Древняя Русь: культура и ее особенности. Достижения руси в области культуры Древняя Русь: культура и ее воплощения

Культура которой была ярким явлением в развитии страны, славилась прекрасными памятниками архитектуры и литературными творениями. Что же повлияло на ее развитие? Как менялось представление о мире? Во всем этом нужно разобраться.

Древняя Русь: культура и ее особенности до и после

Как известно, древнее государство было подчинено языческой религии, вследствие чего можно говорить о нескольких характерных признаках того общества. Во-первых, преобладало устное народное творчество. Именно тогда стали зарождаться былины, песни и сказки. Люди передавали из поколения в поколение важнейшую информацию, которая дошла и до наших дней. Во-вторых, было развито деревянное зодчество. Тогда на Руси не было каменных строений, но были известные после на весь мир крепкие деревянные храмы и избы. В-третьих, отсутствовали какие-либо письменные источники. Да, до принятия новой веры таких памятников искусства не было на территории нашей страны. В-четвертых, существовало очень много Особенности после принятия христианства очень изменились:

Древняя Русь: культура и ее воплощения

Всю культуру того времени можно условно разделить на три области: это письменность, зодчество и изобразительное искусство. Итак, начнем с литературы. Первые своего рода послания друг другу (а это можно назвать зарождением нашли в Новгороде, где их и прозвали После принятия христианства появились Илларионовское «Слово о законе и благодати», а также «Остромирово Евангелие» (авторство приписывают писцу Григорию). Кроме того, нельзя не вспомнить и тот факт, что алфавит был создан великими братьями, Кириллом и Мефодием, также в то время. История культуры Древней Руси, в частности, каменного зодчества, является богатейшим наследием всей страны. Чего стоят примеры крестово-купольного стиля: и Киеве и Киево-Печерский монастырь. Нельзя не вспомнить и однокупольные творения Андрея Боголюбского: Успенский и Дмитровский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли. Все это является достоянием нашей Родины. Что же касается изобразительного искусства, то тут стоит упомянуть такие творения, как мозаика «Богоматерь Оранта», икона «Благовещение Устюжское», а также фреска «Пророк Захарий».

Таким образов, Древняя Русь, культура которой заложила основы развития русской души, стала примером для последующих творцов. Мы изучаем ее произведения и радуемся достижениям того времени до сих пор, и это один из главных поводов гордиться своей историей.

Cлайд 1

Культура Киевской Руси в X-XII веке Выполнила: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №10» г. Калуги Гусарова О.Н.

Cлайд 2

КУЛЬТУРА – это вся преобразовательная деятельность человека, выраженная в материальных и духовных памятниках и ценностях.

Cлайд 3

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ: Дошедшие до нас памятники связаны главным образом с церковью и христианской идеологией Наличие анонимности в работе (художник не должен оставлять своё имя на творении, т.к. это эгоистично по отношению к Богу) Оказания влияния на древнерусскую культуру Византии и принятие христианства Но в тоже время слабая связь с культурой Западной Европы Не появление чего-то одного, а множество направлений в культуре Др. Руси (устного народного творчества, литературы, зодчества, живописи и др.)

Cлайд 4

Форма заполнения таблицы направлений культуры Древней Руси: (на примере фольклора) Направление культуры Название вида направления и его особенности Пример Устное народное творчество или фольклор Былины– поэтические воспоминания народа о различных эпохах его истории. Главный герой БОГАТЫРЬ и основная тема – освобождение земли Русской и защита ее. Илья Муромец-могучий воин, Добрыня Никитич-рассудительный воин, Микула Селянинович –пахарь-земледелец

Cлайд 5

ПИСМЕННОСТЬ: Азбука – великий шаг каждого народа. Он нуждается в своей письменности, книгах и литературе. Рождение славянской письменности это заслуга греческих миссионеров Кирилла и Мефодия, который придумали «кириллицу» (А- «аз», Б- «буки», В- «веди», Д- «добро» и т. д.)

Cлайд 6

Кирилл и Мефодий. Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ), и Михаил (после пострижения в монахи - Мефодий), братья из г. Солуни просветители славян, создатели славянской азбуки, проповедники христианства. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В православии почитаются как святые равноапостольные.

Cлайд 7

Первые древнерусские книги были как в Европе рукописными и дорогими. Книги были украшены МИНИАТЮРАМИ – небольшими изящными картинками. Писали на ПЕРГАМЕНТЕ (выделанная телячья кожа) Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Рукописи большого формата писали в два столбца Стали появляться переводы византийский церковный книг, жизнеописания христианский святых Открывались школы при монастырях и церквях Пример 1-х книг 1056-1057 гг. «Остромирово Евангелие», 1115 г. «Мстиславово Евангелие», 1073 г. «Изборник» - сборник изречений.

