Игры по истории в школе. Презентация на тему "дидактические игры на уроках истории"

Игра стимулирует развитее умственных способностей учащихся, так как включает себя: и ненавязчивость подачи монотонной информации,и возможность творчески проявить себя, получить желаемый результат при этом получив и знания, и навыки, умения.

Игра разбавляет и ненавязчиво включает обучающихся в процесс получения иногда сложных теоретических знаний, давая возможность обойти мысль о не способности усвоить, кажущуюся, сложной информацию.

Игра способствует познавательной активности обучающегося, дает возможность не только получить результат виде отметки, но и почувствовать себя победителем, что важно для формирования нормальной самооценки. В процессе игры важно дать понять детям, что проиграв, они все равно приобретают, что-то новое для себя: например навыки работы с текстом, информацией. Возможность благодаря приобретенным новым знаниями и умениями следующей раз. Крайне важно чтоб игры периодически повторялись, чередуясь и разбавляясь новыми играми. Не все игры применяемые впервые проходят «экспертизу» школьников, но те которые все таки заинтересовали остаются в практике учителя на долго.

Так, например удачные игры «Угадай личность» или «шифровщик». Игры, занимающие целый урок требуют тщательной подготовки и не всегда могут соответствовать всем целям урока, поэтому их применение актуально больше на внеурочной деятельности, чем во время обычного урока. Игры на уроке желательно применять не больше семи минут и разные на разных этапах одного урока.

Во время игры важно соблюдать правила. Правила игры должны соответствовать цели урока и индивидуальным возможностям учеников. Игровые действия регламентируются правилами игры и содействуют познавательной активности учеников, помогают раскрыть свои способности, применить полученные знания и умения. Правила должны быть одинаковыми для всех. Смысл и форма игры понятны и посильны для учеников. Если они не продуманны это усложняет понимание смысла игры и вызывает безразличие, дает совершенно, обратный результат. Правила определяют способ действия и последовательность, предъявляют требования к поведению и взаимодействию детей во время игры.

Учитель во время игры должен контролировать действия обучающихся, соблюдение правил, направлять, подбадривать, предупреждать возможность возникновения конфликтных ситуаций. Нарушения правил контролируется и делается замечание, однако замечание не должно занимать много времени отрывать от процесса игры. Так, можно выдавать памятки участникам на литках, или проговаривать правила, вместе с детьми дополнять их новыми. Подводя итог игры, провести его, в виде аргументированной самооценки или взаимооценивания.

Подводя итог размышлениям, можно сказать что никакой самый лучший метод или методика не приведут к успеху, если не будут пропущены через призму сознания педагога и не приобретут при этом что то новое, ту особенность характера, темперамента, привычного ритма который характерен каждой индивидуальности учителя. Любая игра должна быть органично воплощена и принята участниками учебного процесса непосредственно, с сохранением того же благоприятного климата на уроках как обычно.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

пгт. Троицко-Печорск

Интеллектуальная игра - викторина

« От Руси до России ».

(классный час для обучающихся 3-4 классов)

Составител ь :

Лёвкина О.Г. (учитель начальных классов)

2012 г.

Викторина по истории России для учащихся 3 -4 классов.

« От Руси до России ».

На звание « Знаток истории ».

Цель:

Создать для учащихся условия, которые позволят в увлекательной форме проверить свои интеллектуальные способности и дать возможность приобрести новые знания и расширить кругозор.

Задачи:

Учить детей использовать свои знания в нестандартной обстановке.

Развивать познавательный интерес к предмету окружающий мир и творческие возможности детей.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов младших школьников – одна из важнейших задач начальной школы. Именно решение этой проблемы определяет успех дальнейшего обучения детей. Если на самом раннем этапе появится желание узнавать новое, преодолевать трудности, искать самостоятельно нужную информацию, то процесс формирования личности пойдёт ровнее, на более высоком уровне.

Одним из средств, пробуждения интереса к предмету являются занимательные игры.

Само слово занимательный в словаре русского языка определяется как «способный занять внимание, воображение, интересный», то есть занимательность всегда связана с интересом.

Хорошим средством занимательности, используемым в учебных целях, является такая игра, как игры, созданные по подобию популярных телевизионных передач.

Подготовка:

Выборы 10 участников для участия в викторине.(обучающиеся 3-4 класса)

В классах проводится конкурс стихов о Родине, выбираются лучшие чтецы для выступления во время перерывов в игре.

Выбирается жюри.

Оборудование:

а) для учителя: мультимедиа, наградной материал

б) для участников : бланки для ответов(приложение 3), ручка .

Ход игры:

Уважаемые участники, президент России Дмитрий Медведев объявил годом российской истории 2012 год, на этот год «выпадает большое количество важных исторических дат – это 1150-летие зарождение российской государственности, 770-летие ледового побоища на Чудском озере, 460-лет взятие Казани войском Ивана Грозного и включение Казанского ханства в состав Московской Руси. 400-летие окончание смуты на Руси, 200-летие победы русского оружия в отечественной войне 1812 года, 200-летие Бородинского сражения, 150-летие со дня рождения Столыпина, 235 лет со дня рождения Ермолова, 70-лет начала Сталинградской битвы, 55 лет запуска первого спутника Земли».

