Проектная работа на тему "страховка и самостраховка на уроках физической культуры". Приемы страховки и самостраховки Страховка во время занятий гимнастикой

При проведении физических упражнений необходимо уделять особое внимание профилактике травматизма.

Действия воспитателя, связанные с предупреждением травматизма, называют страховкой. Эффект страховки достигается строжайшим соблюдением принципов обучения воспитания. Условием предупреждения травм являются: систематичность занятий, доступность учебного материала, прочность овладения им и т.д. Профилактика травматизма достигается также разумной дозировкой физических нагрузок, хорошей дисциплиной детей. Рациональной организацией выполнения упражнений. Но при выполнении некоторых упражнений все же возникает необходимость в страховке (непосредственное предупреждение падений, поддержка, удержание и др.). Такой страховкой должны сопровождаться обязательно прыжки в высоту с разбега, ходьба по бревну и др.

Профилактическими мерами предупреждения травм являются: предварительная проверка мест занятий, оборудования, безопасное размещение детей при выполнении физических упражнений (метание на дальность).

Страховка может быть связана с помощью (при ходьбе по бревну держать ребенка за руку). Но этим не следует злоупотреблять, чтобы не затормозить воспитание смелости, самообладания, выдержки.

Структура и содержание.

Структура физкультурного занятия включает:

I. Вводная часть

Цель: настроить детей на занятие, организовать детей, собрать внимание, подготовить организм к большей физической нагрузке.

II. Основная часть.

Цель : формирование двигательных умений и навыков, формирование физических качеств

1. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов.

2. Основные упражнения.

3. Подвижная игра.

III. Заключительная часть.

Цель: снизить физическую нагрузку, подвести итог.

1. Типы занятий.

Занятие традиционного типа, которое может носить обучающий, смешанный и вариативный характер Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым программным материалом (обучение спортивным играм и упражнениям, знакомство с правилами, содержанием, техникой видов движений и т. д)

Занятие смешанного характера способствует разучиванию новых движений и совершенствованию освоенных ранее. Оно строится главным образом на повторении пройденного материла.

Занятие вариативного характера основано на хорошо знакомом материале, но с включением усложненных вариантов двигательных заданий (подвижных играх, на полосе препятствий, в играх-эстафетах).

Занятие ритмической гимнастикой проводится под музыкальное сопровождение с включением разных видов ходьбы, бега, прыжков, танцевальных движений. Разучивание движений этих занятиях не проводится, так как весь программный материал должен быть хорошо знаком детям. Во время занятий у детей развиваются музыкально-эстетические чувства.

Занятие по интересам направлено на развитие двигательных способностей и творчества детей, где им предоставляется возможность самостоятельного выбора движений с предлагаемыми пособиями. Например, физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждой из которых расположены разные физкультурные пособия;

1-я зона: мячи разных типов и размеров; набивные (весом 0,5 кг); массажные; теннисные: мячи-шары и т. д.;

2-я зона: обручи разных размеров, резиновые кольца, скакалки, ленты, кегли и т.д.;

3-я зона: полоса препятствий (гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка, маты, дуги разных размеров, батуты);

4-я зона: тренажеры разных типов («Велосипед», «Бегущая дорожка», диск «Здоровье», детский эспандер и др.)

5 зона: комплект для спортивных(бадминтон, городки, теннис, мяч),

Воспитатель предлагает детям по желанию выбрать любую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользовать ся пособием, предлагает вариативность выполнения задания и т. д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, и дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую из них. В течение занятия дети проходят все игровые зоны.

Занятие тренировочного типа направлено на развитие двигательных и функциональных возможностей детей, включает большое количество циклических, музыкально-ритмических движений, элементы акробатики, дифференцированные двигательные задания на развитие быстроты реакции, ловкости и выносливости.

Игровое занятие построено на основе разнообразных подвижных игр, игр-эстафет, игр-аттракционов.

Сюжетно-игровое занятие содержит целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в условной форме окружающий мир ребенка; оно состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия («Путешествия», «Цирк», «Спортсмены», «Зоопарк», «Рыбаки» и т. д.). Такое занятие может включать разные задачи по развитию речи.

