Дом рассохся от старости он. Дом рассохся от старости…

Пожалуй, не существует таких групп слов, которые имели бы преимущестенное употребление во всех жанрах художественного стиля. Но можно назвать некоторые лексические группы, характерные для определенных жанров художественной литературы. Так, издавна выделяется поэтическая лексика (поэтизмы), используемая стихотворцами, особенно нашего классического прошлого. Например, утреннюю зарю иносказательно называли аврора: Пора , красавица , проснись: / Открой сомкнуты негой взоры / Навстречу утренней авроры , / Звездою севера явись! (А. Пушкин). Витией называли человека, искусного в красноречии, оратора: О чем шумите вы , народные витии ? / Зачем анафемой грозите вы России? (А. Пушкин). Дары, изобилие даров назывались даровитостью: Кругом природы даровитость , / Трав благовонье , злачность их , / Деревьев тень и плодовитость. / Бразды колосьев золотых (П. Вяземский).

Поэтизмами были многие старославянские эквиваленты русских слов, например: Бразды пушистые взрывая , /Летит кибитка удалая (А. Пушкин); И обессилена , томна , / Главой поникнула она (Е. Баратынский); Он въехал на широкий двор. / Все пусто... будто глад иль мор / Недавно пировали в нем (М. Лермонтов ); Они [воды ] гласят во все концы: / "Весна идет! Весна идет"! (Ф. Тютчев); Вокруг него [царя ] сверкает злато , / Алмазы , пурпур и багрянец (Н. Гумилев).

Разновидностью поэтизмов являются народно-поэтические слова, употребляемые традиционно в сфере народного творчества: бесталанный — несчастный, неудачливый (Заест он его теперь; заест человека совсем. Староста теперь его забьет. Экой бесталанный , подумаешь , бедняга!.. И за что его терпит! И. Тургенев); витязь — храбрый, доблестный воин (Впереди перед другими понесся витязь всех бойчее , всех красивее. — Н. Гоголь); гой ecu — междометие, используемое для усиления обращения (Ох, ты гой ecu , царь Иван Васильевич! Про тебя нашу песню сложили мы. — М. Лермонтов).

Обсуждая вопрос лексического предпочтения в художественной литературе, стоит обратиться к жанру исторического романа, для которого характерно употребление таких разрядов лексики, как историзмы и архаизмы. Например, в романе В. Яна "Чингисхан" Киевская Русь показана в момент ее военного столкновения с завоевателями-кочевниками. Автор в немногих словах показал ее внутреннее положение, раскрыл социальные причины поражения русского войска в битве при реке" Калке, используя историзмы, относящиеся чаще всего к общественно-политической и военной лексике того времени (воевода, дружинники , смерды , лучники , пешцы и др.), реже — к бытовой (русские князья совещаются в гриднице , их ноги прикрывают онучи из простого рядна ).

Для воссоздания колорита прошлого Ян использует и архаизмы. Их немного, и почти все они понятны читателю без пояснений. С их помощью автор стилизует речь персонажей. Например:

Исполните полки , обращаются половцы к русским князьям. — Придите в нашу степь! Обороните нас! Помогите прогнать злых недругов. Князь галицкий Мстислав Удалой, призывая князей к решительным действиям против пришельцев, восклицает: Разграбили... [враги] вежи (юрты) половецкие , заполонили и жен , и коней , и скот... Так заполонились , что не знают , куда девать свой полон , и поставили свои богатые товарища (склады) у Лукоморья (побережье Азовского моря), на берегах Хазарского (Черного) моря. Рассказывая от имени дервиша о событиях в Киевской Руси, автор своеобразно стилизирует его речь, включая в нее древнерусские эквиваленты современных слов. Так, войско он называет ратью , слуг — отроками , съезд — снемом , знамя — стягом , лодки — ладьями , тяжелых коней — ратаями , здание — хоромами , забор — тыном , путь — шляхом.

Использование архаизмов может относиться даже к топонимическим наименованиям. Было бы излишним "осовремениванием", если бы Ян употреблял такие названия, как Туркестан и Волга вместо Мавераннагр и Итиль. Известно, что слово "Туркестан" получило широкое распространение гораздо позднее периода монгольских завоеваний, а "Волга" не употреблялось в языке тюркских народов. Древнерусские люди окрестили причерноморские степи Диким полем; сквозь призму такого названия современный читатель ощущает и малолюдность этих мест, населенных лишь воинственными кочевниками, и страх русских землепашцев перед враждебной силой.

