Поощрение и наказание. Основы воспитания. Золотые правила поощрения и наказания

В воспитании ребёнка необходимо использовать как наказание, так и поощрение, но делать это нужно правильно, в такой дозировке, чтобы поощрение преобладало над наказанием. При выборе форм поощрения необходимо учитывать психические индивидуальности ребёнка, тип его нервной системы, темперамент и приобретённые уже личностные черты.

Как мы можем ожидать справедливого общества, если справедливость для нас - это компенсация, какая-то форма оплаты за все, что мы делаем? Это не должно быть немедленной наградой, материальным приданым, поскольку духовный комфорт также служит нам. Обещание еще большего приза в будущем, возможно, вне жизни, станет конечным моментом в существовании выразительного большинства.

Мы стремимся к совершенству, не признавая свое несовершенство, а потому, что это может означать достижение большей личной власти и представляет кульминацию в рамках установленных социальных целей. И то, что требуется, - это только личная подсветка благодаря заслугам. В ситуации постоянного спора ввести в нашу жизнь то, что мы называем порядком, становится невозможным.

Наиболее приемлемые формы поощрения:
1. Для детей нерешительных, боязливых, быстро утомляемых необходимо применять опережающую похвалу, положительно подкрепляя все те качества, которые помогут ребёнку при выполнении будущего дела.

2. Для детей аккуратных, даже педантичных, которые не прощают себе ошибок, глубоко переживают неудачи, необходимо применять похвалу, но ни в коем случае не связывать её с достижением завышенного результата. Полезно дозировать поощрения, выдавать их ребёнку маленькими порциями и подхваливать на всем протяжении работы. Похвала не должна расходиться с тем, как сам себя ребёнок оценивает.

В обществе, где сила закона служит дисциплинирующей мерой поведения, беспорядки и абсолютная глупость являются правителями. Когда нам нужны законы, чтобы упорядочить нас, логика не может быть иначе: мы до сих пор не знаем, какое состояние порядка в нашей повседневной жизни.

И из этого беспорядка мы надеемся, что то, что мы называем порядком, может возникнуть. Но мы можем видеть беспорядок и учиться на нем, а затем решать, что делать. Мы точно знаем, что беспорядок не способен создать порядок. Понимание этого неопровержимого факта позволит нам осознать, что нужно что-то делать. Чувство порядка способно воспринимать беспорядок, хотя обратное невозможно.

3. Для детей уверенных в себе, которым многое удаётся без особых на то усилий, необходимо применять похвалу только за то, что стало результатом серьёзного усилия, хвалить за помощь, оказанную другим, поощрять умение радоваться вместе с другими людьми.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. К каким результатам ребёнок пришёл, значения не имеет, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Не нужно бояться ласкать и нежить своих детей, но во всем нужна мера и учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
Некоторые люди считают, что наиболее правильное воспитание – это воспитание без наказаний. Однако представить себе воспитание, в котором совершенно отсутствует воздействие на ребёнка, использующее те или иные формы наказания, по-видимому, трудно. Весь вопрос не в том, наказывать или нет, а в том, как и когда, наказывать. Правильное наказание, его выбор и осуществление – наиболее творческий момент в общении с детьми.

Ошибки, к сожалению или к счастью для человека, по-прежнему являются основным источником его успехов. Ошибка дает нам возможность научить нас, как мы не должны действовать, и от них, если их принять и понять, мы можем только получить прибыль. Это правда, что никто не хочет ошибочно преднамеренно ошибаться, и, несмотря на последствия и ошибки, которые они могут нам дать, также можно получить определенную выгоду, но только тогда, когда мы готовы принять их. Они никогда не должны толковаться как наказания или наказания, а как отражение состояния несовершенства, которым мы являемся хранителями или носителями, независимо от нашего социального положения, вероисповедания или расы.

В ситуации наказания родителям обязательно нужно чётко выделять три аспекта:
1. Индивидуальность ребёнка, его возраст и допущенный им проступок.

