Археологические артефакты, изменившие мир. Типы раскопок Кто ведет раскопки

РАСКОПКИ

(археологические) - вскрытие пластов земли для исследования находящихся в земле археологических памятников. Целью Р. является изучение данного памятника, его частей, находимых вещей и т. п. и реконструкция роли изучаемого объекта в историч. процессе. Науч. задачами, постановкой историч. проблем определяется как выбор объекта Р., так и порядок изучения его частей (если Р. рассчитаны на много лет). Р. не являются самоцелью, каждая Р. должна давать ответ на какие-то вопросы, связанные с историей общества, создавшего данный памятник. Р. предшествуют разведки археологические. Археологи разработали ряд спец. приемов, учитывающих специфику каждого объекта и позволяющих детально исследовать его особенности. Р. поселений связаны с уничтожением культурного слоя, к-рый сам по себе также является объектом науч. наблюдений. Поэтому чрезвычайно важна тщательная фиксация всех этапов Р. В отличие от лабораторного опыта, процесс Р. неповторим, нельзя дважды раскопать один и тот же культурный слой. Желательно полное раскрытие исследуемого археол. объекта, так как только оно дает наиболее целостную картину его прошлой жизни. Однако процесс Р. очень трудоемкий и дорогостоящий, поэтому иногда ограничиваются вскрытием части памятника; многие памятники раскапываются годами и десятилетиями.

Исследование избранного для Р. объекта начинается его обмерами, фотографированием и описанием.

Иногда для определения толщины культурного слоя, его направления или в поисках какого-либо объекта, о существовании к-рого известно из письменных источников (стена, здание, храм и т. п.), на археологич. памятнике делаются зондажи (шурфы) или траншеи. Этот метод допустим только в очень ограниченном виде - для целей разведки, т.к. шурфы и траншеи портят культурный слой и не дают возможности составить целостное представление об исследуемом поселении.

Для установления фактов прошлой жизни на поселении желательно одновременное вскрытие большой сплошной площади. Однако площадь не должна быть чрезмерно большой, т.к. это затруднит наблюдения за разрезами культурного слоя и удаление земли. То ограниченное место, на к-ром производятся Р. на поселении, наз. раскопом. Размеры его определяются поставленными задачами, технич. и материальными возможностями. Выбрав место для раскопа, определяют направление его сторон по странам света и его положение по отношению к какой-нибудь неподвижной и постоянной точке на местности (реперу). Поверхность раскопа нивелируется. Чаще всего для этого применяются геодезич. инструменты. Площадь раскопа разбивают на квадраты (чаще всего 2Ч2 м). Вскрытие культурного слоя ведут пластами по 20 см каждый и поквадратно с фиксацией на плане всех древних вещей и сооружений. Р. производят только вручную лопатами, а иногда и ножами. Механич. копатели (скреперы, бульдозеры и пр.) применяют лишь для удаления балласта и для Р. насыпей больших курганов. Раскопанный лопатами и перебранный руками культурный слой удаляется из раскопа транспортерами, электролебедками. Иногда к месту Р. прокладывается узкоколейная ж. д.

Кроме горизонтальных планов раскопа, обязательно составляются стратиграфич. (см. Стратиграфия) вертикальные чертежи его стенок и чертежи разрезов культурного слоя (т.н. "профили") в пределах раскопа везде, где они могут быть зафиксированы. Наблюдение за чередованием культурных слоев, отложившихся в данном месте, позволяет установить относительную хронологию внутри всего культурного напластования или констатировать его однослойность (т. е. одновременность существования всех обнаруженных объектов). Если жизнь на многослойном памятнике прерывалась на длительное время, то между археол. слоями находятся т.н. стерильные прослойки, не содержащие культурных остатков. Профили позволяют также выяснить была ли когда-нибудь нарушена последовательность напластований, существовали ли перекопы, наличие которых усложняет установление хронологии.

Одним из непременных требований при Р. является вскрытие целиком культурного слоя на всю его глубину, независимо от того, какая из историч. эпох и соответственно частей слоя интересует самого исследователя. Для полного освещения всех периодов жизни данного поселения археолог обязан уделить равное внимание всем слоям.

Недостатком метода ведения Р. горизонтальными пластами является то, что, как правило, археол. слои не совпадают с пластами; это затрудняет наблюдения и выводы. Поэтому, если слои на памятнике четко прослеживаются и предварительной разведкой (траншеями или шурфами) установлено их направление, то вскрытие памятника ведется по слоям, без деления на пласты, с регистрацией находок и сооружений в пределах слоя.

На многослойном памятнике слои нумеруются по мере их вскрытия, т. е. сверху вниз, но этот порядок обратный времени возникновения слоев: чем слой старше, тем ниже он лежит. При публикации отчета о Р. ученый иногда называет первым слоем наиболее древний слой данного памятника, в то время как в дневнике Р. первым назван наиболее поздний слой. Это создает путаницу. Следует культуры или культурные фазы, обнаруженные на данном памятнике, нумеровать в порядке от ранних к поздним.

Особая методика может быть применена при Р. остатков древних построек. Исследователь находит одну из стен постройки и, следуя за ней, постепенно расчищает ее. Это дает возможность без лишней затраты сил выяснить план строения. Однако необходимость установить связь постройки с окружением, датировать ее, установить строительные периоды, время разрушения и т. п. заставляет исследователя не ограничиваться расчисткой стен, а, как и в др. случаях, вести работы широкой площадью и обязательно получать точные разрезы окружающего постройку культурного слоя.

Дерево вообще, а деревянные постройки в частности, сохраняются только в особо благоприятных условиях: в очень влажной почве (напр., в торфянике), либо в очень сухом климате (напр., в Египте). Чаще же всего дерево в земле истлевает. В нашей стране в большинстве мест (кроме, напр., Новгорода и нек-рых других городов) деревянные постройки не сохраняются и определяются по едва заметным следам в земле.

Ямы от землянок, погреба, колодцы и пр. сохраняют следы деревянных креплений, отпечатанных на стенках, по к-рым реконструируется все сооружение. Очень важны наблюдения за ямами от столбов.

Р. истлевших деревянных сооружений представляют большую трудность, чем Р. построек из сырцового (необожженного) кирпича. Развал стен из такого кирпича немногим отличается от окружающей земли, в к-рой погребена постройка. Необходимо учитывать оттенки глины, разницу во влажности, примесь соломы, к-рая бывает в сырцовом кирпиче, и т. п., чтобы наметить границы строения.

Р. больших или долго существовавших поселений необходимо строго планировать, т.к. хаотичное исследование, какие бы значит. площади оно не охватило, не даст возможности представить историч. картину жизни поселения.

