Основные этапы европейской интеграции. §9. Европейская интеграция

Европейский Союз (далее - ЕС) - уникальное международное образование: он сочетает признаки международной организации и государства, однако формально не является ни тем, ни другим. Союз не является субъектом международного публичного права, однако имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них немалую роль.

ЕС - это не межгосударственное объединение, базирующееся на нормах международного прав. Система европейских интеграционных институтов имеет совершенно иную политическую, экономическую и юридическую природу. В её основе лежит принцип наднациональности, т. е. передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам и органам. ЕС - это, прежде всего, общее право, общие институты и общая политика.

Идея создания единой Европы имеет многовековую историю. Мысль о единстве Европы формировалась в течении тысячелетий, однако только Вторая мировая война и ее разрушительные последствия создали реальную основу для европейской интеграции. Для стран, потерпевших поражение в войне, насущной потребностью являлось восстановление собственных политических позиций и международного авторитета. В связи с началом холодной войны, сплочение рассматривалось и как важный шаг в сдерживании советского влияния в Западной Европе.

К окончанию Второй мировой войны сформировались два принципиальных подхода к европейской интеграции: федералистский и конфедеративный. Сторонники первого пути стремились к построению наднациональной Европейской федерации или Соединенных Штатов Европы. Второй подход предусматривал ограниченную интеграцию, основанную на принципах межгосударственного согласия, с сохранением суверенитета стран-участниц. Для сторонников этого подхода процесс объединения сводился к тесному экономическому и политическому союзу при сохранении своих правительств, органов власти и вооруженных сил. Весь ход европейской интеграции представляет собой постоянную борьбу этих двух концепций.

В 1948 г. Франция, Великобритания и страны Бенилюкса учреждают Западноевропейский союз, направленный преимущественно против угрозы со стороны Германии. Годом позже, по инициативе Соединённых Штатов, избирается принципиально иной путь решения безопасности Западной Европы, суть которого не изолировать Германию, а вовлечь её в общее достаточно большое объединение - Организацию Северо-Атлантического договора (НАТО - 1949 г.), в состав которой включается и Западная Германия. Таким образом, почти одновременно были созданы общеевропейские организации в политической, экономической и оборонной областях.

2.Характеристика основных учредительных договоров Европейского союза.

Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Его участниками стали шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Он был подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. Европейское объединение угля и стали - это первое интеграционное объединение в Европе, положившее начало процессу европейской интеграции и созданию ЕС.

Примерно треть всех статей Договора была посвящена практическим проблемам коллективного управления сталелитейной и угольной промышленностью - финансам, инвестициям, производству, ценам, внутриотраслевым соглашениям и концентрации, регулированию условий конкуренции, заработной плате и мобильности рабочей силы, транспорту, торговой политике.

На первый взгляд Объединение ставило перед собой сравнительно узкие цели, решало специальный круг задач и проблем, связанных с развитием сталелитейной и угольной промышленности. В то же время ЕОУС было своеобразным экспериментом, в ходе которого проходили практическую проверку важнейшие теоретические построения и, прежде всего, решалась задача соотношения наднационального и межнационального в западноевропейской интеграции. Ради достижения поставленных целей государства-члены пошли на радикальный шаг - ограничение своего суверенитета, передачу властных полномочий наднациональным органам.

ЕОУС был наделён статусом юридического лица, за ним была признана международная правоспособность. Для управления Объединением создавалась система институтов, основная схема которой была впоследствии воспринята Европейским экономическим сообществом (ЕЭС). Она включала Высший руководящий орган, Общую ассамблею (будущий Европейский парламент), Специальный Совет министров (Совет) и Суд.

Европейское объединение угля и стали 23 июня 2002 г. прекратило своё существование в связи с истечением Договора о его создании, заключённого на 50 лет и не продлевавшегося сторонами, так как темпы развития Европейских сообществ сделали существование ЕОУС неактуальным. В этот день в Брюсселе был торжественно спущен флаг ЕОУС.

Убедившись на примере ЕОУС в реальности экономической интеграции, её архитекторы пришли к выводу о необходимости расширения интеграции на другие сферы экономики. В результате 25 марта 1957 г. в Риме были подписаны ещё два договора - Договор о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), которые по месту подписания получили наименование Римских договоров.

Особенно большое значение имел Договор о создании Европейского экономического сообщества, в котором сформулированы фундаментальные основы интеграционного объединения, определены условия и порядок его функционирования, закреплены важнейшие достижения в области экономического, социального и правового развития. Если Договоры о ЕОУС и Евратоме содержали положения, предназначенные для сравнительно узких сфер сотрудничества государств, то Римский договор о создании Европейского экономического сообщества имел универсальный характер. Он заложил основы нового правопорядка, начала правовой системы, регулирующей взаимоотношения её субъектов как внутри этих объединений, так и отношения сообществ с внешним миром.

В Римском договоре о Европейском экономическом сообществе подчёркивались его сугубо экономические цели. Концептуально он представлял собой последовательную программу экономической интеграции. Первым шагом на этом пути должно было стать создание таможенного союза, который был сформирован досрочно - к середине 1968 г. Государства-члены ЕЭС договорились об установлении общего внешнего таможенного тарифа и передаче Сообществу полномочий на осуществление общей торговой политики ЕЭС.

В этот период развёртывается создание «общего рынка» (свобода движения товаров, лиц, услуг и капиталов), складываются и утверждаются основные принципы европейского права, начинает функционировать система судебного контроля над его применением и соблюдением. В ходе данного второго этапа вырабатываются нормативные положения, обеспечившие создание и функционирование единой системы институтов, юридически оформляется новая система финансового обеспечения сообществ. В этот же период происходит существенное увеличение числа членов европейских сообществ, что, естественно, влечёт и расширение сферы применения европейского права.

Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 12 - 15 лет.

