Смешной рассказ для детей о школе. Смешной рассказ для детей о школе Рассказ л каминского пропущенные буквы

— «Урок смеха » ! Эту книгу написал Леонид Каминский . Мне ее посоветовал школьный библиотекарь.

— Ну и как тебе эта книга?

— Здоровская! Просто супер!

Вот такой отзыв о книге «Урок смеха » Л.Каминского я получила из первых рук того, для кого она когда-то писалась.

Как понять для какого возраста написана книга? Чтобы ответить на этот вопрос практически сразу, достаточно открыть книгу и выяснить возраст главных героев. Если он совпадает с возрастом Вашего ребенка, значит книга скорее всего заинтересует будущего маленького читателя. «Урок смеха» про детей 7 — 11 лет.

Книги Л.Каминского всегда отличались легкостью изложения и остроумием. Я рекомендую эти книги в качестве отличного воспитателя и даже учителя. Писатель не пишет нравоучений, мол плохо обманывать и хорошо быть трудолюбивым. Он это демонстрирует на конкретных примерах, описанных в своих замечательных рассказах и стихах. Ребенок сам сделает соответствующие выводы. Дети с легкостью поймут действия главных героев, ведь автор описал их крайне точно, словно подглядывал и подслушивал за их мыслями. Несмотря на то, что Леонид Каминский высмеивает и выставляет напоказ все плохие привычки детей, сквозь строчки рассказов чувствуется огромная любовь к своим юным читателям. Ведь для того-то он и пишет о недостатках, чтобы дети могли их увидеть воочию со стороны и узнать себя в главных героях. И конечно же осознать что такое хорошо, а что такое плохо. И главное ПОЧЕМУ!

Книга «Урок смеха » представляет собой несколько циклов рассказов: «Рассказы про котенка Яшу», «Рассказы про Машу» и «Рассказы про Петю и папу». Сюда же вошли «Удивительные приключения Вити Брюквина и его друзей». Заканчивается книга серией веселых стихов.

Что лично мне очень нравится в этих рассказах, так это ненавязчивость воспитательного процесса. Да еще и в удивительно юмористическом стиле.

Например, цикл рассказов о котенке Яше начинается с рассказа «Как котенок Яша учился рисовать». Котенок заявил о себе, как об очень трудолюбивом и жаждущем научиться рисовать ученике. Именно так очень часто себя ведут дети 7 — 9 лет. Мол я очень хочу научиться чему-то и я выполню ВСЕ задания. Далее рассказ показывает совершенно обратное. Впрочем, как и в жизни. Учитель дал задание Яше нарисовать мышонка и вот что из этого получилось:

«…. — А где же мышонок? — спросил учитель.- Я что-то его не вижу.

— Я его съел, — виновато сказал Яша.

— Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком….

….. — Ну, показывай свой рисунок!

— Вот,- сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.

— Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?

— Но стакан же прозрачный — его совершенно не видно!…»

Узнаете, как этот коротенький диалог похож порой на наших деток, что пытаются оправдать свою лень?

В цикле рассказов «Про Петю и папу» мне понравилось описание взаимоотношений между папой и сыном. Знаете, я бы, пожалуй, эту книгу посоветовала и родителям! Отличный пример КАК воспитывать детей без ремня. Даже чисто с практической точки зрения можно взять на заметку описанные игры между ребенком и родителем:

«… — Папа,- заметил Петя, — вот интересно: я сказал «пес», а ты сказал «собака». А какое слово правильное?

— Оба слова правильные. Такие слова называются синонимы….

… — А бывают еще слова, противоположные по смыслу. Они называются антонимы.

— Например? — спросил Петя.

— Например, ДЕНЬ — НОЧЬ, ПЛАКАТЬ — СМЕЯТЬСЯ, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ…

…. — А знаешь что, — сказал папа, — давай с тобой поиграем в антонимы.

— Давай! А как?

— Вот послушай. Я сейчас буду сочинять маленький рассказ, а ты постарайся мои слова заменять на антонимы, то есть, говорить наоборот….

— Жил-был маленький мальчуган Толик.

Петя подумал и сказал:

— Жил был здоровый старикан Толик….»

В результате получился очень забавный рассказ у папы с Петей. Я от души посмеялась. И подумала, что надо бы и мне поиграть дома с детьми в такую игру. И обучение и веселье. Кстати, сказать, в следующем рассказе папа с Петей играют в другую игру, тоже очень даже интересную.

Леонид Каминский в своей книге «Урок смеха » описывает как отличников, так и двоечников. Потому как у отличников тоже есть недостатки. В рассказе «Знание — сила» как раз описан случай с отличником по прозвищу Круглый из 5 «Ю». А вот в «Удивительных приключениях Вити Брюквина и его друзей» описаны истории о троечнике. Богатая фантазия Вити Брюквина заставляет и восхищаться, и смеяться и плакать одновременно. То он дает интервью инопланетянам, то неожиданно доводит папу почти до нервного срыва, присвоив строки Даниэла Дефо из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо » в своем сочинении о том, как он провел лето, а вот зимние каникулы он описал словами Пушкина . Словом, с этим мальчиком скучать не придется! И дети с удовольствием будут читать о приключениях Вити и его друзей.

Надеюсь, я смогла заинтересовать вас замечательной книгой «Урок смеха » Леонида Давидовича Каминского .

Приятного и поучительного Вам чтения.

Каминский Леонид: биография

А сначала мир, а вернее, городок Калинковичи Гомельской области, познакомился с будущим писателем Лёней, появившимся на свет 27 апреля 1931 года. Детство мальчика совпало с военным временем, блокадой Ленинграда и эвакуацией. В 1954 году Каминский Леонид, рассказы которого с удовольствием читает и взрослое, и юное поколение, поступил в инженерно-строительный институт в Ленинграде, где наряду с такими же любителями юмора рисовал стенгазету «Молния» с карикатурами на нерадивых студентов и дружескими шаржами на преподавателей. В 1966 году за плечами остался полиграфический институт в Москве и специальность «художник-график». В качестве дипломной работы Леонидом была представлена книжка смешных рисунков «О больших и маленьких».

