Как помочь ребенку научиться ходить. Когда приучать кушать ложкой?

Одно и самых знаменательных событий в каждой семье – первые шаги малыша. Если маленький человечек самостоятельно встал на ноги, значит, совсем скоро он начнет быстро бегать и постигать новое, неизведанное в разных уголках квартиры. Многие молодые папы и мамы задумываются о том, нужно ли учить ребенка ходить, и во сколько месяцев их малыш должен встать на ножки. Учить этому непростому делу конечно нужно, но только тогда, когда он начнет твердо и уверенно стоять без посторонней помощи.

Во сколько месяцев нужно учить ребенка ходить?

Во сколько месяцев ребенка учить ходить? – однозначного ответа на этот вопрос нет, так как все индивидуально, одни дети начинают бегать уже в 9 месяцев, другие лишь по достижению года. Общепринятых норм здесь нет, поэтому не стоит волноваться, если кроха не торопится перейти от ползания к ходьбе и вступить на новую ступень своего развития. Давая рекомендации, некоторые педиатры вообще против того, чтобы родители вмешивались в данный процесс, ведь малыш все равно рано или поздно научится этому самостоятельно. А вот насильно заставлять вставать на ножки и пытаться водить ни в коем случае нельзя, возможно у ребенка еще не до конца сформировался опорно-двигательный аппарат, не достаточно укрепились мышцы. Вмешавшись раньше, чем нужно, родители могут спровоцировать кривизну ног, либо психологический барьер к ходьбе.

Если ребенок по достижении 9 – 10 месяцев не начал вставать и стремиться сделать первые шаги, тогда мамам и папам можно приступать к активным действиям. Прежде всего, следует подробно изучить материал о том, как учить ребенка ходить. Вооружившись знаниями, будет легче найти правильное решение и исключить ошибки.

В 9 месяцев чаще всего дети уже начинают уверенно стоять на ножках, держась за опору (кресло, стул, диван и т.д.). В это время родители могут стимулировать их к дальнейшим действиям. Сначала нужно показать, как ходить, для этого взять малыша за ручки и топать вместе с ним, стараясь сделать так, чтобы он не спеша переступал с ножки на ножку, то есть шел вперед. Когда ребенок освоится и привыкнет к данному процессу, можно брать его за одну ручку и также вместе с ним делать шажки. Через некоторое время предложить крохе палец, чтобы он шел и держался лишь за него.

Первые шаги будут робкими и неуверенными, родителям важно поощрять малыша за столь сложную работу ласковыми, одобрительными словами.

Когда и как можно начинать учить ребенка ходить

Очень важно знать «как правильно учить ребенка ходить», чтобы не навредить позвоночнику и здоровью в целом, не спровоцировать кривизну ног и прочие неприятности. В некоторых случаях дети при ходьбе ставят носки врозь, поднимаются на носочки, косолапят, тогда врачи-ортопеды назначают специальные процедуры, исправляющие эти дефекты: плаванье, массаж, лечебную гимнастику.

На первых этапах нужно поддерживать маленького человечка за ручки или под мышки и обязательно следить, чтобы он шел прямо, не наклоняясь вперед и в стороны. Наклонная ходьба приводит к искривлению позвоночника. Если пришло время, когда можно учить ребенка ходить, родителям потребуется обзавестись игрушкой для толкания, например, кукольной коляской, игрушечным животным на колесах и длинной ручкой, машиной и т.д. Малыш будет держаться за ручку, и толкать игрушку вперед.

Ортопеды, рассказывая неопытным родителям о том, как правильно учить ребенка ходить, делают акцент на том, что в этот период лучше исключить ходунки. К сожалению, многих мам и пап привлекает такой метод обучения, ведь нет ничего проще, чем поставить кроху в ходунки и заниматься своими делами. Безусловно, ребенок будет передвигаться, но самостоятельных действий от него не потребуется. Ходунки мешают учиться ходить правильно и правильно падать, они не заставляют детей напрягать мышцы, не развивают координацию и самостоятельные навыки ходьбы.

Ничто так не стимулирует малыша сделать шаги, как яркая, красочная игрушка или необычный для него предмет, который так и хочется взять. Родителям нужно положить этот предмет на небольшом расстоянии от ребенка и поднять его на уровне его глаз, тогда крохе придется не только подняться с пола, но и добраться до него.

Нужно ли учить ребенка в 9 месяцев ходить и как это делать?

