Сценарий праздника в детском саду русские богатыри. Сценарий классного часа "богатыри земли русской"

«Былинные богатыри земли русской»

Подготовила

И провела мероприятие:

Ледкова Ж.И.

Песня и слайд-шоу «Моя Россия»

Учитель:

Велика и прекрасна наша Родина. И прекрасно имя у неё - Русь. Много океанов, морей, озёр, и рек – в которых водится много разной рыбы, много лесов, где обитает пушной зверь; много полей,где выращиваются хлеба. Хорошо на Руси - матушке. Завидно соседям, что у нас столько богатства, смотрят и думают,как бы отобрать. Да не тут- то было. Сильна защита на Руси – могучие богатыри. Не пройдёт войско тёмное, не проскачет зверь рыскучий мимо этой стражи.

С давних пор слагал народ песни о богатырях русских, их подвигах.

И называются эти песни былины.

Ребята, в течение месяца мы с вами вели работу над проектом «Былинные богатыри земли русской». За это время вы прочитали былины, познакомились с репродукциями картин, оформили выставку рисунков и книгу пословиц и поговорок «Счастье Родины – дороже жизни». Пришло время подвести итоги, показать свои знания об истории и культуре своего народа.

1-ый сказитель: Ой вы, добры молодцы и молодушки! Собрались мы не на почестен пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад да согласие и велась наша беседа речью плавною. (Котик М.)

2-ой сказитель: Испокон веков были люди, которых любил народ, чьи имена хранил в сердце своем. Это те, кто бедных защищал, кто землю русскую оберегал, слабых в обиду не давал. (Шамин А.)

3-ий сказитель : Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания - от былинных богатырей. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня. (Архипова В.)

Монтаж

1 ученик: Был Святогор-богатырь силы великой, ростом выше леса стоячего, головой упирался под облако ходячее. Земля-матушка носить его не могла. Конь под Святогором по колено проваливался, земля под ним прогибалася. Держать Святогора-богатыря могли только горы – вот там-то и проживал Святогор. Хорош был Святогор, да не нужен был ему никто. Не защищал он земли Русской от захватчиков, только и знал он, что силой своей гордился да хвалился. (Курочкин Д.)

2ученик: Микула Селянинович был пахарем, крестьянином. Он пахал землю-матушку, растил хлеб и кормил людей. (Курочкин А.)

3 ученик: Вольга Святославович был сильным и хитрым. Умел понимать язык птиц и зверей. (Мицаева Ф.)

4ученик: На смену старшим богатырям пришли младшие. Как из славного города Мурома, из того села да Карачарова пришёл казак Илья Муромец. Илья наделён был невиданной силой, избавил людей русских от бусурман, от Соловья-разбойника. Он является примером бескорыстного служения Родине. (Юдёнкова Ю.)

5 ученик:…..(Мицаева Р.)

Добрыня Никитич по происхождению – княжеского рода. Богатырь образован, тактичен, обходителен, мастерски играет на гуслях, совершил много подвигов. Вместе с Ильёй Муромцем охраняет Русскую землю от нашествия врагов.

6 ученик: - Смолоду стоял Алёша Попович на богатырской заставе. Сын ростовского попа. Его победа над Тугариным воспетой дошла до наших дней! (Ханбабаева З.)

Учитель:

Сильна Русь богатырями; дружно охраняют они границу. Наслышаны все об их подвигах, сложил народ о них былины. Ребята много знают о силе и отваге русских богатырей и, сейчас, покажут свои знания.

Викторина

1. Расскажите о самом первом подвиге Ильи Муромца. (Бой под Черниговом, схватка с Соловьем-Разбойником. )


2. Назовите князя, правившего в то былинное время, в славный град которого часто созывались богатыри на честные пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве – стольном граде. )

3. Назовите отрицательных персонажей былин. (Соловей-Разбойник, Змей Огненный, Тугарин Змеевич. )

4. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? И кто избавил его от недуга? (Илья Муромец, калики)

5. Этот богатырь одолел Тугарина Змея (Алёша Попович)


6. Кто из богатырей мог сам себе ковать оружие? (Илья Муромец, он выковал себе меч)

7. Как называлась одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (кольчуга)

8. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка)

9. Кто из богатырей победил Змея Горыныча? (Добрыня Никитич и освободил Забаву Путятичну)
10. Назовите имя женщины-богатыря и расскажите про её подвиг. (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича, спасла своего мужа)

Физминутка:

Представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо и ещё

Через левое плечо.

