Петипа произведения. Биография мариуса петипа

О трех миллиардах на пиар правительства Андрея Воробьева мы уже писали, но в тени официальной пропаганды остались неохваченными вниманием общественности траты, намного превращающие расходы на СМИ.

Это содержание нескольких специализированных главков , типа главного управления территориальной политики Московской области, денно и нощно кующих победу местных отделений политической партии «Единая Россия». Прямо и неприкрыто за государственный счет сопровождающи х, а в отдельных случаях и ведущих списки кандидатов, получая помимо бюджетного финансирования, многомиллионные наличные «пожертвования». «Курирует» это дело заместитель председателя правительства Московской области Александр Костомаров, давно и обильно собирающий осенние урожаи единого дня голосования. Ведомство которого, видимо для обеспечения равенства всех кандидатов на выборах находится с избирательной комиссией Московской области в одном здании и даже на одном этаже.

Подсчитать совокупный бюджет, который тратит правительство Московской области на построение удобной вертикали власти, фундаментом которой являются немые, глухие и бесхребетные депутаты, невозможно. И не в последнюю очередь потому, что и эти деньги расхищаются в соответствии с главной доктриной правительства гастарбайтеров - после нас хоть три потопа.

Вот простая схема «намыва» бабла.

Для целей «освоения» создается такая «прачечная», как например ПРИСП. Конторы такого типа широко описаны Ильфом и Петровым в нетленных произведениях «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок».

Итак, центр прикладных исследований и программ, который неожиданно озаботился «прикладными исследованиями» вашего покорного слу ги. Откуда дует ветер гадать не нужно, достаточно немного полистать состав участников и учредителей фирмы Костомарова «Рога, копыта и шасси». Смотрим раздел - руководство. Александр Зверев - первый заместитель директора центра и по совместительству, первый заместитель председателя Общественного совета при ГУТП МО Александра Костомарова.

А теперь об информационной политике, этого с позволения сказать, информационного центра.

Что пишут товарищи «ученые»? А пишут они буквально следующее. Да, мы укомплектовали список кандидатов от политической партии «Единая Россия» на выборах в совет депутатов городского округа Чехов первого созыва рецидивистами, но это брутально. Да, это натуральные уголовники, но эти парни сделали себя сами. Один убил, по неосторожности, другой избил по случайности, третий украл по неопытности, а четвертый кинул банк на бабки, но это же клево!

Вчера, когда я возвращался с ток шоу на одном из федеральных телеканалов, мне позвонили и сообщили, что идут обыски у кандидата от ЕР Сергея Анашкина и что задержание лидера списка Марины Кононовой не за горами. Информация подобного рода поступает с завидным постоянством все чаще и чаще после ареста 15 августа Чеховского преступного авторитета Николая Павлинова, обвиняемого в многомиллиардных хищениях государственной собственности. И неудивительно, ведь большинство инкриминируемых Николаю Борисовичу событий происходили на территории Чеховского района, руководителем администрации которого является Марина Кононова, помолодевшая на триста лет, сосредоточенно грустя о своей судьбе с предвыборных плакатов политической партии «Единая Россия».

Писаки ПРИСПа опоздали на эпоху. Авгиевы конюшни Чеховского криминального района будут расчищены молниеносно и не в последнюю очередь именно потому, что криминал не стесняясь пошел во власть.

Правительству Андрея Воробьева не удастся превратить центральную область России в магаданскую зону, живущую по понятиям. Даже если многомиллиардный осенний урожай будет собран в полном объеме.

Народ не дремлет и выбор сделает точно не в пользу людей с уголовным прошлым или чиновников с уголовным будущим.

Ждать осталось недолго.

Николай Павлинов и дело с участием Подольских

В подмосковном Чехове сотрудниками ФСБ был задержан некий Николай Павлинов. Этот человек, известный в узких кругах как Павлин, а для более близких как КолЯ (с ударением именно на последний слог), прошел привычный для многих путь от активного члена «Подольской» ОПГ в «авторитетные» бизнесмены.

