Чичиков беда или надежда России? сочинение рассуждение кратко. Урок по литературе "Чичиков – это беда или надежда России?" Кто такой чичиков беда или надежда

Тема урока:

Чичиков – это беда или надежда России?

(По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»).

И хоть бы одна душа заговорила во всеуслышанье! Точно как бы вымерло всё, как бы в самом деле обитают в России неживые, а какие-то мёртвые души. И меня же упрекают в плохом знанье России!

(Н. В.Гоголь)

Цели :

1.Способствовать сознательному участию школьников в учебном процессе, субъект – субъектному взаимодействию учителя и ученика; обучать анализу художественного образа;

2. Развивать речь учащихся, вырабатывать творческий подход к выполнению задания.

3. Воспитывать в каждой личности необходимость вырабатывать своё мнение.

Оборудование урока : портрет Н. В. Гоголя, текст поэмы «Мёртвые души», презентация по теме урока, фрагмент художественного фильма «Мёртвые души», фрагмент док. фильма

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя: «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя», - сказал Н.Г.Чернышевский.

- Да, без Гоголя трудно себе представить русскую литературу. Однако Н.В.Гоголь – это один из самых сложных писателей мира. Его судьба – литературная и житейская – потрясает нас своим драматизмом. Противоречия раздирали его сознание и творчество. В своих произведениях он сознательно разоблачал порядки, которые насаждал несправедливый общественный строй России. Своё самое главное произведение Н.В.Гоголь назвал «Мёртвые души» и выразил в этом названии великую тайну своего творчества. Поэтому его поэма - одно из самых загадочных произведений литературы XIX века о внутреннем мире человека, о его душе, несущее в себе глубочайший нравственно-философский смысл.

Что может дать пользу душе, а что вред?

И одно из таких произведений – поэма «Мёртвые души», главный герой которого – Павел Иванович Чичиков.

«Вовсе не губерния и не несколько уродливых помещиков, и не то, что им приписывают, есть предмет «Мёртвых душ» (Н.В.Гоголь).

А что же? Кто же является предметом поэмы? Может быть, Чичиков?

«Мёртвые души» потрясли Россию… «Мёртвые души» – удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжный » (А.И.Герцен).

Не безнадёжный упрёк? А на что или на кого надежда?

Может быть, надежда на Чичикова?

Хотя герой В.М.Шукшина, когда знакомится с поэмой, задаётся вопросом: «А кого везут-то? Кони-то? Этого…Чичикова везут. Ёлкина мать!..вот так троечка!..Русь-тройка, всё гремит, всё заливается, а в тройке – прохиндей, шулер». Так кто же Чичиков:

Тема нашего урока – «Чичиков – это беда или надежда России»?

Цель:

Выяснить: кто же Чичиков - беда России: прохиндей, шулер, мошенник…? Или надежда России: предприниматель, спаситель…?

2 . Повторение материала

Не позабавить читателя, а потрясти его ужасом хотел автор.

Чичиков скупал мёртвые души – умерших крестьян – для чего?

У кого скупал?

- Назовите помещиков.

Какие типичные черты в их образах отразил Гоголь? Какие пороки человеческой личности?

Манилов – мечтательность, бездеятельность, пустословие.

Коробочка – ограниченность взглядов, тупость, скопидомство

Собакевич – грубость, злословие

Ноздрев – развязанность, несерьезность, легкомысленность

Плюшкин – скупость, жестокость

3. Работа с текстом

- А теперь посмотрим внимательно на загадочного Павла Ивановича Чичикова.

Павел… Кто он?

1) Апостол Павел посещал мучающихся в аду грешников (апокриф «Хождение апостола Павла по мукам»)

2) Из поэмы «Мёртвые души»: «Приезжий во всём как-то умел найтиться… О чём бы разговор ни был, он всегда умел поддержать его…»

Прокомментируйте, как вы это поняли?

(Подобные характеристики Чичикова прямо ассоциируются со словами апостола Павла в Первом Послании в Коринфянам: «Для Иудеев я был как Иудей…». К этому можно добавить, что не только Павел, но и все апостолы, преодолевая вавилонское смешение языков, получают от Святого Духа способность обращаться со словом истины к любому народу, в чём и выражается идея единения всего сущего в Боге.)

