Подробное изложение. На речке

Развитие речи

3 класс

Учимся писать изложение.

Афиногенова Ж.Е., учитель начальных классов


Расположите части текста в правильном порядке при помощи картинок, пронумеруйте части.

Прочитайте текст. Понятно ли вам, о чём в нём рассказывается?

Лёд на реке.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда бросали камни и палки. Лёд крепкий.


Рассмотрите последнюю картинку. Подходит ли она к тексту? Почему? Что надо было нарисовать?

Прочитайте текст правильно .

Лёд на реке.

Было чудесное утро. Мороз сковал реку.

К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда они бросали камни и палки. Лёд был крепкий.

Трое ребят стали бегать по самой середине реки. Лёд был тонкий.

Один мальчик упал. На него упали другие. Лёд не выдержал тяжести.

Дети очутились в воде. Они цеплялись за кромку льда, но он ломался. Скоро дети совсем выбились из сил.

Вдруг появился мужчина. Он полз по льду и толкал впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.


Придумайте название к каждой картинке.

2. Проверка льда.

3. На середине реки.

1. Морозное утро.

6. Спасение детей.

4. Лёд не выдержал тяжести.

5. Дети очутились в воде.


Перескажите текст по картинкам и плану.

План.

  • Морозное утро.
  • Проверка льда.
  • На середине реки.
  • Лёд не выдержал тяжести.
  • Дети очутились в воде.
  • Спасение детей.

Слова - помощники.

  • Чудесное утро, сковал.
  • Радостный крик, бросали, крепкий.
  • Трое, бегать, середине, тонкий.
  • Упал, на него, другие.
  • Цеплялись, кромку льда, выбились из сил.
  • Полз по льду, толкал, длинную доску, ухватились.

Литература:

http://animashky.ru/index/0-11?20-8 картинки

С. А. Сущевская «Тексты с дырками и хвостами».

«Карапуз», «Гелеос»

С. А.. Есенина «Как научить вашего ребёнка писать изложения»

3 класс

Издательство Грамотей 2008

С. В. Иванов, М. И. Кузнецова Русский язык. Комментарии к урокам.

3 класс

«Вентана –Граф» 2007

Р/Р Обучающее изложение «На речке»

Цель: продолжить работу с текстом, научить письменно пересказывать текст.

Оформление: на доске записаны слова: раскаленный, черный, девчонка, так как, впервые, сбоку.

Ход урока

Первичное восприятие текста.

Мы с моей дочерью Светланой выбрались к реке. Мы счистили всю грязь и тину, которые облепили нас со всех сторон. Мы выполоскали одежду и искупались пока она сохла на раскаленном песке.

И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады.

И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочал своими круглыми глазами, бился и прыгал, так как впервые увидел такое яркое солнце и такую рыжую девчонку. Он злобно схватил Светлану за палец. С криком отбросила его Светлана в самую середину гусиного стада. Шарахнулись в сторону глупые толстые гусята.

Но подошел сбоку старый серый гусь. Много он видал и пострашней на свете. Скосил он голову, посмотрел одним глазом, клюнул - и нет рака.

По А. Гайдару

Работа над текстом. Предварительные упражнения

Сделать разбор по составу слов: счистить, облепили, выполоскали, искупались, раскаленный, сверкающий, пенистый, водопад, подводный.

Составить словосочетания с этими словами.

Объяснить значение слова «шарахнулись». Составить с ним предложение.

Объяснить написание слов: впервые, сбоку, пострашней.

Чтение текста.

Слово учителя.

Ребята, кто знает, из какого произведения Аркадия Гайдара взят этот отрывок? Он взят из рассказа «Голубая чашка», в котором описан один прекрасный летний день. В этот день отец со своей маленькой дочерью Светланой путешествует по лесам и полям, они любуются природой, встречаются и разговаривают с разными людьми. Рассказ написан очень поэтично, лирично, но в то же время с юмором. Какие еще произведения Гайдара вы знаете?

Каким настроением пронизан этот отрывок?