Cлайд 8

В Остромировом Евангелии - три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Евангелист Иоанн Евангелист Лука Евангелист Марк

Cлайд 9

Cлайд 10

ЛИТЕРАТУРА представлена Житием, Летописями, Словом Житие- литературное описание людей, причисленных к лику святых (житие о Борисе и Глебе, автор Нестор) Летопись- предание с ежегодными записями о текущих событиях («Свод игумена Никона» 70-е г. XIв., «Начальный Свод» 1093-95 гг., «Повесть временных лет» 1113г., автор – монах Киево-Печерской лавры Нестор, «Поучение детям», автор В. Мономах) Слово- одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы, торжественное или поучающее обращение. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г. («Слово о Законе и Благодати».

Cлайд 11

СЛОВО О ПЛЪКУ ИГОРЕВЕ, ИГОРЯ СЫНА СВЯТЪСЛАВЛЯ, ВНУКА ОЛЬГОВА Древнерусский текст Не лепо ли ны бяшетъ, братие, начяти старыми словесы трудныхъ повестий о пълку Игореве, Игоря Святъславлича? Начати же ся тъй песни по былинамь сего времени, а не по замышлению Бояню! Боянъ бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. "Слово о полку Игореве" - известнейший памятник древней русской литературы - описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича в союзе с Всеволодом, Владимиром и Святославом Ольговичем (1185 г.). По времени написания "Слово" относят к 1187-1188 году.

Cлайд 12

Cлайд 13

Отрывок из Повести временных лет, XII в. О расселении славян Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ. Поляне же жили в те времена отдельно. И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий – Хорив, а сестра их – Лыбедь. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев.

Cлайд 14

Cлайд 15

Cлайд 16

СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И все это увидев, возрадуйся, и возвеселись, и восхвали Бога Благого, всего устроителя. Ты видел уже, если не телом, то духом: Господь показывает тебе все сие. Тому радуйся и веселись, что семена веры твоей не иссушены зноем неверия, но с дождем Божия поспешения принесли обильные плоды. Радуйся, апостол во владыках, не мертвых телами воскресивший, но нас, душою мертвых, умерших от недуга идолослужения, воскресивший. Ибо твоею (волей) ожили и жизнь Христову познали. Скорчены были бесовской ложью, но твоею (волей) выпрямились и на путь жизни вступили. Слепы были от бесовской лжи, но твоею (волей) простерлись сердечными очами; ослеплены (были) неведением, но твоею (волей) прозрели для света Трисолнечного Божества. Немы были, но твоею (волей) заговорили. И ныне уже, малые и великие, славим Единосущную Троицу. Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою препоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривной и утварью златой, красуешься.

Cлайд 17

Из "Поучения" Владимира Мономаха Я, худой, дедом своим Ярославом, нареченный в крещении Василием, отцом возлюбленным и матерью благословенным, своею из рода Мономахов... и христианских ради людей, ибо сколько их соблюл по милости своей и по отцовской молитве от всех бед! Сидя на санях (т.е. перед смертью - В.Г.), помыслил я в душе своей и воздал хвалу Богу, который меня до этих дней, грешного, сохранил. Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, это ведь начало всякого добра…….. …..И потом собрал я эти полюбившиеся слова и расположил их по порядку и написал. Если вам последние не понравятся, начальные хоть возьмите. Ибо как Василий учил, собрав юношей: иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово Господне: "Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится". "О владычица Богородица! Отними от сердца моего бедного гордость и дерзость, чтобы не величался я суетою мира сего" в ничтожной этой жизни.

Cлайд 18

ЖИТИЕ И ХОЖЕНИЕ ДАНИИЛА, ИГУМЕНА РУССКОЙ ЗЕМЛИ "Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена" не только древнейшее описание паломничества в Святую Землю, но и одно из первых замечательнейших созданий древней русской литературы. Исследователи предполагают, что Даниил пострижен в Киево-Печерском монастыре, позднее стал игуменом одного из монастырей Черниговской земли и возглавил русских паломников, совершивших "хожение" в Святую Землю в 1104-1107 гг. Я, недостойный игумен Даниил, худший из всех монахов, смиренный, одержимый многими грехами, недоволен во всяком деле добром, понужден был своими помыслами и нетерпением, захотел видеть святой град Иерусалим и землю обетованную. И с Божией помощью посетил Иерусалим и видел Святые места, обходил всю землю Галилейскую и Святые места около града Иерусалима, где Христос ходил своими ногами и великие чудеса показал в тех местах Святых. И видел все своими очами грешными, что беззлобивый Бог позволил мне увидеть и что я долгое время жаждал увидеть Братья и отцы, господа мои, простите меня грешного и не хулите мое худоумие и грубость, что написал о святом граде Иерусалиме и о земле той доброй и о своем хоженье по святым местам. Кто путешествовал со страхом Божиим и смирением, тот не погрешит никогда против милости Бога. Но я неподобно ходил по святым местам, во всякой лености и слабости, в пьянстве и творил всякие неподобные дела. Однако, надеясь на милость Божию и на вашу молитву, полагаю, простит Христос мои бесчисленные грехи. И вот описал свой путь и места святые и не горжусь и не хвалюсь своим путешествием, что будто бы сотворил доброе дело: ничего доброго в путешествии не делал, но только ради любви к святым местам написал обо всем, что видел своими глазами, дабы не забыть то, что пришлось недостойному мне увидеть.