Наша игра тоже посвящена Российской истории.

Правила игры:

Игра состоит из 3 туров. 1 тур – выбор ответа из 3 предложенных вариантов, 5 игроков давших наибольшее количество правильных ответов переходят во 2 тур, в котором необходимо выбрать одну из пяти категорий и ответить на 14 вопросов, три игрока, кто даст наибольшее количество правильных ответов, перейдут во третий тур, в котором предстоит из предложенного слова составить как можно больше, новых слов. Один игрок- становиться победителем.

И так 1 тур

В 1 туре необходимо за 5 секунд выбрать один из 3 вариантов ответов, написать букву - напротив цифры - обозначающих номер вопроса. После необходимо сдать судьям таблицы .

Н ачинаем!

(Приложение1) презентация 1 tur x

Пока жюри подводят итоги, на сцену вызываются чтецы 1 классов.

(Объявление участников, которые прошли во 2 тур, если 1 тур не выявил 5 победителей, для тех, кто набрал равное количество может быть проведен дополнительный тур)

В дополнительном туре надо соединить имена и прозвища великих людей.

Во 2 туре вам необходимо выбрать одну категорию из 5 предложенных. (Даты, Праздники, Архаизмы, Имена, Секрет)

Но чтобы узнать, кто первый будет выбирать категорию, поиграем в игру «дешифровщик». УСЛОВИЯ составления слова ТЕ ЖЕ САМЫЕ, что на мобильном телефоне, каждой цифрой можно набрать одну из трех букв. Например: цифры 4,5,6, могут соответствовать буквам к,о,т- то есть слово кот.

Кто быстрее отгадает это слово, тот и будет выбирать категорию.

Условия второго тура: Необходимо по выбранной категории ответить верно, на как можно большее количество вопросов, если вы не знаете ответа, то говорите: «дальше» и я вам задаю следующий вопрос . Судьи будут подсчитывать верное количество ответов.

Приложение 2

Пока судьи подводят итоги 2 тура выступят чтецы 2 классов

В 3 тур переходят – три участника набравших наибольшее количество баллов за верные ответы.

В третьем туре участникам предстоит из букв слова Летописец составить как можно больше слов, буквы в одном слове не должны повторяться более, чем они повторяются в слове летописец , слова должны быть именами существительными, существующими в русском языке. Время тура 3 минуты. Готовы? Вперед! К Победе.

Пока судьи подводят итоги 3 тура выступят чтецы 3 классов

Награждение, поздравление победителя.

Рефлексия

Игра подошла к концу, сегодня мы увидели, как много знают об истории нашей Родины участники игры, а кто из зрителей хотел бы оказаться на их месте? Есть ли среди вас те, кого заинтересовало какое-то событие и захотелось узнать о нем подробней, ведь год Российской истории продолжается, а строителями новой истории России будете вы История учит нас жизни, не совершать ошибки прошлого, любить и гордиться своей Родиной. Удачи всем в этом интереснейшем деле –изучении истории России.

В заключении стихи читают учащиеся 4 классов

В приложении 3 представлены бланки ответов для распечатки участникам и жюри

Литература:

    Головин Н. Н. «Моя первая русская история». – М.: Терра, 1995

    Данилов Д.Д. «Окружающий мир» вводный курс истории и обществознания «Моё Отечество», учебник в 4 частях. - М.: Баласс, 2007(Образовательная система «Школа 2100»)

    СиноваИ.В. «Государственные праздники России»: справочник школьника. СПб.: Издательский дом «Литера»,2006

    сайт http://umniy.com

    сайт – viki . rdf . ru

Технические данные презентации

    Слайды 1 тура меняются автоматически с интервалом 10сек. - вопрос, 5 сек. – пробел, для записи ответа участниками.

    При условии, что в 1 туре не выявились 5 лучших игроков, играется дополнительный раунд, переход на который осуществляется

    После того как игроки выбраны, разыгрывается их очередность при помощи игры «дешифровщик» (если не было дополнительного раунда переход осуществляется)

    Второй тур начинает тот, кто первым составил слово (история). Выбор происходит нажатием мышки на выбранную категорию, переход осуществляется по гиперссылке, нажатием клавиши «дом» осуществляется переход на первый слайд 2 тура.

    Когда все участники сыграли свои категории, возвращаемся на 1 слайд 2 тура. По стрелке идет переход к 3 туру, где из слова «летопись» составляются слова.

    Все слайды 2 и 3 тура меняются по щелчку.

Приложение 1

Для жюри и ведущего

1. Деревянные дома возводили:

а) каменщик б) плотник в) строитель

2. Деревянный крестьянский дом называется: а) изба б) терем в) хоромы

3. Помещение, которое сейчас называется комнатой, раньше называлось:

а) палата б) клеть в) сруб.

4. Невысокая земляная насыпь вдоль стен, служащая для утепления дома, называется:

а) фундамент б) ров в) завалинка

5. Накладная планка вокруг окна называется:

а) рама б) венец в) наличник

6. Как раньше назывались брюки? а) порты б) охабень в) азям

7. Длинная женская одежда без рукавов, с пуговицами по всей длине.