Почему он так называется?

Что описано в отрывке?

Как описаны обитатели реки?

Какие чувства и мысли вызвал у вас отрывок, какие картины вы представили себе, слушая его?

Как можно по-другому назвать этот отрывок?

Какие синонимы можно подобрать к словам: впервые, шарахнулись, с ужасом умчались.

6. Повторное чтение отрывка.

7. Написание изложения.

1.Радость мальчишек.

2.Лёд не выдержал.

3.Спасение.

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

1.Радость мальчишек.(утро,мороз сковал,со всей деревни, радостный крик,для проверки, камни, и, был).

2.Лёд не выдержал. (трое, по самой середине, скользкий,упал, другие, тяжести, очутились, цеплялись, выбились из).

3.Спасение.(мужчина, пополз, толкал, впереди, ухватились, край, спасение).

Урок русского языка, 4 класс

Тема: Изложение

Цель: Формирование умения работать со словом, предложением, текстом.

Задачи:

1. Образовательные:

  • Повторение проверяемых и непроверяемых написаний в корне слов;
  • Формирование умения слушать и анализировать текст, делить текст на части;
  • Формирование умения составлять предложения из слов и текст из предложений (деформированный текст); дифференцировать понятия: слово, предложение, текст;
  • Формирование умения составлять план текста;
  • Формирование навыка устного и письменного пересказа текста.

2. Развивающие:

  • Развивать речь, память, внимание;
  • Развивать умение связанно выражать свои мысли, анализировать и корректировать текст;
  • Развивать логическое и образное мышление.

3. Воспитательные:

  • Воспитание аккуратного и осторожного поведения на воде; формирование чувства разумной осторожности;
  • Воспитание любви к родному языку, трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Оборудование:

  • Тексты
  • Тетрадь;
  • Черновик

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим учиться письменно пересказывать текст. Каким научным словом назван письменный пересказ? (изложение)

Но сначала нам необходимо подготовиться к изложению, чтобы написать его как можно лучше.

2. Словарная работа.

Тема урока: Обучающее изложение. Словарь.

  • Вам предлагаются различные слова с пропущенными буквами:
  • Мороз, радостный, зима, снежки, ребята, ледок, деревня, помощь, речка, солнце, мальчик, гора, пополз, впереди. )

Запишите эти слова в тетради, вставив пропущенные буквы. Давайте проверим.(Учитель читает слово, спрашивает, какую вставили букву, дети называют, учитель переворачивает карточку).

  • А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова? (Выслушиваются разные варианты. Нужно прийти к двум группам: проверяемые и непроверяемые)
  • А теперь вопрос посложнее. Предположите, на какую тему может быть текст с этими словами? (Дети предполагают: зима, зимние игры детей…)
  • А сейчас я познакомлю вас с этим текстом. Слушайте внимательно.

3. Первичное восприятие текста.

Учитель читает текст «Река стала»:

Река стала

Было чудесное утро. Мороз сковал реку. К речке побежали мальчишки со всей деревни. Ребята подняли радостный крик. Для проверки льда мальчики бросали камни, ветки. Лед показался им крепким.

Трое ребят стали бегать по самой середине речки. Лед был скользкий, и один мальчик упал. На него упал второй, третий. Лед не выдержал тяжести. Дети очутились в воде. Они цеплялись за тонкий лед, кричали, но вскоре совсем выбились из сил.

На крик пришла помощь. Мужчина пополз по льду, толкая впереди себя длинную доску. Ребята ухватились за край доски. Это было спасение.

У: Ребята, о чём этот текст?

Что произошло с ребятами на реке? Почему это произошло? Кто пришёл ребятам на помощь? Чему же учит нас этот текст?

У: Действительно, нужно очень осторожно вести себя на реке, особенно, когда лёд только образовался. В это время по нему ходить нельзя!

4. Словарная работа.

У: А сейчас я ещё раз прочитаю вам текст, а вы посмотрите на записанные вами слова и подчеркните зелёной ручкой те из них, которые встретились в этом тексте.