2. Собственное эмоциональное состояние, возникающее как реакция на проступок ребёнка.

3. Метод воздействия в целях исправления проступка. Поэтому для правильного выбора средств наказания необходимо постоянно расширять свои знания, представления обо всех сторонах психического облика своего ребёнка. Родитель должен всякий раз по–новому рассматривать поступок ребёнка, стараться вникнуть в его скрытые причины, правильно оценить, какие именно слабости характера или неверные соображения привели ребёнка к ошибке. Наказание должно не столько фиксировать неверный поступок, а направляться на те внутренние причины, которые привели ребёнка к ошибочному действию.

Мы могли бы сказать, что ошибка - попытка добиться успеха. Здесь стоит избегать преднамеренных ошибок, когда практикующий делает это посредством моральной деформации сознательным и преднамеренным образом, всегда с неэтичным разворачиванием. Ошибки, рассматриваемые как попытки исправить, - это те, которые практикуются незрелостью или неспособностью и непреднамеренно. В этом случае они выступают в качестве инструкторов, демонстрируя пути, которых следует избегать, тем самым квалифицируя наши действия.

Мы являемся продуктом несовершенного мира. Мы не можем быть совершенными, и причина довольно проста: психологически несовершенный мир не способен производить психически совершенных людей. При поиске вознаграждения в качестве формы мотивации для нашего ребенка или учащегося выполнять свои обязанности мы сталкиваемся с патологическим и коррумпированным поведением. Поощрение, пусть и маленькое, развращает характер. Это создает привычку к одной услуге в обмен на другую. И больше не будет спонтанного действия солидарности, ни безвозмездной сердечности, ни меньше уважения, поскольку для каждого действия ожидается удовлетворение.

Существуют различные формы наказания:
1. Физические наказания . Наказания, основанные на страхе перед болью. Физическое воздействие относится к самым неблагоприятным формам наказания. Это связано с несколькими обстоятельствами:

  • При физическом воздействии у ребёнка проявляется безусловный оборонительный рефлекс, проявляющийся в остром переживании страха. Данный вид воздействия не решает конфликт, а только создаёт иллюзию его разрешения.
  • Эта форма воздействия выбирается родителями тогда, когда они сами слабо контролируют своё поведение. Бьют ребёнка чаще всего в плохом настроении или когда он нанёс материальный ущерб.
  • Изменение поведения ребёнка после физического наказания происходит в основном только в присутствии человека, который наказал его.

Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний неизбежно формирует у ребёнка определённые неблагоприятные черты характера и личностные особенности. Физические наказания преследуются административно и уголовно: Уголовный кодекс РФ (ст.111, 112, 115, 116, 117); Семейный кодекс РФ (ст.56, ст.65); Конвенция ООН о правах ребёнка (ст. 27, 34)

Тогда ложная дисциплина становится обязательством, а принуждение становится самым прибыльным делом; половина начинается и заканчивается, чтобы что-то выиграть или получить личное преимущество. Когда мы не можем верить в потенциал наших собственных детей или учеников, вознаграждение за развращение будет главным ключом, способным побудить их к принудительному моделированию. Если результат, который мы ожидаем от них, возможен только через похвальный жест, каково будет качество мира, которое они создадут?

Есть ли место в этом мире для уважения и солидарности, состояние, в котором присутствует чувство неконкурса? Практика удовлетворения уже институционализирует конкурентный процесс, когда он дает недостаток проигравшего и достоинство победителя, также вводя процесс амбиций и насилия.

2. Лишение любви . Ребёнок лишается части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять её нужно с большой осторожностью. Временная утрата родительской любви будет действенна для ребёнка тогда, когда ему есть, что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью. Наказывая ребёнка, родители должны дать ему почувствовать, что любят его всецело даже тогда, когда вынуждены на какой-то срок «ограничить» свою любовь. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви, поскольку заслуживает наказание, но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Кроме того, необходимо учитывать, что лишение любви как форму наказания нельзя применять к маленьким детям (дошкольникам). Лишение любви – сильно действующий метод эмоционального воздействия и применять его следует чрезвычайно редко, только по поводу особых событий.