Еще один метод, как учить ребенка ходить в 9 месяцев, когда он еще передвигается ползком – это построение «баррикад» и различных препятствий в виде подушек, одеял, валиков, мягких игрушек, разложенных по всему дому. Все это заставляет малыша преодолевать преграды, совершать действия, выполнять физическую нагрузку. Ребенок будет не просто ползать, но и подниматься из разных положений.

Если малыш свободно ходит, держась за опору, значит, пришло время, когда пора начинать учить ребенка ходить без нее. На полу в комнате, где обычно находится малыш, нужно постелить мягкое покрывало или одеяло. Задача родителей – убедить кроху отпустить опору и сделать самостоятельный шаг к ним на встречу. Можно ласково позвать ребенка, протянуть к нему руки, показать нечто привлекающее внимание. Изначально расстояние между взрослым и малышом должно быть не более двух шагов, с каждым днем оно должно увеличиваться на один шаг. Если ребенок потеряет равновесие, следует его поддержать быстрым, но мягким движением, чтобы не вызвать страх падений. Дети после таких занятий быстро начинают ходить самостоятельно.

Задумываясь о том, когда нужно учить ребенка ходить, нельзя забывать и о комфортной и безопасной обуви. Возможно, дома она и не потребуется, но ведь малыши будут учиться ходить и закреплять полученные навыки и на свежем воздухе. К выбору обуви следует отнестись ответственно. Она должна быть из натурального материала, иметь жесткий задник и супинатор для поддержки стопы. Не стоит покупать обувь большего размера на вырост, в ней нога будет хлябать, значит и ходьба даваться сложнее. Качественная обувь, выбранная по размеру, послужит профилактикой плоскостопия и подарит малышу уверенность при совершении первых шагов. Стоит учесть, что при постоянной ходьбе босиком по полу формируется плоскостопие, поэтому обувь нужно периодически носить и дома. Отличным домашним вариантом являются носочки с прорезиненной подошвой.

Научная литература на тему «учим ребенка ходить самостоятельно» трактует, что в возрасте до года полезна любая физическая активность. По этой причине родителям нужно поощрять стремление крохи к движению, будь то ползание или попытки забраться на мебель. Существенную помощь они окажут своему малышу, ежедневно делая ему легкий, укрепляющий массаж, гимнастику, а также придумывая различные игры, стимулирующие к движениям.

Прежде чем, начинать учить ребенка делать самостоятельные шаги, следует обезопасить то место, где он чаще всего находится, то есть убрать опасные предметы и смягчить имеющиеся в комнате углы.

Посмотрев видео «учим ребенка ходить», родители узнают о том, как понять, что их малыш готов освоить первые шаги, а также о том, как ему помочь и не навредить:

Статья прочитана 1 387 раз(a).

Дети в возрасте около 10 месяцев очень активны. Маленьким непоседам сложно долго оставаться на одном месте, ведь мир такой интересный, и всё в нём нужно успеть познать. Именно в это время малыши начинают делать свои первые шаги. А родители так волнуются, чтобы пешеходные изыскания их карапузов не закончились плачевно. Ведь с одной стороны, новый навык – это прогресс в развитии ребёнка, а с другой – лишний повод получить какую-либо травму. Вот и стараются мамы-папы страховать своё чадо везде и всегда. Но как научить ребёнка ходить самостоятельно, без поддержки взрослых?

Когда ребёнок готов сделать свои первые шаги?

Научиться ходить самостоятельно – дело непростое, поэтому малыш основательно к этому готовится: встаёт, держась за бортик кроватки, движется вдоль него, ходит, опираясь на коляску или тележку.

Примерно к годику дети уже активно перемещаются по квартире из комнаты в комнату, но на четвереньках. Ползают то к маме, то к папе, испытывая удовольствие от движения, как от такового. В этом же возрасте они обычно делают первые самостоятельные шаги и начинают ходить без опоры и посторонней помощи.

А в год и два месяца большинство малышей без труда способны вставать и садиться, преодолевать препятствия, залезать на невысокие стулья и диваны, и даже, держась за руку взрослого, могут шагать по лестнице.

Техника безопасности

В первую очередь родителям необходимо позаботиться о безопасности малыша во время ходьбы.