а) летник б) душегрея в) сарафан

8. Обувь из лыка а) сапоги б) лапти в) поршень

9. Обязательный головной убор бояр на Руси.

а) колпак б) повязка в) столбунец

10. Головной убор, под который прятали волосы замужние женщины.

а) волосник б) кичка в) кокошник

Приложение 2

Для жюри и ведущего

Даты

    Какое важное событие произошло на Руси 988 году. (Крещение Руси)

    В первый раз об этом городе упоминается в 1147 году, сейчас он известен всем, что это за город?(Москва, князь Юрий Долгорукий)

    Чем в истории Руси ознаменована дата 1240 год. (Победа над шведами Александра Невского на Неве)

    Какое событие произошло на льду Чудского озера в 1242 году? (Ледовое побоище, битва с немецкими рыцарями, полководец Александр Невский)

    Что произошло в 1380 году? (Куликовская Битва)

    Когда произошло свержение татарского ига. (1480)

    Какой год считается основанием Петербурга. (1703)

    Когда было отменено крепостное право?(1861)

    Что означают эти даты: 1941-1945 (Начало и конец Великой Отечественной войны)

    Событие, которое произошло 12 апреля 1961 года. (Первый полет человека в космос, Юрий Гагарин)

    Когда проходила Олимпиада в Москве.(1980)

    В каком году распался СССР?(1991)

Праздники

Архаизмы

    Очи(Глаза)

    Витязь (Воин)

    Идти четами (Идут парами.)

    Уста (Губы)

    Дюжина (Старинная мера числа, равная двенадцати)

    Нега (Сладкий, приятный сон, который закрывает глаза. )

    Вечор (Вчера вечером.)

    Бает (неправду говорит).

    Баталия (сражение, битва , бой )

    Гуторить(разговаривать)

    Картуз(мужской головной убор с козырьком)

    Перст (палец руки)

    Стольный град (главный город, столица)

    Падчерица (неродная дочь одного из супругов)

Имена

Секрет

Приложение 3

Бланки для участников и жюри

1 тур

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

1 тур

Фамилия _________________________

имя ______________________

класс _______________

буква

Правильные ответы на 1 тур (жюри)

Дополнительный тур

ФИ._________________

имена

прозвища

Правильные ответы (жюри)

имена

прозвища

Для 2 тура(жюри)

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

ФИ._________________

Для 3 тура (участникам)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра – это естественная для ребёнка форма обучения. Она – часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из естественных потребностей ребёнка.

Игра способна также решить ещё одну проблему – она органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности.

Сами по себе игры были созданы для детей дошкольного возраста впервые их ввели Ф. Фребель и М. Монтессори, но постепенно они стали проникать в начальную школу, а затем и в среднее звено. В наше время игры имеют место так же в старшей школе и за её рамками (ВУЗы, академии и т.д.)

Ещё в 1960е годы начала распространяться формула “учение с увлечением” пропагандируемая Соловейчиком С. Л.

Конечно сейчас, когда существует множество различных методов проведения уроков с элементами игр, можно дать детям материал интереснее, “заставить “ работать на самих же себя, но тут же возникает вопрос: “А подготовка? Где взять, где найти время? А шум, который может помешать вести урок в соседнем кабинете?” Эти и не только вопросы, казалось бы мелочи, но именно они пугают некоторых учителей, мешают подойти творчески к каждому уроку, самим вместе с детьми поиграть, разрядить обстановку. Ну станьте на время, минут на 40 таким же ребёнком, сыграйте с ними, станьте им ближе, поразмышляйте как они. Время, проведённое вместе с детьми, будь то урок или подготовка к нему сближают учителя и учеников, заинтересовывает и завлекает детей. Даже самого отсталого ученика играя можно чему-нибудь обучить.

Мало подходящих, описанных игр, или они кажутся вам не интересны. Составьте игру сами, но так, чтобы она завлекла детей и соответствовала поставленным Вами задачам и целям. Некоторые игры намного облегчают работу учителя.

Вывод можно сделать такой – нужно вводить пусть если не всю игру, то её элемент это разнообразит урок и дает детям проснуться, встрепенуться, оживлённо обсуждать поставленную проблему. Сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы заранее отвечают на Ваши вопросы: Почему так? А если? И многие другие.

Важно заметить, что термин “занимательность” точно отображает суть игры (не “забавность”, “развлекательность” или “состязательность”.) В забавности и развлекательности есть элемент отсутствия деятельности: далеко не все игры состязательны. В то же время понятие “занимательность” отражает больше увлеченности деятельностью; оно содержит в себе субъективную особенность игры: одна и та же игровая ситуация может для одного являться игрой, для другого – нет. Занимательность представляет собой необходимый эмоциональный фон для любой игры. Какова же структура игры:

В дидактической игре отчетливо просматривается свойственный характер: при объяснении игры для детей главное – сама игра, а для учителя главное – дидактический результат.

Если учитель не играл раньше на уроках, то сначала лучше планировать проведение игры на конец урока. Если не видно желания детей играть, то лучше от этого отказаться, так как это не принесёт ожидаемого результата, мало того, она может иметь отрицательные последствия.

Однако игра – это одна из форм обучения, она должна органически включаться в учебный процесс по предмету в тесной связи с другими видами учебной работы.

