Конструктивный подход. Смотреть страницы где упоминается термин конструктивный подход

1

Развивая технологии жизнедеятельности, человек связывается с природой более сложными связями. Утилитарный подход к природе требует формирования нового отношения к ней. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы. Воспитание экологической культуры у младших школьников – насущная проблема. Конструктивный подход в педагогике – это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся. Конструктивный подход к организации и проведению экологически направленных занятий с детьми с опорой на принцип непрерывности, деятельностный и личностно ориентированный подходы позволят повысить эффективность педагогических усилий по формированию экологической воспитанности у младших школьников.

конструктивный подход

экологическая воспитанность младших школьников

экологическая культура

1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону, 1996.

2. Курносова С. А. Воспитание у младших школьников эмоциональной отзывчивости к природе // Педагогика. – 2008. – № 2 (55). – С. 42-47.

3. Несговорова Н. П. Экологическое образование. Введение в предмет: уч. пособ. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – 163 с.

4. Несговорова Н. П. Теоретико-методологические основания подготовки педагогов-экологов. – М.: Курган: Сфера, 2011. – 160 с.

5. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. – 4-е изд. – М.: Политиздат, 1981. – 445 с.

Человеческое общество не стоит на месте, оно развивается. С развитием деятельности растут проблемы, обусловленные напряженностью возникающих экологически непростых ситуаций в различных уголках Земли. В современном мире возрастает количество глобальных и региональных экологических проблем. Растет число экологических катастроф. На ум приходит лишь один вопрос: Кто в этом виноват? Развивая технику и технологии жизнедеятельности, человек, с одной стороны, все дальше отдаляется от природы, а с другой, все теснее с нею связывается.

В настоящее время у всего населения, в том числе и у учащихся, преобладает утилитарный подход к природе, отношение к ней не включено в систему личностных ценностей, не является частью нравственных убеждений, поэтому и формируется пассивно-потребительский уровень экологической культуры. Сегодня особо актуальными являются вопросы формирования экологической культуры на всех ступенях образовательной системы.

Природа является источником не только материального, но и духовного удовлетворения человека, отвечая естественным интересам детей, учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость. Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой.

В педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания -отношения - поведение». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с природным объектом, а также разнообразная деятельность в ней .

Начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практико-деятельностных отношений детей к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

Недостаточность и неполнота исследований, посвященных изучению состояния, и низкие результаты экологического воспитания детей младшего школьного возраста определили проблему исследования: выявить педагогически действенные формы и методы формирования экологической воспитанности детей младшего школьного возраста, разработать соответствующие практические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ и дополнительных образовательных учреждений .

Базой исследования стали общеобразовательные школы города Кургана: МБОУ СОШ № 42, МБОУ СОШ № 32, МБОУ СОШ № 11, а также учреждение по дополнительному образованию детей города Кургана - Детский (подростковый) центр «Луч-П» (Луч и подросток). В исследовании приняли участие 121 обучающийся младших классов данных школ. Исследование проводилось с 2009 г. по 2012 год.

Цель исследования: выявить педагогические условия и разработать методическую систему педагогического сопровождения формирования экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста в процессе внеучебной деятельности.

Основная задача: обосновать, разработать и реализовать учебно-воспитательную программу занятий кружка для формирования экологической воспитанности младших школьников.

Объект исследования - образовательный процесс в младшем звене общеобразовательной школы и дополнительного образовательного учреждения.

Предмет исследования - формирование экологической воспитанности у детей младшего школьного возраста на занятиях кружка эколого-биологического направления в общеобразовательной школе и дополнительном образовательном учреждении.

Основным принципом, на который опирается исследование, является один из важнейших принципов экологического образования - принцип непрерывности, смысл которого заключается во взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. При этом первоочередной задачей педагога является развитие личности обучающегося. Для достижения данной задачи необходимо выстраивать занятия так, чтобы обучающимся было интересно, а занятия были познавательными и активно деятельностными. Каждое занятие должно быть четко сконструировано.

Деятельностный и личностно-ориентированный подходы легли в основу нашей разработки конструктивного подхода в образовании детей младшего школьного возраста.

Конструктивный подход - это отношение человека к объекту действий, при котором субъект пытается понять суть объекта: превратить «вещь в себе» в «вещь для нас». Его следует отличать от неконструктивного подхода, отличающегося тем, что субъект при работе с объектом пытается выразить собственное отношение или собственные априорные представления о явлении и не интересуется его сутью . В то же время конструктивный подход - это совокупность приемов (способов), позволяющих проникнуть и изучить суть явлений окружающего мира. Он включает в себя систему методов, ориентированных на всестороннее развитие личности обучающихся .

Конструктивный подход ориентирован на подбор методик, отвечающих таким условиям, как:

  • учет возрастной характеристики каждого обучающегося;
  • учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
  • учет интересов обучающихся;
  • учет образовательных условий начальных классов школы.

Таким образом, конструктивный подход в образовании позволяет расширить границы понимания окружающего мира по средствам занятий-конструкций (игр-конструкций). Конструкции способствуют всестороннему развитию личности обучающихся, ориентируют на экологическую деятельность, следовательно, формируют экологическую воспитанность.

В наше время остро стоит вопрос о воспитании культурной, высокоморальной, гуманной, всесторонне развитой личности. Современная личность должна включать в себя следующие качества: образованность, воспитанность, как в социальном плане, так и в экологическом.

А что означает «воспитанный человек», и что такое «воспитанность»?

Воспитанный человек - это тот человек, который умеет себя вежливо и культурно вести как в социокультурной, так и в природной среде. Следовательно, воспитанность - это уровень культуры, выраженной в хороших манерах, умении себя вести, благонравии, интеллигентности, благовоспитанности, предупредительности.

Экологическая воспитанность - это показатель экологической культуры, умение вести себя гуманно как с окружающими людьми (в социальной среде), так и с окружающей природной средой.

Экологическая воспитанность - это качество интегральной личности, оно является необходимым основанием развития экологической культуры детей (рис.1).

Экологическая воспитанность личности включает в себя:

Рис. 1. Компоненты экологической воспитанности

Формирование экологической воспитанности детей младшего школьного возраста лучше всего осуществлять через игровую деятельность. Дети младшего школьного возраста добровольно и с интересом играют в игры различного характера.

В процессе исследования нами разработаны несколько видов конструкций занятий, каждая из которых соответствует, в первую очередь, возрасту учащихся.

Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1-2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка (рис. 2).

Учитель в данной конструкции выступает в роли наставника и консультанта.

Рис. 2. Конструкция «Ступени»

Базовая ступень опирается на личностно-ориентированный и деятельностный подходы. На основе данных подходов строятся занятия, которые позволяют педагогу ориентироваться конкретно на каждого ученика, учитывать возможности, способности и интересы каждого обучающегося.

Ступень взаимодействия - это ступень отношений между учителем и учеником, так как в учебно-воспитательном процессе немалую роль играет взаимодействие учителя и ученика. Ее задача состоит в создании паритетного участия обучающихся и обучающих в организации и осуществлении совместной деятельности.

Высшая ступень - ступень игры. Представляет собой игровую деятельность с постепенным введением элементов усложнения, но посильных для каждого ученика.

В начальной школе со второго - третьего класса (в зависимости от программы школы) можно постепенно вводить исследовательскую (проектную) деятельность обучающихся. Проектная деятельность позволит ученикам лучше разбираться в вопросах охраны окружающей среды, а также способствует развитию экологического мировоззрения, сознания, экологически сообразного поведения и деятельности.

Конструкция «Этажи» предназначена для организации занятий с детьми 3-4 классов (рис.3).

Базой данной конструкции служит та же основа, что и в конструкции «Ступени». В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.

Реализация конструктивного подхода. Апробация проведена в школах города с детьми младших классов.

Программа кружка «Махаон» является авторской, комплексной, образовательной, развивающей мышление, воображение, фантазию и творческие способности каждого обучающегося. Данная программа разработана с учетом индивидуальных особенностей детей. Деятельностный и личностно-ориентированный подход к планированию занятий определяет содержание программы.

Основной формой занятия в кружке «Махаон» является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.

Рис. 3. Конструкция «Этажи»

Рис. 4. Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школ города Кургана

В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания (рис.4).

Ученикам первых классов понравились игры чуть больше (88,2 %), чем остальным (второ- и третьеклассникам). Возможно, учащиеся первых классов более заинтересовано изучают материал и посредством игры накапливают новые знания и умения.

