Королевские палаты. Палаты романовых в зарядье

Палаты бояр Романовых – музей в Зарядье, в самом центре Москвы, являющийся филиалом . Он единственный, где сохранился патриархальный быт аристократии допетровской эпохи. Здесь, в старинной боярской усадьбе, по преданию, в 1596 родился Михаил Федорович Романов – зачинатель новой царской династии на Руси.

Сами палаты – памятник архитектуры XV столетия, ставший в XIX веке по приказу царя Александра II одним из первых музеев столицы. Архитектура здания необычна – оно трехэтажное, и каждый последующий этаж меньше предыдущего. В музейных фондах собраны предметы быта тех лет и старинное оружие. Здание состоит из нескольких помещений: сени, палата для трапез, деловая комната боярина, светлица для девушек. В подземной части палат расположен еще один музей – археологический, где есть архаичная гончарная мастерская, присущая Москве XV века.

Музей «Палаты бояр Романовых» опровергает привычные представления о подобных учреждениях. Раз в неделю тут проходит театрализованное представление, которое полностью ломает стереотипы о маленьких музеях.

Посвящены палаты бояр Романовых быту. При этом слове у многих сразу же возникает ассоциация с чем-то обыденным и скучным. Но вся «соль» в том, что быт здесь показан не современный, а XVII столетия. Как ни странно, главные ценности человеческой жизни с тех пор совсем не изменились – и сейчас, как и тогда, для абсолютного и подавляющего числа людей самым важным были не злато да серебро, а благополучие семьи, как говаривали в те времена, лад в дому.

Вот этим-то семейным ценностям на старинный лад и посвящен музей «Палаты бояр Романовых». Благополучной семье необходим дом, а хорошему хозяину – верная жена. У каждого должно быть свое занятие, у мужа – государю да Отчизне служить, а задача жены – в доме порядок соблюдать. Как это исполнялось в те давние времена, увидят посетители экспозиции. Заодно им поведают имеющиеся исторические подробности, которые прольют свет на устоявшиеся, но уже не совсем понятные современному человеку обороты речи, такие как «трудится, спустя рукава», крик о помощи «Караул!», выражение «ходи козырем» и смысл наименования «Зарядье».

Дальше начинается самое увлекательное действо. Гостей приглашают в главное помещение – палаты, где им встречается ключница, пытающаяся задобрить домового. Она разрешает посетителям зайти в дом. Сначала их проводят в подвал, выполняющий в старину функцию гигантского холодильника. Тут гостей радушно угощают наливкой домашнего приготовления. Поить гостей – очень необычно и не свойственно музеям. Но тут исключение из правил – это дом знатного боярина, а в домах на Руси, в бедных и богатых, во все времена было принято угощать гостей всем самым лучшим.

Затем посетители идут в самое охраняемое помещение дома, где лежала боярская казна. Под словом «казна» тогда понимали не только денежные знаки и драгоценности, но и военную амуницию, дорогую одежду, меха, посуду – все то, что в допетровские времена называли словом «рухлядь». В комнату вбегает молодой пригожий боярин, который готовится к военному походу и горюет о том, что не успел посвататься к милой боярышне. Все сцены показывают обычные дружеские диалоги тех лет, они ведутся с учетом исторических фактов, которые благодаря такой подаче легко запоминаются и усваиваются зрителями. Убранство палат состоит из подлинных старинных предметов, что тоже положительно влияет на восприятие и запоминание.

Потом все поднимаются по витиеватой лестнице на женскую часть дома. Там юные красавицы, модницы и говоруньи с жаром обсуждают свои наряды. Они выясняют, что краше смотрится, атлас или парча, советуют друг другу как брови сделать чернее, губы – алее, а щечки – румянее. В светлице юницы принимаются за рукоделие, попутно дивясь заморским диковинкам: страшному чудищу с двумя хвостами (слону) и питью, которое пахнет сеновалом (чаю).

Точно воссозданные интерьеры допетровских времен делают музей «Палаты бояр Романовых» уникальным. Второго такого нет нигде в мире, он входит в число самых лучших музеев планеты – это было признано в 1998 году на Европейском международном форуме.

Свое название он получил в XVI веке. И сегодня это место в центре Москвы.

Музей под открытым небом

В комплекс входят древние палаты, собор с золочеными куполами, церкви, зубчатая крепостная стена-одиннадцать разнообразных по назначению и стилю построек XVI-XVIII вв.

Это огромный музей древнерусского зодчества под открытым небом. Ранее рядом с ним располагалось огромное сооружение гостиницы «Россия». В соседствующем с районе, среди построек старой и новой Москвы, на улице Варварке, дом 10, расположено своеобразное по архитектуре, увенчанное высокой четырехскатной кровлей трехэтажное здание, каждый из этажей которого по мере подъема в высоту уменьшается в размере. Это Палаты XVI-XVII вв., филиал , «Палаты в Зарядье».