Кроме графич., фото- и кинодокументации, процесс Р. и открытые объекты подробно описываются в дневниках исследования. При Р. погребений (см. Могильники), хотя они в большинстве случаев не имеют собственно культурного, т. е. жилого слоя, образующегося в течение длит. времени, также необходимы стратиграфич. наблюдения. Курганы - это не только просто холмы, насыпанные над могилой, а сложные и разнообразные по своей конструкции ритуальные сооружения. В структуре кургана отражаются особенности погребального обряда, к-рые можно изучить полностью лишь при условии снятия всей курганной насыпи на снос. Для выяснения структуры насыпи в центре кургана оставляют одну или две поперечные земляные стенки, т.н. "бровки", к-рые снимают только в самом конце Р. Иногда для той же цели вскрывают курган не сразу по всей площади, а вырезая последовательно отдельные сегменты. В дневниках, на чертежах и фотографиях отмечаются раскрывающиеся в насыпи или под нею более поздние впускные погребения, следы погребального пира (тризны), кострища, выкладки из камней и все погребальные сооружения; деревянные и каменные склепы, грунтовые и подбойные могилы, каменные ящики и т. п. Р. грунтовых могильников, не имеющих каких-либо сооружений на поверхности земли, обычно производится большими площадями. Это дает возможность определить границы могильника, отыскать могильные ямы и установить взаимоположение погребений.

При обнаружении в культурном слое отдельных вещей, сооружений, погребений или их следов, лопаты заменяются ножами, пинцетами и кисточками. Каждая найденная вещь очищается кистью, зарисовывается или фотографируется в том положении, в к-ром она находится в земле, точка ее нахождения тщательно фиксируется. Взаиморасположение вещей дает археологу в смысле реконструкции прошлого не меньше, чем сами вещи. Многие предметы, особенно из органич. веществ - дерево, кожа, ткани, при извлечении на воздух быстро разрушаются. Для сохранности таких находок требуется немедленная их консервация, здесь же, в раскопе. Их заливают гипсом или опрыскивают расплавленным парафином, иногда погружают в воду или какой-нибудь раствор. Нек-рые предметы совершенно разрушаются в земле, но оставляют следы в виде пустот или отпечатков. Пустоты, очищенные от трухи и позднейших наносов, заливают гипсом и получают слепок исчезнувшей вещи.

При раскопках следует собирать все вещи и различные остатки, свидетельствующие о природных и других условиях, в к-рых находилось древнее население. Из разных пластов культурного слоя берется проба для химич. анализа. Химич. анализ позволяет выяснить, из каких органич. веществ образовался перегной, какие породы деревьев оставили золу и угли и т.д. Реконструкции ландшафта имеет особенно большое значение для очень отдаленных эпох, напр. палеолита, когда природные условия резко отличались от современных. Собирают пыльцу растений, кости животных и по ним реконструируют древнюю флору и фауну, климат и т.д. Антропологич. изучение отдельных костей и целых скелетов людей способствует установлению физич. типа древнего населения.

В последнее время приобретают все большее значение для датировки памятника радиокарбонный и палеомагнитный методы. Археолог должен взять для анализов образцы угля, дерева, органич. остатков и обожженной глины в соответствии со спец. инструкциями, разработанными для взятия таких образцов. После завершения Р. добытые материалы подвергаются реставрации и консервации, а также подробному изучению в лабораторных условиях. В результате Р. могут быть открыты различные сооружения, архит. памятники, к-рые должны быть сохранены на месте. Их консервация представляет весьма сложную задачу, особенно в том случае, когда необходимо предохранить от разрушения настенную живопись, резьбу и т. п.

Раскопки в СССР производятся только специалистами археологами по особым разрешениям - т.н. открытым листам, выдаваемым Ин-том археологии АН СССР на право Р. памятников, имеющих общесоюзное значение и занесенных в гос. списки СССР, а также памятников, находящихся на терр. РСФСР. Для Р. памятников респ. значения открытые листы выдаются АН союзных республик. Исследователь обязан представить отчет о Р. по месту выдачи открытых листов. Отчеты хранятся в архивах и представляют гос. фонд документов по исследованию памятников.

Лит.: Блаватский В. Д., Античная полевая археология, М., 1967; Авдусин Д. A., Археологические разведки и раскопки М., 1959; Спицын A. A., Археологические раскопки, СПБ, 1910; Crawford О. G. S., Archaeology in the field, L., (1953); Leroi-Gourhan A., Les fouilles préhistoriques (Technique et méthodes), P., 1950; Woolley C. L., Digging up the Past, (2 ed), L., (1954); Wheeler R. E. M., Archaeology from the Earth, (Harmondsworth, 1956).

А. Л. Монгайт. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "РАСКОПКИ" в других словарях:

    Раскапывание, выкопка, отрытие Словарь русских синонимов. раскопки сущ., кол во синонимов: 3 выкопка (5) … Словарь синонимов

    Археологические раскопки на территории кремля в Угличе … Википедия

    Раскопки - полевое изучение археол. пам., предусматр. выполнение специфич. вида земляных работ. Такие работы сопровождаются неизбежным разрушением всего пам. или его части. Повторные Р. обычно невозможны. Поэтому приемы изуч. должны быть макс. точными,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Археологические, см. Археологические раскопки … Большая советская энциклопедия

    Способ исследования древних поселений, зданий, могил и т. п., ведущий свое происхождение от случайных находок или намеренных, с целью получения материальной выгоды поисков в земле, в могилах, под фундаментом и т. п. В научную систему Р. возведены … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    I. МЕТОДЫ РАСКОПОК Р. на Ближнем Востоке Мариэтта в Египте (1850 1980 гг.), П.Э.Ботты и О.Г.Лэйярда в Месопотамии (соотв. с 1843 г. и с 1845 г.) начались как кладоискательство. Их целью было приобретение для европ. музеев по возможности наиб.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Мн. 1. Работы, направленные на поиски и извлечение чего либо, скрытого в земле, снегу, под развалинами и т.п. 2. Вскрытие пластов земли с целью извлечения находящихся в земле памятников древности. 3. Место, где ведутся работы по извлечению… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Профессия археолога в первую очередь требует железных нервов и выдержки. Проводя исследования ученные порой достают из-под земли вещи, от которых замирает сердце. Помимо древней посуды, одежды и писаний они находят останки животных и людей. Предлагаем узнать о самых страшных археологических раскопках.

Кричащие мумии

Египет полон загадок и тайн, многие из которых уже были разгаданы. Изучая гробницы, в 1886 году, исследователь Гастон Масперо наткнулся на необычную мумию. В отличие от остальных тел, найденных ранее, она была просто завернута в овечью шкуру. А ее лицо было искривлено в страшней гримасе, при этом у жуткой мумии был открыт рот. Ученые выдвигали разные версии, среди которых было отравление, захоронение египтянина живьем. На самом деле все оказалось довольно просто. При заматывании тела, рот также привязывали веревкой. Видимо плохое крепление приводило к тому, что веревка спадала, и челюсть ничем не удерживаемая падала вниз. В результате тело приобретало такой жуткий вид. И по сей день, археологи находят таких мумий, которых по-прежнему называют кричащими.