Cлайд 19

ЗОДЧЕСТВО Можно поделить на два типа: А) деревянное (крестьянские избы, боярские терема, характеризующиеся многояросностью строений, наличие пристроек, худ. резьбой по дереву) Б) каменное (храмы, церкви, соборы. Часто применяется тип строительства заимствованный из Византии – крестово-купольное строение).Пример, в Киеве Десятинная церковь(25-главая ц. Успения Богородицы), Софийский собор 1037г., в Новгороде Софийский собор, но проще по постройке, всего 5 глав, сохранился до наших дней, в Чернигове Спасский собор и др.

Cлайд 20

Cлайд 21

Успенский собор во Владимире 1158-1160 Церковь Покрова на Нерли 1165 г. Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 гг. Золотые ворота во Владимире 1158-1164 гг. Каменные строения

Cлайд 22

Софийский собор в Киеве,1037г. является первым значительным памятником древнерусского зодчества храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников первоначальная София Киевская была деревянной, и только несколько лет спустя Ярослав Мудрый начал возводить на ее месте монументальный каменный храм.

Cлайд 23

Собор Святой Софии. Новгород Собор Святой Софии – главный православный храм Великого Новгорода, возведенный в 1045–1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами.

Cлайд 24

Cлайд 25

Кирилловская церковь (середина XII века) на окраине древнего Киева - Дорогожичах.

Cлайд 26

ЖИВОПИСЬ Представлена в виде: А) фресок – роспись водяными красками по сырой штукатурке. Б) мозаики – рисунок или узор из разноцветных камешков, кусочков стекла. А) икон - живописное - реже рельефное - изображение богов и святых, являющееся предметом религиозного поклонения.

Достижения и ценности культуры Киевской Руси

Важнейшим достижением культуры Киевской Руси является освоение огромнейшего пространства северо-востока Европы, утверждение здесь земледелия, преобразование природного ландшафта, придание ему культурного, цивилизованного облика: строительство новых городов - центров культуры, прокладывание дорог, возведение мостов, путей, связывающих отдалённейшие уголки некогда дремучих, "нехоженых" лесов с центрами культуры.

Другой, не менее важной, исторической ценностью является принятие православия и преобразование языческой культуры. Православие сыграло двойственную роль в развитии культуры Руси. С одной стороны, оно во многом искореняет наследие языческой Руси, обедняет историческую память народа, придаёт забвению сложный мир её мифологических образов. Но несомненна и его прогрессивная функция, особенно на начальных этапах её развития. В период татаро-монгольского нашествия именно православие явилось духовным центром, позволившим сохранить культурную самобытность Руси, организовать нравственный отпор завоевателям, выдвинуть цели национального Возрождения. Но по мере становления культуры Нового времени роль православия падает, оно замещается новыми формами культурного творчества, центрами инновационных изменений.

С православием приходит на Русь каменное храмовое строительство. Один из первых христианских храмов был построен в Пскове княгиней Ольгой около 965 г., то есть ещё до крещения Руси, и был посвящён Божественной Троице. Поэтому Псков иногда называли "Домом святой Троицы", а Новгород - "Домом святой Софии". В Киеве ещё в 952 г. появилась деревянная София, воздвигнутая Ольгой, она сгорела в 1016 г. и на её месте, уже при Ярославе Мудром, была построена каменная София. Она была "о 13 версях" - о 13 главах, куполах, как символе "Христовой и Апостольской церкви" (1 + 12 апостолов). Многие храмы периода Киевской Руси сгорели, были разрушены в период монгольского нашествия. Среди сохранившихся могут быть названы храм Покрова на Нерли (рис. 14.8), Дмитриевский собор (1194-1197). Покрытый сложной каменной резьбой, Дмитриевский собор из 566 изображений имеет только 46, непосредственно связанных с христианской тематикой. Это свидетельствует о том, что на Руси долго ещё сохранялось "двоеверие". Официальная "православность" и реальное "язычество" уживались в одних памятниках культуры. Культурное развитие цивилизации невозможно без появления письменности, распространения грамотности, книжного искусства. Своя система фиксации информации появляется у славян задолго до православия. Это находит своё выражение в словарном составе языка. Мы до сих пор говорим: "Завяжи узелок на память", забывая, что это "крылатое" выражение когда-то отражало реальное культурное достижение - способ "узелковой" фиксации информации, известный и другим народам. В частности, у инков с помощью такой системы, получившей название "кипу", передавались сложные исторические и художественные тексты. Другим выражением, отражающим способ передачи информации, является пословица "Заруби себе на носу". "Нос" в данном случае - это не часть лица, а дощечка, которую носили с собой, чтобы наносить зарубки память о тех или иных фактах.