Ludvig14 , CC BY-SA 3.0

На территории комплекса находятся несколько церквей, правда, до революции их было еще больше. Среди них - , по которой и названа была улица, собор Знаменского монастыря, храмы Максима Блаженного и Георгия на Псковской горке, а также церковь Рождества Иоанна Предтечи с приделом в честь Климента, папы римского, на Варварской площади. Также здесь расположены, наверное, самые древние из сохранившихся в городе зданий - и Палаты бояр Романовых. Довершает архитектурный ансамбль - зубчатая крепостная .

Палаты разделены на две половины - мужскую и женскую. На первом этаже, мужской половине, представлены интерьеры: «Столовая палата», «Кабинет боярина», «Библиотека», «Комната старших сыновей». На втором этаже, женской половине, «Сени», «Комната боярыни», «Светлица». В подвалах представлены кладовые. Интерьеры древних Палат передают своеобразие русской жизни и культуры XVII в. Интерьеры и обстановку комнат составляют преимущественно подлинные предметы XVII в.: изразцовые печи, серебряная и расписанная эмалями посуда, шитье, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, прекрасные росписи на стенах.

История

Белокаменное здание палат некогда входило в состав обширного городского двора. По предположениям учёных, время основания усадьбы, относится к концу XVI века - она обозначена уже на первом плане Москвы 1597 года. По преданию, здесь, 12 июля 1596 г. родился Михаил Федорович Романов родоначальник новой царственной династии.

Павел Шехтман , Public Domain

Сама усадьба, с XVI века, принадлежала его деду - Никите Романовичу Захарьеву-Юрьеву, сыну того самого Романа Юрьевича, который и дал начало династии русских царей Романовых, брат Анастасии Романовой, ставшей супругой царя Ивана IV Грозного, дед первого царствующего Романова - Михаила Федоровича. Само здание, к сожалению, до нас не дошло в своём первоначальном виде. Зато сохранился глубокий белокаменный подвал, построенный еще в XVI веке. Сами Палаты одно время относились к монастырскому подворью, впоследствии неоднократно подвергались огню, разграблению.

Во времена правления Борис Годунова, Романовы, как наиболее вероятные претенденты на русский престол, подверглись опале. В 1599 г. Фёдора Никитича заключили в тюрьму, а затем, насильно, постригли в монахи под именем Филарета. С этого времени Палаты остались бесхозными. И, несмотря на то, что Филарет Никитич и был при самозванцах в Москве, но не долгое время и, будучи монахом, не жил в своём доме.

Некогда усадьба была обширной, и занимала видное место в топографии Москвы XVI в... Даже была особо отмечена на плане города 1613 г... В углу усадьбы находилась тогда другая постройка - «Палаты на верхних погребах»; она, вероятно, являлась одной из вспомогательных построек усадьбы, возникавших постепенно, в связи с ростом семейных бытовых потребностей. Основным жилым помещением боярской семьи Романовых, служили, более обширные «Палаты на нижних погребах», стоявшие в центре усадьбы.

3 мая 1626 г., в Москве, случился пожар, опустошивший город. Бушевавший огонь не пощадил и Двор Государев. После пожара была расширена. Возрождение двора началось только по избрании Михаила Федоровича на престол Российский. Новый Государь разместился в царских палатах в Кремле, отчего дом стал известен как «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы». К этому времени, при Знаменской церкви на государевом дворе, был уже протопоп Иаков с двумя священниками и третьим придельным и другими лицами клира. Сами же царские палаты едва ли кем были заняты.

24 сентября 1631 г., по смерти матери, инокини Марфы Ивановны, Михаил Фёдорович, подписал царский указ об основании Знаменского монастыря, и грамотой от 1 ноября 1631 г. наделил обитель бывшими за ней родовыми царскими населенными имениями и угодьями, а также и самими Палатами, вместе со всей усадьбой - «Старым государевым двором», ставшими неотъемлемой частью монастыря. Монастырь, на белокаменных подвалах, выстроил два этажа из кирпича - подклети и первый жилой этаж с тяжелыми сводчатыми перекрытиями. Кроме двух зданий, непосредственно составлявших палаты Романовых, были также построены деревянные кельи и больница. Вся площадь монастыря была обнесена частично решетчатым забором, а больше частоколом.

Во время пожара 1668 г., сильно пострадал Знаменский монастырь, о чём и подано было царю Алексею Михайловичу донесение и прошение. Сами Палаты также сильно пострадали, и в 1674 г. были разобраны под «погребной свод» (подвал). На месте сохраненной белокаменной основы XVI в. мастер Мелетий Алексеев «со товарищи» соорудили в камне новые Палаты с крыльцом - нынешние первый и второй этажи филиала музея. В 1675–1679 гг., перестроенное здание служило кельями монахов. А в 1679–1752 гг. - «казенными кельями» (управление монастыря), которые считались первым местом в монастыре после храмов Божьих, так как в них находилось монастырское правление и хранились драгоценности.