В попытке заставить наших детей осознать необходимость чистки зубов после каждого приема пищи, мы должны четко указать, что это преимущество, личное преимущество, и это уже представляет собой премию, без необходимости дополнительных бонусов или стимулов. Но учреждение премии делает ненужным просвещение в области образования, которое будет включать в себя вред или выгоды, существующие за каждым действием.

Объясняя, разъясняя и заставляя их понять, какие преимущества они получат для себя с помощью этой процедуры, должна быть наша роль и никогда не приводить к принудительному аргументу. Принуждая их к обещанию призов, чтобы нести ответственность за свои основные обязанности, мы создаем человека, который даже не уважает себя. Если он не может что-то сделать для своего самосовершенствования, представьте себе его позицию по отношению к другим?

3. Запрет . Ограничение поведения ребёнка не путём наказания, а путём запрета. Формы запрета необходимо менять в зависимости от возраста ребёнка. Запрет наиболее эффективен в применении к детям раннего возраста. С малышом необходимо поступать так, чтобы запрет совпадал или даже опережал совершение неправильного поступка (например: ребёнок тянется к огню – мать отдёргивает его ручку). Очень важно контролировать речевые высказывания. Словом «нельзя» надо пользоваться только в крайнем случае. Лучше выразить своё неудовольствие мимикой, жестом, выражением лица.

Обучаясь заботиться о себе, потому что вы поняли, что это правильно, он также научится уважать пространство вашего товарища, оценивая усилия других. Скорее всего, он будет интегрирован в мир мирным путем, с минимальными конфликтами, с более осторожным и менее меркантилистским настроем.

Наша роль объяснения и разъяснения того, что они должны делать, а главное, почему они делают, - настоящая педагогика. Какое использование наших детей посещает школу в течение многих лет, если дома мы не объясняем их ясными и просветляющими аргументами, почему они это делают? Не верьте, что они сами поймут это на улице. Возьмите свой личный пример и посмотрите, что это не так.

4. Наказание «естественными последствиями» . Родители отказывают ребёнку в некоторых удовольствиях (например: не пускают гулять, не разрешают посещать кино или театр, встречаться с друзьями). Применяя наказание по логике естественных последствий, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного нормального развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками. К сожалению, некоторые родители часто просто потому, что не задумываются над этим, используют подобные наказания слишком часто, реагируя буквально на любой ошибочный поступок ребёнка. (Новелла о мальчике и его папе, которые «так и существовали: ребёнок все время ошибался, на то он и ребёнок, а папа всё время лишал его чего-нибудь, на то он и папа. К семи годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было лыж, не было санок, не было коньков, не было мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель и без разговоров ложился спать. Во всём остальном он был «дурак дураком»). Наказания «естественными последствиями» при правильном применении этого метода создают особую ситуацию. Она характеризуется тем, что связь между неправильным поведением ребёнка, его недостаточно серьезным отношением к своим обязанностям и мерой наказания должна быть естественной, понятна самому ребёнку, а справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Лучше, если наказания в семье по логике естественных последствий принимают вид узаконенного и распространяющегося на всех правила. Родителям обязательно нужно продумать и установить только те требования, которые они способны сами выполнить.

Мы не можем оставить это в руках педагогов, они тоже не будут. Нам нужно идти дальше и перечислять для них понятным и дидактическим образом все преимущества, которые они могут извлечь из этих усилий; или зло, если они презирают эту возможность. Это минимальный максимум, который мы могли бы сэкономить, если бы был интерес с нашей стороны. Тем не менее, большинство из нас, возможно, сделают это добросовестно, если мы будем уверены, что в конце концов мы как-то будем вознаграждены, увенчанные авторством или инициативой этого магистерства.