Грамматика – это раздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием строения слов (словообразования), словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис). Словообразование Некоторые словообразовательные элементы создают оценочные значения, помогают передать авторскую идею
  • Образование с помощью суффиксов существительных, имеющих уменьшительно-ласкательное значение - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (братец, ручка)
  • Образование существительных, имеющих оттенок негативной оценки, с помощью увеличительных суффиксов (домина, домище)
  • Образование слов с различной экспрессивной окраской с помощью суффиксов - шутливая окраска (бумаженция, старушенция), со значением пренебрежения (солдатня, пацаньё), отвлечённые существительные с отрицательным оценочным значением (суетня, кислятина)
  • Образование слов с помощью суффиксов, указывающих на лицо - имеют разговорную окраску или выражают негативную оценку (воображала, кривляка, бородач)
  • Образование прилагательных с помощью суффиксов субъективной оценки - в зависимости от контекста слова могут приобретать различные оценочные значения или разговорную окраску (вертлявый, высоченный)
  • Образование экспрессивных форм числительных с помощью суффиксов (тысчонка, миллиончик)
  • Образование экспрессивных форм местоимений с помощью суффиксов (всяческий, таковский)
  • Образование экспрессивных наречий с помощью аффиксации тех частей речи, с которыми они соотносятся (рядком, давненько)
  • Образование глаголов с оценочным значением от местоимений, существительных и прилагательных
  • Образование сниженных глаголов на -ничать, -ить, -уть - значение неодобрение, разговорно-просторечная окраска (насмешничать, температурить, тормознуть)
  • Образование междометий и частиц с помощью суффиксов - сильная экспрессивная окраска (баюшки, агушки)
Морфология Обращаясь к особенностям морфологии, следует обратить внимание на то, какие части речи обращают на себя внимание в тексте - больше ли в нем существительных, глаголов или прилагательных? Может быть, наоборот автор намеренно избегает какой-то части речи? Попробуйте понять причины такого выбора. Имя существительное Категория рода существительного обладает наибольшими вы­разительными возможностями. Употребление в речи существительных женского, мужского, среднего и общего родов различает­ся: · слова среднего рода наиболее употребительны в книжных сти­лях. Слова с продуктивными суффиксами -ние-, -ство- указы­вают на состояния, действия, собирательность; · в просторечии формы среднего рода искажаются за счет окон­чаний мужского или женского рода (полотенец, в училищу); · существительные мужского рода отличаются отсутствием эмоционально-оценочных значений; · личные существительные женского рода имеют разговорную или просторечную окраску, что не позволяет использовать их в официальной обстановке; · широко используются продуктивные окказиональные словообра­зовательные модели. К ним относятся разговорные иронические названия (критикесса, директриса), а также окказионализмы с резко сниженной окраской (учителка, воспитателка); · существительные общего рода, имеющие значение лица, вы­ражают эмоционально-оценочное значение; · сочетание существительных разного грамматического рода, указы­вающих на одно и то же лицо, придает речи комическую окраску; · изменение формы рода существительного со значением лица придает речи комическую окраску. Использование форм числа существительных характеризуется следующими особенностями: · существительные единственного числа могут употребляться в собирательном значении; · в определенных контекстах формы множественного числа су­ществительных приобретают эмоциональную, экспрессивную окраску; · образное переосмысление форм множественного числа имен собственных является источником речевой экспрессии; · широко используются в публицистическом стиле некоторые отвлеченные существительные во множественном числе (кото­рые ранее использовались только в единственном числе). Имя прилагательное Имена прилагательные характеризуются следующими особенностями: · прилагательные являются источником речевой экспрессии в художественной и публицистической речи; · обладают широкими изобразительно-выразительными возмож­ностями; · выполняют эстетическую функцию; · выполняют информативную функцию. Употребление прилагательных в различных функциональных сти­лях отличается следующими особенностями: · преобладание в научном и официально-деловом стилях отно­сительных прилагательных; · обилие качественных прилагательных в художественной речи; · в художественной речи прилагательные являются источником речевой экспрессии; · прилагательные позволяют в деталях обрисовать внешность персонажа; · прилагательные используются для создания психологического портрета персонажа; · использование прилагательных-эпитетов при описании пейзажей; Глагол Глаголобладает широкими изобразительными возможностями, так как он представляет действие как процесс в грамматических формах времени, лица, наклонения. Для художественной речи характерно широкое использование глаголов, которые выполняют следующие функции: · используется для передачи движения при описании окружающего мира и духовной жизни человека; · речь, насыщенная глаголами, выразительно передаёт стремительно разворачивающиеся события, создаёт энергию и напряжённость повествования; · использование глагола в речи является ярким образным средством; · использование целого ряда глаголов детализирует описание Преобладание глагольных конструкций над именными в худо­жественной речи придает ей эмоциональность и динамичность. Временные формы глагола обладают широкими экспрессив­ными возможностями. Использование временных форм в раз­личных стилях характеризуется следующими особенностями: в научном стиле: · используются малоупотребительные значения настоящего вре­мени: настоящее регистрирующее, настоящее предположения; · не используется настоящее историческое время; · формы прошедшего времени практически не встречаются; · для научного стиля характерно использование форм про­шедшего и будущего времени в отвлеченно-обобщенных значениях; в публицистическом стиле: широко используется настоящее исто­рическое, придающее речи разговорный оттенок и экспрессию; в художественной речи: · активно используются экспрессивные формы настоящего исторического. Также настоящее время нередко употребляет­ся в значении будущего для указания намеченного действия; · используются экспрессивные формы прошедшего времени: давнопрошедшее время, прошедшее время, передающее мгновенно-произвольное действие, глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия (прыг, стук); · формы будущего времени в художественной речи, как пра­вило, употребляются в переносном значении, то есть в зна­чении настоящего исторического и абстрактного настоящего. Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями. · изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широ­ко используется во всех стилях речи; · повелительное наклонение в основном используется в разго­ворной речи; · в публицистике повелительное наклонение используется для воспроизведения диалога; · в научно-популярных текстах повелительное наклонение спо­собствует восприятию текста и усилению внимания; · повелительные формы глагола используются в заголовках статей; · сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи; · частица пускай, используемая при образовании форм 3-го лица повелительного наклонения, придает речи разговорную окраску; · разговорные частицы (да, же), присоединяемые к формам по­велительного наклонения совершенного вида, придают им от­тенок настойчивости, нетерпения; · экспрессивно окрашенным является глагол в повелительной фор­ме 2-го лица единственного числа, обращенный ко многим лицам; · повелительное наклонение может обозначать вынужденную не­обходимость действия. Синтаксис Использование всех типов простых предложений в речи характе­ризуется следующими особенностями: определенно-личные предложения: · придают речи лаконизм, динамичность; · газетным заголовкам – выразительность: неопределённо-личные предложения: · используются в основном в разговорной речи; · применяются для акцентирования внимание на действии; · в публицистическом стиле придают речи динамизм; · в научном стиле используются при описании опытов; · в официально-деловом стиле употребляются наряду с без­личными, инфинитивными; обобщенно-личные предложения: · обладают наибольшей экспрессией; · в поэтической речи приобретают народнопоэтический от­тенок; · в основном используются в разговорном, художественном и публицистическом стилях; безличные предложения: · отличают разнообразие конструкций и их стилистическое применение в речи; · для научного стиля характерно частое использование безлич­ных предложений, выражающих различные оттенки должен­ствования, необходимости; инфинитивные предложения: · придают речи эмоциональность и афористичность; · используются преимущественно в разговорном стиле; · в художественном стиле придают речи непринужденно-раз­говорную окраску; · используются в диалогах и монологах, отличающихся эмо­циональностью; номинативные предложения: · обладают большими изобразительными возможностями; · используются в различных описаниях; · в зависимости от интонации могут выполнять экспрессив­ную функцию; · придают речи динамизм; неполные предложения: · являются характерной особенностью диалога; · употребляются в книжных стилях, особенно - в научном; эллиптические предложения: · являются средством придания речи эмоциональности; · используются в основном в разговорной речи. В состав любого предложения входят различные типы словосо­четаний. В пределах словосочетания действует грамматиче­ский порядок слов. Он определяется грамматической природой вступающих в словосочетание слов. Выделяют следующие спо­собы связи внутри словосочетаний: 1. согласование - вид связи, при котором главное слово требует, чтобы зависимое слово принимало те же грамматические формы, в которых употреблено главное слово; 2. управление - вид подчинительной связи, при котором главное слово словосочетания требует постановки зависимого слова в оп­ределенном падеже; 3. примыкание - вид подчинительной связи, при котором смысловые отношения между главным и зависимым словом формально не вы­ражены, так как зависимое слово не имеет форм словоизменения. В зависимости от типа связи в словосочетании определяется порядок слов. При согласовании действуют следующие правила установления порядка слов: · определения, выраженные местоимениями, стоят перед опре­делениями, выраженными другими частями речи; · определительные местоимения предшествуют всем другим ме­стоимениям; · определения, выраженные качественными прилагательными, сто­ят перед определениями, выраженными относительными прилага­тельными; · если неоднородные определения выражены только относи­тельными прилагательными, то обычно они располагаются в порядке восходящей смысловой градации. Порядок слов при управлении определяется следующими правилами: · если у главного слова несколько зависимых слов, сначала идет слово более обязательное (сильное управление), а затем - менее обязательное (слабое управление); · если слово со слабым управлением обозначает лицо, а с силь­ным - предмет, то слово, обозначающее лицо, может стоять перед словом с сильным управлением. Порядок слов в случае примыкания характеризуется следующими свойствами: · примыкающие качественные наречия на -о, -е и наречия меры и степени предшествуют главному слову; · другие типы наречий, как правило, следуют за качественными наречиями; · примыкающее притяжательное местоимение 3-го лица пред­шествует главному слову. Порядок слов в предикативном сочетании определяется двумя пра­вилами: · строго грамматически подлежащее предшествует сказуемому; · в авторских ремарках, разрывающих прямую речь или следую­щих за ней, необходим другой порядок, который определяется смыслом высказывания. Используемая литература 1. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
  • 2. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2008
3. Столярова, Е.А. Стилистика русского языка (конспект лекций)/ Е.А.Столярова, - М.: ООО «Приор-издат», 2006