Очередной этап наступил с подписанием Единого европейского акта (ЕЕА), который вступил в силу в 1987 г.

В результате произошло заметное расширение сферы ведения европейских сообществ, были внесены изменения в их институциональную структуру и намечены основные контуры развития сотрудничества государств-членов в области внешней политики и безопасности. Единый европейский акт явился решительным шагом к созданию правовой основы для перехода к новому, более высокому уровню сотрудничества государств - учреждению Европейского союза.

Единый европейский акт раздвинул рамки интеграционного процесса, который был распространён на такие новые области, как валютная политика, оказание помощи менее развитым странам и регионам ЕС, охрана окружающей среды, а также координация внешней политики государств-членов при помощи Секретариата политического сотрудничества, неофициально действовавшего в аппарате Комиссии ЕС с 1970 г.

Последующий этап связан с подписанием 27 февраля 1992 г. и введением в действие 1 ноября 1993 г. Договора о Европейском союзе. По месту подписания в голландском городе Маастрихт его ещё именуют Маастрихтским договором.

В Маастрихтском договоре были сформулированы следующие основные цели:

    создание экономического и валютного союза;

    формирование общей социальной политики;

    преобразование Европейского экономического сообщества в Европейское сообщество с расширением круга его компетенции;

    дополнение наднационального экономического интеграционного строительства сотрудничеством в области внешней политики и безопасности, а также в области юстиции и внутренних дел.

Маастрихтский договор предусмотрел необходимость дальнейшего уточнения параметров Союза, порядка его функционирования и взаимодействия государств-членов с институтами ЕС в новых областях. В развитие этих постановлений была созвана Межправительственная конференция, которая в сравнительно короткие сроки подготовила новый учредительный договор, внесший изменения в Договор о Европейском союзе. Этот новый Договор был подписан 2 октября 1997 г. в Амстердаме и вступил в силу 1 мая 1999 г. По месту своего подписания он получил наименование Амстердамского договора. Данным Договором была расширена сфера действия права ЕС.

Амстердамский договор установил неоспоримую обязанность всех государств-членов строго соблюдать и охранять основные права человека. Институты Союза, согласно Договору, обязаны вести борьбу с подобными нарушениями. Пострадавшие от них граждане имеют право на юридическую защиту со стороны Суда ЕС.

Новшеством по Договору явилось введение поста Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.

Если Маастрихтский договор 1992 г. учредил на основе сообществ новую организацию - Европейский союз, то Амстердамский договор 1997 г. осуществил серьёзную реформу её правовых устоев, направленную на повышение эффективности и демократичности Союза и сообществ.

Решение о создании специальной комиссии для разработки Европейской хартии было принято на внеочередном саммите Европейского союза в Тампере (Финляндия) 15-16 октября 1999 г. Её базой должны были стать все международные документы о защите прав человека. Главы государств и правительств подчеркнули в ходе Европейского совета, что Хартия станет «философской и политической основой» создания «европейского пространства свободы, безопасности и законности».

Главной чертой и отличием этого документа было то, что Хартия имела целью защитить человека от произвола надгосударственных институтов Европейского союза, в то время как прежние международные декларации, хартии, международные договоры правозащитного характера и соответствующие разделы в национальных конституциях принимались с целью защитить личность от злоупотреблений государственной власти.

Наиболее важной отличительной чертой Хартии является её универсальный характер. Она закрепляет все три группы основных прав и свобод как личные (гражданские) и политические, так и права социально-экономические и культурные.

Составители Хартии нарушили традицию проведения различия, с одной стороны, между гражданскими и политическими правами, с другой - экономическими и социальными правами. В структуре Хартии все права распределяются вокруг нескольких главных принципов: человеческое достоинство, основные свободы, равенство, солидарность, гражданство и правосудие.

Хартия вступила в силу 18 декабря 2000 г. Хартия защищает права не только граждан Европейского союза, но и наделяет отдельными правами любое физическое лицо, находящееся на территории Союза независимо от гражданства и места жительства. В качестве таких прав выступает большинство личных, а также социально-экономических прав. Отдельными правами Хартия наделяет не только физические, но и юридические лица.

Непосредственными адресатами обязанностей по Хартии являются институты и органы Союза. Национальные органы также связаны признанными Европейским союзом основными правами.

Основным недостатком новой Хартии является то, что она не имеет юридически обязательной силы.

Стремясь продолжить начатый Амстердамским договором процесс подготовки институтов Союза к функционированию в расширенном составе, государства-члены 11 декабря 2000 г. одобрили Ниццский договор, который вступил в силу после завершения его ратификации в странах-участницах.

Ниццский договор не учреждает новых организаций. По своему содержанию он представляет собой комплекс поправок в учредительные договоры европейских сообществ и Европейского союза и призван углубить интеграцию внутри Союза и усовершенствовать её правовые основы.

Ниццкий договор, лейтмотивом которого являлась подготовка ЕС к расширению, обозначил число стран-кандидатов (13) на вступление в ЕС и определил время проведения конференции, в ходе которой должны быть выработаны и утверждены условия и приблизительная дата присоединения новых членов.

Такая конференция была собрана в 2003 г., результатом которой явился новый Афинский договор от 1 февраля 2003 г. между странами ЕС и кандидатами на вступление (10 стран), ставшими полноправными членами ЕС 1 мая 2004 г.

Важнейшей частью Афинского договора является Акт относительно условий присоединения и изменений договоров, на которых основывается ЕС. Данный акт в ст. 1 подразделяет стороны Договора на существующие государства-члены Союза и новые государства-члены ЕС. В соответствии с ним, 10 новых стран присоединяются ко всем учредительным договорам ЕС и признают действующими на своей территории все акты, принятые в ЕС, в т.ч. Договор о Евросоюзе (ст. 49) и «Копенгагенские критерии» (сформулированы на саммите ЕС в Копенгагене в 1993 г.), где установлены условия принятия в ЕС.

