Что послушать чтоб полюбить джаз. Весь этот джаз: как полюбить джазовую музыку и начать в ней разбираться

10 стартовых джаз-пластинок, чтоб не клонило в сон и не тошнило

Согласно моим самым субъективным в мире подозрениям, современные люди отказывают себе в джазе не потому, что он скучен, старомоден или неприятен. А тупо потому, что не знают, с чего начать.

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием "Картошка". И вот что брать? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка была записана в 1917 году. Число джазовых музыкантов исчисляется тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-60 пластинок. Здесь я могу пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу. Я тупо отобрал ровно десять дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей.

A. САМЫЙ ЛЕГКИЙ ДЖАЗ

Glenn Miller Orchestra
In the Digital Mood 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напомню, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).
В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий "тот самый вкус", после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - ума не приложу.

Django Reinhardt & Stephane Grapelli
The Ultimate Collection
1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира это нечто совершенно невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.
Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны.
Создавалась эта музыка в те времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом "Djangologists" (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.

Count Basie
The Complete Atomic Basie
1957

Название и обложка говорят само за себя - это очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями "The Atomic Mr. Basie" или "E=MC2".

Oscar Peterson
My Favourite Instrument 1968

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта "Caravan", записанную вместе с Диззи Гиллеспи.
Что касается долгоиграющих работ Питерсона, обычно все для старта рекомендуют "Night Train" (1962) Oscar Peterson Trio, но я бы пошел наперекор традиции в данном случае, и посоветовал его первую сольную пластинку "My Favourite Instrument". Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. И здесь лучше удается сосредоточение в местах, где хочется немного угомониться.

C. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ДЖАЗ

Miles Davis
Kind of Blue 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на "народный" и "интеллектуальный", для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.
В частности в 1959 году мир впервые услышал "Kind of Blue" - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле "модальный джаз". Сразу предупреждаю, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.

John Coltrane
A Love Supreme 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда "если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!". Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.
Если опять пользоваться рок-аналогиями, то "A Love Supreme" Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и "The Dark Side of the Moon" в музыке нашей с тобой эпохи.


Charles Mingus
Mingus Ah Um 1959

Один из великих джазовых контрабасистов, Чарльз Мингус пришел к тебе чтобы доказать - умный джаз не обязан быть скучным, грузить нравоучениями и парить мозг. "Mingus Ah Um" в сущности своей серьезен и мудр и в чем-то даже грозен, но со стороны он выглядит старым добрым дружелюбным, заводным и всеми любимым джазом.

D. ДОЛБАНУТЫЙ ДЖАЗ

Ornette Coleman
Ornette!
1962

В маниакально-психопатических областях джаза я могу копаться бесконечно. Даром, что их навалом - экспериментальный, авангардный, и в первую очередь - фри-джаз (обычно все это играется одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.
Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Для старта этот альбом, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.

21.05.2015


Мало кто любит джаз по сравнению с той же попсой. А всё почему? Потому что подавляющее большинство людей, и это медицинский факт, идиоты.

Если Вы никогда даже не пробовали слушать джаз — Вы конченный тупарь и зря коптите воздух. Почему? Почитайте этот рассказ Сергея Довлатова об истории джаза, он лучше и доходчиво объяснит.

Закрой глаза и дуй

Мини-история джаза, написанная безответственным профаном, частичным оправданием которому служит его фанатическая увлеченность затронутой темой

Короткая, бурная история американского джаза носит феерический, триумфальный характер. Джаз завоевал признание быстро. Надолго и с завидной легкостью.

В джазе не было загубленных талантов, искалеченных судеб, фальшивых кумиров. В джазе почти не было запоздалых лавров, развенчанных идолов, обманчивых святынь.

Джаз не знал периодов упадка, регресса, безразличия аудитории.

Джаз всегда был модным, необычайно популярным, захватывающим явлением.

Что же такое джаз?