Однако, в отличие от своих коллег из соседних городов, полностью легализоваться Павлинову так и не удалось. Второе управление по расследованию особо важных дел Главного следственного управления СК РФ по Московской области возбудило уголовное дело по ч.ч. 1, 2, 3 ст. 210 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем).

По данным следствия, сообщники путем обмана незаконно приобретали права на принадлежащие государству земельные участки и здания, находящиеся на территории Чеховского муниципального района Московской области. На счету ОПС не менее пяти подобных эпизодов, подпадающих под ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой), произошедших в период с конца 2011 года по август 2016 года. В деле фигурирует сумма в 11 млрд рублей.

Имя 60-летнего Николая Борисовича Павлинова наверняка хорошо известно любому жителю Чехова. Особенно взрослому населению — тем, кто застал 1990-е, а еще лучше — занимался в те времена бизнесом. Согласно оперативным данным тех лет, Павлин, он же Коля, был ставленником лидера «Подольской» ОПГ Сергея Лалакина, известного как Лучок.

Лалакин и Павлинов (выделен) с митрополитом Ювеналием после награждения орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени

Рэкет, обман простых граждан при обмене валюты и продаже автомобилей, разбойные нападения и даже, по некоторым данным, заказные убийства — вот неполный список их деятельности в те годы. Позже под контроль группировки перешли крупные коммерческие предприятия, находящиеся на территории их влияния (помимо Подольского и Чеховского районов она включала в себя еще и Серпуховской).

Борис Иванюженков

По традиции группировки пополнялись перспективными ребятами из секций по единоборствам и качалок. «Подольские» в этом плане оказались дальновиднее и решили свои кадры растить самостоятельно. Еще в 1996 году приятель Лалакина и Павлинова — Борис Иванюженков, которого они больше знают как Ротана (по его признанию, прозвище означает рыбу, которая ест все подряд), организовал в Подольске Центральный спортивный клуб «Витязь» и стал его президентом.

В 1999 году в возрасте 33 лет Ротан стал министром РФ по физической культуре, спорту и туризму. Как писали СМИ, его назначение активно лоббировал известный борец Александр Карелин (тогда — советник главы правительства по спорту, а впоследствии депутат ГД).

В ответ на удивление журналистов по поводу такого выбора правительства Иванюженков тогда признался, что проблемы с милицией у него действительно в свое время были. Но за возбужденные уголовные дела ему позже принесли извинения и все обвинения сняли.

«Да ничего там и не было, — добавляет Иванюженков, — я со всеми милиционерами в городе, в области в нормальных отношениях. В принципе, мы все на учете в этой стране, как я думаю. Никуда не денешься от этого».

Правда, это самое прошлое не позволяло ему в полной мере выполнять свои министерские функции. Например, власти США отказались пускать российского министра в свою страну, куда он прибыл на переговоры с нашими «легионерами», играющими в НХЛ. Поэтому уже в 2000 году своей должности он лишился.

Борис Иванюженков

Однако на этом карьера Иванюженкова отнюдь не завершилась, уже в следующем году он стал советником председателя Госкомспорта РФ, в 2003-м избран президентом-ректором Подольского социально-спортивного института (ПССИ), в 2006-м — вице-президентом Паралимпийского комитета России, а в 2007-м — первым вице-президентом Федерации бокса России.

В 2011-м стал депутатом Государственной думы VI созыва. Ну и параллельно все это время не забывал про свой родной «Витязь», деньги на который, по признанию самого Иванюженкова, давали подольские бизнесмены. «Один пример, — продолжает в том же интервью министр, — вот городской рынок. Знаете, что там обычно все черненькие. Мы поставили беленького. Это, знаете, было тяжело. И теперь человек зарабатывает. Тоже помогает спортсменам. И всем это выгодно».

Александр Карелин и Борис Иванюженков

Кстати, одним из «беленьких» совладельцев Центрального рынка Подольска является сын Иванюженкова Антон. В прошлом году он прославился тем, что сбил двоих человек, врезавшись на своем BMW X6 в остановку. Выйдя из машины и даже не посмотрев в сторону пострадавших, Иванюженков-младший первым делом начал скручивать номера. Через несколько месяцев уголовное дело было закрыто, пострадавшие претензий не имеют.