Занятие с использованием тренажеров и спортивных комплексов включает разнообразные упражнения: висы, лазанье по канату, шесту, гимнастической стенке, веревочной лестнице, упражнения на дисках «Здоровье», с эспандерами, гантелями и т.д. На занятиях может осуществляться работа на тренажерах («Велосипед», «Бегущая дорожка», «Гребля» и др). Важно, чтобы дети приобрели определенные двигательные умения и навыки, научились самостоятельно пользоваться тренажерами, овладели приемами страховки,

Тематическое занятие проводится по специальной методике, посвящено одному виду физических упражнений: лыжи, элементы игры в теннис, бас­кетбол, бадминтон. На занятиях этого типа важно добиваться хорошего ка­чества выполнения заданий.

Занятие комплексного характера (синтезирование разных видов дея­тельности). Как правило, используют­ся игровые упражнения типа: «Кто больше собрал предметов», «Собери кубики по цвету, парами, по форме».

Контрольно-проверочное занятие - своеобразный итоговый зачет, направ­ленный на выявление количественных и качественных результатов в основ­ных видах движений и в развитии физических качеств. В таких занятиях участвуют воспитатели групп и мето­дист. Основная цель: выявление оши­бок в технике выполнения движений и их устранение. Воспитатели заранее составляют протоколы оценки физи­ческих качеств и двигательной подго­товленности детей с учетом коэффи­циента двигательного развития каждо­го ребенка. В течение года занятия такого типа проводятся не менее трех-четырех раз, желательно в нача­ле и в конце учебного года. Результа­ты, зафиксированные в протоколах, анализируются, что дает возможность проследить динамику освоения деть­ми основных видов движений и раз­вития физических качеств.

Обязательное условие в туризме при преодолении препятствий - безопасность, которая обеспечивается тщательной физической, технической и тактической подготовкой, позволяющей выбирать оптимальный путь, график и правильно выполнять движение.

В этом разделе мы остановимся на обязательных для всех туристов-спортсменов приемах, обеспечивающих безопасность. Их можно разделить на три группы: командная страховка, самостраховка, судейская страховка.

Страховка - комплекс мероприятий, обеспечивающих задержание участника при срыве на сложном участке.

Для страховки (самостраховки) применяются обвязки (системы), веревки, карабины, крючья (см. раздел "Снаряжение"),

Крепление веревок производится с помощью узлов. В самых различных ситуациях можно обойтись относительно небольшим количеством узлов, но в завязывании их требуется достичь полного автоматизма. По мнению автора, это проводник, двойной проводник, срединный проводник, восьмерка, булинь, брамшкотовый, прямой, академический, встречный, схватывающие: пруссик, австрийский, Бахмана (карабинный), стремя (см. рис. 8).

Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю. Нижняя страховка - это когда веревка подходит к спортсмену снизу. Чтобы уменьшить расстояние падения, веревку можно продергивать через карабины, прикрепленные к неподвижным точкам опоры. Страховка называется верхней, когда веревка подходит к спортсмену сверху, а точка страховки находится не ниже груди. При этом сам страхующий может располагаться внизу, но страхующая веревка проходит через карабин, расположенный выше груди.

Страховка может осуществляться через естественные или искусственные точки страховки. Естественные точки страховки - скальный выступ, камень, дерево. Нужно, чтобы угол между идущей от рук веревкой и направлением возможного срыва был не более 90°. При уменьшении угла до 0° эффективность страховки растет.

Искусственные точки страховки - это скальные или ледовые крючья, петли, перила, передающие усилия на крючья, натянутые перила, по которым движется страховка и т. п. Для удобства работы с веревкой и уменьшения ее истирания на крючья и петли надевается карабин, иногда даже карабин с блоком.

Рассмотрим организацию страховки на скальной дистанции.

Как уже сказано, точками страховки могут быть деревья, растущие на склоне, или скальные выступы.. При их отсутствии приходится вбивать в трещины скальные крючья. Часто на соревнованиях вместо скальных крючьев вбивается стандартный ледовый крюк. Для ответственных точек страховки рекомендуется вбивать 2-3 крюка. На все вышеперечисленные точки страховки желательно надевать петлю из основной веревки.

При страховке через скальный выступ нужно предварительно проверить, нет ли на нем острых углов, которые могут перерезать веревку, или узких щелей, в которые ее может заклинить. Затем, если не надевается веревочная петля, страхующий закладывает веревку за выступ и становится к нему лицом или боком. Если угол между веревками близок к 0°, т. е. трение большое, веревку нужно держать руками по обе стороны выступа; если же угол около 90° - то с одной стороны. То же относится к страховке через дерево. При страховке через карабин веревку держат с одной стороны двумя руками, не ближе чем в 0,5 м от карабина.

