Наша страна богата первозданными уголками природы, местами, куда редко ступает нога человека, таких себе безлюдных уголков старых парков, где всегда можно уединиться и помечтать, поразмышлять, а может, и назначить романтическое свидание. Как раз такое безлюдное место изобразил в своей работе Поленов, назвав картину Заросший пруд.
Наверное каждому человеку известно тихое место, которое стало для него излюбленным. Место, которое было когда-то популярным, а со временем приходит в запущение. Оно начинает зарастать травой, порослью, создавая ощущение первозданности природы. Как раз это и запечатлел Василий Поленов на картине Заросший пруд. Написал полотно автор в 1879 году, передав зрителю ощущение умиротворенности и свою любовь к русской природе. Вообще, Поленов писал разные картины. Это и картины на историческую тематику, портреты и панорамы, но особое место в его творчестве занимает живопись. К ней и относится картина Поленова Заросший пруд, по которой мы пишем наше .
Описание картины
Первое, что привлекает в картине, это буйство зелени. Сразу кажется, что это полотно написано с использованием только одного зеленого и только присмотревшись, мы видим и другие краски. Сюжет картины прост и каждому известен. Ведь подобные картины мы могли наблюдать в парках на берегах заброшенных водоемов. Однако автору удается изобразить природу по-особенному, и хочется всматриваться в каждую прорисованную деталь. Например, хочется рассмотреть на переднем плане каждую отдельную травинку, каждый цветочек, проросли на берегу. Далее мы видим водную гладь. Это и есть заброшенный пруд, в котором давно уже никто не купался. По нему спокойно плавают кувшинки, и возможно поют свою песню лягушки.
Справа мы видим деревянный мостик. И тут же воображение рисует какого-то рыбака, что сидел здесь и ловил рыбу или же мальчишек, которые резвились и прыгали с моста в воду. Рядом с мостом растет старый тополь. Он больше всего выделяется среди других деревьев. Так как место заброшенное, то мы видим как успела разрастись тополиная поросль. Далее видим заросли камышей и на заднем плане непроглядный парк, что стал подобен густому лесу.
При внимательном осмотре мы замечаем, что это безлюдное место не такое уже и безлюдное. Ведь в глубине парка с правой стороны мы замечаем девушку. Она спряталась в тени деревьев, присев на лавочку. В ее руках книга, а может быть личный дневник. Девушка погружена в свои размышления, слушая звуки природы. Это и птичий гомон, и шелест листьев, и стрекотание лягушек. Девушка уединилась, чтобы спрятаться от проблем, а может у нее просто назначено здесь свидание с любимым? Все может быть. В любом случае, заброшенный пруд, что на картине Поленова отличное для этого место.
Василий Поленов.Заросший пруд. 1879.Холст, масло. 80 ; 124,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.
Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.
Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.
В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?
Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.
Поленов занимался полотном еще до того, как отправился на русско-турецкую войну. Лето 1877 года Поленов проводит в деревне Петрушки под Киевом, именно здесь и был создан этюд, который стал основой данного полотна. Этюд пролежал до осени 1878 года, именно в этот момент Поленов перебирается с Арбата на тогдашнюю московскую окраину, в Хамовники. Чуть позже здесь же обосновался и Лев Толстой, купив усадьбу неподалеку. Многие, кто знают о толстовских идеях, которые были так по душе Поленову, называют это совпадение пророческим. Но познакомились они значительно позже.
Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой... Унынья моего
Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может.
Исследователь творчества Поленова, искусствовед Тамара Юрова так писала про эту картину:
"Живопись картины обнаруживает высокое мастерство Поленова–колориста. Картина почти целиком построена на градациях одного зелёного цвета. Тонко разработанная в оттенках зелёная гамма отличается исключительной красотой и богатством нюансировки. Кажется, в пейзаже нет двух абсолютно одинаковых тонов, как нет в нём и той несколько нейтральной краски, которая сплошь покрывала отдельные куски холста в «Московском дворике».
Картина «Заросший пруд» завершала определённый этап творчества Поленова, знаменовала наступление творческой зрелости. »
А искусствовед Элеонора Пастон так писала в своей монографии о творчестве Василия Поленова:
"В другом пейзаже Поленова 1879 года «Заросший пруд» возвышенно-мечтательное настроение художника нашло выражение в изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости. Это настроение подчёркнуто неподвижно задумчивой фигуркой женщины, белое платье которой одиноко выделяется в тёмной глубине деревьев. Могучие деревья парка, шатром окружающие хрупкую женскую фигурку, служат надёжным убежищем. Лирика пейзажного мотива очерчивается более ярко благодаря единству настроения мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Уход от тягот действительности в мир природы - тема, воплощение которой мы видим в этом пейзаже, - позже получит развитие и в творчестве самого Поленова конца 1880-1890-х годов..