Клуб Витязь

В 1996 году были зарегистрированы Подольская городская общественная организация Центральный спортивный клуб «Витязь» и ОАО «Витязь-спорт», которые и стали началом «спортивного движения» группировки. Под общим брендом «Витязь» в Подольске и Чехове вскоре стали появляться различные спортивные клубы, секции, тренировочные базы, спортивные комплексы и арены международного уровня.

Негласными владельцами всего этого были Лалакин и Павлинов, хотя в официальных документах их имена практически никогда не фигурировали. Все операции Лалакин проводил через свой благотворительный фонд «Наследие», Павлинов — через подставных лиц.

Сам Лалакин называет Павлинова «энтузиастом, который любит бокс, людей и Россию». В некоторой степени старые «боевые друзья» даже соревновались друг с другом: в Подольске появился футбольный клуб «Витязь», в Чехове — хоккейная команда с тем же названием. В Подольске открывается Ледовый дворец, в Чехове — Ледовый хоккейный центр.

Кроме того, в Чехове действуют Федерация смешанных единоборств «Золотой Витязь» и спортивный клуб бокса «Витязь» — тот, что сделал чемпионами Александра Поветкина и Дениса Лебедева.

Павлинов поддерживает Лебедева после его проигрыша Гилермо Джонсу

Денег на их раскрутку действительно не жалели. К примеру, для яркого начала профессиональной карьеры Лебедева в первом тяжелом весе ему в 2011 году даже устроили встречу с поистине легендарным Роем Джонсом-младшим.

Рассказывают, что, когда Роя Джонса в своем имении под Чеховом, которое находится на месте бывшего дома отдыха «Лопасня», принимал Павлинов, тот был напуган размахом жизни подмосковного «мецената» и потом все спрашивал: «Это была мафия, да? Мафия?».

Кстати, свой бой с Лебедевым Рой тогда проиграл.

Из интервью Лебедева Sports.ru после боя с Гильермо Джонсом.

— Вы как-то после боя благодарили Николая Павлинова.

— Да, совершенно верно.

— Что это за человек и чем он занимается?

— А почему вы об этом спрашиваете, хотел бы я спросить?

— Про него разное говорят.

— Я благодарен не только этому человеку, но и другим людям. Разные ходят мнения. Слухи есть слухи. Я живу в Чехове, часто бываю на «Витязе» (Павлинов — экс-хозяин хоккейного клуба «Витязь»). Болел за тот «Витязь» — не за тот, который сейчас. Сейчас стиль поменялся…

— Отчего-то все уверены, что русские бойцы из Чехова общаются с уважаемыми, авторитетными людьми. И правда так?

— Скрывать я ничего не собираюсь. Есть такие люди в нашей жизни, это не секрет. Я никого не хочу оправдывать или защищать. Но в своей судьбе я ни разу не встречал человека, о котором я слышал какой-нибудь плохой поступок. Это специфика моей работы: на бои приходят разные люди — в том числе и авторитеты разного рода. Поскольку я лидер своего дивизиона, мне приходится общаться с разными людьми. Но ничего плохого сказать про них я не могу.

Владимир Хрюнов

Ставший впоследствии официальным промоутером и Поветкина, и Лебедева Владимир Хрюнов появился на пороге «Витязя» в начале 2000-х. В 2003-м прямо в Чехове он организовал бой бывшего чемпиона мира по версии WBC Олега Маскаева против британца Джулиуса Фрэнсиса. После этого «чеховско-подольскиие» доверили ему и своих воспитанников.

Рой Джонс-младший во время получения российского гражданства с промоутером Владимиром Хрюновым

При этом Хрюнов часто говорил, что поединки столь высокого уровня проводить ему позволяют некие спонсоры, однако никогда не называл их. В 2013 году он достиг главной вершины в своей карьере, организовав встречу на ринге Поветкина и Владимира Кличко.