Работа в «Боевом карандаше»

Хорошей школой для Леонида Каминского - человека, обладавшего большим зарядом творческого оптимизма, стало содружество поэтов и художников «Боевой карандаш», куда его привел интерес к карикатуре. Это был прославившийся еще со времен войны и блокады Ленинграда своими сатирическими плакатами коллектив, творения которого заставляли людей смеяться над, казалось бы, грустными вещами в нелегких ситуациях. Ведь всем известно, что смех рождает оптимизм, а оптимисты дольше живут. И «Боевой карандаш» стал для Каминского, проработавшего в нем более тридцати лет, хорошей платформой, настраивающей людей воспринимать окружающий мир с легкостью и позитивом.

В тот же период автор и художник по совместительству Каминский Леонид, биография которого знакома большинству школьников, вел в журнале «Костер» юмористический раздел «Веселый звонок», публиковался на страницах «Литературной газеты» в популярном на то время «Клубе 12 стульев» не только с карикатурами, но и юмористическими произведениями. Первый напечатанный рассказ назывался «Графоман».

Востребованность и любовь читателей

Далее была работа в молодежном ленинградском журнале «Аврора» в качестве руководителя отдела юмора «СЛОН». Через некоторое время Каминский Леонид, рассказы которого приобрели большую популярность у детей всей страны, стал постоянным автором в журнале «Веселые картинки», публикуя забавные картинки и смешные произведения для детей дошкольного и младшего школьного возраста в жанре стихи, рисунки, сказки и рассказы. Также автор сотрудничал с детскими журналами «Миша», «Искорка», «Баламут», «Автобус», «Кукумбер», «Буратино».

На протяжении всей жизни Леонид Каминский занимался коллекционированием школьного юмористического фольклора и его публикацией, часто выступал в школах и на эстраде с юмористической программой.

Леонид Каминский: урок смеха

Много лет Леонид Давидович ездил по школам, проводя «уроки смеха»; дети на них не просто веселились, они обхохатывались, сползая со стульев на пол. Для детворы писатель являлся лучшим задушевным другом, его знали тысячи юных петербуржцев. Любая книжка, написанная Леонидом Каминским, несет в себе огромный позитив, характеризуется остроумием и легкостью изложения и интересна как детям, так и их родителям. Дети с легкостью понимают действия главных героев, которые автор описал достаточно точно, словно подслушивал и подглядывал за их мыслями.

Любовь к детям - неисчерпаемый источник для творчества Леонида Каминского

Писатель всегда считал, что в ребенке необходимо развивать самоиронию и умение откликаться на шутки, если государство заинтересовано в формировании общества оптимистов. Общаясь с детьми, Каминский в любом возрасте был молод душой и всегда сохранял детское озорство; из рассказов ребят он черпал идеи для новых книг, самая известная из которых «Уроки смеха» (1986 год). Несмотря на то что автор выставляет напоказ и высмеивает плохие привычки детей, сквозь строки чувствуется огромная любовь Каминского к юным читателям.

Леонид Каминский - самый известный учитель смеха

В нее, кроме собственных стихов, рассказов и рисунков на школьную тематику вошли многие ребячьи истории с подлинными именами и фамилиями авторов. Учитель смеха был собирателем школьного фольклора и его популяризатором. В течение 25 лет до самых последних дней он вел отдел «Веселый звонок» в детском журнале «Костер», откуда и произошло возникновение прозвища Каминского - Учитель смеха. Автор считал, что отдел юмора в журнале для школьников должен вести учитель, а точнее, учитель смеха. Реакция читателей была сногсшибательной: из разных концов приходили тысячи писем с перлами школьного юмора. Также Леонид Давидович, считавший, что человек, у которого отсутствует чувство юмора, опасен для общества, был постоянным автором "Мурзилки", «Веселых картинок» и других изданий для детворы. Его стихотворения входят в школьную программу по литературе.

На сцене театра «Эксперимент» был поставлен спектакль «Уроки смеха», продержавшийся более 10 лет (с 1981 по 1992 год). В нем роль веселого и остроумного учителя сыграл Леонид Каминский. Смешные рассказы о школе автор также вел в паре со своим другом - поэтом Махотиным Сергеем.

Смешная история из жизни Леонида Каминского

Леонид Каминский, как и каждый человек, имел свою смешную историю, которая произошла с его стихотворением «Объявление». Впервые оно было опубликовано в 1983 году - времена, когда объявления вешали не на стены, а на водосточные трубы, в «Веселых картинках». И вот опубликованное стихотворение, в котором рассказывалось о продаже различных вещей и соответствующей картинкой в виде объявления с «бахромой», разрезанной внизу и номером телефона, указанным для правдоподобности, произвело фурор в журнале, тираж которого был огромен. По указанному номеру телефона в Ленинград стали звонить со всех уголков страны, каждый спрашивал о своем: кто о продаже говорящих попугаев, кто об импортных зонтах. Досталось и пенсионеру, имевшему такой же номер в Москве. Последний, разобравшись, в чем дело, пожаловался на журнал «Веселые картинки». В результате этому человеку сменили номер телефона. Но были же еще и другие города с такими же телефонными номерами…

Леонид Каминский, произведения которого любимы и читаемы юным поколением, единственный состоял сразу в четырех творческих союзах Петербурга: художников, журналистов, писателей, театральных деятелей. Скоропостижно ушел из жизни 23 ноября 2005 года перед очередной встречи со школьниками.

Я. Фёдоров

ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

Первого апреля в 8 часов 34 минуты в окно Костиной кухни торжественно вплыл ослепительно яркий, огнедышащий шар размером с крупный апельсин. «Ёлки-моталки! Шаровая молния!» — с восторженным ужасом подумал Костя, да так и замер с раскрытым ртом, не успев донести до него вилку с куском сардельки.

Молния, издавая зловещее гудение, деловито обнюхала газовую плиту, неторопливо поднялась к потолку, заглянула в вентиляционную решётку, а потом вдруг решительно спикировала на стол — и плюхнулась в эмалированный тазик со студнем. Студень зашипел, кухня окуталась клубами пара, а Костя, свалившись с табуретки, растянулся на полу. В воздухе запахло подгоревшим бифштексом.

