, 2) внутренние и 3) трансграничные , нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил РФ.

Основныевнешние угрозы:

1. наращивание группировок войск вблизи границ РФ или границ ее союзников, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил;

2. вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

3. наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

4. территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

5. осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию ОМП;

6. демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

7. нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8. расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ и ее союзников;

9. деятельность международных исламских радикальных группировок, усиления позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

10. ввод иностранных войск (без согласия РФ и Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств;

11. вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

12. действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям;

13. дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан РФ в зарубежных странах;

14. распространение технологий двойного назначения и компонентов для изготовления ядерного и других видов ОМП.

Основные внутренние угрозы :

1. попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3. деятельность незаконных вооруженных формирований;

4. незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающей политической стабильности в масштабах субъекта РФ;

6. деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.

Трансграничные угрозы совмещают в себе черты внутренних и внешних угроз . Будучи по форме проявления внутренними, по своей сути (по источникам стимуляции, возможным участникам, возможным участникам) являются внешними . Имеется тенденция к возрастанию значения трансграничных угроз для безопасности РФ. Основные трансграничные угрозы :

1. создание, подготовка и оснащение на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на территории РФ и территории ее союзников;

2. поддержка из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. международный терроризм, если его деятельность затрагивает безопасность РФ;

4. ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности РФ или стабильности не территории союзников РФ;

6. деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза . Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружения и полем деятельности остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, межконфессиональном противостоянии, которое искусственно нагнетается и навязывается миру экстремистами различных мастей.

2. Угроза распространения оружия массового поражения (ОМП) . Если такое оружие попадет в руки террористов, то последствия могут быть просто катастрофическими. Ядерным оружием сейчас обладают 9 государств мира (Россия, США, Англия, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Израиль, КНДР). Близки к его созданию еще 8 государств.

3 . Угрозой является гонка вооружений, выходящая на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. Военные расходы США в 2006г. превысили военные расходы России в 23 раза.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил. Ситуация с разработкой баллистических ракет в КНДР, Иране.

5 . Угроза стереотипа блокового мышления. Например, для того чтобы защититься якобы от России, Прибалтийские страны, Грузия и ряд других стран бывшего Варшавского договора вошли или имеют желание войти в блок НАТО.Состав блока НАТО: 1949г. – 12 государств; 1982г. – 16 государств; 1999г. – 19 государств; 2004г. – 26 государств.

6. Угрозы в экономической сфере :

− сокращение наукоемких производств;

− снижение инвестиционной и инновационной активности;

− разрушение научно-технического потенциала страны;

− увеличение вывоза за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности;%

− увеличение в промышленности доли топливно-сырьевого сектора;

− формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления , т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники, возникает технологическая зависимость РФ от стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства.

7. Угрозы в социальной сфере:

− увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности;

− расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан.

8. Угроза физическому здоровью нации проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Серьезную проблему составляет демографическая ситуация в стране: в ряде регионов РФ смертность превышает рождаемость, ухудшается здоровье людей.

9. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природно-сберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств.

10. Увеличение вероятности возникновения катастроф техногенного характера. Доля техногенных ЧС в общем количестве составляет в нашей стране 91,8%.

11. Угрозы в международной сфере проявляются через попытки некоторых государств противодействовать укреплению России как одного из центров формирующегося многополярного мира. Это проявляется в действиях направленных на нарушение территориальной целостности РФ, а также в территориальных притязаниях.

12. Угрозы в военной сфере . Значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

13. Появилась новая угроза – морское пиратство.