Имеются свидетельства, что применялась и иная система записи, известная как "черты и резы", или славянские руны. Тексты договоров, заключённых с греками, писались также и на русском языке. Заслугой православия, несомненно, явилась та помощь, которую оказала Византия в придании русской письменности - "глаголице", совершенных форм, создании "кириллического" алфавита, отвечающего и потребностям языка того времени, и звуковому составу славянского языка, и даже современным нормам языка. Константин Философ (Кирилл) и Мефодий ещё до создания своего алфавита, который получил название "кириллица", видели в Корсуне у какого-то "русина" книгу, написанную "руськыми" письменами, которые, однако, были понятны Кириллу.

Создание современной письменности способствовало складыванию единого русского языка. Русский язык как национальный стал складываться очень рано. Он берёт своё начало от "словенского", "славянского" языка. Киевская Русь, будучи разноплеменным образованием, имела один государственный язык - "русский", он же "словенский".

"...а словенск язык и руський один... а ше и поляне звахуся, но словенская речь бе", - свидетельствует "Повесть временных лет". Таким образом, этот язык существовал ещё у полян, в полянском Киеве, и Киев русский продолжает его развивать и совершенствовать. Термин "руський" применительно к языку был зафиксирован в летописях в ХI в. При сопоставлении этносов и языков мы должны помнить, что они в то время отождествлялись. Поэтому, когда в летописи говорилось, что "словяне" и "русь" суть один язык, это означало, что это один народ. Вспомним, что ещё А. С. Пушкин писал: "и назовёт... всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн..." Русский язык был единым, общим, государственным языком Киевской Руси. И сегодня мы можем прочитать тексты, записанные более 1000 лет назад.

Русский язык сложился на обширной территории от Карпат до Волги; лексика, правописание, грамматика были общими. Ещё в XIII в. французский язык был понятен населению Иль-де-Франса, а обширные окраины Франции говорили на каталонском, баскском, бретонском, фламандском, провансальском языках. Северные и южные немцы не понимали друг друга ещё и в XIX в. Бисмарк создал армию, где солдаты говорили на разных языках.

Для письменности русские использовали специфический материал - берёсту. Берестяные "грамоты" найдены в Новгороде (много), Смоленске (10), Витебске (1), Пскове (3), Старой Руссе (13), Мстиславле, на Замковой горе в Могилёвской области. Следует отметить, что берёста исконно использовалась индоевропейцами для записи и рисунков. Так, у ариев "веда ведовства", "Атхарваведа", была записана на берёсте .

В Киевской Руси русский язык был единственным - разговорным и богослужебным, письменным и устным, церковным и государственным, в то время как в Западной Европе церковь насаждала латынь, что тормозило развитие языка и культуры и повсеместно приводило к протестам. Так, "Остромирово Евангелие" было записано в 1050-1057 гг., а создано ещё раньше и на русском языке. А вот первое литературное произведение, к тому же переведённое на польский язык с латыни - "Псалтырь королевы Ядвиги", появилось в Польше только около 1400 г. Только в XVI в. в Польше стала зарождаться национальная литература. И вина за это падает на католичество: католическая церковь утверждала, что "известны только три языка, на которых достойно славить бога в книгах: еврейский, греческий и латинский..." Кирилл - Константин Философ на это отвечал: "не посылает ли бог дождя одинаково для всех? А также и солнце не светит ли для всех? И не возникаем ли все одинаково? И как вы не стыдитесь, признавая только три языка и повелевая, чтобы все другие народы и племена были слепы и глухи? Поясните мне, считаете ли вы бога бессильным, не могущим дать всё это, или зависимым и потому не хотящим (дать всё это)?"

Раннее складывание единого языка породило обширную русскую литературу. Ей предшествовало богатое народное творчество, создание былин. В IX-X вв. были созданы былины о Михаиле Потоке, об Илье Муромце, о Ставре Годиновиче, о Даниле Ловчанине, о Дунае, об Иване Годиновиче, о Вольге и Микуле, о Добрыне, о женитьбе Владимира и др. Ни один народ не знает такого многообразия былин в это время, их обилия. С одной стороны, в них сохраняется память о более давних временах истории славян; с другой - это творчество, в котором отражалась действительная, актуальная история. Для русских былин характерен ряд особенностей.

В былинах церковное, православное влияние - минимально. Они полны языческих символов, героев, образов. В них преобладает светское, мирское содержание, а не церковное, сакральное.

Былины сохраняются в устной традиции на протяжении почти 1000 лет.