Безголовые викинги


В 2010 году список самых страшных археологических раскопок пополнили ученые, проводившие работы в графстве Дорсет. Группа надеялась найти хозяйственный инвентарь предков, их одежду, рабочие инструменты, чтобы пополнить исторические данные об их быте. Но, то на что они наткнулись, привело их в ужас. Ученые обнаружили останки человеческих тел, но без голов. Черепа находились неподалеку от могилы. Внимательно их изучив, археологи пришли к выводу, что это останки викингов. При этом черепов не хватало. Поэтому можно сделать вывод, что несколько голов каратели прихватили, в качестве трофея. Захоронение 54 викингов произошло в 8-9 веке.

Неизвестное существо


Ученые-аматоры, совершая прогулку по Национальному парку в Новой Зеландии, наткнулись на карстовую пещеру. Юные археологи решили ее посетить. Гуляя по коридорам пещеры группа увидела скелет, который хорошо сохранился, но представлял собой жуткое зрелище. Довольно крупное тело имело грубую кожу, клюв, огромные когти. Совершенно не понимаю, откуда взялось это чудище, ребята в срочном порядке покинули пещеру. Дальнейшие исследования показали, что это были останки древней птицы моа. Некоторые ученые уверены, что она еще живет на планете, просто прячется от людей.

Хрустальный череп


Археолог Фредерик Митчелл Хеджес, прогуливаясь по джунглям Белиза, сделал потрясающее открытие. Им был найден череп, изготовленный из горного хрусталя. Находка по весу затянула на 5 кг. Племена, жившие неподалеку, утверждают, что череп – это наследие племени майя. Всего их разбросано по миру 13 шт., а тому, кто соберет всю коллекцию, станут доступны тайны мироздания. Правда это или нет неизвестно, но тайна черепа не раскрыта по сей день. Удивительно, то что изготовлен он по технологии, которая противоречит известным человечеству химическим и физическим законам.

Время чтения: 5 мин

Раскопки доступны не только ученым! Для всех романтиков, с детства грезящих о том, чтобы прикоснуться к историческим артефактам не в музее, а в «дикой природе», сегодня есть шанс воплотить свою мечту.

Во второй половине XX века археологические раскопки стали превращать в необычные музеи под открытым небом. В экспозиции музеев-скансенов демонстрируют жилье и быт крестьян новейшей эпохи или очень давнего времени. Например, каменного и бронзового веков. Так археология стала составной частью туристической индустрии. А раскопки превратились в источники дохода.

Идея оправдала себя. Воссозданная хижина или крепостная стена позволяет человеку непосвященному получить представление о древних людях быстрее, чем описания в тысячах книг. Как правило, найденные экспонаты демонстрируются тут же. Для них возводят специальные павильоны.

LifeGid рассказывает о нескольких популярных археологических музеях под открытым небом. Итак, раскопки манящие.

  • Новости археологии — 10 главных открытий года, которые нельзя пропустить

Раскопки у Боденского озера

У берегов Боденского озера археологи нашли остатки построек, возводившихся на протяжении каменного и бронзового веков (4000—800 гг. до н. э.). Когда-то местным жителям понравились дома на сваях, стоящие на прибрежном мелководье. Так можно было спасаться от врагов и хищников. Рядом с остатками жилья были найдены ткани, челноки, телеги.

Реконструкция домов на сваях началась еще в 1922 году. А в наши дни Музей свайных жилищ в поселке Унтерульдинген стал популярным центром познавательного туризма. Он включает в себя мультимедийные экспозиции и множество типов построек. Все они тщательно воссозданы на основе многочисленных археологических исследований. Плюс красивейшие виды на Боденское озеро и предгорья Альп. Самые настырные посетители могут увидеть реальные остатки древних свай, которые сейчас находятся под водой.

Лучшее время для посещения Музея свайных жилищ — весна, а особенно — золотая осень, до середины октября. Стандартная экскурсия длится примерно час.

Где: Pfahlbauten Museum, Strandpromenade 6, 88 690 Uhldingen-Muhlhofen.
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 10, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Рецепт дня — полезные кокосовые кексы без сахара для детей в школу

Поместье Ледяного человека — раскопки в Альпах

В 1991 году пара немецких пенсионеров обнаружила у подножия ледника Симилаун промерзлый труп. Туристы сфотографировали его и сообщили спасателям. Мрачную находку отправили в Институт судебной медицины в Инсбруке. А там выяснилось, что ученые имеют дело дело с ледяной мумие. Возраст ее — не меньшее 4 тыс. лет…

Так началась история Этци. Или, как его еще называют, Ледяного человека. Со времен открытия гробницы Тутанхамона археологическая находка не вызывала такого ажиотажа в прессе. Журналисты отвели душу. О жизни и смерти Ледяного человека выдвигались версии одна нелепее другой. Впрочем, археология (и многие другие науки) обогатилась новыми знаними. Просле того, как были проведены детальные исследования находки. Сегодня Этци нашел свое последнее пристанище в специально построенном для него музее в Южном Тироле (Италия).

Реконструкция одежды Эци. Музей естественной истории в Вене

И хотя Ледяной человек покинул Австрию, память о нем в долине Эцталь сохранена. В том числе в таком интересном месте, как «Поместье Этци». Это миниатюрный музей, в большей степени ориентированный на детей. Знакомство с ним займет около часа. Здесь есть жилища и предметы быта эпохи, когда жил Этци. Отдельная небольшая экспозиция уже вполне серьезно рассказывает о знаменитой находке на леднике Симилаун.

После «Поместья Этци» стоит посетить расположенную рядом экспозицию хищных птиц. И прогуляться к самому высокому в Тироле водопаду Штубенфаль.

Где: Otzi village, 6441 Umhausen, Austria
Цена вопроса: Взрослые — € 9,9, дети в возрасте 5—15 лет — € 6.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Афродизиаки — все, что нужно знать. Польза, вред и правила приема
  • Экранизации украинских книг — кино о Кузьме и 3D по Лесе Украинке

Раскопки и целый парк — Раннее Средневековье в Марле

Археопарк «Музей эпохи варваров» открылсяв Марле, городке на севере Франции, еще в 1991 году. За такой длительный период музей приобрел впечатляющие масштабы.

Как следует из названия, главная его специализация — археология раннего Средневековья. В пределах парка есть большой некрополь (VI—VII вв.), реконструированные франкское поселение. Плюс ферма эпохи Меровингов (династия франкских королей, правивших в V—VIII вв.). А под экспозицию археологических находок отведена отреставрированная средневековая мельница (XII в.).