В примечаниях ниже. Во многих случаях это непросто. Воспитание подростка требует большого терпения и эмоционального интеллекта, мы должны знать, как передать соответствующие ценности и пределы, где они могут расти со зрелостью и ответственностью, мы объясним, как, затем.

5. «Судейская комната» . Есть семьи, где воздействия на ребёнка сведены к наказаниям, общение с детьми превращается в своеобразную «судейскую комнату». Каждое действие ребёнка, каждый поступок подвергается пристальной оценке, часто дети ошибаются, и так же часто родители фиксируют ошибки, дают негативные оценки, «выводят на чистую воду», превращаясь в настоящих преследователей. «Судейская комната» возникает ещё и тогда, когда объединяются мама, папа, бабушки и дедушки, устраивают подробное обсуждение проступков ребёнка и все вместе «выносят» наказание. Если объединение родителей происходит часто, вызывается незначительными ошибками детей, его следует считать вредным и малоэффективным. У ребёнка возникают переживания отвергнутости, ненужности, а это приводит к серьезным эмоциональным срывам, может нарушить контакт ребёнка с родителями. При использовании наказания необходимо установить в семье определённую иерархию воздействий. Например: мать может привлекать отца к обсуждению поведения ребёнка только в особых случаях, даже сам рассказ о проступке ребёнка отцу может служить формой наказания. Не стоит посвящать родственников и знакомых в тот или иной конфликт с ребёнком, стремиться призывать общественность, учителей. Эти сильные меры воздействия считаются крайними, и использовать их нужно с большой осторожностью.
В результате наказания может возникнуть один нежелательный исход – обострение отношений вплоть до протестного поведения. Это происходит тогда, когда родители наказывают ребёнка в состоянии аффекта, происходит нарушение эмоциональных требований к воспитанию, нарушение прав ребёнка.

Советы для обучения наших подростков

Предлагайте новые права, но также обязанности

Обычно девочки всегда более ранние, и именно они в возрасте 11 или 12 лет начинают требовать больше. Мальчики занимают немного больше времени, чтобы созреть. Обычно в возрасте 13 лет, когда они внезапно и не зная, они становятся более упрямыми, гордыми и представляют собой реакции, которые мы не понимаем.

Они растут и входят в мир взрослых по-прежнему с детским менталитетом. Думайте о них как о маленьком гормональном и личном хаосе, в котором они должны определить себя. Они нуждаются в возможностях обучения, требуют больше прав и свобод, не видя объективно, представляют ли их действия риски или нет.

6. Наказание в форме экспромта . Чем лучше знает родитель своего ребёнка, чем больше любит, тем разнообразнее, неожиданнее, а потому эффективнее его воздействие на ребёнка. Иногда гораздо лучше вместо речевых проработок неожиданное действие. Очень полезно, если реакция взрослого вызывает некоторое тревожное изумление ребёнка, связанное с неожиданным поворотом ситуации. Например: мама заметила, что её сын стал обманывать, рассказывать невероятные истории, которые с ним приключились и из-за которых он якобы не смог сделать то или иное дело. Мама могла наказать мальчика или начать разъяснять ему, что врать нехорошо. Она поступила иначе. Во время одного из таких рассказов она вдруг резко и неожиданно сказала сыну: « А ну-ка, открой рот, покажи язык… Так, всё ясно… и когда только твой язык отучится говорить неправду?» удивлённый и ошеломлённый ребёнок спросил: « А как ты догадалась?». В результате мальчик отказался от привычки к сочинительству, а в доме сохранились мир и спокойствие.
Родителям необходимо помнить, что с помощью поощрений и наказаний они воздействуют на внутренние психологические качества своих детей. И от того, насколько внимательными они будут при выборе формы воздействия на своего ребёнка, зависит, вырастет их дитя радостным и счастливым или несчастным и зависимым человеком.