Европе́йская интегра́ция - это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе . Европейская интеграция преимущественно осуществляется посредством Европейского Союза и Совета Европы.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance).Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.



Идея единой Европы занимала мыслиевропейских политиков уже долгое время и только во второй половине ХХ в.она нашла свое практическое воплощение. Интеграцияне может быть порождением одной политической воли, для ее развития необходимыопределенные предпосылки.

Таб.: Предпосылкисоздание единой Европы

Европейская интеграция является нагляднымпримером вертикальной интеграции, которая имеет несколько аспектов: экономический,политический, военный. Она активно развивается с начала 50-х годов. Ееначало положила реализация плана Маршалла. В апреле 1948 г. созданоОрганизацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЕС), которая в сентябре1950 была дополнена Европейским платежным союзом (ЕПС), который в1961 заменила Организация экономического сотрудничества и развития(ОЭСР).

Переход от простого международногоевропейского сотрудничества к настоящему наднационального сообществаначался 9 мая 1950, когда Роберт Шуман выступил с инициативой,обнародовав план разработан Жаном Монне по созданию отраслевого объединенияшести стран (Франции, ФРГ, Италии и стран Бенилюкса), Европейское объединениеугля и стали (ЕОУС). Новизной этого объединения было создание европейскогооргана управления независимого от правительств стран.

Следующим шагом стало создание 25Март 1957 Европейского Экономического Сообщества ("Совместныйрынок ") и Европейского сообщества по атомной энергетике (ЕСАЕ), или"Евроатом".

Римский договор 1957 г.

Преисполненныерешимости заложить основы более тесного союза между европейскими государствами;

Преисполненныерешимости обеспечить совместными действиями экономический и социальный прогресс своихстран путем устранения барьеров, разделяющих Европу;

Ставяосновной целью своих усилий постоянное улучшение условий жизни и труда своихнародов.

Признавая,что устранение существующих препятствий, требует необходимость согласованных усилий с цельюгарантировать стабильность экономического роста, равноправное торговлю и честнуюконкуренцию;

Обеспокоенные укреплениемсоюза экономик и обеспечением их гармоничного развития при сокращении разрывамежду различными регионами и отставанием стран, находящихся в худшем положении;

Желаясодействовать с помощью общей торговли политике постепенного снятия ограничений намеждународной торговле;

Желаяподтвердить солидарность, которая объединяет Европу и страны других континентов, и,Желая обеспечить развитие их процветание в соответствии с Уставом ООН;

Преисполненныерешимости укрепить путем реализации указанного комплекса, мир и свободу и,призывая другие народы Европы, которые разделяют эти идеалы, присоединиться к этимусилий;

Решили создать Европейское экономическое сообщество.

Цель ЕЭС - Способствовать развитию национальных экономик и защищать Европу отзасилье американского капитала. Условиями вступления в ЕЭС является ликвидация убыточныхпредприятий и государственных дотаций. Страны-участницы совместно разрабатывают экономическуюполитику, межгосударственные проекты, таможенные тарифы, регулирующие финансовую систему,налаживают систему международной специализации с целью обеспечениярентабельности производства, создают единый рынок труда.

Во второй половине 60-х годовпроисходит объединение структур ЕОУС, ЕЭС, Евроатома с целью создания единыхорганов (Совета, Комиссий, Суда и др.). В 1968 г. формируется единый таможенный союз.

Дальнейшееразвитие ЕЭС идет путем углубления экономической и политической интеграции(Маастрихтские соглашения о создании Европейского Сообщества, 1992 г.).

Процесс становления ЕЭС был длительными сопровождался кризисными явлениями, вызванными структурными изменениями вэкономиках стран, процессом наработки системы интеграции.

Было немало и противников ЕЭС. Так,в 1960 г. в противовес "Общему рынку" Великобритания образовалаЕвропейскую ассоциацию свободной торговли, в которую вошли Великобритания, Швеция,Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия, Португалия.

В 60-е годы между ЕЭС и ЕАСТ разгорелась острая конкурентная борьба. В этой борьбе ЕЭС получилоубедительную победу: за десять лет (1960-1970) судьба ЕЭС в мировомпроизводстве выросла с 26% до 32%, в то время, как судьба ЕАСТ уменьшилась с 16,5% до15%. В результате этого ЕАСТ распалась, а ее члены один за другим сталипереходить в ЕЭС, и первой из них была сама Великобритания.

В 70-е годы в ЕЭС вступили Великобритания, Дания, Ирландия. В 80-е - Греция, Испания, Португалия.

Переход от конфронтации ксотрудничества государств мира, завершение "холодной войны" (вторая половина80-х - 90-е годы), дал новый импульс интеграционным процессам в Европе.Они развивались в двух направлениях: углубление интеграционных процессов ирасширения ЕС (привлечение новых членов за счет стран Центральной, Северной,Восточной Европы.

В 1987 г. члены ЕЭС ввели в действие"Единый европейский акт", по которому ликвидировали существующие препятствия вэкономическом сотрудничестве, создали единую налоговую систему, отменилиразличия в своих законодательствах. Кроме того, страны ЕЭС в мае 1992 г.заключили соглашение с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ) об образованииЕвропейского экономического пространства (ЕЭП). Здесь свободно передвигаются капиталы,товары, услуги и рабочая сила. 6 февраля 1992 в г. Маастрихте(Нидерланды) страны-члены ЕЭС подписали соглашения, по которым с 1 января 1993началось функционирование единого рынка. Тогда же вступил в силу договор оЕвропейский Союз (ЕС), на основе которого в 1999 г. завершилось созданиеединого валютного пространства - вместо национальных валют введена единая"Европейскую валютную единицу" - "евро". Сообществопланирует разработать общую оборонную политику и ввести единое европейскоегражданство. Следовательно, должно образоваться Европейский дом, которым будут руководитьЕвропейский совет, Совет ЕС, Европейская комиссия, Европарламент, Евросуд.