Рецензии
Полностью согласна с предыдущим рецензентом - Вы помогаете увидеть работы художников так глубоко, так восхитительно - возможно, а так часто и бывает у талантливых людей - даже автор на подсознании написал то, чего не до конца понимал и сам...Вы же чутким и удивительно творческим взглядом, и, что тоже имеет особое немаловажное значение - красивым литературным словом, - излагаете суть и глубину, замыслы и задумки автора, напоминая и биографию, и исторические условия, и даже настроение художника...
Будто в живом объёме - перед зрителем и читателем встают образы, истории и авторов работ и их моделей, затрагивая ум и сердце читателя своими необыкновенными судьбами...глядя на нас с полотен лучистыми взорами и пытаясь что-то неведомое рассказать...
С Вашей удивительно тактичной и профессиональной, в лучшем и настоящем смысле этого слова, способностью раскрыть загадки и тайны лучших творений мирового искусства, причём, что также весьма ценно - правдиво и без витиеватых многоразливанных выдумок, чем часто грешат многие искусствоведы, - так многогранно и радужно открывается мир неисчерпаемого богатства самых возвышенных проявлений человеческой культуры...
Огромное Вам спасибо и за Ваши труды, и за то, что Вы щедро делитесь с читателем Своим талантом! Это огромный кропотливый труд, даже несмотря на наличие интернета - это можно назвать даром Божьим! Очень рада, что на этом сайте Вы поместили свои работы и дали возможность знакомиться с ними!
С искреннейшей признательностью, с глубоким уважением и пожеланием дальнейшего творческого вдохновения, здоровья, радости благодарных находок, успехов во всех Ваших делах! - Божьей Вам помощи! - с теплом и благодарностью, Лариса.
Огромное спасибо за этот замечательный отзыв.Для меня это как бальзам на душу.
Лариса,у вас самый настоящий литературный талант.Мне приятно,что у меня такие отзывчивые читатели.
Алина, дорогая! Это такая неожиданная приятная радость!!!
Хочется попрыгать на одной ножке и как известный герой любимого мультяшки весело воскликнуть: "Это мой любимый цвет!!! Это мой любимый размер!!!" Это мои любимые цветы!!!
Голубушка, милая Алина! Я очень обрадована Вашим тёплым вниманием, Вы даже представить не можете, каким сюрпризом оказалась Ваша необычная посылка! Особенно от Вас, чьей благоговейной читательницей я с большим удовольствием являюсь.
Здоровья Вам, счастья, крепости сил и творческого неисчерпаемого вдохновения!
Бог Вам в помощь, и Ангел-Хранитель да пребудет с Вами на многие благополучные лета!
С признательностью, с теплом души и искреннейшим уважением - Лариса.
Василий Поленов. Галерея картин и рисунков художника - Заросший пруд
Русский художник Василий Поленов
Заросший пруд
В изображении старого парка, торжественного в своей монументальной величавости, преобладает возвышенно-мечтательное настроение. Оно подчеркнуто хрупкой неподвижно-задумчивой фигурой женщины, одиноко выделяющейся на фоне темных деревьев, раскинувшихся могучим шатром и как бы служащих ей надежным убежищем. Лирика пейзажного мотива становится более явственной благодаря единому настроению таинственного мира природы и мира женской души, их своеобразному диалогу. Один из критиков Московских ведомостей писал о картине: Поленов превосходно владеет искусством и техникой изображения природы, идеальным центром для него является все-таки человек, и его присутствие чувствуется везде. Так и в картине Заросший пруд это не есть пруд вообще...У этого пруда есть своя история... В картине этой опять сказался романтик. Было бы весьма трудно с точностью определить ту категорию, под которую должна быть подведена картина г. Поленова... Картина Поленова - это то, что у немцев называется Stimmungsbild, такие картины рассчитаны на то, чтобы дать вам, прежде всего настроение и составляют в живописи приблизительно то же самое, что в поэзии составляет элегия. В пейзаже заметно стремление Поленова к эмоциональным и визуальным контрастам. Ярко-зеленая, с подробно выписанными ромашками на первом плане, солнечная лужайка соседствует с таинственной глубиной темных масс деревьев. Через подернутые воздушной дымкой деревья открывается голубизна неба с белыми облаками, выступающая контрастом темным деревьям парка. Близкое к стилистике ландшафтов начала XIX века разнообразие пейзажа, его романтическая таинственность, неожиданность сочетаний светлых солнечных и затененных его частей имели в своей основе выстроенную до тончайших нюансов систему пленэристической живописи, разработанную художником еще в этюде Пруд в парке. Олышанка (1876).