Рис. 5. Распределение интереса к определенной игре среди учащихся начальных классов школ города Кургана

По результатам диагностики видно, что больше всего понравилась экологическая тропа «В гостях у природы» (52 %) (рис. 5).

По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности.

Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.

Рецензенты:

Криволапова Н.А., д.п.н., профессор, первый проректор - проректор по науке и инновационной деятельности государственного автономного образовательного учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и социальных технологии», г. Курган.

Савиных В.Л., д.п.н., профессор, зав. кафедрой педагогики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», г. Курган.

Библиографическая ссылка

Несговорова Н.П., Богданова Е.П., Савельев В.Г. КОНСТРУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10325 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Вы можете построить свои дом так, что все желательные вам действия окажутся естественными и удобными, а нежелатель­ные станут просто невозможными, и потому их не будет.

После того как трехлетний ребенок потерял ва­режки в четырнадцатый раз, его мама задумалась:

«Как это глупо, вечно искать старые или без кон­ца покупать новые варежки. Разве у меня нет дру­гих дел, кроме как возиться с ними?» Она выдви­нула ящик с шитьем, достала крепкую тесемку и пришила к ней варежки. И с тех пор варежки, на руках или нет, всегда возвращались домой вместе с ребенком. Непрерывные хлопоты и поиски закончились.

Где-то когда-то в каком-то банке один кассир при­вязал ручку к своему окошку. Одним простым реше­нием он избавил себя от бесконечных краж ручек и жалоб, что нечем писать.

Одной хозяйке приходилось вставать на стул каж­дый раз, когда требовалось включить свет в подвале (переключатель действовал так, что для включения света предусматривалась цепочка, за которую дерга­ли, перед тем как войти в подвал. Но та находилась слишком высоко). Ушибив голень в очередной раз, она привязала к цепочке шнурок от ботинка и с тех пор включала свет без всякого труда.

Вот примеры того, что мы называем конструктив­ным подходом, Они показывают, как можно, приме­нив смекалку, добиться желаемого результата, Подоб­ными способами можно побудить кого-то к чему-то или оттолкнуть кого-либо от каких-то действий, даже когда нас нет рядом. Все происходит само по себе.

Люди могут бороться с потоком проблем месяцами или даже годами, в то время как одно простое конструк­тивное решение может покончить со всеми проблемами.

Конструктивный подход избавит даже от мух

Можете ли вы, например, поверить, что какие-то 28 центов могут избавить от многочасовой беготни взад-вперед, а также от эмоционального срыва и воз­можного ухудшения здоровья

Однажды летом на ферме, где мы выросли, выдался напряженный день, Мама варила варенье. На сладкое слетелись мухи со всего двора. Если дверь с предохра­няющей от них сеткой оставалась открытой хотя бы на пару секунд, мухи тут же устремлялись на кухню. Даже одну-две из них непросто было отогнать от ва­ренья. Как вы думаете, сколько раз мать повторила нам, чтобы мы закрывали дверь? И сколько раз мы вспомнили о ее наставлениях? Это была пустая трата времени и нервов. Дверь вызывала одно раздражение.

Так что настало самое время применить конструктив­ный подход.

Папа вернулся из города с небольшой черной пру­жиной стоимостью 28 центов и закрепил ее на кухон­ной двери. У нас просто не осталось ни единого шанса оставить дверь незакрытой. Теперь сама ее конструк­ция решала проблему с мухами. Будь то стопор для двери, предохраняющий облицовку стены от ударов дверной ручкой, или протекторы на ножках мебели для защиты от протирания ковра, или коврик, на ко­тором остается грязь с ваших ботинок еще до того, как вы успеете войти в дом, - все это конструктивный подход. Одним словом, конструктивный подход - все то, что вы можете заранее построить, изобрести или установить для предотвращения беспорядка и возникновения проблем.

Машина, которая не может завестись, если дверь не захлопнута, - тоже проявление конструктивного подхода. Если не хотите, чтобы люди здесь сиде­ли, уберите отсюда стулья. Конструктивный под­ход - это просто.

В общественных местах конструктивный подход помогает решать даже те проблемы, против которых бессильны и указатели, и объявления по радио. Парки отдыха, аэропорты и коммерческие центры затрачива­ют всего несколько долларов на приобретение малень­кой цепочки для ограждения или пары столбиков с табличками на них, и вдруг люди начинают понимать, что именно надо делать, и делают это без принужде­ния, сами. Теперь нет нужды без конца выкрикивать указания, регулируя людские потоки. Данный метод сам наводит порядок, и он дешевле и более эффекти­вен, чем любые другие методы.

В жилых домах такой подход может избавить от уборки, обслуживания, загромождения помещений, ремонтов, напряженности в семейных отношениях, нервных расстройств и уныния. Например, вы можете регулировать хождение чле­нов семьи по дому, добавив или убрав стену. Стены - самый зримый фактор конструктивного подхода. Но не забывайте и о мебели. Расставив мебель определен­ным образом, вы можете поощрить хождение в одной зоне и совсем исключить его в другой.

Конструктивные хитрости

Одна хозяйка, перерыв в очередной раз весь ку­хонный шкаф в поисках томатной пасты и найдя ту лишь у задней стенки, решила, что у нее на кухне все должно быть под рукой. И поставила по шкафчи­ку в каждый угол - наступил порядок!

Другая хозяйка устала бороться с беспорядком но столике рядом с входной дверью. Убрала стол — исчезло место, куда можно класть всякий хлам.

Конструктивный подход - это, как правило, про­стые решения. Например, вы устанавливаете ваш телефон или кладете нож чуть-чуть выше, чем мо­жет достать ребенок. А если он не может достать, то не сможет сломать или nopезаться.

Если вещь вообще не двигается, то вам и не при­дется без конца возвращать ее на свое место. Если рамки с фотографиями привинчены к стене, с ними не будет хлопот: их не надо поправлять, поднимать,

Конструктивный подход - это не дополнительный элемент, облегчающий в доме уборку, это необходи­мость. Он контролирует действия членов семьи и ме­шает им устраивать беспорядок: более того, он делает это, даже когда вас нет рядом. Последнее очень важ­но, потому что многие комнаты сохраняют чистоту и порядок, лишь пока вы за всем следите. Стоит вам отвернуться, и все труды идут насмарку.

Конструктивный подход организует жизнь так, что окружающие вас веши могут использоваться только правильным образом, они обслуживают себя сами.

Вы когда-нибудь замечали, находясь в гостинице или мотеле, как все аккуратно там выглядит и как все удобно? Почему? В следующий раз присмотритесь внимательнее. Неужели в номерах так опрятно толь­ко потому, что убирается в них кто-то другой?

Современные гостиницы и мотели - отличный пример конструктивного подхода. Вся обстановка в них износостойкая, мебель имеет правильные и обте­каемые формы. Там мало безделушек и украшений, в них нет ненужных вещей. Потому в номере ничто и не может оказаться не на своем месте. Это побуждает и самих клиентов поддерживать надлежащий порядок. Светильники размещены непосредственно на потолке

Встроенная мебель - хороший пример конструктивного подхода в действии кровать и даже корзина для бумаг - встроенные. И вовсе не для того, чтобы клиент не украл их, а для того, чтобы уменьшить работу по их ежедневному об­служиванию. Если, например, горничной придется по­правлять светильники каждый день, это займет допол­нительное время. А владельцы мотелей хорошо знают, кто оплачивает время горничных. Мы не предлагаем вам завести в доме обстановку мотелей, но вы можете применить некоторые из принципов конструктивного подхода.

Изложение и осмысление философских вопросов для практического психолога, вероятно, не самое увлекательное занятие. Но как отмечает В. Франкл: «...Страдание перестает быть страданием... в тот момент, когда обнаруживается его смысл...» . Попытаемся вскрыть психологический смысл описанного выше конструктивного подхода как способа конструктивного поиска истины жизнеутверждающего взаимодействия, особенно при восхождении от абстрактного к конкретному. При этом подчеркнем, что наше понимание конструктивного отличается, как это видно из текста, от логико-математического, отвлеченного по сути от самой идеи взаимодействия.

Для психолога эта идея предполагает категории «внутреннего» и «внешнего», «натурального» и «культурного», образы «Мы» и «не-Мы» («Они»). То или иное понимание сущности диадического взаимодействия становится отправным пунктом психологических теорий. Для логико-математического конструктивного направления, отрицающего принцип Аристотеля «tertium поп datur» (третьего не дано), важен сам процесс построения новых конструктивных объектов с выходом к искусственному интеллекту. Подобным образом и К. Левин отстаивал идею конструктивного этапа в развитии всех наук, когда они конструируют собою новую метанауку.