Введение……………………………………………………………………3

1. Экономическая интеграция европейских стран………………………3

2. Политическая интеграция в ЕС………………………………………..10

3. Отношения между Европейским Союзом и Россией………………..11

Заключение………………………………………………………………..15

Список использованной литературы…………………………………….16

Введение

Экономическая интеграция, является исторически сложившейся общностью, которая складывалась на протяжении многих лет. Она представляет собой широкое межгосударственное объединение, которое обладает своей организационной структурой. Между участниками интеграции осуществляется более глубокое разделение труда, ведется интенсивный обмен товарами, услугами, капиталами, рабочей силой. Идея о тесной взаимосвязи между странами находила свое политическое выражение еще в древних странах.

Идеи интеграции и кооперации, создание единого экономического пространства, восстановление и развитие сотрудничества между странами - традиционными партнерами, стали первоочередными в государствах СНГ. И это закономерно. Ибо интеграционные процессы в экономике - это веление времени.

1. Экономическая интеграция европейских стран.

Интеграция (от лат. integrum - целое ; лат. integratio - восстановление, восполнение) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение. Объединение каких-либо элементов (частей) в целое. Процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Экономическая интеграция - процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств, ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Типы интеграции и признаки:

Тип ин­те­гра­ции При­зна­ки
Зо­на сво­бод­ной тор­гов­ли Фор­ма со­гла­ше­ния, ко­гда уча­ст­ни­ки до­го­ва­ри­ва­ют­ся о сня­тии та­мо­жен­ных та­ри­фов и квот в от­но­ше­нии друг дру­га. При этом к треть­им стра­нам - у ка­ж­до­го своя по­ли­ти­ка. При­ме­ры: НАФ­ТА, ЕЭС.
Та­мо­жен­ный со­юз

Еди­ная та­мо­жен­ная по­ли­ти­ка по от­но­ше­нию к треть­им стра­нам. Од­на­ко воз­ни­ка­ют и бо­лее серь­ез­ные внут­рен­ние про­ти­во­ре­чия.

При­ме­ром мо­жет слу­жить ЕЭС.

Об­щий ры­нок Пол­ное уст­ра­не­ние пре­пят­ст­вий для пе­ре­ме­ще­ний всех фак­то­ров про­из­вод­ст­ва ме­ж­ду стра­на­ми-уча­ст­ни­ца­ми. В про­цес­се ре­ше­ния на­хо­дят­ся та­кие во­про­сы, как: пол­ное со­гла­со­ва­ние эко­но­ми­че­ской по­ли­ти­ки и т.д., вы­рав­ни­ва­ние эко­но­ми­че­ских по­ка­за­те­лей.
Эко­но­ми­че­ский со­юз Воз­ни­ка­ет на эта­пе вы­со­ко­го эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия. Про­во­дит­ся со­гла­со­ван­ная (или да­же еди­ная) эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и на этой ос­но­ве идет сня­тие всех пре­пят­ст­вий. Соз­да­ют­ся меж­го­су­дар­ст­вен­ные (над­го­су­дар­ст­вен­ные) ор­га­ны. Идут круп­ные эко­но­ми­че­ские пре­об­ра­зо­ва­ния во всех стра­нах-уча­ст­ни­цах.
Ва­лют­ный со­юз

Фор­ма эко­но­ми­че­ско­го сою­за и од­но­вре­мен­но круп­ная со­став­ляю­щая эко­но­ми­че­ско­го сою­за. Ха­рак­тер­ны­ми чер­та­ми ва­лют­но­го сою­за яв­ля­ют­ся:

1. со­гла­со­ван­ное (со­вме­ст­ное) пла­ва­ние на­цио­наль­ных ва­лют;

2. ус­та­нов­ле­ние по со­гла­ше­нию фик­си­ро­ван­ных ва­лют­ных кур­сов, ко­то­рые це­ле­на­прав­лен­но под­дер­жи­ва­ют­ся Цен­тро­бан­ка­ми стран-уча­ст­ниц;

3. соз­да­ние еди­ной ре­гио­наль­ной ва­лю­ты;

4. фор­ми­ро­ва­ние еди­но­го ре­гио­наль­но­го бан­ка, яв­ляю­ще­го­ся эмис­си­он­ным цен­тром этой ме­ж­ду­на­род­ной ва­лют­ной еди­ни­цы.

В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах под ва­лют­ным сою­зом по­ни­ма­ют кли­рин­го­вые со­гла­ше­ния.

Пол­ная эко­но­ми­че­ская ин­те­гра­ция

Еди­ная эко­но­ми­че­ская по­ли­ти­ка и, как след­ст­вие, уни­фи­ка­ция за­ко­но­да­тель­ной ба­зы.

Ус­ло­вия:

· об­щая на­ло­го­вая сис­те­ма;

· на­ли­чие еди­ных стан­дар­тов;

· еди­ное тру­до­вое за­ко­но­да­тель­ст­во;

Европейская интеграция - это процесс взаимодействия между социальными и политическими институтами государств Европы, стимулирующий создание новой политической системы (Европейский союз). Процесс европейской интеграции рассматривается как эффективный способ избежать войны между государствами Европы и стал ответом на военные потрясения XX века.

В политической науке существует несколько подходов к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммуникативный подходы.

Сторонники межправительственного подхода отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам. Результатом их взаимодействия на межправительственном уровне является особая окружающая среда, которая влияет на появление общих институтов. В рамках институционального подхода (Эрнст Хаас) европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений (governance). Коммуникативный подход трактует европейскую интеграцию как процесс создания социальных общностей посредством эффективного взаимодействия между их членами в различных областях. В результате чего формируется сообщество безопасности, в котором политические факторы ориентированы на создание нового политического центра. Этот политический центр и должен будет координировать работу участников.