Также в «Музей эпохи варваров» включен «археологический огород». В нем выращиваются культурные растения, типичные для этого регионавремен Меровингов. Также можно увидеть домашних животных и пищу, характерные для той эпохи. Хорошо представлена так называемая экспериментальная археология — реконструкция забытых ремесел, навыков и технологий.

«Музей эпохи варваров» необычен тем, что там нет собственной инфраструктуры — ни парковок, ни кафе. Здесь только археология. Дело в том, что музей находится в городской черте, и организаторы решили не распыляться ни на что, кроме основной цели.

Где: Musee des Temps Barbares, Moulin de Marle F. 2 250 Marle
Цена вопроса: Билет для взрослых — € 6, дети в возрасте 12—18 лет — € 3.

Что читают с этим материалом сегодня?

  • Пост и еда — из каких продуктов можно получить белок и сколько
  • Квартира за биткоины: все ньюансы покупки и подводные камни
  • Тайна тиары царя скифов Сайтаферна — подделка в Лувре из Одессы

Польские раскопки — Карпатская версия Трои

Музей «Карпатская Троя» находится на окраине городка Тшциница в Подкарпатском воеводстве. Здесь реконструирована часть одного из самых древних укрепленных поселений в Польше. Его возраст — 4 тыс. лет.

Комплекс «Карпатская Троя» состоит из классического музея под открытым небом. Он включает в себя участок реконструированной крепостной стены с воротами и поселениями различных эпох, от бронзового века до раннего Средневековья. Рядом — небольшой, хорошо оборудованный экспозиционный центр. Здесь обстоятельно представлена археология этих мест.

Где: Karpatska Troja, Trzcinica 646, 38—207 Przysieki
Цена вопроса: Билет для взрослых — 18 злотых (€ 4,15), пенсионеры и школьники — 13 злотых (€ 3).

Былое величие Хаттусы — раскопки по-турецки

Руины Хаттусы, столицы древнего государства хеттов, расцвет которой пришелся на конец бронзового века, находятся вдалеке от курортных побережий. Посещать эти места удобнее в ходе путешествия в Каппадокию.

На просторном пологом склоне находятся остатки огромного города. А внизу, под горой, видна восстановленная часть крепостной стены из кирпича-сырца.

Вообще Хаттуса интересна тем, что реконструкция крепости выглядит хоть интересно, но все же уступает по эффектности уцелевшим воротам и скульптурам. Они до сих пор охраняют входы в древний город. Сфинксы и львы выглядят очень впечатляюще.

Где: Bogazkale, Turkey
Цена вопроса: Входной билет для взрослого — около € 4.

Удивительный мир трипольцев — украинские раскопки

Историко-культурный заповедник «Трипольская культура» посвящен загадочным гигантскиму поселениям древности. Оно существовало в этих местах около 6 тыс. лет назад. В нем было около 3 тыс. домов и 12 тыс. жителей.

В Легедзино (село в Тальновском районе Черкасской области Украины) уже много лет серьезно занимаются реконструкцией жилищ этого загадочного «мегаполиса». Первые результаты уже представлены посетителям.

Хотя музей под открытым небом еще не завершен, поездка сюда даст представление о том, как выглядела жизнь трипольцев несколько тысяч лет назад.

Реконструкция жилища трипольцев

Где: с. Легедзино, Тальновский р-н, Черкасская область
Цена вопроса: Входной билет для взрослых — 20 грн.

Что читают с этим материалом сегодня?


Археологические раскопки являются чрезвычайно точным и обычно медленно продвигающимся процессом, нечто большим, чем простое копание. Истинный механизм археологических раскопок лучше всего познавать в поле. Есть свое искусство в мастерском владении лопаткой, кистью и другими приспособлениями при очистке археологических слоев. Очистка слоев, открытых в траншее, требует наметанного взгляда на изменение цвет и текстуры почв, особенно при раскопке ям столбов и других объектов; несколько часов практической работы стоят тысячи слов инструкций.

Цель раскопщика - объяснить происхождение каждого слоя и объекта, обнаруженного на памятнике, будь он естественного происхождения или создан человеком. Недостаточно просто раскопать и описать памятник, нужно объяснить, как он сформировался. Это достигается путем снятия и фиксирования налагающихся слоев памятника один за другим.

Основной подход при раскопках любого памятника заключает в себе один из двух главных методов, хотя они оба использоваться на одном и том же памятнике.

Раскопки по фиксируемым глазом слоям . Этот метод заключается в раздельном снятии каждого фиксируемого глазом слоя (рис. 9.10). Этот медленный метод обычно используется на памятниках-пещерах, которые часто имеют сложную стратиграфию, а также на открытых памятниках, таких как места забоя бизонов на североамериканских равнинах. Там достаточно легко выделить слои костей и другие уровни еще на этапе предварительные: тестовых стратиграфических шурфов.

Раскопки по произвольным слоям . В данном случае почва снимается стандартными по размеру слоями, величина их зависит от природы памятника, обычно от 5 до 20 сантиметров. Такой подход используется в таких случаях, когда стратиграфия слабо различима или при перемещении слоев заселения. Каждый слой тщательно просеивается в поисках артефактов, костей животных, семян и других мелких объектов.

Конечно, в идеале хотелось бы каждый памятник раскапывать в соответствии с его естественными стратиграфическими слоями, но во многих случаях, как, например, при раскопках прибрежных калифорнийских раковинных куч и некоторых больших жилых холмов, просто невозможно разглядеть естественные слои, если они вообще когда-то существовали. Часто слои слишком тонкие или чересчур запеплены для того, чтобы образовать дискретные слои, особенно когда они перемешаны ветром или утрамбованы более поздними поселениями или скотом. Я (Фаган), раскапывал ряд африканских земледельческих поселений на глубине до 3,6 метра, которые логично было раскапывать по выборочным слоям, так как немногие фиксируемые глазом слои заселения были отмечены концентрацией фрагментов стен обрушившихся домов. В большинстве слоев были найдены обломки горшков, изредка другие артефакты и много фрагментов костей животных.

Где копать

Любые археологические раскопки начинаются с тщательного изучения поверхности и составления точной топографической карты памятника. Затем на памятник накладывается сетка. Изыскания на поверхности и коллекция артефактов, собранных в это время, помогают разработать рабочие гипотезы, являющиеся основой для принятия археологами решения, где копать.