Страницы биографииB 1872 году жизнь Поленова, классного художника первой степени по исторической живописи и кандидата прав, складывалась очень удачно. Весной вышло постановление об отправке его на шесть лет за границу пенсионером Академии художеств «для дальнейшего усовершенствования в искусстве», с июня началась его командировка. Поленов посетил Москву, где осмотрел ряд частных коллекций живописи, затем Киев, Вену и Мюнхен. Художественная жизнь этого города захватила его «круговоротом работы». Круг художников, творчество которых привлекло особенное внимание Поленова, довольно широк и разнообразен... »
Учитель и ученикиМногие живописцы - Нестеров, Константин Коровин, Илья Остроухое, Исаак Левитан, Головин и другие - отмечали различные аспекты воздействия на них поленовского творчества. В начале 1880-х годов у Поленова появилась непосредственная возможность руководить художественным развитием молодежи. Осенью 1882 года он начал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, заменив в классе пейзажа и натюрморта Алексея Саврасова, и вел этот класс до 1895 года. В отличие от Саврасова, взывавшего к эмоциям своих учеников, Поленов обращал внимание прежде всего на технику живописи. Постепенно он погружал своих учеников в тайны колорита, которыми сам владел блестяще... »
Элеонора Пастон о Василии ПоленовеСвоеобразие художника, его личности было во многом связано с той средой, в которой он сформировался. Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в старинной дворянской семье, сохранившей традиции русского просвещенного дворянства, восходящие еще ко второй половине XVIII века. Отец Поленова, Дмитрий Васильевич, крупный чиновник и дипломат, был известным историком, археологом и библиографом. Дмитрий Васильевич сумел передать сыну глубокий интерес к древним культурам, в частности - к изучению русской старины, ее памятников. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, была детской писательницей и художницей-любительницей... »
, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Тип урока: урок развития речи с использованием ИКТ.
Цель урока: учить писать сочинение-описание по картине.
- познакомить с творчеством В. Д. Поленова;
- развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально откликаться на нее.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- компьютер;
- компьютерная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите, все ли у вас готово к уроку русского языка? А теперь кто тише сядет на место – девочки, мальчики? Хорошо, приступим к уроку.
2. Подготовительная работа.
Звучит музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола” (Приложение) .
У. – Ребята, вы прослушали музыку. Какое она у вас вызвала настроение? Это ощущение покоя, умиротворенности вызвала у вас музыка П. И. Чайковского “Времена года. Баркарола”. А теперь посмотрите на экран(Слайд 2) . Давайте прочтем написанные строки.
“Мне кажется, что искусство должно давать радость и счастье, иначе оно ничего не стоит”. Как вы думаете, кто мог сказать такие слова?
Д. – Музыкант, поэт, художник.
У. – Да, это мог сказать творческий человек. Эти слова принадлежат выдающемуся русскому художнику В. Д. Поленову. Он мечтал, чтобы русский народ знал русское искусство, своих художников.
Что значит – давать радость и счастье?
Правильно, и мы сегодня испытываем эти чувства, любуясь картинами Поленова, ведь он сумел подтвердить свои слова творчеством.
3. Знакомство с творчеством художника В. Д. Поленова.
У. – Посмотрите на экран (Слайд 3).
Василий Дмитриевич Поленов родился 1 июня 1844 года в Петербурге. Отец, Дмитрий Васильевич, был и историком, и археологом, и библиографом, принимал участие в подготовке реформ, помогших освободить крестьян. Мать, Мария Алексеевна, была дочерью известного архитектора, в молодости писала портреты, а также детские книги. Атмосфера, царившая в родном доме, подталкивала Поленова к увлечению науками и живописью. Систематические занятия живописью начались для него в 12 лет. Выполняя волю отца, Поленов поступил в Петербуржский университет, но по вечерам он занимался в Академии художеств.
После Октябрьской революции художник занимался просветительской деятельностью, создавал декорации к спектаклям.
