Как подготовить ребенка к школе? Развивающие занятия для будущего первоклассника

Развивающие занятия по подготовке к школе сегодня признаны необходимым компонентом дошкольного воспитания ребёнка и основой его дальнейших успехов. Зрелость и готовность к учебному процессу определяется по основным критериям:

  • физической зрелости,
  • базовому уровню знаний и
  • коммуникативной компетентности.

Для развития всех этих составляющих наш клуб подготовил соответствующие курсы.

Развитие ребёнка по подготовке к школе, как правило, родители начинают в более раннем возрасте. С этой целью проводят домашние занятия, посещают группы общего развития. Программа детских садиков – государственных и частных – также построена по принципу адаптации к будущей учёбе. Если это не было сделано, стоит поспешить обратиться к специалистам.

Подготовка к школе 6-7 лет – в чем она состоит?

Уровень физической готовности складывается из зрелости навыков крупной моторики и подготовленности мускулатуры кисти к удерживанию ручки или карандаша. Если с ребёнком занимались и раньше, следует закреплять наработанные умения. Если же ранее не посещались подготовительные курсы, занятие для детей 6-7 лет должно строиться более интенсивно, чтобы не сложилась ситуация «отставания» с первых дней учебного года.

В нашем центре предусмотрено предварительное тестирование, которое помогает определить исходный уровень знаний и умений ученика. С учётом результатов, которые продемонстрирует ребёнок, проходит дальнейший процесс обучения.

Занятие для детей 6-7 лет, направленное на развитие базового уровня знаний, включает знакомство с числами и цифрами, освоение простых арифметических действий, обучение основам чтения. Наши педагоги знакомят детей с кругом понятий, который включает природоведческие знания, представления о культурных достижениях и других предметах общего кругозора.

Занятие для детей 6-7 лет подразумевает и развитие разговорной речи. В нашем центре опытный логопед помогает достичь правильного произношения звуков, откорректировать способы построения предложений, при необходимости проводит коррекцию ударений и интонирования. По желанию родителей возможны дополнительные индивидуальные занятия с логопедом.

Помещения наших клубов оборудованы бактерицидными устройствами, а также регулярно подвергаются влажной уборке, обрабатываются пароочистителем, дезинфицируются и проветриваются, а дети с признаками заболевания на занятия не допускаются, поэтому Вы можете не бояться, что Ваш ребёнок заразится от других детей простудными заболеваниями.

Как формируют психологическую готовность развивающие занятия по подготовке к школе?

Все занятия проходят в доброжелательной обстановке. Заботливые педагоги с любовью и уважением к личности ребёнка помогают ему научиться распознавать свои потребности и сообщать о них старшим и сверстникам. Естественно, что в любом коллективе неизбежны конфликтные ситуации. В случае возникновения разногласий на развивающих занятиях по подготовке к школе воспитанникам подсказывают, как разрешить конфликт конструктивно: учат объясниться с «оппонентом» и достичь взаимно приемлемого решения.

При поступлении в некоторые элитные школы желательно иметь более широкий спектр знаний и умений. Так, знания английского языка не являются обязательными для большинства начальных классов. Однако подготовка к школе 6-7 лет в нашем центре может включать изучения английского по игровой, максимально доступной для ребёнка методике, в качестве дополнительной программы.

Составляя индивидуальную программу для ребёнка, важно учесть не только его «паспортный», но и биологический возраст воспитанника и не перегружать его излишними требованиями при подготовке к школе 6-7 лет.

Подготовка ребенка к поступлению в школу - животрепещущий вопрос для всех родителей. В 6 лет детей записывают на специальные занятия, чтобы в 1 классе они стали самыми успешными учениками.

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок хорошо учился, чтобы его интеллектуальные способности были отмечены педагогами и помогли успешно осваивать школьные премудрости. Несомненно, превращение детсадовца в ученика - процесс сложный и желание помочь своему ребенку вполне оправдано. Однако, важно хорошо понимать, чему именно его надо научить перед школой.

Чему учить перед школой

Современные требования к первоклассникам поражают родителей, а особенно бабушек и дедушек. Сейчас дети должны знать буквы, проводить звуко-буквенный анализ, уметь считать в прямом и обратном порядке, разбираться в составе числа и неплохо читать. Ничего не поделаешь, детей отдают на подготовительные курсы или усердно занимаются дома, чтобы освоить все необходимое.