Джаз - это больше, чем музыкальный жанр. Даже больше, чем искусство.

Джаз - это способ восприятия мира. Джаз - это философия, нравственность, религия. Джаз - это стилистика жизни.

Выдающегося американца Скотта Фицджеральда называли «джазовым писателем».

Не потому, что он творил в эпоху безумного увлечения джазом. А потому, что джаз был в его натуре - открытой, страдающей и ясной.

Из русских я бы назвал джазовым писателем - Василия Аксенова. Не потому, что он любит и хорошо знает джаз. А потому, что джаз стоит между ним и жизнью.

У джаза миллионы нахлебников, иждивенцев, подражателей. Джазом называют все, что угодно. Бригада лабухов на танцплощадке - это джаз. Иосиф Кобзон - это джаз. Легран - это джаз. Какой-нибудь всесоюзный оркестр радиовещания - это тоже джаз.

Я не говорю, что Кобзон и тем более Легран - это плохо. Просто это не джаз.

Джаз - это искусство самовыражения. Джазовый музыкант - не исполнитель. Он творец, созидающий на глазах у зрителя свое искусство - хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок или узор листвы над головой.

Писатель творит в четырех стенах и в броне кабинета. В поисках нужного слова он исписывает горы бумаги. Художник тысячекратно меняет колер, отрабатывая едва уловимый рефлекс на потолке. У джазового музыканта нет черновиков. Он творит при свидетелях, раз и навсегда. Поэтому любой фальшивый звук в его импровизации обретает масштабы неблаговидного деяния.

Джазовая лаборатория всегда открыта. Зритель таким образом становится участником искусства, необходимым элементом джаза.

Одна из сенсационных джазовых пластинок так и называется «Лайонел Хэмптон - с участием публики».

Джаз совершенно откровенен. Лестер Янг назвал его «стриптизом души». Билли Кэйл утверждал, что джаз - это разговор с небожителем. Мел Льюис твердит, что джаз - это «сама жизнь».

В последовательной неопределенности этих формулировок усматривается железное единство. Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть когда в нас соседствуют душевный подъем, бесстрашие и откровенность.

Джаз - это искусство американских негров. Они создали джаз. Они же лидировали на всех этапах становления джаза. Джаз у них в крови.

Хотя, разумеется, есть и белые люди, ставшие корифеями джаза. Например, Дэйв Брубек. (Между прочим, негры выдали ему как равному особый диплом. Он был первым белым человеком, достигшим уровня своих черных коллег.) Наличествуют замечательные джазовые музыканты в Европе. Один из них Романо Муссолини, сын знаменитого дуче. Есть истинные джазмены в Польше (Немысловский, Комела). Есть и в Союзе.

Компартия лет шестьдесят боролась с джазом. Не менее упорно, чем с алкоголем. Но джаз победил советскую власть. Как, впрочем, и алкоголь. Джаз победил и утвердился. В Союзе живут и работают блестящие музыканты - Товмасян, Лукьянов, Голощекин.

Но создали джаз - чернокожие. И этого, по-моему, достаточно, чтобы обессмертить негритянскую расу.

Кстати, в джазе не бывает расовых проблем. Джаз не помнит ссоры из-за цвета кожи. Потому что джаз - выше расовой ментальности. Видимо, джаз сплачивает людей теснее, чем общие национальные интересы.

Наше поколение сформировалось в атмосфере джаза. Джаз, Хемингуэй и Пикассо определили нашу судьбу. Они заклеймили целое поколение как «нетипичных представителей советской молодежи».

Я знаю умного взрослого мужчину, эмигрировавшего, чтобы слушать джаз. Что есть не худший мотив эмиграции.

Я знаю, что в Ленинграде, обсуждая мою судьбу, приятели говорят:

Он видел живого Гиллеспи!

К сожалению, я не музыковед, не историк. Я даже не очень большой знаток исследуемого предмета. Но я люблю джаз и, как мне представляется, чувствую его. И если музыковеды уходят в программирование, то газетчик берется не за свое дело.