В 1924 году ему было присвоено звание народного художника РСФСР.
У. – Когда я училась в школе, мы с одноклассниками ходили в трехдневный поход по реке Оке. На берегу этой реки расположен Музей-усадьба Поленово, где провел последние годы жизни В. Д. Поленов. Мы посетили этот удивительный музей. Посмотрите на экран, вот что мы там увидели (Слайд 3).
(Слайд 4). А теперь познакомьтесь с некоторыми картинами этого выдающегося художника.
“Московский дворик” в 1878 году принесла автору известность, “Бабушкин сад”, “Золотая осень”, “Христос и грешница”. Вот лишь малая часть богатого наследия художника.
4. Знакомство с картиной “Заросший пруд”.
У. – Посмотрите на следующую картину (Слайд 5) . Как бы вы ее назвали?
А теперь выберите из 6 названий наиболее, на ваш взгляд, подходящее, точное. Прокомментируйте свой выбор.
Перед вами репродукция картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”
5. Рассматривание картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”.
У. – Чтобы говорить о картине, ее надо прочитать, то есть внимательно рассмотреть и обдумать. (Дети внимательно рассматривают картину на Слайде 5 ).
У. – К какому жанру живописи можно отнести эту картину?
Д. – Я считаю, что это пейзаж.
У. – Обратимся к справочным материалам (Словарь С. И. Ожегова). Пейзаж – общий вид какой-то местности. Да, вы правы. Поленов – мастер пейзажа, он как – бы вдохнул жизнь в этот жанр, привнес новые возможности в живописную передачу природы.
У. – Какое настроение появилось у вас при первом знакомстве с картиной?
Д. – Покоя, тишины. Светлое, вспомнилось теплое лето, каникулы.
У . – Попробуем понять, почему картина вызывает такое настроение. На что вы обратили внимание? Что привлекло вас?
Свет и воздух – вот главное что привнес Поленов в пейзажную живопись. Он был мастером пленэрной живописи. Обратимся к словарю: пленэр – “открытый воздух”, передача в живописи изменений цвета, красочного богатства натуры, проявляющегося в естественных условиях под воздействием света и воздуха. Пленэрная живопись предполагает работу художника на воздухе, не в мастерской.
– Опишите пруд, парк, берег, небо, какими их показал художник.
– Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом уголке природы? Что бы вам
захотелось сделать?
– Какой день изобразил художник? Сравните цветовую гамму и настроение картины.
6. Размышление над картиной. (Слайд 6)
Дети отвечают на вопросы, напечатанные на экране. Уточняют и углубляют свои впечатления о картине. Они приходят к выводу, что будут писать сочинение – описание.
У. – Да, ребята, вы будете составлять текст – описание. Описание – это текст, в котором описываются предметы, явления, люди… В данном случае мы будем описывать картину. Такое сочинение должно быть насыщено именами прилагательными, сравнениями, образными выражениями.
7. Выбор эпиграфа. (Слайд 7)
У. – Прочтите отрывки из стихотворений И. Бунина и А. Фета. Какие строчки, по вашему мнению, больше подходят к картине “Заросший пруд”? Поясните свой ответ. Запишите понравившийся эпиграф в свой черновик.
8. Составление плана сочинения. (Слайд 8)
У. – С чего мы должны начать писать сочинение?
Д. – Во вступлении мы должны написать о художнике В. Д. Поленове.
У. – Что художник изобразил на переднем плане? Что является основным в картине?
Д. – Заросший пруд.
У. – Что у художника написано на заднем плане? Не так подробно прорисовано, но все же очень выразительно?
Д. – Старый парк.
Д. – Своим впечатлением и отношением к картине.
(Ученики записывают план сочинения на черновики.)
9. Лексическая и орфографическая подготовка. (Слайд 9)
У. – Наша речь должна быть богатой по содержанию, правильной по форме, образной. Надо быть внимательным к речи, точно употреблять слова, избегать повторов.
– Посмотрите на экран. Вы видите таблицу. Чтобы вам было легче работать над сочинением, давайте дополним ее прилагательными, образными выражениями, сравнениями.
(Ученики высказывают свои варианты, дополняя таблицу, и записывают понравившиеся предложения.)
У. – Подберите синонимы к словам:
Художник – живописец, пейзажист, мастер кисти.
Создает – пишет (но не описывает и не рисует)
Картина – полотно, репродукция.