Именно в общении с Чичиковым все отрицательные черты героев проявляются ярче. Он подстраивается под манеру поведения каждого. Приведите примеры.

- Как пришла Чичикову мысль о покупке мёртвых душ? Какой человек на такое оказался способен.

4. Работа с образом главного героя.

Какие же черты характерны для самого Павла Ивановича?

изобретательный

(Составление схемы «Образ Чичикова»)

мошенник

находчивый

предприниматель

Волевой человек

изворотливыйна

прохиндей

непривередливый

Ничем не гнушается

В каких эпизодах проявились эти черты? (аферы, в которых участвовал Чичиков)

5. Работа с видеофрагментом.

Можно ли в наше время – время рыночной экономики и предпринимательства - обойтись без этих качеств?

А встречаются ли сейчас герои, подобные Павлу Ивановичу?

(Просмотр фильма о современных аферистах – 5 минут)

Какие ощущения возникли? Дайте ваш комментарий увиденному.

Откуда берется подобный тип людей, как формировался характер Чичкова? (детство Чичикова, учеба в гимназии – чтение эпизодов 11 главы)

Что вы скажете по поводу следующей мысли Гоголя, которую он вложил в уста Муразова, героя второго тома «Мертвых душ»?

«Презагадочный для меня человек Павел Иванович Чичиков. Ведь если бы с этакой волей и настойчивостью, да на доброе дело!»

Что же произошло с человеком? Почему вроде бы хорошие качества превратились в отрицательные? (душа мертвая)

Можно ли этого избежать? Что делать? (оживить душу – ведь она бессмертна!)

Но как это сделать? Ответ мы найдем у самого Гоголя!!!

6. Исследовательская работа (индивидуальное задание - анализ писем Гоголя. Цель: выявить сходства писателя с его героями)

Гоголь считал свой труд над «Мёртвыми душами» неразрывным с внутренней работой над собой, о чём писал в письмах друзьям. В письме Плетнёву в октябре 1843 года есть такие слова : «Сочинения мои так связаны тесно с духовным образованием меня самого, и такое мне нужно до того времени вынести внутреннее сильное воспитание душевное, глубокое воспитание, что нельзя и надеяться на скорое появление моих новых сочинений» . А в июле 1844 года он писал Языкову: «Ты спрашиваешь, пишутся ли "Мёртвые души"? И пишутся и не пишутся <...> Я иду вперёд - идёт и сочинение, я остановился - нейдёт и сочинение». Эта работа была необходима Гоголю, так как он понимал огромную ответственность писателя за своё слово и то влияние, которое оно окажет на других.

Об автобиографичности своих героев автор писал в «Четырёх письмах по поводу "Мертвых душ "»: «С этих пор я стал наделять своих героев сверх их собственных гадостей моей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом званье и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага»

Обратимся к ранним письмам автора и сопоставляем образы помещиков с фактами биографии Гоголя. В «Четырёх письмах по поводу "Мёртвых душ"» находим, что писал Гоголь об этом произведении: «<...> герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения - история моей собственной души» .

1) Письмо к матери от 1 октября 1824 года «Позвольте, дражайшая ма-минька! Позвольте поздравить вас с днём Ангела вашего, с сим блаженнейшим днём для каждого нежного и благодарного сына. Ваша родительская любовь и нежность, ваши благодеяния, ваши о мне попечения, - всё сильнее побуждают меня приняться за перо, чтоб изъявить вам свою благодарность»

2) Воспоминания о писателе Л.Арнольди: «Гоголь очень любил и ценил хорошие вещи и в молодости, как сам он мне говорил, имел страстишку к приобретению разных ненужных вещиц: чернильниц, вазочек, пресс-папье и проч.». В «Мёртвых душах» отразилась также привычка Гоголя, переданная героям многих его произведений, узнавать многое через слуг. Л.Арнольди вспоминал об этом: «Покуда мы обедали, он всё разговаривал с половым, расспрашивал его, откуда он, сколько получает жалованья, где его родители, кто чаще других заходит к ним в трактир, какое кушанье больше любят чиновники в Малоярославце и какую водку употребляют, хорош ли у них городничий и тому подобное. Расспросил о всех живущих в городе и близ города...» Чиновники города NN узнавали о Чичикове «посредством лакейских знакомств».