Для былины характерно не только воспевание физической мощи, силы, "удали молодецкой". Главное в них - нравственность, этическая ценность поступка человека, его доброта, сострадательность, сочувствие.

В противоположность этому, например, "Повесть о Нибелунгах", "Старшая Эдда" индифферентны к морали, они - до моральны, до нравственны. Былины, описывая то же историческое время, что и саги, а иногда и более древнее - например, "Святогор", коренным образом отличаются от германского эпоса своим нравственным содержанием, этическими оценками и суждениями. Создаваясь в то же историческое время, они отличаются культурно - они нравственны. Нравственны с народной точки зрения. Хотя они полны военных столкновений, но все битвы, которые ведут былинные герои - оборонительные. Это не удивительно, учитывая, что по подсчётам В. О. Ключевского, с 1228 по 1462 гг. Русь выдержала 160 внешних войн и набегов.

Богатое художественное устное творчество способствовало складыванию русской литературы. Она отличалась рядом особенностей, прежде всего, основывалась на общерусском языке. Это позволило ей в кратчайшие сроки создать величайшие литературные произведения: "Слово о законе, благодати и истине" Иллариона, "Повесть временных лет" и "Житие Феодосия" Нестора, "Поучение чадам" Владимира Мономаха, "Слово" Даниила Заточника, "Слово о полку Игореве" Игоря, сына Святославля внука Ольгова, "Повесть о разорении Рязани Батыем", "Слово о погибели Русскыя земли" и многие другие.

В период позднего средневековья русскую литературу обогатили новые замечательные произведения: "Задонщина" Сафония, "Хождение за три моря" Афанасия Никитина, "Сказание о Мамаевом побоище", сочинения Ивана Грозного ("Переписка с Курбским"), Ивана Пересвета и Аввакума Петрова, "Повесть о Горе-Злосчастии".

Сравнение, сопоставление этих произведений показывает, что это - плоды единого литературного процесса, который не прерывался на протяжении почти тысячелетия, но лишь затормозился во время монгольского ига.

Русская литература очень рано осознала общность земли русской, русского народа. В "Слове о полку Игореве" уже нет племенных упоминаний, зато "Русская земля" упоминается 20 раз! Это характерная черта русской литературы, главное в ней - судьба страны, земли, родины и народа. "Светло светлая и украсно украшенная земля русская!" Этого мы не встретим ни в одной европейской литературе! "Патриотизм" - это изначальная тема, черта русской культуры. Только в 1353 г. у Петрарки появится гимн, обращённый к Италии, как Родине.

В XII в. Кирилл Туровский пишет:

"Не измерена небесная высота,

Не испытана преисподняя глубина..."

В XVIII в. Кирилл Данилов эту же мысль продолжит и эту же тему повторит и видоизменит:

"Высота ли, высота поднебесная,

Глубота, глубота акиян-море,

Широко раздолье по всей земли,

Глубоки омуты днепровские..."

Ни один народ не знал такой развитой системы летописей. Первые летописные записи появились около 872 г. в Киеве. Они характеризуются антиваряжской тенденцией и отсутствием христианского элемента. Первые Летописи опираются на устные предания, славянские мифы, эпические сказания. В них доминирует языческое начало. В частности, в Летописи занесён рассказ о Вещем Олеге и его смерти, которую предрекает не волхв, а "кудесник", то есть шаман.

Летописание Х в. распадается на две формы: светскую и церковную. В светском летописании выделяются:

"сказы", сказания о князьях: Игоре, Святославе, Ярополке и других, то есть это - дружинно-рыцарский цикл (эти сказания - продолжение славянских "слав");

летописания - хроники дел: походов, нашествий, княжеских собраний и т. д.;

тексты договоров.

Летопись появляется там, где возникает государство, цивилизация. В чём отличие русской летописи? В универсальности, летопись - совокупность разнообразных знаний; они включали в себя сведения из мифов, истории, художественной литературы, устного народного творчества. На Руси летопись велась в больших масштабах, были летописи и княжеские, и церковные, причём велись летописи не только в княжеских городах, но и в уделах. Таким образом, летопись была всеобъемлющим, единым, повсеместным явлением на Руси.

Многие летописи сгорели, погибли во время татаро-монгольского нашествия. Другие погибли во время пожаров, частых на Руси. Так, в имении В. Н. Татищева сгорело 5 летописей, в том числе Раскольничья и Галицынская. В 1812 г. в пожаре Москвы погибла уникальная Троицкая летопись, одновременно погибли рукописи Мусина-Пушкина, в том числе и рукопись "Слова о полку Игореве".