В 1680 г. царь Фёдор Алексеевич (внук Михаила Фёдоровича), после свадьбы на Агафье Грушецкой (28 июля 1680 г.), занялся постройкой новых деревянных хоромов, как для себя и для своей супруги, Агафьи Грушецкой, так и для своих сестер, бóльших и меньших царевен. Его хоромы были поставлены у терема, возле западной стены Воскресенской теремной церкви; сюда же перенесены были и хоромы Натальи Кирилловны.

В 1737 году монастырь и палаты вновь подверглись пожару. В первой половине XVIII века, казенные кельи, из палат, были переведены в другое место, а в палатах поместился на житье грузинский митрополит Афанасий, вместе со своим штатом. В них он жил десять лет, с 1752 по 1762 год, отчего палаты назывались архиерейскими. С 1752 по 1856 гг., здание сдавали в аренду разным лицам.


В. Тимм , Public Domain

Уже в 1857 году здание стало носить статус исторического памятника. Этому послужил появившийся в середине XIX в. интерес к памятникам старины, в том числе и к данной постройке, как непосредственно относящейся к семье Романовых.

Император Александр II устроил в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых», один из первых музеев в Москве. Палаты были выкуплены у монастыря, расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. Проект ансамбля разработал придворный архитектор Ф. Ф. Рихтер, который в своей работе использовал исторические аналоги. Идея основателей музея была такова, что он должен был воссоздать бытовую обстановку предков русского царя.

Реставрвция была осуществлена в 1857-1858 гг. Был надстроен полностью утраченный верхний деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей, достроено крыльцо. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. Эта обивка сохранилась частично и сегодня. В комнатах также находилась серебряная и расписанная эмалями посуда, шитьё, женские украшения, сундуки, коробья, мебель, стены были украшены прекрасными росписями. И, хотя, здание строилось как часть монастыря, сочиненная в 1850-х годах придворными кругами легенда, стала называть его местом рождения царя Михаила Романова.

Жилые помещения

Жилые помещения представляли собой небольшие комнаты с тяжелыми сводчатыми потолками, и предназначались для мужчин. Кроме общей «трапезной», где семейство обедало, а также принимались гости, здесь находится «кабинет боярина» и «комната старших сыновей» с обширной библиотекой и «учебными пособиями»: астролябией, телескопом, географическими картами.

Терем

Женщинам отводился верхний, деревянный этаж, который назывался теремом. Здесь, наоборот, большие и просторные помещения, освещенные множеством окон. Самое светлое из помещений - светлица - предназначалось для занятий рукоделиями.

В женской половине также находилось большое количество книг, зеркала, разные женские принадлежности: коробочки и ларчики для румян, белил и сурмил, серьги, перстни, опахалы, а также и материалы для всевозможных рукоделий. Боярская дочь трудилась над прялкой или пяльцами наравне со своими служанками.

В те времена девушке стыдно было выходить замуж, не научившись шить, прясть и вышивать. Своё приданое невеста должна была изготовить своими руками. Только выйдя замуж, боярыня становилась полноправной хозяйкой дома. И, хотя она и не была посвящена в торговые или государственные дела своего мужа, но зато в домашнем хозяйстве зачастую имела решающий голос.

После революции

После революции 1917 г., в музее открыли «Музей старого русского быта», или «Музей боярского быта», сохранившего подлинные предметы давно прошедших лет. Музей был частично перестроен. С 1932 г. он является филиалом Государственного Исторического музея.

На территории музея обнаружили уникальное деревянное сооружение - три венца сруба, столбики, поддерживающие его основание, фрагменты русской печной кладки, а также некрополь XVI века.

Наиболее интересная и важная находка - производственный комплекс конца XV-XVII веков с двумя одновременно работавшими печами - гончарная мастерская. Рядом с горнами были обнаружены глиняные игрушки, фрагменты посуды, изразцы - всего около 500 предметов.


неизвестен , Public Domain

Здание филиала состоит из трех частей, разбитых на разные исторические отрезки:

  • боярской кладовой XVI в.,
  • монашеских келий XVII в.
  • и музейной надстройки XIX в.

Палаты

Палаты сохранили классический тип русской избы, состоящей из «клети» (жилое помещение) и «подклета» (подсобное помещение). Построены они, как и характерно для большинства русских домов XVII в., в виде буквы «Г».

С внешней стороны стены имеют декоративное убранство XVII в, наличники окон, карниз, полуколонны на углах.

Внутри терема - небольшие комнаты, низкие, сводчатые потолки, толстые стены, двери, окна и печушки с закруглениями верхов. Два помещения подвала и четыре комнаты второго этажа здания оформлены в характерном для того времени интерьеров боярского дома. Убранство комнат состоит из, преимущественно, подлинных предметов XVII в.

