Девушка с горностаем леонардо да. Дама с горностаем -она из самых обсуждаемых после Джоконды картин Леонардо да Винчи

Оказывается в интернете есть сайт, посвященный памяти Паолы Дмитриевны Волковой (1930-2013): www.paolavolkova.ru . На нем собраны видеозаписи с ее участием, материалы о ее жизни и творчестве. Также на сайте даны ссылки на сообщества в социальных сетях, посвященные Волковой.

Паола Волкова - советский и российский искусствовед, историк культуры, заслуженный деятель искусств РСФСР (1991). В 1960—1987 годах преподавала во ВГИКе курсы всеобщей истории искусств и материальной культуры. С 1979 года преподавала на Высших курсах сценаристов и режиссёров культурологию и дисциплину «Изобразительное решение фильма». В 1970—1980-х годах организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Георгия Гачева, Льва Гумилёва и других мыслителей.

Автор более 50 публикаций в журналах, книгах, периодической печати по вопросам современного искусства и отдельным проблемам, связанным с творчеством Андрея Тарковского. С 1989 года — директор Фонда Андрея Тарковского в Москве (ныне не существует). За время своей работы Фонд провёл больше двадцати фестивалей и выставок в России и за рубежом, был инициатором и одним из создателей Дома Андрея Тарковского на родине режиссёра в Юрьевце; установил надгробье на могиле Андрея на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Из описания на главной странице сайта: "На ее лекции во ВГИКЕ по истории искусства было невозможно пробиться, и студенты ловили каждое слово Паолы Дмитриевны. Режиссер Вадим Юсупович Абдрашитов так высказывался об этих занятиях: «Она рассказывала о том, что такое искусство и культура для жизни человека, что это - не просто центральная статья какого-то расхода бюджета. Это, как будто, и есть сама жизнь». Киновед Кирилл Эмильевич Разлогов рассказывал: «Паола Дмитриевна была человеком-легендой. Легендой во ВГИКе, где она преподавала, легендой перестройки, когда она вышла на широкий простор нашей культуры, легендой, когда она воевала за память Тарковского, с которым была близко знакома, вокруг наследия которого разгорались нешуточные бои». Фотограф, журналист и писатель Юрий Михайлович Рост уверен, что это - «женщина совершенно выдающаяся, человек, который дал культурную жизнь огромному количеству кинематографистов, человек энциклопедических знаний, обаяния…» Режиссер Александр Наумович Митта уверяет: «Когда она рассказывала об искусстве, оно как будто превращалось в какой-то бриллиант. Ее любили все, вы знаете. В каждом деле есть кто-то лучше других. Генерал этого дела. Вот она в своем деле была генерал». Паола Волкова знала всех великих художников, актеров, режиссеров - всех творцов той или иной эпохи, словно жила в это время, и сама была их музой. И ей верили, что все так и было".

А вот что писал о Паоле Волковой в книге "Несвятые святые" епископ Тихон Шевкунов: "Историю зарубежного искусства у нас преподавала Паола Дмитриевна Волкова. Читала она очень интересно, но по каким-то причинам, возможно потому, что сама была человеком ищущим, рассказывала нам многое о своих личных духовных и мистических экспериментах. Например, лекцию или две она посвятила древней китайской книге гаданий «И-Цзин». Паола даже приносила в аудиторию сандаловые и бамбуковые палочки и учила нас пользоваться ими, чтобы заглянуть в будущее. Одно из занятий касалось темы, известной лишь узким специалистам: многолетним исследованиям по спиритизму великих русских ученых Д. И. Менделеева и В. И. Вернадского. И хотя Паола честно предупредила, что увлечение подобного рода опытами чревато самыми непредсказуемыми последствиями, мы со всей юношеской любознательностью устремились в эти таинственные, захватывающие сферы".

Автор - ГалаМаг . Это цитата этого сообщения

Знакомство с Паолой Волковой

Я есть то, на что я смотрю.
Добавлю: и то, как я осмысляю, на что я смотрю.

Паола Волкова

Paola. Алфавит Паолы Волковой / Сост. Н.Ю. Семенова, Н.В. Семенова. - М. - Слово/Slovo, 2014. - 216 с.