Разумеется, я пропущу что-нибудь существенное. Наверняка запутаюсь в терминологии. Видимо, буду чересчур пристрастен к своим любимым музыкантам.

Короче, прошу снисхождения. И начнем разговор.

Как часто повторял Армстронг:

Закрой глаза и дуй!

Нет, не нужно все срочно бросать и безальтернативно любить джаз. Но попробовать-то надо! Если вы ничего не поняли, не отчаиваетесь - джаз останется для других.

Вот десяток джазовых альбомов, с которых стоит начать собирать собственную коллекцию.

10. Esbjorn Svensson Trio - From Gagarin’s Point of View (1999)

Самый ясный сюжет - так кончалось тысячелетие. Шведским парнем в белых кроссовках, которому очень хорошо заниматься своим делом на сцене. E.S.T. запишет еще несколько знаковых по саунду альбомов, а потом Свенсон погибнет во время дайвинга. Здесь все предельно просто, люди просто играют джаз. Слушайте, например, Dodge the Dodo, которая со мной всегда.

9. Bill Evans - Complete Live in Village Vangaurd (1961)

Сын валлийца и русинки в начале 60-х годов прошлого века создал канон сложной пост-боповой эстетики игры на пианино. Эванс очень мелодичный, его легко слушать, имея минимальную тягу к джазовому звуку, но он от этого не становится менее велик. На альбоме из трех дисков живые записки, которые легли в основу двух классических пластинок.

8. Billie Holiday - Lady In Satin (1958)

Величайшая певица XX века, в 12 лет проcтитутка в Филадельфии, после войны героиновая наркоманка. Здесь архаическая форма, но слушать нужно голос и песню, все остальное пройдет, а это останется.

7. Charles Mingus - Mingus Ah Um (1959)

Величайший басист в истории джазовой музыки, Мингус был харизматичным бендлидером, и оставил несколько лучших записей в истории позднего бопа. Это не революционер, но человек, делавший свое дело лучше всех.

6. Anouar Brahem Trio - Astrakan Cafe (1999)

Эту пластинку я выбрал, чтобы показать, как джаз переходит через границы жанров и стран. Тунисец Анвар Брахем играет на уде - как можно видеть из названия, про астраханское кафе.

5. Thelonius Monk - Brilliant Corners (1957)

Еще один боповый пианист, альтер-эго Эванса. В футболках с его изображениями я хожу по улицам. Говорят, что Монк совершенно не умел играть на пианино с точки зрения техники. Видимо, так и есть, и он был просто гением, коллекционировавшим шляпы. Чтобы оценить Монка, нужно, вероятно, немного больше понимать в этой музыке, чем в случае Эванса.

4. Charles Parker The Compoete Live Performance on Savoy (1947)

Живые записи в клубе Savoy главного музыкального революционера середины века - Чарли Паркера. Паркера критиковал Глен Гульд, а сам Паркер жаловался на своих черных собратьев, увлекавшихся ритм-энд-блюзом. Самая старая запись в подборке, плохой звук, но настоящая музыка. Слушайте Koko и Grooving High.

3. Miles Davis - Bitches Brew (1970)

Величайший новатор в истории джаза Дэвис между делом придумал и стиль фьюжен. Альбом под названием «Сучье варево» предназначен для того, чтобы лежать на полу и дрыгать ногами.

2. Keith Jarrett - The Koln Concert (1975)

Сольная импровизация Кита Джаррета в 1975 году, очень мелодичная музыка, одна из вершин фортепьянного искусства XX века, не только джазового, и достаточно сложная для восприятия, если вы не слушаете постоянно академических модернистов.

1. John Coltrane - Love Supreme (1965)

История про бога и саксофон.

Современный человек отказывает себе в джазе не потому, что джаз скучен, старомоден или неприятен. А банально потому, что не знает, с чего начать. Исправить ситуацию сложно, но музыкальный редактор MAXIM и не такое умеет!