Столовая

Боярская столовая - самая большая из комнат, с окнами, обращенными на ул. Варварка. Это помещение, в котором семья собиралась для обеда. Здесь устраивались пиры, иногда носившие официальный характер, принимались гости.

В самом углу стоит стол, порядок мест за которым соблюдался согласно обычаю «местничества» - распределения служебных должностей по признаку родовитости: наиболее знатные гости садились около хозяина, менее знатные - в противоположном конце стола. Рядом со столом - небольшой столик с кумганом (умывальником) и чашей (лоханью) - принадлежности для мытья рук во время пиршества.


Shakko , CC BY-SA 4.0

В просторной столовой стоит пять кресел, которые были редкостью в русском доме XVII в. Вдоль стен и стола, расположено множество традиционных лавок. Лавки покрасуются разного вида и размера деревянные, обитые прорезным железом ларцы с изящно расписными изнутри крышками. У стены находится поставец, имеющий вид горки с уступами, на котором расставлена столовая посуда.

Также в столовой выставлены иноземные вещи, свидетельствующие о развитии торговых связей России с Востоком и Западом. Среди них - шведское паникадило, полавочники турецкого бархата, немецкая гравюра, портрет боярина Т. Стрешнева в раме (в те времена портреты только входили в обиход и их могли себе позволить лишь небольшой круг знати), шкаф с слюдяными створками, фигурным фронтоном, и украшенными росписью в виде крупных тюльпанов, нижними дверьми.

Кабинет

Смежная со столовой комната, оформлена как кабинет боярина. Окна её обращены во двор. В комнате представлена будничная обстановка домашних дел и служила для досуга главы дома. Под иконой расположен рабочий стол с письменными принадлежностями. Возле стола стоит кресло, лавка и два стула. Также в комнате стоит сундук-теремок с книгами в кожаных переплетах, глобус голландской амстердамской работы 1642 г., портрет русского дипломата XVII в. и думного дьяка И. Т. Грамотина и картина «Осада Смоленска польско-литовскими войсками в 1610 г.». Две стены комнаты обиты сукном и ещё две - золоченой фландрской кожей, считавшейся в те времена, особо изысканным украшением. Возле входной двери расположена печь из зеленых поливных изразцов, с рельефными изображениями исторических сюжетов, сказок и бытовых сцен («Александр Македонский», «Соловей-разбойник», «Борцы борются» и другие).

Спальные чуланы

Проход в другую половину дома, состоящую из двух помещений, проходит через площадку лестницы. Первое от лестничной клетки помещение оформлено в виде сеней, служившие в боярских домах и как «спальные чуланы», и как места хранения необходимых в повседневной жизни вещей. По комнате на лавках расставлены ларцы, шкатулки и коробья, в которых находятся кружева и ткани. В стенных нишах расположен кокошники (женские головные уборы) и барабан с коклюшками и сколками. Отсюда же, из сеней - вход в женскую комнату, светелку, в которой окна с трех сторон. Таковое расположение женской комнаты, за сенями, в изолированной части дома, лучше всего передает характерные особенности женского быта XVII в.

Женская комната

Единственное развлечение для женщины того времени (если, конечно же она не умела читать) было шитье, которое и заполняло досуг. Соответственно и основная обстановка интерьера светлицы - предметы, связанные с шитьем: пяльцы, в них образцы орнаментального шитья, сундук-укладка с шитьем, на стене - шитая пелена с изображением Христа во гробе (Плащаница). Помимо этого в светлице находятся зеркало со створками, «коробья» и ларец для тканей и драгоценностей, широкая лавка, крытая бархатом, на ней подголовок - ларец со скошенным верхом, который ночью ставили в изголовье постели, под подушку.

Подвал

Далее, из жилых комнат, в подвал XVI в., некогда принадлежавший боярину Никите Романовичу ведёт внутренняя лестница. В подвале стоят сундуки для денег и ценностей, тканей, одежды и обуви, железные светцы, посуда. Помимо этого - предметы, которые напоминают о военной службе боярина, который был обязан являться на войну при своем вооружении и на своем коне - холодное и огнестрельное оружие, доспехи и конский убор.

Реставрация XXI века

Герб Романовых - с изображением грифона был расположен на фасаде музея над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки.

«В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Ее предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон».


Shakko , CC BY-SA 4.0

В 2008 годe потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский, потомок сестры Николая II, финансово помог реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания.