Точки страховки необходимо располагать так, чтобы при срыве не было маятника. Поэтому при траверсе или Движении под большим углом к вертикали используется страховка через карабин, скользящий по перильной веревке. Для передвижения карабина можно применить другую веревку. Может быть использован способ оттяжки страховочного карабина.

Судейская верхняя страховка на скалах организуется не только для проведения соревнований, но и для подготовки дистанции. При этом целесообразно наверху подвешивать карабин, а самого страхующего располагать внизу: так удобнее корректировать его действия, да и ему лучше работать. У ног страхующего крепится карабин, через который проходит веревка. Если удобнее расположить страхующего наверху, то веревку нужно пропускать не через блок, а через карабин. При изменении направления движения возможны точки смены судейской. страховки, но таких точек должно быть меньше, поскольку при смене судейской страховки может в спешке возникнуть путаница, и спортсмен останется без страховки. Поэтому в судейской страховке часто применяется описанный выше способ страховки через скользящий карабин и способ оттяжки страховочного карабина.

Страховка при переправе. При переправе вброд первого человека необходимо делать так называемые усы. Для остальных впоследствии могут быть натянуты перила. Схема организации переправы показана на рис. 11. Следует подчеркнуть, что веревка прикрепляется к скользящему по грудной обвязке карабину. Кроме страховочной, к спортсмену должна быть прикреплена вторая веревка - для вытягивания в случае срыва (транспортировочная). Желательно, чтобы угол между веревками был равен 90°.

Рис. 11. Страховка при переправе вброд:
1 - страховочная веревка; 2 - транспортировочная



При переправе по камням через узкую реку бывает достаточно одной страховочной веревки.

При устройстве навесной переправы над рабочей веревкой, по которой переправляются команда и груз, висит дополнительная страховочная, натягиваемая командой или судьями.

Уточнения по страховке на отдельных этапах даны при их описании.

Следует подчеркнуть, что все виды страховки должны выполняться в рукавицах, ибо при срыве происходит проскальзывание веревки, которое может привести к травме рук страхующего.

Для облегчения работы спортсмена и страхующего существуют отработанные команды. До начала движения спортсмен должен спросить: "Страховка готова?" Если страхующий готов страховать, он отвечает: "Готова!", а после команды "Пошел!" начинается движение. Во время движения страхующий фиксирует количество остающейся веревки и, начиная с 5 м, через каждый метр объявляет, например: "Осталось 3 м!". Ответ спортсмена: "Понял!"

Самостраховка. Страхующий должен прикрепить веревку, идущую от грудной обвязки, к выступу, крюку, петле, дереву, находящимся со стороны, противоположной предполагаемому срыву. Желательно, чтобы место крепления самостраховки было выше плеч. Веревка самостраховки может иметь небольшую слабину. Крепление страховки и самостраховки к одному крюку не допускается.

Конец страхующей веревки должен быть закреплен. Особый случай самостраховки - движение по вертикальным или горизонтальным перилам. При подъеме по вертикальным перилам самостраховка обеспечивается схватывающим узлом, а при спуске - схватывающим узлом даже при использовании технических средств типа восьмерок и рогаток. В этих случаях схватывающий узел находится выше.

Следует помнить, что на участках, оборудованных вертикальными перилами, - там, где возможна травма при срыве, - независимо от применения (по Условиям) схватывающего узла необходима верхняя страховка: для первого при подъеме, как правило, судейская, для остальных участников возможна командная.

При движении по горизонтальным перилам на скальном склоне или на переправе надо пристегнуться к ним карабином. Между глухо закрепленными точками перил может находиться только один спортсмен. При движении вниз по наклонным перилам - если Условиями предусмотрено применение схватывающего узла, - по мнению автора, узел перемещается выше участника рукой, охватывающей перила выше узла.

Под страховкой следует понимать совокупность средств, применяемых во время занятий по гимнастике с целью предупреждения спортивного травматизма. Но на этом не исчерпывается содержание понятия страховки. В связи с непрерывным ростом сложности гимнастических упражнений она становится неотъемлемой частью методики обучения и тренировки. Надежная страховка создает благоприятные условия для уверенного выполнения самых сложных упражнений. Страховка - это готовность учителя или тренера своевременно оказать помощь исполнителю упражнения в случае неудачной попытки.