Бои такого уровня в России ранее не проводились. Боксеры получили баснословные даже по мировым меркам гонорары, а все мероприятие обошлось в 25 млн долларов. Правда, тогда же у Хрюнова появился партнер — Андрей Рябинский, по признанию которого накануне боя с ним связался глава «Роснефти» Игорь Сечин, предложив поделить расходы пополам. Чеховские спортсмены «намек» поняли правильно, и после боя и Поветкин (который тогда проиграл Кличко), и Лебедев ушли от Хрюнова к Рябинскому.

Любовь к боксу

Любовь к боксу у Павлинова проявлялась и тогда, когда он в конце 2000-х владел хоккейной командой «Витязь». Именно в этот период в ней появились свои тафгаи (игроки, основной задачей которых является устрашение противника, а также кулачные бои и «выключение» из игры наиболее опасных форвардов) — канадцы Дарси Веро, Джереми Яблонски, Джон Мирасти, Крис Саймон, Брэндон Сагдэн, а также Натан Перро, который после «Витязя» даже перешел в профессиональный бокс.

Болельщикам это нравилось — либо команда выигрывает, либо дерется. Хотя все же чаще последнее — к тому моменту лучшим достижением «Витязя» было 21-е место в турнирной таблице сезона 2010/11. За свои выходки команда неоднократно получала предупреждения от совета КХЛ, но у Павлинова были свои взгляды на спорт.

Например, драка на матче между «Витязем» и омским «Авангардом» в 2010 году началась уже на шестой секунде. «Авангард», в котором в результате драки были травмированы ведущие игроки, все-таки выиграл этот матч. А в 2011 году во время матча между «Витязем» и минским «Динамо» уже в ходе обычной (для чеховской команды) драки в ней даже принял участие тренер «Витязя» Андрей Назаров, который клюшкой «успокаивал» болельщиков минского клуба. Ситуацию удалось нормализовать только после вмешательства бойцов ОМОНа.

Успокоиться тафгаи «Витязя» зачастую не могли и за пределами арены — так, в один из летних вечеров Яблонски, Мирасти и Бреннан стали участниками потасовки на чужой свадьбе, поколотив подвыпившую компанию.

Просто сами нравы клуба на это толкали. По словам бывшего игрока «Витязя» Дениса Баева, хозяин клуба (Павлинов) всегда ходил с оружием. «И вот вроде перед каким-то матчем в раздевалку команды завалилась куча бухих людей с пистолетами, сказали, что, если выиграют, им дадут кучу денег, а если проиграют — то всех замочат», вспоминает хоккеист. К счастью, ту игру «Витязь» выиграл.

Неприятным знакомством с руководством клуба закончился и неудачный дебют в команде для голкипера Дмитрия Петцольда. Когда он в своей первой же игре пропустил сразу 5 шайб, то, по словам того же Баева, после игры ему пришлось долго кататься на джипе по лесу в неприятной компании. После этого он не стал требовать никаких компенсаций, а в 24 часа попросил разорвать контракт и уехал в Германию.

Деньги под ногами

Однако спорт для Павлинова был все-таки хобби, не приносящим большой выгоды. В 2012 году, по рассказам бывшего руководителя фан-клуба «Воевода» (объединяющего всех болельщиков хоккейной команды) Вячеслава Авдюнина, известного как Борщ, вышло так, что деньги на содержание клуба у Николая Борисовича закончились.

Президентом «Витязя» стал Михаил Головков, муж сестры Александра Медведева — заместителя председателя правления ПАО «Газпром», генерального директора ООО «Газпром экспорт» и до 2014 года президента КХЛ. Соответственно, изменился стиль игры, выгнали всех канадцев. Сделали команду, которая перестала развлекать болельщиков драками… то есть превратили «Витязь» в серую, безликую массу, — сожалеет Авдюнин.

Александр Павлинов

При этом клуб был записан на сына Павлинова — 27-летнего Александра. Формально владея профессиональным клубом уровня КХЛ (с апреля этого года в стадии ликвидации), сам он играл когда-то в «молодежке» — «Русских Витязях» (МХЛ).

На него же были оформлены и остальные компании Павлинова, который, судя по их профилю, основной доход имел со сделок с недвижимостью и создания инфраструктуры: ООО УК «Технопарк» (управление недвижимым имуществом), ООО «Виктори» (аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом), ООО Управляющая компания «АСК» (управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение), ООО УК «Сити Парк» (управление эксплуатацией нежилого фонда, прекратило деятельность в 2015 году), ООО «Энергопромсервис» (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям, прекратило деятельность в 2016 году) и ООО «Ходаево» (выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян).