Игра – это яркий и эмоциональный праздник. На это указывали многие известные педагоги: А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Главное помнить: если игра не получилась, то это не значит, что игра плохая, может просто не так организована, т.к. в организации игры всё должно быть продумано до мелочей.

Не следует много говорить до начала игры, лучше максимально уделить время самой игре.

Структура организации игры:

  1. Выбор игры
  2. Подготовка игры
  3. а) предварительная подготовка учащихся к игре (не всегда)

    б) подготовка непосредственно перед игрой (должна быть направлена на создание эмоционального игрового настроения)

  4. Введение в игру
  5. а) предложение игры детям

    б) объяснение правил игры

    в) выбор участников игры

  6. Ход игры
  7. Чем интересны и занимательней игра, тем больший развивающий, образовательный и воспитательный результаты могут быть достигнуты.

    а) начало игры (уточнение нюансов)

    б) развитие (кульминация)

    в) заключение (важно вовремя поставить точку)

  8. Подведение итогов.
  9. Оценка и поощрение школьников

  10. Анализ игры (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния.)

Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в разных позициях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор.

Так же я хочу отметить, что игра помогает сдружиться классу, учит оказывать взаимопомощь, поддержку, даёт возможность тянутся в центр ко всем, а не оставаться на периферии, ученик может не бояться быть отвергнутым, т.к. если работает команда, то место в ней, для достижения высокого результата, найдется всем.

Основой успешного усвоения любого учебного предмета, и том числе истории, у подростков является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира, и на привлекательности самого процесса деятельности. Эмоциональность игры – очень важная её особенность, которая делает её успешной и нужной не только у младших школьников, но и у подростков.

Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, кипучей деятельности.

Игра создает особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении “ на равных” , где исчезает робость, возникает ощущение – “ я тоже могу”, то есть в игре происходит внутреннее раскрепощение.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний. В игре происходит огромная воспитательная работа.

В игре “ именно овладение знаниями становиться новым уникальным условием сплочения школьников – сверстников, условием обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу – и “ обретения себя”” (В.М. Букатов. Педагогические таинства дидактических игр. М.1997г.)

Игр может быть множество:

Классификация исторических игр

Хочу предложить урок – игру “Колесо Истории”

Урок предполагает повторение пройденного материала за 7-8 класс, а так же в увлекательной форме развивает интерес к предмету.

Оборудование: кареты (нарисованные) по числу заданий, плакат с названием игры,

Кроссворд (3 шт.), карточки с мимическим выражением(на каждого),криптограмма (3 шт.) головоломка (на каждого).Буквы: В,О,У,С,В,Р,О.

Класс заранее делится на 3 команды (разделение может проходить любым способом: по желанию, по какому-нибудь признаку и т.д.)

Начало игры.

Сегодня мы попали с вами в игру “ колесо истории”. Нам необходимо справиться с девятью различными заданиями, для того чтобы их решить быстро и правильно вам необходимо работать дружно и слажено, уметь слушать и слышать товарища. Желаю удачи!

Итак, первое испытание , оно оценивается в 1 балл, и называется “Немогузнайка”

Из букв, которые вы видите на доске вам необходимо составить слово.

Даю подсказку. Великий русский полководец, был ярым врагом муштры. Воспитывал в солдате смекалку, знание своего дела, умение ориентироваться в обстановке. (Суворов)

Конкурс 2. “Интервью с историческим героем”

Детям заранее, до начала игры, дается задание придумать интервью с историческим лицом (два человека из команды). Далее они представляют его командам не называя имени. Команда должна определить и назвать исторического деятеля и время егоправления.

Конкурс 3. “О ком? О чем?”

Задание оценивается в 5 баллов.

1. Почему копье и щит неразлучны, но извечные враги.?

(Копьё для нападения, а щит – защита от него.)

2. Что означают слова женщины отправляющей мужа на сражение: “ С ним или на нем:”?

(Вернись победителем или погибни со славой).

3. Как назывался в царской армии солдат, не мечтавший стать генералом, но служивший ему?

4. Вид старинного оружия, которым делали секирбашка?

5. Кто создатель Андреевского флага, рисунка к нему?

(Петр 1. Белый цвет – вера, косой крест символ верности.).

6. Как называют надплечные знаки в русской армии и на флоте?

(Погон и эполет)

7. Кого называют бойцом невидимого фронта, опровергнувшем поговорку: “ один в поле не воин”?

(Разведчик)

8. Как называется подросток, Обучающийся морскому делу?

(Юнга)

Конкурс 4. “Темная лошадка”. “Куда пойти учиться?”

Задание оценивается в 3 балла.

Дети должны отметить учебные заведения для представителей пяти социальных групп с учетом их возможности и направленности.

  1. Духовная академия Дворянин
  2. Морской корпус Купец
  3. Солдатская школа Солдат
  4. Штурманская школа Разночинец
  5. Артиллерийский корпус Представитель духовенства
  6. Смольный институт
  7. Народное училище
  8. Коммерческая школа
  9. Пажеский корпус
  10. Медицинская школа.
  11. Ремесленная школа
  12. Академия художеств
  13. Семинария.