Ошарашенный Костя долго не решался подняться. Наконец он встал, ощупал себя, после чего механически съел говяжью поджарку, в которую превратился студень. В голове у Кости был полнейший беспорядок. Когда же он пришёл в себя и взглянул на часы, то ахнул: стрелки показывали де-сять минут десятого.

«Опять опоздал! — с тоской подумал он. — Конечно, шаровая молния — причин уважительная. Так сказать, загадка материи. Но кто поверит? Да ещё первого апреля! Только на смех подымут. Нет уж, спасибо! Скажу, в лифте застрял — и всё!»

— Ну, Васильчиков, слушаем тебя, — сказал учитель Олег Петрович, когда Костя бочком протиснулся в класс.

— Я это... застрял в лифте, — промямлил Костя.

Олег Петрович сморщился, словно лимон надкусил.

— Плохо, Васильчиков, очень плохо. Первого апреля я ожидал чего-нибудь посвежее. Вот Барабанов перед тобой пришёл. Так тот хоть посмешил нас, сказал, что к нему шаровая молния прилетела.

У Кости сам собой раскрылся рот, а портфель вывалился из рук.

— Т-то есть к-к-как к Барабанову?! Это ко мне, ко мне молния прилетела!!!

— А теперь совсем плохо, — сказал учи-тель Олег Петрович и зевнул. — Чужим умом живёшь. Дай дневник и садись.

Не успел потрясённый Костя занять своё место, как в класс просунулась улыбающаяся голова Вовки Копытина:

— Извините, Олег Петрович, опоздал. Попал под метеоритный дождь!

Л. Каминский

САМАЯ НЕВЕРОЯТНАЯ ИСТОРИЯ

— Пятый «Ю», внимание! Пожалуйста, возьмите ручки в ваши ручки и запишите тему домашнего сочинения. Кто там тяжело вздыхает? Успокойтесь, пожалуйста! Мы с вами уже давно ничего не сочиняли. Кстати, кто мне назовёт синонимы к слову «сочинять»?

Пятый «Ю» оживился:

— Выдумывать! Фантазировать! Заливать! Вешать лапшу на уши!

— Прекрасно! Между прочим, вы не забыли, какой завтра день? Правильно, суббота. А кроме того, первое апреля! Самый подходящий день, чтобы выдумывать, заливать и это... как вы сказали, вешать лапшу…

Кстати, и тема сочинения соответствующая: «Моя невероятная встреча». Все записали? Вопросов нет? Жду ваши шедевры в начале следующей недели.

Последние слова Людмилы Аркадьевны совпали со звонком.

Во вторник учительница вошла в класс с большой стопкой тетрадей.

— Ну что ж, должна вам признаться, что вы меня приятно удивили. Если, конечно, не считать некоторые грамматические ошибки типа «эно-планетяне». Но главное, меня поразила ваша фантазия. Прямо братья Стругацкие!

Вот, например, сочинение Антона Петухова:

«Однажды я опаздывал в школу и перебежал дорогу в неположенном месте. Раздался свисток милиционера. Каково же было моё удивление, когда я увидел, что это был директор нашей школы, только в милицейской форме. Я ему сказал: «Извините, Юрий Иванович, я больше не буду!» А он мне ответил: «Это хорошо, что ты больше не будешь нарушать правила уличного движения, только я не Юрий Иванович, а Пётр Иванович — родной брат-близнец директора вашей школы...»

Петухову я поставила пятёрку. Действительно, невероятная история, если учесть, что у нашего директора никаких братьев нет.

Лиля Корзинкина описывает свою неожиданную встречу в трамвае с Филиппом Киркоровым. Он уступил ей место, а потом подарил свою фотографию с автографом: «Милой Лиле от Киркорова Фили».

В общем, одно сочинение невероятнее другого. Но самую высокую оценку я всё же решила поставить Вите Брюквину. Вот что он пишет: «Однажды я поехал в Парголово на лыжную прогулку. Светило яркое солнце. Вдруг на снегу я увидел огромные следы босого человека. Когда я пошёл по следам, то неожиданно встретил снежного человека, обросшего шерстью. Я с ним поздоровался и пошёл дальше...»

Я считаю эту историю самой невероятной. Как вы думаете, почему?

Писатель и художник Леонид Давидович Каминский (1931–2005) о себе рассказывал всегда с неподдельным юмором...

Он «коротко» перечисляя, кем он был в жизни: дошкольником, школьником, студентом инженерно-строительного института, прорабом, старшим прорабом, инженером, главным инженером, архитектором, студентом полиграфического института, художником по рекламе, редактором, журналистом, карикатуристом, плакатистом и даже артистом.

Леонид Давидович рисовал «лубочные картинки», когда работал в ленинградском сатирическом коллективе «Боевой карандаш», любил придумывать кроссворды, весёлые картинки, рассказы, стихи. Сначала героями его произведений были разные дяди, например дядя Вася Денисюк или дядя Гога, который всё путал. Потом появились бабушка и бегемот Боря, сиамские коты, граммофоны и говорящие попугаи, а также ученики обычных школ: Витя Брюквин, Антон Петухов, Юра Серёжкин и Юра Шурупов.

Этот Брюквин умудрился списать домашнее сочинение на тему «Как я отдыхал летом» у самого Даниеля Дефо. Антон Петухов так размечтался, что забыл, сколько букв «ц» нужно писать в слове «снится». Юра Серёжкин не выучил падежи, но не растерялся и предложил поставить ему пятёрку за находчивость. А Юра Шурупов так хорошо отдыхал в деревне, что сумел решить из учебника 34 задачи, а это составляет 2/5 от всех задач, чтобы пересдать двойку по математике.

Каминский вспоминал, как в театре «Эксперимент» он играл в детском спектакле «Урок смеха» учителя, а роли учеников исполняли два артиста и ребята, сидевшие в зале. В отличие от настоящей школы на этом уроке ученики очень хотели выйти к доске. Один зритель написал в книге отзывов: «На этом спектакле я был с папой. Мы несколько раз падали со смеху. И я хочу ещё раз прийти, чтобы падать!»

Первую свою книжку в издательстве «Детская литература» Каминский нарисовал вместе с художником Михаилом Беломлинским. Она состояла из одних картинок и называлась «Весёлый звонок». Потом Лев Давидович иллюстрировал юмористические книги Вольта Суслова «Покладистый Ложкин» и Людмилы Барбас «Кому нужна пятёрка?». А однажды ему захотелось сделать книжку самому - всю от начала до конца - и написать, и нарисовать. Издательство пошло навстречу, и книга «Урок смеха» вышла в 1986 году.