3) Письмо Жуковскому Гоголь описывал опустевшую комнату: «Мне всё кажется, что из неё кто-то на минуту выехал или выезжает, что наполовину уложенный чемодан стоит посередине, по всем углам клоки обвёрточной бумаги, верёвочек...»

4) В 1830 году Гоголь был вовлечён в хлопоты о доме в Васильевке, он заботился о том, чтобы было соблюдено как можно больше экономии, и вместе с тем, чтобы дать постройке лучший вид.: «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин - удобства...»

Таким образом, перед нами судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу все, что ежеминутно перед очами и чего не зрят равнодушные очи, - всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных повседневных характеров, которыми кишит наша земля, подчас горькая и скучная дорога..

6. Николай Васильевич через поэму говорит о тех пороках, которые есть не только у героев произведения, и у него. Но и сам указывает путь избавления от них! Как? Ответ на вопрос мы найдем в стихотворении Гоголя «Песня молитвенная ко Пресвятой Деве Марии Богородице», в которой и находится ключ к разгадке авторской тайны:

К тебе, о Матерь Пресвятая,

Дерзаю вознести свой глас,

Лицо слезами омывая,

Услышь меня в сей скорбный час.

Прими мои теплейшие моления,

Мой дух от зол и бед избавь,

Пролей мне в сердце умиление,

На путь спасения наставь,

Да буду чужд своей я воли.

Готов для Бога всё терпеть;

Будь мне покровом в горькой доле,

Не дай в печали умереть.

Ты всех прибежище несчастных.

За всех молитвенница нас!

О, защити, когда ужасный

Услышим судный Божий глас.

Когда заменит вечность время,

Глас трубный мёртвых воскресит,

И книга совести всё бремя

Грехов моих изобличит!

Стена ты верным и отрада:

К Тебе молюся всей душой.

Спаси меня, моя Отрада.

Умилосердись надо мной.

- Каков же этот путь?

Итоги урока.

«Гоголь знал, что книгу допишет время…(Е.Ю.Полтавец)

Итак, попробуем ответить на вопрос: кто же Чичиков и ему подобные – зло или надежда России? (бездуховные люди с его чертами нанесут вред, а чтобы эти черты стали для человека положительными, необходимо духовное и нравственное самосовершенствование)

Поэма «Мёртвые души» - это книга совести. Для нас очень важно это открытие, потому что это начало нашего нового диалога с Н.В.Гоголем... Дерзайте, читайте, мыслите, будьте живыми душами... Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения,
не оставляйте их на дороге, не подымете потом!”
Чтобы однажды, взглянув в зеркало, не увидеть своё «оскотинившееся лицо», надо много работать над собой, уметь увидеть в обыденном – необыкновенное, в земном – возвышенное и всеми силами стремиться к нему

Домашнее задание: эссе «Чичиков – это беда или надежда России? »

Скажите, кто же УМЕР в каждом из них?

Манилов – миротворец, дипломат;

Ноздрёв – человек, который может горы свернуть, если его энергию направить в нужное русло;

Собакевич – умный хозяйственник в лучшем смысле этого слова, опора общества;

Коробочка – просто хлебосольная, добросердечная, сердобольная русская женщина

Чичиков – человек богатых, неисчерпаемых возможностей, который с его задатками психолога мог стать незаменимым в любой сфере деятельности.

Этот персонаж всё время меняется в зависимости от того, с кем в данный момент разговаривает: с Маниловым сюсюкает, с Ноздрёвым хамит и «тыкает», с Коробочкой коверкает слова, с Собакевичем рыкает… Хотя есть и у него дифференцирующие его авторские слова:
«Ни толст, ни тонок, говорит ни громко, ни тихо», то есть он приспосабливается ко всем.


Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя "Мёртвые души", по моему мнению, является бедой России. Его желание обогатиться, выбиться в люди загубило в нём те ростки положительных качеств, что были присущи ему от рождения.

Чичиков въезжает в уездный городок на своей бричке и немедленно принимается за непонятные читателю манипуляции: он с неизвестной целью втирается в доверие ко всем местным чиновникам и помещикам.

Лицемерие, с которым он добивается расположения окружающих, является инструментом для личного обогащения, что обличает в Чичикове подлую, низкую натуру.