  • Обратите внимание на обувь – она должна быть предназначена для прогулок. Никакие вязаные пинетки и мягкие сандалии уже не подойдут. Самым лучшим вариантом будет лёгкая кожаная обувь с жёсткой подошвой. Если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, что при ходьбе она не будет скользить, отшлифуйте её наждачной бумагой.
  • Поверхность, на которой ребёнок учится делать первые шаги, должна быть ровной и гладкой, и ни в коем случае не скользкой. Иначе травмы неизбежны. Но дело здесь не только в травматизме – малыш, сделав несколько неудачных попыток пойти по такой поверхности, может разувериться в своих силах или потерять интерес к обучению.
  • Если ребёнок учится ходить в квартире, заранее позаботьтесь о том, чтобы на его пути не встречались ступеньки, пороги, коврики и т.п., иначе он будет спотыкаться.
  • Острые углы предметов интерьера должны находиться максимально далеко, ведь при падениях карапуз может о них ударятся.
  • Не рекомендуется использовать ходунки, поскольку при их применении у многих малышей пропадает желание научиться передвигаться самостоятельно.
  1. Самостоятельная ходьба – довольно сложный процесс. Но родители в силах заранее подготовить ребёнка к ней. Это возможно даже в первые месяцы жизни.
  2. Очень важно убедиться в том, что кроха проводит хотя бы по 10 минут в день в положении лежа на животике. Такие регулярные упражнения помогут окрепнуть мышцам шеи и спины.
  3. Малыши довольно часто любят переворачиваться со спинки на животик и обратно при смене подгузников. Такие движения они начинают делать в возрасте 2-6 месяцев. Эти попытки должны поощряться. Например, можно держать любимую игрушку крохи сначала перед ним, а затем перемещать вбок. Таким образом, развиваются все мышцы, и ребёнок готовится к следующему этапу своего развития – приобретению навыка подниматься из положения лёжа.
  4. Примерно в возрасте четырёх месяцев дети делают попытки сидеть, опираясь на что-то, а в полгода они уже сидят самостоятельно. Ребёнку нужно помочь принять такое положение, осторожно подтягивая его за ручки. Заинтересуйте его повернуться в том или ином направлении при помощи яркой игрушки – это, опять же, укрепит мышцы спины и улучшит ориентирование в пространстве.
  5. В возрасте от полугода до года дети активно учатся ползать к предметам, наиболее привлёкшим их внимание. Родители должны всячески поощрять такие движения. Можно, например, поместить любимые игрушки немного дальше, это поможет малышу совершить небольшое путешествие по дому.
  6. Придерживайте ребёнка за подмышки и позвольте ему попрыгать у вас на коленях. Научите его сгибать-разгибать ножки. Как правило, с такой задачей дети легко справляются в возрасте от семи месяцев до года. Если настал такой момент, когда ваш кроха начал вставать, используя в качестве опоры различные предметы, например диван, стул и др., самое время начать укреплять мышцы маленьких ножек более активно.

Обучение

Первым сигналом о том, что ребёнок готовится к самостоятельной ходьбе, являются уверенные попытки передвигаться вдоль опоры, например, вдоль софы, бортиков детской кроватки или других устойчивых предметов интерьера.

Если кроха уже прекрасно встаёт и садится без посторонней помощи, передвигается вдоль стен, опираясь на них ручками, то он и первые шаги делать вполне готов.

Сейчас самое время научить его правильно ходить без опоры. И тут родителям помогут некоторые ценные рекомендации.

  • Поддерживать ребёнка нужно за подмышки, как это делается в первые месяцы жизни. Продвигайтесь с ним синхронно вперёд, и здесь вам не помешает помощь другого взрослого, который мог бы перехватить кроху в нужный момент.
  • Второй взрослый находится напротив и протягивает руки к идущему малышу. В тот момент вы его отпускаете, и получается, что кроха шагает самостоятельно, опираясь лишь на ваши руки. Очень важно таким образом научить его правильно ориентироваться, ведь при ходьбе вдоль стены характер движения в корне отличается. Вышеописанный метод является самым простым и надёжным, но всегда помните о безопасности.
  • Если ребёнок уже имел опыт самостоятельного передвижения, очень важно, чтобы он не боялся падать и приседать в нужный момент. Поэтому вы должны обязательно страховать его при движении и подхватывать, когда он наклоняется или неуверенно стоит. Привлечь кроху можно игрушками или другими интересующими его предметами, тогда он будет двигаться по правильной траектории.
  • В самом начале обучения ходьбе позаботьтесь о том, чтобы на пути предполагаемого движения малыша были мягкие подушки или специализированные валики. Они смогут предотвратить травмирование при незапланированных падениях.
  • Если вы видите, что ваш кроха ещё неуверенно двигается, стоит, покачиваясь из стороны в сторону, не занимайтесь с ним слишком долго. Его позвоночник пока не окреп, что может спровоцировать формирование неправильной осанки при ходьбе.
  • Постарайтесь обучить карапуза садиться из положения стоя. Ведь именно таким образом он сможет устраивать небольшие перерывы, что избавит ножки от чрезмерной нагрузки.
  • Если вы затеяли обучение на улице, на самых первых этапах вам помогут специальные приспособления – «поводки». Благодаря им, вы можете предотвратить травмирование, не держа малыша подмышки. Они представляют собой страховочные ремни. Конечно, это не самый хороший метод обучения ходьбе, но его применение допустимо, когда ребёнок начинает ходить уже более уверенно, а вы хотите сделать его передвижение максимально безопасным.
  • Некоторые дети уже в раннем возрасте очень активны и развиты физически. Если ваш малыш проявляет неподдельный интерес к самостоятельной ходьбе – не препятствуйте. Когда его организм достаточно окреп, ранние шаги пойдут крохе только на пользу. Но если он проявляет недовольство и протестует на первых порах обучения, временно отложите этот процесс.