Олег «Апельсин» Бочаров

Вот представь, будто ты никогда в жизни не имел дела с картофолем, понятия не имеешь, каков он на вкус. Собираешься приобщиться к картофельной культуре, берешь тележку, идешь в супермаркет - а там пятнадцать рядов стеллажей этого проклятого корнеплода. И жареная, и пареная, и сырая, и молодая, чищенная, рубленая, и в чипсах, и в кубиках, и фри и даже пирожное с названием «Картошка». Что брать, что? Невольно плюнешь и пойдешь в отдел водки, как обычно.

Первая джазовая пластинка записана в 1917 году, почти сто лет назад. Число джазовых музыкантов исчисляется неисчислимыми тысячами. И что самое страшное - у каждого в дискографии по 30-70 пластинок, в разы больше чем у поп- и рок-артистов. На этом месте можно пуститься в нескончаемое словоблудие о разнообразии джазовых стилей и необходимости иметь дома хотя бы килограмм двадцать джазовых дисков, но нам пора переходить к делу.

Отметим сразу важный момент - по большому счету джаз легче всего разбить на две категории: вокально-песенный и инструментальный.

Первая - по-сути эстрада, поп-музыка первой половины прошлого века, там нет каких-то сложностей с инициацией - слушаешь любимые популярные шлягеры и в ус не дуешь. What a Wonderful World , Strange Fruit , Summertime , How High the Moon и далее по хит-парадам прошлого.

Но радио-шлягеры - явно не то, что хочет получит от джаза человек взрослый и образованный. Потому что есть другая категория - джаз инструментальный, самый разнообразный глубокий и необъятный. Его раскусить куда сложнее, но мы облегчим тебе задачу. MAXIM отобрал минимум - ровно 13 дисков, которые тебе помогут так или иначе протиснуться в джаз-клуб в одну из открытых дверей. Большинство из них инструментальные, но есть и примечательные исключения.

Самый легкий джаз

Glenn Miller Orchestra - In the Digital Mood, 1983

Мелодии оркестра Гленна Миллера под нос каждый горазд насвистывать. Но вот слушать эти записи в оригинале - испытание специфическое, т.к. качество звука в те времена было устрашающим (напоминаем, что самолет с Миллером был сбит над Ла Маншем в 1944).

В 1983 году ради пиара новорожденной CD-технологии, был собран оркестр, имитирующий «тот самый вкус», после чего главные хиты Гленна Миллера пошли в продажу в цифровом формате с блистательным качеством. Как некоторые люди живут без этой пластинки - понять невозможно.

Stan Getz and Joao Gilberto - Getz/Gilberto, 1963

Так называемый «латинский джаз» - невероятно распространенный, и самый, наверное, легкоусваиваемый джазовый жанр. Вряд ли мы найдем человека, у которого возникнуть от него аллергия. Вот эта работа столпов жанра Стэна Гетца и Жуана Жилберту содержит почти самый затасканный джаз-хит все времен («Девушка с Ипанемы»). Плюс укомплектована невероятно изящным материалом, за который не стыдно и любителям джаза посерьезнее.

Если этот альбом тебя не пробьет, с великой долей вероятности можно утверждать, что джаз для тебя потерян.

Классический джаз

Louis Armstrong and Duke Ellington - The Great Summit, 1961

Для большинства обывателей Армстронг - это такой простуженный певец, будто косящий под Тома Уэйтса и записывавшийся с Эллой Фитцджеральд. В реальности Армстронг в первую очередь именно трубач. Не говоря уже о том, что он был мощнейшим двигателем джаз-прогресса и ключевой фигурой в популярной музыке первой половины XX века. Так же, как The Beatles - во второй.

Если тебя его труба мало беспокоит и хочется тупо песен - то хватит его альбома госпелов «Louis and the Good Book» (1958). Если же хочется и того и другого, и побольше - то вариантов тьма, но оптимальным представляется вот этот блюзовый документ единственной встречи Армстронга и Дюка Эллингтона в присутствии свидетеля-магнитофона.