Буквой "л" расставим ноги

Словно в танце руки - в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу.

(Остаёмся в кругу)

Учитель:

Ребята, отгадайте загадку:

Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч…

Ну что догадались,конечно же …(меч)

У нас тоже есть меч, который изготовил ученик 4 класса Курочкин Д. Возьмём меч и проведем игру. Вспомните пословицы о защите родной земли, называйте пословицу и передавайте меч по кругу.

Игра в кругу (передовая по кругу друг другу щит)

Не родом богатырь славен, а подвигом.

Лучше того дела нет, чем родную землю от врагов защищать.

Моё богатство – сила богатырская, моё дело – Руси служить, от врагов оборонять.

В русском сердце прямая честь да любовь к Руси – матушке.

Смелость силе воевода.

Кто смел, тот на коня сел.

Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит.

На Руси не все караси, есть и ерши.

Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалко.
Своя земля и в горсти мила.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Чужбина – калина, Родина – малина.

Головою думай, а силой борись.

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай

Жить - Родине служить.

Не тот герой, кто награду ждет, а то, кто за народ идет!

Если дружба велика, будет Родина крепка!

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

«С родной земли умри не сходи»,

«За край свой насмерть стой»,

«За правое дело стой смело»,

«Счастье Родины –дороже жизни»,

Учитель:

Ребята, а вы знаете как в Древней Руси происходило братание богатырей?

1-ый сказитель: (Котик М.)

И раскинули они тут бел шатер,
А коней спустили во луга зеленые,
Во зелены луга они стреножили
Сошли оба во белой шатер,

2-ой сказитель: (Архипова В.)

Они друг с другом побраталися,

Золотыми крестами поменялися,

Обменялися да поцеловалися,

Они друг другу порассказалися,

Илья Муромец да будет больший брат, (Матийчук Д .)
-Алёша Попович будет меньший брат.
(Абушкин Д.)

3-ий сказитель: (Яцук А.)

Ой! Беда! Беда! Прилетел на Русь Змей Горыныч огненный! Славные богатыри ! Защитники родины! Собирайте вы дружины добрых витязей, отправляйтесь в поход на борьбу с врагом!

Танец «Богатырская сила»

Илья командует:

Дружина, стройся

Алёша командует:

Дружина, стройся

Учитель:

Есть у богатыря боевой друг, который служит ему верно,не оставит богатыря своего ни раненым, ни мёртвым, ни волкам на растерзание, ни чёрным воронам на расклевание, ни врагам на поругание. Где б ни был привезёт домой. Что же это за друг?(конь боевой)

Учитель: Что бы конь был быстр и летел как стрела надо его подковать. « Подкуй коня » (накинуть кольца- подковы на все четыре « ноги коня»)

Учитель: Молодцы! Коней подковали,можно и прокатиться на них.

Проверить их быстроту. « Скачки на конях »

Учитель:

Чтоб грудь защитить от ударов врага,уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит тяжёлый, блестящий и кругленький…(щит)

И следующее ваше задание собрать крепкий щит.

Учитель:

Четвертый конкурс - " Богатырское толкалище ". Приглашаем всех богатырей на "толкучку". Толкучка - это не рынок, где покупают и продают вещи, а самые настоящие соревнования, на которых силачи толкают друг друга. А точнее меряются силой, выталкивая друг друга из круга. (На полу мелом начерчен круг диаметром 3 метра. Задача богатырей - вытолкнуть соперника из круга. Тот, кому это удается, приносит очко команде. На "толкалище" силачи выходят попарно. А способы выталкивания различны для каждой пары:

Упираясь ладонями в ладони соперника;

Упираясь лбом в лоб соперника;

Упираясь спиной в спину соперника;

Упираясь грудью в грудь соперника;

Стоя на четвереньках и упираясь боком в бок соперника;

Стоя на одной ноге и упираясь плечом в плечо соперника;

Конкурс «Переправа»

Конкурс «Битва со Змеем Горынычем»

Да, нелегко быть богатырём, но молодцы, все справились.

Девочка: (Яцук А.)

- По русскому обычаю: для друзей – пироги, а для врагов – кулаки. Угощайтесь, добры молодцы!

Хоровод «

Девочка:

Спасибо вам богатыри за смелость вашу, отвагу(Сильченко А. кланяется в пояс)

Мальчики, парни, мужчины!

Цвет восходящей зари!

Гордость старинной былины –русские богатыри! (Яцук А.)