Учитель читает текст второй раз, а дети работают зелёной ручкой. Они подчёркивают следующие слова: мороз , радостный , зима, снежки, ребята , ледок, деревня , помощь , речка , солнце, мальчик , гора, пополз, впереди .

Проверяем, какие слова вы подчеркнули. Учитель подчёркивает на доске.

5. Работа с деформированными предложениями.

У: Вы сейчас подчеркнули слова . А чем отдельные слова отличаются от предложений ? (В предложении выражена законченная мысль, в нём понятен смысл).

Давайте попробуем восстановить предложения текста из отдельных слов.

  1. подняли, крик, ребята, радостный
  2. им, показался, крепким, лёд
  3. по, трое, стали, самой, речки, ребят, бегать, середине
  4. в, дети, воде, очутились
  5. край, ухватились, ребята, за, доски

А некоторым ребятам предлагается индивидуальное задание. Они должны будут составить предложения, составленные из слов, на листочках.

Предлагаются карточки с такими наборами слов:

  1. утро, чудесное, было
  2. сковал, мороз, реку
  3. побежали, к, со, мальчишки, речке, деревни, всей
  4. бросали, для, камни, льда, проверки, мальчики, ветки
  5. был, лёд, и, мальчик, скользкий, один, упал
  6. упал, второй, на, третий, него
  7. не, лёд, тяжести, выдержал
  8. из, они, за, лёд, цеплялись, тонкий, кричали, но, совсем, сил, выбились, вскоре
  9. помощь, на, пришла, крик
  10. толкая, мужчина, доску, пополз, длинную, по, себя, льду, впереди
  11. спасение, было, это

Дети, не получившие задания на карточках, работают вместе с учителем на доске, в тетради ничего не пишут.

У: Молодцы, ребята, мы получили предложения. В каждом из них выражена законченная мысль. Но получили мы текст? (Нет) Как должны располагаться предложения в тексте? (По порядку, по ходу событий)

6. Работа с деформированным текстом.(ребятам раздаются тексты)

Давайте попробуем получить текст из наших предложений. Будьте внимательны. Проверять по тексту будет (ученик). (Один ребёнок получает карточку с текстом «Река стала», выходит к доске).

У: Читаем предложения в том порядке, как они располагались в тексте. У кого первое предложение? Второе? Третье? И т. д.

7. Работа с текстом изложения и планом.

У: Итак, у нас получился текст. Давайте прочитаем его ещё раз про себя .

У: На сколько частей разделён этот текст? (3) Попробуйте подобрать подходящий к этому тексту план из представленных на доске.

На доску вывешиваются три варианта плана на отдельных листах:

І. 1. Весеннее утро

2. Забавы на реке

3. Возвращение домой

ІІ. 1. Чудесное утро

2. Происшествие на реке

3. Спасение

ІІІ. 1. Происшествие на реке

2. Дети в воде

3. Дети на доске

Дети выбирают план №2, доказывают, опираясь на текст.

Учитель снимает два лишних плана, оставив верный план сверху доски.

У: А теперь попробуем пересказать текст с опорой на план. (Три ученика, по каждому пункту пересказывают части текста).

8. Написание изложение с творческим заданием.

У: А теперь уберите тексты и попробуйте написать изложение текста с опорой на план. По желанию можете придумать и записать продолжение текста - мораль.

(Дети пишут изложение, учитель напоминает, что необходимо сначала написать название ).

9. Проверка написанного изложения. Оценка.

А теперь послушаем рассказы, которые у вас получились. (Читают два ученика).

У: Раскрыта ли основная мысль - идея?

Соблюдены ли все части, не ли пропусков событий?

Связанный ли получился текст?

* Соответствует ли продолжение, придуманное к тексту, его теме и идее?

10. Итог урока. Домашнее задание.

Итак, мы с вами поработали сегодня над письменным пересказом текста - изложением. Кроме того, мы выявили отличия между словом, предложением и текстом.

Тексты для изложений.