Причины интеграции

1. Углубление международного разделения труда, интернационализация производства и капитала требует перехода от простого обмена товарами к устойчивой масштабной международной торговле товарами и услугами, далее → к интернациональному перемещению капиталов и созданию новых производств → к тесной производственной и научно-технической кооперации → к совместному ведению производства и управлению.

2. Важной причиной интеграции является научно-технический прогресс, что требует значительных ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, обширных рынков, совместной работы отдельных стран в научно-технической области.

3. Одной из основных причин интеграции стало развитие крупных монополий, впоследствии ТНК. Капитал гигантских монополий с помощью интеграции стремится завоевать новые рынки сбыта, рынки сырья, максимально увеличить свои прибыли, опираясь при этом на поддержку государственной власти.

4. Немаловажной причиной интеграции является политический фактор: стремление государств с помощью интеграции обрести больший политический вес, авторитет в мировом сообществе, быстрее решить на этой основе и свои экономические проблемы.

Цели интеграции

На сегодня в мире насчитывается около 20 международных экономических объединений интеграционного типа, охватывающих основные регионы и континенты земного шара. На страны, входящие в эти объединения, приходится почти 2/3 ВВП планеты и основная часть международной торговли (примерно 7 трлн.долл. из 10,5 трл.долл.). Но несмотря на существование такого количества интеграционных группировок, цели их в основном совпадают.

1. Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение издержек и извлечение других преимуществ на основе теории экономики масштаба.

Экономика масштаба, как известно, - это развитие производства, при котором рост затрат факторов на единицу приводит к росту производства больше чем на единицу.

Интегрирующиеся страны надеются привлечь больше прямых иностранных инвестиций, которые с большей охотой идут на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства.

2 . Создание благоприятной внешнеполитической среды. Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и др. неэкономических областях. Наличие добрых отношений с соседними странами, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом для этих стран.

3. Решение задач торговой политики. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран (например, на переговорах в ВТО) более весомы и ведут к более желательным результатам в области торговой политики.

4. Содействие структурной перестройке экономики . Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям государств с более высоким уровнем развития рассматривается как важнейший канал передачи опыта как гарантия избранного курса на рыночные реформы. Более развитые страны, объединяясь со своими соседями, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие страны Западной Европы (Испания, Португалия, Греция и др.), подключаясь в той или иной форме к ЕС.

5. Поддержка молодых отраслей национальной промышленности. Даже если интеграционное объединение не предусматривает дискриминационных мер против третьих стран, оно нередко рассматривается как способ поддержки местных производителей, для которых в результате интеграции возникает более широкий региональный рынок.

Этапы интеграции

Сегодня интеграционные процессы в мире достигли достаточно высокого уровня развития, они охватили большинство стран планеты, но все интеграционные объединения проходят, как правило, в своем движении одинаковые ступени, этапы.

1. Подготовительный этап – этап, на котором страны подписывают соглашения, предусматривающие предоставление более благоприятного режима друг другу в торговле. Таможенные тарифы могут сохраняться. При этом никаких межгосударственных органов для управления такими преференциальными соглашениями не создается.

2. Зона свободной торговли – это такой уровень интеграции, при котором страны-участницы договариваются о полной взаимной отмене таможенных тарифов и квот в торговле между собой. В то же время каждое государство проводит свою собственную торгово-экономическую политику в отношении третьих стран.

3. Таможенный союз – это этап, на котором страны-члены объединения не только ликвидируют таможенные тарифы и квоты внутри союза, но и устанавливают единые таможенные тарифы в отношении третьих стран. В этом главное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли.

4. Общий рынок – этап, на котором страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства- капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения под защитой единого внешнего тарифа требует более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств.

5. Экономический союз – это более развитый этап интеграции, когда в дополнение к тому, что имеется в рамках общего рыка, происходит согласование, координация экономической политики стран-участниц путем периодических встреч, совещаний глав государств и правительств, руководителей различных министерств. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу негосударственных органов.

6. Полная экономическая интеграция – это этап, который совмещает все рассмотренные типы интеграции плюс проведение единой экономической политики всеми странами-участницами группировки, что требует унификации правового законодательства в пределах данного интеграционного союза. Полная экономическая интеграция предполагает общую для всех стран-участниц валютную политику, т.е. единую валютную систему с едиными валютными отношениями и единым валютным механизмом: единую валюту, единые правила регулирования валютных курсов, общий центральный банк и пр.

2. Политическая интеграция в ЕС.

Политическая интеграция - процесс сближения двух или более политических структур, направленный в сторону взаимного сотрудничества, в более узком смысле это формирование некоторого целостного комплекса политических систем на межгосударственном уровне. Одним из характерных результатов такой интеграции является объединение этих структур. При этом необходимо наличие как формальных, так и неформальных институтов для совместного решения каких-либо вопросов. Предполагается, что в интегрируемом сообществе повышается уровень трансакций между участниками интеграции и возрастание общности интересов и ценностей.

Карл Дойч видит в интеграции, что конфликты между государствами будут получать мирное разрешение при наличии у государств устойчивых взаимных ожиданий. Таким образом он видит интеграцию и как состояние, и как процесс. Интеграцию как состояние лучше рассматривать в качестве политического сообщества.

Процесс интеграции позволяет добиться максимальной взаимной выгоды с минимальными издержками для всех субъектов, которые в нем участвуют. Тем не менее интеграция требует существенной подготовки всех субъектов к этому процессу, а также хорошего качества управления ими.

Предпосылки

При создании новых политических интеграций необходимо снижать влияние предыдущего состояния, которое можно существенно замедлить процесс интерграции. Поэтому предпосылкой этого процесса является дезинтеграция, которая освобождает субъекты от прежних стереотипов .