Одним из важнейших методических приемов обучения гимнастическим упражнениям является помощь. Она содействует более быстрому овладению технической сложностью гимнастических упражнений, помогает гимнасту создать правильное двигательное представление и сформировать навык. Помощь следует оказывать умело, подбирая нужный момент и приложив необходимые физические усилия. Умело оказанная помощь придает ученику уверенность в своих силах. По мере овладения учеником конкретными упражнениями помощь со стороны обучающего уменьшается до полного ее прекращения. К основным разновидностям физической помощи относятся «проводка» по пути движения, подталкивание, поддержка.

«Проводка» по пути движения - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия учителя, тренера должны отвечать характеру упражнения и степени овладения им учащимся.

Используя «проводку», преподаватель не должен целиком подменять действия самого ученика.

Подталкивание - кратковременная помощь, оказываемая преподавателем по ходу исполнения отдельных наиболее ответственных фаз движения.

Поддержка - один из важных методических приемов оказания помощи занимающимся. Поддержку используют, когда занимающийся находится в исходных, промежуточных и конечных положениях, а умение прилагать свои усилия еще недостаточно развито. Используя поддержку как методический прием обучения, учитель, тренер придерживают тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статических упражнений. Например, поддержка является важным методическим приемом обучения маха дугой с поворотом на перекладине или брусьях разной высоты, поворота кругом махом вперед на параллельных брусьях. При этом очень важно зафиксировать положение тела в самой высшей точке. Поддержкой пользуются также во время выполнения сложных статических упражнений - упора руки в стороны на кольцах («креста») или горизонтальных висов и упоров спереди и сзади на кольцах и параллельных брусьях. В этих случаях поддержку применяют для облегчения упражнения и фиксации тела в нужном положении.

Удельный вес разных приемов страховки и помощи зависит от характера изучаемого упражнения, индивидуальных особенностей гимнаста, уровня его физической и технической подготовленности, а также индивидуальных особенностей страхующего (рост, физическая сила, скорость реакции и пр.). По мере роста уровня технической и физической подготовленности помощь, проведение и поддержку уменьшают, а затем прекращают, заменяя ее страховкой. Следует помнить, что самостоятельное выполнение упражнений является действенным методом воспитания у гимнастов уверенности, смелости, решительности и других морально-волевых качеств, поэтому не следует чрезмерно опекать учеников и лишать их какой-либо самостоятельности, надо умно и умело применять способы предупреждения травматизма.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требований:

  • 1) во время занятий объяснять учащимся, где могут быть срывы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнения;
  • 2) хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту;
  • 3) во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения;
  • 4) выбирать правильные способы и приемы страховки и помощи, учитывая характер упражнений, уровень физической и технической подготовленности гимнаста;
  • 5) учитывать индивидуальные особенности гимнаста;
  • 6) во время страховки нельзя пользоваться любыми неустойчивыми подставками;
  • 7) широко применять для страховки ручные и подвесные пояса- лонжи, тренажеры, поролоновые ямы (последние в настоящее время занимают ведущее место в учебно-тренировочном процессе);
  • 8) применять индивидуальные и групповые страховки по мере необходимости;
  • 9) избегать мелкой и лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.

Самостраховка - важный элемент учебно-тренировочного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных положений, которые могут возникнуть во время упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизменить упражнение, чтобы облегчить силу падения во время срыва. Например, во время выполнения стойки на руках или на плечах на брусьях в случае падения вперед гимнаст должен сделать кувырок в сед ноги врозь.

Чем выше уровень координационных способностей и развития ловкости, тем легче гимнаст овладевает приемами самостраховки. Каждый педагог с самого начала занятий по гимнастике должен воспитывать у учеников навыки самостраховки. Эти задачи можно решать с помощью акробатических упражнений. Надо научить учеников делать кувырки вперед и назад из любого положения. Это дает возможность во время неудачного выполнения соскока или падения облегчить приземление, исполняя кувырок. Самостраховка играет особую роль на поздних этапах учебно-тренировочной работы, когда гимнаст выполняет упражнения самостоятельно.

», призванный помочь тем туристам, которые переходят в своем развитии из разряда «легкий треккинг» в категорию «серьезный туризм» с элементами экстремального туризма. Если вам уже хочется посещать места со сложным рельефом, преодолевать маршруты с элементами лазания по скалам, сложным переправам через реки и овраги, заниматься альпинизмом, спелеотуризмом в сложные пещеры, каньонингом, то скорее рано, чем поздно вы столкнетесь с необходимостью страховки.