Подвиг Володи Ермака.

Была Великая Отечественная война. Шёл бой. Наши бойцы бросились вперёд. Им навстречу из дзота ударил пулемёт. Пришлось залечь. Но один солдат и под огнём продолжал ползти вперёд. Он подобрался к дзоту сбоку и, вскочив на ноги, дёрнул дверь. Она не поддавалась. А пулемёт стрелял. Солдат бросился к амбразуре и упал на неё. Пулемёт замолчал. Бойцы снова поднялись в атаку. Этот подвиг совершил 19 июля 1943 года Володя Ермак.

Подготовься к беседе по рассказу.

    Когда происходили события, описанные в рассказе?

    Почему солдаты не могли двигаться вперёд?

    Что решил сделать Володя Ермак?

    Как он выполнил своё решение?

    Как можно назвать его поступок?

Замени данные выражения подходящими по смыслу.

Бросились вперёд-___________________________________

Пулемёт ударил-_____________________________________

Пришлось залечь-____________________________________

Подобрался к дзоту-__________________________________

Упал на амбразуру-___________________________________

Пулемёт захлебнулся-_________________________________

Поднялись в атаку-____________________________________

Словарь: пошли в наступление

перестал стрелять

пришлось укрыться (лечь на землю)

подполз незаметно

закрыл своим телом

начал стрелять

Знамя Победы.

Долгим и трудным был путь советских войск до Берлина. В кровопролитных сражениях сломили они силу фашистских полчищ. Героическими подвигами прославили советские воины свои боевые знамёна.

И вот советские дивизии пошли на штурм фашистской столицы. Жестокий бой разгорается в самом рейхстаге, здании фашистского правительства.

А в это время сержант Михаил Егоров и младший сержант Мелитон Кантария под огнём врага поднялись на купол здания и подняли на нём победное алое пламя.

Знамя Победы сейчас находится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации. Здесь встречаются фронтовые друзья. Они вспоминают бои и походы.

Дополни предложения, опираясь на текст.

Берлин –это___________________________________

Рейхстаг- это здание, где____________________________________________

Знамя победы – это то знамя, которое ________________________________

Фронтовые друзья- это ветераны, которые ____________________________

Солдат.

Горел дом. А в доме остался ребёнок. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:

Я войду.

Ему сказали:

Сгоришь.

Солдат сказал:

Два раза не умирать, а один раз не миновать.

Вбежал в дом и вынес ребёнка.

Сколько спят дубовые почки?

Крестьяне спилили ствол разбитого грозой дуба, а через месяц над широким пнём красовалась пышная листва.

«Побеги вырастают из почек. Откуда же взялись почки на пне?»- недоумевал Никита. Учитель объяснил: «Эти почки появились давным-давно на маленьком дубочке, но долго спали. Ведь живительная влага струилась из земли к верхним почкам. Гроза сломала дуб, сок из земли хлынул к нижним почкам, разбудил их. И вот на пне зеленеет буйная листва».

Случай на реке.

Рядом с деревней Ивановка протекала река. В начале лета буксиры забивали всю речку брёвнами. Ребята придумали игру. Они перескакивали по брёвнам с одного на другое. Брёвна под ногами тонули. Нужно было быть очень быстрым и ловким. В этом был весь интерес.

Алёша любил ходить по брёвнам. Он был чемпионом, мог доходить до середины реки. Однажды он взял с собой сестрёнку Людмилу. Маленькая девочка сидела на песке. Она в руках держала ленточку. Ветер вырвал её из рук и отнёс на дальние брёвна.

Алёша хотел достать ленту. Он прыгал по брёвнам и добрался до ленты. Тут брёвна расступились и он стал тонуть. Людмилка бросилась с рёвом домой.

Мальчик держался за брёвна. Волнами поддавало соседние брёвна. Они били мальчика по рукам. Из деревни бежали люди. Первым примчался друг Мишка. Он прыгал по брёвнам, потом лёг на живот и вытащил Лёшу за ворот.