Виды политической интеграции

Политическая интеграция имеет две основные формы: внутригосударственная и межгосударственная. При этом внутри каждой из этих форм могут происходить интеграции на более низких уровнях, например, межпартийная интеграция, обычно приводящая к созданию одной достаточно мощной и сплоченной партии.

Межгосударственная

Интернационализация, происходящая в современном мире, является как бы толчком к началу межгосударственной интеграции. После распада социализма в мире меняется парадигма развития, и от двух враждебных макро-государств общество создает систему полицентричности. Проведенная таким образом перегруппировка политических сил позволяет государствам найти свои места в мировом сообществе.

Внутригосударственная

Внутригосударственная интеграция похожа по форме на межгосударственную, но по содержанию существенно отличается. В постсоциалистических странах происходит дезинтеграция прежнего единства. Именно она и позволяет создавать принципиально новые политические субъекты, которые могут осознанно решать необходимые задачи, направленные на развития интеграции внутри своих регионов и субъектов.

3. Отношения между Европейским Союзом и Россией

Взаимоотношения между Европейским Союзом и современной Россией имеют небольшую историю, можно сказать эта история только началась. На мой взгляд, пятнадцатилетний период попыток, направленных на эффективное сотрудничество России и государств членов Евросоюза это еще не срок. И Европейский союз, и Россия заинтересованы в дальнейшей интеграции, но подходят к решению этого вопроса осторожно, не спеша, поскольку находятся в поисках взаимовыгодных путей сотрудничества.

Не смотря на то, что бывший Советский Союз и в недалеком прошлом Европейское Экономическое Сообщество были по своему географическому расположению соседями, ни с одной, ни с другой стороны не было до определенного периода предложений о сотрудничестве. В то время ЕЭС и СССР имели абсолютно разное устройство экономики, разные политические режимы, по-разному выдели строение гражданского общества в своих государствах. Советский Союз занимал прочные позиции в международном плане, противостоя Соединенным Штатам Америки, Европейское Сообщество было где-то посередине, ближе к США, дальше от СССР.

Следует заметить, что Россия занимала на этом пути место страны с переходной рыночной нестабильной экономикой, представляла интерес для ЕС как источник сырья. По сути, такое положение России глобального изменения не претерпело.

Сегодня не приходится говорить, о том, чтобы Россия стала членом Европейского Союза. Несмотря на то, что ЕС сейчас готовится к расширению, включению в свой состав новых государств, процесс вступления в ЕС очень сложен.

Евросоюз ставит перед государствами, желающими к нему присоединиться ряд требований, касающихся политической системы государства, экономики, признания государства правовым, участия государства в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 года). Часть требований для России реально исполнима. Но все-таки главным требованием по своему значению является экономика. Именно взаимовыгодная экономическая заинтересованность стран участниц Евросоюза дала возможность объединения.

Присоединение к Евросоюзу не несет автоматических выгод, кажущихся очевидными, особенно в области общего рынка, таможенного союза и др. Поэтому для вступления в Евросоюз требуется время для достижения экономического роста. Долгосрочный рост зависит от структурных реформ, которые сложнее чем регулирование инфляции или макроэкономическая стабилизация каким-либо другим способом, поскольку структурные реформы связаны с политическими. Последовательность адаптации должна быть тщательно выверенной, здесь нельзя избежать компромиссов, в противном случае страны будут брать на себя обязательства, которые не смогут выполнять, или будут выполнять их ценой потери стабильности.

Соглашение о партнерстве между ЕС и Россией привело к существенной либерализации доступа российских товаров и услуг на рынок ЕС. Снижена тарифная защита рынка ЕС для российского экспорта. Однако на деле рынок ЕС по-прежнему широко открыт для российского экспорта лишь при его современной сырьевой структуре. Особенно вред наносят экспорту в ЕС антидемпнговые процедуры.

Сотрудничество в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного цикла представляет собой развивающееся направление. Речь идет здесь только об использовании ядреной энергии в мирных целях. В состав ЕС входит Европейское сообщество по Атомной Энергии (Евратом), которое было призвано в результате своего образования содействовать росту атомной промышленности в странах ЕС и составить конкуренцию двум ядерным державам – США и СССР.

Продолжается техническое сотрудничество

Многие важные вопросы остались за рамками

Позитивные сигналы этого саммита могут содействовать общему улучшению российско-европейских отношений. Однако, несмотря на такую осторожно оптимистическую оценку стокгольмского саммита, нельзя забывать о том, что многое осталось за рамками однодневной встречи в шведской столице: новое соглашение о партнерстве и сотрудничестве все еще не подготовлено; правовые гарантии энергоснабжения Европы посредством энергетической хартии остаются не проясненными; Европа молчит по поводу предложения России создать новую архитектуру европейской безопасности; взаимный визовый режим; европейская политика добрососедства ("Восточное партнерство"), которая, по мнению России, игнорирует её, и, не в последнюю очередь, вопросы о территориальной целостности Грузии, а также о роли Украины как транзитной страны для поставок российского газа в Европу. Подписанный несколько дней назад меморандум о создании российско-европейской системы раннего предупреждения в сфере энергоснабжения - правильный шаг в верном направлении, но это отнюдь не решение проблемы. Здесь также многие вопросы остаются открытыми.

Список важных тем в отношениях между ЕС и Россией становится все длиннее, а сами темы - все более неотложными. Обе стороны должны в собственных же интересах преодолеть застой. Может быть, следующий саммит ЕС-Россия достигнет значительного прогресса, тем более что это будет первый саммит после вступления в силу Лиссабонского договора. Именно отношения с самым большим непосредственным соседом ЕС покажут, улучшит ли Лиссабонский договор внешнеполитическую дееспособность Европейского Союза.