Для психологов более актуальна проблема конструирования человеческого личностного смысла и развития субъективного начала в конструктивном направлении современной науки. При этом, разумеется, необходимо знать ответы на вопросы типа «что?» и «почему?», но подлинно психологическим является вопрос «как?», каким образом во взаимодействии, взаимоотношении и взаимоотражении личность конструирует себя.

Конструктивность поведения человека неотделима от его субъективной активности, иначе он становится несвободным. Свобода воли человека не исчерпывается понятием осознанной исторической необходимости и выражается в самой возможности конструктивной активности, благодаря которой человек реализует себя как личность.

Объяснение этой активности, поиск ответа на вопрос «как?» - достаточно сложная психологическая проблема. Ее решение часто подменяется описанием активности человека и процесса взаимодействия, т. е. ответами скорее внепсихологического типа, общими ответами типа «что наблюдается». Причины активности, наших неудач или успехов отыскиваются при этом либо внутри организма человека (например, в высшей нервной деятельности или в верховном «Я» (гумункулусс), располагающемся на почти уже строго установленных территориях мозга), либо источник активности располагается вовне человека, в ритмах и в созвездиях Вселенной, так сказать, «у роковой звезды».

По этому поводу Б. М. Величковский замечает: «Ярким примером является проблема субъекта активности - проблема Юма. Попытки очертить круг функций, выполняемых гумункулусом, предпринятые, в частности, такими крупными авторами, как Ф. Эттнив (1961),У. Найссер (1967), Д. Деннет (1979)и М. Познер (1978), вызывают в памяти замечание Л. С. Выготского: «Одно из двух, или Бог есть, или его нет... Ответы вроде того, что Бог есть, но очень маленький... анекдотичны» .

На самом деле для всего живого источником активности являются потребности, которые в идеале свободно реализуются. Они реализуются и при наличии тех или иных препятствий, которыми могут, например, стать обстоятельства жизни или эксперимента. Так, для животных, по Н. Бишофу, действует так называемый «Гарвардский закон научения»: «При наиболее строго контролируемых условиях (лабораторного эксперимента. - О. Е.) проклятое животное делает то, что ему хочется» .

Тем более было бы психологически совершенно неверно искусственно направлять активность человека так, чтобы она извне определилась как творческая и конструктивная. Можно создать только обстоятельства, благодаря или вопреки которым человек принимает решение действовать активно, самостоятельно, творчески, наконец. В деятельности человека, где он по своему собственному решению действует как субъект в полном смысле этого слова, - только в такой деятельности обнаруживается, что конструктивность является органически присущим свойством человеческой активности. Конструктивность, направленность на нравственно-положительный результат всей человеческой деятельности является условием сохранения, продолжения и развития человеческого рода.

Поэтому совершенно бессмысленно заставлять человека действовать творчески и конструктивно. Не нужно демонстрировать благие намерения, якобы направленные на всестороннее развитие и рост его личности. Воспитатель или руководитель сам должен воспитывать только себя. Его функции в данном случае сводятся к тому, чтобы создать условия, при которых люди не мешают себе и окружающим добросовестно работать, воплощая самих себя в себе и в продуктах своей совместной деятельности. Так же и психолог в своей работе не должен оказывать человеку интеллектуальную, моральную или материальную помощь: функции психолога заключаются не в проявлении себя более умным, более нравственным, более богатым или сильным, более «жертвенным» на алтаре психологии.

Оставляя самому себе собственные проблемы, достоинства и недостатки, психолог создает в своей работе максимально возможные условия для самодеятельности человека, в которой он сам оказывает себе помощь, обнаруживая в себе резервы, о которых можно было бы судить только на основе специального изучения способностей. В этих специальных вопросах, когда человек действительно направлен на самопознание, на самоисцеление или самовоспитание, психолог нужен человеку именно как специалист, психологически обеспечивающий технологию конструирования личности.

Эти специальные вопросы нашли отражение в народной мудрости: в Ней чаще всего представлены утверждения, показывающие, каким человек вообще бывает, а не рекомендации, указывающие, каким он должен быть. Так утверждается не жесткая, а достаточно свободная система воспитания поведения, поливариативная воспитательная система, конструктивная по своему смыслу, предполагающая необходимость субъективной творческой активности. Вариативность поведения, таким образом, не противоречит его конструктивности. Эта вариативность реально обеспечивает человеку свободу осознанной индивидуально-своеобразной и целесообразной конструктивной деятельности.

Формирование свойства конструктивности в активности человека обеспечивается не только в социальном наследовании, осуществляемом как поливариативное социальное взаимодействие людей. Это свойство активность человека приобретает и в его индивидуальном психическом развитии - в том плане, где социальное взаимодействие непосредственно уже не влияет.

Заметим, что все живое, в том числе и человек, существует и развивается не благодаря антагонизмам, а вопреки им. Неантагоничность, проявляющаяся в положительном отрицании феномена жизни конструктивность в человеческой активности имеют не только психологическую, но и прежде всего физиологическую природу. Их глубина при этом не меньшая, чем глубина природы самой активности, И если потребности и мотивация человека невозможны вне процессов ощущения и восприятия, то по крайней мере уже на уровне этих процессов конструктивность должна обнаруживаться как свойство и активности, и восприятия.

Действительно, свойство конструктивности как раз и состоит в том, что психолог-аналитик разобщает в исследовании восприятия два взаимодополняющих его свойства: избирательность и целостность. Это взаимодополнение на уровне объекта восприятия состоит в наличии постоянной возможности получать информацию не только о самом этом объекте, но и обо всем том, что в данный момент является лишь фоном данного объекта.

Конструктивность восприятия объединяет актуальную и потенциальную информацию о предмете в силу не абсолютного, «мертвого» но положительного отрицания предметом его фона. Практически это означает, что конструктивность восприятия вариативно проявляет то как его избирательность, то как его целостность. Такова логика эволюции восприятия, которая по своему предназначению не может быть оптимально отвечающей содержанию жизненно важной информации. В организации содержания этой информации восприятие является конструктивным.

Свойство конструктивности отражения, осуществляемого на уровне ощущений, объясняет необходимость раздвоения первичной чувствительности и парной деятельности важнейших анализаторов (зрения, слуха, обоняния), а также явления функциональной асимметрии в их эволюции к человеку. Асимметричность человеческого восприятия выступает как положительное отрицание симметрии внешнего мира и в то же время как конструктивный прообраз асимметрии взаимодействия внутреннего и внешнего, субъекта и объекта.

С тем, что восприятие (а следовательно, и активность как таковая в целом) конструктивно, согласны и представители зарубежной психологии. Известный американский психолог У. Найссер в книге «Познание и реальность» подчеркивает: «Восприятие, действительно, - конструктивный процесс. В каждый момент воспринимающим конструируются предвосхищения некоторой информации, делающие возможным для него принятие ее, когда она оказывается доступной» .

Таким образом, свойство конструктивности в содержании психологической активности человека и в его предыстории является весьма существенным, хотя и относительно мало исследованным фактором. Это связано скорее всего с его «очевидностью» и явной близостью к человеческой практике, от которой академическая общая психология обычно дистанцировалась. В практической психологии конструктивность так или иначе рассматривается и как свойство психики в целом, и как личностное свойство. Поэтому, затрагивая вопрос о конструктивности как свойстве активности человека, свойстве его личности, необходимо обратиться к известному положению Б. Г. Ананьева: «...структура личности строится не по одному, а по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или иерархическому... и 2) координационному...» . Причем, координация с взрослением человека все более преобладает, т. е. усиливается относительная самостоятельность свойств личности, требующая координационных связей, обеспечивающих не только единство личности, но и все более глубокую по своему смыслу конструктивную активность личности.

Жесткость, иерархичность связей свойств личности является для нее предельным, линейным случаем развитой координации этих связей. Не иерархия свойств личности является настоящей прочной основой ее единства, а, наоборот, их координация обеспечивает и единство личности, и целостность человека, и его вариативное конструктивное поведение.

В силу важности этого положения для психодиагностики и для всей практической психологии подтвердим его психофизиологически. На этом уровне рассмотрения человека также доминирует координация нервных связей. Вслед за П. К. Анохиным известный современный ученый Ю. И. Александров подчеркивает: «...все функциональные системы независимо от иерархического уровня имеют одну и ту же функциональную архитектуру, в которой результат является доминирующим фактором» .