Django Reinhardt and Stephane Grapelli - The Ultimate Collection, 1935-1940

Французский цыган Джанго Рейнхардт - для гитаристов всего мира нечто невообразимо громадное, яркое и недосягаемое. Джими Пейдж как-то признался, что не представляет, сколько часов в день надо играть ежедневно, чтобы достигнуть уровня великого Джанго.

Самое замечательное в записях Рейнхардта (в первую очередь речь о его совместных работах со скрипачом Стефаном Грапелли) - они по-цыгански задорны и совершенно не утомительны. Создавалась та музыка во времена, когда долгоиграющих альбомов практически не было, потому Джанго вполне можно изучать по сборникам типа этого. Если же тебя пугает мутный звук тридцатых годов, попробуй приобщиться к музыке Рейнхарда через последователей - подойдет альбом «Djangologists» (2011) от блистательного The Rosenberg Trio.

Count Basie - The Complete Atomic Basie, 1957

Название и обложка говорят сами за себя - здесь очень и очень взрывной и зажигательный джаз. Оркестр Каунта Бейси вообще не в состоянии испортить своей музыкой первое впечатление от джаза. Эта классическая и всеми любимая пластинка также известна под названиями «The Atomic Mr. Basie» или «E=MC2».

Oscar Peterson - Night Train, 1962

Оскар Питерсон - даже не пианист, а, скорее, пулеметчик. Завистники и зануды все жаловались: там где у нормального джаз-пианиста играются две ноты, у Оскара - десятки. Чтобы понять суть изречения, будет верным ходом послушать его версию джаз-стандарта «Caravan», записанную вместе с Диззи Гиллеспи.

Можно пойти наперекор традициям и попробовать для старта его первую сольную пластинку «My Favourite Instrument» 1968 года. Когда нет оркестра его пулеметные очереди кажутся еще более искрометными. Но если хочется популярного, и в составе оркестра, то тебе пригодится "Night Train", записанный шестью годами ранее.

Dave Brubeck - Time Out, 1959

Альбом "Time Out" венчает собой переломнй период, когда джаз пытался быть и популярным и экспериментальным, вызывающим одновременно. И здесь найдется бессмертная композиция "Take Five", без которой ты точно дальше не продвинешься.

Интеллектуальный джаз

Miles Davis - Kind of Blue, 1959

В начале сороковых годов, стараниями Чарли Паркера, Коулмэна Хокинса и Диззи Гиллеспи появилось новое музыкальное течение - бибоп, и с этого момента джаз стал расслаиваться на «народный» и «интеллектуальный», для утонченной публики с претензией. Кстати, в современном джазе интеллектуальная ветка доминирует, но основные событие в ней свершились на стыке 50-х и 60-х годов.

В частности в 1959 году мир впервые услышал «Kind of Blue» - одну из первых и самых знаменитых работ в стиле «модальный джаз». Предупреждаем, что проникновение в это произведение требует от слушателя определенной сосредоточенности и некоторой подготовки. В противном случае она - нет, конечно, не отпугнет - но не раскроется вовсе. Если говорить рок-терминологией, то это нечто вроде классики прогрессив рока в джазовых сферах. Да, существует информация, что это самая продаваемая джаз-пластинка всех времен.

John Coltrane - A Love Supreme, 1965

Это еще интереснее. Пластинка из разряда «если ты хочешь иметь дома лишь один джаз-альбом. то это должен быть он!». Вершина спиритуального джаза, бесконечно глубокая и красивая музыка, которую можно слушать и разумом, и телом, и сердцем. В зависимости от настроения - порознь или одновременно.

Если опять пользоваться рок-аналогиями, то «A Love Supreme» Колтрейна в джазовой иерархии занимает примерно то же место, что и «The Dark Side of the Moon» в музыке нашей с тобой эпохи.