(Дворянин – 2,5,6,9; Купец – 8; Разночинец – 4,10,11,12; Духовентво – 1,13; Солдат – 3,7)

Конкурс 5. Кроссворд

По вертикали вы прочтёте выражение “как называли себя жители Древней Греции”

Конкурс оценивается в 2 балла

  1. … язык (Эзопов)
  2. … пята (Ахиллесова)
  3. … муки (Танталовы)
  4. нить … (Ариадны)
  5. … конь (Троянский)
  6. … конюшни (Авгиевы)

Конкурс 6. “Головоломка”

Оценивается в 5 баллов (Приложение 2)

(Их главное достоинство – мужество)

Найдя буквы с одинаковыми значками и составив слова, вы прочитаете что сказал греческий историк Геродот о Персах.

Конкурс 7. “Блеф–клуб”

Оценивается (4б).

1) Верите ли вы, что казнь декабристов была проведена дважды?

(Да, т.к. при казни Рылеева, Каховского и Муравьева оборвались веревки их виселиц)

2) Верите ли вы, что, Александр II был внуком Александра I?

(Нет. Александр II является племянником Александра I.)

3) Верите ли вы, что Наполеон хотел породниться с Александром II?

(Да, французский император в 1910 г. сватался к сестре Александра I Анне Павловне, но Александр отказал)

4) Верите ли вы, что в начале XX в. в моде были галстуки, которые называли “столыпинскими”?

(Нет, столыпинскими галстуками назывались виселицы для осужденных за революционную деятельность)

5) Верите ли вы, что во времена расстрела царской семьи палачи были в ужасе от того, что никак не могли справиться с княжнами? Пули, казалось, отскакивали от корсетов царских дочерей и катались по помещению, словно градины.

(Да, действительно корсеты княжен были целиком прошиты драгоценными камнями.)

6) Верите ли вы, что когда строили Кремлевскую стену, то кирпичи промазывали сырыми яйцами, чтобы они плотно склеивались?

7) Верите ли вы, что во время Русско-персидской войны послом России в Персии был автор комедии “Горе от ума” Грибоедов?

(Да. 10 февраля 1828 года в деревне Туркманчай подписан составленный им мирный договор, по которому Персия отказывалась в пользу России от своих притязании на Грузию, Азербайджан и Восточную Армению)

Конкурс 8.“История оружия”

Конкурс оценивается в 3 балла

1. Как назывались первые русские воины?

(Дружинники)

2. Назовите виды холодного оружия.

(Булава, меч, пика, сабля, секира, шашка, штык, кинжал, топор, нож)

3. Как называется часть войск, идущая впереди главных сил?

(Авангард)

4. Как называют бойца, владеющего искусством меткой стрельбы?

(Снайпер)

5. Как называется здание, в котором живут солдаты?

(Казарма)

6. О ком в армии говорят, что они ошибаются один раз в жизни?

(О саперах)

Конкурс 9. “Гонка за лидером”

Оценивается в один балл.

  1. Столица древнего Египта.
  2. Подневольный человек.
  3. Древний гроб.

(Саркофаг)

По окончании игры детям предлагается поднять таблички с тем выражением лица, которое подходит к их оценке урока.

Также можно заслушать детей, почему ты поднял ту или иную картинку.

Желаю успехов!

Литература:

  1. М. В. Короткова “Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории”, М. 2003 г.
  2. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.
  3. М. А. Субботина “Игры и занимательные задачи по истории”, Можайск 2003 г.

Использование инновационных технологий на уроках истории. Дидактические игры на уроках истории.

Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими и запоминающимися. Особенно в сегодняшней школе, в которой постоянно расширяется предметно-информационная среда. Актуальной задачей школы является предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развитию навыков самостоятельного подбора и оценки полученной информации.Одной из форм обучения, рвзвивающей подобные навыки, является дидактическая игра.

Игра для школьника важна, понятна, это часть его жизненного опыта. Обучение в игре «происходит незаметно для учащегося,

потому что все его внимание сосредоточено на игре, а не на усвоении знаний, как это бывает во время обучения на уроках в школе».

Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы учащихся, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организовывает учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребенка, а не своего (взрослого) понимания.

Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связаны исторические события. Она исключает нелюбимое заучивание. В игре знания усваиваются через практику. Учащиеся не просто изучают материал, но и рассматривают его с разных сторон, раскладывают на разнообразные логические ряды.

Преимущество предложенных вариантов игр - простота использования для учителя и интерес их для учащихся. Я предлагаю использовать их во время изучения нового материала на комбинированном уроке истории.

Предложенные игры приближенны к тем, в которые дети играют на улицах, в летних лагерях отдыха. Много игр не требуют особенного реквизита и очень просты в исполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть, часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру вместе с другими видами учебной деятельности.

Игра «Переводчик»

Эта игра актуальна при работе с терминами. Трудности усвоения разных дефиниций обуславливаются сложностью научного языка. Чаще всего учащиеся просто запоминают исторические определения, не понимая их содержание. В процессе игры учащимся предлагается перевести историческую фразу с научного языка на доступный. Например: «Разночинцы - межсословная категория населения, преимущественно занимающиеся умственной работой = люди разного чина, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, поплнявших ряды русской интеллегенции». Учитель предлагает всем желающим высказать разные варианты. Самые интересные, доступные и лаконичные могут записываться в специальный исторический разговорник, который можно разместить, например, на стенде исторической информации в кабинете.