На обложке книги представлен портрет Паолы Волковой, выполненный в 1959 году Владимиром Вейсбергом. Сейчас он находится в ГТГ.

Откроем книгу и прочитаем конец Предисловия, написанного Наталией Ю. Семеновой, чтобы распознать всего одну грань этой неповторимой женщины:

«При этом женское ее начало всегда доминировало. Всю жизнь Паола была озабочена тем, как она выглядела. Ее не волновало, насколько эффективны ее суждения о Леонардо, она могла проигнорировать дифирамбы в свой адрес о блистательном знании Эль Греко, понимании Рублева и Малевича, но не заметить и не восхититься ее платьем значило нанести ей смертельную обиду. Паола, как заметил Юрий Рост, всегда была одета очень продуманно и как бы невзначай надевала все то, что идеально ей подходило. Сергей Бархин блистательно описал наряды в которые она облачалась (иначе просто не скажешь), появляясь на телеэкране, - как театральный художник он не мог не оценить их совершенство».
Теперь же посмотрим на несколько ее поздних фотопортретов, чтобы убедиться в правильности приведенных мнений.

Вернемся к началу книги, чтобы составить хотя бы общее представление об этой женщине.

Паола Волкова много лет, с начала семидесятых, была московской легендой. Это необычное имя слышали многие, но кто она, понимали только ее друзья и ученики. Паола Волкова была ученицей философа Мераба Мамардашвили и востоковеда Льва Гумилева, печаталась в журналах и газетах по вопросам искусства, написала несколько книг о Тарковском. Публичный же успех пришел, как часто бывает, гораздо позже, чем следовало. Но все-таки это произошло: Паола Дмитриевна Волкова появилась на телевидении и завоевала любовь зрителей канала «Культура». В одночасье круг ее поклонников невероятно расширился, и она стала интеллектуальной звездой. Привел ее на ТВ директор и главный редактор канала «Культура» Сергей Шумаков, в прошлом ее любимый ученик из ВГИКа. Так родился цикл передач «Мост над бездной», посвященных шедеврам мировой живописи, и Паолу смогли услышать миллионы. Ее авторская программа стала необыкновенно популярна не только среди любителей искусства, интеллектуалов, но и среди тех, чей интерес к искусству ограничивался лишь поверхностным любопытством. Она умела увлечь и вовлечь, рассказать о мировых шедеврах живописи с азартом, без лишнего пафоса. Ее передачи для многих стали первым шагом в удивительный мир искусства, а для тех, кто интересовался им давно и всерьез, был очень важен именно ее взгляд, ее подход, ее, как теперь принято говорить, стиль. Когда она начинала говорить, Леонардо с Рафаэлем оживали, превращаясь в знакомых итальянцев из Флоренции, а Тезеи, Орфеи и прочие небожители спускались на землю.

Потом вышли ее книги, лишь одна из которых была выпущена при ее жизни, - первая книга цикла «Мост через бездну». Они также стали бестселлерами, приобретя популярность не только среди поклонников ее передачи, но и среди тех, кто лишь мельком слышал о ней.

О многом она говорила в лекциях и телепередачах, что-то успела записать сама (к огромному сожалению, текстов ее немного). Что-то рассказали те, кто был с ней близок, - начиная с брата Павла, сына Володи и дочери Маши, кончая друзьями и учениками. В записных книжках обязательно оставляют чистые листы.

Паола Волкова, она же Ола Одесская, была необыкновенным созданием. С этим согласны без исключения все, кто хотя бы раз встречался с ней. Она сотворила из своей жизни миф, унеся большинство тайн и секретов с собой, предоставив решать нам, что происходило с ней в действительности, а что было лишь плодом ее неуемной фантазии.

Далеко не у каждого из нас есть возможность ознакомиться с ее книгами. Можно выбрать более легкий путь - посмотреть передачи с участием и главным действующим лицом - Паолой Волковой.