Предметов культуры Древней Руси дошло до нас немного. Русских мечей XI-XIII вв. сохранилось всего 183, а шлемов - ещё меньше, хотя их очень берегли. Ещё тяжелее судьба книг, икон: они гибли чаще всего в огне пожаров, возникавших и случайно, и в результате военных действий. В 1382 г. при нашествии Тохтамыша на Москву кремлёвские церкви были полны "до строп", то есть доверху, до крыши, книгами и иконами - всё сгорело. В 1547 г. Москва почти вся выгорела, в 1612 г. Москву сожгли поляки, в 1812 г. - французы. Но и в XVIII - середине XIX вв. монахи жгли рукописи как ненужную дрянь, топили в Волхове, гноили в сырых подвалах.

В то же время то, что удалось сохранить, отыскать, изучить, вызывает восхищение. В Государственном Историческом музее в Москве хранится оправа с крестовидной прорезью, которую специалисты считают верхом совершенства средневековой русской ювелирной техники. Вот как описывает её Б. А. Рыбаков: "Между двенадцатью камнями, оправленными в золото, мастер устроил целый цветник из миниатюрных золотых цветов, посаженных на спиральные пружинки в 4-5 витков, припаянные только одним концом к пластинке. Спиральные стебельки были сделаны из рубчатой золотой проволоки. Цветы имеют по пять тщательно сделанных лепестков, фигурно вырезанных и припаянных к пестику. На пространстве в 0,25 см2 рязанский мастер ухитрился посадить от 7 до 10 золотых цветов, которые колыхались на своих спиральных стеблях на уровне лиловых самоцветов".

Влияние
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточно- славянских племен и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и Арабского Востока.

Высокого уровня достигли ремесла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества к феодальному, как и у других европейских народов, складывался эпос . Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах. К IX-X вв. относится появление сюжетов таких былин, как "Михайло Поток", "Дунай", "Вольга и Микула". Особенно плодотворным для формирования былинного эпоса оказался конец X в. - эпоха Владимира Святославича. Его княжение стало "эпическим временем" русских былин, а сам князь - обобщенным образом правителя Руси. К концу X в. относится появление былин, героями которых были Добрыня Никитич (его прототипом служил дядя Владимира Святославича по матери - Добрыня, бывший наставником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца IX начала X в. на Руси распространяются славянские азбуки- кириллица и глаголица . Созданные во второй половине IX столетия братьями Кириллом и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в западно-слявянском государстве - великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года.

Синтез славянской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и Болгарии и приобщал страну к византийской и славянской христианским культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры. Его оригинальность и высокий уровень были во многом обусловлены бытованием в качестве языка церковной службы и вследствие этого становлением в качестве литературного - славянского языка, понятного всему населению (в отличие от Западной Европы и славянских стран, принявших католицизм, где языком церковной службы была латынь, язык незнакомый большинству населения и, вследствие этого, раннесредневековая литература являлась преимущественно латиноязычной).

Развитие культуры в XI в. было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов.

В литературе Киевской Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI - началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием "Повесть временных лет" (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX - XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о ее языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.д. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах. Кроме летописей, особой известностью пользуются такие произведения общественно-политического направления, как "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона (XI в.); жития первых русских "святых” Бориса и Глеба (XI в.); знаменитое "Поучение к детям" Владимира Мономаха (XII в.).

Самыми знаменитыми произведениями художественной литературы Киевской Руси являются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича, "Моление" Даниила Заточника и "Слово о полку Игореве".

Популярна на Руси была и мировая литература - переводились богословские сочинения, естественно-научные трактаты, греческие романы, византийские хроники. К последним, в частности, можно отнести перевод византийской "Хроники Георгия Амартола".

В XI - начале XII в. продолжалось развитие эпического жанра . Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины "Соловей Будимирович". Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца XI - начала XII в. Образ князя Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, былины "Ставр Годинович".

Высокого уровня на Руси достигло образование , получали которое в основном при монастырях. Картину грамотности даже в среде простых граждан рисуют частые находки берестяных грамот на археологических раскопках в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.

Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества , памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятичной церкви в Киеве. Во Владимире в 1158 - 1161 гг. был возведен величественный и строгий Успенский собор; неподалеку от Боголюбова воздвигнута небольшая, на редкость изящная церковь Покрова на Нерли. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые Ворота во Владимире.

О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI - начала XIII вв. Если живопись новгородских и псковских мастеров выражала демократические традиции Вольного города и отличалась простотой и строгой лаконичностью письма, то мастера Владимира и Суздаля сохранили в своих работах византийскую утонченность, смягчали лиричностью аскетизм иконографических образов. Под византийским влиянием развивались здесь ее основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

Блестящего расцвета достигло прикладное искусство , особенно в применении таких самобытных приемов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь, филигрань, иногда применявшиеся одновременно. Неуклонно развивалось устное народное творчество - былинный эпос воспевал героизм в бою и предприимчивость в делах.

Накануне монголо-татарского нашествия древнерусская культура достигла высокого уровня, сравнимого с лучшими образцами европейской и мировой культуры того времени и активно с ней взаимодействовала.