Игра «Три предложения»

Учитель зачитывает короткий рассказ или документ. Учащимся необходимо внимательно прослушать и передать содержание рассказа или документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание. Другой вариант игры - работа с печатным текстом. Это может быть отрывок из учебника. Три простых предложения учащиеся могут записать в тетрадь. В этом случае проще определить победителя.

Эта игра помогает развивать очень важное умение - выделять главное, на котором базируются и навыкивыки работы с прессой, и ориентирование в информационном потоке, а также умение составлять план, конспект, реферат.

Игра «Ожившая картина»

Учащимся предоставляются задания изобразить какое- либо историческое событие («Сбор дани», «Продажа крепостных», «Декабристы на Сенатской площади» и т. д.) или другую известную картину на историческую тему: «Переход Суворова через Альпы», «Боярыня Морозова», «Утро Стрелецкой казни» и т.п.

Учитель, объясняя новый материал, может «рисовать живую картину» с помощью учащихся. Например, при изучении темы «Реформы 60-70-хх гг. ХIХ века в России», раскрывая суть судебной реформы, учитель «рисует» картину пореформенного суда: учащейся, сидящий за первой партой среднего ряда назначается судьей, 12 человек назначаются присяжными заседателями. Из оставшихся учащихся выбирают в соответствии с ситуацией прокурора, защитника, подсудимого.

Игра «Реставрация» («Зашифрованный текст»)

Эта игра формирует одно из важных дидактических умений - умение составлять конспект. Конспект - это короткое изложение материала. Во-первых, необходимо научиться сокращать слова, выделять главное и избегать второстепенного; во-вторых, необходимо уметь расшифровывать конспект, то есть по короткой записи восстановить весь текст, максимально приближенный к исходному.

Для игры на доске или на карточке пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, без запятых, с пропусками слов. Учащимся необходимо восстановить текст. Приведем пример нескольких вариантов игровой задачи:

«Представьте себе, что вы работаете в архиве и нашли древние документы, которые почернели от влажности и выцвели. Вам необходимо восстановить текст».

Или, «Перед вами зашифрованный текст. Некоторые слова сокращены. Некоторые слова пропущенны. Вам необходимо из минимального текста сделать максимальный».

Или, «Представьте себе что вы на экзамене. У вас вопрос, который вы недостаточно знаете. Но наконец вам попалась шпаргалка. Ваша задача ее расшифровать и сделать из сокращенного текста связный ответ». Игра может происходить в группах или индивидуально. Когда игра происходит впервые, необходимо показать, что означает «расшифровать текст».

При проверке работ учитель ознакамливает учащихся с интересными вариантами различных ответов. Проведение этой игры подготавливает учащихся к игре другого типа: зашифровать текст, сократить слова и мысли насколько это возможно, но так, чтобы по ним можно было бы воссоздать первичный вариант, то есть, организовывается работа по составлению конспекта. Выполняя ее в форме игры, учащиеся проявляют заинтересованность, внимание, творчество, способствующие успешности не только в усвоении материала, но и в развитии умений.

Игра «Найди ошибку»

Эта игра обычно применяется при закреплении и повторении материала. Однако она может быть использована при изучении нового материала, если прежде чем искать ошибки, учащиеся ознакомились с этим текстом, но без ошибок. Таким образом, правильный текст является частью игры.

Учитель заблаговременно готовит несколько листков с текстом №1 (без ошибок) по теме, которая изучается, а также такое же количество листков с подобным текстом №2 , в котором специально сделаны ошибки.

Учащиеся могут работать с ними индивидуально и разделившись на пары или на группы по 4 человека (объединяются две парты). Учитель объясняет суть игры: « У каждого из вас (у каждой группы) на парте лежит текст. Вы должны внимательно ознакомиться с содержанием текста. На эту работу вам отводится 10 минут. Разрешается делать записи в тетради. Через 10 минут этот текст у вас заберут, и вы получите другой похожий текст. Только в нем будут ошибки, которые надо найти. Победит тот (или та группа), кто быстрее и правильнее найдет большее количество ошибок».

Игра «Из уст в уста»

Игру можно проводить со всем классом. Вызываются 4 человека. Три из них должны не надолго выйти из класса. Тот, кто остался, вместе со всем классом должен внимательно выслушать рассказ, который учитель зачитывает перед всем классом, и пересказать его одному из участников, вышедших за дверь. Рассказ должен быть коротким, интересным и содержать максимум дат и терминов. Как только рассказ зачитан, преглашается другой участник, выходивший за дверь. Его задача внимательно выслушать пересказ первого участника, чтобы потом передать информацию третьему участнику, который потом делится информацией с четвертым. Последний (четвертый) участник рассказывает классу о том, что он понял из рассказа третьего участника (важно, чтобы игра проходила динамично: пересказывать надо в быстром темпе, без пауз). После этого учитель медленно читает первый вариант рассказа, а потом помогает учащимся разобрать то, что оказалось сложным для пересказа, задает вопросы по содержанию темы.