Потерпев неудачу в своей хитроумной затее, главный герой бежит, и автор удостаивает нас, наконец, историей его жизни. Оказывается, Чичиков с детства плутовал и мошенничал, наживался на чужом легковерии, чтобы добиться положения и богатства. Ему были не знакомы доброта и щедрость, он обманывал, брал взятки.

Таким образом, Чичиков заботился лишь о своём благе - ему были безразличны судьбы других людей и собственной Родины. Поэтому он беда России.

Обновлено: 2017-02-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.


ответ на вопрос чичико беда или надежда россии

    Чичиков, несомненно, "герой своего времени". Гоголь рисует предпринимателя, "живчика", всегда возрождающегося к новым свершениям, несмотря на все невзгоды и разрушительные жизненные обстоятельства. Основная черта Чичикова - желание быть как все и в то же время солидным, респектабельным.
    Угодить всем - его цель, но угодить только для того, чтобы отстоять свою выгоду и из пустоты произвести вполне осязаемые деньги. Это талант капиталиста, живущего, по слову Пушкина, в "железный век" - век денег и чистогана, страсти которого рождают те же деньги. Они губят подлинные человеческие чувства, убивают нравственные порывы, делают невозможной любовь и сострадание - одним словом, в этом горниле капиталистического предпринимательства личность легко может погибнуть, превратиться в грубое животное, удовлетворяющее одни материальные потребности. Человек вдруг забывает о душе и духе, он предает свой человеческий облик, его душа, как пишет Гоголь, "обрастает плотью". Таким предстает Чичиков как герой своего времени.
    Вместе с тем он - "герой-мираж". В нем заключены черты поэта, желающего приобрести счастье сразу, в один момент, он поистине тот самый русский человек, не желающий трудиться и создавать дом и благополучие путем кропотливого каждодневного труда. Мошенничество - вот путь чичиковых. Подобно странствующему рыцарю средневекового романа или бродяге плутовского романа, Чичиков находится в непрестанном движении, в дороге, он иронически сравнивается самим повествователем с гомеровским Одиссеем. Правда, в отличие от рыцаря, посвящающего героические деяния Прекрасной Даме, Чичиков - "рыцарь копейки", ради последней в сущности он и совершает свои "подвиги".Образ Чичикова составляют метафоры, окрашенные в разной степени то в эпические, то в иронические, то в пародийные тона: "барка среди свирепых волн" жизни, "незначащий червь мира сего", "волдырь на воде". Вопреки солидности, степенности, телесной осязаемости Чичикова ("был тяжеленек", "животик барабан"), вопреки заботе о будущих потомках и желанию стать образцовым помещиком, сущность Чичикова - мимикрия, протеичность, способность принимать форму любого сосуда. И это тоже отличает его именно как "героя своего времени".

    Характер Чичикова формируется в соответствии с целями его жизни, и особенно в связи с капиталистической аферой, идея которой полностью подчинила героя, сделала его рабом, уничтожив его человеческие начала.

    Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России.

    Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.Одна из ипостасей Чичикова - его бричка. Кони - это способности героя, особенно чубарый - "лукавый" конь, символизирующей мошенничество Чичикова, "отчего ход тройки - боковой ход". И Чичиков, несомненно, уклоняется от истинного пути, который для Гоголя есть путь нравственного самосовершенствования.

    Впрочем, коренной гнедой и пристяжной каурой масти - кони-труженики, что внушает Гоголю надежду на воскресение Чичикова "из мертвых", отвечает его идеалу направить мчащуюся Русь-тройку по магистральному христианскому пути, по которому вслед за Русью должны пройти европейские страны, уклонившиеся от истинного пути. Чичиков должен был стать действительным "героем своего времени", то есть быть впереди современников, указать им христианскую дорогу, какую вожделенно взыскует Гоголь - писатель и проповедник.