Фотогалерея







Палаты бояр Романовых в Зарядье, Москва melanyja wrote in March 10th, 2010

Посещение палат бояр Романовых состоялось во время прогулки по Китай-городу

Каменные палаты были построены в середине XVI века на дворе Никиты Романовича Юрьева, который в 1540-х гг. женился на Варваре Дмитриевне Ховриной (ум.1555) и получил усадьбу в это время.
Никита Романович - брат первой жены царя Ивана IV Анастасии, член Боярской думы (1562), участник Казанского похода и Ливонской войны, был в составе земского правительства, участвовал в международных переговорах, заключении мира с Польшей, по завещанию Ивана Грозного один из опекунов царя Фёдора Иоанновича, однако в том же году заболел (был парализован), скончался в 1586 году в возрасте примерно 58 лет, приняв монашеский постриг с именем Нифонта.
От второго брака с княжной Евдокией Александровной Горбатовой-Шуйской (с 1555, ум. 1581) имел сына Фёдора Романова, будущего Патриарха Филарета и отца царя Михаила Романова.


После воцарения Романовых их двор был передан Знаменскому монастырю, оснванному царем Михаилом Фёдоровичем в 1629 году. в 1857 году палаты были выкуплены в казну и в них организован музей. Проект реставрации палат был подготовлен архитектором Ф.Ф. Рихтером, за образец взят Теремной дворец в Кремле. в 1858 году император Александр II присутствовал на молебне по случаю основания музея. Были найдены некоторые элементы старинной отделки, но основное оформление интерьера было выполнено мастерами XIX века - московские мастера купцов Бутенина и Челнокова, Степанова, Соловьёва, Бирклунда. Кожаные обои XVII века специально для музея были подарены бароном Смолиным. И другие частные лица и коллекционеры вносили подарки. Закупались предметы интерьера в монастырях, личные вещи царей выделены Оружейной палатой.

Музей боярского быта и династии Романовых был открыт в 1859 году, первый смотритель М.Холин. Особые торжества состоялись в 1913 году в честь трёхсотлетия династии.
с 1918 года музей в ведении Наркомпроса, с 1923 года музей открылся вновь как дом боярского быа XVII века. Из музея были изъяты личные вещи Романовых, экспозиция сократилась, отделка переделана, но появились новые вещи из частных собраний. с 1926 года на верхнем этаже устраивались тематические выставки (антирелигиозные, или "боярин-крепостник"), в 1930-е гг. экспозиция была ещё сокращена так как "эмоциональный показ культуры быта господствующего класса может быть вреден", в тоже время работа музея была направлена на привлечение иностранных туристов.
Во время войны здание использовалось сторонними организациями, только в 1951 году проведена реставрация.
В связи со строительством гостиницы Россия палаты планировалось передвинуть, но к счастью, этого не произошло. В 1984-91 гг. проведена научная реставрация с учетом работы Ф.Ф.Рихтера, которая уже была признана первым опытом научной реставрации в России. В ходе последних работ (руковоители А.Векслер. А. Успенская) были восстановлены многие детали XVI-XVII вв., из фондов Исторического музея перенесены ценные экспонаты, в том числе книги. В тоже время некоторые помещения оказались утраченными.

Экспозиция начинается с макета палат и некоторой информации о музее

Подвальное помещение с кладкой XVI века

"Белый подвал", где хранились вещи хозяев палат

поднимаемся на средний этаж

"Крестовая палата" - гостиная, интерьер воссоздан в XIX веке, но частично отделка и предметы XVII века

шкаф конца XVII века и портрет боярина Т.Н.Стрешнева, родственника Романовых

библиотека, книги, изданные в XVII веке

печные изразцы

кабинет боярина

экземпляр Соборного Уложения 1649 года

изразцы

комната "старших сыновей"

также небольшие выставки предметов быта в прихожих

На верхнем этаже комната хозяйки дома, совмещенная с детской

Светёлка - комната девушек

Предметы рукоделия и образцы средневековых тканей

Ткацкий станок

В XIX веке в музее также была опочивальня, молельня, поварня. Сейчас этих интерьеров нет, поварня законсервирована в музейной пристройке (в средневековом русском городе кухня находилась отдельно от жилых помещений).

музейный двор

во дворе надгробия XVII века времен Знаменского монастыря.

Источники:
Г.К.Шуцкая. Е.А.Трегубова. Старый дом на Варварке. Москва, ГИМ, 2007
Биография Никиты Юрьева

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

На Руси богатые царские и боярские хоромы называли палатами, и это название прижилось на долгие времена и прочно закрепилось в XVI в. не только за царскими покоями, но и за производственными царскими мастерскими.

В Теремном царском дворце навечно остались названия: Грановитая палата и Золотая палата, да и небольшие царские теремные комнаты зачастую, судя по летописным материалам, называли государевыми палатами.

Эти уникальные древнерусские постройки чудом пережили века и сохранились до наших дней, т. е. до III тысячелетия.

В Грановитой палате во времена Ивана IV происходили приемы иностранных послов.

При Иване Грозном был учрежден особый посольский церемониал, который с незначительными изменениями просуществовал в России до конца XVII в. Английский посланник Ченслер писал об этом церемониале следующее: «…царь сидел на возвышенном троне в золотой диадеме и богатейшей порфире, горевшей золотом. В правой руке у него был золотой скипетр, осыпанный драгоценными камнями. Царя окружали вельможи в богатейших одеждах… Подобный блеск великолепия мог ослепить кого угодно».