Заключение

Как показывает жизнь, формирование механизмов европейского регулирования - долгосрочный и постоянный процесс, который не только не окончился заключением Соглашения по Европейскому Союзу, но обрел новую силу. Методы такого регулирования довольно неоднородны, так как должны охватывать все сферы жизни стран Евросоюза, но, тем не менее, ориентировано на одну цель - единую Европу. Европейское регулирование включает как экономические, политические, так и социальные методы, но все они призваны обеспечить максимальную эффективность всех начатых процессов в Евросоюзе.

По моему мнению, регулирование нельзя рассматривать исключительно как процесс контроля и координации каких-либо действий или решений. Другими словами, успех регулирования зависит не только от официальных органов, законодательных актов, программ или направлений, которые его осуществляют. Большое значение имеет фактор поддержки таких действий со стороны граждан, которые для этого должны не только понимать происходящие процессы и одобрять их, но также активно участвовать.

Список использованной литературы

1. Геополитика: учебник \ под ред В.А. Михайлова. – М., 2007

2. Современные международные отношения: учебник \ под ред. А.В. Торкунова. – М., 2000.

3. А. Шишаев. Наши дела с ЕС\\ Международная жизнь, №10,1999 г.

5. Электронный словарь Википедия.


Электронный словарь Википедия

А. Шишаев. Наши дела с ЕС\\ Международная жизнь, №10,1999 г.

Серьёзный шаг в экономическом сближении стран Европейского Союза был сделан в 1991 г. с под-писанием Маастрихтского договора — договора об экономическом и валютном союзе (ЕВС). Первоначально его подписали семь стран с наиболее стабильной экономикой: Германия, Франция, Голландия, Бельгия, Австрия, Люксембург и Ирландия.

В Маастрихтском договоре были закреплены крайне жёсткие критерии экономического сближения (конвергенции) государств-членов, согласившихся перейти к единой валюте. Уровень инфля-ции в этих странах не должен был превышать 2,6 %, дефицит госу-дарственного бюджета — 3 %, а общего государственного долга — 60 % валового внутреннего продукта (ВВП). Большинство госу-дарств — членов ЕС продвигалось к выполнению критериев кон-вергенции с огромным трудом.

Нелёгкий процесс адаптации к маастрихтским критериям кон-вергенции во всех странах Европы, и в особенности в странах, во-шедших в ЕВС, сопровождался ростом безработицы. Но уже в 1999 г. безработица начала снижаться.

С 1 января 1991 г. в соответствии с конвенцией, подписанной в июне 1990 г. в замке Шенген (Люксембург) между ФРГ, Велико-британией, Францией, Италией, Данией, странами Бенилюкса, фак-тически были ликвидированы границы, которые остались лишь на географических картах ; внутри шенгенского пространства нет ни пограничников, ни таможен. С 1992 г. Шенгенское соглашение распространилось на остальных членов ЕС. В Европе зародился единый и однородный хозяйственный комплекс, в рамках которо-го капиталы из одной страны могли перетекать в другую.

В Комиссию европейских сообществ входят избираемый председатель и 16 членов, назначаемых правительствами стран ЕЭС. Европарламент имеет кон-сультативные функции, которые с 1980-х гг. расширяются, он избирается пря-мым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на пять лет по нормам представительства пропорционально численности населения государст-ва. Ежемесячно сессии Европейского парламента проходят в Страсбурге (Фран-ция), чрезвычайные заседания — в Брюсселе (Бельгия), где работают комитеты Европейского парламента; его секретариат располагается в Люксембурге.

Второй этап реализации валютно-экономического союза начал-ся в 1995 г. Он был отмечен учреждением Европейского валютно-го института, в задачу которого входила координация валютной по-литики государств Союза и создание Европейского центрального банка, контролирующего новую валюту — евро.

В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, в соответствии с которым с 1999 г. вводилась в обращение новая валюта, начался третий этап инте-грации.

Значительная доля управления экономикой была передана Европейскому центральному банку; он должен был контролиро-вать эмиссию, устанавливать базисные процентные ставки и нала-гать санкции на те страны, которые тратят слишком много или не выплачивают долги по кредитам. Национальные правительства по-прежнему могли решать, на что тратить деньги, но ограниче-ния, устанавливаемые банком, фактически определяли лимит той суммы, которую предстояло расходовать каждой стране, и уже ни одна страна не могла решать экономические трудности путём де-вальвации валюты или эмиссии.

Страны ЕС обязались следовать совместному курсу в сфере внеш-ней политики и безопасности, в вопросах внутренней экономической политики, правоохранительной деятельности, в борьбе с преступно-стью, в том числе с наркобизнесом, и др. Устанавливалось единое ев-ропейское гражданство. Вновь созданный Европейский валютный ин-ститут позволял осуществлять единую денежно-кредитную политику. Материал с сайта

В 1992 г. Европейское сообщество объединяло 12 стран: Бельгию, Великобританию, Германию, Грецию, Данию, Ирландию, Испанию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Португалию, Францию. В 1992 г. на его базе был образован Европейский Союз. В 1995 г. в ЕС всту-пили Австрия, Финляндия, Швеция. 1 мая 2004 г. в ЕС состояло уже 25 стран. В состав ЕС вошли Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Венгрия, Кипр. В 2007 г. после вступления в ЕС Болгарии и Румынии общее число его членов достигло двадцати семи.