Чичиков, несомненно, «герой своего времени». Гоголь рисует предпринимателя, «живчика», всегда возрождающегося к новым свершениям, несмотря на все невзгоды и разрушительные жизненные обстоятельства. Основная черта Чичикова - желание быть как все и в то же время солидным, респектабельным. Угодить всем - его цель, но угодить только для того, чтобы отстоять свою выгоду и из пустоты произвести вполне осязаемые деньги. Это талант капиталиста, живущего, по слову Пушкина, в «железный век» - век денег и чистогана, страсти которого рождают те же деньги. Они губят подлинные человеческие чувства, убивают нравственные порывы, делают невозможной любовь и сострадание - одним словом, в этом горниле капиталистического предпринимательства личность легко может погибнуть, превратиться в грубое животное, удовлетворяющее одни материальные потребности. Человек вдруг забывает о душе и духе, он предает свой человеческий облик, его душа, как пишет Гоголь, «обрастает плотью». Таким предстает Чичиков как герой своего времени. Вместе с тем он - «герой-мираж». В нем заключены черты поэта, желающего приобрести счастье сразу, в один момент, он поистине тот самый русский человек, не желающий трудиться и создавать дом и благополучие путем кропотливого каждодневного труда. Мошенничество - вот путь чичиковых. Подобно странствующему рыцарю средневекового романа или бродяге плутовского романа, Чичиков находится в непрестанном движении, в дороге, он иронически сравнивается самим повествователем с гомеровским Одиссеем. Правда, в отличие от рыцаря, посвящающего героические деяния Прекрасной Даме, Чичиков - «рыцарь копейки», ради последней в сущности он и совершает свои «подвиги».Образ Чичикова составляют метафоры, окрашенные в разной степени то в эпические, то в иронические, то в пародийные тона: «барка среди свирепых волн» жизни, «незначащий червь мира сего», «волдырь на воде». Вопреки солидности, степенности, телесной осязаемости Чичикова («был тяжеленек», «животик <…> барабан»), вопреки заботе о будущих потомках и желанию стать образцовым помещиком, сущность Чичикова - мимикрия, протеичность, способность принимать форму любого сосуда. И это тоже отличает его именно как «героя своего времени». Характер Чичикова формируется в соответствии с целями его жизни, и особенно в связи с капиталистической аферой, идея которой полностью подчинила героя, сделала его рабом, уничтожив его человеческие начала.
Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.Одна из ипостасей Чичикова — его бричка. Кони - это способности героя, особенно чубарый - «лукавый» конь, символизирующей мошенничество Чичикова, «отчего ход тройки - боковой ход». И Чичиков, несомненно, уклоняется от истинного пути, который для Гоголя есть путь нравственного самосовершенствования.
Впрочем, коренной гнедой и пристяжной каурой масти - кони-труженики, что внушает Гоголю надежду на воскресение Чичикова «из мертвых», отвечает его идеалу направить мчащуюся Русь-тройку по магистральному христианскому пути, по которому вслед за Русью должны пройти европейские страны, уклонившиеся от истинного пути. Чичиков должен был стать действительным «героем своего времени», то есть быть впереди современников, указать им христианскую дорогу, какую вожделенно взыскует Гоголь - писатель и проповедник.