Страховка в горах подразумевает использование снаряжения препятствующего вашему неконтролируемому падению и уменьшающая вероятность получения серьезных травм на сложном рельефе. На данный момент существуют как способы преодоления самых невероятных на первый взгляд препятствий, так и снаряжение, облегчающее этот процесс. В данной статье мы рассмотрим самое основное, базовое снаряжение, которое используют в большинстве видах экстремальной активности.

Известна так же как «обвязка», «система», «беседка». Представляет собой конструкцию, как правило, регулируемую по размеру, которая надевается поверх одежды и пошита из очень прочной стропы или альтернативных материалов. Для регулировки используются специальные пряжки. Часто страховочная система имеет мягкую проушину для крепления веревки, самостраховки, карабина, а также петли для закрепления «под рукой» специального снаряжения. Это, так называемые, «разгрузочные петли». Они НЕ ЯВЛЯЮТСЯ силовыми,рассчитаны на нагрузку около 10кг и не могут использоваться для страховки!

Основная задача страховочной системы - надежно удержать сорвавшегося либо отдыхающего пользователя от падения. Это достигается путем закрепления человека с помощью специальных приспособлений на веревке, тросе, страховочной точке (крюке, страховочной проушине, петле, перилах, пр.).

Понятие динамической и статической нагрузки.

Большинство специального страховочного снаряжения сертифицируется на нагрузку в 22кН или больше. Зачем же нашей страховочной системе выдерживать нагрузку в 2200кг, если вес пользователя, как правило, не превышает 100кг? Все дело в тех физических законах, которые нам с разной степенью успешности вдалбливали в головы еще в школе. Если мы просто висим на веревке, то нагрузка на нее и систему будет приблизительно равняться нашему весу. Это статическая нагрузка. Но вот во время срыва, когда тело движется с ускорением, рывок может превышать наш вес во много раз. Это и есть динамическая нагрузка. Именно для этого требуется существенный запас прочности всех страховочных элементов.

От страховочного снаряжения зависит жизнь и здоровье человека, поэтому надежность - первый и основной критерий при его изготовлении и использовании. Все средства страховки подлежат обязательной сертификации по общепринятым международным стандартам. Так что, покупая снаряжение известной фирмы в магазине, вы уже можете не беспокоиться о его надежности. Главное условие - использовать снаряжение по его назначению! Поэтому, основным критерием выбора можно сделать функциональность, удобство, вес, компактность и, конечно же, цену.

Виды страховочных систем.

По конструкции выделяют три основных вида.

Надевается и крепится на пояс и верхнюю часть бедер. В настоящий момент это наиболее распространенная и универсальная конструкция. Именно она используется в большинстве видах экстремальной активности и имеет множество вариантов. Тем не менее, основные элементы в конструкции похожи у большинства моделей.

Наиболее универсальными являются системы, имеющие регулировки не только поясного, но и ножных обхватов с помощью специальных пряжек. Правда, такие конструкции несколько тяжелее и дороже. Так что, если вы выбираете систему только для себя, не собираетесь худеть или полнеть на 20кг, то есть смысл присмотреться к упрощенному варианту без «ножных» пряжек. При этом имейте в виду, что такую конструкцию будет труднее одеть/снять через ботинки и на высотную теплую одежду, например, пуховые и штормовые штаны. Так что, имеет смысл подумать об области применения.

Преимущества : удобство пользования, легкость, компактность, простота конструкции, наличие бюджетных моделей, распространенность.

Недостатки : в отдельных случаях не может обеспечить необходимого уровня безопасности, требует определенных навыков от пользователя.

Что это означает? Иногда при срыве, человек в следствии рывка в подобной системе может опрокинуться вниз головой, особенно, если на плечах у него рюкзак. Также, при сильных срывах, только лишь нижняя обвязка не может в достаточной мере компенсировать энергию рывка, что часто влечет за собой травматические последствия для пользователя.

«Верхняя система», «грудная обвязка»

Надевается на торс и, в следствии специфики конструкции и внешнего вида, часто называется в шутку «лифчиком».