Долбанутый джаз

Ornette Coleman - Ornette!, 1962

В маниакально-психопатических областях джаза некоторые способны копаться бесконечно. Даром, что их навалом - экспериментальный, авангардный, и в первую очередь - фри-джаз (обычно все это играется одновременно). Другое дело, тысячу раз стоит подумать, прежде чем рекомендовать кому-то хоть одну пластинку.

Шизанутых работ хватает даже у таких титанов, как Джон Колтрейн, но ключевая фигура в авангардно-экспериментальных полях - это, конечно, саксофонист Орнет Коулмэн. Он один из немногих титанов джаза, который успел выступить в России. Для старта альбом Ornette!, наверное, идеален - здесь совсем уже не осталось каких-то компромиссов, как на более ранних пластинках, при этом он слушабелен и все еще принадлежит золотой эпохе Коулмэна. А если перестать умничать и сказать откровенно, по-рокерски - то это просто очень скоростная и угарная пластинка от начала до конца.

John Zorn - Naked City, 1990

Ключевая пластинка в поистине бесконечной дискографии главного титана современного джаза. Хотя в данном случае правильнее это называть фьюжном, так как налицо использование запрещенных электрических инструментов и наличие порой брутальных, практически хардкоровых композиций, где мелодия и ритм могут менять по двадцать раз в минуту. Саксофонист Джон Зорн стал точкой входа в джаз для сотен тысяч меломанов, считавших джаз унылой старомодной тоской.

Некоторые люди не любят джаз. Я давно перестал их винить, и полагаю, что причина нелюбви — избыток неандертальских генов. Мы, кроманьонцы, в сердцах которых бьется вечная родина человечества — Африка, при звуках джаза теряем сознание. С нами говорит саванна, с нами говорит Нью-Орлеан и Дельта, и сама вселенная. Джаз это космос, как когда-то намекали в посредственной книжке «Призрак джазмена на падающей станции «Мир», где речь, к слову, шла об Альберте Айлере. Но джаз целый мир, в нем есть империи, черви, апатия и агон. Я всегда хотел послушать джазовую пластинку, но как выбрать, какую именно? На этот случай я составил список. В него много всего не вошло: жанровых экспериментов, почти весь фри-джаз, начавшийся от великого Коулмена, ранней безупречной классики до Паркера, сегодняшних героев. Я вставил в список пару случайных любимцев, а кончается все божеством, дующим в саксофон. Если и есть бог, то он берет аккорды в 1965-м.

Я расположил пластинки по возрастанию ума. Если вы ничего не поняли, не отчаиваетесь — джаз останется для других.


10. Esbjorn Svensson Trio — From Gagarin’s Point of View (1999)

Самый ясный сюжет — так кончалось тысячелетие. Шведским парнем в белых кроссовках, которому очень хорошо заниматься своим делом на сцене. E.S.T. запишет еще несколько знаковых по саунду альбомов, а потом Свенсон погибнет во время дайвинга. Здесь все предельно просто, люди просто играют джаз. Слушайте, например, Dodge the Dodo, которая со мной всегда.

9. Bill Evans — Complete Live in Village Vangaurd (1961)

Сын валлийца и русинки в начале 60-х годов прошлого века создал канон сложной пост-боповой эстетики игры на пианино. Эванс очень мелодичный, его легко слушать, имея минимальную тягу к джазовому звуку, но он от этого не становится менее велик. На альбоме из трех дисков живые записки, которые легли в основу двух классических пластинок.

8. Billie Holiday — Lady In Satin (1958)

Величайшая певица XX века, в 12 лет проcтитутка в Филадельфии, после войны героиновая наркоманка. Здесь архаическая форма, но слушать нужно голос и песню, все остальное пройдет, а это останется.

7. Charles Mingus — Mingus Ah Um (1959)

Величайший басист в истории джазовой музыки, Мингус был харизматичным бендлидером, и оставил несколько лучших записей в истории позднего бопа. Это не революционер, но человек, делавший свое дело лучше всех.