2 вариант

Начиная работу над «Мертвыми душами», Николай Васильевич Гоголь ставил перед собой задачу «…пока­зать хотя бы с одного боку всю Русь», но постепенно замысел писателя перерастает в широкомасштабное предприятие, «где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться». Не сразу был определен и жанр нового произведения: «вещь, над которой… тружусь те­перь… не похожа ни на повесть, ни на роман…» Следуя за Пушкиным, написавшим роман, но не в прозе, Нико­лай Васильевич создал поэму, но не в стихах. Главным героем «Мертвых душ» является Павел Иванович Чичиков. «Не красавец, но и не дурной на­ружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нель­зя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтоб слиш­ком молод» - описывает внешность своего персонажа Гоголь. Но в этой характеристике отсутствуют инди­видуальные детали, позволяющие отличить Чичикова от других людей средних лет, средней комплекции и средней наружности. Стремление говорить о себе поменьше и сплошь об­щими фразами, либо книжными оборотами («незнача­щий червь мира сего», «много испытал на веку своем», «претерпел на службе за правду») не добавляют ясно­сти. Так, вплоть до последней главы поэмы в образе главного героя присутствуют некая загадочность и не­уловимость. Разговаривая с Маниловым, Чичиков подстраивает­ся под его приторный тон, без конца произносит излюб­ленные тем слова «приятный, приятнейший» и ласково улыбается. Споря с Собакевичем о цене на мертвые ду­ши, Чичиков уподобляется помещику умением бойко и дельно торговаться, а во время визита к Плюшкину стремится потакать его жадности. Но у читателя не возникает ощущения, что Чичи­ков подражает чертам характера других в силу собст­венной безликости, слабости и никчемности. Наоборот, он производит впечатление человека сильного и умно­го, решившего с наименьшими затратами добиться по­ставленной перед собой цели. Во всех его фразах и же­стах виден расчетливый делец и великолепный психо­лог. Недаром Чичиков с первых же минут разговора с Коробочкой усваивает в отношении помещицы снис­ходительный и несколько бесцеремонный тон, а нахо­дясь у Ноздрева, старается поменьше пить и наотрез отказывается играть с ним в карты, угадывая в Нозд­реве карточного шулера и скандалиста. Обращаясь к детским и юношеским годам Чичико­ва, Гоголь подробно описывает среду и воспитание, по­влиявшие на формирование его характера. Унылый дом, отсутствие родительской любви, отсутствие дру­зей, нудные нравоучения учителей, наставления отца («приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст», «все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой»), служба и пример других чиновников - взяточников и казнокрадов. Поэма «Мертвые души» не просто талантливое, меткое описание чиновничьей и помещичьей России первой половины XIX века. Поэма сравнивает, более того - сталкивает старую Россию с приходящей ей на смену Россией чичиковых. Гоголь показывает появление человека нового типа, который не может похвастаться ни знатностью рода, ни титулом, ни поместьем, но ценой собственных уси­лий, благодаря уму и изворотливости, пытается сколо­тить себе состояние. Люди, подобные Чичикову, но предаются пустым мечтам, как это делает Манилов. Они всегда ставят перед собой конкретные цели, достижение которых сулит им материальные выгоды. Они не копят поти­хоньку деньги, как Коробочка, а стремятся сразу же отхватить солидный куш. Интересы чичиковых про­стираются дальше хозяйственных забот и чревоугодия «кулака» Собакевича, и ничто не заставит их доверить свои деньги переменчивому божеству азартных игр, как это делает Ноздрев. Чичиков - личность незаурядная, обладающая не­сомненной силой воли и ярко выраженными деловыми качествами. Но можем ли мы сказать, что главный герой поэмы наделен «живой душой»? На первый взгляд - определенно да. Живость натуры Чичикова бросается в глаза, особенно на фоне других персонажей поэмы. Но не сводится ли вся живость этого расчетливого аван­тюриста и умного подлеца к одному лишь накопительст­ву?! И осуществив свои замыслы, разве стал бы Чичи­ков заниматься, скажем, благотворительностью или спо­собствовать своим капиталом дальнейшему развитию России? Ответ очевиден. Предмет, хорошо характеризующий Чичикова, это его шкатулка, в центре которой мыльница, по бокам - визитные карточки, а в потайном ящике - деньги.

Мне кажется Надежда России

3 вариант

Павел Иванович Чичиков – центральный персонаж поэмы «Мертвые души», написанной Гоголем. Этот герой сначала показан как исключительно порядочный и приятный человек. Раскрывается множество его положительных сторон. Он вежлив и обходителен, умеет найти подход к кому угодно, обладает острым умом и чувством юмора. Многие хвалят Чичикова и радуются его обществу.

Каков же наш герой на самом деле? Он с самого детства хорошо усвоил науку отца о том, что для счастливой жизни нужно беречь каждую копейку, угождать всем без исключения и заводить только полезные знакомства. В этом Павел Иванович преуспел. Он научился втираться в доверие, льстить, лебезить, уговаривать. Стал использовать людей для получения выгоды. Только она и стала его интересовать.

Где-то на краю его сознания еще остались общечеловеческие мечты, вроде дома и семьи. Но цепь его рассуждений все-таки выдает в нем подлеца. Герой эгоистичен, бесконечно озабочен личной выгодой и не желает принимать участие в делах общественности. Его отрицательные черты хорошо видны в период работы Чичикова в разного рода организациях. Он не стесняется мошенничать и подкупать для того, чтобы вырасти по карьерной лестнице.

В конце концов Павел Иванович придумывает аферу со скупкой «мертвых душ» у помещиков для того, чтобы успеть получить за них деньги до следующей ревизорской проверки и сколотить состояние. Так судьба сводит его с русскими помещиками, каждый из которых представляет собой яркий запоминающийся образ и обладает целым набором отрицательных качеств.