Первое решение, которое следует принять, это предпринимать сплошные раскопки или выборочные. Оно зависит от размеров памятника, неизбежности его разрушения, от тех гипотез, которые будут проверяться, а также от имеющихся денег и времени. Большинство раскопок являются выборочными. В таком случае встает вопрос об участках, которые следует раскапывать. Выбор может быть простым и очевидным, а может основываться на сложных предпосылках. Совершенно очевидно, что выборочные раскопки для определения возраста одного из сооружений Стоунхенджа (см. рис. 2.2) проводились у его подножия. Но участки раскопок раковинной кучи, не имеющей поверхностных признаков памятника (features), будут определяться методом выбора случайных квадратов сетки, на которых будут искать артефакты.

Во многих случаях выбор раскопок может быть очевидным и неочевидным. При раскопках ритуального центра майя в Тикале (см. рис. 15.2) археологи хотели узнать как можно больше о сотнях курганов, расположенных вокруг основных ритуальных мест (Коэ - Сое, 2002). Эти курганы тянулись на протяжении 10 километров от центра памятника в Тикале и были идентифицированы вдоль четырех тщательно изученных выступающих из земли полос. Очевидно, что провести раскопки каждого кургана и идентифицированного строения было невозможно, поэтому была составлена программа копки тестовых траншей для сбора случайных керамических образцов, приемлемых для датирования, для определения хронологического промежутка памятника. Посредством правильно составленной стратегии выборки исследователям удалось выбрать около сотни курганов для раскопок и получить те данные, которые они искали.

Выбор места, где копать, может определяться соображениями логики (например, доступ к траншее может быть проблемой в маленьких пещерах), имеющимися фондами и временем или, к сожалению, неизбежностью разрушения части памятника, находящегося близко от места промышленной активности или строительства. В идеале раскопки лучше проводить там, где результаты будут максимальными и шансы получения данных, необходимых для проверки рабочих гипотез, наилучшими.

Стратиграфия и разрезы

Мы уже кратко касались вопроса археологической стратиграфии в главе 7, где было сказано, что основой всех раскопок является должным образом зафиксированный и интерпретированный стратиграфический профиль (Уиллер - R. Wheeler, 1954). Поперечное сечение памятника дает картину аккумулированных почв и слоев обитания, которые представляют древнюю и современную историю местности. Очевидно, что человеку, фиксирующему стратиграфию, нужно как можно больше знать об истории естественный процессов, которым подвергся памятник, и о формировании самого памятника (Штайн - Stein, 1987, 1992). Почвы, покрывающие археологические находки, подверглисы трансформациям, которые радикально воздействовали на то, как сохранялисы артефакты и как они перемещалисы в почве. Роющие животные, последующая деятельность человека, эрозии, пасущийся скот - все это значительно меняет налагающиеся слои (Шиффер, 1987).
Археологическая стратиграфия обычно намного более сложна, чем геологические наслоения, так как наблюдаемое явление носит более локальный характер, а интенсивность деятельности человека очень велика и часто включает в себя постоянное повторное использование одной и той же местности (Вилла и Куртин - Villa and Courtin, 1983). Последовательная деятельность может радикально изменить контекст артефактов, строений и других находок. Памятник-поселение может быть выровнен и затем вновь заселен другим сообществом, которое будет вырывать фундаменты своих строений более глубоко, а иногда повторно использовать строительные материалы предыдущих обитателей. Ямы от столбов и ямы-хранилища, а также захоронения погружаются глубоко в более древние слои. Их присутствие можно обнаружить лишь по изменениям в цвете почв или по содержащимся артефактам.

Вот некоторые из факторов, которые следует принимать во внимание при интерпретации стратиграфии (Хэррис и другие - E. C. Harris and others, 1993).

Деятельность человека в прошлом, когда памятник был заселен, и ее последствия, если таковые имеются, для более ранних этапов заселения.
Деятельность человека - вспашка и промышленная активность, последовавшая за последним оставлением памятника (Вуд и Джонсон - Wood and Johnson, 1978).
Естественные процессы отложений и эрозии во времена доисторического заселения. Памятники-пещеры часто оставлялись обитателями, когда стены разрушались морозами и куски скал осыпались внутрь (Корти и другие - Courty and others, 1993).
Естественные явления, изменявшие стратиграфию памятника после того, как он был оставлен (наводнения, укоренение деревьев, рытье животных).

Интерпретация археологической стратиграфии включает в себя реконструкцию истории напластований на памятнике и последующий анализ значения наблюдаемый естественных и поселенческих слоев. Такой анализ означает разделение типов деятельности человека; разделение наслоений, которые получились в результате накопления мусора, остатков строительства и последствий, траншей-хранилищ и других объектов; разделение естественных последствий и вызванный человеком.

Филипп Баркер, английский археолог и специалист-раскопщик, является сторонником комбинированных горизонтальных и вертикальных раскопок для фиксирования археологической стратиграфии (рис. 9.11). Он указывал, что вертикальный профиль (разрез) дает стратиграфический вид только в вертикальной плоскости (1995). Многие важные объекты появляются в сечении в виде тонкой линии и поддаются расшифровке только в горизонтальной плоскости. Главная задача стратиграфического профиля (разреза) состоит в фиксации информации для потомков, с тем чтобы последующие исследователи имели точное впечатление о том, как он (профиль) формировался. Так как стратиграфия демонстрирует взаимоотношения между памятниками и строениями, артефактами, естественными слоями, то Баркер предпочитал кумулятивное фиксирование стратиграфии, которое позволяет археологу одновременно фиксировать слои в разрезе и в плане. Такое фиксирование требует особенно искусных раскопок. Различные модификации такого метода используются как в Европе, так и в Северной Америке.

Вся археологическая стратиграфия является трехмерной, можно сказать, что она включает в себя результаты наблюдений как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости (рис. 9.12). Конечной целью археологических раскопок является фиксирование трехмерных взаимоотношений на памятнике, так как эти взаимоотношения обеспечивают определение точного местоположения.

Фиксирование данных

Учет данных в археологии делится на три обширные категории: письменные материалы, фотографии и цифровые изображения, натурные чертежи. Компьютерные файлы являются важной частью ведения учета.

Письменные материалы . Во время раскопок у археолога накапливаются рабочие блокноты, включая дневники памятника и ежедневники. Дневник памятника - это тот документ, в котором археолог фиксирует все события на памятнике - объем проделанной работы, ежедневные графики работ, количество работников в группах раскопщиков и любые другие трудовые вопросы. Фиксируются также все размеры и другие сведения. Под дневником памятника подразумевается полный отчет о всех событиях и действиях на раскопках. Это нечто большее, чем просто инструмент для оказания помощи памяти археолога, которая может подвести, это документ о раскопках для последующих поколений исследователей, которые могут вернуться на этот памятник для пополнения коллекции первоначальных находок. Поэтому отчеты о памятнике нужно вести в цифровом виде, а если письменно - то на бумаге, которая может долго храниться в архивах. Между наблюдениями и интерпретациями делается четкое различие. Любые интерпретации или соображения по ним, даже те, которые после рассмотрения отбрасываются, тщательно фиксируются в дневнике, будь он обычный или цифровой. Тщательно фиксируются важные находки и стратиграфические детали, так же как и явно незначительная информация, которая впоследствии, в лаборатории, может оказаться жизненно важной.