При этом понятие иерархии также пересматривается в плане подчинения его более широкому понятию гетерархии. Принципом гетерархии является координационный принцип, предполагающий взаимосвязь и взаимодействие всех элементов соответствующей системы; «Под иерархией будет пониматься многоуровневая коалиционная иерархия взаимодействия, а не доминирования и управления» .

Рассматривая человека как предмет познания, необходимо признать, что конструктивная активность его личности физиологически и психологически основывается на координационных связях, в результате этой же активности и формируемых. Смыслом всей системы конструктивной активности человека является не столько поддержание физического и душевного равновесия, сколько достижение конкретных результатов деятельности. Физиологически и психологически, как показано выше, результат, воплощенный в адекватной реакции или нравственно-положительном поступке, действительно является доминирующим фактором в поведении человека.

Мотивация достижение или мотивация отношения, при всем их различии, одинаково ориентированы на формирование личностного смысла жизни, утверждаемого в идеальных и материальных результатах конструктивной деятельности человека. Созидание и творчество при далеко не полном удовлетворении насущных потребностей оказываются жизненно более важными, чем стабильное, гомеостатическое состояние души и тела. Даже восстановление утраченных физических и душевных сил находится на втором плане, уступая необходимости и конструктивного, опережающего отражения действительности и обеспечения будущего существования человека и в целом человечества. По мнению Л. Н. Гумилева, выраженная таким образом конструктивная активность может быть специально определена как «пассионарность».

1. Конструктивный подход в психологии отличается от содержания конструктивного направления в других науках тем, что прежде всего ориентирован на выяснение природы конструктивной активности, субъектом которой является человек.

2. Источником активности являются потребности человека. Его поведение изменяется не сообразно искусственным или естественным обстоятельствам, а по собственным закономерностям развития личности и в силу ее изменяющихся потребностей.

3. Конструктивное поведение человека субъективно и относительно, оно не имеет внешнего, абсолютного масштаба. Условием конструктивного поведения является возможность его вариативности.

4. Свойство конструктивности формируется как в социальной, так и в индивидуально-ориентированной активности человека. Психические процессы человека и вся его активность в целом эволюдионно и онтогенетически опосредованы свойством конструктивности.

5. Из двух основных принципов построения личности принцип координации является доминирующим как физиологически, так и психологически. Координационный принцип теоретически и практически обеспечивает конструктивную активность человека, направленную на его самовоспроизводство в индивидуальном и общечеловеческом развитии,

6. Психологическое изучение человека требует осознанной конструктивной активности практического психолога, направленной на построение модели структуры личности по принципу взаимной координации и совместности всех свойств этой личности. Модель личности должна служить самопознанию человека, объясняя личностный смысл конструктивной активности и в общем виде определяя индивидуально-своеобразные способности.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Материалы, размещенные в телекоммуникационной библиотеке и представленные в виде цитат

Допускается использовать исключительно в образовательных целях.. запрещается тиражирование информационных ресурсов с целью извлечения..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Практикум по психологии личности
Серия «Практикум по психологии» Главный редактор В. Усманов Заведующий психологической редакцией А. Зайцев Зам. зав.

Елисеев О. П
Е51 Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001. - 560 с.: ил. - (Серия «Практикум по психологии»). ISBN 5-272-00115-Х Пр

Взаимоотношение объектных и субъектных аспектов гуманитарного и психологического образования человека
Совершенствование гуманитарного образования предполагает продвижение по наиболее перспективным направлениям подготовки высококвалифицированных специалистов, способных участвовать в

Гуманистический смысл понятий социализации и аккультурации
В субъективных взаимоотношениях и взаимодействии клиентов и специалистов конкретизируется диалектика взаимного положительного отрицания субъектов процесса социализации, которая сост

О природе кризиса гуманистического образования человека
По мнению практиков, наиболее четко обобщенному В. А. Никитиным, в понятии «социальная работа» эпитет «социальность» определяет цель (ре)социализации следующим образом: «Оказание по

Категория общности как первичная абстракция общей теории личности
Практика социально-психологической помощи и попытки создания ее общей теории, как видим, полностью воспроизводят ситуацию кризиса психологии, описанную Л. С. Выготским. Каким же вид

Субъектная активность человека как условие эволюции его личности
Общность как идеальность есть форма не столько деятельности, сколько, точнее говоря, «чувственно-предметной активности» человека , представляющая развитие объективного плана

Функциональная асимметрия
Категория «общность» является основной не только для рассмотрения массовидных и групповых явлений, но и явлений личностного развития человека. Личность как микрокосм, или феномен ку

Гендерная асимметрия
Функциональная асимметрия, при всей ее безусловной значимости в личностном развитии человека, не является единственной его характеристикой. В онтогенезе существенны и другие формы а

Культуральная асимметрия
Исходными понятиями в культурном опосредовании человеческого поведения, - при том, что человек остается ответственным и свободным субъектом своего развития, - являются социальные но

Системная асимметрия личностного развития человека
Каждая из показанных на схеме макрохарактеристик человека, представляющая собою содержание отдельной стадии его личностного развития, сопрягается с его формами, выраже

Основные темы и понятия главы 2
1. Теоретическое и практическое значение теории Б. Ф. Поршнева. 2. Значение функциональной асимметрии в филогенезе человека. 3. Понятие функциональной асимметрии. 4. Знач

Системно-структурное представление о развивающейся личности
Личностное развитие человека в плане становления основных его макрохарактеристик может быть представлено в виде восходящей структуры с координатами самосознания и сознания (вертикал

Стадии личностного развития человека
В отличие от приведенной выше логики процессов образования человека, продолжающей учение Б. Г. Ананьева как современное человекознание, А. В. Петровский выделяет всего три, а не чет

Логические основания личностного развития человека
Относительную логическую завершенность процессов образования человека, т. е. полный логический квадрат общностных отношений в структуре личности, можно выявить, если индивидное и су

Основные темы и понятия главы 3
1. Основные макрохарактеристики человека как личности по Б. Г. Ананьеву. 2. Социализация человека по Э. Эриксону. 3. Становление нравственного самосознания человека по И. Канту и

Сознание и самосознание человека в структуре его психологической активности
Личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни. Поэтому качество личности не может быть абсолютным определением человека, но лишь относительным - как цель и ка

Мотивационные стратегии развития личности в ее эволюции
Социализация и аккультурация человека как личности предполагает, что он является субъектом этих процессов. Поэтому такое существенное значение имеет мотивация человека и в связи с э

Экстернально-объектная стратегия
Основной способ взаимодействия и его мотив - взаимное отрицание внутреннего и внешнего, т. е. отрицательное отрицание, обусловливающее тем не менее известную стабильность развития личности, равнове

Экстернально-субъектная стратегия
Основной способ (мотив) взаимодействия - отрицание внутреннего по отношению ко внешнему. Это проявление мотивации относится не только к себе, но и к другим; все должны следовать какой-либо внешне о

Интернально-объектная стратегия
Основной способ (мотив) взаимодействия - реконструктивное единство мотивации достижения и мотивации отношения, когда самоактуализация личности осуществляется в общении скорее «от ума», нежели «от с

Интернально-субъектная стратегия
Основной способ (мотив) взаимодействия - взаимное принята внутреннего и внешнего, взаимное их положительное отрицание, обусловливающее возможность саморазвития личности. Конструктивно единство моти

Основные темы и понятия главы 4
1. Определение личности. 2. Относительность личностной характеристики человека. 3. «Границы» существования личности. 4. Мера свободы и ответственности как характеристика

Приоритетность саморазвития личности по отношению к содержанию ее эволюции
Неравномерность развития личности связана с особенностями формирования личностного пространства и является прямым следствием второго закона динамики, по которому, при относительном

Конструктивный подход в определении содержания развития и эволюции личности
Л. С. Выготский считает, что временное отношение между обучением и развитием (выражающее собою механизм гетерохронности) и уже достигнутое качество самоопределения личности в каком-

Философско-исторические основания конструктивного подхода
Человек как субъект мира в своем поведении опирается на объективную возможность адекватного взаимодействия с ним. При этом сложный системно-структурный характер взаимодействия внутр

Интегративная модель структуры личности в системе конструктивной типологии
Интегративная модель структуры личности в целом должна содержать идею ее преемственности по отношению к уже сложившимся в психологической науке системным описаниям человека. Наиболе

Основные темы и понятия главы 5
1. Понятие неравномерности личностного развития. 2. Гетерохронность личностного развития. 3. Содержание неравномерного и гетерохронного развития личности.