На заре альпинизма и горного туризма грудная обвязка была основным и часто единственным способом страховки альпиниста. Не верите - посмотрите фильм «Вертикаль». В наше время грудная обвязка является дополнением к нижней системе в условиях, которые представляют реальную опасность серьезного срыва для пользователя.

Преимущества: компактная, легче нижней обвязки, повышает безопасность, особенно при движении с большим рюкзаком. Также верхняя система позволяет с большим удобством разместить возросшее на серьезных маршрутах количество специального снаряжения.

Недостатки: как правило, не используется независимо, обычно дополняет нижнюю. Использование в комплексе с нижней обвязкой предполагает определенный опыт.

Фактически, «два в одном» — объединяет в себе оба рассмотренных выше варианта. Используется там, где обязательна максимально надежная страховка, — сложный альпинизм, спелеология, промышленный альпинизм, и многие другие виды предельно экстремальной активности.

Основное преимущество - большая простота использования, меньшая громоздкость по сравнению с комбинацией верх + низ. Невозможно забыть или оставить часть страховки в лагере. Обеспечивает максимальную безопасность. Рекомендуется для детей.

Недостатки - больший вес по сравнению лишь с нижней системой, сложнее одеть-снять, особенно в комбинации с теплой верхней одеждой, скажем, на высотных восхождениях.

В непрофессиональном использовании наибольшее распространение получили «нижние системы». Как правило, в большинстве случаев, вы будете сталкиваться именно с ними - как при покупке в магазинах, так и на прокатах во всех уголках мира.

Самостраховка.

Следует понимать, что сама по себе страховочная система еще не обеспечит вам безопасность во время передвижения по сложному рельефу. Она - лишь одно из звеньев страховочной цепи, призванной обеспечить задержание в случае срыва и спокойствие во время движения/отдыха.

В данной статье мы подробнее рассмотрим еще один важный для новичка элемент - самостраховку . Как правило, использование усов самостраховки после короткого обучения инструктором (в лучшем случае) доверяется самому участнику и производится им на собственный страх и риск. Поэтому полезным будет узнать про это больше.

Ус самостраховки представляет собой небольшой отрезок веревки, либо стропы с петлями на концах (иногда так же по всей длине) для возможности быстрого закрепления за силовую стропу (проушину) страховочной системы с одной стороны и точку страховки (крюк, скобу, перила, веревку, что-нибудь еще) с другой. Другими словами, самостраховка это максимально надежный мост безопасности между вами (в страховочной системе) и точкой закрепления. Одна из основных команд в альпинизме звучит коротко: «самостраховка!» Это означает, что участник в безопасности и его можно не страховать.

Основные виды страховочных усов.

Самый простой и распространенный у начинающих (и не только) вариант. Может быть изготовлен на месте из любого куска сертифицированной альпинистской веревки подходящей длины.

Преимуществом его является относительная дешевизна, простота, надежность, износостойкость и возможность подстроить длину под конкретные задачи, а при необходимости уменьшить ее.

Недостатком можно считать относительно большой вес и большой занимаемый объем. Также необходим определенный объем манипуляций - два качественный узла, которые лучше доверить знатоку. Конечно, продаются готовые веревочные самостраховки с зафиксированными узлами. И даже с возможностью менять длину (еще более громоздкие).

В широком альпинистском ассортименте имеются так называемые «силовые петли» целого ряда довольно стандартных размеров (длины). Из подходящей по размеру петли можно путем простых (для инструктора) манипуляций сделать ус самостраховки. В настоящее время доступны петли из сверхлегких и сверхпрочных материалов, на пример, дайнемы (Dyneema), которые могут существенно уменьшить вес и объем снаряжения.

Преимущество - вес, компактность. Многофункциональность - при необходимости, петлю потом можно использовать как петлю)).

Наиболее желанный вариант. Часто представляет собой ту же петлю, но уже необходимым образом прошитую и имеющую на всем протяжении силовые петельки, позволяющие произвольно изменять длину в зависимости от необходимости, что бывает очень удобно.

Важно отметить , что для многих ситуаций необходимо иметь два уса самостраховки - это нужно для того, что бы менять точки страховки поочередно перещелкивая усы - таким образом, ни на секунду не оставаться без страховки.

«Фирменные» самостраховки часто представляют собой раздвоенные как змеиный язык усы. Один обычно длиннее другого для удобства.

Крепление самостраховки к страховочной системе и внешним элементам страховки.