Планы памятников . Планы памятников начинаются от простык контурных, составленный для курганов или мусорный свалок, и кончаются комплексными планами целого города или сложной последовательности строений (Баркер - Barker, 1995). Точные планы очень важны, так как на них фиксируются не только объекты памятника, но и система измерительной сетки до раскопок, которая нужна для установки общей схемы траншей. Компьютерные программы для составления карт, находясы в руках специалистов, значительно облегчили производство точных карт. Так, например, с помощью программы AutoCad Дуглас Гэнн (1994) составил трехмерную карту пуэбло Хомолыови у города Уинслоу, штат Аризона, которое представляет собой более яркую реконструкцию 150-комнатного поселения, чем его двухмерная карта. Компьютерная анимация позволяет любому человеку, незнакомому с памятником, живо представить себе, каким он был в реальности.

Стратиграфические чертежи могут быть выполнены в вертикальной плоскости или же могут быть начертаны аксонометрически с использованием осей. Любой вид стратиграфического чертежа (отчета) весьма сложен, и для его выполнения требуются не только чертежные навыки, но и значительные интерпретационные способности. Сложность фиксации зависит от сложности памятника и от его стратиграфических условий. Часто различные слои обитания или какие-либо геологические явления четко обозначены на стратиграфических разрезах. На иных памятниках слои могут быть намного более сложными и менее выраженными, особенно в условиях сухого климата, когда засушливосты почвы делает цвета блеклыми. Некоторые археологи использовали масштабированные фотографии или изыскательские инструменты для фиксации разрезов, причем последние совершенно необходимы при больших разрезах, таких как разрезы через городские валы.

Трехмерная фиксация . Трехмерная фиксация - это фиксация артефактов и строений во времени и пространстве. Местоположение археологических находок фиксируется относительно сетки памятника. Трехмерная фиксация проводится с помощью электронный устройств или рулетками с отвесом. Она является особенно важной на таких памятниках, где артефакты фиксируются в своем первоначальном положении, или там, где отбираются отдельные периоды в строительстве здания.

Новые технологии позволяют добиваться большей точности при трехмерной фиксации. Использование теодолитов с лазерными лучами позволяет резко сократить время фиксации. Многие раскопщики используют устройства и программное обеспечение, позволяющие мгновенно преобразовывать их цифровые фиксации в контурные планы или трехмерные репрезентации. Они могут почти мгновенно вывести на монитор распределения отдельно нанесенных на график артефактов. Такие данные могут использоваться даже при планировании раскопок на следующий день.

ПАМЯТНИКИ
ТУННЕЛИ В КОПАНЕ, ГОНДУРАС

Рытье туннелей редко случается в практике археологических раскопок. Исключением являются такие сооружения, как пирамиды майя, где их историю можно расшифровать лишь с помощью туннелей, так как иначе проникнуть внутрь невозможно. Чрезвычайно дорогой и медленный процесс создания туннелей создает также трудности в интерпретации стратиграфических слоев, которые имеются на каждой стороне траншеи.

Самый протяженный современный туннель использовался для изучения серии последовательных храмов майя, составляющих великий Акрополь в Копане (рис. 9.13) (Фэш - Fash, 1991). В этом месте раскопщики создали туннель в эродированном склоне пирамиды, подточенной протекающей рядом реки Рио Копан. В своей работе они руководствовались расшифрованными символами (глифами) майя, в соответствии с которыми данный политический и религиозный центр относится к периоду от 420 до 820 года н. э. Археологи следовали по древним площадям и другим объектам, погребенным под спрессованным слоем земли и камня. Для создания трехмерных презентаций меняющихся строительных планов они пользовались компьютерными изыскательскими станциями.

У правителей майя имелась страсть увековечивать свои архитектурные достижения и ритуалы, их сопровождавшие, детально продуманными символами. У создателей туннеля имелся ценный ориентир в надписи на ритуальным алтаре под названием «Алтарь Кью», который давал текстовое указание на правящую династию в Копане, обеспечиваемую 16 правителем Якс Пэком. Символы на «Алтаре Кью» говорят о прибытии основателя Киник Як Кьюк Мо в 426 году н. э. и изображают последующих правителей, которые украшали и способствовали росту великого города.

К счастью для археологов, Акрополь является компактным царским районом, что сделало расшифровку последовательности зданий и правителей относительно легкой. В итоге этого проекта были соотнесены отдельные строения с 16 правителями Копана. Самое раннее строение относится к временам правления второго правителя Копана. Вообще же здания делятся на отдельные политические, ритуальные и жилые комплексы. К 540-му году н. э. эти комплексы были объединены в единый Акрополь. Лишь на распутывание сложной истории всех разрушенных зданий потребовались годы туннельных работ и стратиграфического анализа. Сегодня мы знаем, что развитие Акрополя началось с небольшого каменного строения, украшенного яркими фресками. Возможно, это была резиденция самого основателя Киник Як Кьюк Мо. Его последователи изменили ритуальный комплекс до неузнаваемости.

Акрополь Копана является необычной хроникой царской власти и династической политики майя, имевших глубокие и сложные корни духовного мира, открытого при расшифровке символов. Он также является триумфом тщательных раскопок и стратиграфической интерпретации при очень сложных условиях.

В основе всего процесса фиксации лежат сетки, единицы, формы и этикетки. Сетки памятника обычно разбиваются с помощью окрашенных кольшков и веревок, растягиваемых над траншеями, если фиксация необходима. При мелкомасштабной фиксации сложных признаков могут использоваться даже более мелкие сетки, которые охватывают всего один квадрат общей сетки.

В пещере Боомплаас в Южной Африке Хилари Дикон использовала точную сетку, которую откладывали с крыши пещеры для фиксации положения маленьких артефактов, объектов и данных по окружающей среде (рис. 9.14). Подобные сетки возводились над местами морских катастроф в Средиземноморье (Бэс - Bass, 1966), хотя лазерная фиксация постепенно вытесняет такие методы. Разным квадратам в сетке и на уровнях памятника присваиваются свои номера. Они позволяют идентифицировать положение находок, так же как и основание для их фиксации. Ярлыки крепятся на каждый пакет или наносятся на саму находку, на них указываются номер квадрата, который также заносится в дневник памятника.

Анализ, интерпретация и публикации

Процесс археологических раскопок завершается заполнением канав и транспортировкой находок и документов по памятнику в лаборатории. Археологи возвращаются с полным отчетом о раскопках и всеми сведениями, необходимыми для проверки тех гипотез, которые были выдвинуты перед выходом в поле. Но на этом работа далеко не закончена. Фактически, она только начинается. Следующим этапом исследовательского процесса является анализ находок, о чем будет говориться в главах 10–13. После завершения анализа начинается интерпретация памятника (глава 3).