Принципы конструирования структуры развивающейся личности
Структура личности строится на основе идеи соотносительности. Следовательно, вопрос о том, абсолютным или относительным является нечто в структуре личности, решается каждый раз в ко

Логика взаимосвязи процессов эволюции и развития личности
Первая операция логического раздвоения содержания активности личности состоит в том, что выделяется активность достижения (сознание) и активность отношения (самосознание). При этом

Психология саморазвития личности в ее эволюции
Первая стадия этой дифференциации относится к состоянию новорожденности и младенчества. На этой стадии активность разделяется на две относительно самостоятельные формы: 1.

Основные темы и понятия главы 6
1. Понятия эволюции и развития личности с точки зрения ее активности. 2. Основные принципы конструирования структуры личности. 3. Методы познания развивающейся лич

Конструктивный подход в разрешении проблем целостности личности
Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой нау

Дифференциация форм системного конструирования
Процесс научно-теоретического конструирования концепций некоторых исследуемых объектов может осуществляться различными путями, на основе различных исходных формулировок. Возможно, ч

Основные темы и понятия главы 7
1. Конструктивный подход и проблема целостности. 2. Значение понятия целостности в теории эволюции личности. 3. Взаимоотношение целого и части. 4. Системн

Развивающаяся личность человека как предмет конструктивного самопознания
Личность как выражение качественной определенности человека является объектом изучения многих наук: философии и антропологии, психологии человека, социальной психологии и пед

Психологический смысл активности развивающейся личности человека
Эпистемологичность представлений о личности можно компенсировать, если обратиться к вопросу о целесообразности осознанной активности. Смысл и цель этой активности состоят в воспроиз

Основные темы и понятия главы 8
1. Личность как объект гуманитарных наук. 2. Значение категории активности в дифференциации предметов гуманитарных наук. 3. Эпистемологическое и психологическое зн

Принцип развития в исследовании и самопознании личности
Развитие личности в естественнонаучном и социально-историческом смыслах чаще всего рассматривается объективно, исходя из некоторых норм, пределов или идеалов. На этой основе развити

Понятия свободы, необходимости и ответственности в эволюции и развитии личности
Понятие самоответственности - более глубокое, чем дисциплина или самодисциплина. Эти последние предполагают следование определенным критериям [то есть тому, что (не)разрешается], в

Пространственно-временные координаты и законы развития личности в ее эволюции
Таким образом, вопрос о пространственной и временной определенности развития человека оказывается не только теоретически, но и практически весьма значимым. От особенностей разрешени

Основные темы и понятия главы 9
1. Понятие нормы в развитии личности. 2. Естественное и закономерное развитие личности. 3. Диалектика понятий необходимости и свободы. 4. Ответственность,

Типологическое значение макрохарактеристик личностного развития человека
Если объектом социально-антропологического познания является личность, понимаемая как общность, то предметом этого познания выступают различные свойства этой общности, а также разли

Личность как объект психологического познания
Другим существенным вопросом в рассмотрении проблемы развивающейся личности в социально-педагогических исследованиях является ее определение. Г. Олпорт, подытоживая результаты иссле

Идея соотносительности в психологическом познании личности
Наука определяет меру развития личности нормативами численными, установленными в специальных исследованиях, а мораль общественно-историческими нормами поведения. Тем не менее и в со

Основные темы и понятия главы 10
1. Основные свойства личности в связи с ее макрохарактеристиками. 2. Типологии личности. 3. Определение личности. 4. Диалектический и феноменологический м

Проблемы конструирования типологий личности
Постоянным объектом внимания при рассмотрении индивидуально-психологических особенностей человека является проблема конструирования типологий личности. Эмпирический и теоретический

Типология и психодиагностика темперамента
Темперамент есть обобщенная динамическая характеристика реактивности личности в ее сознательной деятельности. При этом реактивность понимается как интегрирующее психодинамическое об

Общая характеристика развития психодинамических свойств личности
В самых различных психологических концепциях: Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу, Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева (где темперамент по сути игнорируется), Б. М. Тепловая, В. Д. Не

Сравнительная характеристика кизкореактивных и высокореактивных индивидов
Низкореактивные индивиды Высокореактивные индивиды: Экстраверсия Подвижность высокая Низкая скорость образования условных реа

Объективная оценка и самооценка развития индивидных психологических свойств личности
Индивидные психологические свойства личности исследуются тесной связи с физиологическими свойствами человека. Те и другие свойства могут быть исследованы на основе общей логики, нач

Методика Я. Стреляу Шкала оценок для измерения реактивности
Инструкция: Определите по четырехбалльной шкале интенсивность каждого из наблюдаемых свойств поведения испытуемого. При оценке следует исходить из конкретных, наблю

Проблема взаимосвязи темперамента и характера
При статическом сопоставлении параметров реактивности и активности личности их противоречивые взаимоотношения обычно не принимаются во внимание. Это особенно относится к вербальным

Самооценка структуры темперамента
Инструкция.Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Вы любите часто бывать в компании? 2. Вы избегаете иметь вещи, которые

Личностный опросник Я. Стреляу
Инструкция: ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Легко ли вы сходитесь с людьми? 2. Способны ли вы воздержаться от тог

Ключ к опроснику Стреляу
совпадение - 2 балла несовпадение - 0 баллов «не знаю» - 1 балл Сила по возбуждению (Fв): ДА - 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 2

Личностный опросник Д. Кейрси
Инструкция: из двух вариантов ответов по каждому вопросу нужно выбрать один и отметить его соответствующей буквой рядом с номером вопроса .

Регистрационный лист к опроснику Д. Кейрси
Ав = (8 - 2) х 2 = 4. Выраженность типа ADEH равна 4+0 + 8 +

Опросник ОСТ В. М. Русалова
Опросник структуры темперамента (ОСТ) В. М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента.. ОСТ имеет

Оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину
Оборудование. Печатные бланки по образцу (см. ниже) и секундомер. Инструкция испытуемому: «Когда я дам команду "начинайте", вы к

Определение коэффициента функциональной асимметрии и свойств нервной системы по психомоторным показателям
Определение основных свойств нервной системы имеет большое значение в теоретических и прикладных отраслях психологии. Многие из лабораторных методов диагностики основных свойств нер

Развитие представлений о связи темперамента и характера в истории психологии
Уже в начале становления современной психологии и физиологии В. Вундт развивал синтетические представления о типологии душевных движений. Он утверждал, что темперамент и характер не

Графическое представление взаимосвязи типов темперамента и характера
В соответствии с противоположными направлениями реактивности и активности элементарная, статическая модель их отношения (при нормальном распределении темперамента и характера по эти

Интегративная модель взаимоотношения типов темперамента и характера
Второй этап. Построение интегративной модели взаимоотношения типов темперамента и характера представляет собою второй этап рассмотрения возможностей применения граф

Самооценка человека по его жизненным конструктам
Эта методика выполняется в форме достаточно протяженного во времени диалога с испытуемыми, с привлечением примеров, близких к возрастному, половому, интеллектуальном

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина
Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестаби

Оценка ситуативной тревожности
Инструкция. Зачеркните цифру справа, в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент: 1. Вы чувствуете себя свободно

Самооценка тревожности, фрустрированности, агрессивности и ригидности
Самооценка тревожности (ЛТ2): 1. Обычно вы не чувствуете в себе уверенности 2. Вы часто из-за пустяков краснеет

Самооценка эмпатических способностей
Самооценку человека весьма целостно представляет методика определения способности к эмпатии. Результаты ее применения существенны

Оценка суггестивности
Дальнейшее изучение структуры самооценки требует учета результатов нижеприводимой методики, смысл которой обязательно раскрывается

Самооценка депрессии
Инструкция. Отвечая на вопросы, зачеркните наиболее подходящую для вас цифру справа в зависимости от соответствия приводимых суждений вашему обычному состоянию

Обработка результатов
АД = [(2,3,5,6,10,11,14,16,17, 20) - (1,4, 7, 8,9,12,13,15,18,19) + 50] х К. (По шкале 20-80 баллов К = 60/80.) По нашим данным, повышенная депрессивная акцентуация характера набл

Самооценка экстравертности, ригидности и тревожности
Инструкция. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Бывает ли у вас так, что вы настолько взволнованы какими-то мыслями, что не

Нормативные диапазоны
1 шкала оценки 2 шкала оценки 3 шкала оценки возраст пол Диапазон