Станьте опорой России, светлой надеждой страны,

Умной и доброю силой,

Родины нашей сыны! (Сильченко А)

Чтобы всегда восхищаться вами Россия могла,

Не нападать – защищаться,

Землю свою сберегла.

Чтобы счастливой судьбою внукам и правнукам жить. (Яцук А.)

Видеоролик «Не скакать врагам по нашей земле…»

Учитель:

Рефлексия:

Над землёй русской всходит красно солнышко. Если вам понравилось мероприятие, прикрепите к нему лучики.


Сценарий Познавательного часа «Русские богатыри в народном творчестве»

(для младшего и среднего школьного возраста).

Богатыри Васнецова

— Здравствуйте, ребята!
— Вы много раз видели картину «Богатыри». Ее написал художник В.М. Васнецов в 1898г. Эта картина относится к числу лучших произведений русской живописи и наряду со многим другими замечательными полотнами пользуется большой известностью в народе.
В веках осталось и по сей день, живет добрая память о русском войне как о самом мужественном, бесстрашном, честном, преданном Отечеству и верном в дружбе.
Героическое прошлое нашей Родины находило отражение в устном народном творчестве. Лучшие былины народ сложил о своих легендарных героях-богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.
Пусть иной раз в былинах они сражаются с вымышленными сказочными злодеями-драконами да Соловьем разбойником, но на деле не раз приходилось храбрым русским войнам участвовать в жестких битвах, в которых решалось судьба страны.
Откуда же черпают русские войны свою неиссякаемую силу?
Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.
— Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович – любимые герои русских былин. Это могучие богатыри, охраняющие русскую землю от врагов.
— Ребята, а что означают приставки к каждому имени богатыря?
— Илья Муромец. Что это значит?
(Родина Ильи – город Муром, село Карачарово).
— Добрыня. Никитич – отчество по имени отца.
— Алеша Попович – из семьи священнослужителей.
— А кто ответит на вопрос?
Какому князю служили эти богатыри и в каком городе он правил?
(Князю Владимиру, в городе Киеве).
На высоких холмах стоял Киев – град. В старину опоясывал его земляной вал, окружали глубокие рвы.
За киевскими пригородами и сёлами тянулись леса дремучие, по которым бродили охотники, добывая зверей видимо-невидимо.
А за лесами тянулись степи без конца и без края. И шло из этих степей на Русь много горюшка. Налетали из них на русские села кочевники – жгли и грабили, уводили русских людей в плен.
И вот, чтобы сберечь от врагов Землю русскую, стали ставить в степи маленькие крепости – заставы богатырские, чтобы оберегали они путь на Киев, защищали от врагов и чужих людей. А по степям стали разъезжать богатыри на могучих конях.
Зорко они всматривались вдаль – не видать ли вражеских костров, не слыхать ли топота чужих коней?
Дни и месяцы, годы и десятилетия оберегал родную землю Илья Муромец, ни дома себе не построил, ни семьи не завел. И Добрыня, и Илья Муромец и Алеша Попович – все они в степи, да в чистом поле несли службу воинскую.
Ребята, посмотрите внимательно на картину.
В центре картины – Илья.
Кудри его побелели и в бороде седина, но лицо молодое, сильное, с острым соколиным взглядом. Все в нем просто и исполнено мощи: и фигура, и конь, и копье, которое он готов пустить в ход.
У Добрыни тонкое, умное лицо. Его кольчуга, меч, сбруя лошади украшены орнаментом, да и сама его красивая, горячая лошадь отличается и от мощного тяжелого коня Ильи, и от простоватой лошадки Алеши.
Алеша красив, молод и удал. Из-под шлема видны золотистые кудри, из-под темных бровей остро глядят глаза. Красная рубаха под кольчугой, желтые сапоги с загнутыми острыми носками и высокими каблуками, покрытый узором пояс изобличают в нем щеголя.
Таким образом, наружность, костюм, вооружение и кони богатырей разные. Художник во всем подчеркивает разницу в их характерах. Что же их объединяет?
Богатыри поднялись на холм, с которого видны широкие просторы, откуда можно ожидать врага.
Илья из-под руки напряженно всматривается вдаль.
Добрыня схватился за меч, вытаскивает его из ножен, готовый отбить нападение врагов.
Добрыня и Илья образуют единую группу: головы их и взгляды повернуты в одну сторону, и стоят они близко друг к другу.
Алеша как будто отстал, кажется, что он подъезжает к ним на своей маленькой, рыжей лохматой лошадке.
Свободно и непринужденно сидит он в седле и, как другие, всматривается вдаль. Левой рукой он держит наготове лук, правой достает из колчана стрелу.
Следуя обычаям народного творчества, художник Васнецов. В отдельных деталях картины часто использует красный цвет: щит Добрыни, сбруя его лошади, рубаха Алеши, копье Ильи. В сочетании с белым, черным и серым красный цвет особенно насыщен и придает картине приподнятое настроение.
Богатыри изображены на фоне величественного и спокойного русского пейзажа с бескрайними просторами холмистых лугов и полей, с серебристой лентой реки, окаймленной темно-зеленым лесом. Пейзаж этот очень подходит к характерам самих богатырей. Он не только величественный – он грозный. На небе тяжелые грозовые облака, они совсем нависли над горизонтом. Холмы покрыты темным лесом.
Таким образом, художник, показывая богатырей, не только любуется их силой и красотой, но вместе с тем как бы объясняет, почему они объединились на страже русской земли.
— Ребята, а каких еще русских богатырей вы знаете?
— Микула Селянинович,
— Василий Буслаев, Еким Иванович,
— Гришка – боярский сын, Василий,
— Долгополый, Самсон Самойлович, Дунай Иванович.