В лексике книжных стилей есть слова, которые называют поэтическими. На первый взгляд признание каких-то слов специфически поэтическими может показаться странным: ведь современные поэты активно пользуются самыми разными категориями лексики – и книжной, и (очень широко) разговорной, и просторечной (о содержании этих терминов см. на с. 126 и 128) и даже специальной. Тем не менее в современных поэтических текстах есть слова, которые являются характерными именно для языка поэзии. Показательно, что авторы современного "Словаря синонимов русского языка" под ред. А.П. Евгеньевой снабжают поэтические слова пометой "трад.-поэт." (традиционно-поэтическое), подчеркивая тем самым, что традиция использования в поэзии особых, присущих только ей (или наиболее свойственных именно ей) слов жива. К поэтическим словам относятся:жребий ("судьба, участь"),муза, державный, отчий, дубрава ("лес вообще"),очи, лазурь, лазурный, несказанный, родимый, алеть, багряный, сладостный, венчать ("украшать венком"),воспеть, жемчужный, рдеть, рдяный, клик, вещий, грядущий *, немолчный, ниспослать, вослед, ладья, лоно, хрустальный ("ясный, чистый, прозрачный"),светило, долу, кров ("защита, покров"),обагрить, о !, пламень и др. Некоторые из них имеют архаичный оттенок (в толковых словарях к ним дается помета "устар.", помимо пометы "поэт."). Это такие слова, какдолу, жребий, муза, вослед, лоно, ниспослать, ладья, пламень, чело и некот. др.**