Ответный лист для заполнения опросника Г. Ю. Айзенка
Ключи шкал: «Э» - экстравертность; «Н» - нейротизм; «Л» - ложь. Ru = Re x 60/24 + 20. Ru = Re x 60/12 + 20. &n

Самооценка характера
Нижеследующую методику целесообразно использовать перед поведением опросников Р. Кеттелла для того, чтобы повысить надежность результатов обеих методик путем срав

Эмоциональная (не)стабилыюсть
(2С + 2Е + 2F+ 2N- 4А – 6I- 2М + 77)/10 Фактор 4. Подчиненность-независимость: (4E+ ЗМ+ 4Q1 + 4Q2 - ЗA - 29)/10 Ниже

Фактор А.
Направление в сторону снижения балла (4 стена) - сдержанный, обособленный, критический, холодный (шизотимия). Человек, имеющий низкий балл (1-3 стена) по фактору А, склонен к ригидн

Фактор В.
4 стена - менее интеллектуально развит, конкретно мыслит (меньшая способность к обучению). 1-3 стена - склонен медленнее понимать материал при обучении «Туповат», предпочитает конкретную,

Фактор С.
1-3 стена - имеется низкий порог в отношении фрустрации, изменчивый и пластичный, избегающий требований действительности, невротически утомляемый, раздражительный, эмоционально возбудимый, имеющий

Фактор G.
4 стена-пользующийся моментом, ищущий выгоду в ситуации. Издает правил, чувствует себя малообязательным. 1-3 стена - тенденция к непостоянству цели, непринужденный в ведении, не прилагает

Фактор I.
4 стена - сильный, независимый, полагается на себя, реалистичный, не терпит бессмысленности. 1-3 стена - практичный, реалистичный, мужественный, независимый, имеет чувство ответственности,

Фактор L.
4 стена - доверчивый, адаптирующийся, неревнивый, уживчивый. 1-3 стена - склонен к свободе от тенденции ревности, приспособляемый, веселый, не стремится к конкуренции, заботится о других.

Фактор О.
4 стена - безмятежный, доверчивый, спокойный. 1-3 стена - безмятежный, со спокойным настроением, его трудно вывести из себя, невозмутимый. Уверенный в себе и своих способностях. Гибкий, не

Фактор Q1.
4 стена - консервативный, уважающий принципы, терпимый к традиционным трудностям. 1-3 стена - убежден в правильности того, чему его учили, и принимает все как проверенное, несмотря на прот

Фактор Q2.
4 стена - зависящий от грунты, «присоединяющийся», ведомый, идущий на зов (групповая зависимость). 1-3 стена - предпочитает работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит обще

Фактор Q3.
4 стена - внутренне недисциплинированный, конфликтный (низкая интеграция), 1-3 стена - не руководствуется волевым контролем, не обращает внимания на социальные требования, невнимателен к д

Вторичные факторы
Фактор 1. Приспособленность в отличие от тревоги. Низкие баллы - в общем этот человек удовлетворен тем, что есть, и может добиться того, что ему каж

Адаптированный текст методики 16-ФЛО-105-С
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, насколько каждое из этих предложений соответствует ваше

Адаптированный характерологический опросник К. Леонгарда - Г. Шмишека
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете

Интеграция типологического и дифференциального подходов в исследовании индивидуальных свойств личности
По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями . Однако от последних акцентуации о

Системный психодиагностический тест
1. Обычно я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим. 2. Временами я волнуюсь из-за пустяков. 3. Большую часть времени я чувствую общую слабость. 4. Я часто

Проективные методы исследования индивидуальности человека
Методика 1 Тест руки (Hand-test) Текст методики Э. Вагнера и соавторов «Тест руки» был опубликован в 1962 г. и предна

Агрессивность 5 Страх 3
Директивность 10 Аффектация 5 Коммуникативность 10 Зависимость 2 Активность (моторная) 2 Пассивность 2 Описательность 2 Итого 41 (>40 баллов)

Самооценка интеллекта
Инструкция.Выберите из десяти приведенных суждений об интеллекте одно, которое наиболее, по вашему мнению, вам подходит, и после этого зачеркните

Обработка результатов
Цифра «1» соответствует 20-26 баллам; «2» - 27-32 балла; «3» - 33-38 баллов; «4» - 39-44 балла; «5» - 45-50 баллов; «6» - 51-56 баллов; «7» - 5

Оценка сообразительности
Инструкция. Ответьте на приведенные ниже вопросы так, как это Вам покажется наиболее правильным 1. В пустом стакане три ореха. Сколько орехов в стакане? 2. Может ли вороб

Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра
Отдельные способности человека существуют не как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и в то же время подвижных структурах. Эти структуры сп

Не переворачивать!
Для запоминания приведенных ниже слов вам дается 3 минуты: Цветы: фиалка тюльпан гвоздика лилия

Форма А
1.1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г. 2. 21д, 226, 23а, 24г, 256, 26г, 27в, 28г, 29д, 30г, 31д, 32г, 33;., 34н 35д, З6в, 37а, 38г, 39

Субтест 4.
Совпадение с ключом - 2 балла. Аналогичное, но неполное значение слова - 1 балл. Несовпадение с ключом и вообще далекое от смысла слова понятие - 0 баллов. Обрабо

Методика Кубики Кооса
В содержание схемы 10 включены результаты отдельного испытуемого по субтесту «Кубики Кооса», одному из наиболее информативных субтестов методики Д. Векслера. Этот тест применяется индивидуально как

Методика Творческие способности
Задача исследования. Оценка творческого воображения и скорости процессов мышления количественным показателем. Предлагаются любые три слова в сочетании, ранее не известном исследуемому. При

Методика Куб Линка
Задача исследования.Установление методом «собирания куба» степени сообразительности при решении простейшей конструктивной задачи. Метод

Методика Анкета интересов
В зависимости от привлекательности содержания приведенных ниже фраз зачеркните одну из четырех цифр по принципу: 1 -совершенно неприемлемо; 2 - неприемлемо; 3 - п

Методика Опросник Дж. Холланда
1. Инженер-технолог 2. Вязальщик 3. Повар 4. Фотограф 5. Чертежник 6. Философ 7. Ученый-химик 8. Редактор научного жу

Характеристика типов
1 тип. Это мужской, несоциальный, эмоционально-стабильный ориентированный на настоящее тип. Охотно занимается конкретны ми объектами и их использованием. Предполагает занятия, требующие мото

Методика Структура интересов
Инструкция. Проставить против каждой из нижеприведенных фраз Цифры 1, 2, 3, 4 в зависимости от степени их привлекательности для в

Типологическое единство темперамента, характера и мотивации
Прежде чем перейти к изложению содержания данной главы, напомним читателям о том, что нами уже исследовано и что еще остается рассмотреть, хотя такой предмет познания, как личность

Диагностика мотивации психологической активности личности
Причинная типология мотивации адекватна двухмодальному представлению побуждения, поскольку векторы активности и реактивности, составляющие его, имеют противоположные направления. Эт

Методика Конструктивность мотивации
Относительно этой методики имеются данные о положительных корреляциях конструктивности мотивации с особенностями интеллекта и свойствами личности по параметрам реактивности и активн

Методика Локус контроля
Инструкция испытуемому.Прочтите каждое высказывание в паре и решите, с каким из них вы согласны в большей степени. Обведите кружком одну из букв - «а» или «б».

Методика Самооценка направленности контакта
Инструкция испытуемому.Из двух вариантов формулировок каждого вопроса вам следует выбрать предпочтительный; рекомендуется отвечать на каждый вопрос. При этом нужно

Методика Направленность личности
Инструкция:Ответив на все вопросы анкеты, вы получите ориентировочную информацию о некоторых особенностях вашей личности. На каждый пункт возможны 3 ответа (а, б, с

Методика Потребность в достижении
Инструкция испытуемому. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы: 1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расче

Методика Потребность в общении
Инструкция испытуемому. Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы; 1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торже

Методика Структура мотивации
1. Исследование мне уже порядком надоело. -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 2. Я работаю на пределе сил.