Итак, кто же все-таки Чичиков, надежда или беда России? Думаю, все же беда. Манипуляция людьми, алчность, расчетливость, притворство – все это с лихвой перекрывает те крохи хорошего, что было у него в душе от рождения. Чем больше таких людей будет вокруг, тем меньше мы будем сочувствовать друг другу, помогать и поддерживать, а этого нельзя допустить!

Чичиков, несомненно, "герой своего времени". Гоголь рисует предпринимателя, "живчика", всегда возрождающегося к новым свершениям, несмотря на все невзгоды и разрушительные жизненные обстоятельства. Основная черта Чичикова — желание быть как все и в то же время солидным, респектабельным. Угодить всем — его цель, но угодить только для того, чтобы отстоять свою выгоду и из пустоты произвести вполне осязаемые деньги. Это талант капиталиста, живущего, по слову Пушкина, в "железный век" — век денег и чистогана, страсти которого рождают те же деньги. Они губят подлинные человеческие чувства, убивают нравственные порывы, делают невозможной любовь и сострадание — одним словом, в этом горниле капиталистического предпринимательства личность легко может погибнуть, превратиться в грубое животное, удовлетворяющее одни материальные потребности. Человек вдруг забывает о душе и духе, он предает свой человеческий облик, его душа, как пишет Гоголь, "обрастает плотью". Таким предстает Чичиков как герой своего времени. Вместе с тем он — "герой-мираж". В нем заключены черты поэта, желающего приобрести счастье сразу, в один момент, он поистине тот самый русский человек, не желающий трудиться и создавать дом и благополучие путем кропотливого каждодневного труда. Мошенничество — вот путь чичиковых. Подобно странствующему рыцарю средневекового романа или бродяге плутовского романа, Чичиков находится в непрестанном движении, в дороге, он иронически сравнивается самим повествователем с гомеровским Одиссеем. Правда, в отличие от рыцаря, посвящающего героические деяния Прекрасной Даме, Чичиков — "рыцарь копейки", ради последней в сущности он и совершает свои "подвиги".Образ Чичикова составляют метафоры, окрашенные в разной степени то в эпические, то в иронические, то в пародийные тона: "барка среди свирепых волн" жизни, "незначащий червь мира сего", "волдырь на воде". Вопреки солидности, степенности, телесной осязаемости Чичикова ("был тяжеленек", "животик <...> барабан"), вопреки заботе о будущих потомках и желанию стать образцовым помещиком, сущность Чичикова — мимикрия, протеичность, способность принимать форму любого сосуда. И это тоже отличает его именно как "героя своего времени". Характер Чичикова формируется в соответствии с целями его жизни, и особенно в связи с капиталистической аферой, идея которой полностью подчинила героя, сделала его рабом, уничтожив его человеческие начала.
Гоголь не случайно выделяет Чичикова из ряда прочих персонажей поэмы, рассказывая о прошлом героя и давая его характер в развитии. Согласно замыслу, автор собирался “провести Чичикова через искушение собственничества, через жизненную грязь и мерзкость к нравственному возрождению”. Именно с людьми, не окончательно омертвевшими, имеющими хоть какую-то цель, пытался связать автор свои надежды на возрождение России.
Гениальность же гоголевского предвидения состоит в том, что в поэме “Мертвые души” впервые в русской литературе был выведен тип людей, которые неизбежно выходят на арену общественной жизни в период зарождения капитализма, тип дельца-предпринимателя, человека “новой формации”.Одна из ипостасей Чичикова - его бричка. Кони — это способности героя, особенно чубарый — "лукавый" конь, символизирующей мошенничество Чичикова, "отчего ход тройки — боковой ход". И Чичиков, несомненно, уклоняется от истинного пути, который для Гоголя есть путь нравственного самосовершенствования.
Впрочем, коренной гнедой и пристяжной каурой масти — кони-труженики, что внушает Гоголю надежду на воскресение Чичикова "из мертвых", отвечает его идеалу направить мчащуюся Русь-тройку по магистральному христианскому пути, по которому вслед за Русью должны пройти европейские страны, уклонившиеся от истинного пути. Чичиков должен был стать действительным "героем своего времени", то есть быть впереди современников, указать им христианскую дорогу, какую вожделенно взыскует Гоголь — писатель и проповедник.