Однако очень часто за довольно весомым интеллектуальным багажом у ребенка скрывается полная психологическая и логопедическая неготовность к школе. Специалисты настаивают на том, что намного важнее для первоклассников умение адаптироваться в социуме, развитая мелкая моторика, внимание, память, воображение, привитые навыки самообслуживания и мотивация к учебе в условиях школы.

Готовность ребенка к школе в первую очередь включает:

  • Развитые речевые навыки. Среди детишек, неуспевающих в учебе, имеется очень большой процент тех, кто страдает теми или иными логопедическими нарушениями. Именно отсюда растут корни таких проблем как дисграфия и дислексия.
  • Соответствующие физиологические функции: моторика, координация движений, ориентация в пространстве, фонематический слух.
  • Достаточный уровень психического развития: логического мышления, памяти и произвольного внимания, мотивации к познанию, умения строить свои отношения со сверстниками и старшими.

Как оценить готовность ребенка к школе

Родителям бывает сложно оценить, насколько готов ребенок к учебе. Не так просто понять, достаточно ли развиты функции высшей нервной деятельности, присутствуют ли нарушения в речи. Еще одним мешающим фактором является подмена понятий - в большинстве случаев мамы и папы считают, что нужно научить свое чадо буквам и цифрам, а неправильная постановка звуков или рассеянность внимания пройдут «сами собой» с возрастом.

Лучше все-таки получить консультацию специалиста. Именно он сможет выявить имеющиеся проблемы и составить коррекционный план занятий, чтобы ребенок мог успешно осваивать школьную программу.

Особое внимание необходимо уделить оценке развития речи. Педагоги начальной школы однозначно подтверждают тот факт, что среди детишек, отстающих в учебе, основная масса имеют те или иные логопедические проблемы.

На что обратить внимание при подготовке к школе:

  • Правильное произношение звуков.
  • Развитая связная речь, большой словарный запас.
  • Фонематический слух, способность выделять различные фонемы, определять их место в слове.
  • Сформированный грамматический строй речи. Использование развернутых предложений, правильное построение высказываний с учетом числа, рода и падежа, грамотно выстроенные связи слов в предложении.
  • Навыки словообразования. Ребенок должен уметь изменять слова при помощи суффиксов, правильно использовать в речи уменьшительно-ласкательные формы слов, строить прилагательные на основе существительных.
  • Развитые графомоторные навыки, умение правильно держать карандаш и ручку, штриховать, обводить контур и т.д.

Что делать родителям

В первую очередь необходимо объективно оценить все навыки ребенка. Если какие-либо проблемы заметны, что называется, невооруженным взглядом, стоит обратиться за помощью. Возраст до 7 лет - наиболее благоприятный для коррекции речевых нарушений. При правильном подходе ваш ребенок сможет наверстать все необходимое и к началу учебы быть готовым грызть гранит науки вполне успешно.

Если принято решение посещать курсы по подготовке к школе, лучше выбрать вариант, где уроки проводит профессиональный логопед. Такие занятия включают все аспекты:

  • развитие фонематического слуха;
  • обучение звуковому анализу и синтезу;
  • формирование правильного грамматического строя речи;
  • тренировка мелкой моторики, овладение навыками штриховки, рисования и т. п.;
  • упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, мышления;
  • обучение чтению;
  • развитие грамотной связной речи.

Если ребенку необходимо скорректировать какие-то речевые проблемы, не откладывайте это в долгий ящик. Чем раньше начать заниматься со специалистом, тем проще будет добиться успеха. Дайте своему будущему первокласснику шанс стать успешным учеником!

  1. Обязательно создавайте положительный настрой. Подчеркивайте, что сын или дочь уже стали взрослыми, что в школе у них все будет хорошо получаться. Не запугивайте «новой жизнью».
  2. Не заостряйте внимание на речевых проблемах, но обязательно займитесь их решением. Пусть ребенок воспринимает это как естественный рабочий момент, не акцентируется на том, что у него плохо получается.
  3. Создавайте дома развивающую речевую среду. Дети должны слышать правильную речь. Больше общайтесь, обсуждайте дневные события, расспрашивайте обо всем, побуждая ребенка больше рассказывать.
  4. Выделяйте время на чтение! Даже если ваше чадо еще не научилось читать, положительное отношение к книгам, интерес к познанию нового обязательно поможет ему в учебе.
  5. Учите стихи, тренируйтесь произносить скороговорки. Не забывайте об артикуляционной зарядке.
  6. Если ребенок посещает логопедические занятия, обязательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Поддерживайте своего будущего школьника, отмечайте каждое достижение и хвалите.
  7. Обратите внимание на психологическую и физиологическую готовность. Как говорится, не чтением единым. Проработайте навыки самообслуживания, умение сотрудничать и выполнять задания педагога.
  8. Не забывайте о здоровье. Прогулки на свежем воздухе, активные игры, соблюдение режима дня помогут вашему сокровищу успешно справиться со вступлением в новую учебную жизнь.