Какие проблемы могут возникнуть?

Бывает, что дети в годик ещё не могут самостоятельно или при помощи взрослых сделать и нескольких шагов. В этом случае необходимо срочно обратиться к детскому неврологу.

А некоторые малыши не становятся на всю ступню, а ходят на носочках. Родители паникуют по этому поводу, полагая, что виной тому какие-то отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата малыша. Но доктор Комаровский уверен, что ничего страшного в этом нет.

Видео «Что делать, если ребёнок ходит на цыпочках?» - доктор Комаровский

Распространённые ошибки

Мамы и папы при обучении своих малышей самостоятельной ходьбе зачастую допускают просчёты, которые не позволяют детям в короткие сроки овладеть необходимыми навыками. Для того чтобы у вас подобного не произошло, просто не совершайте некоторых ошибок при обучении.

  1. Детские ходунки – полезное изобретение, но педиатры категорически против их применения. Дело в том, что такая ходьба не предусматривает опоры, что неизбежно может привести к деформированию детской стопы. Ко всему прочему в ходунках ребёнок сидит, поэтому вся нагрузка приходится на позвоночник, а не на ножки, а ремешки не позволяют ему свободно и беспрепятственно двигаться.
  2. Не стоит учить малыша ходить ранее 9 месяцев. В противном случае у него может развиться плоскостопие или повредится неокрепший позвоночник.
  3. Если ребёнок самостоятельно встаёт, держась за опору, не значит, что присесть ему удастся с таким же успехом – ему необходима помощь. Иначе такая непосильная нагрузка может привести к растяжению связок и деформированию стоп.
  4. Если детская обувь низкого качества, лучше откажитесь от неё. А когда обучение происходит во время прогулки на улице, предпочтение стоит отдать ортопедическим моделям, ведь они способны равномерно распределить нагрузку и поддерживать стопу в правильном положении.
  5. Не нужно чрезмерно опекать ребёнка при ходьбе. Он вполне может научиться ходить самостоятельно – главное дать ему свободу. В задачу родителей входит лишь помощь и страховка от падений.

Постарайтесь не совершать этих ошибок. Тогда кроха непременно порадует вас и овладеет навыком самостоятельной ходьбы очень быстро.

Навык использования ложки в процессе еды – самый первый навык самообслуживания, с которым предстоит познакомиться малышу. Родители обращаются к кормлению ребёнка ложкой, когда начинают вводить первый прикорм кашей или пюре. В большинстве случаев это происходит в . В этом возрасте детки ещё не могут самостоятельно кушать ложкой. А если и удерживают правильно этот столовый прибор, то покормить себя у них не получается. Поэтому родителям предстоит запастись терпением и спокойствием, пока их малыш не научится пользоваться ложкой. Наши советы и рекомендации помогут мамам и папам быстро и без проблем приучить к ложке своих детишек.