— А у одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой.
Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как ее звали и каким образом она смогла перехитрить князя? (Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича. Спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское татарское и представившись послом из Золотой Орды.
Ребята, а кто из трех богатырей носил прозвище «тихий»? (Добрыня Никитич).
А какие еще умения, кроме воинских, были у Добрыни? (Он был хорошим дипломатом, недаром князь Владимир назначал его послом, и умел играть в шахматы и на гуслях).
А кто из богатырей ковал сам себе оружие? (Илья Муромец).
А вот Алеша Попович с раннего детства был очень сильным. От неимоверной силы Алеши в детских играх у его сверстников руки-ноги отрывались: «кого он возьмет за ручку ручка прочь, кого возьмет за ножку ножка прочь».
Может быть ребята, вы не знаете, но богатыря Илью Муромца даже причислили к сонму российских святых, и у него остался в истории день рождения – первое января. В день, когда мы празднуем Новый год, вспоминаем и день рождения Ильи Ивановича, великого защитника Земли Русской.
А ведь не сразу стал богатырем Илья Муромец, сидел сиднем – тридцать лет и три года, а вылечили его калики перехожие – дали испить водицы.
Ребята, а кто знает какое первое испытание выпало на долю Ильи Муромца? (Победа над вражьими полчищами под Черниговом и над Соловьем – разбойником возле реки Смородины).
А еще пришлось ему сражаться с Идолищем поганым, с Калиным – царем.
А теперь, ребята, давайте рассмотрим снаряжение русского война?
1. Как называется головной убор у богатыря? (шлем).
2. Тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец? (кольчуга).
3. колющее оружие на длинной рукоятке, обычно поединок воинов «один на один» начинался с его использования? (копье, пика).
4. Оружие для обороны: при сражении воин прикрывает им своё тело. (Щит).
5. Оружие для удара по противнику, состоявшее из рукоятки и тяжелой круглой ударной части. (Булава).
Ну, вот ребята, сегодня мы с вами вспомнили былинных героев, от которых, по преданиям и пошла сила русского воинства.
Именно сила духа, мужество и отвага, верность и любовь к Родине помогла нашим бойцам одержать победы и под Сталинградом и под Москвой, и под Курском и ввергнуть в бегство фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

КОНСПЕКТ РАЗВЛЕЧЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
«БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

Наумова А.А., воспитатель МОУ № 17«Солнышко»

Цель
Воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны, чувства сопричастности к культуре своего народа.

Задачи

  1. Знакомство детей с отдельными эпизодами истории страны через художественное слово, произведения искусства, информационные материалы.
  2. Показать образ защитника Родины через образы реально существовавших исторических личностей, былинных и сказочных богатырей.
  3. Развитие диалогической и монологической речи детей, обогащение словарного запаса детей.
  4. Развитие коммуникативных навыков детей, умение находить выход из проблемных ситуаций, поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
  5. Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Интеграция: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, физическая культура.

Оборудование и материалы

Компьютер, экран, проектор, камень на распутье, береза, картинки с изображением оружия, 2 лабиринта, 6 кеглей, 2 дуги, 2 каната, грамоты, угощение.

Ход занятия

Воспитатель: -Здравствуйте, красны девицы!