Добрый день, мои дорогие читатели. Сегодняшняя статья будет полезна родителям, заботливым бабушкам или дедушкам. Тема сегодня такая: развивающие занятия подготовка к школе.

Эта тема лично для меня очень даже актуальна. На следующий год мой младший сын пойдет в первый класс. Поэтому подготовка к школе у нас в самом разгаре.

Конечно готовить ребенка лучше начинать лет с 4. Но если по каким-то причинам это не удалось, а непоседе уже 6 лет и в школу уже через год, то не стоит отчаиваться. Лучше поздно, чем совсем не заниматься подготовкой.

Терпение

Терпение и еще раз терпение.

  • Ни в коем случае не кричите, не ругайте будущего ученика.

Отбить желание учиться очень легко, а вот заинтересовать сложней .

Старайтесь заниматься когда в хорошем расположении духа не только ребенок, но и вы. Ведь объяснять какие-то элементарные вещи (как кажется нам) много раз, довольно сложно. Поэтому если вы понимаете, что раздражены, то отложите занятия, хотя бы ненадолго. А за это время успокойтесь, попейте чайку или прогуляйтесь.

Да и во время занятий, если чувствуйте, что внутри закипает гнев, а может отчаяние или злость, то не срывайтесь на ваше чадо, сделайте перерыв .


Играйте

Старайтесь проводить развивающие занятия в игровой форме. Согласна, что не всем родителям под силу придумать что-то интересное.

Но мы с вами люди взрослые, сообразительные.

Стоит нам немножко поднапрячь голову и идеи обязательно появятся.

Например, обводите вы клеточки. Пусть это будут не клеточки, а вагончики, которые собираются отправиться в дальнее путешествие. А если по письму пишите какие-нибудь закорючки, то придумайте вместе с ребенком им названия.

Выученные стихи можно рассказывать перед зрителями и пусть это всего лишь игрушечный медведь или лошадка.

Главное начать фантазировать.

Не можете сами, попросите помощи у ребенка. Может у него есть какие-то идеи.

Не перегружайте

Не перегружайте дошколенка. Занимайтесь минут по 15, затем перерыв минут на 20.


Но в перерыв мы не отправляемся на кухню что-то поесть и не включаем телевизор, чтобы посмотреть мультфильм, а мы играем в мяч, прыгаем на батуте или просто на одной ноге. Устройте соревнования, кто дольше может прыгать на левой ноге.

Чередуйте

Чередуйте занятия. Почитали, потом можно порисовать. Пописали, можно и попеть. Умственное, творческое. Поработали ручки, работаем язычком.

Не спешите

Не торопитесь усложнять материал. Лучше долго топтаться на месте, но качественно усвоить материал.

Не надо спешить.

Пусть вы не успеваете все делать по графику. Самое главное хорошо усвоить пройденный материал.


Планируйте

План занятий конечно же нужен. Но вот четко его придерживаться его не всегда получиться. Ведь какой-то материал ребенку будет даваться легче, какой-то сложней. Где-то вы будете долго топтаться на месте, а что-то с легкостью перепрыгнете.

Мелкая моторика

Зачем развивать

Под мелкой моторикой как правило подразумевают движение мелких мышц кистей рук.

Думаю, что не для кого не секрет, что слабое развитие мелкой моторики рук может плохо отразиться на успеваемости будущего первоклассника.

Это может выразиться в замедленной скорости написания, в неточности движений.

Ребенок может не успевать за одноклассниками, да в тетраде могут оказаться вместо красивых букв страшные каракули.


И вообще таким образом может развиться негатив как к письму, так и к учебному процессу в целом. Это конечно совсем уже страшилки. Не хотела сильно пугать.

Но думаю, что вы наверняка занимаетесь развитием мелкой моторики: и лепите и рисуете с ребенком, собираете лего, что-нибудь вырезаете. А еще можно играть в пальчиковые игры, делать специальные упражнения.

Видео: игры для развития мелкой моторики

Чтобы пальчики стали умелыми конечно же требуется время, ну и без систематических занятий тоже не обойтись.