Леонид Каминский сотрудничал с разными детскими журналами: в «Искорке» рисовал обложки и иллюстрации к рассказам, делал интервью с интересными людьми, например с артистами Евгением Лебедевым и Михаилом Боярским, в «Костре» вёл отдел юмора «Весёлый звонок» и получал от ребят огромное количество писем. Больше всего писем приходило на конкурс «И все засмеялись!» Так появилось хобби - коллекционирование смешных фраз, которые бывают в школьных тетрадях по литературе и русскому языку.

Вот несколько примеров из коллекции писателя:

«Дубровский работал у Троекурова французом».

«Печорин выстрелил, и Грушницкий рассеялся как дым».

«Во двор въехали две лошади - это были сыновья Тараса Бульбы».

«Хлестаков остановился в гостинице под названием «Трактир».

«Чичиков покупал у помещиков их души».

«Глухонемой Герасим не любил сплетен и говорил только правду».

«Робинзон Крузо написал очень хорошую книгу "Жизнь и удивительные приключения Даниэля Дефо"».

«Мой друг широкоплеч в животе».

«Голова у него была в виде овального шара с ушами».

«Его левая щека весело улыбалась».

«Нужно регулярно ходить к врачу и проверять у него зубы».

«Мальчик катался с горки, как сыр в масле».

«Кошка поселилась у нас, когда ещё была щенком».

«Наша кошка приобрела трёх щенят».

«Моё любимое животное – это снегирь».

«У меня есть попугай с говорящим носом».

«Остановившись, поезд замедлил ход».

«Зима в тундре длится больше года».

«Пришла весна: всё зазеленело и закукарекало».

«С юга нашу страну омывают три моря: Чёрное, Каспийское и Айвазовское».

В письмах, которые Каминский получал, встречалось много разных пожеланий. Одна читательница поздравила его с Новым годом и добавила:

А ещё желаю вам потолстеть на килограмм!

Конечно, она никогда не видела Леонида Давидовича, иначе поняла бы, что этого желать совсем не стоит.

Льву Каминскому очень повезло: благодаря своей профессии он часто слышал детский смех и улыбки ребят. А это очень важно! Ведь читатели и зрители вырастут добрыми и весёлыми людьми.

Удивительные приключения Вити Брюквина

Здравствуйте, Людмила Аркадьевна, я - папа Вити Брюквина. Вы меня вызывали?

Вызывала. Садитесь, пожалуйста!

Что-нибудь случилось? - испуганно спросил папа Брюквин.

Да нет, ничего страшного. Вот почитайте, пожалуйста.

Учительница достала из портфеля тетрадь, раскрыла её и положила перед Витиным папой.

Это сочинение вашего сына: «Как я отдыхал летом».

А что? - удивился папа.- Вроде аккуратно, почти без помарок...

Нет, вы почитайте. Вот отсюда.

- «...Ничем не выразить смятения, овладевшего мною, когда я погрузился в воду. Я хорошо плаваю, но я не мог сразу вынырнуть на поверхность и чуть не задохнулся. Лишь когда подхватившая меня волна, пронеся изрядное расстояние по направлению к берегу, разбилась и отхлынула, оставив меня почти на суше полумёртвым от воды, которой я нахлебался, я перевёл дух и опомнился... Последний вал едва не оказался для меня роковым, подхватив, он вынес или, вернее, бросил меня на скалу с такой силой, что я лишился чувств и оказался совершенно беспомощным, и если б море снова подхватило меня, я бы неминуемо захлебнулся...»

Папа Брюквин побледнел.

Какой ужас! Он мне ничего не рассказывал. Неужели это случилось в пионерлагере?

Не волнуйтесь,- сказала Людмила Аркадьевна,- читайте дальше. Вот здесь.

- «...Утешившись мыслями о благополучном избавлении от смертельной опасности, я стал осматриваться кругом, чтобы узнать, куда я попал. Моё радостное настроение разом упало: я понял, что хотя и спасён, но не избавлен от дальнейших ужасов и бед. На мне не оставалось сухой нитки, мне нечего было есть, у меня не было даже воды, чтобы подкрепить свои силы...»

Что это? - ошарашенно спросил папа Брюквин.

Успокойтесь, пожалуйста,- сказала учительница.- Это всё случилось не с ним. Он всё списал.

У кого? У Карнауховой?

Нет, не у неё. У Даниэля Дефо.

У кого? Вы хотите сказать...

Да. Из книги «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».

Ну, я ему покажу «удивительные приключения»!

Папа вошёл в квартиру, снял пальто и громко спросил:

Где Виктор?

Тише,- сказала мама,- ребёнок занимается!

Витя действительно сидел за столом и что-то усердно писал, поминутно заглядывая в раскрытую книгу. Папа взял у него тетрадь и прочёл:

«...Лошади бежали дружно. Но ветер час от часу становился сильнее. Облако обратилось в белую тучу. Пошёл мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл: сделалась метель...»

Так,- тихо спросил папа,- сочинение пишешь?

Ага,- ответил Витя.- К четвергу задавали. На тему: «Как я провёл зимние каникулы».

Молодец,- сказал папа.- Значит, сочинение. При помощи Александра Сергеевича Пушкина. К четвергу... Кстати,- грозно добавил папа,- привет тебе от Пятницы. И от Робинзона Крузо!

Каму что сницца

В морозное декабрьское утро Антон Петухов направился в школу. На углу двое рабочих меняли вывеску молочного магазина. Старая вывеска с большими синими буквами «МОЛОКО» стояла на земле. А вместо неё рабочие укрепляли другую. Петухов с удивлением прочёл: «МАЛАКО».

Петухов пошёл дальше. У трамвайной остановки он обратил внимание на свежевыкрашенную телефонную будку. Сверху была установлена красивая новая табличка «ТИЛИФОН». А пониже, на белой картонке было от руки написано: «АСТАРОЖНА, АКРАШЫНО!»