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, гости дорогие!

Я приглашаю вас в удивительное путешествие, которое навсегда запомнится вам. Давным - давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Издревне на этой земле жили славяне. Их соседи хазары и монголы -татары - часто нападали на славян, опустошали земли, разоряли дома, уводили в плен людей. Более 1000 лет тому назад основали славяне своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Они славились богатырской силой, об их подвигах слагались сказки и былины.

А вы знаете, что такое былина? (это быль, рассказ о том, что было давным давно).

А кто придумывал былины?

Ответы детей:

  • Их сочинял русский народ в давние времена, когда наша Родина называлась Русью.
  • Раньше люди не могли записать то, что сочинили или увидели, поэтому былинные рассказы заучивались наизусть и передавались от деда к отцу, от отца к сыну

Жили среди русичей богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Посмотрите, ребята, какие они были могучими, мужественными, храбрыми и сильными. Кто изображен на картине?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович.
Воспитатель: Правильно, а кем они были?
Дети: Богатырями.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто такие богатыри?
Дети: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.
Воспитатель: Правильно, богатыри - это люди безмерной силы, стойкости и отваги, совершающие воинские подвиги. Богатыри охраняли нашу Родину от врагов - стояли на заставе (границе), мимо них ни зверь незамечанным не проскользнёт, ни птица не пролетит, а тем более враг не пройдёт.
Воспитатель: Дети, а с кем боролись герои - богатыри?
Дети: С Соловьем - разбойником, Змеем Горынычем, Кощеем Бессмертным, Тугариным Змеем.

Воспитатель: -А теперь давайте послушаем стихи о богатырях (дети читают стихи)

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!


Воспитатель: Дети, а вы бы хотели пройти путь богатырей, увидеть их, узнать про их подвиги?
Дети: Да
Воспитатель: Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном граде Переславле-Залесском,
В детском саду «Солнышко»
Жили не тужили

Дружные ребята из старшей группы

Все красавцы нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Альбина Анатольевна.
Вот решила как-то раз
Княжна издать такой указ...
Воспитатель: Указ
Разудалы добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!

Дети, произносят клятву, повторяя слова за ведущей.

Воспитатель: Тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь? Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.
Но сначала давайте вспомним, перед тем как отправиться в дальний путь, что предстояло выбрать русскому богатырю?
Дети: Дорогу.
Воспитатель: Правильно, ему предстояло выбрать дорогу, по которой пойти. В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нём написано:
Пойдёшь на право

Деньги и слава,

Пойдёшь на лево

Друзей потеряешь и будешь не смелым.

Двинешься прямо

Ждет опасность и богатырская застава.

Так, ребята, какую мы с вами выбираем дорогу?
Дети: Дорогу, которая идет прямо.
Воспитатель: Ну вот мы и в древней Руси. И нас с вами уже встречают красны девицы.(исполняется танец «Во поле березка стояла…»)

Воспитатель: Ребята, к нам в гости с заставы скачут богатыри.

Богатыри: Здравствуйте гости дорогие!

1й богатырь : Привёз я вам послание. Вас ожидают испытания.(отдаёт свиток ведущему) Выполняйте все задания в путешествии увлекательном, очень даже занимательном.

Воспитатель: зачитывает первое задание из свитка.

ЗАГАДКИ

2й богатырь:

1я Загадка:

Рубашку такую не вяжут, не шьют,

Её из колечек железных плетут

(кольчуга)

2я Загадка

Железная шапка с острым концом,

А спереди клюв навис над лицом

(шлем)

3й богатырь: Отгадайте мои загадки и найдите отгадки.

1я Загадка

Оружие это трудно поднять,

Не просто поднять, а в руке удержать,

Снести им легко было голову с плеч,

Ну что догадались? Конечно же… (меч)

2я Загадка

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

Уж вы это знаете наверняка,

На левой руке у героя висит,

Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)

Воспитатель: (открывает сундук с богатырским оружием).

Назовите, какое ещё оружие было у богатырей? (Дети по очереди достают карточки с изображением оружия из сундука, называют его и встают с ним в строй).

Вот мы и вооружились. Теперь нам никакой враг не страшен!

Воспитатель: (зачитывает второе задание из свитка).

Каких пословиц только нет – и в каждой мудрый дан совет.

Ребята, назовите пословицы, которые прославляют силу и смелость воинов.