Посол германского императора Ганс Кобенцель, посетивший Москву в 1576 г., дает яркое описание роскошной одежды русского царя: «…была на нем царская мантия и диадема… которая не может сравниться с коронами королей… испанского и французского или же великого герцога Тосканского… и даже корона самого цезаря и корона венгерского и богемского не могут сравниться с нею…»

Рядом с Грановитой палатой сохранилась еще одна древняя дворцовая палата.

Впервые она упомянута в документах в конце XVI в. и названа Золотой палатой царицы Ирины - жены царя Федора Иоанновича. Она не так величественна и просторна, как Грановитая палата: и площадь ее меньше, и потолки ниже.

Золотая царицына палата еще в конце XVI в. была украшена великолепной сюжетной живописью. Первое описание интерьера палаты дал епископ Арсений в 1589 г. Цветные изображения по золоту на стенах чудесно сияли, бесчисленные драгоценные камни в окладах икон вспыхивали тысячами цветных искр, а под ногами гостей переливался тканный шелком и золотом огромный персидский ковер. На подоконниках, в нишах стен на поставцах отливали серебром бесчисленные фигурные сосуды.

К Золотой палате вплотную примыкает Жилицкая палата - проходные сени. Палата в старину служила помещением дворцовой стражи из дворян младшего разряда, так называемых жильцов, потому и получила название Жилицкой.

Старинный каменный портал и резной наличник окна XVII в. выходят во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.

Вне Большого дворца стоят по сей день Патриаршие палаты.

В 1589 г. в связи с учреждением патриаршества на Руси двор митрополита с его палатами становится двором патриарха, в котором была возведена лишь надвратная церковь во имя Трех святителей московских.

В 1643 г. патриарх Иосиф значительно обновил Патриарший двор, где заново был выстроен целый корпус с палатами: Золотой, Крестовой (ныне Мироварная), келейной и казенной. Но уже в 1655 г. патриарх Никон строит Патриаршие палаты. Дом имеет оригинальную конструкцию в отношении количества этажей: в одних частях он имеет четыре этажа, в других - три или даже два. Здесь помещалась также Патриаршая Синодальная библиотека, основанная при перенесении митрополии в Москву, т. е. в XIV в. В библиотеке было собрано немало древних книг и рукописей на греческом и славянском языках. *

Вне дворца стоит и Оружейная палата.

Большая казна - как в старину называлась Оружейная палата - хранила в себе с давних пор много сокровищ, принадлежавших русским князьям и царям. Двор царей славился богатствами, как наследственными, так и приобретаемыми при покорении различных областей. И хотя немало предметов и ценностей исчезло при пожарах и нашествиях неприятеля, казна увеличивалась за счет поступления подарков от иностранных государей.

Драгоценные вещи уже не могли разместить в Большой казне, и они хранились в Бронном и Конюшенном приказах и в Запасном дворце.

При Петре I управление Оружейной палатой было подчинено Сенату. При Александре I в 1806 г. для этой палаты архитектором Его-товым было возведено особое здание, но оно было без печей, где ценнейшим экспонатам не могла быть обеспечена должная сохранность. В 1849 г. император Николай I повелел возвести новое здание. Построил здание Оружейной палаты архитектор Бове в очень сжатые сроки, и уже с 1851 г. палата стала государственным музеем - хранили - щем.

Это единственный в своем роде музей, богатый редчайшими предметами не только древнерусского, но и западного и восточного искусства. В музее на протяжении веков хранились царские регалии, которыми короновались все русские цари и императоры на протяжении трех столетий.

Название «Палата» со времен Средневековья прочно закрепилось не только за царскими покоями, но и за царскими производственными мастерскими.

Существовали Золотая и Серебряная палаты, где искусные мастера изготовляли редчайшие предметы для царского обихода.

Одна из кремлевских мастерских называлась Постельной палатой, и находилась она в женской половине Теремного дворца под хоромами царицы.

В ее ведении было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для членов царской семьи: шуб, кафтанов, зипунов, шапок, сапог и т. д.

Кроме того, в светлице Царицыной мастерской и палатах работало около 100 искусных мастериц, золотошвеек и белошвей.

Они плели роскошник кружева, расшивали одежды царские золотом и серебром, а также жемчужным низаньем.

Итак, с конца XIV в. Оружейная палата становится сокровищницей московских князей и цариц. Упоминалась она в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и многих других царей…

Из каменных сооружений в Кремле вне дворца было построено здание Посольской палаты в 1565 г., однако Посольская палата неоднократно перестраивалась и в XVII в. была перенесена на улицу Варварку - это единственное древнее здание «министерства» иностранных дел, сохранившееся до наших дней.