Специализированные самостраховки сделанные из петли, как правило, крепятся к системе с помощью простой петли. Это максимально надежно и не требует никаких дополнительных элементов.

Часто самостраховку крепят к системе с помощью - специального устройства, использующегося для скрепления между собой двух (иногда большего количества) элементов. Также карабины используются для крепления уса к внешним страховочным элементам.

ВАЖНО! Для закрепления самостраховки разрешается использовать ТОЛЬКО карабины с фиксирующимся с помощью специальной муфты язычком предатвращающего возможность неожиданного раскрытия!

Самостраховка для маршрутов Виа Феррата (Via Ferrata). Амортизаторы рывка.

Малоизвестные у нас, но широко распространенные во многих странах мира (в основном развитых, поскольку требуют для реализации значительных ресурсов) требуют для прохождения специальную самостраховку с амортизатором рывка.

Виа Феррата - по-итальянски «железная тропа» — представляют собой специально оборудованные маршруты, проходящие по очень труднодоступному рельефу - часто по вертикальными и гладким скалам. Фактически, они позволяют людям с минимальной горной подготовкой залазить в места доступные только профессионалам высочайшего класса. Кроме того, эти маршруты при правильном использовании снаряжения одни из самых безопасных в горах. Достигается это за счет оборудования всего маршрута надежными и частыми точками страховки, на сложных участках, страховка лезущего происходит непрерывно. Маршруты Виа Феррата имеют свое особое деление на уровни сложности.

Большинство из них оборудовано не только страховочными точками, но и специальными ступенями либо металлическими (реже деревянными) скобами для спокойного подъема.

Для безопасного передвижения по таким маршрутам необходимо наличие:

Каски, страховочной системы, специальной самостраховки с двумя усами и амортизатором рывка.

Амортизатор рывка абсолютно необходим при срывах на коротких дистанциях закрепления лезущего по отношению к точке страховки, как правило, при отсутствии веревки, которая, растягиваясь, сам играет роль амортизирующего элемента. Наиболее часто амортизаторы рывка используются в промышленном альпинизме и на маршрутах Виа Феррата.

Обычно он представляет собой особым образом сшитую «гармошкой» стропу. Специально рассчитанная прочность шва при больших нагрузках приводит к его постепенному разрыванию, что и создает необходимый эффект амортизации.

Естественно, что при такой конструкции амортизатора после серьезного срыва, повлекшего за собой разрыв (частичный либо полный) амортизирующего шва, его нужно заменить.

Существуют и другие варианты устройства амортизаторов, но они менее распространены.

Выбирая страховочную систему, исходите в первую очередь из предполагаемых условий ее использования. Если вы затрудняетесь с выбором условий, покупайте максимально универсальную модель. При этом помните - чем более универсальной является вещь, тем больше (как правило) она будет проигрывать при специальном применении специализированным моделям.

Размер. Уточняйте у продавца (работника проката) размер системы. Есть отдельные конструкции сделанные по принципу «один размер», все же большинство «серьезных» изделий делятся на несколько размеров, маркированных подобно одежде - S, M, XL. Как правило, более мелкие градации в размерах компенсируются возможностями регулировки.

Страховочные системы регулируются с помощью специальных пряжек, рассчитанных на высокие нагрузки. Сейчас уже трудно встретить в продаже конструкции, оснащенные обычными одинарными пряжками, в основном встречается так называемый «дабл лок» — двойные пряжки, облегчающие регулировку.

Желательно выбирать модель с разгрузочными петлями для снаряжения - как минимум, двумя - под правую и левую руку. Это бывает очень удобно.

Во всех девайсах, связанных с безопасностью предлагаю исповедовать принцип - избегайте новых, непроверенных, слишком инновационных конструкций. Пусть их проверят другие, используйте то, в чем можете быть уверенными.

Если предполагается длительное (дольше нескольких минут) частичное либо полное зависание в страховочной системе, повисите в ней сначала в магазине (прокате) значительное время. Не все системы одинаково удобны.

Старайтесь выбирать изделия от известных производителей. Экономия средств должна быть разумной.

По возможности, серьезно отнеситесь к выбору специального снаряжения. Помните, что его использованию следует учиться, желательно - у профессионалов. Обращайтесь за консультациями к опытным людям, инструкторам, задавайте вопросы. Берегите себя и окружающих вас людей, ответственно подойдите к теме безопасности в своих поездках. Продвигайтесь в своем «экстремальном росте» постепенно, от простого к сложному, и мир в ваших путешествиях откроет еще очень много удивительного и прекрасного.