А еще одно из важный условий для развития мелкой моторики — занятия должны быть интересными, приносить положительные эмоции.

Ну а чтобы подкрепить интерес к упражнениям — следите за тем, чтобы деятельность была успешной.

Массаж пальчиков

Приятное занятие не только для малыша но и для мамы.

Поглаживаем, растираем. Движения направлены от кончиков пальцев к запястьям.

Сидите вместе с дочкой или сыночком, смотрите мультфильмы и поглаживаете ей или ему пальчики.

Благодаря массажу кровь приливает к нервным окончаниям, а это надо отметить очень положительно воздействует на головной мозг.


Пальчиковые игры

Пальчиковый игры способствуют развитию и мелкой моторики и речи и памяти. Ведь все движения в играх сопровождаются стихами-потешками, рифмованными сказками. Ребенку нужно запомнить положение пальцев, последовательность движений, да и сам стих. А это уж как не просто.

Видео пальчиковые игры

Как еще развить мелкую моторику

Есть еще множество других вариантов развития мелкой моторики.

Я уж не буду подробно описывать следующие занятия. Уверена, что они и так понятны

  • Лепка из глины и пластилина
  • Занятия с бусинками, пуговицами, мелкими камушками
  • Вырезание ножницами
  • Шнуровка
  • Оригами
  • Штриховка
  • Раскрашивание
  • Рисование орнамента
  • Устройте дома кукольный театр, театр теней


Развитие памяти

Для успешной учебы нужно также развивать память у дошколенка.

Наверняка вы заучиваете стишки, песенки. Все это конечно же способствует развитию памяти. Но еще ее можно развивать при помощи различных игр.

Наша любимая игра

Хочу немного рассказать про нашу любимую настольную игру (точнее напольную, у нас нет большого стола, поэтому мы играем на полу). Называется игра «Парочки».

Правила просты .

Карточки с парными картинками перемешиваются и раскладываются картинками вниз. Каждый игр по очереди переворачивает по две любые карточки и старается запомнить картинку и ее расположение. Если выпало две одинаковых картинки, то игрок их забирает себе и открывает еще раз. Выигрывает тот, у кого больше парных картинок.

«Парочки» в нашей семье отлично прижились. У нас есть наборы картинок на разные тематики: животные, птицы, растения, грибы, овощи, морские обитатели и другие. В общем развиваем не только память, но и расширяем кругозор.


Игры для развития абстрактно-образного мышления

Я предлагаю вашему вниманию несколько интересных игр для развития абстрактно-образного мышления.

Зачем они нужны?

Дело в том, что часто при помощи образов и ассоциаций нам легко удается вспомнить что-либо.

Чем крепче ассоциативная связь предметов, тем лучше и надольше мы их запомним.

Вполне возможно, что первые несколько игр покажутся вам странноватыми, но тем не менее они важны для того, чтобы раздвинуть границы воображения.

Развиваем воображение

Попросите ребенка, что бы он нарисовал, как пахнут мамины духи или пусть расскажет чем пахнут облака. Пусть опишет какой на ощупь ветер или как звучит красный цвет. У меня Максим сказал, что облака пахнут морем.


Ассоциации

Попросите ребенка назвать свои ассоциации, связанные с названными вами словами. Для каждого слова может быть какая-то своя схема описания, но примерно она может выглядеть так: форма, запах, цвет, текстура, вес, вкус.

Называть можно не только знакомые слова. Пусть попробует описать свою ассоциацию, включив воображение и фантазию. Например пусть опишет как выглядит филателия или чем пахнет эсперанто.

Оживляем

Попробуйте с будущим первоклассником оживить любой приглянувшийся предмет. Например, пусть оживет ботинок и расскажет про свои путешествия.


Применение игр

Все эти игры можно использовать при запоминании стихов. Вы читаете строчку, ребенок создает свой образ и чем он более ярок, тем лучше. Потом вспомнив образ легко можно воспроизвести и слова.

Если ребенку нужно запомнить цепочку слов, не связанных между собой, то попробуйте составить логическую связь между перечисленными словами. Можно составить рассказ. А потом уже, вспоминая ассоциации, проще будет повторить слова.

Чем чаще будете играть в подобные игры, тем быстрей и будет запоминаться нужная информация.

Ну а если нужно запомнить скучную сухую информацию, то при помощи развитого воображения ее легко будет «оживить».

Игры на внимание

Ох, как часто из-за невнимательности мы допускаем ошибки. Порой это так досадно.

Поэтому включите пункт подготовка к школе занятия по развитию внимания.