Антон Петухов ещё больше удивился. Что-то было не так! В городе почему-то стали менять вывески! Вот над зданием цирка на кране повисла огромная буква «Ы» - её устанавливают вместо буквы «И». Получается «ЦЫРК». Вот на перекрестке укрепляют белые шары с надписью: «ПАТЗЕМНЫЙ ПИРИХОТ». Вот стайка малышей наблюдает, как дядя в меховой шапке привинчивает к стене стеклянную вывеску: «ДЕЦКИЙ САТ».

Что случилось?

…В школу Антон Петухов успел как раз к первому звонку. В класс вошла Людмила Аркадьевна с большой стопкой тетрадей. Она поздоровалась и сказала:

Ну, что ж! Надо вам сказать, что некоторым ученикам очень повезло. Как вы уже, наверное, слышали, с сегодняшнего дня в русском языке вводится новое правописание - «как слышится, так и пишется». Я проверяла ваши сочинения, исходя из этого правила. И вот некоторые ученики показали просто блестящие результаты! Например, Петухов. Я впервые поставила ему пятерку - ни одной ошибки! Молодец!

Красный от смущения Петухов взял свою тетрадь, на обложке которой было написано «Титрать па рускаму изыку Антона Питухова», и сел на место. Ребята его поздравляли. Сосед по парте Юра Серёжкин радостно толкнул его в бок. Потом ещё и ещё…

Да ладно тебе, - отмахнулся Петухов.

Его продолжали толкать.

Нашёл время, когда спать! - кричал в ухо Антону редактор стенной газеты Витя Брюквин. - Новогодний вечер на носу, а у нас ещё газета не готова! Давай, пиши заголовок: «Кому что снится в новогоднюю ночь».

Антон протёр глаза, положил перед собой цветные фломастеры и задумался.

Вить, а Вить, - обратился он к Брюквину, - ты не помнишь, в слове «СНИТСЯ» сколько «Ц» - два или одно?..

Падежи Юры Серёжкина

– Третья парта! Петухов и Серёжкин! Извините за то, что я прервала вашу увлекательную беседу, но нам нужно продолжать урок. Серёжкин, к доске! Давай представим, что ты писатель. Сочини нам небольшой рассказ из двух-трёх предложений и напиши его на доске. Написал? Хорошо. Посмотрим, что у тебя получилось.

Учительница подошла к доске и прочитала:

«Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться».

– Прекрасно. Похоже, что рассказ взят прямо из жизни. Но нас сейчас больше интересует грамматика. Подчеркни, пожалуйста, в своём рассказе все существительные. Готово? Теперь, Юра, определи, в каких падежах стоят эти существительные. Ты понял задание, Серёжкин?

– Понял, Людмила Аркадьевна.

– Тогда начинай.

– «Папа и мама». Кто, что? Родители. Значит, падеж РОДИТЕЛЬНЫЙ. Ругали кого, чего? Вову. «Вова» – это имя. Значит, падеж ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Падеж – ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Дальше – Вова молчал как? Виновато. Значит, здесь у «Вовы» падеж ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Ну, а «обещание» – конечно, в ДАТЕЛЬНОМ, раз Вова его дал. Вот, всё...

– Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Серёжкин! Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

– Какую? Конечно, пятёрку!

– Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово – «пятёрку»?

– В ПРЕДЛОЖНОМ.

– В предложном? Почему же?

– Ну, как же! Ведь я же её сам предложил!..

Письмо

Здравствуй, друг Серёга! Пишет тебе Юра Шурупов. Как я уже тебе писал раньше, я отдыхаю у бабушки в деревне. Здесь хорошо. Щебечут птицы, мычат коровы, кукарекают петухи. Деревня находится недалеко от станции, мимо которой проходят пассажирские и товарные поезда. Между прочим, расстояние, которое пассажирский поезд проходит за 3 часа, товарный проходит за 5 часов. Теперь представь, что поезда отправились одновременно навстречу друг другу, и к моменту их встречи путь, пройденный пассажирским поездом, оказался равным 180 километрам. Спрашивается: какой путь прошёл товарный поезд? Но это я так, к слову.

Моя бабушка работает в колхозном огороде. Чего только здесь не растёт! Недавно с огорода собрали моркови 176 килограммов, капусты на 468 килограммов больше, чем моркови, а картофеля даже на 750 килограммов больше, чем моркови и капусты, вместе взятых. Представляешь, сколько собрали овощей!

Ты спрашиваешь в письме, какой глубины речка и есть ли ягоды в лесу. На это я тебе ответить не могу, так как купаться и ходить в лес мне некогда. Ты же знаешь, что по матеше у меня в четверти пара, и если я её исправлю, то отец обещал подарить мне на день рождения велик. Вот я и взялся за ум. Я уже решил из учебника 34 задачи, что составляет 2/5 от всех задач, или 40 %. Как видишь, Серёга, мне не до отдыха! Ну, ничего, в сентябре отдохну!

Вот и всё. Как твои дела? Как отдыхаешь? Пиши.

Больше писать нечего. Пойду отнесу это письмо на почту. Почта находится от нашего дома на расстоянии 5 километров. Если я буду идти со скоростью 3 километра в час, то я дойду до почты за 100 минут.

Твой друг Юра Шурупов.

Литература

Михаил Яснов, Генрих Тумаринсон, Николай Харлампиев, Илья Бутман, Олег Сердобольский о Леониде Каминском на сайте: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=130

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО КОТЁНКА ЯШУ

Как котёнок Яша учился рисовать


Однажды котёнок Яша пришёл к учителю рисования.
— Я бы хотел стать художником, - сказал котёнок.
- Хорошо, - сказал учитель. - А ты знаешь, что для этого нужно?
- Знаю, - сказал Яша. - Нужно иметь краски, кисточку, фантазию и трудолюбие. У меня всё это есть.
- Ну что ж, - сказал учитель, - давай попробуем. Для начала нарисуй мне маленького серого мышонка.

Учитель отошёл к другим ученикам, а Яша принялся за работу.

Через десять минут учитель подошёл к котёнку Яше.
- Как дела? Нарисовал?
- Вот, - ответил котёнок и протянул учителю… чистый лист бумаги.
- А где же мышонок? - спросил учитель. - Я что-то его не вижу…
- Я его съел, - виновато сказал Яша.
- Ладно. Тогда я попрошу тебя нарисовать стакан с молоком.
- Хорошо, - сказал Яша. - Это для меня пустяк!..