Одним из важнейших методических приемов обучения гим­настическим упражнениям является помощь.

Помощь - непосредственное участие страхующего в облег­чении выполнения упражнения. Главная задача помощи - соз­дать надлежащие условия для быстрого овладения техникой изу­чаемого упражнения. Помощь следует применять умело, подби­рать нужный момент и приложив необходимые усилия. Нельзя всю работу выполнять за гимнаста, так как у него не остается необходимых навыков для освоения упражнения. По мере овла­дения навыками физическая помощь уменьшается до полного ее прекращения.

Проводка - это форма помощи от начала упражнения до его окончания. Усилия тренера должны соответствовать правильным действиям ученика во время выполнения упражнения.

Подталкивание - это кратковременная помощь во время вы­полнения упражнения.

Поддержка - один из важных приемов помощи. Она заклю­чается в том, что тренер поддерживает тело гимнаста, фиксируя его в соответствующем положении. Поддержку применяют во время выполнения как динамических, так и статистических уп­ражнений. Пример (мах дугой с поворотом на перекладине, по­ворот кругом на брусьях при махе вперед). При этом важно за­фиксировать положение тела в самой высшей точке. При выпол­нении упора руки в стороны (крест). По мере роста уровня тех­нической и физической подготовки помощь, проводку и поддерж­ку уменьшают, а потом прекращают совсем, заменяя их страхов­кой. Когда гимнаст достигает высокого уровня спортивного мас­терства и уверенно владеет обязательной и произвольной прог­раммами, желательно снять даже страховку.

Для того чтобы правильно применять приемы страховки и помощи, надо знать и строго придерживаться следующих требо­ваний:

1. Во время занятий объяснять учащимся, где могут быть сры­вы и что надо сделать при неудачном исполнении упражнений.

2. Хорошо знать технику упражнений, правильно выбрать место для страховки, не мешая гимнасту.

3. Во время выполнения целой комбинации или соединения менять свое место соответственно форме и характеру упражнения.

4. Выбирать правильные способы и приемы страховки и по­мощи с учетом характера упражнения, уровня физической и тех­нической подготовленности гимнаста.

5. Учитывать индивидуальные особенности гимнаста.

6. Во время страховки нельзя пользоваться любыми неустой­чивыми подставками.

7. Широко применять для страховки ручные и подвесные по­яса - лонжи, тренажеры, поролоновые ямы. Последнее в настоящее время занимает ведущее место в учебно-тренировочном
процессе.

8. Применять индивидуальные и групповые способы страхов­ки в меру необходимости.

9.Избегать мелкой лишней опеки, воспитывать у учеников самостоятельность и волевые качества.


Самостраховка - очень важный элемент учебно-тренировоч­ного процесса гимнастов. Это способность гимнаста своевременно принимать решения и самостоятельно выходить из опасных поло­жений, которые могут возникать во время выполнения упражнений. Гимнаст может прекратить или видоизме­нить упражнение, чтобы предотвратить травму или облегчить силу падения во время срыва.

Обучение гимнастов страховке и помощи являются составной частью учебно-тренировочного процесса. Каждый гимнаст дол­жен научиться страховать и помогать товарищу вовремя изуче­ния сложных гимнастических упражнений. Помогая товарищу, гимнаст более вдумчиво относится к процессу обучения, старается осознать технику и структуру упражнения.

Обучение приемам страховки осуществляется параллельно с овладением гимнастических упражнений. Учитель объяснив и по­казав упражнение, сразу показывает, как надо страховать и по­могать во время выполнения этого упражнения и привлекает к этому учеников.

Формирование навыков страховки и помощи должно осущест­вляться под строгим контролем учителя при сознательном и серь­езном отношении спортсмена.

Сначала страхует преподаватель, а ученик выполняет роль дублера. По мере того, как ученики овладевают навыками страховки и помощи, они выполняют основную страховку, а пре­подаватель их дублирует.

В отдельных случаях, когда исполнение упражнений безопас­но, можно доверить ученикам самостоятельно страховать один другого. Самостоятельная страховка значительно повышает от­ветственность учеников и является надежной защитой от травм.

Обучая приемам страховки и помощи, надо обратить внима­ние учеников на строгое соблюдение всех требований техники безопасности и других мер предупреждения травматизма.