  • Западно евроинтеграция во 2 половине 20 века

  • Западная европа в современном мире

  • 1 этап (1951г.- 1957г.). 18 апр 1951г. в Париже - Договор об учреждении ЕОУС(Бельгия, ФРГ, Голландия, Италия, Люксембург, Франция).
    У истоков интеграции - Робер Шуман и Жан Моннэ. Инициатором евр интегр - Фр. План Шумана – объед-я каменноуг-й, железорудной и металлург пром-ти ряда западноевроп гос-в (9 мая1950 мин ин дел Фр)
    ЕОУС: отмена импортных и экспортных пошлин, количественные ограничения, дискриминационные меры в торговле углем, железной рудой, сталью. Единые пошлины на импорт данных товаров(для стран не входивших). Наднациональный Высший руководящий орган, -общее регулирование производства угля и стали, процессов модернизации. Его решения обязательны, но его д-ть координировалась прежде всего с Советом Министров, страны имели право вето. Парижский договор, таким образом, отличали осторожность проходов, постепенность и ступенчатость развития интеграции в целом и ее организационных форм.
    Центр европейской тяжелой промышленности (в Рурском бассейне, Саарской области, Лимбурге, Валлонии, Люксембурге и Лотарингии), перестал быть постоянным источником войн и конфликтов там стал развивался процесс сотрудничества и прогресса. Организация открыла путь для серии новых инициатив в области европ интеграции.
    2 этап (к. 50-х – нач. 70-х гг(“золотой век”)). март1957г те же 6 стран – 2 Римских дог о созд ЕЭС и Евратома (создан по модели ЕОУС и имел тоже отраслевую направленность).
    ЕЭС отличает идея расширения экономической интеграции путем создания общего рынка. Цели ЕЭС:
    постепенное снятие всех ограничений в торговле между странами-членами;
    установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
    ликвидация ограничений для свободного перемещения капиталов, людей, услуг;
    проведение общей политики в области сельского хозяйства и транспорта;
    унификация налоговых систем;
    установление правил конкуренции “на общем рынке”;
    сближение законодательств стран-участниц;
    разработка принципов согласования экономической политики и др.
    В окт 1956г. Лондон заявил, что UK предпочитает создание зоны свободной торговли. 4 мая 1960г. подписана Стокгольмская Декларация- Великобрит, Австрия, Дания, Норвегия, Португ, Швеция и Швейцария образовали Европейскую Ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ). Параллельно в Зап Европе стали развиваться 2 типа интеграции, отразившие разные интересы и разные представления о моделях сотрудничества двух групп стран.
    1 июля 1968г. (на 1,5 года раньше намеченного срока) странами ЕЭС был создан таможенный союз (ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц и установлен единый таможенный тариф по отношению к 3им странам). Гармонизация стандартов и тех норм, координация хоз законодательства. Сближалась промышленная политика, ускорялся процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, возросла либерализация движения капиталов и рабочей силы в ЕЭС.
    Единая сельскохозяйственная политика(принципы: единство рынка (единые правила и нормы), преференции в отношении товаров из Сообщества(общий таможенный барьер ЕС по отношению к третьим странам), финансовой солидарности (все государства ЕЭС несут бремя единой аграрной политики). В 1962 создан Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА).
    3 этап (с нач 70-х г до сер 80-х г), -противоречия и трудности в д-ти Сообщества. Вялые темпы роста относительно других стран Запада, самый высокий уровень безработицы, “торговые войны” между странами-партнерами породили так называемый синдром “европессимизма”. Вместе с тем ЕС удается добиться немалого прогресса в интеграции.
    янв 1973г. - 1 количественное расширение ЕС – Великобритании, Дании и Ирландии.
    Сферой наднационального регулирования становится валютная интеграция. С 1978г. создается Европейская валютная система (ЕВС), осн на трех основных элементах: а) ЭКЮ; б)система “европейской валютной змеи”, т.е. с одной стороны, механизм, тесно привязывающий валюты стран ЕС друг к другу (отклонения не могли превышать 1,125%), с другой – механизм совместного колебания по отношению к доллару (отклонения не могли превышать 2,25%); в)создании Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС) за счет объединения части (20%) национальных золотовалютных резервов стран-участниц. Валютная интеграция- большой шаг в продвижении региональной интеграции и ступень к экономическому и валютному союзу.
    В 1981г. в ЕС –Греция.
    4 этап (с сер 80-х до нач 90-х г). Заверш создания единого внутреннего рынка. Главной целью реформирования ЕС было создание Единого внутреннего рынка, целостной евроэкономики, что было зафиксировано в Едином Европейском Акте (ЕЕА) (1987). ЕВР должен был представлять собой “пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц”, его созд было предусмотрено к 31 дек 1992г. полное устранение физич, технич, налог и др барьеров в ЕС, что практически вело к ликвидации национальных границ, созданию однородного экономического пространства. Данная задача была в основном решена к 1 января 1993 года. На этом этапе в 1986 вступили Испания и Португалия
    5 (современный) этап– переход к формированию Экономич, валютного и полит союза.
    В дек 1991г. сессией Европейского совета одобрен текст Договора о ЕС (Маастрихтский Дог о ЕС).Договор вступил в силу 1 ноября 1993г., новое название – Европейский Союз.
    Единое европейское гражданство, полит союз, экономический и валютный союз.1 января 1999г. - вводится в безнал евро, с 1 июня 2002г. полностью заменит нац валюты.
    В 1995 г. в ЕС вошли Финляндия, Австрия и Швеция.В 2004 году в состав ЕС вступили 10 новых стран-участниц.2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии)19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным
    образование, созданное в 1991 г., куда вошли сув... подробнее ».


  • Начало интеграции Европейского о. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции интеграция проходит ряд этапов .


  • 24. Пути синтеза и интеграции наук.
    Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия , интегративно-дифференциальная стадия , информациологическая стадия познания природы.


  • Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции .
    Объективные основы и сущность региональной экономической интеграции . На современном этапе развития все больше возрастает зависимость экономик различных стран друг от друга...


  • Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения у.
    Основные формы региональной интеграции . В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд этапов .


  • Документы, разработанные СЕ в этой области (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.), используются в своей деятельности ЕС .
    СЕ и ЕС - интеграционные организации, различные по своей правовой природе.

  • Найдено похожих страниц:10