Средневековая культура Руси прошла долгий путь от простого подражания греческим образцам до создания самобытного культурного комплекса, включавшего яркую литературу разных направлений (полемическая, богослужебная, бытовая, историческая), своеобразную деревянную и каменную архитектуру и яркую традицию иконописания. Культура Руси и Московского царства, основанная на традициях православия, впитала в себя также древнеславянские дохристианские элементы, а позже испытала влияние угро-финских и тюркских народов, обитавших по соседству со славянами. Особенно сильно это влияние отразилось в народном костюме и фольклоре.

На заре Нового времени развитие русской культуры определялось не только отдельными деятелями, но и целыми институтами. Церковь и в особенности монастыри были центрами образования и книгописания. В Москве работали талантливые архитекторы, а также действовала первая в стране типография. Однако культурные связи Московского царства с другими странами оставались слабыми.

Древнерусская культура (VIII-XIII вв.)

Культура формирующейся великорусской народности (XIV-XVII вв.)

Культура России XVII в.

Культура Московского государства (XV-XVI вв.)

Создание славянской азбуки (монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий), монастыри – образовательные и научные центры, Киево-Печерский монастырь – центр возникновения летописания, библиотека и школа Ярослава Мудрого

Центры книжности — Троице-Сергиев, Кирилпо-Белозерский и Соловецкий монастыри, замена пергамена бумагой, появление скорописи

Школа в Немецкой слободе, рост печатной продукции, создание государственных (Посольского приказа) и частных (Ордина-Нащокина, Голицына) библиотек, Славяно-греко-латинская академия в Москве, накопление научных знаний

Зарождение книгопечатания (Иван Федоров и Петр Мстиславец), переписка Ивана Грозного с князем Курбским, печатание Псалтырей, Часословов и Букварей, школы при монастырях и церквях

Повесть временных лет, «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Сказание о Борисе и Глебе», Поучение Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», Моление Даниила Заточника. Создание первого общерусского летописного свода (Троицкая летопись), воинские повести, произведение куликовского цикла (Задонщина), «Хождение за три моря», житийная и светская литература. Никоновский летописный свод и Лицевой свод, Казанский летописец, Домострой, публицистика Ивана Пересветова. Историческая («Повесть о взятии Азова») и бытовая («Повести о Горе- Злосчастье») повесть, возникновение автобиографичес- ких («Житие протопопа Аваккума») и сатирических («Повесть о Ерше Ершовиче») произведений, поэтические произведения Симеона Полоцкого.
Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, Георгиевская церковь в Ладоге, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова на Нерли и княжеский замок в Боголюбово. Церкви Спаса на Ильине и Федора Стратилата на Ручью в Новгороде, Псковский каменный Кремль и Московский белокаменный, Успенский собор в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева Монастыря. Ансамбль Московского Кремля: Успенский собор и стены (Аристотель Фиораванти), Грановитая палата (Марко Руоро и Антонио Солари), Архангельский Собор (Алевиз Новый). Храм Воскресения в се- ле Коломенском и собор Василия Блаженного в Москве. Успенская церковь в Угличе (Дивная), церковь Троицы в Никитниках, Теремной дворец Московского Кремля, деревянный дворец Алексея Михайловича в Коломенском, здание Земского приказа, церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко).
Мозаика — Богома- терь Мария-Оранта в Киевской Софии, фрески — Киевской Софии и церкви Спасо-Нередицы в Новгороде, иконопись — Владимирская Богоматерь, Спас Нерукотворный, миниатюры в Остро мировом Евангелии. Роспись церквей Спаса на Ильине и Федора Стратилата, иконы Благовещенского собора в Москве (Феофан Грек), росписи в Троице- Сергиевом и Андрониковом монастырях, икона Троицы (Андрей Рублев). Роспись Успенского собора московского Кремля (Рублев и Дионисий), роспись Ферапонтова монастыря (Дионисий), Строгановская школа миниатюрной иконописи. Иконы Симона Ушакова («Спас Нерукотворный», «Владимирская Богоматерь»), роспись церкви Троицы в Никитниках, Ильи-Пророка в Ярославле (Гурий Никитин), возникновение жанра парсуны (портрета) .

§ 22. Древнерусская культура

Условия развития культуры

Долгое время определяющим в духовной жизни славян являлось язычество. После креще­ния на смену ему пришло иное, во многом противоположное мировоззрение. Язычество было основано на культе природы и ее явлений, любви к земной жизни. В христианстве земное называлось бренным и преходящим, а настоящей жизнью считалась жизнь после смерти.

В результате взаимодействия язычества и христианства на Руси сложилась своеобразная культура. Она развивалась в рамках христианства, но вобрала в себя многие языческие мотявы и обряды, сохранившиеся и поныне, например такие, как празднование Масленицы.