Но управляет всем этим, конечно же, не сын. Согласно оперативным данным, у Павлинова было два основных помощника — Игорь Крыловский (Мавр) и Олег Стрекалов (Зика). Последний, помимо того, что был соучредителем большинства компаний Павлинова, владел также местным медийным холдингом «Чехов-вид». Криминальные, административные и информационный ресурсы позволяли «филиалу» Подольской ОПГ в Чехове прибирать к своим рукам самые лакомые земельные участки в районе.

Вмешательство спецслужб

Согласно неназванному источнику телеграмм-канала «Опер слил», спецслужбы решили вмешаться в эту стройную систему только лишь после того, как Стрекалов — уроженец украинского города Хмельник Винницкой области — начал выводить свои активы за рубеж. Он стал активно развивать свой бизнес на Украине, где у него имеются давние связи с нынешним вице-премьером Украины Владимиром Гройсманом и министром внутренних дел Арсеном Аваковым. Известно, что Стрекалов владеет двумя гостиницами в центре Киева.

Мариус Петипа родился 11.03.1818 г. в Марселе в семье известного провинциального балетмейстера.
Его отец, Жан Антуан Петипа, был танцовщиком, а впоследствии - балетмейстером и педагогом, мать, Викторина Грассо, - драматической актрисой.
«Служение искусству переходило тогда из поколения в поколение, - вспоминал Мариус Петипа, - и история французского театра насчитывает много театральных семей». Семья Петипа, как и большинство подобных ей, вела кочевой образ жизни.
Отец был его первым учителем.«Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

Мариус Петипа в возрасте 9 лет

Уже в 16 лет Мариус Петипа поставил свой первый спектакль в театре города Нанта.
В шестнадцатилетнем возрасте Мариус Петипа получил свой первый самостоятельный ангажемент. В полноценную театральную жизнь в то время вступали рано, и сейчас для нас поразительным выглядит тот факт, что шестнадцатилетний юноша, почти мальчик, получил место не только первого танцовщика в Нантском театре, но и балетмейстера. Правда, балетная труппа была невелика, и юному балетмейстеру «приходилось только сочинять танцы для опер, ставить одноактные балеты своего сочинения и придумывать балетные номера для дивертисментов».


Портрет Мариуса Петипа в шестнадцать лет. Около 1834г.

В 1847 г. директор Императорских театров предложил ему место первого танцовщика. Мариус Петипа без колебаний его принял и вскоре прибыл в Петербург.
В конце мая 1847 года извозчик вез по петербургским улицам странного пассажира. На голове его был повязан платок вместо картуза, который был украден в порту, сразу же после того, как он покинул борт парохода, прибывшего из Гавра. Прохожие веселились, глядя на странного седока; он веселился не меньше, видя себя в центре внимания. Так прибыл в Россию человек, которому суждено было определить направление, по которому в течение десятилетий стал развиваться русский балет.

"Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота, а не всевозможные прыжки, бессмысленные кружения и поднимание ног выше головы... Так балет падает, безусловно, падает». Петипа определил в этом высказывании те простые основные принципы, которыми он всегда руководствовался в своей работе - пластика, грация и красота.

Он считал Россию единственной страной, где это искусство балета процветало и стояло на правильном пути развития. В течение половины века он был главой Мариинского театра - одного из лучших балетных театров мира. Петипа определял пути развития классического танца на много лет вперед, став законодателем в мире балета не только для русской сцены, но и для мировой.