Поражает – удивляет, изумляет.
10. Устное сочинение. (Слайд 10)
У. – Кто хочет попробовать рассказать другу о картине устно? Не забывайте придерживаться плана сочинения.
11. Самостоятельная письменная работа.
У. – Мы с вами рассмотрели репродукцию картины В. Д. Поленова “Заросший пруд”. Теперь пришло время написания сочинения. Не забывайте об абзацах. Если есть вопросы по орфографии, поднимайте руку. Желаю удачи!
(Учащиеся пишут сочинение в черновиках. Заканчивается работа проверкой сочинения с точки зрения орфографии, структуры и полноты раскрытия текста. После просмотра учителем, переписывают текст в тетрадь.)
12. Итог урока.
Список литературы.
- С. И. Ожегов “Толковый словарь русского языка”; Екатеринбург, 1994.
- О. В. Поленова “В. Д. Поленов и его дом – музей”; Москва, 2004.
- Н. В. Геташвили “500 шедевров русской живописи”; Москва, 2010.
Полотно поразило своим лиризмом и чувством искренней любви к русской природе, тишиной и умиротворенностью. Картина «Заросший пруд» написана великим русским художником Василием Поленовым в 1879 году и тогда же была продемонстрирована на семнадцатой Передвижной выставке, полюбившись всем ценителям истинного искусства.
При написании картины Поленов с присущим ему огромным талантом применяет всевозможные оттенки насыщенного изумрудно-зеленого цвета, изображая таин¬ственный уголок векового парка. Темно-зеленый цвет в тени парка свободно переливается в нежнейшую гамму, освещенных лучами полуденного солнышка верхушек деревьев вдали. Оттенки зелено-изумрудной гаммы отличаются своеобразной красотой и множеством невероятных нюансов. На полотне художника вы не найдете двух одинаковых оттенков.
Картины Василия Поленова завораживают философским взглядом на жизнь, любовью к миру и российской природе. Учат нас ценить красоту окружающего нас мира.
Загадочность и спокойствие присуще пруду, заросшему нежными кувшинками и зелеными щупальцами водорослей. Смотришь на пейзаж и представляешь, как поздним вечером около полуночи на деревянном мосточке сидят русалки, опустив чешуйчатые хвос¬ты в темень воды, медленными плавными движениями расчесывают свои длинные шелковистые волосы и терпеливо ждут заблудившегося прохожего.
Другой бережок, хотя и зарос высокой травой и скромными полевыми цветочками, освещен яркими лучами, пробившимися сквозь кроны высоких деревьев. Возникает непреодолимое желание, разуться и походить по траве, ощущая неразрывную связь с родной землей.
В глубине видна светлая женская фигурка. Девушка сидит на скамье, и в своем уединении не замечает ничего вокруг, уйдя в свои воспоминания о прошлом, а может быть, уже размышляет о будущем. Что несет оно ей? Кто знает? Что прошепчет ей тихий ветерок, тихонько проскользнувший меж деревьев, в этом уголке парка у заросшего тиной пруда?
Место и впрямь располагает к размышлению: затаенное спокойствие и только чуть слышный всплеск рыбки, ушедшей на глубину, или негромкая перекличка пичужек легко вплетаются в чут¬кую тишину. Даже легкий ветерок не тревожит этот покой. Нет ряби на воде, не шелохнется ни листочек, ни травинка. Все словно замерло.
Вглядевшись в уголок многолетнего тенистого парка, словно проникаешься ощущением гармонии жизни, восхищаясь красотой и величием природы. На душу снисходит мечтательное настроение. Этому настроению соответствует и фигурка женщины в светлом платье, которая словно лучик виднеется на заднем фоне картины. Вековые деревья, которые словно окружили ее, словно предлагают ей убежище от невеселых житейских дум. Лирика картины выражена в единстве природы и женской души, их безмолвному внутреннему диалогу.
Из глубин памяти непроизвольно возникают строки из стихов Пушкина А.С. – «печаль моя светла».
Пейзаж построен на высокоэмоциональном и визуальном впечатлении. Ярко освещенная зеленая лужайка, с ромашками, освещенная неярким солнышком, расположена по соседству с таинственностью парковых насаждений.
Через подернутые маревом деревья видна голубизна высокого неба с барашками облаков, как контраст вековым деревьям старинного парка.
Сейчас полотно «Заросший пруд» истинно русского художника Василия Поленова находится на экспозиции Государственной Третьяковской галереи в Москве.