  1. Для кормления малыша нужно выбрать «правильную» ложечку: она должна быть неглубокой, прорезиненной, удобной. На прилавках детских супермаркетах можно без труда найти подобные столовые приборы. А продавцы-консультанты подскажут, какую модель лучше выбрать в соответствии с возрастом ребёнка.
  2. Не давайте малышу играться с ложкой, но не упускайте возможности при каждом кормлении предлагать ему ее подержать. Ребёнок должен чётко усвоить причинно-следственную связь «ложка-еда».
  3. Покажите на собственном примере, как правильно обращаться с этим столовым прибором. Обязательно проговорите название предмета («Это ложка» ) и его предназначение («Ей кушают кашу, пюре, супчик» ).
  4. В первое время ребёнок должен освоить умение правильно и уверенно держать ложку в руке. Карапуз будет стучать ложкой по столу, толкать её в рот, но только не использовать по прямому назначению. Это нормально. Пусть малыш познакомится поближе с этим столовым прибором.
  5. Только после этого можно предложить ему попробовать захватывать ложкой кашу или пюре (такое действие удаётся, как правило, в 8-9 месяцев).
  6. Первое обращение детей с ложкой всегда неуверенное. Малыш может рассыпать половину содержимого, испачкаться, пронести мимо рта. Ни в коем случае не ругайте его за это!
  7. Самое лучшее, что может сделать мама при обучении ребёнка пользоваться ложечкой, — быть терпимой к его маленьким неудачам и радоваться первым успехам. Помогайте малышу в этом нелёгком для него деле, аккуратно направляйте его ручку на каждом этапе – от зачерпывания каши до её отправления в рот. Ребёнок должен чувствовать вашу помощь и поддержку. А такое взаимодействие с мамой окажется для него не только полезным, но и очень приятным.
  8. Если малыш научился захватывать кашу ложечкой и направлять её ко рту, не нужно его торопить. Дайте крохе время. Иногда самостоятельный приём пищи может затянуться. Наберитесь терпения! И вскоре неуверенные движения малыша станут аккуратными и точными.
  9. Помните, что для ребёнка пользование ложкой – процесс, требующий концентрации, усилий, координации движений. Поэтому такое дело может быстро его утомлять. Давайте карапузу время передохнуть (в этот момент можно предложить ему попить или вытереть перепачканные щёчки).
  10. Почаще принимайте пищу вместе с ребёнком. Посадите его в детский стульчик, поставьте перед ним тарелочку с кашей, вооружите чадо столовым прибором, а сами устройтесь рядом. Ребёнок, видя ваши манипуляции, будет подражать им. Кроме того, он будет знать – мама делает так же! Психологи полагают, что наглядность действий не только способствует быстрому освоению навыка, но и вызывает у ребёнка чувство доверия.

Не забывайте, что прежде, чем малыш научится аккуратно пользоваться ложкой, пройдёт не один месяц. Для него этот новый и сложный навык означает гораздо больше простого самообслуживания. Это – новая ступень в его развитии!

Умение ходить – важный навык, который должен освоить малыш в возрасте 10-14 месяцев. Помочь ребенку сделать первый самостоятельный шаг можно с помощью упражнений и методик раннего физического развития.

Понять, что малыш уже готов к ходьбе, очень просто. Если ребенок старается при каждой удобной возможности занимать вертикальное положение, то не за горами первые шаги. Кроха умеет вставать в кроватке, передвигаться вдоль неё, а также возвращаться в изначальное положение? Значит, пришла пора постепенно обучать чадо ходить без поддержки.

Привлекаем внимание

Любопытство – главный “двигатель” всех навыков, которые осваивает ребенок, в том числе и ходьбу. Мама должна расположиться от ребенка на расстоянии вытянутой руки. Покажите малышу что-то яркое, новое, забавное (игрушку или предмет). Стремление поближе рассмотреть интересующую вещь заставит ребенка сделать шаг по направлению к вам.

Учимся играя

Простой и действенный способ быстро научить ходить ребенка – игра вместе с родителями. Одному из них нужно взять малыша под мышки. Второму родителю нужно встать лицом к крохе и протянуть вперед руки. Ребенок берется за руки родителя, в этот момент его отпускает первый родитель. Младенец делает пару шагов навстречу второму. Затем родители “меняются ролями”. Постепенно расстояние между взрослыми увеличивается.

Совет! На первых порах начинать делать упражнение лучше возле опоры (дивана, стены), чтобы ребенок мог придерживаться, не боясь упасть.

Обязательная подстраховка

Место, где ребенок учится ходить без опоры, должно быть безопасным. Подушки, одеяло, валики – все пригодится при случайном падении на первых порах. Обучение хождению должно вызывать у ребенка положительные эмоции. В период развития навыка все острые углы лучше прикрыть специальными накладками.