Как вспоминал о нем Николай Легат (Петипа был другом его отца), «молодой, красивый, веселый, одаренный, он сразу завоевал популярность среди артистов». Петипа не был гениальным танцовщиком, и успех его на этом поприще был обусловлен упорными занятиями и личным обаянием. Многие отмечали, что как классический танцовщик он был намного слабее, чем как исполнитель характерных танцев. Отмечали его артистизм и прекрасные мимические способности. По всей вероятности, если бы Мариус Петипа не стал танцовщиком и балетмейстером, то драматическая сцена приобрела бы великолепного актера. По словам известной балерины и педагога Вазем, «темные жгучие глаза, лицо, выражающее целые гаммы переживаний и настроений, широкий, понятный, убедительный жест и глубочайшее проникновение в роль и характер изображаемого лица ставили Петипа на высоту, которой достигали очень немногие его собратья по искусству. Его игра могла в самом серьезном смысле слова волновать и потрясать зрителей».

Определенную трудность для балетмейстера составляло его плохое знание русского языка, которым он практически так и не овладел за долгие годы пребывания в России. Правда, балетная терминология в основном базируется на французском языке. Кроме того, балетмейстер даже в пожилом возрасте предпочитал не объяснять, а показывать танцовщикам, что именно им нужно делать, пользуясь словами лишь в минимальной степени.

По воспоминаниям Легата, «самые интересные моменты наступали, когда Петипа сочинял мимические сцены. Показывая каждому в отдельности его роль, он настолько увлекался, что все мы сидели, затаив дыхание, боясь упустить хоть малейшее движение этого выдающегося мима. Когда заканчивалась сцена, раздавались бурные аплодисменты, но Петипа не обращал на них внимания… Затем всю сцену повторяли заново, а Петипа наводил окончательный лоск, делая замечания отдельным исполнителям».

Первым спектаклем, который поставил Мариус Петипа на петербургской сцене, был балет «Пахита», автором которого был французский балетмейстер Мазилье. Премьера заслужила благосклонное одобрение императора Николая I, и вскоре после первого представления балетмейстеру было прислано от него драгоценное кольцо в знак признания его таланта. Балет этот сохранился в постановке Мариуса Петипа более чем на семь десятков лет, а некоторые фрагменты из него исполняются и поныне.

В 1862 году он официально был назначен балетмейстером Петербургских императорских театров и занимал это место до 1903 года.

На сцене он обрел и супругу, женившись на танцовщице: «В 1854 году я сочетался браком с девицей Марией Суровщиковой, грациознейшей особой, которую сравнить можно было с самой Венерой».
Однако танцовщица, обладавшая «грацией Венеры», в семейной жизни оказалась далеко не идеальной женой: «В домашней жизни недолго могли мы ужиться с ней в мире и согласии. Несходство характеров, а может быть, и ложное самолюбие обоих скоро сделали совместную жизнь невозможной». Супруги вынуждены были разъехаться, а в 1882 году Мария Суровщикова умерла. Мариус Петипа женился во второй раз на дочери известного в те годы артиста Леонидова, Любови Леонидовне. С тех пор, по признанию самого Петипа, он «впервые узнал, что значит семейное счастье, приятный домашний очаг».
Разница в возрасте (Мариусу Петипа было пятьдесят пять лет, Любови - девятнадцать), характерах, темпераменте супругов была очень большой, однако, как писала в своих воспоминаниях их младшая дочь Вера, это не помешало им прожить вместе много лет и очень любить друг друга".


Фото сцены из балета "Дочь фараона" -хореограф Мариус Петипа (1818-1910) и композитор (1803-1870) Чезаре Пуни (1862г.) .
На снимке: В центре можно увидеть балерин (справа) Матильда Kсешинская (1871-1970) в роли принцессы Аспиччия, и (слева) Ольга Преображенская (1871-1962) в роли раба Рамзея.

В 1862 году Мариус Петипа осуществил первую свою большую оригинальную постановку «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, сценарий которой разрабатывал сам по произведению Теофиля Готье.
«Дочь фараона», сохранившаяся в репертуаре театра до 1928 года, содержала в себе элементы, присущие дальнейшему творческому развитию балетмейстера - и, следовательно, всего российского балета, который пошел по пути развития танцевального симфонизма и зрелищности. Продолжением развития танцевальности были многие балеты Мариуса Петипа, среди которых особенным успехом пользовались «Царь Кандавл» (в этой постановке впервые на балетной сцене Петипа использовал трагический финал), «Бабочка», «Камарго», «Приключения Пелея», «Кипрская статуя», «Талисман», «Синяя борода» и многие другие.