Пословицы:

  • Трудно в учении – легко в бою
  • Один в поле не воин
  • Один за всех и все за одного
  • Смелость города берёт
  • За правое дело стой смело
  • Храбрый побеждает – трус погибает
  • Родину предать – воином не стать
  • Кто смел – тот и цел
  • Сам погибай, а товарища выручай
  • С родной земли умри – не сходи
  • Жить – Родине служить

Воспитатель: (зачитывает третье задание из свитка).

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

(Задание 1 )

Для начала разомнитесь,

По верёвочке пройдитесь,

Со ступать с неё нельзя

Пропасть вас там ждёт друзья.

(На полу разложен канат, по которому детям нужно пройти закрытыми глазами, руки на поясе).

(Задание 2 )

Вот и речка на пути

Не проехать, не пройти

Соловей - разбойник злой

Мост сломал здесь над рекой.

(Нужно перейти через реку по камушкам, перекладывая их ).

(Задание 3 )
Здесь преграда, здесь Кащей
Ест он много-много щей
Чтобы дальше вам пройти
Нужно доказать, что вы богатыри.

(Дети перепрыгивают через скамейку )

(Задание 4 )

Все преграды покорились,
И мы дальше в путь пустились.
Но увы, не тут-то было,
Вихрем все вдруг закружило!
Змей Горыныч трёхголовый
Повстречался на пути,
Тут спасенья не ищи!
Но ребята не зевали,
Свои копья доставали!
(На ширме висят воздушные шарики - головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком или копьём.)
Воспитатель: Метко били все по цели
И змеюку одолели!
Он в овраг большой свалился,
Тут же наземь повалился,
Там издал последний вздох,
Да и сразу же издох...

Воспитатель: И на радости такой
Скачем мы теперь домой.

Вот и кончились заданья
Да большие испытанья!

Воспитатель: Потрудились мы на славу отдохнуть теперь нам надо

Физминутка: танец «Богатырская сила» (танцуют мальчики)

Дети читают стихи Натальи Кончаловской :

1й ребёнок

Воином быть совсем не просто,

И я, друзья, скажу вам так,

Что быть отважным, сильным, ловким,

Поверьте, это не пустяк!

2й ребёнок

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

3й ребёнок

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!
Воспитатель: Поздравляю вас, ребята! Заслужили вы награды!
Воспитатель: -А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными. Чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.


Воспитатель: (читает стихотворение Илоны Грошевой " Будущим защитникам "):
Сегодняшний день
Постарайся запомнить
И в сердце его сохрани.
Ты сильный, ты смелый,
И враг вероломный
Боится к тебе подойти.
И есть еще в жизни
Большие дела,
Куда тебя честь
За собой не звала,
Ты смело ступай,
Наготове копье!
Борись за любимых,
За счастье свое!
-Всего всем самого доброго!


Богатыри земли Русской
Познавательно-игровое занятие, посвященное Дню защитников Отечества

для учащихся начальной школы

Составитель Попова А.Л.

Необходимые материалы:
Две мишени и метательные «снаряды» к ним
Картина Васнецова «Три богатыря»
Картина М.Врубеля «Богатырь»
Книги о князьях и воинах древней Руси с иллюстрациями
Былины с иллюстрациями
медали «Золотой стрелок», «Серебряный стрелок»
медаль — «Богатырь – железная рука»
медаль «Богатырь – железный зуб»
две баранки на веревочках

Ход занятия

Ведущая: Среди множества особо отмеченных в календаре дней есть один особенный – 23 февраля, День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Наше Отечество всегда славилось своими защитниками. Знаменитый полководец А.Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Откуда же черпают русские воины свою отвагу и силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.

Богатырям русским мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. Поговорим

Про дела героические военные
Да про удаль-силу молодецкую.

Вопрос: Каких русских былинных богатырей вы знаете?
Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А все потому, что
Сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Один из первых былинных богатырей Вольга Всеславьевич родился, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на него частые звезды, запеленала его мать в красные пленки, завязала золотыми поясами, положила в колыбельку и стала петь ему песни.

А наутро проснулся Вольга, потянулся, разорвал красные пеленки и говорит: «Сударыня-матушка, одень ты меня в латы крепкие и в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов».

Вот с такой немереной силой родился один из первых русских богатырей – Вольга Всеславьевич.

Ведущая: А сейчас я приглашаю сюда современных богатырей принять участие в богатырском турнире.

Состязание «Богатырь «Железная рука»
В этом состязании участники должны проявить два чрезвычайно важных богатырских достоинства – недюжинную силу и упорство.
Соревнование по арм-рестлингу. Вручение медали победителю — «Богатырь – железная рука».