Подручные средства

Очень хорошо стимулируют умение ходить самостоятельно тележки для детей и машинки-каталки. Модели, снабженные ручкой, позволят ребенку толкать игрушку вперед и делать за ней шаги. Обычно прогресс с такими приспособлениями от первого неловкого шага до уверенной походки – дело 7-10 дней.

Важно! Каталка должна быть достаточно тяжелой, чтобы не переворачиваться во время перемещения ребенка.

Не торопите события

Удерживать равновесие и делать шаги – для малыша это огромный труд. Если ребенок еще неуверенно передвигается вдоль опоры, значит его ножки еще не готовы к самостоятельной ходьбе. Главное не то, как научить ребенка ходить, а как максимально правильно подготовить его организм к данному умению. Учите малыша присаживаться из положения стоя, чтобы он мог делать перерывы и избавляться от напряжения.


Умение ходить ребенок осваивает поэтапно, по мере своего психомоторного развития. Сначала младенец учится ползать, затем подниматься на ножки, держась за опору. Постепенно он учится дольше стоять в вертикально положении, и затем делает первый шажок, придерживаясь. Многие малыши пытаются вставать и передвигаться вдоль опоры уже с 7-8 месячного возраста.

Сказать заранее, в каком возрасте пойдет конкретный ребенок, сложно. Скорость освоения навыка зависит от индивидуальных особенностей малыша. По медицинским нормам, первый шаг без поддержки ребенок должен сделать до 1 года 3 месяцев. Начинать учить ребенка хождению можно с момента, когда он способен стоять без опоры – в 10-11 месяцев.

На заметку! Даже если вы уверены, что ребенок готов учиться шагать, не стоит поощрять хождение до 9-месячного возраста. Для неокрепшего позвоночника это чревато проблемами с формированием осанки.


Как стимулировать двигательное развитие ребенка?

Помочь ребенку сделать первые шаги можно не только с помощью тренировок и передвижений. Есть несколько секретов, которые помогут малышу овладеть навыком ходьбы.

Общеукрепляющий массаж

Массаж несет в себе огромную пользу для крохи и его развития. Проводить его можно как в поликлинике, так и самостоятельно. Особенных знаний в проведении массажа не нужно – достаточно легких растираний области стоп, постепенно захватывая поглаживаниями верхнюю часть ног. Массаж снимает напряжение с мышц, активизирует кровообращение и эффективно воздействует на биологически активные точки.

Легкая гимнастика

Гимнастика помогает укрепить мышцы нижних отделов ног, а также ягодичные мышцы. Именно эти виды мышц используются при ходьбе, и над ними следует работать в первую очередь. Делайте простые упражнения – сгибание/разгибание ног, наклоны вперед с поддержкой. В положении лежа на спине предложите ребенку дотянуться ножкой до поднятой вами ладони.

Хождение за руки

В 8-9 месяцев малыши зачастую непреодолимо хотят двигаться. Если кроха уже хорошо стоит, то можно практиковать хождение с ним по комнате. Сначала водите ребенка, держа одновременно за обе руки. Малыш идет ровно, его не клонит в стороны? Пробуйте убрать одну из рук, и держать ребенка уже только одной. Постепенно кроха научится держать равновесие и мама сможет гордо сказать “А мой уже сам ходит!”


Стремление родителей как можно быстрее научить ребенка ходить вполне объяснимо. Но в процессе обучения многие из них совершают ошибки, которые негативно влияют на развитие малыша. Рассмотрим, каких же методов стоит избегать, обучая ребенка ходьбе.

Раннее стояние и хождение возле опоры

Если для родителей стоящий в кроватке 6-месячный малыш это предмет гордости, то для самого ребенка это высокий риск растяжения неокрепших связок, деформации стопы и даже плоскостопия.

Чрезмерный контроль

Ограничение движения ребенка – еще одна крайность, которой следует избегать. Лишив младенца свободы действий, постоянно держа на руках и чрезмерно опекая его от малейших падений, вы рискуете тем, что навык хождения малыш освоит позже сверстников.

Использование ходунков

Ходунки, несмотря на свое название, совершенно не способствуют освоению навыка ходьбы. Более того, это устройство притупляет желание научиться ходить, ведь передвижение с его помощью и так дается легко. Большинство педиатров твердо настаивает на том, чтобы родители не пользовались детскими ходунками.