Самое лучшее, что мы можем сделать, это сохранить баланс по вопросу «права-обязанности». Мы можем позволить им уйти в конце недели, пока они сделали домашнее задание. Также важно вернуться домой в назначенное время и, если они придут позже, должны потерять свои привилегии.

Важно то, что каждый подросток узнает, что жизнь полна норм и требований, а также взрослых, и что им нужно понять на ранней стадии. Вещи «не падают с неба», взрослые работают, чтобы получить деньги, которыми мы кормим, одеваем и живем. Мы должны привлекать подростков к ответственности в исследованиях и действиях. Помните также, что если вы устанавливаете стандарты, вы должны сохранять их и быть твердыми. Не позволяйте никому проходить мимо одного дня, а не другого, потому что вы потеряете уважение.

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. Воспитание детей невозможно без наказаний и поощрений. В русской культуре прочно укрепились предрассудки «бьет – значит любит», «не пожалей розги», «доброе слово и кошке приятно».

И наказание, и поощрение преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение.

Просвещать позитивно: до «подкрепления», чем наказания

Мы должны сохранять равновесие. Мы не можем этого сделать, потому что у нас возникнут негативные чувства, уязвимость и низкий уровень. Спросите своего ребенка, что случилось, и передайте уверенность, скажите, что вы ему доверяете, и что вы знаете, что пройдете тест, потому что у вас есть возможность сделать это.

Хорошее общение и укрепление доверия

Когда вы совершаете ошибку, научитесь совершенствовать, но не наказывайте, не критикуйте. Предложите стратегии и уверенность в месте упрека. Всегда ищите время дня, чтобы быть с вашим подростком и говорить. Избегайте, чтобы ваш подросток-сын всегда был заперт в своей комнате, перед компьютером, с его музыкой; кто тот, кто только отправляется есть или остается с друзьями. Избегайте их изоляции, поощряя их делать действия вместе дома, так как они были детьми.

Справедливое и несправедливое наказание детей

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что» и дам рекомендации родителям, как поступать в таких случаях.

Во время еды выключите телевизор и поговорите. Спросите о своих симпатиях, ваших друзьях или человеке, которого вы привлекаете. Поощряйте ребенка делиться с вами миром. В идеале они должны знать, что они могут рассчитывать на вас и что вы не враг, который только санкционирует или критикует без посторонней помощи.

В заключение мы знаем, что подросткам нелегко, никто из нас не имеет идеального руководства. Однако мы гарантируем, что с оптимизмом, любовью и волей мы можем сформировать зрелых и ответственных людей, способных быть независимыми в своей жизни. Счастливые люди, которые знают, что для достижения чего-то должны стремиться, чтобы иметь хороших друзей и отношения должны знать, как уважать и понимать. Эмоциональный интеллект всегда является хорошей перспективой, на которой мы можем опираться.

Дети не понимают, за что получают наказание, поскольку не понимают, чего от них хотят. Ребенок высыпает на пол из пепельницы окурки и играет с ними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя прикасаться к пепельницам. У ребенка пепельница ассоциируется с конкретной вазой зеленого цвета. И он больше к ней не прикасается. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием уже с другой, синей пепельницей. Ребенок получает наказание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую пепельницу. Цель этого примера – показать, насколько расходятся слова родителей, цели, которые они преследуют при воспитании и того, что ребенок понимает. Он выполнил то, что просила мать – не играть с зеленой пепельницей, однако не понял сути просьбы матери. Такая ситуация больше характерна для маленьких детей, у которых еще не развито абстрактное мышление и обобщение.

В заключение мы говорим что-то не менее важное: необходимо, чтобы и отец, и мать согласились на воспитание детей. Те же ценности и те же цели. Каждое непослушание было бы вознаграждено в качестве штрафа, если бы дети не были исполнены. В конце каждого месяца суммы затем складывались вместе и вычитались из общей суммы пособия, которое они должны были получить. Стол имел огромный успех в сети, с защитой как теми, кто считал идею гениальным, как образовательной мерой, так и теми, кто явно не соглашался с отношением, скажем, несколько авторитарным отцом.