Через христианство были восприняты многие достижения античной, особенно древнегреческой культуры. Велико было влияние и культуры южных славян, прежде всего болгар. Немалое значение имело также влияние кочевых народов, как древних (скифы, сарматы), так и современных Руси (ха­зары, половцы). Наконец, Русь имела широкие связи с За­падной Европой и воспринимала ее культуру.

Письменность и литература

Для Руси было характерно широкое распространение грамотности. Для Европы того вре­мени это было необычно. Неслучайно дочь князя Ярослава Мудрого королева Франции Анна в письме отцу высказыва­ла свое удивление низким уровнем образованности жителей королевства по сравнению с Русью. Католичество считало важной письменность лишь на латинском языке, недоступ­ном большинству населения. Православие же допускало чте­ние Библии на национальных языках. Это делало грамотность гораздо более доступной и распространенной.

Письменность существовала на Руси еще до принятия хри­стианства. Свидетельство тому - сообщение летописи о тек­сте договоров Олега и Игоря с Византией. Вместе с христи­анством на Русь попала письменность, создана славянскими просветителями Кириллом и Мефодием.

Об уровне образованности в Русских землях свидетельству­ют берестяные грамоты - письма людей самого разного социального статуса, пола и возраста. О грамотности горожан говорят и надписи на гончарных и других изделиях.

Важнейшим произведением древнерусской литературы яв­ляется «Повесть временных лет». Традиционно ее авто­ром считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Однако это устоявшееся в российском национальном созна­нии мнение не соответствует научным данным. Монах Нестор является автором двух произведений древнерусской литературы - «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Пе­черского». Описание жизни и гибели русских святых в «Чте­нии о Борисе и Глебе» кардинальным образом расходится с изложением этих же событий в «Повести временных лет». В действительности «Повесть временных лет» - сложное произведение, вобравшее в себя фрагменты разных летописей и литературные труды многих авторов.

К числу выдающихся русских писателей относится митро­полит Иларион. В своем философско-публицистическом тру­де «Слово о Законе и Благодати» он обосновывает полноправ­ное место Руси среди других христианских стран, раскрыва­ет смысл Крещения Руси.

Литературными памятниками являются произведения Владимира Мономаха, автора многих писем-посланий и «По­учения» детям. «Поучение» наполнено глубокими философскими размышлениями о смысле жизни, об обязанностях правителя, о соотношении нравственности и политики. Одно­временно это первая автобиография на русском языке.

Философско-религиозные искания отразились в таких про­изведениях, как «Слово» и «Моление» Даниила Заточни­ка, и др.

Все эти произведения написаны в русле христианской тра­диции, но были и труды, где языческие черты преобладали над христианскими. Это прежде всего самый известный памятник древнерусской литературы - «Слово о полку Игореве». В нем рассказывается о неудачном походе новгород - северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В поэтической форме дается широкая панорама жиз­ни Руси того времени. Неизвестный автор «Слова» призывал князей объединиться для борьбы с общим врагом.

Архитектура и изобразительное искусство

Первые камен­ные христианские храмы строили на Руси мастера из Визан­тии. Но уже в них проявились самобытные черты русской архитектуры. Древнейшая из сохранившихся построек - Софийский собор XI в. в Киеве, но позже он был значи­тельно перестроен. Совсем немного уступает ему по древности

Софийский собор в Новгороде, сохранившийся почти в первозданном виде. Это величественное и суровое сооруже­ние, характерное для Северной Руси.

В XII в. вырабатывается особый русский тип однокупольных храмов. Больше всего их сохранилось во Владимире - Суздальской земле. Самый известный храм - церковь По­крова на Нерли, возведенная при Андрее Боголюбском. Правда, ныне она также несколько изменила свой вид по сравнению с первоначальным. Храм поражает красотой и гар­монией. Не менее прекрасны Успенский и Дмитриевский со­боры Владимира, церкви Суздаля, Переяславля-Залесского и др. Самостоятельные архитектурные школы сложились в Новгороде, других землях.

Многие соборы были украшены каменной резьбой и релье­фами. В них проявилось не всегда совпадающее с аскетиче­скими идеалами церкви стремление древнерусских мастеров к прекрасному. Изображения животных, растений, людей говорят о сохранении языческих мотивов в изобразительном искусстве.

Художественное творчество Древней Руси представлено также фресками, иконами, мозаиками.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    В чем состояли особенности развития древнерусской культу­ры?

    Почему общий уровень грамотности в Древней Руси превышал уровень грамотности в Западной Европе?

    Дайте краткую характеристику известным памятникам древ­нерусской литературы.

    Какие архитектурные памятники Древней Руси вам известны? Если вам приходилось видеть какие-либо из таких памятников, опишите свои впечатления от них.

    Заполните таблицу.

Произведение литературы, время его. создания