Сегодня стоимость печатных работ очень высока, поэтому невозможно полностью опубликовать материалы даже о небольшом памятнике. К счастью, многие системы поиска данных позволяют хранить информацию на CD-дисках и в виде микрофильмов, поэтому у специалистов есть возможность получить к ним доступ. Обычным становится размещение информации в Интернете, но здесь есть интересные вопросы, касающиеся того, насколько постоянными в действительности являются киберархивы.

Помимо опубликования материалов, у археологов есть два важных обязательства. Первое - поместить находки и документы в такое хранилище, где они будут находиться в безопасности и где они будут доступны последующим поколениям. Второе - сделать результаты исследований доступными как для широкой публики, так и для коллег-профессионалов.

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ВЕДЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИИ НА ПАМЯТНИКЕ

Я (Брайан Фейган) в своих блокнотах веду различные записи. Наиболее важны следующие.

Ежедневный дневник о раскопках, который начинаю вести с того момента, как мы прибываем в лагерь, и заканчиваю в тот день, когда мы сворачиваем работы. Это обычный дневник, в котором я пишу о ходе раскопок, фиксирую общие соображения и впечатления, пишу о работе, которой был занят. Это также личный отчет, в котором я пишу о разговорах и дискуссиях, о других «человеческих факторах», таких как несогласия между членами экспедиции по теоретическим вопросам. Такой ежедневник совершенно неоценим при работе в лаборатории и при подготовке публикаций о раскопках, так как в нем содержится много забытых деталей, первых впечатлений, неожиданно пришедших в голову мыслей, которые иначе были бы потеряны. Я веду дневники во время всех своих исследований, а также просто во время посещений памятников. Например, мой дневник напомнил мне о деталях посещения раскопок центра майя в Белизе, которые ускользнули из моей памяти.

В Чатал-Хююке археолог Айэн Ходдер просил своих коллег не только вести дневники, но и размещать их во внутренней компьютерной сети, с тем чтобы каждый знал, о чем рассуждают другие участники экспедиции, а также для того, чтобы поддерживать постоянную дискуссию об отдельных траншеях, находках и проблемах раскопок. Судя по своему личному опыту, я склонен думать, что это является замечательным способом совмещать непрерывное течение теоретических дискуссий с практическими раскопками и ведением документации.

Дневник памятника является формальным документом, который включает в себя технические детали раскопок. Информация о раскопках, методы отбора, стратиграфические сведения, записи о необычных находках, основные объекты - все это фиксируется в дневнике помимо многого другого. Это намного более организованный документ, настоящий вахтенный журнал всех ежедневных действий на раскопках. Дневник памятника является также исходной точкой всех документов памятника, и они все ссылаются друг на друга. Я обычно использую блокнот со вставными листами, тогда можно вставлять записи об объектах и о других важных открытиях в нужное место. Дневник памятника следует вести на «архивной бумаге», так как он является долговременным документом об экспедиции.
Материально-технический дневник, как явствует из названия, это тот документ, где я фиксирую счета, основные адреса, различные сведения, относящиеся к административной и бытовой жизни экспедиции.

Когда я начал заниматься археологией, все пользовались ручками и бумагой. Сегодня многие исследователи пользуются портативными компьютерами и отправляют свои заметки на базу посредством модема. Использование компьютера имеет свои преимущества - возможность мгновенно дублировать очень важную информацию и вносить свою информацию в материалы исследования, находясь непосредственно на памятнике. На раскопках в Чатал-Хююке имеется своя собственная компьютерная сеть для свободного обмена информацией, что было невозможно во времена ручек и бумаги. Если я ввожу свои документы в компьютер, я обязательно сохраняю их приблизительно через каждые четверть часа и распечатываю их в конце рабочего дня для того, чтобы обезопасить себя от компьютерного сбоя, когда результаты многих недель труда могут быть уничтожены в течение секунд. Если я пользуюсь ручкой и бумагой, то как можно быстрее делаю фотокопии всех документов, а оригиналы храню в сейфе.


Археологические раскопки требуют достижения оптимального баланса между двумя, зачастую полярными обстоятельствами, - скажем, необходимостью, с одной стороны, разрушать какие-то сооружения, а с другой - получить максимальное количество информации о прошлом, либо добиться необходимых фондов для проведения раскопок либо удовлетворить сиюминутные потребности общества. Если раскопки проводятся, то их окончательной целью является получение трехмерного документа (record) об археологическом памятнике, в котором будут зафиксированы различные артефакты, здания и другие находки, корректно размещенные по их происхождению и контексту во времени и пространстве. И после того, как этот этап завершен, документ должен быть полностью опубликован в целях сохранения информации для потомков.

Сплошные и выборочные раскопки

Преимущество сплошных раскопок памятника заключается в том, что они дают детальную информацию, но они являются дорогими, и проводить их нежелательно из-за того, что после них нельзя будет проводить последующие раскопки, возможно, более совершенными методами. Обычно сплошные раскопки проводят в рамках таких УКР-проектов, при которых памятникам грозит неизбежное разрушение.

Наиболее типичными являются выборочные раскопки, особенно в тех случаях, когда время играет важную роль. Многие памятники настолько велики, что сплошные раскопки просто невозможны, и исследования проводятся выборочно, используя методы выборки или с помощью тщательно выверенных траншей. Выборочные раскопки проводятся для получения стратиграфических и хронологических сведений, а также для получения образцов керамики, каменных инструментов и костей животных. Исходя из этих свидетельств, археолог может принять решение о целесообразности последующих раскопок.

Вертикальные и горизонтальные раскопки

Вертикальные раскопки всегда являются выборочными. Во время их проведения раскрываются ограниченные площади памятника в целях получения специфической информации. Большинство вертикальных раскопок являются зондированием глубоких археологических слоев, их настоящая цель - получение хронологической последовательности на памятнике. Горизонтальные раскопки проводятся для раскрытия одновременного поселения на большой территории. Однако следует подчеркнуть, что все стратегии раскопок основаны на решениях, принимаемых по мере реализации раскопок и исследовательского проекта. Так или иначе, примеры, приводимые здесь и в других текстах, показывают уже завершенные раскопки. Во время раскопок археолог вполне может перейти от вертикальных раскопок к горизонтальным, и наоборот, даже во время кратковременных работ.

Вертикальные раскопки . Почти всегда вертикальные раскопки проводятся для установления стратиграфических последовательностей, особенно на таких памятниках, территория которых ограничена, например в маленьких пещерах и скальных укрытиях, или для решения хронологических вопросов, таких как последовательности вдоль траншей и земляных сооружений (рис. 9.4). Некоторые вертикальные траншеи достигают впечатляющих размеров, особенно прорытые на жилых холмах. Однако в большинстве случаев такие раскопки не являются крупномасштабными.