Игра «Аукцион имен»

Эту игру можно проводить на уроках обобщения. На аукционе продается оценка «5». Каждый из учащихся может купить ее, подняв руку и назвав любую историческую особу, жившую в эпоху правления Ивана IV. Учащиеся называют известные им имена современников Ивана Грозного и записывают их на доске (для этого назначается один из учащихся). При этом малоизвестные имена комментируются. В момент спада активности участников аукциона учитель бьет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка, смог назвать имя еще одного героя. Он получает оценку «5» (или приз).

Второй вариант. Учащимся предлагается записать в тетрадях максимальное количество исторических имен, касающихся выбранной темы. На эту работу выделяется время, например, 5 минут. Через 5 минут начинается аукцион. Предлагается стартовая цена (скажем, 2 условные единицы). « Кто может предложить больше?»

Участники называют свои числа (по количеству имен в списке).

Победитель получает оценку «5» (или приз).

Игра «Историческая цепочка»

Задается тема. Первый участник игры называет имя любого исторического героя, связанного с этой темой. Следующий участник должен сначала сказать то, что сказал первый, а потом добавить новое имя, понятие, связанные с содержанием темы. Новый участник дополняет этот ряд. Наконец, выходит долгий ряд имен и понятий, по заданной теме.

Игра пройдет более организованно, если попросить всех игроков выйти к доске и стать в одну линию. Тот кто ошибается или делат очень долгую паузу, выходит из игры и садится на свое место. Линия перед доской быстро редеет. Один из учащихся записывает на доске созданный исторический ряд и определяет ошибки. Игроки стоят лицом к классу, поэтому записи на доске видят только учитель и те, кто выбыл из игры. Игра заканчивается беседой, в которой

определяется взаимосвязь слов, создавших историческую цепочку.

Игра «Историческая азбука»

Задается буква, например «П». Учащимся по одному, группой или парами предлагается за определенный промежуток времени написать список, состоящий из слов, начинающихся на эту букву или тесно связаных с изучаемой темой. Побеждает команда с самым длинным списком.

Игра «Отгадай героя»

Один из участников (ведущий) выходит из класса. Учащиеся загадывают имена исторических деятелей. Ведущий должен их отгадать. Ему позволяется задавать вопросы всем участникам игры. Но ответы могут быть только: «да», «нет», «частично».

Чтобы игра проходила более организованно, можно поставить следующие условия: между ответом и вопросом проходит не более минуты, ограничить количество ответов до 10 (то есть, тот, кто в ответах на 10 вопросов не угадал имя героя, уступает место другому участнику). Эту игру удобно проводить после «Аукционна имен», когда на доске записан большой список имен, что способствует большему разнообразию и меньшей стереотипизации при выборе героя, задав определенное количество вопросов. Игра приучает учащихся логически мыслить, правильно задавать вопросы, искать правильные ответы, делать выводы.

Игра «Отгадай термин»

Эта игра проводится также, как и предыдущая, только вместо героя класс загадывает любое историческое понятие, касающееся заданной темы.

Предварительный просмотр:

Игра - викторина для начальных классов

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНИЦАМ РУССКОЙ ИСТОРИИ

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.

Назначение: игра - викторина рассчитана на детей 7 -10 лет (2-4 классы).

Оборудование:

1. Репродукции картин:

2. Карточки с именами богатырей

3. Наборы предметов для археологической странички.

4. Наборы карточек с датами.

5. Комплекты карточек с изображением продуктов питания.

Ход занятия .

Участники делятся на команды по 5 - 6 человек, по 2 ученика из каждого класса.

Условия игры. Вопросы задаются командам по очереди. Правильный ответ приносит командам баллы - «жетоны». Если команда не ответила или ответила неверно, право дать ответ переходит к следующей команде.

Подведение результатов. Жюри оценивает ответы команд в соответствии с условиями. Каждый член жюри имеет по 5 очков, которые по окончании игры может присудить любой команде на своё усмотрение, либо разделить очки между командами.

СТРАНИЧКА ПЕРВАЯ - РАЗМИНКА

Ведущий загадывает загадки, отвечает команда, первая поднявшая руку. (Ответы - выкрики не засчитываются) От количества набранных балов зависит номер вступления в игру команды.

Рассыпался горох

На семьдесят семь дорог;

Никто его не подберёт:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица.

(град)

В брюхе - баня, в носу решет,

На голове – пупок.

Одна рука, и та на спине.

(чайник)

По дороге я шёл,

две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(штаны)

Два - ста ухаста,

Два - ста рогаста,

Четыре - ста ходаста,

Один пыхтун,

Один вертун.

(корова)

Сижу верхом,

не знаю на ком,

Знакомого встречу –

Соскочу - привечу.

(шапка)

Два брюшка,

Четыре ушка.

(подушка)

СТРАНИЧКА ВТОРАЯ - ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ. РУССКИЕ ПРАЗДНИКИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ И СУЕВЕРИЯ

Этнография - вспомогательная историческая наука, изучающая быт и обычаи народов.

Ведущий задаёт командам вопросы в порядке очерёдности.