В возрасте около года почти все дети начинают проявлять первые попытки самостоятельности, в частности, это касается еды. Перевернутая тарелка, каша на полу, суп на потолке, пюре на ушах или на затылке – такая картина знакома каждой маме. Стоит ей на секунду отвернуться, как любимое чадо тут же влезет обеими руками в тарелку, чтобы попробовать любимую еду наощупь. Как научить ребенка кушать самостоятельно и не потерять остатки и без того ограниченного терпения?

Пять правил, которые нужно знать каждой маме

Важно понять, когда можно дать ребенку ложку и начать учить кушать самостоятельно. Даже если малыш не проявляет стремления обходиться без маминой помощи, в возрасте около года-полутора стоит заняться этим вопросом.
Многолетний опыт показывает, что есть ряд правил или хитростей, как вам будет угодно, соблюдая которые, маме удастся быстро и почти безболезненно научить ребенка владеть столовыми приборами.

Правило первое: голод – не тетка

Когда ребенок хочет кушать, он будет стремиться утолить голод и ему будет не до игрушек, развлечений и исследований. На голодный желудок особо не разгуляешься, поэтому давать ребенку ложку лучше тогда, когда он хочет есть. Для начала вложите ложку в руку малышу и помогите ему своей рукой. Потом, когда он станет более самостоятельным, старайтесь, как можно реже принимать участие в его кормлении.

Правило второе: с едой играть нельзя!

Как только малыш насытится, он начнет пробовать еду пальцами наощупь, размазывать по лицу, столу, стенам, кидать на пол. В такие моменты тарелку и ложку лучше всего убирать, иначе в дальнейшем ребенок не будет понимать разницу между играми и едой.

Правило третье: не идите против природы!

Никогда не настаивайте на том, что хлеб надо держать левой рукой, а ложку – правой. До трех лет вполне нормально стремление ребенка пытаться кушать как правой, так и левой рукой, в этом нет ничего страшного. К тому же если ваш ребенок левша, то, переучивая его на правую руку, вы только спутаете работу его мозга, что в дальнейшем может сказаться и на развитии. Не идите против природы, оставьте левшу левшой.

Правило четвертое: о вкусной и красивой пище

Для начала учите ребенка есть на самых любимых его блюдах. Не важно, будь то картошка, каша или котлета – дайте малышу ложку или вилку. Однако если видите, что вилкой ему пока еще неудобно есть, поменяйте ее на ложку. Ничего страшного, если поначалу он будет помогать себе руками. Просто держите наготове салфетки.

Кстати, многие мамы утверждают, что красиво оформленные блюда вызывают у ребенка больший аппетит и интерес, чем обычная тарелка с едой. Омлет в форме забавной рожицы, салат или овощи в виде букета цветов – все, на что способна ваша фантазия будет по достоинству оценено вашим малышом.

Правило пятое: берегите нервы!

Многие люди с детства приучены к чистоте и испытывают почти физический дискомфорт от окружающего их бардака. Смиритесь с тем, что пока ребенок будет учиться кушать самостоятельно, на вашей кухне (или в столовой) будет не очень-то чисто. Бороться с этим можно и нужно, но главное не переусердствовать. Не стоит вытирать каждую пролитую мимо рта каплю, дайте ребенку спокойно доесть, а потом займитесь уборкой и лучше всего вместе с ним, тогда он будет знать, что за собой нужно убирать, а еще лучше – стараться не пачкать. В каком возрасте надо приучать малышу к уборке? Лучше всего с самого начала – тогда стремление к чистоте будет у него в крови. В любом случае воспитывать всегда проще, чем потом перевоспитывать.

В теплом помещении можно обойтись без слюнявчиков, если посадить малыша кушать голышом. Заметьте, голый живот вытереть куда проще, чем стирать ежедневно гору испачканного белья. В прохладное время года можно надеть на малыша специальную клеенчатую курточку с уже вшитым в нее слюнявчиком – они продаются почти во всех детских магазинах, легко стираются, быстро сохнут и значительно облегчают маме жизнь.

До чего дошел прогресс!

Помимо слюнявчиков существует огромное количество всяких приспособлений для обучения малыша самостоятельному приему пищи. Особые пластмассовые вилки и ложки с изогнутыми ручками сделаны специально под детский захват. С такими приборами малышам проще научиться, не расплескивая, доносить полную ложку до рта. Пластиковые слюнявчики с поддоном, в который падает выроненная или выплюнутая еда позволяют избежать многократного ежедневного мытья полов и стульев. Специальные поильники с дырочками или с трубочками помогут вам научить малыша пить из чашки, не опрокидывая ее содержимое на себя. Пластмассовая посуда выдержит многократные падения, специальные термотарелки не дадут еде остыть, когда малыш долго кушает; а тарелки с присосками вообще не так-то легко сдвинуть с места, не то чтобы кидаться ими в окружающих.