Джотто. Поцелуй Иуды. (1 серия)

Рублев. Троица. (2 серия)

Боттичелли. Весна. (3 серия)

Веласкес. Менины. (4 серия)

Микеланджело. Гробница Медичи. (5 серия)

Леонардо. Анна, Мария... (6 серия)

Босх. Корабль дураков. (7 серия)

Дюрер. Меланхолия. (8 серия)

Рембрандт. Возвращение блудного сына. (9 серия)

Ван Гог. Ночное кафе в Арле. (10 серия)

Пикассо. (11 серия)

Малевич. Черный квадрат. (12 серия)

Эль Греко. Похороны графа Оргаса. (13 серия)

Феофан Грек. Успение богородицы. (14 серия)

Ренуар и Ярошенко. (15 серия)

Рафаэль. Мадонна в кресле. (16 серия)

Сальвадор Дали. Тайная вечеря. (17 серия)

Клод Моне. Восход солнца. (18 серия)

Последнее прижизненное видео

Фрагмент из воспоминаний Сергея Бахрина «Милая Паола»

«Для каждого художника Паола облачалась в соответствующую одежду - платья, кофточки, бусы, ожерелья, перстни, кольца, серьги. Даже прически были разные. Когда я похвалил изобразительный ряд, она ревниво сказала: «Это я им принесла. Приносила буквально тонны книг».

Так для Джотто она была в черно-фиолетовом, возможно, бархатном платье на фоне фрески «Поцелуй Иуды». А для «Троицы» Рублева она для нас оказалась в ярко-синем (как кобальт у самого Рублева) платье с черно-шелковым воротом и оторочкой полосой вниз по всему платью, как у бабочки траурницы – оторочка белая на черном. На ней было одето множество серебряных браслетов, колец и перстней. Босху соответствовало темно-фиолетовое шерстяное платье с большим и широким отложным воротом, к которому серебряной булавкой был прикреплен шелковый белый платок с лиловыми, малиновыми и розовыми фрагментами. Для Леонардо Паола надела белую кофту с выпуклой белой рельефной вышивкой с короткими рукавами ниже плеч с красно-рыжей блузкой без воротника под ней. И все это - на темном умбристом фрагменте картины. Для Микеланджело подошло шелковое темно-изумрудное платье с кокеткой и плечами, с длинными, широкими рукавами с манжетами. Ожерелье было сложной формы, заканчивающееся большой круглой солнцеобразной медалью. Для Пикассо Паола гладко причесалась, подстриглась и оказалась в стиле тридцатых годов. На ней серебристые жемчужные серьги, две большие жемчужные бусины серег и жемчужная нитка бус нарядно уложенные тремя рядами на шее и груди. Черное гладкое платье с небольшим декольте. Она могла бы стать подругой Пикассо.

Казимиру Малевичу, которого Паола считала главным гением нашего века, она приготовила платье, скорее подходящее Баксту, а не Малевичу. Это было толстое шерстяное платье с фоном цвета темной охры или умбры натуральной с темно-бордовыми фигурами - цветами. На шее ожерелье из длинных серебристых бусин. Дети назвали бы ее платье «серобуромалиновым». Она так любила Малевича, что моя Лена заказала и купила тарелки Малевича в Эрмитаже и подарила их Паоле. Паола была потрясена.

Описываю одежду Паолы не для того, чтобы сказать, что Паола была какой-то модницей и любила переодеваться. Она так выражала почтение к художнику и картине, о которых рассказывала. Паола задумывала даже фон – фрагмент картины, который подчеркивал одежду. То темно-синий, то грязно-зеленый, то умбристый.
Заинтересованные лица могут посетить сайт и более подробно ознакомиться с жизнеописанием Паолы Дмитриевны Волковой:
http://www.paolavolkova.ru/

Хочется уточнить, что на сайте и в Википедии указано, что она окончила исторический факультет МГУ, а на самом деле - Государственный библиотечный институт по кафедре искусствоведения (1953). Волкова получила диплом искусствоведа-библиографа. Тема ее дипломной работы - "Илья Остроухов", которую она выполнила под научным руководством профессора Михаила Алпатова.