Представляется картина «Три богатыря» В.Васнецова

Ведущая дает словесное описание картины: Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали?

Вопрос: Что это за картина? Как она называется? Кто ее художник? (показать после ответов саму картину)

Русский художник Виктор Васнецов изобразил русских богатырей, когда ещё был молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Работал он над ней целых 18 лет. И вот она перед вами.

Вопрос: Как зовут богатырей, изображенных на картине? Покажите каждого из них на картине.

Ведущая: Так повелось, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к российским святым. Об этом замечательном богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец»:

Под броней, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь.
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

На долю богатыря выпало совершить множество подвигов.

Вопрос: Какие из них вы можете назвать?

Избавил людей от Соловья-разбойника,
от идолища поганого,
победил Калин-царя.

Ведущая: Взгляните на эту картину русского художника Михаила Врубеля. Как вы думаете, похож этот богатырь на Илью Муромца? (показать картину «Богатырь»).

Ведущая: Каждый богатырь обязательно имел доспехи и оружие.

Вопрос: Давайте вспомним, каким же оружием сражались в древности наши предки.

Соревнование «Не ошибись!»
На каждый мой вопрос будет дано несколько готовых ответов. На правильный ответ вы говорите «да», на неправильный – «нет».

1. У древних славян для рукопашного боя были предназначены:
Нож
Меч
Булавка
Ножны

2. Они использовали такое метательное оружие:
Копье
Дротик
Нож
Бутылка с горючей смесью

(показать книгу об А.Невском)

Ведущая: О военном деле, о трусости и храбрости, о защите родной земли в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите пословицу и объясните своими словами, как вы понимаете значение этих пословиц.

Тяжело в ученье – легко в бою.
Смелого лихо боится.
И один в поле – воин.

Состязание «Богатырь – железный зуб»
Это состязание выявит воина, отличающегося необыкновенной сновкой. Звания «Богатырь – железный зуб» удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе руками. Победителю вручается медаль «Богатырь – железный зуб».

Ведущая: Говорили мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы люди добрые послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!

Приложение: медали для победителей

Использованная литература:

1. Дащинская Н. У святого огня. – Праздник в школе. Быть патриотом каждый должен. – 2011. – с. 3 – 10.
2. Просекова О.А. День Ильи Муромца и всех богатырей. – Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 45 – 51.
3. Копытова О.А. Богатыри. — Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 3 – 8.
4. Былины. Сказания о богатырях земли русской. М: «Самовар». – 2007.
5. Владимир – Красное солнышко. М: «Белый город». – 2001.
6. Александр Невский. – ДЭ к АиФ. — № 1. – 2009.
7. Былинная Русь. М: Панорама. – 1999.
8. Древняя Русь: Рюриковичи. Школьный путеводитель. – Спб.: «ББК». — 2008.
9. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М: «Белый город». – 2005.


Сценарии по теме

  • Сценарий юбилея специально для своей бабушки на 80- летие. Ведущая: Здравствуйте! Рада приветствовать в этом доме всех присутствующих! Сегодня мы собрались здесь вместе по необычному поводу. В этот...
  • Осторожно - Новый год или Добро пожаловать под ёлочку! ОСТОРОЖНО, НОВЫЙ ГОД, или ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ПОД ЁЛОЧКУ!Занавес закрыт, текст в записи.Сигнал точного времени.Диктор: Новогоднее время 23 часа р...

Богатыри.

Для детского сада.

Выставлена картина В. Васнецова «Богатыри». На планшете - незаконченная аппликация богатыря. Коля отжимается.

Воспитатель. Пять, шесть, семь раз… (К зрителям.) Здравствуйте, ребята!
Коля. Семь раз! Привет, ребята! Ирина Васильевна, ну-ка теперь проверьте!
Воспитатель (пробуя бицепсы у Коли) . Очень неплохо!

Миша заходит, с трудом удерживая меч.