2. В какой день недели встречали Масленицу? (понедельник - встреча)

3. Сколько времени длится Великий пост? (7 недель)

4. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в лесной чаще, отличающееся свирепостью, часто воровавшее детей и питающееся человечиной? (Баба Яга)

5. Как у славян называлось мифологическое существо, имеющее власть над лесами, там же и живущее? Любит пугать в лесу людей, мешает им вернуться домой (леший)

6. Как у славян называлось мифологическое существо, живущее в доме, охраняющее дом и живущих в нём людей? Дружит с котами, (домовой).

Выбрать правильный вариант ответа.

1. На Масленицу - катанье с гор, кулачные бои, игры, веселье и,конечно, же........

а) крашеные яйца; б) прыжки через костры; в) блины.

2.Вербная неделя является........

а) проводами зимы; б) встречей весны; в) встречей лета.

3. Песни - колядки поют во время праздника..........

а) Рождества; б) Масленицы; в) Пасхи.

СТРАНИЧКА ТРЕТЬЯ - БОГАТЫРСКАЯ.

Командам раздаются карточки с заданиями, жюри подсчитывает предварительные итоги, ведущий совершает со зрителями экскурс в историю, демонстрирует репродукции картин «После побоища Игоря Святославовича с половцами», « Богатырская застава», « Александр Невский».

Задания на карточках.

1. Перечислить оружие и доспехи русского воина (лук, стрелы, копьё, палица, шестопёр, булава, рогатина, меч, щит, шлем, кольчуга...).

2. Из перечисленных имён отметить имена русских богатырей (Вольга, Тугарин - Змей, Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович, Владимир Красно Солнышко, Василий Буслаевич, Соловей Разбойник)

СТРАНИЧКА ЧЕТВЁРТАЯ - РУССКИЙ НАРЯД.

Ведущий задаёт командам вопросы, за каждый правильный ответ начисляются баллы «жетоны».

Оформление с помощью картин « Царевна - Лебедь» (Врубель), « Боярыня у окна» (Маковский), « Женщина в кокошнике» (Аргунов).

2. Что одевали женщины под сарафан, платье? (сорочка, рубашка)

3. Самый распространённый головной убор, который используют в наше время (платок)

4. Деталь женского наряда, одеваемая поверх юбки, сарафана (передник)

5. Как называлась народная юбка (понёва)

6. Русская обувь, у князей была красного цвета (сапоги)

7. Головной убор замужней женщины (кичка, кика, сорока)

8. Повседневная обувь, плетёная из лыка липы, вяза, ракиты. (лапти)

9. Головной убор, чьё название происходит от названия петуха (кокошник).

Знаете ли вы, что :

Украшение воротника, состоявшее из нескольких рядов вышивки,

драгоценных камней, меха, называлось ОПЛЕЧЬЕ

Нарядная женская одежда, богато украшенная по подолу, вороту, с очень

длинными рукавами, называлась ЛЕТНИК

Нарядная мужская и женская одежда, широкая и долгополая,

застёгивающаяся спереди, богато украшенная золотым шитьём.

называлась ФЕРЕЗЕЯ

Бояре носили ГОРЛАТРЫЕ ШАПКИ, очень высокие, имевшие дома особое

почётное место. В жаркую погоду такую шапку носили на сгибе локтя.

МУРМОЛКА - это мужская шапка с меховыми отворотами

В 11 -14 веках было принято, чтобы мужчины носили ТАФЬЮ – небольшую расшитую шапочку.

СТРАНИЧКА ПЯТАЯ - ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ

Хронографией называли в Европе запись исторических событий.

ВОПРОС ЗРИТЕЛЯМ:

Как это называлось на Руси? (летопись)! балл

Самая известная летопись? (Повесть временных лет) 2 балла

Задание командам. Ведущий называет историческое событие, команды поднимают карточку с соответствующей датой.

1. Крещение Руси 988

2. Нашествие на Русь монголо - татар 1237

3. Куликовская битва 1380

4. Стояние на р. Угре. Конец монголе - татарского ига 1480

5. Основание Москвы 1147

6. Основание Санкт - Петербурга 1703

7. Поход Ермака Тимофеевича 1581

8. Первая русская печатная книга 1564

9. Начало династии Романовых (Михаил Романов) 1613

10. Пётр Первый принимает титул императора Российского 1721

11. Начало Великой Отечественной войны 1941

12. Окончание Великой Отечественной войны 1945

СТРАНИЧКА ШЕСТАЯ - АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ

Археология - вспомогательная историческая наука, изучающая предметы старины, найденные в результате раскопок.

ЗАДАНИЕ командам:

Каждая команда получает набор предметов (монетка.бусина, пластмассовая пуговица, кусочек верёвки, фрагменты х/б ткани и искусственного меха, гвоздь,батарейка, значок.....)

Определить, какие вещи могли быть найдены в результате археологических

исследований древнерусского города.

Рассказать, о каких занятиях жителей свидетельствуют находки.

СТРАНИЧКА СЕДЬМАЯ - РУССКАЯ КУХНЯ

Команды получают набор изображении продуктов. Задание - отобрать те продукты, которые использовались в традиционной русской кухне

Пока команды работают,

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

«Щи да каша - пища наша». А какие блюда русской кухни знаете вы? Ответы принимаются только после знака ведущего, выкрики не засчитываются. Баллы отдаются правильно ответившим учеником любой команде на его усмотрение.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ.

НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.