Однако наши мамы как-то обходились без всех этих приспособлений, и мы с вами без потерь научились вести себя за столом. Дело в том, что на практике все сугубо индивидуально. Каждой маме придется проявить свой талант и недюжинное терпение, прежде чем она найдет подход к любимому малышу и научит его, как следует вести себя за столом.

«Еду, которую можно есть, держа в руке, я начала давать Илюше тогда, когда он потянул погремушки в рот – месяца в 4. В полгода, когда появились первые зубки, давала кусочек мягкой груши, сушки, хлеб. Грыз очень уверенно. Когда кормила пюре, специально капала капельку на стол, чтобы наигрался с едой. В 11 месяцев он потребовал в ультимативной форме дать ему ложку. Пришлось дать. Теперь едим двумя ложками – одна у него, одна у меня. Самое удивительное, что он не балуется, а целенаправленно макает ложку в еду и несет в рот. Проливает, конечно, а то, что уронил, сам берет пальчиками и складывает в тарелку обратно. Когда ему надоедает, он бросает ложку на пол. Тогда я ложку убираю и больше не даю. Баловство с едой пресекаю сразу – лужи вытираю, не даю шлепать ложкой по супу.

Дочка Алина постигала науку примерно так же, но я давала ей вволю посвинячить. Раздевала до памперса во время еды, потом отмывала в ванной. Летом, когда была жара, кормила прямо в ванной, только там у нее и появлялся аппетит, в прохладной водичке. А вообще мои дети в плане еды сильно отличаются – дочь малоежка, всегда ела без аппетита, поэтому я и давала ей наиграться с едой. У сына аппетит очень хороший, он ест только чтобы наесться.

Изогнутые ложки у нас не прижились – неудобно, мелкие, кривые, заточены только под одну руку, а мои дети хотели кушать то правой, то левой рукой. Пластиковые нагрудники тоже – жесткие. Так что я использую обычные слюнявчики».
Ольга, Московская область

«Ника просто захотела кушать самостоятельно. Мол, она уже большая девочка, хотя ей был всего год. Каша на голове, на стенах, на полу и везде, где только можно! Но надо перетерпеть этот момент, чтоб не отбить у малыша желание кушать самостоятельно. Ели мы простой чайной ложкой, без изысков. Сейчас Нике три с половиной года и проблем с едой у нас нет. Хотя иногда она просто ленится».
Лиза, Москва

«Настя стала брать в руки ложку с 11 месяцев, сначала просто играла с ней, а потом поняла, что нужно окунать ее в тарелку и нести в рот. Сейчас ей год и мы едим в две руки. Конечно, от каши на полу и занавесках никуда не деться, придется запастись терпением, просто я объясняю дочери, что баловаться с едой нельзя и если она уж очень расшалится, то просто забираю у нее ложку. Едим в обычном слюнявчике, детской пластиковой ложкой из пластмассовой тарелочки, но я уже подумываю о тарелочке на присоске».
Татьяна, Нижегородская область

О хороших манерах…

К хорошим манерам приучать малыша нужно с двух-трех лет. Многое из того, что было позволено раньше, должно уйти в небытие. Дурные привычки искоренить куда сложнее, чем сразу научить ребенка хорошим манерам – это факт. Однако не следует наказывать малыша за огрехи, ему это будет непонятно. Нужно мягко, но настойчиво день за днем объяснять ему, как себя вести за столом – капля камень точит. Конечно, учиться владеть ножом и вилкой в этом возрасте еще рано, но простые правила поведения он уже сможет соблюдать. Главное – все доступно объяснять. Нельзя играть с едой, нельзя выплевывать ее обратно, все, что попало в рот должно быть съедено, после еды нужно вытирать рот салфеткой, а перед едой – мыть руки с мылом.

Аккуратность – вопрос времени. Смиритесь с тем, что поначалу кухня после завтрака, обеда, полдника и ужина будет выглядеть, как бранное поле после битвы супа с компотом. Со временем это пройдет. И помните еще одно важное правило – инициатива НЕНАКАЗУЕМА! И если ваш ребенок проявил желание кушать самостоятельно, то вам, дорогие мамы, пора покинуть эту сцену. Главный герой на ней теперь ваш малыш.