Миша. Все, можете не волноваться! Буду вас защищать! Я теперь богатырь.
Коля. Ничего себе! Ты где меч взял?
Миша. Где, где… Мне его другой богатырь подарил, древний. «Держи, - говорит, - Миша! Теперь твоя очередь землицу русскую защищать!» А я ему за это свои гантели дал подержать.
Коля. Да у тебя даже поднять его силы не хватает! Надо, как я, зарядку делать, тогда и станешь богатырем.
Миша. Я этим мечом без всякой зарядки…
Воспитатель. Миша, положи, пожалуйста, оружие. Мне кажется, вам еще рановато его в руки брать.
Коля. Надо сначала, чтобы руки сильными стали!
Воспитатель. И не только руки.
Миша. Понял, Колечка? Надо, чтобы еще и в ногах сила была! Тогда и станешь настоящим богатырем! Как на этой картине. (Показывает на картину Васнецова.)
Воспитатель. Во-первых, русские богатыри не только могучие, но и умные. Богатырь Добрыня Никитич, например, умел в шахматы играть. Не было ему равных и в игре на гуслях. Он иностранные языки знал, переговоры вел, старался все дела сначала миром решить.
Коля. Это который из них Добрыня?
Воспитатель (показывает) . Вот он. Но его гусли художник Виктор Васнецов нарисовал Алеше Поповичу. (Показывает.) Это Алеша Попович. Это Илья Муромец. Еще богатыри были сильны духом.
Миша. Это как?
Воспитатель. Если они что-то решат, то уж всегда сделают. Начатого не бросают. Это потруднее будет, чем мечом размахивать! Вспомните-ка, сколько дел вы сегодня начали, а закончить сил не хватило?
Коля (рассматривает аппликацию) . Да, точно… Сейчас я силу воли в кулак соберу и доделаю!
Воспитатель. Еще богатыри никогда не обманывали. Правду говорить - это ведь еще какая смелость нужна!
Миша. Э-эх, не быть мне богатырем…
Коля (занимаясь аппликацией) . Ну что ты сразу? Может, еще получится.
Миша. Мне ведь этот меч не подарили, а только подержать дали. А я без разрешения принес его сюда…
Воспитатель. Миша! У кого ты его взял?
Миша. Страшно признаться, вдруг попадет…
Коля. А ты всю смелость собери и признайся.

Воспитатель незаметно на липучку прикрепляет на картину Добрыне гантели, которые загораживают меч.

Воспитатель. Если ты его у настоящего богатыря взял, то как же он теперь без меча? А если опасность какая?
Миша. Я не подумал. Я его… у Добрыни взял.

Все обращают внимание на Добрыню с картины «Богатыри».

Воспитатель. Ой, действительно! А я смотрю и не могу понять, что в картине не так! Ты, Миша, пока подумай, как тебе быть. Будущим богатырям думать очень полезно, а мы не станем мешать. Мы с ребятами пока тоже потренируемся быть богатырями. (Проводит любую спортивную игру, после которой незаметно убирает изображение гантелей с картины, а меч на столе заменяет гантелями.)
Миша. Ура! Получилось! Я вернул меч богатырю.
Воспитатель. Вот и славно.
Коля. Добрыне Никитичу мечом землю защищать гораздо удобнее, чем гантелями.
Воспитатель. Вы уже почти богатыри: и смелые, и дела до конца умеете доделывать.
Миша. Да, я такой. Можно меня теперь называть Миша Муромский, или Добрыня Мишенский, или…

Воспитатель укоризненно качает головой.

Я пошутил! Я знаю, что богатыри не хвастаются!
Воспитатель. А еще богатыри по ночам спят богатырским сном.
Коля. Ой, а я не умею богатырским, я калачиком люблю.
Воспитатель. Богатырским - значит крепким-крепким. Чтобы как следует восстановить силы.
Миша. Да, устал я сегодня. И сильным был, и смелым, и правдивым…
Воспитатель и Коля. Миша!
Миша. Все-все, я больше не хвастаюсь. Мы с ребятами давно уже самые лучшие нехвастуны, правда же? Ну-ка поднимите руки, кто лучше всех умеет не хвастаться?

Ребята тянут руки.

Воспитатель. Да… За один раз богатырем не стать.
Коля. А тогда давайте каждый день тренироваться, чтобы стать богатырями! Кто согласен, поднимите руки!
Воспитатель. Вот это действительно хорошая идея. А в богатырских делах нам поможет песня!
Сильный духом,
Крепкий телом,
Ловкий, добрый и умелый -
Это я! Это ты!
Это наши мечты!
Но они осуществятся,
Если будем заниматься.
Не ленись, не ленись,
На зарядку становись!

Богатырская зарядка,
Богатырская закалка,
Богатырская лошадка,
Богатырская скакалка,
Богатырские игрушки,
Богатырские подушки!
Приготовьте скорей
Кашу для богатырей!
В нашей группе, посмотри,
Будут лишь богатыри!