Физические представления о времени
«Время как философская категория есть форма последовательной смены явлений и состояний...» (материи) [СЭС, 255]. Понятие материи, упоминаемое здесь в скобках, мы сознательно вынесли

Психологическое представление о времени
Психологическое, личностное время еще относительно мало принимается во внимание в современных исследованиях, поскольку зачастую вместо него говорят о времени физическом: таково поня

Конструктивное значение понятия психологического времени
Утверждение идеи соотносительности с помощью рассмотренных выше закономерностей на протяжение более чем столетия постоянно сопровождалось как стремлениями редукционистскими, направл

Психофизические исследования времени реакций
Возвращаясь к логарифмическим зависимостям информации и итепретации, сигнала и реакции, необходимо уточнить, что такие зависимости не исключительны: С. С. Стивенс, невзирая на автор

Обобщение психофизических закономерностей исследования времени реакций
Представляя формулу закона Хика в общем виде как простейшую логарифмическую функцию вида: Y = K · log(n+l), где X = n+1, а коэффициент К принят условно за 1, получ

Современные психофизические представления о времени реакции
Исследования времени реакций, которые осуществляются до сих пор, особенно в связи с решением проблем инженерной или юридической психологии, являются исследованиями частными и даже,

Приоритет фактора времени в современных психологических исследованиях
На примере спектра сигналов психофизического исследования К. В. Бардина легко увидеть, что интерполирующей функцией для функции, представляющей данный спектр, является функциональна

Понятия физического и психологического времени в онтогенетических исследованиях
Необходимо обратиться к материалам обобщенных психологических исследований, относящихся и ко времени реакций, и вообще к вопросам определения сенсорной чувствительности человека. Зд

Время как параметр нормального распределения психологической активности человека
Предваряющим замечанием к нормальной аппроксимации логарифмических кривых может быть напоминание П. Фресса и Ж. Пиаже, указывающих, что еще в 1932 году Хоустон «принял для роста инт

Количественные и качественные характеристики распределения психологической активности человека по фактору времени
Не следует переоценивать значение вышеприведенных непосредственных графических операций по установлению сходства эмпирического распределения с нормальным (хотя при стандартизации и

Взаимосвязь понятий времени, пространства и нормального распределения
Время как фактор, явно или неявно организующий распределение психологической активности субъекта исследований, и время как фактор, представляющий объективность существования и распр

Прикладные аспекты пространственно-временного обоснования психологических исследований свойств личности
Вследствие общенаучного понимания проблемы пространства и времени становится совершенно ясно, что применение статистических методов трудно совместимо с классическими, а точнее сказа

Значение фактора времени в социологических и психологических исследованиях
С точки зрения четкого обоснования научного исследования как в плане фундаментальных понятий времени, пространства и нормального распределения, так и в плане его общественной актуал

Возраст как параметр нормального распределения
Д. И. Менделеев рассматривает физический возраст человека в инструментальном плане, «считая 5 лет за единицу, и если стоит, например, число 30-35, то это значит, что табличное число

Распределение жителей Санкт-Петербурга и Лондона в конце XIX века
Возраст 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90

Дифференциация методов коррекции девиантного поведения по параметру типов непродуктивных социальных ориентации
Независимо от того или иного понимания психоаналитической концепции, ее объективное научное значение состоит в том, что она обобщает ценный эмпирический материал, накопленный за цел

Основные темы и понятия главы 6

1. Понятия эволюции и развития личности с точки зрения ее активности.

2. Основные принципы конструирования структуры личности.

3. Методы познания развивающейся личности: диалектико-логический и феноменологический.

4. Понятия сознания и самосознания как формы активности развивающейся личности.

5. Основные элементы логической структуры развивающейся личности.

6. Структура темперамента в логике эволюции личности.

7. Структура характера.

8. Структура способностей.

9. Структура мотивации.

10. Активно-реактивный смысл понятия «общность» в логической структуре эволюции личности.

11. Психология саморазвития личности: новорожденность и младенчество.

12. Детство в эволюции личности: эгоцентризм и децентрация.

13. Отрочество и юность в эволюции личности: активность самоактуализации и аккультурации.

14. Взаимоотношение понятий «развивающаяся общность» и «активность» в эволюции личности.

Глава 7. Конструктивный подход в системном познании личности

Во многих научных теориях, в том числе в теории эволюции личности, необходимо в методологическом плане опираться на понятие целостности. Это понятие является неотъемлемой чертой научного мышления, хотя оно не всегда упоминается в контексте решения задач, где рассматриваются особенности взаимоотношений целого и части. Кроме того, о целостности чаще говорится применительно к сфере конкретных исследований, что, однако, не свидетельствует о разрешении проблемы целостности в методологическом отношении. Очевидно, что понятие целостности одинаково необходимо как на уровне методологическом, так и на уровне конкретных исследований.

Главным вопросом при этом является то, какие именно объекты являются элементарными и как они соотносятся между собою в целостной структуре, представляющей все эти объекты вместе. Например при определении элементарной структуры в эволюции человеческих индивидов, с одной стороны, мы судим об этом процессе, исходя из потребностей и возможностей индивидов, но, с другой стороны, нельзя объяснить адаптацию человечества только на уровне составляющих его индивидов. Н. В. Тимофеев-Ресовский, рассматривая подобную проблему в теории биологической эволюции, отмечает, что объяснение эволюционных преобразований должно строиться на уровне такой целостности, как популяция, выступающей в форме «...совокупности индивидов, населяющих в достаточном количестве определенную территорию, в пределах которой осуществляется та или иная степень., свободного и случайного скрещивания и перемешивания» .

С другой стороны, представители бихевиоризма абсолютизируют значение элементарной структуры «стимул-реакция», вследствие чего поведение не только отдельных людей, но и всего человечества объясняется путем сведения самых разнообразных явлений его развития к функционированию указанных структур в их различных сочетаниях. Понимая, очевидно, что такое сведение является неадекватным, Э. Толмен, представитель следующего поколения бихевиористов, уже предлагает понимать связь «стимул-реакция» не элементарно, а как сложное образование, имеющее собственную структуру. Э. Толмен фактически пытается таким образом разрешить проблему взаимоотношения части и целого, хотя и не приходит к радикальному выводу о пересмотре всей концепции бихевиоризма.

В социальной и культурной антропологии XIX - XX веков проблема целостности также является наиболее сложной. Все основные течения этой науки: эволюционизм, функционализм и диффузионном по-разному приходили к ответу на вопрос, что есть исходная целостность. Эволюционизм исходит из того, что целым является этнографическая общность. Смена общностей представляется в таком случае простым замещением одной общности другой: от предыдущих стадии развития в новой его стадии остаются одни только несущественны элементы, так называемые «пережитки».

Диффузионизм, наоборот, исходит из того, что развитие человечества представляет процесс распространения, диффузии отдельных культурных черт или элементарных структур. Понятно, что здесь на первом плане находится не целостность, а частности, несмотря на то, что антропологи-диффузионисты пытаются придать им объективное значение. Это достигается, по их мнению, тем, что частные признаки рассматриваются как существенные - в противопоставлении признаками случайным.

С точки зрения функционалистов, любой элемент культуры выполняет в ней существенно важные функции, а поэтому сама культура - это единство всех ее элементов. Если функциональные потребности в сфере культуры изменяются, то возникают новые существенные функции, и механизм диффузии оказывается совершенно излишним. Концепция функционализма кажется наиболее предпочтительной, но в ней обнаруживается недостаток другого плана: целое здесь есть сумма составляющих его элементов. А такой подход вызывает вопросы в связи с тем, что на самом деле целостность вряд ли сводится к простой совокупности некоторых элементов.

Если целое понимается суммативно, то оно не представляет собою интегративного образования, например такого, как личность человека. Личность не может пониматься как механическое соединение одинаковых по своему значению и смыслу частей. Суммативные концепции личности, построенные путем сведения целого к сумме отдельных его частей, являются абсолютно редукционистскими, поскольку вообще всякое сведение одного к другому и есть редукционизм. При этом сам по себе редукционизм не должен иметь ни положительной, ни отрицательной оценки: этот метод сведения является очень распространенным в науке и в обыденной человеческой практике.

Но в науке, где постоянно применяется аналитический подход, требующий последовательного расчленения некоторой целостности, очень часто утрачивается интегративное понимание этой целостности. Итегративность - это характеристика целостности, выражающаяся в приобретении ею, в результате установления многозначных связей ее элементов, новых свойств, которыми ни один из этих элементов в отдельности не обладает. Значит, интегративная целостность не обладает свойством редукции: интегративная психика человека, например, не может быть понята как простое соединение составляющих ее психических образований.