Шурфы , которые иногда называют французским словом sondages или телефонными будками, часто имеют вид вертикальных раскопок. Они состоят из маленьких траншей, в которые могут поместиться один или два раскопщика, и предназначены для проникновения в нижние слои памятника для установления пределов археологических слоев (рис. 9.5). Шурфы выкапывают для извлечения образцов артефактов из нижних слоев. Этот метод можно усовершенствовать с помощью буров.

Шурфы предваряют большие раскопки, так как информация, полученная с их помощью, в лучшем случае является ограниченной. Некоторые археологи роют их только вне территории основного памятника, так как они разрушают важные слои. Но рационально размещенные шурфы могут дать ценную информацию о стратиграфии и содержимом памятника до того, как начнутся основные раскопки. Их также роют для получения образцов из разных участков памятника, таких как залежи раковин, где высока концентрация находимых в слоях артефактов. В таких случаях шурфы роются по сетке, и их положение определяют статистической выборкой или на основании правильных структур, таких как чередующиеся квадраты. Особенно эффективны серии шурфов, вырытых как на шахматной доске, во время раскопок земляных укреплений, так как стенки шурфа, разделенные нераскопанными блоками, обеспечивают непрерывную стратиграфическую последовательность сквозь все укрепление.

Вертикальные траншеи широко применялись при раскопках древних памятников - поселений на юго-западе Азии (Мур - Moore, 2000). Их также можно использовать для получения поперечного сечения памятника, которому угрожает разрушение, или для осмотра окраинных сооружений около селения или кладбища, на которых проводились крупные раскопки. При создании подобных вертикальных раскопов почти всегда ожидают, что в результате этого самая важная информация будет в виде фиксации слоев в стенках траншей и находок в них. Ясно, что информация, полученная при таких раскопках, имеет ограниченную ценность по сравнению с более масштабными обследованиями.

Горизонтальные (зонные) раскопки . Горизонтальные, или зонные, раскопки проводятся более масштабно, чем вертикальные, и являются следующей ступенью к сплошным раскопкам. Под зонными раскопками имеется в виду охват больших зон для восстановления строительных планов или планов целого поселения, даже исторических садов (рис. 9.6, см. также фотографию в начале главы). Единственными памятниками, которые неизбежно раскапывают полностью, являются очень маленькие стоянки охотников, отдельно стоящие хижины и курганы.

Хорошим примером горизонтальных раскопок является памятник в Сейнт-Августин, во Флориде (Диган - Deagan, 1983; Миланич и Милбрат - Milanich and Milbrath, 1989). Сейнт-Августин был основан на восточном побережье Флориды испанским конкистадором Педро Менедесом де Авилем в 1565 году. В XVI веке город подвергался наводнениям, пожарам, его поражали ураганы, а в 1586 году его разграбил сэр Фрэнсис Дрейк. Он разрушил город-крепость, назначением которого была защита испанского флота, перевозившего сокровища по проливам Флориды. В 1702 году англичане атаковали Сейнт-Августин. Жители города укрылись в крепости Сан-Маркос, которая сохранилась до сих пор. После шести недель осады англичане отступили, дотла сжигая деревянные строения. На их месте поселенцы построили каменные здания, и город продолжал расти до первой половины XVIII века.

Кэтлин Диган вместе с группой археологов исследовала город XVIII века и более раннюю его часть, совмещая сохранение города с археологическими раскопками. Раскопки города XVIII века трудны по многим причинам. Частично из-за того, что трехвековой археологический слой составляет всего 0,9 метра и в значительной степени нарушен. Раскопщики расчистили и зафиксировали десятки колодцев. Они также произвели горизонтальные раскопки и раскрыли основания зданий XVIII века, построенных из земляного бетона, цементоподобного вещества из раковин устриц, извести и песка. Фундаменты из устричных раковин или земляного бетона укладывали по траншеям по форме строящегося дома (рис. 9.7), затем возводились стены. Полы из земляного бетона быстро разрушались, поэтому на земле создавали новый пол. Так как слои вокруг дома были нарушены, то артефакты из фундамента и полов были очень важны, а выборочные горизонтальные раскопки являлись лучшим методом для того, чтобы их раскрыть.

Проблемы горизонтальных раскопок те же, что и при любых раскопках: стратиграфический контроль и тщательные измерения. При таких зонных раскопках обнажают большие открытые участки почв на глубину нескольких десятков сантиметров. Сложная сеть стен или столбов может лежать в пределах зоны обследования. Каждый признак соотносится с другими структурами. Это соотношение должно быть четко зафиксировано для корректной интерпретации памятника, особенно если речь идет о нескольких периодах заселения. Если раскрыт целый участок, то трудно измерить положение структур в середине траншеи, далеко от стен у края раскопа. Более точные измерения и фиксирование можно достичь посредством использования системы, которая дает сеть вертикальных стратиграфических стенок поперек раскапываемой зоны. Такая работа часто выполняется посредством раскладывания сетки квадратных или прямоугольных единиц раскопок со стенками между квадратами толщиной несколько десятков сантиметров (рис. 9.8). Такие раскапываемые единицы могут быть площадью 3,6 кв. метра или больше. Рисунок 9.8 показывает, что эта система позволяет производить стратиграфический контроль больших участков.

Крупномасштабные раскопки по сеткам чрезвычайно дорогие, требуют много времени, к тому же их трудно проводить на неровных местах. Тем не менее на многих памятниках «сеточные раскопки» принесли успех: были раскрыты здания, планы городов и укрепления. Многие зонные раскопки являются «открытыми», во время их проведения большие участки памятника обнажаются слой за слоем без сетки (см. рис. 9.1). Электронные методы обследования решили многие проблемы фиксирования при больших горизонтальных раскопках, но потребность в четком стратиграфическом контроле остается.

Снятие вышележащих слоев, не имеющих археологического значения, для того чтобы раскрыть подповерхностные детали, - это еще один тип крупномасштабный раскопок. Такое снятие особенно полезно, когда памятник погребен неглубоко под поверхностью и следы строений сохранились в виде столбов и изменений цвета почвы. Почти всегда раскопщики пользуются землеройной техникой для снятия больших участков поверхностных почв, особенно в проектах УКР. При такой работе требуются как квалифицированные машинисты-водители, так и четкое понимание стратиграфии и текстуры почвы (рис. 9.9).

Конечно, горизонтальные раскопки зависят от точного стратиграфического контроля. Обычно он сочетается с вертикальными траншеями, которые дают необходимую информацию для осторожного срезания последовательный горизонтальный слоев.