Был в старину в Кремле Сытной двор, который размещался в под-клете Теремного дворца. Палаты, в него входившие, имели очень образные названия: Клюшная, Казенная, Водочная, Свечная, Воскобойная, Медвенная, Сытная, где «збитень сбавили», заливали яблоки патокой, солили и мочили овощи, фрукты, готовили варенья и соленья…

Здесь размещались огромные глубокие погреба «питейные», походные, с «мартовскими пивами». Над Сытной палатой, как мы уже говорили, размещались Царицыны мастерские. Под мастерскими располагались покои царской семьи. В одной из дальних комнат на этом же этаже в XVII в. была устроена личная баня царя - мыленка. Вода в мыленку подавалась водоподъемной машиной, установленной в ближайшей к Москве-реке башне Кремля, которая с тех давних пор называется Водовзводной.

Таким образом, к началу XVII в. Кремль был значительно застроен палатами царскими и казенными.

К ним нужно еще причислить немалое количество каменных боярских и святительских палат, сооружавшихся беспрерывно в течение XVI в. и особенно усиленно к концу его, внося в строительную практику все новые и новые мотивы.

Небезынтересно отметить, что все царские палаты помещались на подклетах и соединялись друг с другом посредством открытых переходов - террас с открытыми лестницами у каждой, выходящими на Соборную площадь.

Царь имел возможность, минуя площадь Соборную, пройти из Теремного дворца в церковь Ризоположения и на двор патриарха, был проход и из дворца в Благовещенский собор.

Все эти палаты царские представляли собой единый великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси.

Из книги Европа в эпоху империализма 1871-1919 гг. автора Тарле Евгений Викторович

4. Реформа палаты лордов В палате лордов числилось в 1909 г., когда возник этот жестокий конфликт с правительством, 606 членов, из них меньше 90 было на стороне либерального кабинета, остальные же - консерваторы. Притом среди консерваторов была обильнее всего представлена

Из книги Испанская инквизиция автора Холт Виктория

7. Жертвы Святой палаты Людей, заподозренных в ереси, доставляли в особую камеру в здании инквизиции. Здание это официально именовалось «Каза Санта», т. е. Святая палата.Для осуждения их достаточно было двух свидетельств, если только они не слишком противоречили друг

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Армия Александра Великого автора Секунда Ник

«Царские дети» Еще во времена Филиппа детей македонской знати отсылали ко двору царя и делали «царскими детьми» (basilikoi paides). При дворе эти подростки продолжали свое образование, служа в то же время заложниками верности своих родственников. Если кого-то из македонцев

Из книги Зелье для государя. Английский шпионаж в России XVI столетия автора Таймасова Людмила Юлиановна

Царские лекари Практика приглашения иностранных докторов на службу при великокняжеском дворе была введена в годы правления Ивана III. Летописи сообщают о немце Антоне и венецианском еврее Леоне. Великий князь Василий III доверял свое здоровье приехавшему из Рима Николаю

автора Олмстед Альберт

Царские архивы К нашему удивлению, ни одна табличка из архивов Персеполя не написана персидской клинописью, используемой при составлении царских надписей. Из этого необычного факта мы можем сделать вывод лишь о том, что персидская письменность была искусственной.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Царские надписи В Сузах было закончено строительство великолепной ападаны. Теперь Дарий предложил построить в своей новой столице еще одну ападану, на этот раз в более долговечном камне, который позволит в большей степени развить настоящее персидское искусство. На

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Царские гробницы С Персеполем тесно связан Накш-и Рустам - местность, древнеперсидское название которой неизвестно. Здесь, в скале, на расстоянии 9 км от Персеполя, высечены гробницы четырех царей из династии Ахеменидов. Если стоять лицом к скале, они располагаются слева

Из книги Египет Рамсесов автора Монтэ Пьер

V. Царские награды Один придворный так определил фараона: «Он тот, кто умножает добро, кто умеет дарить. Он бог, царь богов. Он знает всех, кто его знает. Он вознаграждает тех, кто ему служит. Он защищает своих сторонников. Это Ра, чье видимое тело – солнечный диск и который

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Свадебные палаты Наименование объекта. Второй Зимний дворец Петра I.Маршрут следования. По набережной Зимней канавки пройти в сторону Невы.Остановка у объекта. Остановиться посередине набережной.Элементы показа. Показать боковой фасад дома № 33 со стороны Зимней

Из книги Гоголь в Москве автора Молева Нина Михайловна

Палаты на Мамстрюковой улице Мамстрюк – народное имя первого начальника опричнины, брата второй жены Ивана Грозного, «из черкас девицы» Марьи Темрюковны. Один из старейших московских боярских дворов, сохранившийся до наших дней в первоначальных параметрах и основных

Из книги Сокровища и реликвии эпохи Романовых автора Николаев Николай Николаевич

3. Сокровища Оружейной палаты Оружейная палата Московского Кремля - старейший музей нашей страны. Она находится недалеко от Боровицких ворот, на месте бывших Житного и Конюшенного дворов. Создание Оружейной палаты как сокровищницы московских великих князей