Оригинал записи и комментарии на

Я так долго, несколько лет, страдал от отсутствия в моем телевизоре канала "Культура", что с тех пор, как она в числе еще нескольких десятков других каналов, включая два "Евроспорта", появилась (а вскоре исчезло НТВ, во дела, но не считая "Школы злословия", его не жалко), по инерции включаю и "Новости культуры", и другие передачи, хотя смотреть то, что шумаковская контора предлагает, невозможно физически. За пару лет буквально канал превратился в отстойник для пошляков, уродов и дегенаратов всех мастей, сортов и калибров, от Святослава Бэлзы до Алекса Дубаса, от Юрия Полякова до Олега Шишкина, от Нары Ширалиевой до Маши Максаковой. Между ними нашлось место и Паоле Волковой. Конечно, если считать, что Игорь Волгин - литературовед, а Михаил Казиник - музыковед, то и Паола Волкова сойдет за "историка искусства". Наткнувшись несколько раз на ее передачу, я отправился искать по интернету, откуда, из какой норы выползло вдобавок к остальным еще и это хтоническое чудище.

Прежде всего обращает внимание, что родившаяся в 1930-м году самозванная искусствоведша получила докторскую степень лишь в 2000-м, то есть в самое подходящее для шарлатанов от любой из наук время. До этого преподавала во ВГИКе, организовывала лекции Мераба Мамардашвили, Натана Эйдельмана, Льва Гумилева, Георгия Гачева "и других мыслителей" - как попал в этот список достойнейший Эйдельман, не знаю, но в остальном перечень весьма характерный и для персон, подобных Волковой, органичный. Главным же образом Волкова считается специалисткой по кинематографу Тарковского и даже возглавляла несуществующий ныне фонд его имени - для меня никакой другой "рекомендации" уже не требуется. Однако кроме всего прочего, зацепился я за показавшееся мне любопытным упоминание об инциденте 2009 года, имевшем место на выставке современного российского искусства в Финляндии, где разразился скандал по поводу сомнительного происхождения и качества экспонатов, а тамошний спец Отто Кантокорпи охарактеризовал написанный Волковой текст для каталога как "топорный и дилентантский".

Тот скандальный текст я не нашел, но по отношению к "авторской программе" Паолы Волковой "Мост над бездной" эпитеты "топорный" и "дилетантский" звучат как эвфемизмы. Все, что она несет в эфир - несносно и ни с чем несообразно как по содержанию, так и по форме, а прежде всего - по интонации, по манере подачи. То, что с рубежа 1910-1920-х годов, когда старые профессора за кусок хлеба с селедкой шли проповедовать пьяной матросне о ренессансе и декадансе, называлось отчасти пафосно, отчасти презрительно "популяризаторством", ноуже к 1950-м выродилось в индустрию самовоспроизводящегося квазирелигиозного ритуала, заменяющего тогда, и дополняющие ныне православные обряды - в религию интеллигентских камланий, в культ псевдообразования и псевдоинтеллекта, казалось бы, в застойных и раннеперестроечных годах и оставшиеся, но сегодня заново востребованные с новой силой.

Может быть, для лекции в ДК приморского зверосовхоза уровень мышления Паолы Волковой (как и всех ее вышеперечисленных, а также множества неназванных братьев по разуму) пригоден, но то, что она несет в телеэфир - нестерпимо. Таких волковых - стаи, лично у меня когда-то была очень похожая на Паолу Волкову преподавательница по истории искусства, звали ее Луиза Петровна (Луиза стоит Паолы, как Дыбенко стоит Кошкодавленки), но наша Луиза Петровна, прекраснодушная провинциальная интеллигентка, с придыханием рассказывающая про апсиды и канелюры, которых никогда не видывала иначе как на библиотечных слайдах, довольствовалась своей скромной, если не сказать жалкой ролью и не претендовала на большее. Волковой же и роль выпала другая, и, что меня не возмущает даже, а шокирует, ее телевизионные радения воспринимаются, судя по отзывам в блогах,всерьез, как служение "высокому искусству". Причем в отличие от своей ровесницы (1926 г.р.) Светланы Виноградовой, которая хотя бы смешна в своих маразматических эскападах, Волкова, похоже, из ума окончательно не выжила, а в отличие от своего коллеги по параллельному музыковедческому цеху Михаила Казиника, не впадает в транс от собственных "откровений", то есть ее юродство - лишь отчасти подлинное, а в значительной степени - осознанно избранная и, надо полагать, выгодная по нынешним временам ритуальная маска, когда последние русскоговорящие ученые - настоящие - предпочитают работать в Оксфорде или в Южной Калифорнии, и она успешно выполняет свою ритуальную функцию по убаюкиванию русской скотины, предназначенной к закланию на алтаре православной империи. Час волковых настал.