Учитель через некоторое время опять подошёл к котёнку.
- Ну, показывай свой рисунок!
- Вот, - сказал Яша и снова протянул учителю чистый лист.
- Понимаю: молоко ты, конечно, выпил. А где же стакан?
- Но стакан же прозрачный - его совершенно не видно!
- Так… Тогда вот тебе третье задание: нарисуй, пожалуйста, собаку. Рыжую… - добавил учитель и отошёл от котёнка.
- Всё! Я закончил! - крикнул котёнок так громко, что все ученики обернулись.
- Покажи-ка, покажи.

Учитель взял рисунок и удивлённо поднёс к глазам. На этот раз посреди чистого листа бумаги была изображена только жирная оранжевая точка.
- Это и есть собака?
- Да, - сказал котёнок. - Сначала я представил себе большую рыжую собаку. Она была такая большая и страшная, что я от испуга забрался на самое высокое дерево. А оттуда, с вершины дерева, собака показалась мне совсем маленькой, величиной с точку. Так я её и нарисовал…
- Вот что, - сказал учитель рисования. - Фантазия у тебя есть, а вот трудолюбия я что-то не заметил. Приходи-ка, Яша, в другой раз!..

Как котёнок Яша играл в прятки

Как-то утром, когда солнечные зайчики весело прыгали в лужах, котёнок Яша вышел погулять. Во дворе его уже ждали друзья - гусёнок Гоша и поросёнок Хрюша.
- Во что будем сегодня играть? - спросил котёнок Яша.
- Я предлагаю в прятки, - сказал гусёнок Гоша. - Кто знает хорошую считалку?
- Я знаю! - сказал поросёнок Хрюша, вот послушайте: « Эники-беники ели вареники…»
- Нет-нет, - вмешался котёнок, - мне эта считалка не нравится. Во-первых, кто такие « эники-беники »? И, во-вторых, я не люблю вареники. Хотите, я сам сочиню считалку?

Шёл котёнок по дорожке,
Видит он: стоят сапожки.
Стал в сапожках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Нет, - сказал гусёнок Гоша, - это нечестно! Выходит, что ты нашёл сапожки, а я ничего? Давайте лучше я сочиню считалку:

Шёл гусёнок по тропинке,
Видит он - стоят ботинки.
Стал в ботинках он ходить.
Выходи - тебе водить!

Ничего себе получается, - обиделся котёнок Яша. - Значит, тебе - ботинки, а я - босиком ходи? Так я играть не согласен!
- Погодите, - сказал поросёнок. - Я тоже придумал считалку: «Шёл поросёнок по…» Нет, не так. «Однажды поросёнок шёл по тропинке. Видит: стоят красивые сапожки. Идет дальше. Видит: ботинки стоят. Новые. Взял поросёнок сапожки и подарил котёнку Яше. А ботинки - гусёнку Гоше. Выходи - тебе водить!»
- Ха-ха-ха! - засмеялся котёнок. - Какая же это считалка! Она ведь совсем нескладная!
- Нескладная, зато справедливая, - возразил гусёнок. - Теперь у меня есть ботинки, а у тебя - сапожки. Только вот у поросёнка… Хрюша, почему ты себе ничего не нашёл?
- А мне не нужно, - ответил поросёнок. - И потом, разве вы не знаете, что самое приятное, это когда даришь что-нибудь своим друзьям?
- Знаем, знаем, - закричали котёнок Яша и гусёнок Гоша. - Только мы про это забыли!
И друзья стали играть в прятки.

ИЗ РАССКАЗОВ ПРО МАЛЬЧИКА ПЕТЮ

Как Петя учил буквы


Когда Петя был совсем маленьким (ему было только четыре года), он читать ещё не умел, но уже знал четыре буквы: П, Е, Т и Я. И вы, конечно, догадались, почему он выучил эти буквы. Петя очень гордился тем, что сам мог написать своё имя. Правда, две буквы он не всегда писал правильно. Это буквы Е и Я. Он их иногда переворачивал, как в зеркале. А буквы П и Т он всегда писал правильно, не переворачивал. И вы, конечно, догадались почему.

Однажды папа сказал:
- Петя, давай я покажу тебе другие буквы. И буду рисовать картинки. Начнём с буквы А. С этой буквы начинается слово АРБУЗ.
И папа нарисовал арбуз.
- Хорошая буква, - сказал Петя.- Сладкая.
- А вот другая буква - Б. С неё начинается слово БАРАН. Вот смотри. И папа нарисовал барана, а рядом написал: «Б-е-е!»
- Смешная буква, - сказал Петя.
- А вот ещё одна буква, - сказал папа.- Буква В. С неё начинается слово ВОЛК. Сейчас я нарисую…
Но тут Петя куда-то исчез.
- Петя, ты где? - спросил папа.

Оказалось, что Петя спрятался в шкафу. И вы, конечно, догадались, почему…

Послушный Петя


Петя с самого раннего детства был послушным мальчиком. Например, ему говорят:
- Петя, ешь манную кашу!

И Петя ест кашу, хотя это ему не очень нравится.

Или говорят:
- Петя, не качайся на стуле!

И Петя не качается, хотя это ему очень нравится.

Однажды папа и Петя гуляли по улице и решили зайти в зоомагазин. Это был необычный магазин. Там продавали смешных хомячков, белых мышей и пушистых кроликов. А ещё там была большая клетка, в которой на жёрдочке сидела ярко-зелёная птица. Её глаза напоминали блестящие пуговицы, на голове торчал нелепый хохолок, а клюв загибался вниз громадным крючком.
- Какая смешная! - засмеялся Петя.

Папа показал на птицу пальцем и сказал:
- Попугай!
Петя кивнул головой, потом достал из кармана игрушечный пистолет, направил его на птицу и громко крикнул:
- Бабах!!!