Из книги Повседневная жизнь московских государей в XVII веке автора Черная Людмила Алексеевна

«Видеть царские очи» Одной из основополагающих частей государева чина были приемы иноземных посольств. Олицетворяя собой державу, государь встречался с представителями других властителей. Тут уж ударить лицом в грязь было никак нельзя. Мельчайшие детали должны были

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

П. П. Потёмкин «Он был прокурор из палаты…» Он был прокурор из палаты, Она же - родная печать. Она о свободе мечтала, А он - как бы крестик поймать. И с горя она побледнела, Померкнул сатиры задор… И грезится ей беспрестанно: «Сто третья», арест,

Из книги Святая Русь автора Тальберг Николай Дмитриевич

Царские палаты в Москве День тезоименитства царя Иоанна Васильевича Грозного. Приглашен к столу чтимый царем и митрополитом Макарием Василий Блаженный, Христа ради юродивый. Потчуют его питием, а он содержимое чаши трижды выплескивает в окно, вызывая этим гнев Грозного.

ПАЛАТА

ПАЛАТА

ПАЛА́ТА

1. только мн . Дворец, великолепное здание, первонач., встарину, каменное (устар.). «Все в том острове богаты, изоб нет, везде палаты.» Пушкин . Боярские палаты. «Великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве…» Грибоедов . «От трудов праведных не нажить палат каменных.» Поговорка .

2. Большое помещение, роскошно отделанное или предназначенное для каких–н. специальных целей (устар.). Оружейная палата. Грановитая палата . «Царь Салтан сидит в палате на престоле и в венце.» Пушкин .

3. Комната, где лежат больные в лечебных заведениях.

4. Название высших законодательных учреждений, из к–рых состоит Верховный Совет СССР (нов.). «Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.» Конституция СССР . «Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.» Конституция СССР .

5. Название представительных учреждений в ряде буржуазных стран (полит.). Нижняя палата (собрание представителей, являющееся первой законодательной инстанцией в этих странах; парламент). Верхняя палата (сословно–представительное собрание, высшая законодательная инстанция по отношению к нижней палате). Нижняя и верхняя палаты в буржуазных странах не равноправны. Палата депутатов (нижняя палата Франции). Палата общин (нижняя палата Англии). Палата лордов (верхняя палата Англии).

6. Название нек–рых государственных учреждений (офиц. и истор.). Палата мер и весов. Книжная палата (учреждение, ведущее библиографию печатной продукции). Торговая палата. Каженная палата (см. казенный). Судебная палата (учреждение, бывшее высшей судебной инстанцией для окружных судов; дореволюц.).


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ПАЛАТА" в других словарях:

    Палата старорусское слово, для обозначения дома или дворца. Происходит из латыни, родственное украинскому палац, французскому палас (palace) или пале (palais), английскому пэлэс (palace). Во времена Русского царства, словом палата стали… … Википедия

    - (от лат. palatium дворец). 1) великолепное здание. 2) название некоторых присутственных мест в России. 3) во Франции и Англии: часть парламента. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛАТА 1)… … Словарь иностранных слов русского языка

    И полата жен. или мн. палаты, дворец, великолепное жилое здание государя, вельможи, особ. каменное. | твер., вят. каменный дом, а деревянные хоромы. | Палата, здание, перенесено у нас на присутственное место, особ. судебное, как встарь изба:… … Толковый словарь Даля

    См. дом, парламент, суд, чертог палаты, ума палата... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палата дом, парламент, суд, чертог; лагтинг, ландстинг, светелка, психпалата, покой,… … Словарь синонимов

    В конституционном праве название представительных органов государственной власти или отдельных их составных частей. См. также Двухпалатная система, Однопалатная система. В других отраслях права, а также в международном праве П. могут также… … Юридический словарь

    Жанр Драма … Википедия

    Палата - (от лат. palatium дворец; англ. chamber) 1) в конституционном праве структурная часть парламента или иного высшего представительного (законодательного) органа гос ной власти: П. Федерального Собрания парламента РФ … Энциклопедия права

    В праве, 1) название представительных органов или их составных частей.2) Название некоторых государственных или общественных организаций и учреждений (напр., Торгово промышленная палата, Книжная палата).3) В Российской империи судебная палата… …

    ПАЛАТА, ы, жен. 1. Большое богатое здание, помещение (устар.). Каменные палаты. 2. Отдельная комната в больнице, лечебном стационаре. Ума палата у кого (разг.) очень умён. | прил. палатный, ая, ое. П. врач. II. ПАЛАТА, ы, жен. 1. Название… … Толковый словарь Ожегова

    1) в средневековой русской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним поддерживающим своды столпом (Грановитая палата).2) Дворцовое учреждение, размещавшееся, как правило, в подобных залах (Оружейная палата) … Большой Энциклопедический словарь