Родителям следует конкретно объяснить ребенку, что нельзя играть с окурками и высыпать их на пол независимо от того, какого цвета предмет, в котором они находятся. Т.е. максимально конкретизировать те действия ребенка, которые считаются неприемлемыми.
Другая причина – недостаток положительных поглаживаний, когда ребенок не имеет другого способа получить внимание родителей.

Как поступать в таких случаях? Оптимальным решением было бы обсуждение вместе с психотерапевтом, каким образом ребенок может получать заслуженные условные и безусловные поглаживания, а так же установки родителей относительно их.
Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Как поступать в таких случаях? При обращении к психотерапевту Вы сможете установить контроль над своим плохим настроением и следующим за ним поведением, а так же разрешить свои личностные трудности.
Порой причины отклоняющегося поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример – семья на грани развода, где ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Он отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением, объединяя их в том, что отвлекает внимание на себя. (Кстати, такую же функцию может выполнять болезнь ребенка.)

Как поступать в таких случаях? Вам стоит обратиться к психотерапевту для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психотерапевт поможет Вам пережить его с минимальными душевными потерями для Вас и для ребенка. Если у Вас в семье хроническое психологическое неблагополучие, то психотерапевт поможет наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразится на поведении ребенка.

Еще одна причина – пожалуй, самая трагическая: нелюбимый ребенок. Немногие родители могут себе в этом признаться, но если они нашли в себе силы для признания, они имеют шанс изменить свое поведение (если не отношение) к ребенку. Их резерв – чувство долга по отношению к ребенку. Причины могут быть разнообразными: в принципе нежеланный ребенок (женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, которого ждали родители; ребенок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников; непринятие ребенка отчимом или мачехой.)

Как поступать в таких случаях? Однозначно, родители признавшие свое негативное отношение к ребенку, сделали первый шаг к исправлению ситуации. Здесь однозначно необходима помощь психотерапевта самим родителям, которая будет заключаться в установлении контроля над своим поведением по отношению к ребенку и в проработке глубинных проблем и чувств родителей. С каждым случаем психотерапевт работает индивидуально.

Помните, что Ваша родительская задача – вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами и потерями!
Правила наказания детей

При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.

При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.

    Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня.»)

    При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.

    При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.

    Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Когда необходимо физическое наказание детей

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)

Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Прощение

В нашей культуре просьба о прощении носит ритуальный характер. Зачастую мы требуем извинений формально, не задумываясь, чего мы на самом деле хотим: истинного раскаяния или ритуальных слов, и не давая себе отчета, готовы ли мы на самом деле простить.

Как просьба о прощении, так и способность простить требуют немалых душевных сил. Простить – означает стереть проступок другого из памяти так, как если бы его и не было. Но для этого нужно время, понимание и прочувствование тех причин, что побудили человека совершить неприятный для нас проступок. Стоит рассказать о том, что вы испытывали в тот момент, когда вам причинили боль, дать обидчику время на обдумывание – стоит ли ему просить прощения и в какой форме, но ни в коем случае не торопить его.

Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях. Простить – не означает забыть, а скорее поменять отношение к произошедшему.

Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.

Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается.

Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Мальчика, провинившегося перед бабушкой, ставят в угол. Он лишен возможности отвлечься на другие стимулы и занятия, и поглощен мыслями о своем проступке. Но когда подходит время обеда, его оттуда извлекают, хотя он может быть и не голоден, и таким образом прерывается его осознание и осмысление своей вины. Причина в приоритете материальных ценностей (своевременного приема пищи) над духовными.

Способы поощрения

Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.

Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).

Кроме того, я рекомендую повесить над его кроваткой настенный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный – отлично, оранжевый – хорошо, желтый – средненько, а зеленый – плохо.