6. Anouar Brahem Trio — Astrakan Cafe (1999)

Эту пластинку я выбрал, чтобы показать, как джаз переходит через границы жанров и стран. Тунисец Анвар Брахем играет на уде — как можно видеть из названия, про астраханское кафе.

5. Thelonius Monk — Brilliant Corners (1957)

Еще один боповый пианист, альтер-эго Эванса. В футболках с его изображениями я хожу по улицам. Говорят, что Монк совершенно не умел играть на пианино с точки зрения техники. Видимо, так и есть, и он был просто гением, коллекционировавшим шляпы. Чтобы оценить Монка, нужно, вероятно, немного больше понимать в этой музыке, чем в случае Эванса.

4. Charles Parker The Compoete Live Performance on Savoy (1947)

Живые записи в клубе Savoy главного музыкального революционера середины века — Чарли Паркера. Паркера критиковал Глен Гульд, а сам Паркер жаловался на своих черных собратьев, увлекавшихся ритм-энд-блюзом. Самая старая запись в подборке, плохой звук, но настоящая музыка. Слушайте Koko и Grooving High.

3. Miles Davis — Bitches Brew (1970)

Величайший новатор в истории джаза Дэвис между делом придумал и стиль фьюжен. Альбом под названием «Сучье варево» предназначен для того, чтобы лежать на полу и дрыгать ногами.

2. Keith Jarrett — The Koln Concert (1975)

Сольная импровизация Кита Джаррета в 1975 году, очень мелодичная музыка, одна из вершин фортепьянного искусства XX века, не только джазового, и достаточно сложная для восприятия, если вы не слушаете постоянно академических модернистов.

1. John Coltrane — Love Supreme (1965)

Та самая история про бога и саксофон.

"Джаз — это мы сами в лучшие наши часы", — писал Сергей Довлатов, удивительно точно выражая теплоту и многогранность этого музыкального направления. Джазовые музыканты представляются нам волшебниками, которые способны на все, а их инструменты — магическими вещицами с уникальными свойствами.

Уже приметили саксофониста вашей мечты, но не знаете, чем обратить на себя его внимание? Мы попросили известного джазового музыканта Тимофея Хазанова рассказать, как полюбить джаз, а заодно — как произвести впечатление на мужчину из мира джаза.

Тимофей Хазанов,
джазовый саксофонист,
основатель группы "Black Sax Band"

С чего стоит начать знакомство с джазовой музыкой?

Знакомство с джазом лучше всего начать с похода на концерт. Если вы в Москве, то выбор достаточно большой: можно пойти в джазовый клуб или в хороший большой концертный зал. Почему я советую live выступление? Потому что джазовая музыка импровизационная и сиюминутная, ее нужно слушать и наблюдать именно тот момент, когда она создается.

Для знакомства советую выбирать известных и признанных музыкантов, иначе есть риск попасть на концерт непрофессионалов, из-за чего впечатление о джазе испортится.

Какие композиции обязательно нужно послушать новичку?

Что касается аудиозаписей, то я порекомендую классический джаз — то, что слушает весь мир. Это Луи Армстронг, Элла Фитджеральд, Чарли Паркер, Фрэнк Синатра, Стэн Гетц, Антонио Карлос Джобим, Дэйв Брубек, Дюк Элингтон, Каунт Бэйси, Майлз Дэвис и многие другие.

При этом в джазе существует очень много стилей. Новичку для похода на концерт я бы посоветовал выбрать smooth jazz — просто потому, что человеку неподготовленному лучше начинать с более современных, простых и доступных направлений.

Какие термины важно знать, чтобы поддержать разговор о джазовой музыке?