Птица шарахнулась в сторону, захлопала крыльями, а потом сердито произнесла:
- Дур-р-рак!
- Чего это она? - обиделся Петя.
- Ты сам виноват, - сказал папа. - Зачем ты её пугаешь?
- Но ты же сам разрешил! - возразил Петя. - Ты сказал: «Попугай!», вот я её и пугнул!
- «Попугай» - так называется эта птица, - засмеялся папа. - А пугать птиц и животных нельзя. Понятно?
- Понятно, - сказал Петя. - Я больше не буду!
- Вот и хорошо! - сказал папа.
- Хор-рошо! - подтвердил попугай.

Как Петя ленился

Однажды папа попросил Петю:
- Сходи, пожалуйста, в булочную за хлебом!
- Мне лень! - ответил Петя.
- А ты, оказывается, ленивый! - сказал папа. - Это плохо!
- А разве ленивому плохо? - возразил Петя. - Лежишь себе на диване, сосёшь карамель «Барбариски» и читаешь интересную книжку с картинками. Вовсе даже неплохо!
- Неплохо, - согласился папа. - Но представь, что рабочие с карамельной фабрики вдруг скажут: «Нам лень делать конфеты!» Тогда ты останешься без барбарисок.
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Можно читать и без карамелек. Так даже полезнее для зубов.
- Хорошо, - сказал папа. - А если электрики скажут, что им лень давать ток? Выключат они рубильники и пойдут отдыхать. Как ты будешь читать в темноте?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду читать только днём, а вечером просто лежать. Так даже полезно для глаз.
- Ладно, - сказал папа. - Но ты забыл про писателей и художников, которые делают книжки. Однажды они скажут: «Нам лень сочинять и рисовать!» Тогда что ты будешь читать?
- Ну и пусть, - ответил Петя. - Я буду просто лежать. Это ещё полезнее для глаз.
- Допустим, - сказал папа. - А теперь представь, что мастерам-мебельщикам станет лень делать диваны и кровати. На чём ты будешь тогда лежать?
- Ну и пусть, - ответил Петя.- Можно прекрасно лежать на полу. Говорят, что на твёрдом лежать ещё полезнее.
- Ладно, - сказал папа, - а если строители домов…
- Понятно, - перебил Петя. - Тогда я просто буду гулять по улице. Дышать свежим воздухом ещё полезнее, чем лежать.
- Вот и прекрасно! - сказал папа. - Раз ты будешь гулять по улице, то зайди, пожалуйста, в булочную за хлебом!

Петин рисунок

После уроков папа зашёл за Петей в садик, и они направились домой.
- Ну, как дела? - спросил папа.
- Хорошо, - ответил Петя. - Меня сегодня Анна Григорьевна похвалила.
- За что?
- За рисунок. Постой, я тебе сейчас его покажу! - Петя порылся в сумке и вытащил альбом. - Вот, смотри!
- Неплохо, - сказал папа. - Мужчина, мальчик и собака…
- Нет, ты внимательно посмотри, - сказал Петя.
- А что?
- Разве ты не видишь? Это же ты, я и наша собака Пушок.
- Какая собака? - удивился папа. - У нас же нет собаки!
- Собаку можно купить. Ведь ты же обещал!
- Предположим. А почему - Пушок? Разве это собачье имя? Скорее кошачье.
- Не обязательно. Собака пушистая, поэтому я и назвал её Пушком.
- Ладно. А этот дяденька с усами - разве это я? Я ведь никогда не носил усов.
- Усы можно отрастить, - сказал Петя.
- А трубка? Я же никогда не курил. И курить не собираюсь!
- Ладно, - согласился Петя, - трубку я сотру резинкой. А остальное - похоже?
- Похоже. Особенно галстук и правый ботинок.
- А я? Себя я похоже нарисовал?
- Не совсем: брюки не похожи. На рисунке - брюки аккуратные, выглаженные, а в жизни совсем наоборот…
- Брюки можно выгладить, - сказал Петя. - Я маму попрошу.
- Пора самому научиться, - заметил папа.
- Научусь, - сказал Петя. - А в остальном я похож?
- Пожалуй, похож…
- А ты внимательно посмотри! По-моему, не всё похоже.
- А что?
- Видишь - на рисунке я ем мороженое.
- Вижу.
- А на самом деле никакого мороженого я не ем!
- Намёк понял, - сказал папа. - Мороженое можно купить!

И папа с Петей пошли искать мороженое.

Как Петя не обманул папу


Папа сидел и читал газету. К нему подошёл Петя и сказал:
- Папа, ты не будешь на меня сердиться?
- А что ты опять натворил? - спросил папа.
- Я взял без спросу твою новую шляпу…
- И что?
- …и сделал из неё домик для моего ёжика Егора. А Егор прогрыз дырку в твоей шляпе.
- Безобразие! - крикнул отец.

Вдруг Петя стал громко хохотать.
- Не вижу ничего смешного! - возмутился папа.
- Папа, с первым апреля! - сказал Петя. - Я и не трогал никакой твоей шляпы!
Тут папа стал тоже смеяться:
- Ха-ха-ха! Здорово ты меня разыграл! Вообще-то обманывать нехорошо, но первого апреля можно!
Вдруг папа взглянул на газету и сказал:
- Петя, а ведь ты всё перепутал! Ведь сегодня не первое апреля, а только тридцать первое марта!
Петя растерянно посмотрел на папу, потом вышел из комнаты. Через минуту он появился снова. В его руках была папина шляпа, из которой выглядывал ёжик.
- Что такое?! - совсем рассердился папа. - Выходит, это была правда?
- Нет, - ответил Петя. - Я посадил Егора в шляпу только сейчас, когда узнал, что сегодня не первое апреля. Ведь ты же сам говорил, что обманывать нехорошо! Теперь нужно только подождать, чтобы ёжик прогрыз дырку. Тогда получится, что я тебя нисколечко не обманул!