* Используется и в языке газет.

** Вот несколько примеров из современных поэтических текстов, в которых есть архаичные поэтизмы:

В деревне благодарен дому

И благодарен кровле, благодарен печке,

Особенно когда деревья гнутся долу

И ветер гасит звезды, словно свечки.

(Д.Сам. )

Не дом на высоком валу крепостном,

Я память о доме твоем.

Не друг твой, судьбою ниспосланный друг,

Я – выстрела дальнего звук.

(А.Тарк. )

Спасибо этим памятникам мощным,

Огням театров, пурпуру знамен

И сборищам спасибо полунощным,

Где каждый зван и каждый заменен

Могучим гребнем нового прибоя, –

Волна волну смывает, и опять

Сверкает жизнью лоно голубое.

(П.Ант. )

Именно эти слова в большинстве своем и используются главным образом в поэзии, тогда как другие – лазурный, несказанный, грядущий, сладостный, багряный, рдеть и т.д. – можно найти и в художественной прозе, и в публицистике. Строго говоря, эти последние утрачивают свою преимущественную закрепленность за поэзией и лирической прозой, смыкаются с другими торжественными высокими словами (поэтому в разделе, посвященном использованию лексики книжных стилей, они рассматриваются без специального указания на то, что являются и поэтизмами).

Лексика разговорного стиля

К лексике разговорного стиля* относятся слова, свойственные обиходной речи, непринужденной беседе, вообще речи людей, не связанных, не стесненных официальными отношениями, и несвойственные, как правило, письменным жанрам (языку деловых бумаг, научных статей и т.п.), ораторской речи и т.п.

* Некоторые лингвисты называют эту лексику "лексикой устной речи" (см., например, названный выше учебник "Современный русский язык..."). Используя этот термин, следует иметь в виду, что речь при этом идет не о всех словах, встречаемых в устном общении, но только о тех, которые употребляются в устной речи и несвойственны речи письменной. Это значит, что к лексике устной речи не относятся не только межстилевые слова, составляющие основу и устного и письменного общения, но и слова, характерные для письменной речи (как указывалось выше, они именуются лексикой книжных стилей.

Лексика разговорного стиля неоднородна. Однако в отличие от лексики книжных стилей, где неоднородность объясняется не только различием в экспрессивно-эмоциональных качествах, но и различием в степени прикрепленности слов к разновидностям книжных стилей, лексика разговорного стиля различается степенью литературности и экспрессивно-эмоциональными качествами.

В лексике разговорного стиля выделяют слова разговорные и просторечные*.

* Слова областные и жаргонные хотя и встречаются в обиходной речи, здесь, однако, не рассматриваются. Они принадлежат к необщенародной лексике, и вопрос об их эстетических качествах и их использовании составляет самостоятельную проблему, поэтому им посвящены специальные разделы. («Диалектная лексика» «Отражение жаргонной лексики в словарях»).