В джазе существуют термины, которые описывают то, что происходит на сцене в той или иной композиции. Самое главное в этой музыке — соло. Поэтому когда, например, саксофонист закончит играть и все ему зааплодируют (кстати, после каждого соло нужно аплодировать, это очень важно), повернитесь к своему молодому человеку и скажите: "Потрясающее соло!". Он обязательно оценит.

Когда саксофонист или трубач берет высокую ноту и долго ее тянет, также принято проявлять эмоции (можно похлопать и крикнуть "Уау!"). Джаз должен вызывать эмоции, не стесняйтесь их проявлять: хочется аплодировать — хлопайте, хочется крикнуть "Браво!" — кричите, хочется петь или танцевать — смело делайте это!

О чем девушке нельзя говорить ни в коем случае, если она сказала, что разбирается в джазе (а на самом деле не очень)?

Вообще на музыкальных концертах лучше не говорить, а слушать музыку. Но если уж вам довелось что-то обсуждать, то лучше избегать названий музыкальных инструментов, осособенно когда в них не разбираешься. Потому что можно перепутать саксофон с трубой, и тогда ваш маленький обман моментально раскроется.

Также избегайте названий композиций и имен авторов. У девушек в арсенале масса уловок, чтобы сбить с темы мужчину, и если вы оказались в такой ситуации, то самое время их применить.

Топ-5 фраз, которые выдают дилетанта:

  • Когда музыкант играет на контрабасе, не нужно восхищаться его "большой скрипкой".
  • "Хорошо играют ребята, громко!" — России почему-то принято считать, что чем громче играют музыканты и чем громче кричит вокалист, тем лучше. Но на самом деле это не так.
  • Не используйте дурацкие советские лозунги типа: "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст!", "От саксофона до ножа всего один шаг", "Джаз — музыка толстых", "Художник должен быть голодным" или "Искусство должно быть бесплатным".
  • Никогда не интересуйтесь, сколько по времени займет обучение на том или ином музыкальном инструменте до уровня артиста. Не спрашивайте, насколько трудно дуть в духовой инструмент. Часто после концерта воодушевленные зрители спрашивают, сколько занятий им потребуется, чтобы научиться играть также. Ответ очень простой — на это уходит вся жизнь.
  • Сопрано саксофон — это не "дудочка" и не кларнет. Это сопрано саксофон.

Как освоить джаз за вечер?

Купите бутылочку хорошего вина, придите домой, поставьте диск Луи Армстронга и с первой композиции начинайте осваивать. А если серьезно, то это, конечно, невозможно, так что на концерте просто расслабьтесь и получайте удовольствие от музыки. По большому счету, нет необходимости знать все названия инструментов, имена композиторов и терминологию — вы же пришли не на экзамен в музучилище.

Произвести впечатление в таком случае лучше своим сногсшибательным внешним видом и . Найдите в Сети сайт клуба или концертного зала, в который собираетесь пойти: не в каждое джазовое место ходят в вечерних платьях и со сложными прическами. Если вам будет комфортно, то свидание пройдет прекрасно и без джазовых терминов.

В чем состоит специфика джазовых концертов и к чему стоит подготовиться заранее?

Существует музыка "берущая" и "дающая". Тут нужно понимать, что вы хотите: получать удовольствие и расслабляться или же слушать более сложную музыку, которая заставит задуматься и пропустить переживания через себя. В джазе очень много направлений: от классики до авангарда. Выберете что-то более доступное, иначе рискуете провести два часа в муках и уйти с концерта с мигренью.

10 композиций, которые помогут влюбиться в джаз:

  1. Louis Armstrong — Wonderful World
  2. Dave Brubeck —Take Five
  3. Stan Getz — The Girl From Ipanema
  4. Frank Sinatra — Fly Me To The Moon
  5. Duke Ellington — Caravan
  6. Benny Goodman — Sing Sing Sing
  7. Nat King Cole — Nature Boy
  8. Ella Fitzgerald — Dream a Little Dream of Me
  9. Nina Simone — Feeling Good
  10. Cannonball Adderley Quintet — Mercy, mercy, mercy