Последнее утверждение противостоит распространенному мнению о целостности как о таком образовании, которое определяется формулой: «целое больше суммы частей». По этому поводу И. В. Блауберг и Б. Г. Юдин предлагают совершенно точный ответ: «...это выражение логически уязвимо, поскольку оно указывает лишь на количественную сторону дела ("больше") и неявно исходит из предположения об аддитивности свойств целого: целостность здесь представляет своеобразный остаток от вычитания суммы частей из целого» . «Логически уязвимой» является и обратная формулировка: «целое меньше суммы частей». Но как первая, так и вторая формула одинаково часто встречаются при определении существа исходных позиций исследователей, занимающихся проблемами целостности. Важно только хорошо представлять, что эти формулы нельзя понимать буквально в количественном их смысле.

Л. С. Выготский считает, что временное отношение между обучением и развитием (выражающее собою механизм гетерохронности) и уже достигнутое качество самоопределения личности в каком-либо направлении деятельности сами по себе еще не вполне представляют сущность развития личности. Сущность и направленность ее развития более всего выражены не просто отмиранием прежнего качества и заменой его новым качеством, а тем, что в системе личности «зона ближайшего развития имеет более непосредственное значение для динамики интеллектуального развития и успешности обучения, чем актуальный уровень их развития».
В этой известной формулировке Л, С. Выготского на первый план выдвигается представление о динамике развития личности в направлении обучения. Но самоопределение человека его будущим состоянием в связи с его настоящим состоянием, при явной асимметрии авторского утверждения в сторону субъектно определяемого будущего, - это положение Л. С. Выготского имеет наибольшее значение для определения содержания развития личности. С именем Л. С. Выготского чаще всего связывается понятие культурно-исторического подхода в понимании развития человека. Но, как представляется из содержания одной из наиболее глобальных по своему значению работ, каковой является «Мышление и речь» , подход Л. С. Выготского правильнее определить более широко как конструктивный, который только в своих частных аспектах может быть актуализирован как культурно-исторический, историко-генетический, синтетический (объединяющий принципы развития и системности) или, наконец, как объективный и опосредующий, открывающий чрезвычайное значение человеческой практики в триадно представляемом, орудийном формировании психики. В контексте современной ему эпохи, когда идея К. Левина о конструктивном развитии науки была выражением оптимистических убеждений многих ученых, Л. С. Выготский фактически осуществлял конструктивно-диалектический анализ и синтез психологического знания. Л. С. Выготский и оперировал понятием конструктивного как понятием общеизвестным, как это сложилось в содержании мировоззрения философов и психологов 30-х годов двадцатого века.
Работа «Мышление и речь», поскольку она была одной из последних по времени написания, показывает, как конкретно понимал Л. С. Выготский конструктивное в критическом анализе концепции Ж. Пиаже: «Исходный момент развития Пиаже рисует как солипсизм младенческого сознания, который... уступает место эгоцентризму детской мысли... Процесс развития представлен не как непрерывное возникновение новых свойств, высших, ...из более элементарных и первичных форм мышления, а как постепенное и непрерывное вытеснение одними формами других. Социализация мысли рассматривается как внешнее, механическое вытеснение индивидуальных особенностей мысли ребенка... Развитие сводится в сущности к отмиранию. Новое в развитии возникает извне. Особенности самого ребенка не играют конструктивной, положительной, прогрессивной, формообразующей роли в истории его умственного развития. Не из них возникают высшие формы мысли. Они, эти высшие формы, просто становятся на место прежних...
Если продолжить мысль Пиаже так, чтобы она охватила и более частную проблему развития, можно с несомненностью утверждать, что прямым продолжением этой мысли должно стать признание того, что антагонизм - единственно адекватное название для тех отношении, которые существуют между обучением и развитием в процессе образования детских понятий» , то становится ясным, что конструктивное, как положительно отрицающее актуальное потенциальным (в противовес антагонистическому, мертвому, отрицательному замещению «низшего» «высшим»), - это системообразующее. То есть конструктивный подход как метод предшествует образованной на его основе системе. Система положительно отрицает метод, ее образовавший, но вместе с тем в своем переструктурировании порождает новую конструктивную идею, согласно которой и возникают все дальнейшие «новообразования» в теоретической и практической деятельности человека и в его психологии, включающей познавательный опыт личности.
Драма прогрессивной человеческой идеи конструктивного состоит в том, что она отождествляется с антигуманным социальным и техническим конструированием и, более того, с сущностью явлений социального террора, войны и тирании. Эти явления присоединяются к понятию конструктивности так же, как с понятием свободы связывается заблуждение вседозволенности.
С абсолютистских позиций, разрывая диаду конструктивно-деструктивного (в буквально прочитываемом смысле - положительно-отрицающего), первое понятие часто употребляется как предполагающее лишь конформизм или, например, консенсус и даже конструктивный конфликт, а второе понятие толкуется, в отрыве от первого, как синоним тотально разрушающего и т. д. - в духе анатомии человеческой деструктивности по Э. Фромму .
На место метода, образующего систему, становится «система незыблемых общечеловеческих ценностей», которая, как и у Гегеля, занимает вершину развития идеи мирового духа цивилизации. Развитие превращается в функционирование человеческих индивидов, которое изучается с позиций «фундаментального» системно-структурного подхода. В согласии с абсолютизацией этого подхода, совершенно в духе Ж. Пиаже, появление новой системы означает катастрофу и гибель для «отмирающей» прежней системы. Логический тупик развития в системном подходе не разрушается при этом ни конвергенцией, ни совершенствованием, ни расширением систем, представляющих принципиально непознаваемые «вещи в себе», ибо познать их, найти код (метод) их организации - значит, по логике системы, выйти из нее, т. е. «разрушить» ее.
С различных сторон конструктивно-диалектический подход практически реализован не только Л. С. Выготским, но и А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией, В. Н. Мясищевым, С. Л. Рубинштейном, В. В. Давыдовым, Б. Г. Ананьевым, С. И. Гессеном, С. С. Батениным и другими классиками науки, что позволяет определить смысл применения этого подхода в различных планах познания психологии развивающейся личности.

  1. Методологический план: положительное отрицание современной теорией личности классического ее понимания с сохранением всего наиболее ценного в этом классическом исследовании и с освобождением предмета науки о личности от явлений редукционизма. Таким образом, на основе последовательной дифференциации предметов различных наук о личности становится возможной их интеграция. На этой основе в антропологии личности достигается этап конструктивного синтеза знаний о личности, позволяющего выработать новые конструктивные методы познания и развития личности. При этом конструктивный познавательный опыт реализуется в самоосознаваемом, самодетерминируемом и самоизменяющемся способе существования человека в мере свободного и необходимого - на фоне объективного содержания эволюции личности.
  2. Общетеоретический план: конструктивно-методологически определенный предмет антропологической теории личности представляет упрочение понятия личности как личности развивающейся в соответствии с законами диалектики, опосредуемыми их осознанием в законах динамики и в законах содержательно-определенного развития личности. Устанавливается конструктивное представление о дифференциации и интеграции субъектного и объективного планов развития личности, т. е. развития внутрисистемного как целостного образования в плане всестороннего развития личности, преимущественно по законам динамики. Дифференцируются предметы возрастной и педагогической антропологии личности. Интеграция этих предметов осуществляется на основе конструктивного определения качества системного познавательного опыта, представленного в различных способах (мерах) субъектного существования личности, - во взаимодействии таких аспектов, как внутреннее и внешнее, «натуральное» и «культурное», нормальное и аномальное, непосредственное и опосредованное, адекватное и неадекватное, актуальное и потенциальное. Личность как индивид, индивидуальность, объект и субъект приобретает интегральное теоретическое определение в своем психологическом развитии образуется единая теория развивающейся личности, строится ее интегральная модель в системе конструктивной типологии, которая позволяет объективно определить качество эволюции личности.
  3. Теоретико-практический план: качество системного развития личности характеризуется не только непосредственно, в реальном, естественнонаучно определяемом пространстве-времени, но и опосредованно, в субъектно определяемой n-мерной сфере существования, где применимы прежде всего соотносительные, а не только абсолютные характеристики развития человека. Одной из основных соотносительных характеристик становится конструктивность, получающая конкретное свое определение и количественное выражение. С целью введения понятия конструктивности в практическую сферу измерения качества развития личности, выводятся и апробируются специальные формулы расчетов конструктивности. Теоретически и практически определяются оптимальные технологии применения методических средств, позволяющих получать в антропологической диагностике развития личности наиболее существенные абсолютные его характеристики - как исходные для последующих расчетов относительной конструктивности этого развития. Таким образом, прикладная антропология, психология, социальная педагогика и другие науки о личности получают возможность определить качество этого развития не только вообще, но и конкретно, что позволяет представить исчерпывающую количественную характеристику соответствующей стадии эволюции личности.