А для этого можно применить следующие игры.

Споем

Играть можно с одним ребенком, можно и с группой детей.

Правила просты. Ребенок выбирает любую песню, которую он знает. По команде ведущего игрок начинает петь. Если ведущий хлопнет в ладоши два раза, то ребенок должен петь про себя. Если хлопнет один раз, то вслух.


Если играет несколько детей, то ведущий момент хлопать любому участнику. Поэтому в один и тот же момент некоторые дети будут петь вслух, некоторые про себя.

Проиграл тот, кто ошибся и этот игрок становится ведущим.

А вот еще одна веселая забава

«Да» «Нет» не говорим

Правила понятны из названия: ребенку задают вопрос, а он должен ответить на него не используя в ответах «да» или «нет». Задача ведущего задать так вопрос, чтобы ну очень хотелось ответить неправильно.

Например, тебя зовут... (имя ребенка)?

Ты любишь море?

Ты умеешь плавать?

Ты ночью спишь?

А ты любишь бананы?

И подобное


Учим буквы. Учимся читать.

Лично для меня обучение чтению детей один из волнительных моментов. Можно сравнить даже с первыми произнесенными словами, первыми самостоятельными шагами. Это просто чудесный момент, когда видишь как твой ребенок читает первые слова. Помню как младший сын был сам просто в шоке, когда понял, что научился читать. До сих пор помню его удивленные радостные глазки.

Выучите гласные, для начала достаточно А, О, У, Ы, И, остальные можно и чуть позже. Из согласных можно начать учить с М, П, С, Т, Ш, Н, Л и можно уже приступать к чтению слогов и слов с выученными буквами.

Взрослые я думаю понимают разницу между звуком и буквой. Для дошкольников разницу пока можно и не объяснять. Но запомните, что когда учим согласные, то называйте их не как в азбуке «ЭЛ», «ЭМ,» «ЭН», а «Л», как в слове кол, «М» как в слове дам, «Н» как в слове дан.


Для того, чтобы выучить буквы есть множество игр. Можно купить, а можно сделать самим. Я например покупала два одинаковых набора букв, разрезала их и мы играми с ними в «Парочки» . Выше я описывала правила.

Можно играть и в другие игры, используя карточки с буквами.

Например положить в ряд несколько карточек, пусть ребенок проговорит буквы и закроет глаза. Вы тем временем прячете одну карточку. Задача игрока — назвать недостающую букву. Можно поменять карточки местами и тогда задача — отгадать какие буквы переставлены.

Можно взять текст с крупным шрифтом и попросить ребенка подчеркнуть (зачеркнуть, обвести) определенную букву. Можно усложнить задачу: попросить одну букву зачеркнуть, другую обвести.

Видео, как научить ребенка читать по слогам

Математические игры

Существует множество игровых занятий для развития математических способностей дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию несколько таких игр.

Геометрическая мозаика

Это занятие развивает внимательность, мелкую моторику, учит сопоставлять детали по цвету и форме

Из цветной бумаги или картона вырезаем разные геометрические фигуры.


Так же готовим карточки с различными объектами, для создания которых используются геометрические фигуры. Задача — создать модель по образцу.


Вот еще один пример.


Можно организовать подобную занятие, используя счетные палочки, кубики. Из палочек (кубиков) вы делает какую-то фигуру, ребенок должен повторить.

Где ошибка

Материалом может послужить различные игрушки, кубики, даже природный материал (шишки, желуди). А можно использовать все те же геометрические фигуры из картона.

Составляем из предметов логическую последовательность.


Потом ребенок закрывает глаза, а взрослый в это время либо что-то переставляет местами, либо убирает какой-то предмет. Ну а игрок должен отгадать, что же изменилось, где появилась ошибка в последовательности.


Эта игра проходит более азартно, если в ней участвует несколько детей. Тогда дух конкуренции заставляет мозг работать быстрей.

Нарисуй по цифрам

Это задание постепенно усложняйте. Но начните с самых простых.


  • Учите ребенка считать в обратном направлении

Объясните будущему ученику состав числа. Конечно же на уроках по математике это будут проходить. Но зная уже сейчас состав числа, дошколенку будет легче решать примеры.

Считайте все подряд. Рисуете, сосчитайте сколько у вас карандашей или фломастеров, смотрите мультфильм, посчитай сколько героев.

Я искренне надеюсь, что советы, которые я дала в этой статье вам пригодятся. Конечно не просто подготовить ребенка к школе, но я уверена, что у вас все получиться.