Перечень балетов, поставленных Мариусом Петипа на русской сцене, очень велик - их более семидесяти, а оригинальных постановок - сорок шесть, не считая танцев для опер и дивертисментов.

Ольга Преображенская, в роли феи Драже и Николай Легат - князь в ранней постановке "Щелкунчика" .
Императорский Мариинский театр, Санкт-Петербург

Среди них такие балетные спектакли, ставшие образцами классической хореографии, как «Пахита», «Дон-Кихот», «Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Эсмеральда», «Спящая красавица», «Сильфида», «Золушка», «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Конек-Горбунок», «Волшебное зеркало» и множество других.



Фото премьеры балета "Спящая красавица" Петра Чайковского
Хореография М. Петипа
1890


К.Брианца и П.Гердт в сцене из балета "Спящая красавица"

Лучшей своей работой Петипа считал балет «Спящая красавица», в котором в наибольшей степени сумел воплотить стремление к симфонизму в балете. И сама структура балета строилась по симфоническому принципу четкой организованности всех частей и соответствия их друг другу, взаимодействия и взаимопроникновения. Содружество с Чайковским во многом помогло этому. Сам композитор утверждал: «Ведь балет та же симфония». А сказочный сюжет давал балетмейстеру возможность поставить на сцене широкое, феерически красивое действие, волшебное и торжественное одновременно.

Несмотря на то, что последние годы работы Мариуса Петипа были омрачены закулисными интригами, он сохранил горячую любовь в русскому балету и к России. Его мемуары заканчиваются словами: «Вспоминая свою карьеру в России, я могу сказать, что то была наисчастливейшая пора моей жизни... Да хранит Бог мою вторую родину, которую я люблю всем своим сердцем».
О русском балете он неизменно говорил «наш балет». Франция была страной, в которой Мариус Петипа появился на свет. Россия стала его родиной. Он принял русское подданство и иного отечества для себя не желал даже тогда, когда был отстранен от работы в театре. Русских артистов он считал лучшими в мире, говоря о том, что способность к танцу у русских просто врожденная и требует лишь тренировок и шлифовки.
Имя Мариуса Петипа навсегда останется в истории мировой хореографии.

Мариус Петипа… француз, чье имя оказалось неразрывно связанным с историей русского классического балета. Влияние этого человека на балетное искусство было так велико, что конец XIX века нередко называют «эпохой Мариуса Петипа».

Будущий великий балетмейстер родился в Марселе в 1818 году в артистической семье: мать была драматической актрисой, а отец – Жан-Антуан Петипа – балетмейстером. Можно сказать, что и для Мариуса, и для его старшего брата Люсьена и сестры Викторины сценическая судьба была предрешена – хотели они того или нет. Семилетний Мариус таким желанием отнюдь не горел – как он вспоминал впоследствии, отец «сломал о его спину не один смычок». К счастью, Петипа-старший был достаточно строг и настойчив, и в 13 лет Мариус исполнил в поставленном отцом балете «Танцемания» свою первую роль – мальчика из Савойи, а три года спустя 16-летний юноша начинает работать в Нантском театре первым танцовщиком и даже… балетмейстером. Хотя труппа была небольшой, обязанностей у юного балетмейстера было немало: создание балетных номеров для дивертисментов, постановка танцевальных сцен в операх и одноактных балетов.

В последующие годы Мариус Петипа беспрестанно совершенствует свое искусство: гастроли в Америке вместе с отцом, обучение в школе Парижской оперы, три года работы в Испании, благодаря чему он смог изучить испанские танцы… И вот уже Мариус Петипа, которому нет и тридцати – весьма известный в своей стране балетмейстер, перед которым открываются блестящие перспективы… Но карьера сама по себе не интересует его – он хочет творить, достигая вершин в балете, который он воспринимает как «серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика и красота», а европейский балет вместо этого сосредотачивает внимание на технических приемах, которые Петипа презрительно называет «клоунскими упражнениями». Получив приглашение от российских властей, он без колебаний отправляется в Петербург, надеясь встретить в России иное отношение к балету и найти простор для своих творческих исканий.