Про скороговорку

Петя, - спросил папа,- а ты знаешь, что такое скороговорка?
- Нет. А-а, это, наверно, такая девчонка, которая очень быстро говорит. У нас в старшей группе есть одна скороговорка - Аня Пирожкова. Она строчит как пулемёт - триста слов в минуту!
- Нет, - сказал папа.- Скороговорка - это шуточная фраза, которую трудно выговорить. Вот послушай: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет».
- Зачем? - спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем этот Карл уклар… улкар… Зачем он стащил у Клары её украшения!
- Не знаю, - сказал папа.- Может быть, в шутку.
- Ничего себе шуточки! Да и эта Крала… ой, Клара, тоже хороша: в отместку утащила у него музыкальный инструмент. А сама, небось, и играть на нём не умеет!
- Ладно, - сказал папа, - раз эта скороговорка тебе не нравится, я вспомню другую. «Во дворе трава, на траве - дрова».
- Зачем? - опять спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем дрова на траву положили! Ведь зелёную траву жалко - она засохнет! Неужели нельзя было найти другое место во дрове… ой, во дворе! Эта скороговорка мне тоже не нравится! Вспомни другую!
- А я больше скороговорок не помню, - сказал папа. - Хорошо, попробую сам придумать. Вот послушай: «Филипп пилой липу перепилил».
- Зачем? - снова спросил Петя.
- Что «зачем»?
- Зачем он репу перепилил… ой, липу перелепил… Ну, для чего Филипп дерево разрезал?
- Не знаю, - ответил папа, - может быть, на дрова.
- Ага! - рассердился Петя. - А потом дрова - опять на траву!.. Придумай лучше другую скороговорку. Только такую, чтобы природу не портить!
- Ладно, - согласился папа. - Не будем портить природу. Вот слушай: «Липа, Поля, Валя липу поливали». Ну, как?
- Какая «лимпополя»? - спросил Петя.
- Не «лимпополя», а три девочки - Липа, Поля и Валя поливали липу.
- Зачем? - спросил Петя.
- Чтобы быстрее выросла.
- Понятно, - сказал Петя.- Вот эта скороговорка хорошая. Добрая.

Игра в загадки

Папа, - сказал Петя, - давай играть в загадки.
- Давай, - согласился папа. - Кто начинает?
- Начинаю я. Слушай: «Усатый, полосатый, любит в кресле подремать». Что это такое?
- Я думаю, это наш дедушка. Он у нас с усами, ходит в полосатой пижаме и любит поспать после обеда. Угадал?
- Ничего не угадал! Это кот. Ладно, теперь твоя очередь.
- Хорошо. У меня такая загадка: «Рубашка жёлтая, нос чёрный, любит рисовать».
- Я думаю, - сказал Петя, - это художник. Сидит себе в жёлтой рубашке и рисует.
- А почему у него нос чёрный?
- Испачкался. Наверно, углём рисовал, а потом нос потрогал…
- Ничего подобного, это не художник. Это вот что, - и папа положил на стол простой карандаш.- Видишь, у него рубашка жёлтая, а грифель чёрный.
- Ладно, - вздохнул Петя, - теперь ты отгадывай. «Сам белый, нос красный, стоит зимой целый день с метлой».
- Мне кажется, это дворник. Он стоит на улице с метлой. Сам белый, потому что снегом его засыпало, а нос красный, потому что замёрз. Зима всё-таки.
- А что, разве дворники только зимой работают?
- Ну, наверно, этот дворник летом уезжает в отпуск. В Сочи.
- Нет, неправильно. И потом дворник зимой стоит не с метлой, а с лопатой.
- Ты прав, - сказал папа. - Так кто же это?
- Это снеговик. А нос красный - это морковка.
- Понятно, - сказал папа, - Теперь моя очередь. «На Л начинается, на А кончается, с чёлкой и хвостом, целый день скачет».
- Знаю, знаю, - обрадовался Петя. - Это Людка из шестнадцатой квартиры!
- Ты уверен?
- Конечно! У неё рыжая чёлка и хвост, и она целыми днями скачет через свою скакалку!
- Нет, Людку я не знаю. Это лошадка. Теперь ты загадывай.
- Сейчас… Вот. Моя загадка получилась даже в рифму: «Рогатый, а не бык, по ночам гулять привык».
- Так-так, - задумался папа, - Значит, рогатый… И не бык… А-а, это, наверно, козёл.
- Козёл? А чего это он по ночам гуляет?
- Ну, может быть, у него бессонница.

Петя засмеялся:
- У козлов бессонницы не бывает! Это месяц на ночном небе! Понятно?
- Да. Это хорошая загадка. Ладно, я тоже тебе в рифму загадаю: «Начинается на «МУ», очень нравится ему», - и папа показал пальцем на Петю.
- Мне? На «МУ»? - удивился Петя.- Интересно, что это такое?.. Если музыка, то ты ошибаешься. Музыку я не всегда люблю. Особенно, когда заставляют на рояле заниматься.
- Нет, это не музыка.
- Может быть, муха? Мух я вообще не терплю.
- Нет, не муха. И не муравей.
- А! Догадался! - радостно крикнул Петя. - Это мультики! Правильно?
- Да,- сказал папа и посмотрел на часы.- Кстати, твои мультики уже начинаются. Давай, включай телевизор!

Страничка для взрослых


Леонид Давидович Каминский, чей 80-летний юбилей мы отметили в апреле, был одним из самых дорогих моему сердцу детских писателей и просто очень близким и душевным другом.

Леонид Каминский был ещё и художником-иллюстратором детских книг, журналистом, много лет входил в знаменитое содружество писателей и художников «Боевой карандаш», работал в журнале «Костёр», где на протяжении четверти века вёл юмористический отдел. Наконец Леонид Давидович (которого все называли запросто и с любовью - Лёнечка) сумел стать неподражаемым актёром, придумавшим в свое время уникальный спектакль - «Урок смеха». Он известен не одному поколению читателей и зрителей как знаменитый Учитель Смеха…

К тому же Леонид Каминский прославился как знаток и ценитель детского юмора. Его коллекция школьного юмористического фольклора - может быть, единственная в нашей стране - могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса. Уже после кончины Леонида Давидовича удалось собрать все «экспонаты» в большую книгу под названием «История государства Российского в отрывках из школьных сочинений». Недавно эта книга вышла вторым изданием.

Леонид Каминский очень любил своих героев. Особенно котёнка Яшу и мальчика Петю. Про них у него написаны отдельные книжки.


Каминский умел быть оптимистом. Это не всегда просто, но всегда заразительно. Ведь так и хочется перенести тон и атмосферу таких отношений в свою семью, распространить и на своих детей. Все мы, его друзья, счастливы, что судьба подарила нам возможность с ним общаться и дружить.