Приехав в Петребург в 1847 году, Петипа завоевывает признание публики, выступая на сцене Большого Петербургского театра – и становится учеником и помощником Жюль-Жозеф Перро – главного балетмейстера. Тот не спешит позволять ученику работать самостоятельно и велит… изучать этнографию и историю, читая книги и посещая музеи – ведь творчество невозможно без разносторонних знаний.

И наконец в 1855 году Мариус Петипа ставит собственный дивертисмент под названием «Звезды Гренады» – вот когда пригодились впечатления и знания, полученные в Испании! Перро постепенно начинает доверять ему постановку одноактных балетов – «Парижский рынок», «Брак во времена регентства».

В 1860 году Мариус Петипа ставит свой первый балет в двух актах – «Голубая георгина». Эта постановка не стала его успехом, но неудача не заставила его опустить руки – он задумывается о новом балете, монументальном. Его внимание привлекает популярная в то время новелла французского писателя Теофиля Готье «Роман мумии». Так родился балет «Дочь фараона», поставленный в 1862 году.

В 1869 году Петипа вновь обращается к своему испанскому опыту – он пригодился при создании балета « », во многом построенном на испанских народных танцах – лишь партия Дульцинеи целиком принадлежала к области классического балета. В 1871 году для постановки в Москве Петипа все же переработал балет, усилив в нем роль классического танца и сократив комедийные сцены.

Некоторое время Петипа работает в основном над балетами развлекательного характера, критика упрекает его за «бесстыдство стиля, заимствованное у гротесковых итальянцев». Но в 1877 году он явил публике подлинный шедевр – балет « », в котором единство музыки, драматического действа и танца достигало предела. И сольный, и массовый танец отличался не только грацией, но и логичностью, придавая удивительную стройность балету в целом.

Петипа никогда не был похож на творца, изолирующегося от мира «в башне из слоновой кости» – напротив, своим творчеством он откликался на все, что происходило в общественной жизни. Началась Русско-турецкая война – он поставил балет «Роксана, краса Черногории», экспедиция Адольфа Норденшельда отправилась к Северному полюсу – создал «Дочь снегов», интеллигенция того времени интересовалась славянской культурой – появился балет «Млада». Особенно удавались Петипа сольные женские вариации, которые не были последовательностью виртуозных приемов, а являли собой сквозное развитие образа.

Тем временем популярность балета в России начинает снижаться. Выход из кризиса видится в повышении роли музыки в балете – музыки, которую напишут профессиональные композиторы. Возможно, первой удачей на этом поприще стало бы « » , если бы его ставил Мариус Петипа – но так не случилось. Больше повезло ученику Петра Ильича М. Иванову – его балет «Весталка» в постановке Петипа оказался удачным.

После неуспеха «Лебединого озера» нелегко было уговорить Чайковского на создание нового балета – но все же он взялся на сюжет, который предложил ему директор императорских театров . То была сказка «Спящая красавица». Совместная работа с Чайковским была для Мариуса Петипа сложной, но исключительно плодотворной. Премьера состоялась в 1890 году. Критика обрушилась на новое произведение, утверждая, что «в балет не ходят слушать симфонии» – но оно было принято публикой. Петипа ставил и следующий балет Петра Ильича Чайковского, тоже сопоставимый с симфонией – « ».

За те 17 лет, что Всеволжский возглавлял императорские театры, Мариус Петипа поставил немало прекрасных балетов. Наряду со «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком» это были « », «Пробуждение Флоры» и многие другие. С приходом нового директора – Теляковского – положение балетмейстера в театре изменилось не в лучшую сторону. Возможно, Теляковский, вообще избавился бы от Мариуса Петипа, если бы к великому балетмейстеру не благоволил император, но – не имея возможности уволить его – директор постоянно мешал его работе.

В последние годы жизни – несмотря на преклонный возраст и ухудшение здоровья – Мариус Петипа регулярно посещал театр, охотно давал советы артистам.

Великий балетмейстер ушел из жизни в 1910 году. Он похоронен в Александро-Невской лавре.

Музыкальные Сезоны